Научная статья на тему 'Понятие, признаки и система органов дознания'

Понятие, признаки и система органов дознания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
792
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОЗНАНИЕ / ОРГАН ДОЗНАНИЯ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОЗНАВАТЕЛЬ / НАЧАЛЬНИК ОРГАНА ДОЗНАНИЯ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОЗНАНИЯ / INVESTIGATING UNIT'S CHIEF / INVESTIGATING / INVESTIGATING UNITS / PRE-TRIAL INVESTIGATION / POLICE FIELD OPERATIONS / INVESTIGATOR / SPECIALIZED INVESTIGATING UNIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мусеибов Ульви Абдулаевич

На основе анализа правовых определений отдельных участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения и видов уголовно-процессуальной деятельности, а также практики их применения раскрыты признаки и особенности процессуального статуса органов дознания. Определена система этих органов. Разработаны предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законода- тельства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мусеибов Ульви Абдулаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept, features and system of investigating units

Features and peculiar characteristics of the investigating units legal procedure status are revealed based on the legal definitions of some participants of the criminal justice process from the part of the prosecution, and kinds of the criminal proceedings activities, and also their practical usage. The system of these units is defined. Proposals to perfect criminal procedure legislation are developed

Текст научной работы на тему «Понятие, признаки и система органов дознания»

УГОЛОВНОЕ,

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО,

КРИМИНАЛИСТИКА

УЛЬВИ АБДУЛАЕВИЧ МУСЕИБОВ,

аспирант Академии права и управления

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СИСТЕМА ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ

На основе анализа правовых определений отдельных участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения и видов уголовно-процессуальной деятельности, а также практики их применения раскрыты признаки и особенности процессуального статуса органов дознания. Определена система этих органов. Разработаны предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства.

Ключевые слова: дознание, орган дознания, предварительное расследование, оперативно-розыскная деятельность, дознаватель, начальник органа дознания, специализированное подразделение дознания.

U.A. Museibov, Post-Graduate, Academy of Law and Management; e-mail: abshm@mail.ru, tel.: 8926-360-31-45.

The concept, features and system of investigating units.

Features and peculiar characteristics of the investigating units' legal procedure status are revealed based on the legal definitions of some participants of the criminal justice process from the part of the prosecution, and kinds of the criminal proceedings activities, and also their practical usage. The system of these units is defined. Proposals to perfect criminal procedure legislation are developed.

Key words: investigating, investigating units, pre-trial investigation, police field operations, investigator, investigating unit's chief, specialized investigating unit.

Органы дознания определяются в п. 24 ст. 5 ществлять дознание и другие процессуальные Уголовно-процессуального кодекса Российской полномочия каким бы то ни было должностным Федерации1 как государственные органы и долж- лицом. Они наделяются таким правом только за-ностные лица, уполномоченные в соответствии коном. Исходя из этого следует признать некор-с УПК РФ осуществлять дознание и другие про- ректным определение понятия органа дознания, цессуальные полномочия. Тем самым органами содержащееся в п. 24 ст. 5 УПК РФ, на что уже об-дознания признаются как государственные ор- ращалось внимание в литературе3, и предложить ганы - юридические лица, так и должностные, сформулировать его в следующей редакции: «ор-т.е. физические лица. В то же время в словарях ганы дознания - государственные органы, право-русского языка термин «орган» истолковывается мочные осуществлять дознание и неотложные только как государственное или общественное следственные действия, а также иные предусмо-учреждение, организация2, которыми физиче- тренные настоящим Кодексом полномочия». ские лица являться не могут. Должностные лица В соответствии с ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам

только реализуют полномочия органа дознания дознания относятся: 1) органы внутренних дел как организации либо по прямому указанию зако- Российской Федерации и входящие в их состав на, поскольку они наделены полномочиями орга- территориальные, в том числе линейные, управ-на дознания, либо по поручению начальника ор- ления (отделы, отделения) полиции, а также иные гана дознания. Однако сами органы дознания как органы исполнительной власти, наделенные в организации и как участники уголовного судо- соответствии с федеральным законом полномо-производства не могут быть уполномочены осу- чиями по осуществлению оперативно-розыск-

ной деятельности; 2) органы Федеральной службы судебных приставов; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы.

