Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О НЕОБХОДИМОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / CRIMINAL JUSTICE / ОРГАН ДОЗНАНИЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ / INQUIRY INSTITUTE IN ARMED FORCES / ДОЗНАНИЕ / INQUIRY / НЕОТЛОЖНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / PRESSING INVESTIGATION ACTIONS / КОМАНДИР ВОИНСКОЙ ЧАСТИ / UNIT COMMANDER / ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ / MILITARY POLICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сазонова Ирина Геннадьевна

В статье исследуются проблемы, связанные с осуществлением органами дознания в Вооруженных Силах РФ уголовно-процессуальной деятельности. В связи с тем, что полномочия военных органов дознания в сфере уголовного судопроизводства существенно ограничены, автор приходит к выводу о необходимости реформирования системы органов дознания в Вооруженных Силах РФ и предлагает наиболее оптимальное, с точки зрения их назначения, направление дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The performance of inquiry in Russian Armed Forces has to be reorganized

This article is about the problems connected with criminally-remedial conduction by inquiry bodies in Russian Armed Forces are enquired. In view of significantly limitation of military inquire bodies in field of criminal justice author comes to conclusion that inquiry system in Russian Armed Forces has to be reorganized and suggests the most suitable for its purpose, the way of future development.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

О НЕОБХОДИМОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САЗОНОВА Ирина Геннадьевна,

преподаватель кафедры уголовного процесса Военного университета Министерства Обороны. E-mail: i.g.sazonova@mail.ru

Краткая аннотация: в статье исследуются проблемы, связанные с осуществлением органами дознания в Вооруженных Силах РФ уголовно-процессуальной деятельности. В связи с тем, что полномочия военных органов дознания в сфере уголовного судопроизводства существенно ограничены, автор приходит к выводу о необходимости реформирования системы органов дознания в Вооруженных Силах РФ и предлагает наиболее оптимальное, с точки зрения их назначения, направление дальнейшего развития.

This article is about the problems connected with criminally-remedial соnduction by inquiry bodies in Russian Armed Forces are enquired. In view of significantly limitation of military inquire bodies in field of criminal justice author comes to соnclusion that inquiry system in Russian Armed Forces has to be reorganized and suggests the most suitable for its purpose, the way of future development.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство, орган дознания в Вооруженных Силах, дознание, неотложные следственные действия, командир воинской части, военная полиция.

Criminal justice, inquiry institute in Armed Forces, inquiry, pressing investigation actions, unit commander, military police.

Все органы дознания, по характеру выполняемых полномочий, можно условно разделить на 3 категории:

1) органы дознания, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы дознания управомоченные осуществлять дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;

3) органы дознания, наделенные правом выполнения неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 40 действующего Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), к органам дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации относятся начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов.

Военные органы дознания не включены

в перечень субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность . Несмотря на то, что начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов являют-

2

ся органами дознания, производить дознание они не могут. Дознание в Вооруженных Силах РФ на основании п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ проводят следователи военных следственных органов Следственного комитета РФ.

Начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов могут проводить лишь неотложные следственные действия в соответствии со ст. 157 УПК РФ, заключающиеся в действиях, осуществляемых после возбуждения уголовного дела, по которо-

1 Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, содержит федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // иК1_: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.03.2015).

2 Под дознанием понимается форма предварительного расследования уголовных дел.

му предварительное следствие обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Анализируя содержание нормативных правовых актов, регламентирующих уголовно-процессуальную деятельность военных органов дознания, можно прийти к выводу о том, что они имеют предельно ограниченные уголовно-процессуальные полномочия по сравнению с иными органами дознания.

Один из вопросов, от разрешения которого зависит дальнейшее направление развития военных органов дознания, связан с разграничением компетенции командиров воинских частей Вооруженных Сил РФ, соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов с начальниками органов военной полиции в сфере уголовного судопроизводства.

В настоящее время уголовно-процессуальное законодательство в части правового регулирования осуществления полномочий военными органами дознания не позволяет сделать однозначного вывода о границах, в пределах которых командиры воинских частей и начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ осуществляют полномочия и обязанности органа дознания.

Так, УПК РФ лишь перечисляет военные органы дознания. Инструкция о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, утвержденная приказом Заместителя Генерального прокурора РФ - Главного военного прокурора от 23 октября 2014 г. № 150 (далее - Инструкция) определяет, что командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений реализуют полномочия и обязанности органа дознания по сообщениям и уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы; лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или на территории (в расположении) воинской части, соединения, военного учреждения соответственно.

В свою очередь, согласно ст. 5 Инструк-

ции, начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ осуществляют обязанности органа дознания по сообщениям и уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил, гражданами, проходящими военные сборы в Вооруженных Силах, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или на территории (в расположении) органа военной полиции, воинской части, соединения, военного учреждения.

