Научная статья на тему 'О ВВЕДЕНИИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН'

О ВВЕДЕНИИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ТЕСТИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА / БАЛЛ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Строганов Ю.Н.

Во многих вузах Российской Федерации проводится эксперимент по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов. В настоящее время балльно-рейтинговая система оценки успеваемости используется более чем в 200 вузах России, причем в некоторых из них уже более 20 лет. Одной из важнейших задач внедрения БРС является обеспечение регулярной работы студентов в течение семестра и всего периода обучения в вузе. Вторая цель состоит в выработке справедливых механизмов формирования объективной оценки знаний студентов по совокупности накопленных ими в течение семестра баллов. Третья цель заключается в формировании значений рейтинга, позволяющего ранжировать студентов по успеваемости, определять лучших и худших из них. Целесообразно использование централизованной компьютерной системы ведения учета рейтинга студентов в рамках вуза или факультета, позволяющей осуществлять постоянный контроль за рейтингом со стороны деканата, преподавателя и студента. Ради единообразного объективного подхода к оценке учебной работы и составлению итогового рейтинга студентов разных специальностей в вузе, на факультете, кафедре шкала соответствия баллов БРС пятибалльной системе оценок должна быть единой.In many high schools of the Russian Federation an experiment to introduce a rating system of evaluation of student performance is realized. Currently point-rating system performance is used by more than 200 universities in Russia, with some of them for over 20 years. One of the most important tasks of point-rating system is to stimulate regular work of the students during the semester and the entire period of study at the university. The second objective is to develop equitable mechanisms of formation of an objective assessment of students' knowledge of their total accumulated points during the semester. The third objective is to create value of rating for ranking students by grade, determining the best and the worst of them. It is advisable to use a centralized computer record system of ranking students within the university or faculty, which gives for a dean, a professor and a student an opportunity of constant monitoring of rating. For the sake of uniform objective approach to the assessment of academic work and determination of the final ranking of students from different disciplines scale matching points from point-rating system to five-point scoring system should be unified at the university, the faculty, the department.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ВВЕДЕНИИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН»

УДК 378.144/.146

О ВВЕДЕНИИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН To the question of the introduction of a rating system of evaluation of student performance

in the study of special subjects

Ю. Н. Строганов, зав. кафедрой эксплуатации машинно-транспортного парка, кандидат технических наук, доцент Уральского государственного аграрного университета

(Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 42)

Рецензент: В. А. Александров, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой технологии металлов и ремонта машин УрГАУ

Аннотация

Во многих вузах Российской Федерации проводится эксперимент по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов. В настоящее время балльно-рейтинговая система оценки успеваемости используется более чем в 200 вузах России, причем в некоторых из них уже более 20 лет. Одной из важнейших задач внедрения БРС является обеспечение регулярной работы студентов в течение семестра и всего периода обучения в вузе. Вторая цель состоит в выработке справедливых механизмов формирования объективной оценки знаний студентов по совокупности накопленных ими в течение семестра баллов. Третья цель заключается в формировании значений рейтинга, позволяющего ранжировать студентов по успеваемости, определять лучших и худших из них.

Целесообразно использование централизованной компьютерной системы ведения учета рейтинга студентов в рамках вуза или факультета, позволяющей осуществлять постоянный контроль за рейтингом со стороны деканата, преподавателя и студента.

Ради единообразного объективного подхода к оценке учебной работы и составлению итогового рейтинга студентов разных специальностей в вузе, на факультете, кафедре шкала соответствия баллов БРС пятибалльной системе оценок должна быть единой.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, тестирование, оценка, балл, учебный процесс, высшее образование.

Summary

In many high schools of the Russian Federation an experiment to introduce a rating system of evaluation of student performance is realized. Currently point-rating system performance is used by more than 200 universities in Russia, with some of them for over 20 years. One of the most important tasks of point-rating system is to stimulate regular work of the students during the semester and the entire period of study at the university. The second objective is to develop equitable mechanisms of formation of an objective assessment of students' knowledge of their total accumulated points during the semester. The third objective is to create value of rating for ranking students by grade, determining the best and the worst of them.

