Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА'

К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТ / РАБОТНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атанов Иван Вячеславович, Привалов Евгений Евграфович, Габриелян Шалико Жораевич, Шемякин Виталий Николаевич, Копылова Оксана Сергеевна

В статье рассмотрено содержание самостоятельной работы студента и работника, которое дано в рабочей программе дисциплины «Электробезопасность» и направлено на расширение и углубление знаний по данному курсу, а управление самостоятельной работой - это умение оптимизировать этот процесс. Необходимо убедительно доказать обучаемому, что результаты самостоятельной работы помогут ему лучше понять лекционный материал, содержание практической работы по электробезопасности. Показано, что время на выполнение данного вида работы не должно превышать нормы, отведённой учебным планом на самостоятельную работу студента и работника университета. Контроль такой работы не должен быть самоцелью для преподавателя, а стать мотивирующим фактором образовательной деятельности студента и работника университета. Также показано, что необходимо включать результаты выполнения работы в показатели текущей успеваемости, в билеты и вопросы на зачете и экзамене. Обучаемым важно моральное поощрение в форме общественного признания как специалиста по электробезопасности. В заключении авторы статьи делают выводы, что требуется психологическая настройка студента и работника на важность выполняемой работы в его планах профессиональной подготовки и расширения кругозора, эрудиции.The article describes the contents of the independent work of the student and the worker, which is given in the working program of the discipline "electrical safety" and is aimed at broadening and deepening knowledge on the course and management of independent work - is the ability to optimize this process. You need to prove to the learner that the results of independent work will help him better understand the lecture material, the content of practical work with electrical. It is shown that the time to perform this type of work should not exceed the norms of the allotted curriculum for independent work of a student and employee of the University. Control of such work should not be an end in itself for the teacher, and become the motivating factor of educational activities and student employee of the University. It is also shown that it is necessary to incorporate the results of performance indicators of current performance, tickets and questions on the midterm and the exam. Trainees important moral encouragement in the form of public recognition as an expert on electrical safety. In the conclusion the authors draw conclusions that require psychological setting of student and employee on the importance of the work performed in his training plan and expand the horizons of knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Атанов Иван Вячеславович, Привалов Евгений Евграфович, Габриелян Шалико Жораевич, Шемякин Виталий Николаевич, Копылова Оксана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА»

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

УДК 331.453:621.3

Атанов И. В., Привалов Е. Е., Габриелян Ш. Ж., Шемякин В. Н., Копылова О. С., Афанасьев М. А.

Atanov I. V., Privalov E. Е., Gabrielyan S. G., Shemyakin V. N., Kopylova O. S., Afanas'ev M. A.

К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА

TO THE PROBLEM OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF ELECTRICAL SAFETY OF THE UNIVERSITY EMPLOYEES

Рассмотрено содержание самостоятельной работы студента и работника, которое дано в рабочей программе дисциплины «Электробезопасность» и направлено на расширение и углубление знаний по данному курсу, а управление самостоятельной работой - это умение оптимизировать этот процесс. Необходимо убедительно доказать обучаемому, что результаты самостоятельной работы помогут ему лучше понять лекционный материал, содержание практической работы по электробезопасности. Показано, что время на выполнение данного вида работы не должно превышать нормы, отведённой учебным планом на самостоятельную работу студента и работника университета. Контроль такой работы не должен быть самоцелью для преподавателя, а стать мотивирующим фактором образовательной деятельности студента и работника университета. Также показано, что необходимо включать результаты выполнения работы в показатели текущей успеваемости, в билеты и вопросы на зачете и экзамене. Обучаемым важно моральное поощрение в форме общественного признания как специалиста по электробезопасности.В заключении авторы статьи делают выводы, что требуется психологическая настройка студента и работника на важность выполняемой работы в его планах профессиональной подготовки и расширения кругозора, эрудиции.

Ключевыеслова: проблемное обучение, самостоятельность, электробезопасность, преподаватель, студент, работник.

