Научная статья на тему 'ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАЛЛЬНО- РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ'

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАЛЛЬНО- РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД / СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНАЯ СИСТЕМА "VOTUM"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахтина Елена Артуровна, Габриелян Шалико Жораевич

В статье рассматривается проблема ресурсного обеспечения регулярной самостоятельной (аудиторной и внеаудиторной) работы студентов в рамках модульно - рейтинговой технологии обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС-3). Раскрываются технологические аспекты внедрения отечественной интерактивной системы мониторинга и оценки качества знаний “Votum” в условиях балльно - рейтинговой системы оценивания результатов учебной деятельности студентов. Анализируются возможности, реализуемые с помощью этой системы, и обосновывается их эффективность.This article considers the problem of resource support of regular independent (curricular and extracurricular) students' work in the framework of the module-rating technology of training in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standards (FSES-3). The article reveals some technological aspects of implementing the interactive system of monitoring and evaluation of knowledge quality “Votum” in conditions of grade-rating system for students' knowledge assessment. Capabilities, implemented with the help of this system, are analyzed and their effectiveness is proved.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вахтина Елена Артуровна, Габриелян Шалико Жораевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАЛЛЬНО- РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ»

в

естник АПК ^ ^

Ставрополья ^ 3(15)2014 Проблемы аграрного образования

УДК 378. 147:004

321

Бахтина Е. А., Габриелян Ш. Ж. Vakhtina E. A., Gabrielyan Sh. Zh.

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОБОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

ABOUT THE EFFICIENCY OF RESOURCE SUPPORT OF GRADE-RATING SYSTEM FOR STUDENTS' KNOWLEDGE ASSESSMENT

В статье рассматривается проблема ресурсного обеспечения регулярной самостоятельной (аудиторной и внеаудиторной) работы студентов в рамках модульно-рейтинговой технологии обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС-3). Раскрываются технологические аспекты внедрения отечественной интерактивной системы мониторинга и оценки качества знаний «Votum» в условиях балльно-рейтинговой системы оценивания результатов учебной деятельности студентов. Анализируются возможности, реализуемые с помощью этой системы, и обосновывается их эффективность.

Ключевые слова: модульная технология обучения, балльно-рейтинговая система оценивания, самостоятельная работа, ресурсный подход, средство обучения, интерактивная система «Votum».

This article considers the problem of resource support of regular independent (curricular and extra-curricular) students' work in the framework of the module-rating technology of training in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standards (FSES-3). The article reveals some technological aspects of implementing the interactive system of monitoring and evaluation of knowledge quality «Votum» in conditions of grade-rating system for students' knowledge assessment. Capabilities, implemented with the help of this system, are analyzed and their effectiveness is proved.

Key words: module technology of training, grade-rating system, independent work, resource approach, means of training, interactive system «Votum».

Вахтина Елена Артуровна -

кандидат педагогических наук, доцент

Ставропольский государственный аграрный университет,

г. Ставрополь

Тел.: (8652) 71-79-38

E-mail: lekonf@mail.ru

Габриелян ШаликоЖораевич -

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

Ставропольский государственный аграрный университет,

г. Ставрополь

Тел.: (8652) 71-79-38

E-mail: shaliko69@mail.ru

Vahtina Elena Arturovna -

Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associated Professor

Stavropol State Agrarian University,

Stavropol

Tel.: (8652) 71-79-38 E-mail: lekonf@mail.ru

Gabrielyan Shaliko Zhoraevich -

Ph.D. in Agriculture, Associated Professor Stavropol State Agrarian University, Stavropol

Tel.: (8652) 71-79-38 E-mail: shaliko69@mail.ru

Потребность определения соответствия результатов обучения студентов заявленным в ФГОС ВПО-3 компетенциям актуализирует процессы получения объективной и разносторонней информации о качестве обучения. Информация эта нужна не только для констатации факта наличия или отсутствия соответствия, но и для выявления характера отклонений, анализа их причин, планирования компенсационных и коррекционных учебных действий, т.е. для управления процессом обучения.

В современной практике высшего профессионального образования реализуется модульно-рейтинговая система обучения. Эта система представляет собой совокупность двух составляющих:

- модульной технологии организации обучения, как технологии выработки компетенций;

- балльно-рейтинговой системы оценивания (БРС) уровня сформированности компетенций.