It is advisable to use a centralized computer record system of ranking students within the university or faculty, which gives for a dean, a professor and a student an opportunity of constant monitoring of rating.

For the sake of uniform objective approach to the assessment of academic work and determination of the final ranking of students from different disciplines scale matching points from point-rating system to five-point scoring system should be unified at the university, the faculty, the department.

Keywords: point-rating system, testing, evaluation, score, educational process, higher education.

Согласно приказу Минобразования Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 2654 «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов» [4], во многих вузах России проводится соответствующий эксперимент.

Балльно-рейтинговая система оценки знаний (БРС) является функциональным элементом специфической формы организации учебного процесса, в настоящее время превалирующей в университетах мира и получившей название «credit based system». На русский язык это название переводится как «кредит-система» или «система зачетных единиц» [ 1].

В настоящее время балльно-рейтинговая система оценки успеваемости используется более чем в 200 вузах России, причем в некоторых из них уже более 20 лет. Одной из важнейших задач внедрения БРС является обеспечение регулярной работы студентов в течение семестра и всего периода обучения в вузе, как правило, эта цель достигается. Вторая цель состоит в выработке справедливых механизмов формирования объективной оценки знаний студентов по совокупности накопленных ими в течение семестра баллов. Третья цель заключается в формировании значений рейтинга, позволяющего ранжировать студентов по успеваемости, определять лучших и худших из них. Этой задаче до сих пор отводится главенствующая роль [5].

Переход вузов России к рейтинговой системе оценки начался в 2003-2004 гг. и продолжается в настоящее время, однако формирование рейтинговой системы и механизма начисления баллов в разных образовательных учреждениях строится по-разному [3].

В Уральском государственном аграрном университете (УрГАУ) внедрение балльно-рейтинговой системы проводится с 2013 г. параллельно с применением текущей пятибалльной системы оценивания студентов по итогам экзаменов и дифференцированных зачетов.

Критерии оценок, применяемые на выпускающих кафедрах факультета ТТМС:

- оценки «отлично» заслуживает студент, показавший глубокий и всесторонний уровень знания дисциплины и умение творчески выполнять задания, предусмотренные программой;

- оценки «хорошо» заслуживает студент, показавший полное знание дисциплины, успешно выполнивший задания, предусмотренные программой;

- оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, показавший знание дисциплины в объеме, достаточном для продолжения обучения, справившийся с заданиями, предусмотренными программой;

- оценки «неудовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший значительные пробелы в знании предмета, допустивший принципиальные ошибки при выполнении заданий, предусмотренных программой.

Согласно методическим рекомендациям к разработке рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов (приложение № 2 к приказу Минобразования России от 11 июля 2002 г. № 2654), успешность работы студента в семестре по каждой дисциплине оценивается одинаковой максимальной суммой баллов, т. е. 100 баллов = 100%-й успех [4].

В соответствии с положением о балльно-рейтинговой системе оценки учебной работы студентов, в УрГАУ ориентировочная шкала перевода баллов БРС в пятибалльную систему оценок выглядит следующим образом.

Таблица 1

Шкала перевода баллов БРС в пятибалльную систему оценок в УрГАУ

Баллы Оценка по пятибалльной шкале

91-100 отлично зачтено

74-90 хорошо зачтено

61-73 удовлетворительно зачтено

0-60 неудовлетворительно не зачтено

При этом у факультетов имеется возможность корректировать соотношение баллов.

При изучении специальных дисциплин балльно-рейтинговая система оценки работы студента по курсам специальных дисциплин складывается из следующих блоков: 1 блок - лабораторные (практические) работы, 2 блок - контрольные и домашние работы, 3 блок - экзамен или зачет. По каждому из блоков максимальный балл по БРС - 100. Если изначально хотя бы по одному из первых двух блоков студент не набирает 61 балла, то он не может быть допущен к зачету или экзамену.