The article describes the contents of the independent work of the student and the worker, which is given in the working program of the discipline «electrical safety» and is aimed at broadening and deepening knowledge on the course and management of independent work - is the ability to optimize this process. You need to prove to the learner that the results of independent work will help him better understand the lecture material, the content of practical work with electrical. It is shown that the time to perform this type of work should not exceed the norms of the allotted curriculum for independent work of a student and employee of the University. Control of such work should not be an end in itself for the teacher, and become the motivating factor of educational activities and student employee of the University. It is also shown that it is necessary to incorporate the results of performance indicators of current performance, tickets and questions on the midterm and the exam. Trainees important moral encouragement in the form of public recognition as an expert on electrical safety. In the conclusion the authors draw conclusions that require psychological setting of student and employee on the importance of the work performed in his training plan and expand the horizons of knowledge.

Key words: problem-based learning, independence, safety, teacher, student, worker.

Атанов Иван Вячеславович -

проректор по учебной и воспитательной работе,

кандидат технических наук, доцент

ФГБОУ ВО Ставропольский государственный

аграрный университет

г. Ставрополь

Тел.: (8652) 35-22-83

E-mail: atanovivan@mail.ru

Привалов Евгений Евграфович -

кандидат технических наук, доцент кафедры

электроснабжения и эксплуатации электрооборудования

ФГБОУ ВО Ставропольский государственный

аграрный университет

г. Ставрополь

Тел.: (8652) 72-11-30

E-mail: evgraf.stat@yandex.ru

Габриелян Шалико Жораевич -

кандидат технических наук, доцент кафедры

электротехники, автоматики и метрологии

ФГБОУ ВО Ставропольский государственный

аграрный университет

г. Ставрополь

Тел.: (8652) 71-79-38

E-mail: shaliko69@mail.ru

Шемякин Виталий Николаевич -

кандидат технических наук, доцент кафедры электроснабжения и эксплуатации электрооборудования ФГБОУ ВО Ставропольский государственный

Atanov Ivan Vyacheslavovich -

Vice-rector on teaching

and educational work,

doctor of technical science, docent

Stavropol State Agrarian University

Stavropol

Tel.: (8652)35-22-83 E-mail: atanovivan@mail.ru

Privalov Evgeniy Evgrafovich -

Ph.D of technical science,

docent the Department of electrical and electric

equipment operation

Stavropol State Agrarian University

Stavropol

Tel.: (8652) 72-11-30 E-mail: evgraf.stat@yandex.ru

Gabrielyan Shaliko Zhoraevich -

Ph.D of technical science,

docent in the Department of electrical engineering, automatics and Metrology Stavropol State Agrarian University Stavropol

Tel.: (8652) 71-79-38 E-mail: shaliko69@mail.ru

Shemyakin Vitaliy Nikolaevich -

Ph.D of technical science, docent the Department of electrical and electric equipment operation Stavropol State Agrarian University

в

аграрный университет г. Ставрополь Тел.: (8652) 71-69-22 E-mail: shi_ma@mail.ru

:№ 3(23), 2016

Проблемы аграрного образования

135

Stavropol

Tel.: (8652) 71-69-22 E-mail: shi_ma@mail.ru

Копылова Оксана Сергеевна -

кандидат физико-математических наук,

доцент кафедры физики

ФГБОУ ВО Ставропольский государственный

аграрный университет

г. Ставрополь

Тел.: 8-918-867-45-64

E-mail: zolterxp@list.ru

Афанасьев Михаил Анатольевич -

аспирант

ФГБОУ ВО Ставропольский государственный

аграрный университет

г. Ставрополь

Тел.: 8-919-740-97-23

E-mail: ssau_phisics@mail.ru

Kopylova Oksana Sergeevna -

Ph.D of physico-mathematical Sciences, associate Professor of physics Stavropol state agrarian University Stavropol

Tel.: 8-918-867-45-64 E-mail: zolterxp@list.ru

Afanas'ev Mikhail Anatol'evich -

Postgraduate student

Stavropol state agrarian University

Stavropol

Tel.: 8-919-740-97-23 E-mail: ssau_phisics@mail.ru

Анализ процесса реформирования высшей школы по государственным стандартам, а также изучение современных тенденций развития университетского аграрного образования в развитых странах показал следующие узловые моменты.