Как показывает практика реализации ФГОС ВПО-3 в отечественных вузах, такая задача БРС как обеспечение регулярной работы студентов в течение семестра, как правило, достигается [1]. Действительно привычные для системы высшего профессионального образования аудиторные занятия в лекционно-семинарской (лабораторной) форме имеют достаточно богатый опыт организации обратной связи в процессе обучения, которая с переходом на бРс совершенствуется содержательно и организационно, и главное - имеет аудиторное время для осуществления. Поэтому регулярность учебной работы студентов мотивируется регулярностью контроля со стороны преподавателя, цель которого организация обратной связи в процессе управления учебной деятельностью студентов.

Теперь о самостоятельной внеаудиторной работе студентов. Её доля составляет не менее 50 % от общей учебной нагрузки дисциплины, т. е. примерно равняется аудиторной и имеет тенденцию к увеличению, а аудиторная к уменьшению. Именно самостоятельная работа

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

естник АПК

Сгин ро il ил ».и

дает студенту тот опыт, который будет ему необходим для организации собственного непрерывного образования в течение трудовой деятельности в будущем, поэтому актуальность обеспечения регулярности самостоятельной внеаудиторной работы студентов очевидна. Но в практической реализации этого вопроса имеются определенные трудности. Во-первых, далеко не все студенты обладают навыками самостоятельной работы, да и сама самостоятельная внеаудиторная работа более трудоемка по сравнению с аудиторной работой под руководством преподавателя. Поэтому она нуждается в эффективной обратной связи как в отношении используемого учебного материала (пооперационная внутренняя обратная связь, обеспечивающая возможность самоконтроля), так и в отношении внешней обратной связи (контроль со стороны преподавателя) [2].

Во-вторых, объект проверки и оценки у преподавателя увеличился, т. к. нужно учитывать не только теоретические и практические знания, зависящие от присутствия студента на занятиях, но и те, что получены им в результате самоподготовки [3]. У преподавателя при максимально возможной аудиторной нагрузке 900 часов в год (26,5 часов в неделю для учебного года из 34 учебных недель) при 36 часовой неделе, остается 9,5 часов в неделю на все остальные виды работ: научно-исследовательскую, творческо-исполнительскую, опытно-конструкторскую, учебно-методическую, организационно-методическую, воспитательную, физкультурную, спортивно-оздоровительную [4]. Руководство и контроль самостоятельной работой студентов может осуществляться преподавателем в рамках организационно-методической работы, а разработка рекомендаций и материалов для самостоятельной работы - в рамках учебно-методической. Но руководство и контроль самостоятельной работы студентов не единственная нагрузка этих видов деятельности преподавателя, поэтому дефицит времени очевиден.

Для решения этой проблемы обратимся к ресурсному подходу, согласно которому нужно подобрать соответствующие ресурсы -средства обучения как комплекс технических средств и программного обеспечения, которые позволят преодолеть имеющиеся трудности и сделают задачу реально выполнимой. Преподаватели заинтересованы в таких ресурсах, которые позволят экономить время и силы, а также будут просты в освоении и использовании.

У нас, преподавателей СтГАУ, есть реальная возможность использования средств обучения с такими свойствами. Руководство вуза обеспечило образовательный процесс интерактивной системой мониторинга и оценки качества знаний Votum с радиочастотным управлением, которая представлена на рис. 1. Эта система отечественного производства по своим функциональным и техническим показателям превосходит зарубежные аналоги и имеет меньшую стоимость [5]. Её основными преимуществами являются:

- ориентация на стандарты Российского образования;

- возможность ввода ответа по принципу сотового телефона;

- встроенный редактор формул;

- возможность присоединения к вопросу таких файлов, как картинки (*.jpg; *.jpeg; *.tif; *.png), видео (*.avi; *.mpg; *.mp4; *.wmv), музыка (*.mp3; *.wav).

Система Votum позволяет работать в разных режимах: оценки, опроса, соревнования, голосования, индивидуального теста и слайд-презентации, т. е. служит инструментом не только контроля знаний, но и объяснения нового материала или закрепления знаний.

