Научная статья на тему 'О ДЕТЕРМИНАЦИИ МЫШЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

О ДЕТЕРМИНАЦИИ МЫШЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ДЕТЕРМИНАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНЖЕНЕР / СТУДЕНТ / ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габриелян Шалико Жораевич, Канц Наталья Александровна

В статье проанализирована проблема профессионального мышления инженера, рассмотрены особенности методики и практики, предложены альтернативные пути решения по итогам исследования проблемы.The article analyses the problem of professional thinking engineer, the review of features of the methods and practices and offers alternative solutions based on the results of the study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Габриелян Шалико Жораевич, Канц Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ДЕТЕРМИНАЦИИ МЫШЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

УДК 378.147:62

Габриелян Ш. Ж., Канц Н. А.

Gabrielyan S. Z., Kants N. A.

О ДЕТЕРМИНАЦИИ МЫШЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ON THE DETERMINATION OF THINKING ABOUT PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE LEARNING PROCESS ENGINEERING STUDENTS

В статье проанализирована проблема профессионального мышления инженера, рассмотрены особенности методики и практики, предложены альтернативные пути решения по итогам исследования проблемы.

Ключевые слова: высшая школа, актуальные проблемы, детерминация мышления, профессиональная деятельность, инженер, студент, техника.

The article analyses the problem of professional thinking engineer, the review of features of the methods and practices and offers alternative solutions based on the results of the study.

Key words: high school, current issues, determination of thinking, professional activity, engineers, student, technology.

Габриелян ШаликоЖораевич -

кандидат технических наук, доцент

Ставропольский государственный

аграрный университет

г. Ставрополь

Тел.: (8652) 71-79-38

E-mail: shaliko69@mail.ru

Канц Наталья Александровна -

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории Ставропольский государственный аграрный университет Тел.: 8-905-413-37-13 E-mail: kanc1977@mail.ru

Gabrielyan Shaliko Zhoraevich -

Doctor of technical science, docent Stavropol State Agrarian University, Stavropol

Tel.: (8652) 71-79-38 E-mail: shaliko69@mail.ru

Kants Nataliya Aleksandrovna -

Ph.D. in philosophy Sciences,

associate professor,

Department of Philosophy and History

Stavropol State Agrarian University

Tel .: 8-905-413-37-13

E-mail: kanc1977@mail.ru

В современной России инженерное образование является одной из самых крупных подструктур, поэтому на систему высшего образования возлагается задача формирования кадрового потенциала с высоким, отвечающим мировым стандартам, уровнем подготовки. Двигателем любых преобразований в обществе на сегодняшний день является именно инженерное образование, поэтому необходимо учитывать значение и качество подготовки высококвалифицированных инженерных кадров, готовых к развитию высоких технологий, научных исследований. Сегодня студент, обучающийся на инженерных специальностях, должен на вполне осознанном уровне приращивать свой профессиональный потенциал, оценивать уровень собственного владения профессиональной культурой и повышать его для эффективной реализации в профессиональной деятельности.

Данные требования не вполне реализуются в современной вузовской подготовке по причине несовершенства компетентностной модели подготовки будущих инженеров [1], которая оказывается неспособной адекватно подготовить студента к комплексному решению жизненных и

производственных задач. Сегодняшний студент становится уязвимым перед резкими изменениями на рынке труда: в случае незначительных изменений в профессии, студент «на выходе» может легко дополнить свой набор компетенций и стать востребованным специалистом, а в случае изменения подхода к работе в отрасли или невостребованности этой отрасли в связи с веяниями времени, полученные компетенции становятся ненужными, как и все подготовленные по ним специалисты. В связи с этим необходим перенос акцентов с технократических ориентиров инженерного образования на всеобщий характер современных социоинженерных задач [2].