Настоящие социально-культурные потреб-ностиформируют самостоятельную ценность идеи непрерывного образования в области аг-роинженерии и электроэнергетики, когда от студентов и работников требуется постоянное обновление и совершенствование собственных знаний. Ускоренное развитие экономики нашей страны настойчиво требует изменение образовательного процесса путем сокращения аудиторной нагрузки, замены простого прослушивания лекций за счет повышения количества самоподготовки студентов, в этом случаеак-цент в обучении переходит с преподавания на обучение как самостоятельную деятельность студентов и работников в образовании.

В результате возникло пристальное внимание к проблеме организации самостоятельной работы студентови работниковсо стороны профессорско-преподавательского университета.

Самостоятельную работу студента и работника можно разделить на две части, первую - организует преподаватель, а вторую сам обучаемый, без контроля со стороны преподавателя, куда входит подготовка к лекционным и практическим занятиям, зачету и экзамену на группу по электробезопасности. Организация самостоятельной работы - это оптимизация процессасочета-ния этих частей, где вторая должна составлять не менее 25 % от общего времени, выделяемого по учебному плану на самостоятельную работу [1-5].

Суть самостоятельной работы студента и работникадана в рабочей программе дисциплины «Электробезопасность» и направлена на расширение и углубление знаний, а далее -также и на установление межпредметных связей [6-10].

Рассмотрим основные характеристики самостоятельной работы студента и работника по выбранной специальности:

Первая - психологические условия успешности работы, заключающиеся в появленииин-тереса к профессии и методам овладения ее особенностями в области безопасности в электроэнергетике, которые зависят от следующих параметров: взаимоотношения между преподавателями и обучаемыми в образовательном процессе; уровня сложности заданий для самостоятельной работы при подготовке к зачету и экзамену на 2 и 3 группы по электробезопасности; включенность студентов и работников в формируемую деятельность по выбранной профессии.

Вторая - эффективность профессиональной ориентацииподисциплине «Электробезопасность». Глубина профилирования, должна учитывать психологические закономерности многоуровневого деления эффективных профессионалов по направлению «Электроэнергетика и электротехника».

Третья - ограниченный бюджет времени студента и работника университета, в которой при формировании временного объема на группу по электробезопасности, также необходимо учитывать общую нагрузку обучающихся вне субъективного мнения несомненной важности именно «моей» дисциплины.

Четвертая - индивидуализация самостоятельной работы обучаемых, которая включает: увеличение удельного веса интенсивной работы с более подготовленными студентами и работниками; деление практического занятия на обязательную и творческую части для всех, пытающихся самостоятельно справиться сне-стандартными задачами. Данная характеристика предполагает дополнительные вопросы, учебно-проблемные ситуации, регулярность консультаций с обучаемыми, а также информирование о содержании самостоятельной работе, сроках ее выполнения, способах контроля и оценке итоговых результатов с обязательным сравнением с предполагаемыми.

Для эффективной организации самостоятельной работы на группу по электробезопасности надо выполнить ряд условий - обеспечить

Ежеквартальный

научно-практический

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

журнал

правильное сочетание объема аудиторной и самостоятельной работы и методически оправданную организацию работы в аудитории и вне её. Дать студенту и работнику необходимые методические материалы для организации самостоятельной работы как процесса творческого.

