УДК Х410.212.1 (2РОС) Д.Г. НИКУЛИН
соискатель кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД E-mail: [email protected]
UDC Х410.212.1 (2РОС) D.G. NIKULIN
researcher of the Department of Criminal Process, Saint
Petersburg University of MIA E-mail: [email protected]
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ ВО ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ МВД РОССИИ
CRIMINAL AND PROCEDURAL ACTIVITY OF BODIES OF INQUIRY IN INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Потребность искоренения преступности в системе МВД России, совершенствования дознания как формы расследования в условиях современной социально-экономической обстановки, необходимости поиска новых путей оптимизации и повышения эффективности досудебного производства обусловили актуальность рассмотрения вопроса уголовно-процессуальной деятельности органов дознания во внутренних войсках МВД России. Деятельность органов дознания во внутренних войсках МВД включает регистрацию сообщения о преступлении, проверку сообщения о преступлении, осуществление дознания по уголовному делу и производство неотложных следственных действий.
Ключевые слова: дознание, внутренние войска МВД России, уголовно-процессуальная деятельность, командир воинской части, дознаватель, преступление.
The need of eradicating crime in the Russian Ministry of Internal Affairs, improving inquiry improvement as an investigation form in the conditions of the modern social and economic situation, the necessity of searching new ways of optimization and increase of efficiency ofpre-judicial production made the consideration of the question of criminal and procedural activity of bodies of inquiry in internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia urgent. The activities of bodies of inquiry in internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia comprises the registration of the message about a crime, the verification of the message about a crime, inquiry implementation on criminal case and fulfillment of urgent investigatory actions.
Keywords: inquiry, internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, criminal and procedural activity, the commander of military unit, the investigator, crime.
Реформы, проводимые в России, связанные с модернизацией силовых ведомств, полиции и иных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, в том числе и Министерства внутренних дел России, не может происходить без параллельного реформирования законодательства, поиска путей его усовершенствования. В таких условиях уголовно-процессуальное законодательство должно соответствовать политико-правовой системе общества с целью постоянной защиты прав, интересов граждан и организаций, находящихся на территории Российской Федерации. Многообразие противоправных проявлений, сложность процесса их выявления и пресечения обуславливает повсеместное и непрерывное совершенствование законодательной базы, а также организационные изменения, связанные с расследованием преступлений.
В соответствии с данными, размещенными на сайте главной военной прокуратуры по адресу http:// gvp.gov.ru/news/view/502/, главным военным прокурором 29.06.2012 года было отмечено, что несмотря на принимаемые меры, число криминальных правонарушений коррупционной направленности не снижает-
© Д.Г. Никулин © D.G. Nikulin
ся. Только за пять месяцев текущего года в войсках и воинских формированиях выявлено свыше 800 криминальных деяний коррупционной направленности. Каждое пятое преступление относится к этой категории. При снижении общего количества учтенных преступлений, число выявленных фактов взяточничества в 2012 г. возросло в 1,5 раза, должностных подлогов - в 1,4 раза. По-прежнему распространены мошенничество, злоупотребление служебным положением, превышение должностных полномочий из корыстных побуждений, присвоение и растрата. В 2011-2012 г.г. за коррупционные преступления осуждены 129 командиров воинских частей (начальников учреждений) и 10 высших офицеров. Материальный ущерб, причиненный преступными действиями государству, превысил 2,9 млрд. рублей. В наибольшей мере подвержены коррупции сферы распределения и использования средств федерального бюджета, в первую очередь, выделяемых на государственный оборонный заказ.1 Таким образом, преступность не обошла стороной ни Министерство обороны, ни внутренние войска МВД России. Специфика взаимоотно-
1 Интернет http://gvp.gov.ru/news/view/502/
шений, воинской дисциплины, задач, стоящих перед внутренними войсками МВД России, и особый статус военнослужащих обуславливает конкретные формы работы по предупреждению и искоренению преступлений, определяет некоторые особенности в применении уголовно-процессуального законодательства. В связи с этим возникает необходимость теоретического и практического осмысления и разрешения как правовых, так и организационных вопросов, касающихся производства дознания во внутренних войсках МВД России. Воинская часть внутренних войск МВД России - это государственное учреждение, которое, в силу особой роли, которую играют внутренние войска МВД России в жизни страны, предназначены для выполнения задач и осуществление функций, мало связанных с вопросами проведения дознания и каких-либо следственных действий по преступлениям. В настоящее время внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации выполняют ряд задач, направленных на обеспечение безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств. Каждую воинскую часть возглавляет командир, который в соответствии со статьей 40 УПК РФ помимо функции руководителя юридического лица выполняет функцию органа дознания. Указанные выше полномочия и обязанности органа дознания в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 40, п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК РФ2 реализуются в зависимости от того, где совершено преступление и кем. Так, командиры воинских частей, соединений - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, гарнизона. Начальники военных учреждений - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении учреждения. Начальники гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, не проходящими службу в частях, соединениях и учреждениях данного гарнизона, но совершивших преступления в расположении гарнизона (ст. 24 Устава гарнизонной и караульной