Профессиональная инженерная культура -это, в первую очередь, социальный феномен, включающий в себя совокупность мировоззренческих установок, ценностных ориентаций личности и мотивов профессиональной деятельности, позитивного отношения к своей профессии, представлений о профессиональном идеале и социальной значимости инженерного труда, чувства профессиональной гордости и социальной ответственности за последствия своей инженерно-технической деятельности.

Формирование профессиональной инженерной культуры в вузе является сложным и динамич-

в

№ 2(18), 2015

Проблемы аграрного образования

325

ным процессом становления личности студента как субъекта этой деятельности, стремящегося к профессиональному совершенствованию. Необходимо учитывать, что ключевым понятием, позволяющим раскрыть сущность профессиональной инженерной культуры, является техника, возрастающая мощь которой формирует негативный тип отношения человека к среде, которая его окружает [3]. Потому (вспомним К. Ясперса) в технике заключены не только безграничные возможности, но и безграничные опасности. Во главу угла должны быть поставлены проблему социокультурного измерения техники, что и приводит к изменениям требований к профессиональной культуре инженеров. По каким параметрам должна быть выстроена модель профессиональной инженерной деятельности в современной системе образования? На этот вопрос мы попытаемся дать ответ далее.

Оптимизация процесса подготовки будущих инженеров в вузе может быть сведена к формированию взаимосвязи между профессионально-квалификационной и профессионально-личностной составляющими компетенций. При профессиональной подготовке компетентных инженерных кадров внутренним фактором, оказывающим действие на достижение цели обучения, является профессиональное самоопределение, саморазвитие, самореализация и саморегуляция [4]. При этом самореализация здесь определяющий фактор, потому что он показывает цель, т.е. то, к чему стремятся преподаватели, студенты и работодатели, а также указывает на конечный результат, т.е. соответствие целевым установкам результатов «на выходе». Привлекательность такого результата и есть главный мотив деятельности: студент получает удовлетворение от новых знаний в профессии - получаемые студентами знания и информация необходимы не только для активной, эффективной, социально ответственной жизни, но и для понимания смысла профессионального поведения и профессиональной деятельности в целом. Также результат должен быть привлекателен своими последствиями: поощрение преподавателя, приобретение авторитета в отрасли, а также возникновение самостоятельной мыслительной деятельности, самовыражение, самоактуализация, появление чувства значимости и самоценности, появление престижа, увеличение контактов, материальное благополучие и социальный комфорт и признание. Но если будет развиваться только одна из мотивационных сторон, говорить о полноценной самореализации не представляется возможным

[5]. Профессиональную деформацию инженеров можно предупредить или снизить при помощи гуманитаризации профессионального обучения

[6], а именно, формируя умения быстро и точно охватить суть проблемы, прогнозировать, способность видеть наименее затратные решения, определять практический выход. Мы предлагаем в процессе обучения формировать системное мышление будущего инженера как способность рассматривать предмет с различных точек