На органы дознания ч. 2 ст. 40 УПК РФ возлагаются: 1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; 3) осуществление иных предусмотренных УПК РФ полномочий.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»4 на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям: 1) органов внутренних дел Российской Федерации; 2) органов Федеральной службы безопасности; 3) федеральных органов государственной охраны;

4) таможенных органов Российской Федерации;

5) Службы внешней разведки Российской Федерации; 6) Федеральной службы исполнения наказаний; 7) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставлено, как явствует из содержания указанной статьи Закона, не самим перечисленным в ней органам, а их оперативным подразделениям, наличие которых в структуре данных органов предполагается. Указанные оперативные подразделения не наделены полномочиями по производству дознания и не являются органом дознания, хотя в некоторых ведомственных нормативных правовых актах они прямо определяются как органы дознания. В частности, согласно п. 2 Инструкции по организации в органах Федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, утвержденной приказом ФСБ России от 16 мая 2006 г. № 2055, в органах безопасности к органам дознания относятся ФСБ России и оперативные подразделения (в том числе оперативные подразделения служб) ФСБ России.

Из правового определения понятия дознания, содержащегося в п. 8 ст. 5 УПК РФ, вытекает, что производство оперативно-розыскных мероприятий не входит в содержание данного вида уголовно-процессуальной деятельности. При исполнении поручений следователя о производстве оперативно-розыскных мероприятий орган

дознания выступает в качестве субъекта уголовно-процессуальных отношений. Однако непосредственно оперативно-розыскные меры производятся не органом дознания как участником уголовного судопроизводства, а оперативными подразделениями органа, который наделен законом также и полномочиями органа дознания. Уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная деятельность - обособленные виды деятельности. В соответствии с ч. 2 ст. 41 УПК РФ не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Таким образом, орган дознания не является органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Это - орган исполнительной власти, в структуре которого имеются подразделения, уполномоченные на производство оперативно-розыскных мероприятий. В то же время не все государственные органы, правомочные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, являются одновременно и органом дознания.

В ч. 3 ст. 151 УПК РФ определена подследственность только дознавателей: 1) органов внутренних дел Российской Федерации; 2) пограничных органов Федеральной службы безопасности; 3) органов Федеральной службы судебных приставов; 4) таможенных органов Российской Федерации; 5) органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы; 6) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Поскольку данный перечень является исчерпывающим, органами дознания следует признать только указанные в этом перечне государственные органы, имеющие в своем составе штатных дознавателей и подразделения, специально созданные для производства дознания. Именно они и образуют систему органов дознания. Другие органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, к органам дознания не относятся.

К органам дознания п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ отнесены, наряду с органами исполнительной власти, также и командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, т.е. должностные лица, которые организацией не являются. Включение данных должностных лиц в перечень органов дознания, предусмотренный ч. 1 ст. 40 УПК РФ, нельзя признать правильным, поскольку воинские части и соединения не являются правоохранительными органами и не располагают штатом дознавателей либо следователей, которым согласно п. 8

ст. 5 УПК РФ, содержащему определение понятия дознания, а также ч. 3 ст. 151 УПК РФ только и предоставлено право на производство дознания. В связи с этим командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов, так же как и начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, которые согласно п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ наделены правом производства неотложных следственных действий, следовало бы включить в предусмотренный ч. 3 ст. 40 УПК РФ перечень должностных лиц, наделенных законом отдельными полномочиями органов дознания по уголовным делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Согласно ч. 3 ст. 40 УПК РФ возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на: 1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

