Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / ЗАДАЧИ И ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атанов Иван Вячеславович, Батищева Елена Алексеевна, Лебедев Анатолий Тимофеевич, Капустина Елена Ивановна, Грицай Дмитрий Иванович

Основным видом деятельности высшего учебного заведения является учебный процесс, качество которого с учетом возрастающих требований к уровню подготовки специалистов должно постоянно возрастать. Работа по совершенствованию учебного процесса весьма многогранна, и одним из важных направлений ее является совершенствование методической работы, повышение ее эффективности в первую очередь за счет внедрения новых форм. В совокупности методическая работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение учебного процесса учебно-методической литературой, повышение педагогического мастерства преподавательского коллектива, совершенствование аудиторной и самостоятельной работы студентов. Совершенствование всех форм, видов и методов учебной работы в вузе должно осуществляться с учетом состояния и перспектив развития тех предприятий и организаций, для которых вуз готовит кадры высшей квалификации. Комплексное решение задач, обеспечивающих достижение основной цели методической работы, осуществляется в высших учебных заведениях в следующих ее формах: учебно-методической работы (УМР); научно-методической работы (НМР); организационно-методической работы (ОМР) и экспертно-методической работы (ЭМР). Методическая работа в вузе осуществляется на кафедральном, факультетском и вузовском уровнях.The main activity of higher educational institution is the educational process, the quality of which is to respond to the increased requirements to the level of training has steadily increased. The work on improvement of educational process is very complex, and one important area is to improve work, increase its efficiency primarily through the introduction of new forms. In conjunction methodical work is a complex of measures aimed at ensuring the academic process educational methodical literature, improving pedagogical skills of the teaching staff, improvement of classroom and independent work of students. The improvement of all forms, types and methods of educational work in universities should be based on the state and prospects of development of the enterprises and the organizations for which the University trains specialists of the highest qualification. Complex problem solving, ensuring the achievement of the main goal of the technique legal work is carried out in higher education institutions in the following forms: educational methodological works (EMW); scientific-methodical works (HMP); organizational-methodical work (mPas) and expert methodical works (WW). Methodical work at the University is carried out at departmental, faculty and University levels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Атанов Иван Вячеславович, Батищева Елена Алексеевна, Лебедев Анатолий Тимофеевич, Капустина Елена Ивановна, Грицай Дмитрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

УДК 378.1

Атанов И. В., Батищева Е. А., Лебедев А. Т., Капустина Е. И., Грицай Д. И.

Atanov I. v., Batischeva E. a., Lebedev A. t., Kapustina E. I., Grytsay D. i.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

THE MAIN TASKS AND FORMS OF METHODICAL WORK IN HIGHER SCHOOL

Основным видом деятельности высшего учебного заведения является учебный процесс, качество которого с учетом возрастающих требований к уровню подготовки специалистов должно постоянно возрастать. Работа по совершенствованию учебного процесса весьма многогранна, и одним из важных направлений ее является совершенствование методической работы, повышение ее эффективности в первую очередь за счет внедрения новых форм.

В совокупности методическая работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение учебного процесса учебно-методической литературой, повышение педагогического мастерства преподавательского коллектива, совершенствование аудиторной и самостоятельной работы студентов. Совершенствование всех форм, видов и методов учебной работы в вузе должно осуществляться с учетом состояния и перспектив развития тех предприятий и организаций, для которых вуз готовит кадры высшей квалификации.

Комплексное решение задач, обеспечивающих достижение основной цели мето-дической работы, осуществляется в высших учебных заведениях в следующих ее формах: учебно-методической работы (УМР); научно-методической работы (НМР); организационно-методической работы (ОМР) и экспертно- методической работы (ЭМР).

Методическая работа в вузе осуществляется на кафедральном, факультетском и вузовском уровнях.

The main activity of higher educational institution is the educational process, the quality of which is to respond to the increased requirements to the level of training has steadily increased. The work on improvement of educational process is very complex, and one important area is to improve work, increase its efficiency primarily through the introduction of new forms. In conjunction methodical work is a complex of measures aimed at ensuring the academic process educational methodical literature, improving pedagogical skills of the teaching staff, improvement of classroom and independent work of students. The improvement of all forms, types and methods of educational work in universities should be based on the state and prospects of development of the enterprises and the organizations for which the University trains specialists of the highest qualification. Complex problem solving, ensuring the achievement of the main goal of the technique legal work is carried out in higher education institutions in the following forms: educational methodological works (EMW); scientific-methodical works (HMP); organizational-methodical work (mPas) and expert - methodical works (WW). Methodical work at the University is carried out at departmental, faculty and University levels.