Первая из перечисленных характеристик состоит в необходимости оптимального структурирования учебного плана, разумного соотношения аудиторной и самостоятельной работы студента и работника университета. Важное значение здесь имеет правильное определение трудоемкости различных видов самостоятельной работы при подготовке на группу по электробезопасности. Составлению такого плана предшествует анализ бюджета времени обучаемого, оснащенности методической литературой.

Вторая заключается в методически грамотной организации самостоятельной работы при подготовке работника к зачету и экзамену на группу по электробезопасности. Важно постепенно изменять дидактические отношения между обучаемым иобучающим. Если на втором курсе педагогу принадлежит активная позиция, а студент чаще всего управляемый, то на третьем и четвертом курсах эти отношения должны реформироваться в сторону побуждения обучаемого работать самостоятельно и активно стремиться к самообразованию.

Третьяхарактеристика - это обеспечение обучаемого соответствующей учебно-методической литературой по электробезопасности. Сложившаяся ситуация в высшей школе не позволяет обеспечить их необходимой литературой, изданной в центральных издательствах. Учитывая экономические условия и возможности полиграфической базы университета, следует активно переходить на электронные издания учебных и методических пособий по электробезопасности. Кроме того, особую значимость приобретает такой мощный информационный источник - электронная

Литература

1. Аспекты обучения на группу по электробезопасности работников университета / И. В. Атанов, Е. Е. Привалов, Ш. Ж. Габрие-лян, В. Н. Шемякин // Вестник АПК Ставрополья. 2015. № 2 (18). С.320-323.

2. Повышение качества подготовки по электробезопасности работников университета / И. В. Атанов, Е. Е. Привалов, Ш. Ж. Габриелян, В. Н. Шемякин // Вестник АПК Ставрополья. 2014. № 3 (15). С. 310-312.

3. Афанасьев М. А., Филатов П. С. Электробезопасность работников при эксплуатации воздушных линий высокого напряжения // Методы и технические средства повышения эффективности использования электрооборудования в промышленности и сельском

библиотека университета, например, на личные страницы преподавателей.

Эффективная реализация самостоятельной работы работников и студентов университета зависит от их заинтересованности в достижении результата, т. е от устойчивой мотивации при подготовке и сдаче зачета и экзамена на вторую и третью группы по электробезопасности.

При выполнении такой работы различают внешнюю, внутреннюю процессуальную мотивации, где внешняя является зависимостью карьеры агроинженера или электроэнергетика от результатов учёбы в университете.

Внутренняя мотивация основана на склонности обучаемого, еговосприимчивость к учебе и работе в университете, которой можно управлять в период до вузовской подготовки путем использования тестов при сдаче зачета или экзамена на вторую или третью группы по электробезопасности,

Процессуальная мотивацияпроявляется в понимании обучаемым полезности выполняемой работы при подготовке на группу по электробезопасности. Требуется психологическая настройка студента и работника на важность выполняемой работы в его планах профессиональной подготовки и расширения кругозора, эрудиции. Необходимо убедительно доказать обучаемому, что результаты самостоятельной работы помогут ему лучше понять лекционный материал, содержание практической работы по электробезопасности.

Контроль такой работы не должен быть самоцелью для преподавателя, а стать мотивирующим фактором образовательной деятельности студента и работника университета. Необходимо включать результаты выполнения работы в показатели текущей успеваемости, в билеты и вопросы на зачете и экзамене. Обучаемым важно моральное поощрение в форме общественного признания как специалиста по электробезопасности.

References

1. Aspects of training on group on electrical safety of the employees of the University / I. V. Atanov, E. E. Privalov, S. Z. Gabrielyan, V. N. Shemya-kin // Agricultural Bulletin of Stavropol Region. 2015. № 2 (18). P. 320-323.

2. Improving the quality of training on electrical safety employees of the University / I. V. Atanov, E. E. Privalov, S. G. Gabrielyan, V. N. Shemya-kin // Agricultural Bulletin of Stavropol Region. 2014. № 3 (15). P. 310-312.