зрения и решать задачи, связанные с его усвоением, творчески, самостоятельно, ориентируясь во всем комплексе связей и отношений; как реализацию субъектной позиции в личностно-профессиональном росте человека через разрешение противоречий и постоянно усложняющихся творческих задач [7]. Так, современному студенту необходимо привить способность к выработке индивидуально-творческого профессионального почерка, авторской системы с учетом специфики индивидуально-личностного мира и на основе идеи детерминации развития личности профессиональной деятельностью. В настоящее же время массовым типом мышления и деятельности инженера становится усвоение студентами-бакалаврами готовых научно-практических знаний. Потому важно сейчас как никогда ранее развивать способность к творческой деятельности по конструированию новых знаний. Исходя из социального заказа, необходимо трансформировать основной системообразующий элемент диалектической системы - цель обучения. Нужно сосредоточиться на следующей ее характеристике: формирование активно-творческой личности, способной к саморазвитию в процессе обучения [8]. В «режиме» саморазвития студент, выходящий за рамки традиционной культуры, формирует новые знания, приемы и методы познания, становится самодвижущимся агентом системы. То есть «на выходе» такой студент способен как бы «раздвигать» рамки круга основных профессиональных обязанностей, за счет привнесения в них чего-то нового, креативного и прогрессивного [9]. И такая способность студента инженерных специальностей должна явиться одной из главных слагаемых его профессиональной компетентности. Всякая перестройка механизма начинается с перестройки сознания, отказа от сложившихся стереотипов мышления и практики. Считаем, что процесс развития технического мышления у студентов инженерного профиля будет эффективным тогда, когда техническое мышление станет интегральным структурным компонентом учебно-познавательной деятельности студентов. Например, при выполнении самостоятельных практических заданий нужно обеспечить функциональную взаимосвязь элементов технического мышления: образов, понятий, действий. И более того, в процессе обучения необходимо обеспечить оптимальное соотношение технических заданий репродуктивного и творческого характера [10]. Подобные требования диктуются увеличением роли мыслительного компонента в процессе обучения инженерным специальностям, а в нем важно не только овладение суммой знаний технико-технического характера, но и развитое техническое мышление[11]. Практика показывает, что, зачастую, задания поисково-творческого характера включаются в сборники задач без определенной системы, что не дает требуемого накопления опыта технической деятельности. Иначе становится невозможным развить у студентов техническое профессиональное мышление.

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

Литература:

1. Компетентностный подход в совершенствовании технологии проведения лабораторных работ по электротехнике и электронике / Е. А. Вахтина, А. В. Вос-трухин, К. П. Данилов, Ш. Ж. Габриелян // Информационные и коммуникационные технологии и их роль в активизации учебного процесса : сб. науч. ст. Ставрополь, 2009. С. 20-23.

2. Канц Н. А. Проявление телесного бытия человека в рамках пространства культуры // Общественные науки: вопросы и тенденции развития : сб. тр. науч. конф. / Инновационный центр развития образования и науки. Красноярск, 2014. С. 4648.

3. Вахтина Е. А., Габриелян Ш. Ж. Об эффективности ресурсного обеспечения балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов // Вестник АПК Ставрополья. 2014. № 3 (15). С. 321-326.

4. Канц Н. А., Туфанов Е. В. Особенности преподавания гуманитарных дисциплин для инженерных специальностей // Инновационные технологии современного образования : сб. тр. по материалам науч.-метод. конф. / СтГАУ. Ставрополь,

2013. С. 74-81.

5. Канц Н. А. Дискретность мышления и гносеологическое измерение принципа ин-тервальности // Философские проблемы информационных технологий и кибер-пространства. 2012. № 1. С. 53-61.

6. Папанцева Е. И., Жаворонкова М. С., Га-бриелян Ш. Ж. Студенческий кружок -один из методов повышения качества преподавания дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» // Вестник АПК Ставрополья. 2013. № 4 (12). С. 19-22.

7. Канц Н. А. Гносеологическое измерение принципа интервальности // НаукаПарк.

2014. № 3 (23). С. 69-73.

8. Вахтина Е. А., Габриелян Ш. Ж. О применении интерактивной системы мониторинга и оценки качества знаний «VOTUM» в учебном процессе СтГАУ // Инновационные механизмы эффективного образования : сб. тр. науч. конф. Ставрополь, 2014. С. 29-35.

9. Канц Н. А. Специфика трансформации образа и знака в различных профессиональных общностях // НаукаПарк. 2013. Т. 1. № 1 (11). С. 47-53.

10. Габриелян Ш. Ж., Папанцева Е. И., Голуб-ницкая Е. Н. Методика составления задач для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Электротехника» // Информационные и коммуникационные технологии и их роль в активизации учебного процесса : сб. науч. ст. Ставрополь, 2009. С. 38-43.