Рисунок 1 - Компоненты интерактивной системы мониторинга и оценки качества знаний Votum

В нашем распоряжении имеются 6 модулей интерактивной системы Votum. В комплект каждого модуля входят: 25 пультов для студентов, 1 пульт для преподавателя, 1 радио-ресивер, DVD с программным обеспечением, документацией и обширной базой тестовых вопросов (русский язык, литература, физика, химия, математика и др.). Программное обеспечение позволяет проектировать тесты всевозможных типов и видов (в том числе, используя шаблоны), обеспечивает импорт готовых тестовых наборов сторонних разработчиков и тестов, созданных ранее в иных системах.

Работать с системой Votum можно в любой аудитории, в которой имеется один компьютер или ноутбук для установки программного обеспечения и экран (проектор или телевизионная панель) для визуализации заданий и результатов их выполнения. Студенты получают беспроводные пульты, с помощью которых они отвечают на вопросы, выбирая правильный ответ из нескольких вариантов или набирая ответ на пульте. Сигналы с пультов поступают в компьютер посредством радио-ресивера, подключенного через USB порт, обрабатываются и сохраняются программой. Преподаватель управляет процессом тестирования с помощью своего пульта. Статистические данные в форме подробного отчета можно импортировать в Micro-softExel с последующим переводом в MicrosoftWord, если это необходимо.

в

естник АПК

Ставрополья

: № 3(15), 2014

Проблемы аграрного образования

323

Мы используем систему Votum в преподавании дисциплины электротехника и электроника для студентов следующих факультетов: агробиологии и земельных ресурсов, механизации

сельского хозяйства (рис. 2). В течение двух лет более 400 студентов из 20 групп работали с этой системой.

Рисунок 2 - Работа студентов в интерактивной системе Votum

На подготовительном этапе мы создали свою базу тестов на основе ранее выпущенного сборника тестов [6], провели апробацию, организовав входной контрольный тест для студентов начинающих изучать электротехнику и электронику с целью адекватной оценки начального уровня знаний студентов. С помощью системы Votum были получены статистические данные результатов тестирования и сформированы отчеты с анализом ответов каждого студента и обобщенные по группе в целом. Согласно этим данным удалось выявить, что в каждой группе имеются 2-3 студента с высоким уровнем знаний, около 2/3 группы имеют средний и около 1/3 группы низкий уровни. Полученная информация была использована в дальнейшем при разработке индивидуальных домашних заданий по запланированным видам самостоятельной работы.

На следующем этапе мы применили систему Votum для оценки объема эффективной работы студентов по такому виду домашнего задания как самостоятельное изучение тем. Были разработаны тесты по дидактическим единицам изучаемого самостоятельно материала [7]. В начале занятия (согласно графику учебного процесса) в течение 10-12 минут проводился автоматизированный тестовый опрос. Опыт проведения таких опросов показал, что если раньше добросовестно выполняли этот вид самостоятельной работы 8 % (2-3 чел.) студентов в группе из 25 чел., то при наличии систематической проверки каждого студента, доля выполняющих эту работу выросла до 68 % (17 чел.).

При обсуждении опыта использования системы Votum на состоявшейся 22.04.2014 г. научно-методической конференции СтГАУ «Инновационные векторы современного образования», был задан вопрос о доступности списывания и помощи студентов друг другу. Как

показала практика, решение у этого вопроса есть и оно имеет организационный характер. Во-первых, контроль знаний нужно проводить по подгруппам студентов с примерно одинаковым уровнем успеваемости (сильные, средние и слабые) [8]. Во-вторых, ограничить время тестирования. Эти два фактора: однородности состава участников и отсутствия лишнего времени практически исключают возможность отвлекаться на «проблемы» других студентов.

Очень эффективной система Votum оказалась в отношении экономии времени и информативности при прохождении студентами контрольных точек. Мы провели текущий и рубежный контроль знаний в форме стандартизированного тестирования. В этом режиме программа Votum автоматически формирует отчет, который содержит:

- общую статистику по заданию в целом (табл. 1): оценка и баллы каждого студента, время выполнения задания, количество верных и неверных ответов;

- индивидуальную статистику по каждому вопросу (табл. 2);

- диаграмму правильных ответов (рис. 3), показывающую степень успешности освоения материала каждым студентом по сравнению с максимально возможным результатом (100 %).

Другими словами, представленная статистика дает полную информацию для преподавателя по группе в целом и индивидуальную по каждому студенту. Время тестирования зависит от количества вопросов и их сложности. Оно определяется заранее в процессе формирования заданий и их апробации. Возможность представления на экране результатов тестирования сразу после его прохождения для всей аудитории создает эффект «удержания внимания» и поддержки контакта «преподаватель - студенты».

