Научная статья на тему 'Дознание во внутренних войсках МВД России и современное толкование'

Дознание во внутренних войсках МВД России и современное толкование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
558
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА (ВВ) / INTERNAL TROOPS / ДОЗНАНИЕ / INQUIRY / ДОЗНАВАТЕЛЬ / INVESTIGATOR / ДЕЛО / ЗАКОН / ОРГАН / КОМАНДИР / COMMANDER / НОРМА / РАССЛЕДОВАНИЕ УГОЛОВНОЕ / INVESTIGATION / УПК РФ / CODE OF CRIMINAL PROCEDURE / ЧАСТЬ / PART / BB / CASE LAW / NORMA / CRIMINAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Ф.П., Тарасов М.Ю.

Вопросы обеспечения общественной безопасности в городах и в иных на селенных пунктах (общественных местах) требуют поиска новых путей и решений; в расследовании преступлений (пресечении), совершенных на местах в основном участвуют именно органы дознания. При этом полномочия органов дознания пересмотрены законодателями, в частности в УПК РФ. В связи с этими и другими правовыми факторами читателям будет полезно знать о полномочиях внутренних войск МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The inquiry in the internal troops of the Russian Interior Ministry

The theme is essentially due to the fact that public security in the cities and in the other to selennyh (public areas) need to find new ways and solutions. In the investigation of crimes committed (Suppression), places that are mainly bodies of inquiry. And powers of the organs of Inquiry reviewed by lawmakers, in particular the CODE of CRIMINAL PROCEDURE. These and other legal factors will be useful for readers to know about the powers of the Interior troops of the Russian Ministry of.

Текст научной работы на тему «Дознание во внутренних войсках МВД России и современное толкование»

ДОЗНАНИЕ ВО ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ МВД РОССИИ И СОВРЕМЕННОЕ ТОЛКОВАНИЕ

Ф.П. ВАСИЛЬЕВ

доцент кафедры УДСООП Академии управления МВД России, доктор юридических наук, доцент, чл. Российской академии юридических наук (РАЮН), полковник полиции

М.Ю. ТАРАСОВ

командир войсковой части (г. Ульяновск), подполковник — магистрант Академии управления МВД России

Аннотация. Вопросы обеспечения общественной безопасности в городах и в иных на селенных пунктах (общественных местах) требуют поиска новых путей и решений; в расследовании преступлений (пресечении), совершенных на местах в основном участвуют именно органы дознания. При этом полномочия органов дознания пересмотрены законодателями, в частности в УПК РФ. В связи с этими и другими правовыми факторами читателям будет полезно знать о полномочиях внутренних войск МВД России.

Ключевые слова: безопасность, внутренние войска (ВВ), дознание, дознаватель, дело, закон, орган, командир, норма, расследование уголовное, УПК РФ, часть.

THE INQUIRY IN THE INTERNAL TROOPS OF THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY

F.P. VASILEV

the senior lecturer of chair UDSOOP ofAcademy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the doctor of jurisprudence, the senior lecturer, The Russian academy of jurisprudence (RAYUN), the colonel of police

M.JU. TARASOV

the commander of a body (Ulyanovsk), the lieutenant colonel, Academies of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The theme is essentially due to the fact that public security in the cities and in the other to selennyh (public areas) need to find new ways and solutions. In the investigation of crimes committed (Suppression), places that are mainly bodies of inquiry. And powers of the organs of Inquiry reviewed by lawmakers, in particular the CODE of CRIMINAL PROCEDURE. These and other legal factors will be useful for readers to know about the powers of the Interior troops of the Russian Ministry of.

Keywords: Security, internal troops, BB, the inquiry, the investigator, the case law, Commander, Norma, investigation, criminal, CODE of CRIMINAL PROCEDURE, part.

Толкование о функциях и задачах органов дознания и термины «дознание» и «дознаватель» в юридической литературе трактуется с различных точек зрения. Но при этом в настоящее время большинство правоведов рассматривают термины с позиции уголовного права и процесса. Так, в ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ1 эти термины толкуются следующим образом:

дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания,

а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ;

дознание — форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Но, при толковании, за исключением следственных подразделений и подразделений дознания ряда правоохранительных органов (МВД, МЧС, ФСБ, ФТС России и др.) большинство федеральных государственных органов не имеют в чистом виде подразделений дознания, или же в своей деятельности подразделения контролирующих органов в основ-

ном руководствуются не нормами УПК РФ, а административно-правовыми нормами. Или же в настоящее время руководители ФМС России считают возможным предоставление их сотрудникам полномочий органов дознания, при этом данный федеральный орган не обладает полномочиями проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) в рамках требований ФЗ «Об оперативной розыскной деятельности»2. Тем более что сегодня дознание по своим функциям ничем не отличается от следствия: дознаватели расследуют многоэпизодные дела с большим количеством как потерпевших, так и подозреваемых. Кроме расследования уголовных дел, вынесения решений об отказе (прекращении) уголовного дела, дознаватели осуществляют такие уголовно-процессуальные функции, как рассмотрение и разрешение заявлений (сообщений) о преступлениях. При проведении дознания производится взаимодействие с другими подразделениями ОВД, прокуратурой, следствием и органами государственной власти.