Не дает однозначного ответа на вопрос о разграничении полномочий между начальником органов военной полиции и иными военными органами дознания и Устав военной полиции, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 161 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации». Данный нормативный правовой акт лишь определяет в качестве одного из основных направлений деятельности военной полиции осуществление полномочий органа дознания.

Анализируя содержание норм Инструкции, определяющей полномочия начальников органов военной полиции, можно предположить, что последние должны осуществлять уголовно-процессуальную деятельность практически во всех случаях совершения преступления военнослужащими Вооруженных Сил, гражданами, проходящими военные сборы в Вооруженных Силах, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, а также если преступление совершено на территории (в расположении) органа военной полиции, воинской части, соединения, военного учреждения. Получается, что командирам воинских частей, соединений, начальникам военных учреждений и гарнизонов отводится лишь вспомогательная роль в реализации полномочий и обязанностей органа дознания.

Более подробную информацию, касающуюся разграничения компетенции командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов и начальников органов военной полиции как органов дознания в сфере уголовного судопроизводства, содержит

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2015 г. № 50 «Об организации процессуальной деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Предполагалось, что до 1 декабря 2015 г. начальники органов военной полиции должны осуществлять полномочия органов дознания по сообщениям и уголовным делам о преступлениях, совершенных подчиненными военнослужащими, а также лицами гражданского персонала в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или на территории воинской части, гарнизона, иными военнослужащими и лицами гражданского персонала, в случае непосредственного обнаружения органами военной полиции признаков преступления, а также при поступлении в органы военной полиции сообщений о преступлениях, совершенных указанными лицами, из иных источников.

Командиры воинских частей вправе реализовывать уголовно-процессуальные полномочия по сообщениям и уголовным делам о преступлениях, совершенных подчиненными военнослужащими и лицами гражданского персонала, за исключением случаев, когда рассмотрением подобных сообщений и производство по таким делам осуществляется начальниками органов военной полиции.

Начальники гарнизонов должны реали-зовывать полномочия органа дознания по сообщениям и уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими и лицами гражданского персонала, не проходящими службу (не работающими) в воинских частях данного гарнизона, но совершившими преступления в расположении гарнизона, за исключением случаев, когда рассмотрение сообщений и производство по подобным делам осуществляют начальники органов военной полиции.

Новые правила разграничения компетенции между командирами воинских частей, соединений, начальниками военных учреждений и гарнизонов и начальниками органов военной полиции как органами дознания в Вооруженных Силах РФ планировалось ввести с 1 декабря 2015 г.

Так, предполагалось, что начальники органов военной полиции должны осуществлять уголовно-процессуальную деятельность

по сообщениям и уголовным делам, совершенным военнослужащими и лицами гражданского персонала.

Командиры же воинских частей могли реализовывать полномочия органа дознания лишь по сообщениям и уголовным делам о преступлениях, совершенных подчиненными военнослужащими и лицами гражданского персонала, в случае невозможности проведения проверки сообщения о преступлении и производства неотложных следственных действий начальниками территориальных отделов (отделений) дознания военной полиции.

Начальникам гарнизонов предоставлялось право осуществлять уголовно-процессуальную деятельность по сообщениям и уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими и лицами гражданского персонала, не проходящими службу (не работающими) в воинских частях данного гарнизона, но совершившими преступления в расположении гарнизона, в случае невозможности проведения проверки сообщения о преступлении и производства неотложных следственных действий начальниками территориальных отделов (отделений) дознания военной полиции.

Таким образом, органам военной полиции в лице территориальных отделов (отделений) дознания отводилась приоритетная роль в осуществлении уголовно-процессуальной деятельности. Однако, новые правила разграничения компетенции между военными органами дознания в сфере уголовного судопроизводства до настоящего времени не применяются. Необходимые организационные мероприятия в органах военной полиции по формированию отдела (отделения) дознания не проведены.

В любом случае, наделение начальников органов военной полиции Вооруженных Сил РФ полномочиями органа дознания не должно повлечь за собой ограничение, а тем более лишение командиров воинских частей, соединений и начальников военных учреждений и гарнизонов полномочий по осуществлению уголовно-процессуальной деятельности. Командиры воинских частей играют важную роль в обеспечении законности и правопорядка в войсках, и возможность осуществления ими уголовно-процессуальной деятельности способствует не

только укреплению воинской дисциплины и воспитания личного состава воинской части, но и усилению роли принципа единоначалия.

Наиболее оптимальным вариантом разграничения компетенции между военными органами дознания в сфере уголовного судопроизводства, представляется тот вариант, при котором начальники органов военной полиции, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений будут вправе осуществлять уголовно-процессуальную деятельность по сообщениям и уголовным делам о преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также лицами гражданского персонала в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или на территории органа военной полиции, воинской части, соединения, военного учреждения соответственно. Начальники гарнизонов, в свою очередь, вправе реализовывать полномочия органа дознания в отношении военнослужащих и лиц гражданского персонала, не проходящими службу (не работающими) в воинских частях данного гарнизона, но совершившими преступления в расположении гарнизона.