Ключевые слова: методическая работа в высшем учебном заведении, организация методической работы, задачи и формы методической работы.

Key words: methodological work in higher education, the Organization of methodical work, tasks, and mold of methodical work.

Атанов Иван Вячеславович -

кандидат технических наук, доцент

проректор по учебной и воспитательной работе

Ставропольский государственный аграрный университет

г. Ставрополь

Тел.: 8(8652) 45-15-45

Е-та11^апоу|уап@таМ.ги

Батищева Елена Алексеевна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры

экономического анализа и аудита

Ставропольский государственный аграрный университет

г. Ставрополь

Тел.: 8-928-301-65-85

Е-таИ:Ьа^8Ь|еуа@таИ.ги

Лебедев Анатолий Тимофеевич -

доктор технических наук, профессор

декан факультета механизации с.х.

Ставропольский государственный аграрный университет

г.Ставрополь

Тел.: 8-961-498-64-23

Е-таИ: Lebedev @таМ.ги

Капустина Елена Ивановна -

кандидат экономических наук, доцент

кафедры статистики и эконометрики

Ставропольский государственный аграрный университет

г. Ставрополь

Тел.: 8-928-813-29-25

E-таИ: е!епа79-26гед@таМ.ги

Atanov Ivan Vyacheslavovich -

candidate of technical Sciences, associate Professor Vice-rector for academic and educational work Stavropol state agricultural University Stavropol

Tel.: 8(8652) 45-15-45 E-mail:atanovivan@mail.ru

Batishcheva Elena Alekseevna -

candidate of economic Sciences, associate Professor the Department of economic analysis and audit Stavropol state agricultural University Stavropol

Tel.: 8-928-301-65-85 Е-mail:batisheva@mail.ru

Lebedev Anatoly Timofeevich -

doctor of technical Sciences, Professor Dean of the faculty of agricultural mechanization Stavropol state agricultural University Stavropol

Tel.: 8-961-498-64-23 E-mail: Lebedev @mail.ru

Kapustina Elena Ivanovna -

candidate of economic Sciences, associate Professor the Department of statistics and econometrics Stavropol state agricultural University Stavropol

Tel.: 8-928-813-29-25 E-mail: elena79-26reg@mail.ru

Грицай Дмитрий Иванович -

кандидат технических наук, доцент

заведующий кафедрой машин и технологий АПК

Ставропольский государственный аграрный университет

г.Ставрополь

Тел.: 8-918-874-56-06

E-mail: Gritcay_kiril@mail.ru

Gritsay Dmitry Ivanovich -

candidate of technical Sciences, associate Professor head of the Department of machines and technologies APK Stavropol state agricultural University Stavropol

Тel.: 8-918-874-56-06 E-mail: Gritcay_kjrjl@mail.ru

Реализуемая сегодня многоуровневая система высшего образования предполагает высокую научно-практическую подготовку выпускников, что предопределяет разработку и внедрение новых эф-

фективных технологий процесса обучения. В связи с этим существенно повышается роль методической работы в вузе, повышения эффективности и внедрения ее новых форм.

Рисунок 1 - Основные задачи методической работы в высшем учебном заведении

Методическая работа включает в себя деятельность преподавателей вуза, направленную в первую очередь на разработку и внедрение принципиально новых форм и методов эффективной организации учебного процесса. Организация методической работы должна базироваться на решении целого ряда задач (рис. 1), которые предопределяют следующие ее формы:

- учебно-методическая работа (УМР);

- научно-методическая работа (НМР);

- организационно-методическая работа (ОМР);

- экспретно-методическая работа (ЭМР).

Содержание каждой формы методической

работы представлено на рисунках 2...5.

Основным учебно-методическим и научным подразделением высшего учебного заведения является кафедра, обеспечивающая и осуществляющая учебную, воспитательную, методическую и научную работу.

На кафедру возлагается не только организация и проведение учебного процесса, воспита-

тельной и научно-исследовательской работы, но и осуществление комплексного методического обеспечения учебных дисциплин, закрепленных за кафедрой, всех видов практик, а на выпускающих кафедрах - выпускной квалификационной работы и итоговой аттестации. Общепризнано, что центром методической работы в высшем учебном заведении является кафедра, поскольку в ее деятельности нет ни одного вопроса, ни одной проблемы, не связанных с методикой обучения студентов и достигаемого в результате качества учебного процесса.