Вместе с тем, в праве зарубежных стран3 дознание рассматривается как особый вид познавательной деятельности полиции; это вытекает из ее административных функций и поэтому не имеет уголовно-процессуального характера. Этимологически термин «дознание» происходит от слова «дознавать», «дознать что-либо» и означает «допытываться», «узнавать», «разузнавать», «доведываться», «разыскивать», «доходить розыском», «осведомляться», «удостовериться в чем-нибудь», «узнавать подробно и верно о чем-либо». Ныне в интерпретацию слова «дознание» вкладывается не только познавательный аспект этой деятельности, но и ее административно-правовая суть (дознание — предварительное административное расследование). В широком смысле о дознании и дознавателе можем ли мы говорить, что уполномоченные лица в процессе установления истины (по факту) руководствуются нормами УПК РФ?

Дознание во внутренних войсках МВД России осуществляется на основании требований Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ4 и приказом МВД России от 25 августа 2008 г. № 750. Данным приказом для руководства и исполнения объявлена Инструкция о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных

Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, утвержденная приказом заместителя Генерального прокурора РФ — Главного военного прокурора от 18 января 2008 г. № 205.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ командир воинской части относится к органу дознания, что также указано в ст. 2 Инструкции.

Полномочия и обязанности органа дознания и дознавателя приведены в ст. 3 Инструкции, при этом согласно ст. 4 Инструкции, командир воинской части реализует полномочия и обязанности органа дознания по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении воинской части.

Слово «дознание» происходит от широко распространенных в прошлом русских слов «дознать», «дознаться», т.е. точно разузнать, удостовериться в чем — нибудь. Непосредственно термин «дознание» был впервые употреблен в Судебных уставах уголовного судопроизводства 1864 г. и определялся как «первоначальные изыскания, проводимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до них слухов и сведений о преступлении...». Под дознанием понималась первоначальная проверка имеющейся информации о преступлении, проводимая полицией. После 1917 г. первоначальную регламентацию дознание получило в инструкции НКВД и НКЮ РСФСР об организации советской рабоче-крестьянской милиции, принятой в 1918 г. Она стала первым органом, в советском уголовном процессе исполнявшим функции дознания. При этом важным моментом было соблюдение принципа социалистической законности, получившего выражение в требовании руководствоваться при производстве дознаний постановлениями Рабоче-крестьянского правительства. Принятый в 1923 г., новый УПК РСФСР установил процессуальные полномочия органов дознания исходя из характера уголовных дел. В последующие годы (дек. 2013 г.) реформирование уголовного и уголовно-процессуального законодательства значительно расширило спектр деятельности подразделений дознания. Ныне, согласно законодательному

определению, закрепленному п. 24 ст. 5 УПК РФ, под органами дознания следует понимать госорганы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия6.

Термин «орган» в русском языке означает государственное или общественное учреждение, организацию. Организация — это «общественное объединение или государственное учреждение», а учреждение — «организация, ведающая каким-нибудь направлением работы». Как видно, слова «организация» и «учреждение» являются синонимами. Итак, орган — это организация, ведающая каким-либо направлением работы. Поскольку речь идет об органе дознания, то, как следует из определения, таким направлением является уголовно-процессуальная деятельность, в том числе дознание. Или же под термином «дознание» понимается «предварительное административное расследование», что имеет исторические корни, так как на протяжении многих лет основывалось на уголовно-процессуальном законодательстве России. Сегодня данная трактовка термина «дознание» является устаревшей, поскольку не отражает современное правовое содержание. В УПК РФ дознание рассматривается уже не как административное расследование, а как уголовно-процессуальный институт, осуществляющий одну из форм предварительного расследования7.