Проблема разграничения компетенции между военными органами дознания в сфере уголовного судопроизводства не единственная проблема, связанная с деятельностью органов дознания в Вооруженных Силах РФ. В настоящее время сложилась ситуация, при которой в армии и на флоте отсутствуют специализированные подразделения, осуществляющие дознание и оперативно-розыскную деятельность.

О следователях военных следственных органов Следственного комитета РФ упомянуто не случайно. Обратившись к содержанию норм ч. 3 ст. 151 УПК РФ, нетрудно заметить, что дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно, проводится дознавателями различных правоохранительных органов (органов внутренних дел РФ, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов Федеральной службы судебных приставов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ). И

лишь в системе Вооруженных Сил РФ отсутствует дознаватель, наделенный в соответствии с УПК РФ правом производства дознания.

В Вооруженных Силах РФ отсутствует единая практика расследования уголовных дел, по которым предварительное следствие не обязательно. В некоторых гарнизонах следователи военного следственного органа Следственного комитета РФ осуществляют расследование такой категории уголовных дел в форме предварительного следствия. Подобная практика представляется не совсем правильной. Следователи выполняют функцию, присущую органу дознания в лице дознавателя.

Создание на базе военной комендатуры органов военной полиции Вооруженных Сил РФ не разрешило всех проблем, связанных с деятельностью органов дознания. В армии и на флоте так и не введена штатная должность дознавателя.

Ввиду неопределенности правового положения органов военной полиции и отсутствия четкой регламентации уголовно-процессуальной деятельности, осуществляемой военными органами дознания, в научной среде распространены различные точки зрения относительно полномочий военной полиции в части осуществления уголовно-процессуальной деятельности и поиска путей развития военных органов дознания.

Н.П. Фролкин, И.В. Шульгин считают, что необходимо создать новую, эффективную систему военных органов дознания. С этой целью следует отказаться от нештатных органов дознания в лице командиров воинских частей и их подчиненных, создав в системе органов военной прокуратуры собственные подразделения дознания. Низовые подразделения органов дознания должны дислоцироваться в расположении воинских частей, но состоять при этом в прямом подчинении прокуроров военных гарнизонов. Включение органов дознания именно в систему органов военной прокуратуры было бы логичным и оправданным. Не следует передавать функции

производства дознания и предварительного

1

следствия в войсках военной полиции .

1 Фролкин Н.П., Шульгин И.В. Об эффективности функционирования военных органов дознания и мерах по оптимизации их организационной и правоприменительной деятельности // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2006. № 6. С. 80.

Следует отметить, что на момент публикации статьи Н.П. Фролкина, И.В. Шульгина военно-следственные органы входили в состав военных прокуратур и не являлись структурным подразделением Следственного комитета РФ.

Н. Карпов усматривает в качестве основных направлений деятельности военной полиции осуществление в войсках оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения и пресечения правонарушений, также проведение дознания и предварительного следствия по уголовным делам. Он полагает, что органы военной полиции будут призваны освободить от несвойственных им функций органы дознания Вооруженных Сил .

Основное предназначение органов дознания в Вооруженных Силах РФ заключается в защите жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих, лиц гражданского персонала, обеспечении в Вооруженных Силах РФ законности, правопорядка, воинской дисциплины, противодействии преступности. В настоящее время сложилась ситуация, когда военные органы дознания не имеют достаточных для реализации своего предназначения уголовно-процессуальных полномочий. Таким образом, назрела острая необходимость в их реформировании.

Реформа органов дознания в Вооруженных Силах РФ должна проводиться в несколько этапов. Прежде всего, следует сформировать специализированное подразделение дознания в составе военной полиции, которое бы занималось расследованием уголовных дел в форме дознания. При этом из подследственности следователей военно-следственных ор-

ганов Следственного комитета РФ следует вывести составы преступлений, расследование которых предполагает форму дознания.

Что же касается полномочий дознавателей специализированных подразделений дознания органов военной полиции по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, то им по указанию начальника военной полиции надлежит заниматься производством неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ в соответствии с правилами предложенными выше.

На завершающем этапе реформирования военных органов дознания, в структуре органов военной полиции следует сформировать подразделение, основным назначением которого будет осуществление оперативно-розыскной деятельности в Вооруженных Силах РФ.

Безусловно, что реформирование военных органов дознания должно сопровождаться внесением соответствующих изменений и дополнений в действующее уголовно-процессуальное законодательство (УПК РФ, Инструкцию, Устав военной полиции и др.), а также в Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Подобная система органов дознания в Вооруженных Силах РФ будет способна в полной мере выполнить предназначение органов дознания. Наличие действенного, полноценного правоохранительного органа, располагающего всеми необходимыми для борьбы с преступностью полномочиями положительным образом отразится на состоянии законности и правопорядка и воинской дисциплины.

1 Карпов Н. Необходима ли нам военная полиция? // Законность. 2005. № 9. С. 52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.