Научная статья на тему 'О ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
249
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская Федерация / законодательство / Конституция РФ / федеральный закон РФ / Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 18 октября 1995 г. / правоохрана / правоохранительный орган / система правоохранительных органов / прокуратура / надзор / Russian Federation / legislation / Constitution of the Russian Federation / Federal Law of the Russian Federation / Federal Law of the Russian Federation «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation» of October 18 / 1995 / law enforcement / law enforcement agency / system of law enforcement agencies / prosecutor's office / supervision

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Илья Сергеевич Седой

Представлен анализ юридической литературы и нормативных правовых актов о предназначении прокуратуры в системе правоохраны в Российской Федерации; высказано несколько суждений: прокуратура, как государственный орган, может быть определена правоохранительным органом; предназначение прокуратуры в системе правоохранительных органов многовекторное; относительно правоохранительных органов, являющихся исполнительными органами государственной ветви власти, прокуратура осуществляет надзор; относительно правоохранительных органов, являющихся судебными органами государственной ветви власти, прокуратура осуществляет участие в рассмотрении разной категории дел при судопроизводстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PURPOSE OF THE PROSECUTOR'S OFFICE IN THE LAW ENFORCEMENT SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

When analyzing the legal literature and normative legal acts on the purpose of the prosecutor's office in the law enforcement system in the Russian Federation, several judgments are made: the prosecutor's office, as a state body, can be defined by a law enforcement agency; the purpose of the prosecutor's office in the system of law enforcement agencies is multi-vector; in relation to law enforcement agencies that are executive bodies of the state branch of government, the prosecutor's office supervises; in relation to law enforcement agencies that are judicial bodies of the state branch of government, the prosecutor's office participates in the consideration of various categories of cases in court proceedings.

Текст научной работы на тему «О ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 34 NIЮN: 2003-0059-5/21 -008

ББК 67 MOSURED: 77/27-003-2021 -05-207

DOI 10.24412/2073-0454-2021-5-39-41 © Седой И.С., 2021

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

О ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНЫ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Илья Сергеевич Седой, начальник отделения по борьбе с имущественными преступлениями отдела уголовного розыска Межмуниципальное управление МВД России «Люберецкое» (140000, Люберцы, ул. Котельническая, д. 7а) E-mail: mail@law-books.ru

Аннотация. Представлен анализ юридической литературы и нормативных правовых актов о предназначении прокуратуры в системе правоохраны в Российской Федерации; высказано несколько суждений: прокуратура, как государственный орган, может быть определена правоохранительным органом; предназначение прокуратуры в системе правоохранительных органов многовекторное; относительно правоохранительных органов, являющихся исполнительными органами государственной ветви власти, прокуратура осуществляет надзор; относительно правоохранительных органов, являющихся судебными органами государственной ветви власти, прокуратура осуществляет участие в рассмотрении разной категории дел при судопроизводстве.

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, Конституция РФ, федеральный закон РФ, Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 18 октября 1995 г., правоохрана, правоохранительный орган, система правоохранительных органов, прокуратура, надзор.

ABOUT THE PURPOSE OF THE PROSECUTOR'S OFFICE IN THE LAW ENFORCEMENT SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Ilia S. Sedoy, Head of the Department for Combating Property Crimes of the Criminal Investigation Department Intermunicipal Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia «Lyubertsy» (140000, Lyubertsy, ul. Kotel'nicheskaya, d. 7a) E-mail: mail@law-books.ru

Abstract. When analyzing the legal literature and normative legal acts on the purpose of the prosecutor's office in the law enforcement system in the Russian Federation, several judgments are made: the prosecutor's office, as a state body, can be defined by a law enforcement agency; the purpose of the prosecutor's office in the system of law enforcement agencies is multi-vector; in relation to law enforcement agencies that are executive bodies of the state branch of government, the prosecutor's office supervises; in relation to law enforcement agencies that are judicial bodies of the state branch of government, the prosecutor's office participates in the consideration of various categories of cases in court proceedings.

Keywords: Russian Federation, legislation, Constitution of the Russian Federation, Federal Law of the Russian Federation, Federal Law of the Russian Federation «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation» of October 18, 1995, law enforcement, law enforcement agency, system of law enforcement agencies, prosecutor's office, supervision.

Для цитирования: Седой И.С. О предназначении прокурату ковского университета МВД России. 2021 ;(5):39—41.

Предметом данной статьи является предназначение прокуратуры в системе правоохраны в Российской Федерации1.

Первоначально о состоянии теории.