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

Таблица 1 - Общая статистика

Вестник АПК

Ставрополья

Дата теста 15.04.2014

Тип теста Оценка

Общая статистика

Участник Оценка Ответов всего Верных ответов Неверных ответов Общее время Баллы

Автандилова Лиана 4 13 10 3 192 10

Айсанов Аслан 5 13 12 1 155 12

Бессонова Татьяна 5 13 12 1 189 12

Бойко Анастасия 5 13 13 0 116 13

Ганский Денис 5 13 12 1 309 12

Григорова Марина 5 13 13 0 176 13

Замотин Дмитрий 5 13 12 1 166 12

Матафонов Денис 5 13 12 1 255 12

Пасмурнова Людмила 4 13 10 3 120 10

Сергеева Яна 3 13 9 4 166 9

Толоконникова Диана 5 13 12 1 236 12

Афанасенко Любовь 5 13 13 0 197 13

Фоменко Вадим 5 13 12 1 277 12

Филимонова Дарья 4 13 10 3 208 10

Таблица 2 - Индивидуальная статистика

Индивидуальная статистика

Вопрос № 1 Участник Сложность Время Баллы

Афанасенко Любовь 1 12 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автандилова Лиана 1 20 1

Айсанов Аслан 1 11 0

Фоменко Вадим 1 9 1

Сергеева Яна 1 9 1

Пасмурнова Людмила 1 14 0

Матафонов Денис 1 19 0

Замотин Дмитрий 1 29 1

Григорова Марина 1 9 1

Ганский Денис 1 33 1

Бойко Анастасия 1 8 1

Бессонова Татьяна 1 7 1

ТолоконниковаДиана 1 10 1

Филимонова Дарья 1 13 1

Для студентов, желающих повысить свой рейтинг, мы проводим опросы и тестирования в программе Votum во внеаудиторное время в процессе организации отработок. Это дает студенту реальную возможность попасть по успеваемости в ту категорию, к которой он стремятся (отличник, хорошист, успевающий), т.е. управлять своим рейтингом.

Следующим шагом внедрения системы Votum в учебный процесс стало проведение зачета по электротехнике и электронике в режиме индивидуального теста. В этом режиме экран не требуется. Студенты получают распечатанные листы с индивидуальными заданиями и отвечают на вопросы с помощью пультов. Система записывает все ответы студентов и формирует автоматически отчет.

в

естник АПК

Ставрополья

: № 3(15), 2014

Проблемы аграрного образования

325

Рисунок 3 - Диаграмма правильных ответов

Со студентами, работавшими с системой Votum в течение семестра, был проведен анкетный опрос по оценке влияния системы на регулярность их самостоятельной работы и объективность формируемого рейтинга (рис. 4).

Оценк Фоменко Вадим Филимонова Полина Филимонова Дарья Толоконникова Диана Сергеева Яна Пасмурнова Людмила Матафонов Денис Карданова Зашхан Замотин Дмитрий Данилов Евгений Григорова Марина Ганский Денис Бойко Анастасия Бессонова Татьяна Афанасенко Татьяна Айсанов Аслан Автандилова Лиана а ст> деш ^ами сист емы Votu m в % 0

1 0 2 0 3 0 4 0 5 0 6 0 7 0 8 0 9 0 11

Рисунок 4 - Результаты анкетного опроса студентов

В заключение отметим: Простата и наглядность в освоении системы Votum обеспечивается её разработчиками с помощью презентаций и видеоуроков, представленных на сайте http://www.votum-edu.ru.

Система находится в постоянном развитии: разрабатываются новые инструменты, расширяющие её функциональные возможности.

3. Эффективность интерактивной системы Votum в качестве ресурсного обеспечения БРС:

а) для педагогов подтверждается тем, что они получают надежный инструмент мониторинга уровня знаний студентов и своевременного выявления проблемных областей. Благодаря автоматизации таких процессов как:

326

,,„ „„„„, Jj Ставрополья

научно-практическии журнал

проверка тестов/опросов/анкет, анализ накопленных результатов и формирование отчетов в балльно-рейтиговой форме по каждому студенту и всей группе в целом экономятся время и силы преподавателя при имеющемся росте интенсивности его труда;

б) для студентов обеспечивается поддержка развития индивидуально-психологических ресурсов личности через активизацию учебной деятельности, повышение мотивации к са-

Литература

1. Сазонов Б. А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 28-39.