2 2Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 07.04.2010) // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
служб Вооруженных Сил Российской Федерации), то есть на территории воинских частей, военно-учебных заведений и учреждений, расположенных постоянно или временно в определенном населенном пункте или районе с установленными границами.3
В соответствии со статьей 40 УПК России, Инструкцией о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, утвержденной приказом Главной военной Прокуратуры РФ от 18 января 2008 г. N 20 (далее - инструкция) при реализации уголовно-процессуальных функций командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения (далее - командир воинской части) как орган дознания, обладающий полномочиями начальника органа дознания, в пределах предоставленной ему уголовно-процессуальным законодательством компетенции возлагает отдельные процессуальные полномочия органа дознания на подчиненных ему должностных лиц-дознавателей. Указанная инструкция объявлена для руководства и исполнения органами дознания во внутренних войсках МВД России приказом МВД РФ от 25 августа 2008 г. N 750 «Об организации процессуальной деятельности органов дознания во внутренних войсках МВД России». Так, командир воинской части уполномочен давать поручения о приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях и принятии по ним процессуальных решений, выполнении неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ, осуществлении иных полномочий, предусмотренных УПК РФ. Для этого орган дознания - командир воинской части уполномочивает в соответствии с п. 7 ст. 5 УПК РФ своим письменным приказом (п. 28 Приложения N 9 к Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации) наиболее подготовленных, как правило, имеющих высшее юридическое образование офицеров осуществлять процессуальные полномочия органа дознания, назначая их дознавателями, которые, являясь должностными лицами органа дознания, обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ч. 3 ст. 41 УПК РФ. Указанное выше в полной мере соответствует определению дознавателя, данному в большом юридическом словаре Малько А. В., а именно: дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания или его заместителем осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК РФ).4 Кроме того, по каждому случаю проведения проверки сообщения о преступлении в порядке,
3 Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М, 2011 г.
4 А.В. Малько Большой юридический словарь/ М. «Проспект», 2009 г
установленном ст.ст. 144, 145 УПК РФ, орган дознания - командир воинской части дает письменное поручение дознавателю. В соответствии с ч. 1 ст. 21 УПК РФ командир воинской части (орган дознания или дознаватель) осуществляет уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения, а в соответствии с ч. 4 ст. 20 УПК РФ с согласия военного прокурора он осуществляет уголовное преследование по уголовным делам частного обвинения, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния, либо по иным причинам (к которым относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны) не может защищать свои права и законные интересы (ч. 4 ст. 20 УПК РФ).
В каждом случае обнаружения признаков преступления орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении (ч. 2 ст. 21 УПК РФ). Деятельность командиров воинских частей как органов дознания, а также деятельность дознавателей по категории уголовных дел, предусмотренных главой 32 УПК РФ, заключается в выполнении действий, указанных выше за исключением производства неотложных следственных действий после возбуждения уголовного дела. После возбуждения уголовного дела о преступлении, по которому производство предварительного следствия является необязательным, и направления его руководителю военного следственного органа следователем по данному делу производится дознание. После принятия такого дела к производству следователем орган дознания - командир воинской части или дознаватель вправе производить по нему отдельные следственные действия и розыскные мероприятия по поручению следователя. Предварительное расследование в форме дознания в порядке, предусмотренном главой 32 УПК РФ, по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, органами дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, не производится, перечень таких преступлений приведен в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознание по указанным уголовным делам в порядке, установленном главой 32 УПК РФ, производится следователями военных следственных органов. Деятельность командиров воинских частей как органов дознания, а также деятельность дознавателей по указанной категории уголовных дел заключается в выполнении действий, указанных выше за исключением производства неотложных следственных действий после возбуждения уголовного дела, так как после возбуждения уголовного дела о преступлении, по которому производство предварительного следствия является необязательным, и направления его руководителю военного следственного органа, дознание по данному делу про-
изводится следователем.