Так, С.В. Бажанов выделил несколько «принципиальных моментов»: «исторически одной из основных функций органов прокуратуры является общий надзор; из функции общего (административного) надзора объективно вычленилась функция прокурорского надзора за деятельностью органов ОРД, дознания, предварительного следствия и суда; в рамках судебно-правовой реформы конца XX — начала XXI в. наиболее значимая в органах прокуратуры функция надзора была нивелирована и в значительной степени отнесена к ведению суда, приобретшего к основной

I в системе правоохраны в Российской Федерации. Вестник Мос-

функции — отправления правосудия — дополнительную и, строго говоря, сомнительную функцию судебного контроля; в силу малочисленности штатов районных и городских прокуратур, прокуроры и лица, их замещающие, объективно не в состоянии обеспечивать стопроцентное участие в судебных процессах по всем уголовным делам; в силу той же причины прокуроры районных и городских прокуратур объективно не в состоянии обеспечивать руководство уголовным преследованием по всем уголовным делам, рассле-

1 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25 декабря 1991 г. для названия государства использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).

дующимся в пределах их юрисдикции органами дознания и предварительного следствия; татистические данные свидетельствуют о том, что лично так называемое уголовное преследование в полном объеме прокуроры, как правило, не осуществляют; поддержание государственного обвинения в суде есть отстаивание (посредством «судоговорения») прокурором ранее обоснованного следователем (дознавателем) в стадии предварительного расследования обвинительного тезиса по поводу, прежде всего, так называемого главного факта, что буквально не означает наличия у прокурора права на производство в ходе судебного следствия «процессуальных действий познавательного характера»; судья, в том числе и особенно мировой, при рассмотрении уголовного дела в стадии судебного разбирательства не вправе лично осуществлять (хотя и осуществляет) следственные действия, поскольку подобная практика — прерогатива стороны обвинения; не следует отождествлять такие понятия, как «уголовное преследование» и «обвинение»; термин «уголовное преследование» не имеет собственного юридического содержания; функция надзора за органами дознания и предварительного следствия у прокурора несовместима с его правовым положением стороны обвинения в уголовном процессе»2.

По мнению В.Ю. Шобухина, «роль прокуратуры как координирующего органа, безусловно, велика и, несомненно, должна оставаться таковой, тем более учитывая ее плодотворные результаты в этом направлении»3.

С.Д. Белов, как правоприменитель, «делится опытом цифровизации прокурорского надзора и решения вопросов взаимодействия органов прокуратуры с правоохранительными и контрольно-надзорными органами»: «Таким образом, своевременное и точное поступление информации, взаимный обмен этой информацией не только между прокурорами одного отдела, но и между аппаратом областной прокуратуры и районным звеном, а также полицией дали положительный результат в виде своевременных и достаточных мер профилактического характера, позволивших положительно повлиять на криминогенную ситуацию с бытовой насильственной преступностью»4.

Статус прокуратуры именно как государственного органа закреплен в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.5: «Глава 7. Судебная власть и прокуратура»; «1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система орга-

нов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом. 2. Прокурорами могут быть граждане РФ, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ. 3. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора РФ назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. 4. Прокуроры субъектов РФ, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов РФ, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. 5. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом. 6. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации» — ст. 129.

2 Бажанов С.В. Место и роль прокуратуры в системе правоохранительных органов // Законность. 2009. № 6.

3 Шобухин В.Ю. Роль прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов // Безопасность бизнеса. 2007. № 1.

4 Белов С.Д. Цифровизация прокурорского надзора и вопросы взаимодействия органов прокуратуры с правоохранительными и контрольно-надзорными органами // Законность. 2018. № 8. С. 3-6.

5 Российская газета. 2020. 4 июля; О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.

40

Вестник Московского университета МВД России

№ 5 / 2021

Положения о прокуратуре закреплены в нормативных правовых актах с меньшей юридической силой по отношению к Конституции РФ6.

Первоначально обращаемся к ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 18 октября 1995 г.7, в ст. 1 которого закреплено следующее положение: «1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. 2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и приме-

няющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами. 3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами.., опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. 4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности. 5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания».

Иначе говоря, в Федеральном законе РФ от 18 октября 1995 г. деятельность прокуратуры определена именно как многофункциональная8.

Таким образом, прокуратура имеет собственное предназначение в системе правоохранительных органов.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, прокуратура, как государственный орган, может быть определена правоохранительным органом.

Во-вторых, предназначение прокуратуры в системе правоохранительных органов многовекторное.

В-третьих, относительно правоохранительных органов, являющихся исполнительными органами государственной ветви власти, прокуратуре осуществляет надзор.

В-четвертых, относительно правоохранительных органов, являющихся судебными органами государственной ветви власти, прокуратура осуществляет участие в рассмотрении разной категории дел при судопроизводстве.

6 О системе нормативных правовых актов в РФ подробнее см.: Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30; он же: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.

7 СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; ...; 2021. № 1 (ч. I). Ст. 79.

8 Галузо В.Н. Прокурорский надзор: Учебник. М., 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.