Легальное толкование понятия должностного лица приведено в примечании 1 к ст. 285 УК РФ, согласно которому таковыми признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в госорганах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Однако, какие бы функции ни выполнялись должностным лицом, очевидно, что таковым может являться только физическое лицо, гражданин, но никак не организация. Таким образом, законодательное определение понятия «орган дознания» изначально содержит в себе внутренние противоречия, затрудняющие его ин-терпретацию8. На данное обстоятельство ранее обращали внимание и другие авторы. Так, С.И. Гирько

отмечает, что законодательное определение понятия «орган дознания», по сути, не содержит никакого определения. По его обоснованному мнению, определять «органы» через органы — тавтология, гносеологическая ошибка. С этимологической точки зрения орган дознания означает «учреждение расследования», поскольку «орган» суть государственное или общественное учреждение, организация, «дознание» — форма предварительного расследования преступления. Должностное лицо не учреждение, а потому оно не может рассматриваться в качестве органа дознания9.

Командир воинской части, как орган дознания, обладающий полномочиями начальника органа дознания, в пределах его компетенции, предоставленной ему нормами УПК РФ, вправе возложить отдельные процессуальные полномочия органа дознания на подчиненных ему должностных лиц. В частности, командир воинской части уполномочен давать поручения о приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях и принятии по ним процессуальных решений, выполнении неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ, осуществлении иных полномочий, предусмотренных УПК РФ.

Для этого командир воинской части, являясь органом дознания, уполномочивает в соответствии с п. 7 ст. 5 УПК РФ своим письменным приказом (п. 28 Приложения № 9 к Уставу внутренней службы Вооруженных Сил РФ) наиболее подготовленных и дисциплинированных подчиненных ему офицеров осуществлять процессуальные полномочия органа дознания, назначая их дознавателями, которые, являясь должностными лицами органа дознания, обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ч. 3 ст. 41 УПК РФ (ст. 11 Инструкции). Копия приказа о назначении дознавателей направляется военному прокурору и руководителю военного следственного органа.

На 1 февраля 2014 г. согласно ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся:

органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических

средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

органы Федеральной службы судебных приставов;

командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. На органы дознания возлагаются: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном гл. 32 УПК РФ; выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном ст. 157 КоАП РФ; осуществление иных предусмотренных УПК РФ полномочий.

Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на: ф капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз; глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений. Кроме того, по каждому случаю проведения проверки сообщения о преступлении в порядке, установленном ст.ст. 144, 145 УПК РФ, командир воинской части, являясь органом дознания, дает

письменное поручение дознавателю. Копии названного поручения, а также приказа командира воинской части о назначении дознавателем воинской части приобщаются к материалам проверки сообщения о преступлении (уголовного дела).

Дознаватели назначаются, как правило, из расчета10:

Ф на полк (корабль 1 ранга) — 5—6 дознавателей; ф на отдельный батальон (корабль 2 ранга) — 3—4 дознавателя;

на отдельную роту (корабль 3 ранга, дивизион кораблей 4 ранга) — 1—2 дознавателя; на штаб (выше полка) и учреждение (военное образовательное учреждение профессионального образования) — 2—5 дознавателей. В случае необходимости командир воинской части вправе назначить большее количество дознавателей.

Не допускается возложение полномочий по производству неотложных следственных действий на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу ОРМ. На время исполнения дознавателем обязанностей по осуществлению уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства командир воинской части своим приказом освобождает его от выполнения других служебных обязанностей, обеспечивает автомобильным транспортом, средствами связи и помещением для работы.

Производство по уголовному делу в отношении офицеров поручается, как правило, дознавателю в должности и воинском звании не ниже должности и воинского звания лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления.

В целях улучшения качества производства по уголовным делам командир воинской части, являясь органом дознания, изучает работу дознавателей, принимает меры по ее совершенствованию и устранению недочетов, организует занятия по повышению юридической подготовки дознавателей. Для получения практических навыков по расследованию преступлений дознаватели участвуют в учебных сборах дознавателей и проходят ежегодную стажировку в течение 10 рабочих дней в соответствии с утвержденным планом.

Вышестоящие командиры и начальники обязаны заботиться о повышении юридической под-

готовки командиров воинских частей, включать правовую подготовку в планы командирской учебы, ежегодно подводить итоги работы органов дознания и принимать меры по ее улучшению, отражать в служебных аттестациях деятельность органов дознания и дознавателей. В случае обнаружения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, а также при производстве по уголовному делу, вышестоящий командир информирует соответствующего военного прокурора в письменном виде об устранении указанных нарушений и принятии мер к восстановлению законности.