11. Габриелян Ш. Ж., Папанцева Е. И., Ми-

References:

1. Vakhtina, E.A., Vostruhin, A.V., Danilov, K.P. and Gabrielyan, S.Z. (2009) "Competence approach in improving technology laboratory work «Electrical and Electronics»", Informatsionnyye i kommunikatsionnyye tekhnologii i ikh rol v aktivizatsii uchebnogo protsessa: sb. nauch. tr., [Information and communication technologies and their role in enhancing the learning process], Nauch.-metod. konf., Stavropol, Russia,16 - 20 April, pp. 20 - 23.

2. Kants, N.A. (2014) "Manifestation of human bodily existence within the space of culture", Obschestvennyye nauki: voprosy i tendentsii razvitiya: sb. nauch. tr. [Social studies: issues and trends of development], Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Innovatsionnyy tsentr razvitiya obrazovaniya i nauki, Krasnoyarsk, Russia, 1 November 2014, pp. 46 - 48.

3. Vakhtina, E.A., Gabrielyan, S.Z. (2014) "On the efficiency of resource provision score-rating system for evaluation of students' knowledge", Agricultural Bulletin of Stavropol region, no. 3 (15), pp. 321 - 326. (In Russ.)

4. Kants, N.A. and Tufanov, E.V. (2013) "Teaching the humanities to engineering majors", Innovatsionnyye tekhnologii sovremennogo obrazovaniya: sb. nauch. tr. [Innovative technologies of modern education], Nauch.-metod. konf., Stavropol, Russia, 11 November 2013, pp. 74 - 81.

5. Kants, N.A. (2012) "Discreteness of thinking and epistemological principle of interval measurement", Filosofskiye problemy informatsionnykh tekhnologiy i kiberprostranstva, no. 1, pp. 53 - 61. (In Russ.)

6. Papantseva, E.I., Zhavoronkova, M.S.and Gabrielyan, S.Z. (2013) "Student group -one of the methods to improve the quality of teaching «Metrology, standardization and certification», Agricultural Bulletin of Stavropol region, no. 4 (12), pp. 19 - 22. (In Russ.)

7. Kants, N.A. (2014) "Epistemological principle of interval measurement", NaukaPark, no. 3 (23), pp. 69 - 73. (In Russ.)

8. Vakhtina, E.A. and Gabrielyan, S.Z. (2014) "On the application of an interactive system for monitoring and assessing the quality of knowledge «VOTUM» in the learning process SSAU", Innovatsionnyye mekhanizmy effektivnogo obrazovaniya : sb. nauch. tr. [Innovative mechanisms for effective education], Nauch.-metod. konf., Stavropol, Russia, 11 November 2014, pp. 29 - 35.

9. Kants, N.A. ((2013) "Specificity of transformation of images and signs in various professional community", NaukaPark, vol. 1, no. 1 (11), pp. 47 - 53. (In Russ.)

10. Gabrielyan, S.Z., Papantseva, E.I. and Golubnitskaya, E.N. (2009) "Method of tasks for independent work of students on

в

№ 2(18), 2015

Проблемы аграрного образования

327

наев И. Г Дистанционное обучение студентов с использованием программно-технического комплекса «Основы электроники» // Информационные и коммуникационные технологии и их роль в активизации учебного процесса : сб. науч. ст. Ставрополь, 2009. С. 43-47.

the subject «Electrical»", Informatsionnyye i kommunikatsionnyye tekhnologii i ikh rol v aktivizatsii uchebnogo protsessa: sb. nauch. tr., [Information and communication technologies and their role in enhancing the learning process], Nauch.-metod. konf., Stavropol, Russia,16 - 20 April, pp. 38 - 43.

11. Gabrielyan, S.Z., Papantseva, E.I. and Minayeff, I.G. (2009) "Distance learning students with software and hardware complex «Fundamentals of electronics»", Informatsionnyye i kommunikatsionnyye tekhnologii i ikh rol v aktivizatsii uchebnogo protsessa: sb. nauch. tr., [Information and communication technologies and their role in enhancing the learning process], Nauch.-metod. konf., Stavropol, Russia,16 - 20 April, pp. 43 - 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.