Для расчета общего итогового балла используются весовые коэффициенты, определяемые на кафедре, ведущей дисциплину, в зависимости от ее трудоемкости. Для расчета баллов по практическим (лабораторным) работам предложен коэффициент 0,3. То есть по практическим работам студент может набрать максимум 30 баллов (100 х 0,3 = 30 баллов). По контрольным и домашним работам (текущая аттестация по лекциям) принимается весовой коэффициент 0,25 (100 х 0,25 = 25 баллов). Для экзамена или зачета принят весовой коэффициент 0,45 (100 х 0,45 = 45 баллов).

В результате суммирования баллов, полученных за выполнение лабораторных (практических) работ, контрольных и домашних работ, за экзамен или зачет максимальный итоговый балл по дисциплине составит 100.

Наиболее простой подход к определению баллов по блокам дает тестирование. В этом случае устанавливается шкала соответствия баллов БРС за правильный ответ на тест. Количество баллов за правильный ответ на тест определяется по формуле:

В =100 : N

где В - количество баллов за правильный ответ на тест (при неправильном ответе на тест

принимается В = 0);

N - число тестов в задании.

Суммарный балл по заданию тестирования определяется по формуле:

5 = В х У,

где У - количество правильных ответов на тесты по заданию.

Не всегда целесообразна оценка работы студента на занятии только по результатам тестирования, например при выполнении лабораторных или практических работ. В таких случаях на кафедре должны быть разработаны критерии оценки и рекомендации для преподавателей с целью однообразного подхода к оцениванию. По результатам выполнения лабораторных работ могут оцениваться правильность оформления отчета, правильность ответа на тесты, активность на занятии, своевременность сдачи отчета, посещаемость, опоздания на занятие и др. Максимально возможный балл за каждое лабораторное или практическое занятие может быть определен по аналогии с баллами за тестирование при учете числа выполняемых работ в семестре.

Опыт использования БРС в разных вузах (УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, радиотехнический факультет, Высшая школа экономики и менеджмента и др. ) показывает, что целесообразно использование централизованной компьютерной системы ведения учета рейтинга студентов.

Каждому преподавателю, участвующему в реализации БРС, присваивается уникальный логин и пароль для входа в систему балльно-рейтинговой оценки [2]. Начинается работа с системой с того, что на кафедрах составляются технологические карты изучения курса

дисциплины, где указываются весовые коэффициенты для разных видов нагрузки, и к каждому преподавателю прикрепляются группы студентов.

Студентов перед началом занятий знакомят с системой, методами расчета баллов и дают информацию, в каком случае он может набрать максимальное их количество. После проведения контрольных мероприятий и различных видов занятий преподаватель вносит текущие сведения о набранных баллах в систему. После того как будут выполнены все контрольные мероприятия и баллы будут занесены преподавателем в систему, она переводит баллы в оценки и формирует аттестационную ведомость по группам. Студент, получив свой пароль, тоже может зайти в балльно-рейтинговую систему и получить информацию о набранных им баллах, отследить, как они накапливаются и как формируется его оценка.

Выводы

Балльно-рейтинговая система позволяет объективно оценить работу каждого студента, стимулирует ритмичную работу студентов на протяжении всего семестра, а не только в период сессии. Кроме того, студент в любой момент может контролировать свою успеваемость и своевременно принимать меры по ее улучшению.

Целесообразно использование централизованной компьютерной системы ведения учета рейтинга студентов в рамках вуза или факультета, позволяющей осуществлять постоянный контроль за рейтингом со стороны деканата, преподавателя и студента.

Ради единообразного объективного подхода к оценке учебной работы и составлению итогового рейтинга студентов разных специальностей в вузе, на факультете, кафедре шкала соответствия баллов БРС пятибалльной системе оценок должна быть единой.

Библиографический список

1. Бадарч Д., Сазонов Б. А. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем. М. : Бюро ЮНЕСКО в Москве, 2007.

2. Модуль «Балльно-рейтинговая система (БРС)» УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Руководство пользователя.

3. Перевозчикова Е. Н. Рейтинговая система оценки подготовки бакалавров // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 40-47.

4. Приказ Минобразования России от 11.07.2002 г. № 2654 «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов».

5. Сазонов Б. А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 28-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.