В случае совершения военнослужащим правонарушения без очевидных признаков преступления, командир воинской части назначает служебное разбирательство. Оно производится в порядке, установленном Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил РФ. Если в результате выяснится, что проступок военнослужащего содержит признаки преступления, должностное лицо, производившее разбирательство, составляет мотивированный рапорт на имя командира воинской части, который поручает дознавателю составить рапорт об обнаружении признаков преступления (бланк 1). В рапорте должны содержаться подробные сведения о месте, времени совершенного деяния и его обстоятельствах, лице, его совершившем (если оно известно), наступивших последствиях, данные о времени и источнике получения информации.

В соответствии со ст. 48 Инструкции, в целях исключения случаев укрытия преступлений от учета, правильного исчисления сроков принятия процессуальных решений по сообщениям о преступлениях, а также реализации полномочий военного прокурора по проверке исполнения требований федерального закона при их приеме, регистрации и разрешении, письменные заявления о преступлениях, протоколы принятия устных заявлений о преступлениях, письменные заявления о явке с повинной, протоколы явки с повинной, рапорты об обнаружении признаков преступлений подлежат обязательной регистрации в книге регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в войсковую часть (учреждение), которая должна вестись в каждой воинской части (приложение 3 к Инструкции).

При регистрации сообщений о преступлениях на документе (письменном заявлении, протоколе принятия устного заявления о преступлении, протоколе явки с повинной, рапорте об обнаружении признаков преступления) производится запись или проставляется штамп регистрации с указанием даты и времени регистрации, порядкового номера регистрационной записи, фамилии, инициалов должностного лица (дознавателя, др.), получившего сообщение (принявшего заявление, составившего протокол). Правильность регистрационных записей на документе удостоверяется подписью лица, получившего сообщение о преступлении. Дата написания рапорта об обнаружении признаков преступлений должна совпадать с датой регистрации в книге регистрации сообщений о преступлениях. Рапорты об обнаружении признаков преступлений подлежат обязательной регистрации в книге регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в в/ч, которая должна вестись в каждой в/ч. Дата написания рапорта об обнаружении признаков преступления вместе с датой регистрации, порядкового номера регистрационной записи в книге РСП, должна совпадать датой поручения о проверке сообщения о преступлении.

Ответственные лица по ведению книги и регистрации сообщений о преступлениях назначаются приказом по воинской части. Правильность ведения книги, достоверность, своевременность и полнота вносимых в нее записей ежемесячно проверяется командиром воинской части или лицом, его замещающим. О результатах проверки в книге делается запись с подписью проверяющего. Книга регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в войсковую часть (учреждение), представляется военному прокурору по его требованию, либо ежемесячно доставляется для проверки.

Сообщения о преступлениях, поступившие почтой, помимо регистрации в указанной книге, подлежат регистрации в порядке, установленном для входящей корреспонденции.

На почтовом сообщении (в день его поступления), на рапорте об обнаружении признаков преступления (в день получения информации) органом дознания, т.е. командиром воинской части , налагается резолюция о регистрации и порядке проведения проверки (ст. 144 УПК РФ), а также указывается

дознаватель; лица, ответственные за регистрацию сообщений о преступлениях, ведение книги, назначаются приказом по воинской части (учреждению, гарнизону). Как правило, во внутренних войсках МВД России, ответственным назначается начальник штаб или заместитель начальника штаба воинской части.

Согласно ст. 49 Инструкции дознаватель и орган дознания обязаны принять, зарегистрировать и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, привлекать при необходимости специалистов.

Орган дознания (в лице командира воинской части) вправе по письменному ходатайству дознавателя, оформленному в соответствии с бланком 10_1,

продлить установленный 3-х суточный срок проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении до 10 суток. При необходимости проведения документальных проверок или ревизий военный прокурор вправе по ходатайству органа дознания или дознавателя продлить срок проведения проверки до 30 суток (бланк 9_1).

При удовлетворении ходатайства дознавателя о продлении срока проверки, командир воинской части, осуществляющий функции органа дознания, незамедлительно должен направить копию ходатайства со своим решением по нему военному прокурору.

Вместе с тем, по мнению авторов (Ф.П. Васильев) надо учитывать и военную полицию Вооруженных Сил страны (далее — военная полиция), которая предназначенная для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих Вооруженных Сил РФ, лиц гражданского персонала, граждан, проходящих военные сборы в Вооруженных Силах РФ; обеспечения в Вооруженных Силах РФ законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил РФ, а также в пределах своей компетенции противодействия преступности и защиты других охраняемых законом правоотношений в области обороны.

Основные направления ее деятельности, функции и полномочия определяются ФКЗ и ФЗ, общевоинскими уставами, Уставом военной полиции Вооруженных Сил РФ и иными НПА; руководство военной полицией осуществляет министр обороны РФ.