2. Стасюкевич И. В. Современное состояние, проблемы формирования коммуникативных компетенций в образовательных системах // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2013. № 3. С. 201-205.

3. Трошкина Т. Н., Чхиквадзе В. В. Организационно-правовые аспекты европейской системы накопления и перевода кредитов (на примере современного образовательного права в Испании). Центр образовательного законодательства. URL : http:// www.lexed.ru/pravo/theory/ezegod44/?tro. html (дата обращения: 16.06.2014).

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений». Опубликовано: 12.08.2006. в «Рг» -Федеральный выпуск № 4143 URL : http:// www.rg.ru/2006/08/12/pedagogi-rejim-dok. html (дата обращения 06.06.2014).

5. Сравнительная таблица Votum с другими системами. URL : https://docs.google.com/ spreadsheet/ccc?key=0AjHEtcZbHEzfd HRM QVdGcG50TDlGQm52SjM0VjV5Vnc#gid=0 (дата обращения: 03.04.2014).

6. Вахтина Е. А., Габриелян Ш. Ж. Электротехника и электроника : сборник тестов / Ставропольский государственный аграрный университет. Ставрополь : АГРУС, 2009. 80 с.

7. Вахтина Е. А., Габриелян Ш. Ж. Электротехника и электроника. Руководство по самостоятельной работе : учебное пособие для вузов. М. : Илекса, 2012. 96 с.

8. Зорина Е. Б., Чуднова О. А. Технология развивающего обучения в процессе личностно-профессионального самоопределения студентов // Высшее образование сегодня. 2012. № 11. С. 60-63.

9. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В.И. Трухачев, С.И. Тарасова, С.В. Окрут, О.А. Чередниченко, Е.В. Долгих. - Ставрополь, 2011. 68 с.

моконтролю и регулированию своей успеваемости, укреплению дисциплины и принятию личной ответственности за результаты своих учебных действий.

На основании этого можно прогнозировать, что результатом внедрения и систематического использования системы Votum в рамках модульно-рейтинговой технологии обучения в вузе будет существенное повышение эффективности взаимодействия преподаватель-студент.

References

1. Sazonov B. A. Grade-rating systems for estimation knowledge and quality of educational process // Higher education in Russia. 2012. № 6. P. 28-39.

2. Stasyukevich I. V. The modern state of formation of communicative competences in the educational systems // The Bulletin of the North-Caucasus Federal University. 2013. P. 201-205.

3. Troshkina T. N., Chkhikvadze V. V. Organizational and legal aspects of the European credit transfer system (on the example of modern educational law in Spain). The center of educational legislation. URL : http:// www.lexed.ru/pravo/theory/ezegod44/?tro. html (date of access: 16.06.2014).

4. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation date 27.03.2006, № 69 «About the features of working time and rest time for teaching and other staff of educational institutions» Published: 12.08. 2006 in «Rossiyskaya Gazeta» - The Federal issue № 4143. URL : http://www.rg.ru/2006/08/12/pedagogi-rejim-dok.html (date of access 06.06.2014)

5. Comparative table Votum with other systems. URL : https://docs.google.com/ spreadsheet/ccc?key=0AjHEtcZbHEzfdH RMQVdGcG50TDlGQm52SjM0VjV5Vnc#gi d=0 (date of access: 03.04.2014).

6. Vakhtina E. A., Gabrielyan Sh. G. Electrical engineering and electronics: the collection of tests; Stavropol State Agrarian University. Stavropol : AGRUS, 2009. 80 p.

7. Vakhtina E. A., Gabrielyan Sh. G. Electrical engineering and electronics. Guide for independent work : textbook for universities. M. : Ilexa, 2012. 96 p.

8. Zorina E. B., Chudnova O. A. Technology of developing training in the personalprofessional self-determination of students // Higher education today. 2012. № 11. P. 6063.

9. Point-rating system for assessing students' progress to implement multi-level educational programs under the competence approach VPO / V. I. Trukhachev, S. I. Tarasov, S. V. Okrut, O. A. Cherednichenko, E. V. Dolgih. - Stavropol, 2011. 68 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.