В литературе высказано и обосновывается мнение о том, что данные лица также относятся к органам дознания6. С таким мнением согласиться нельзя, поскольку, во-первых, не все из указанных лиц, в частности капитаны морских и речных судов, руководители геологоразведочных партий и зимовок, являются всегда должностными лицами, осуществляющими соответствующие функции в государственных органах либо Вооруженных силах Российской Федерации, если исходить из правового определения должностного лица, содержащегося в примечании 1 к ст. 285 УК РФ, во-вторых, они не наделены полномочиями по производству предварительного расследования в форме дознания. Возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, подследственных органам дознания, ни они, ни начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы не вправе. Исходя из определения понятия органа дознания, содержащегося в п. 24 ст. 5 УПК РФ, капитаны морских и речных судов, руководители геологоразведочных партий и зимовок, не являющиеся должностными лицами, вообще

не наделены правом осуществления уголовно-процессуальной деятельности.

Аналогичное толкование полномочий указанных выше должностных лиц, в частности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сложилось и в правоприменительной практике.

Так, прокуратурой Самарской области признана незаконной практика принятия органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы решений о возбуждении и отказе в возбуждении уголовных дел в порядке пп. 1, 2 ч. 1 ст. 145 УПК РФ. Все принятые должностными лицами указанных органов и учреждений процессуальные решения прокурорами были отменены как принятые ненадлежащими лицами, а материалы проверки сообщений о преступлениях направлены по подследственности в территориальные органы дознания и следствия. Генеральной прокуратурой Российской Федерации в информационном письме от 3 марта 2009 г. № 69-14-2009 такая практика признана обоснованной, а опыт прокуратуры Самарской области рекомендован к использованию и в других субъектах Российской Федерации7.

Наделение законом отдельных органов и должностных лиц правом принятия и регистрации сообщений о преступлениях и производства неотложных следственных действий, так же как и правом осуществления оперативно-розыскной деятельности, само по себе еще не является основанием для признания их органом дознания, что вытекает из правового определения дознания как формы предварительного расследования, осуществляемого дознавателем либо следователем, а также правил о подследственности, согласно которым дознание осуществляется дознавателями и следователями только тех органов, исчерпывающий перечень которых приведен в ч. 3 ст. 151 УПК РФ.

Не меняет существа данного положения и правовое определение понятия «неотложные следственные действия», содержащееся в п. 19 ст. 5 УПК РФ, в котором неотложные следственные действия определяются как действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Данное определение не согласуется с положениями ч. 3 ст. 40, ч. 2 ст. 157 и ч. 5 ст. 152 УПК РФ, согласно которым правом производства неотложных следственных действий наделены, наряду с органом дознания, и отдельные долж-

ностные лица, которые, однако, не вправе производить предварительное расследование в форме дознания и соответственно органом дознания не являются, а также следователь, когда он установит, что уголовное дело ему не подследственно.

В связи с изложенным предлагаем:

1) в ст. 5 УПК РФ п. 19 дополнить после слов «органом дознания» словами «и иными должностными лицами, которым настоящим Кодексом предоставлены отдельные полномочия органов дознания»;

2) в ст. 157 УПК РФ ч. 2 исключить;

3) в ст. 40 УПК РФ п. 3 ч. 1 исключить; дополнить ч. 3 пп. 4 и 5 следующего содержания:

«4) командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами».

Внесение в УПК РФ указанных изменений и дополнений будет способствовать правильному толкованию и применению уголовно-процессуального закона на практике.

1 Далее - УПК РФ.

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М., 1989. С. 368.

3 Гирько С.И. Деятельность милиции в уголовном процессе. - М., 2006. С. 149.

4 Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

5 Российская газета. 2006. № 236. 20 окт.

6 Арестова Е.Н. Органы дознания: понятие, виды, содержание процессуальной деятельности // СПС Консультант-Плюс. 2009. С. 11.

7 Денисов Ю. Практика была неправильной // Законность. 2009. № 9. С. 12-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.