3. Afanasyev M. A., Filatov S. P. electrical workers in the operation of overhead lines high voltage // Methods and technical means of improving efficiency in the use of electrical equipment in industry and agriculture : 81 scientific-practical conference. 2016. P. 3-10.

в

:№ 3(23), 2016

Проблемы аграрного образования

137

хозяйстве : 81-я научно-практическая конференция. Ставрополь, 2016. С. 3-10.

4. Разработка устройства и метода диагностики силового электроэнергетического оборудования / Мастепаненко М. А., Габрие-лян Ш. Ж., Воротников И. Н., Вахтина Е. А., Шунина А. А., Савельева Е. В., Козьми-на И. С. // Молодой ученый. 2015. № 20. С. 37-40.

5. Меньщиков А. В., Хащенко А. А., Афанасьев М. А. Общая характеристика процесса кипения жидкости и его применение в современной теплоэнергетике // Новыетех-нологии в сельском хозяйстве и пищевой промышленности с использованием электрофизических факторов и озона : VII Всероссийская научно-практическая конференция. 2012. С.113-115.

6. Развитие системы образования - обеспечение будущего / Е. Е.Привалов [и др.] // Современные технологии в образовании : монография. Одесса, 2013. С. 60-97.

7. Привалов Е. Е. Реализация общеобразовательных и профессиональных компетенций в дисциплине «Электробезопасность» // Сборник научных трудов Sworld. 2013. Вып. 2, т. 15. С. 28-31.

8. Способы реализации компетенций в дисциплинах кафедры «Электроснабжение и эксплуатация электрооборудования» / Е. Е. Привалов, А. В. Ивашина, В. А. Кобозев, А. И. Адошев // Сборник научных трудов Sworld. 2014. Т. 12, № 1. С. 39-42.

9. Привалов Е. Е. Активизация самостоятельной работы студентов в дисциплине «Электробезопасность» электроэнергетического факультета Ставропольского государственного аграрного университета // Вестник АПК Ставрополья. 2013. № 2(10). С. 16-19.

10. Вахтина Е. А., Габриелян Ш. Ж. Электротехника и электроника : сборник тестов. Ставрополь, 2009.

4. Development of a device and method for diagnostics of power electric power equipment / M. A. Mastepanenko, S. G. Gabrielyan, I. N. Vorotnikov, E. A. Vakhtin, A. A. Shunin, E. V. Savel'eva, I. S. Kozmin // Young scientist. 2015. № 20. P. 37-40.

5. Menshikov A. V., Khashchenko A. A., Afa-nasyev M. A. General characteristics of the process of boiling liquid and its application in modern power system // Proceedings: new technologies in agriculture and food industry with the use of electro-physical factors and ozone VII all-Russian scientific-practical conference. 2012. P. 113-115.

6. The Development of the education system -ensuring the future. Modern technologies in education: monograph / E. E. Privalov[et. al.]. Odessa: KUPRIENKO, 2013. P. 60-97.

7. Privalov E. E. Implement education and professional competencies in the discipline "safety" // Modern problems and ways of their solution in science, transport, production and education 2013 : collection of scientific works proceedings of international conference. Vol. 15, Edition 2. Odessa: KUPRIENKO,

2013. P. 28-31.

8. Methods of implementation of competencies in the disciplines of the Department of Electricity and operation of electrical equipment" / E. E. Privalov, A. V. Ivashina, V. A. Kobozev, A. I. Adashev // Modern trends in theoretical and applied research 2014 : collection of scientific worksproceedings of international conference. Vol. 12, № 1. Odessa: KUPRIENKO,

2014. P. 39-42.

9. Privalov E. E. Activation of independent work of students in the discipline of "electrical safety" electric power Department Stavropol state agrarian University // Agricultural Bulletin of Stavropol Region. 2013. № 2 (10). P. 16-19.

10. Vakhtina E. A., Gabrielyan S. J. Electrical and electronics : journal tests. Stavropol, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.