В процессе служебной деятельности командиру воинской части может стать известно, из докладов должностных лиц, а также из иных источников, о совершенном или готовящемся преступлении. В связи с этим на основании ст. 143 УПК РФ командир части дает указание дознавателю принять указанную информацию и в случае обнаружения признаков преступления составить рапорт об обнаружении признаков преступления на его имя. В таком рапорте должны содержаться подробные сведения о месте, времени совершенного деяния и его обстоятельствах, лице, его совершившем (если оно известно), наступивших последствиях, данные о времени и источнике получения информации. В случае совершения военнослужащим правонарушения, в котором наличие признаков преступления не является очевидным, командир воинской части назначает служебное разбирательство, которое производится в порядке, установленном Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Если в результате выяснится, что проступок военнослужащего содержит признаки преступления, должностное лицо, производившее разбирательство, составляет мотивированный рапорт на имя командира воинской части. После рассмотрения указанного рапорта командир части поручает дознавателю составить на основании материалов административного разбирательства рапорт об обнаружении признаков преступления. Составив указанный рапорт, дознаватель регистрирует его в книге регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в войсковую часть (учреждение), которая ведется в каждой воинской части. В указанной книге регистрируются все письменные заявления о преступлениях, протоколы принятия устных заявлений о преступлениях, письменные заявления о явке с повинной, а также протоколы явки с повинной. При регистрации сообщений о преступлениях на документе (письменном заявлении, протоколе принятия устного заявления о преступлении, протоколе явки с повинной, рапорте об обнаружении признаков преступления) производится запись или проставляется штамп регистрации с указанием даты и времени регистрации, порядкового номера регистрационной записи, фамилии, инициалов должностного лица (дознавателя, др.), получившего сообщение (принявшего заявление, составившего протокол). На основании ч. 4 ст. 144 УПК РФ заявителю выдается документ (справка, уведомление) о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Правильность регистрационных записей на документе удостоверяется подписью лица, получившего сообщение о преступлении. Ответственные за хранение указанной книги, ее заполнение, а также регистрацию сообщений о преступлениях назначаются приказом командира воинской части. Ежемесячно командир воинской части проверяет правильность ее ведения, достоверность, своевременность и пол-
ноту вносимых в нее записей, о чем делает в книге отметку. При получении сообщения о преступлении почтой, помимо регистрации в указанной книге, оно подлежит регистрации в порядке, установленном для входящей корреспонденции.
На почтовом сообщении (в день его поступления), на рапорте об обнаружении признаков преступления (в день получения информации) органом дознания -командиром воинской части в соответствии со ст. 144 УПК РФ налагается резолюция о регистрации и порядке проведения проверки, а также указывается дознаватель, которому она поручается.
Дознаватель и орган дознания обязаны принять, зарегистрировать и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной ч. 4 ст. 21 УПК РФ направляет требования, поручения, запросы; истребует документы и материалы (ч. 2 ст. 144 УПК РФ); получает объяснения, ходатайствует перед командиром части о производстве документальных проверок, ревизий, инвентаризаций, если они могут быть закончены в срок, не превышающий 10-30 суток (ч. 1 и 3 ст. 144 УПК РФ); проводит исследования; осматривает места происшествия. Дознаватель осуществляет проверку сообщения о преступлении в объеме, необходимом для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, обеспечивая неразглашение данных.
По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания - командир воинской части или дознаватель обязан принять одно из следующих решений, предусмотренных статьей 145 УПК РФ, а именно:
1. о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ;
2. об отказе в возбуждении уголовного дела;
3. о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным
делам частного обвинения (за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УК РФ) при наличии заявления потерпевшего или его законного представителя о возбуждении уголовного дела - в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.
После принятия одного из вышеуказанных решений командир воинской части сообщает заявителю указанное решение, а также право и порядок его обжалования.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что во внутренних войсках МВД России полномочия начальника органа дознания возлагаются на командиров воинских частей, командиров соединений, начальников военных учреждений, ко -торые в свою очередь уполномочены в пределах своей компетенции назначать и возлагать отдельные процессуальные полномочия на подчиненных им офицеров - дознавателей. Процессуальная деятельность органа дознания преимущественно состоит из регистрации сообщения о преступлении, рассмотрении проверки сообщения о преступлении, осуществление дознания по уголовному делу и производства неотложных следственных действий. В своей деятельности органы дознания руководствуются уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и Инструкцией о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, утвержденной приказом Главной военной Прокуратуры РФ от 18 января 2008 г. N 20, объявленной для руководства и исполнения органами дознания во внутренних войсках МВД России приказом МВД России от 25 августа 2008 г. N 750 «Об организации процессуальной деятельности органов дознания во внутренних войсках МВД России».
Библиографический список
1. Безлепкин Б. Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. M, 2011.
2. Интернет http://gvp.gov.ru/news/view/502/
3. Малько А.В. Большой юридический словарь. М., 2009.
4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М., 2010.
References
1. Bezlepkin B.T. Commentary to the Criminal Procedure Code of the Russian Federation. M, 2011.
2. Internet http://gvp.gov.ru/news/view/502/
3. MalkoA.V. Big Law Dictionary. M., 2009.
4. Criminal Procedure Code. Moscow, 2010.