Она входит в состав Вооруженных Сил РФ. Организационная структура, состав и штатная численность органов и подразделений военной полиции определяются министром обороны РФ в пределах установленной штатной численности военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил РФ; военнослужащие военной полиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, спецсредства, огнестрельное оружие, боевую и спецтехнику в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными конституционными законами, ФЗ, общевоинскими уставами и Уставом военной полиции Вооруженных Сил РФ.

Таким образом, авторы считают, что руководители (командиры воинских частей) внутренних войск МВД России по вопросам, касающимся поддержания правопорядка, безопасности и защиты законных интересов граждан и военнослужащих должны (при необходимости) взаимодействовать с военной полицией.

Литература

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 3 ноября 2009 г.) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

2. Уголовный процесс: Учеб. пособие для вузов / под ред. А.В. Ендольцевой, О.А. Галустьяна. М.: ЮНИТИ-ДА-НА: Закон и право, 2008.

3. Уголовный процесс: Учебник / Под ред. В.П. Божье-ва. М., 1998.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 3 ноября 2009 г.) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

5. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.

6. Арестова Е. Органы дознания: понятие, виды, содержание. М., 2009. 227 с.

7. Арестова Е.Н. К вопросу о понятии «орган дознания» / Российский следователь. 2009. № 3.

8. Бекетов Михаил Дознание: история и перспективы / Уголовное право. 2008. № 4.

9. Макалинский П.В. Практическое руководство для

судебных следователей. 6-е изд. СПб., 1907.

10. Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Система ГАРАНТ, 2009.

11. Лодкин А.Е. Дознание: история развития, проблемы, перспективы // Закон и право. 2007. № 6.

12. Уголовный процесс: Учеб. пособие для вузов / под ред. А.В. Ендольцевой, О.А. Галустьяна. М.: ЮНИТИ-ДА-НА: Закон и право, 2008.

13. Хисматуллин И.Г. Проблемные вопросы полномочий дознавателя и начальника подразделения дознания // Следователь. 2008. № 2.

14. КругликовА.П. Следователь и начальник органа дознания: проблемы правового положения и взаимодействия // Российская юстиция. 2006. № 6.

15. http://www.consultant.rU/popular/upkrf/11_7. Мт!#р791 © КонсультантПлюс, 1992—2014.

1 СЗ РФ от 24 декабря 2001 г. № 52 (ч. I) ст. 4921 (с изменениями от 21 декабря 2013 г.) Далее — УПК РФ.

2 В соответствии ст. 13 ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144 (ред. от 21 декабря 2013 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» на февраль 2014 г. правом заниматься ОРД обладают: ОВД РФ, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСНК, оперативное подразделение органа внешней разведки Минобороны России

проводит оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в п. 1, 2, 4, 6—9 ч. 1 ст. 13 ФЗ об оперативной розыскной деятельности. При этом перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только ФЗ. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы. А органы, осуществляющие ОРД, решают определенные названным ФЗ задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими ФЗ РФ. Или оперативные подразделения органов, осуществляющих ОРД, вправе проводить совместно с работниками УИС оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

3 См. Черечукина Л.В. Организация досудебного расследования: Учебное пособие / МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел. Луганск: РИО ЛГУВД, 2005. 536 с.

4 СЗ РФ от 24 декабря 2001 г. № 52 (ч. I) ст. 4921 (с изменениями от 21 декабря 2013 г.) Далее — УПК РФ.

5 Далее — Инструкция.

6 См.: Научно-практический комментарий к УПК РФ / Под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева. М. 2007.

7 См. Арестова Е.Н. К вопросу о понятии «орган дознания» // Российский следователь. 2009. № 3.

8 Балакшин В. Неполное определение органов дознания // Законность. 2004. № 2. С. 13.

9 Гирько С.И. Деятельность милиции в уголовном процессе. М., 2006. С. 149.

10 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 3 ноября 2009 г.) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

А.А. ВИШНЕВСКИЙ

кандидат юридических наук, доцент, докторант Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Научный консультант: доктор юридических наук, профессор Зырянов С.М.

E-mail: Avish@tut.by

Аннотация. Рассматриваются вопросы применения административно-юрисдикционных методов в процессе формирования административно-правового механизма обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь в условиях единого экономического пространства.

Ключевые слова: экономическая безопасность, механизм формирования экономической безопасности государства, метод административно-правового регулирования, юрисдикционные методы административно-правового регулирования.

ADMINISTRATIVE-JURISDICTIONAL METHODS IN SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY OF BELARUS

A.A. VISHNEVSKY

candidate of jurisprudence, associate professor, doctoral candidate of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.