Комплексное методическое обеспечение учебной дисциплины включает в себя пакет индивидуальных заданий и методических разработок по видам занятий и предусмотренных рабочей программой, подготовку учебников, учебных и учебно-методических пособий, пособий по внедрению в учебный процесс интерактивных методов обучения студентов, а также по эффективному использованию современного учебного и лабораторного оборудования.

182

,,„ „„„,„,„,„„,„„. Ставрополья

научно-практическии журнал

Рисунок 2 - Содержание учебно-методической работы

Л

н

м

Выполнение плановых госбюджетных работ по проблемам высшего образования

Изучение и обобщение передового опыта организации учебного процесса, поиск и разработка новых концепции обучения

Обеспечение связи с нормативно-правовой базой и новыми законодательными актами в области образования

Разработка новых образовательных технологий для учебного процесса и соответствующих методических материалов

Подготовка и издание новых учебников и учебных пособий, научно-методических статей

Научное редактирование учебников, учебных и учебно-методических пособий, научно-методических статей

Рецензирование учебников, учебных пособий, конкурсных работ, научно-методических статей

Работа в научно-методических семинарах и конференциях, а также специализированных советов

Публикация в печати результатов научной работы по проблемам высшего образования

Рисунок 3 - Содержание научно-методической работы

Методическая работа должна обеспечить соответствие содержания и направленности каждой дисциплины не только формальным требованиям учебного плана, но прежде всего направлению и профилю подготовки студентов. Основная задача методической работы кафедры заключается не только в совершенствовании преподавания учебных дисциплин, но и в разработке и реализации мероприятий по повышению педагогического мастерства преподавательского коллектива. Результаты методической работы каждого преподавателя в целом представляют фонд методического обеспечения учебного процесса кафедры и находят отражение в учебно-методических комплексах. По методической работе на кафедре можно сделать вполне объективное заключение о профессиональных качествах ее преподавательского состава. Подтверждением этого должно служить и выполнение планов научных исследований по совершенствованию учебного процесса, подготовке учебных пособий, методических разработок для преподавателей, методических указаний для студентов и т. п.

Учебно-методическая работа (УМР) на кафедре включает в себя следующие основные составляющие (рис. 6).

Методическая работа отражается в индивидуальном плане преподавателя, планируется и контролируется заведующим кафедрой. Объем, соотношение составляющих видов и конкретное наполнение методической работы определяются штатной должностью преподавателя.

Так, профессор кафедры, как преподаватель высшей квалификации:

- разрабатывает или руководит разработкой рабочих программ или руководит разработкой рабочих программ по дисциплинам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организовывает и руководит учебно-методической и научно-методической работой;

- разрабатывает и представляет на утверждение учебно-методическую литературу по читаемым дисциплинам, в первую очередь учебники, учебные и учебно-методические пособия;

обеспечивает рецензирование учебно-методической литературы, разрабатываемой в вузе, или представляемой из других вузов.

оказывает методическую помощь молодым преподавателям в их профессиональном росте и повышении педагогического мастерства;

разрабатывает и реализует мероприятия по передаче методического опыта педагогическим работникам кафедры; организовывает и руководит научно-исследовательской работой студентов, магистров и аспирантов.

Л

о

М

Координация учебно-методической деятельности факультетов и кафедр, графиков учебного процесса

Разработка рекомендаций по планированиюучебной работы преподавателей и студентов

Разработка рекомендаций по организации практик, проведения курсовых и итоговых аттестаций студентов

Подготовка материалов кзаседаниям кафедры, советов факультета и вуза

Участие в подготовке и работе методических семинаров, конференций, выставок и конкурсах

Работа в составе методической группы кафедры, методической комиссии факультета, методического совета вуза

Организация внутривузовских и вневузовских студенческих олимпиад и конкурсов

Организация взаимодействия с отраслевыми предприятиями, выпускниками вуза и абитуриентами

Организация обмена опытом с преподавателями российских и зарубежных вузов

Организационно-методическая работа по заданию органов управления вуза

Рисунок 4 - Содержание организационно-методической работы

Заслуживающим внимания представляется опыт создания на кафедре методической секции как первичного звена по организации учебно-методической работы. В состав секции могут входить не только преподаватели, ведущие совместную работу по учебной дисциплине, но и представители других кафедр на уровне межкафедрального сотрудничества. Возглавляет секцию ведущий преподаватель, как правило, профессор или доцент.

Среди основных вопросов, рассматриваемых на заседаниях методической секции, можно выделить следующие:

А

м

V

Анализ работы подразделений вуза, обеспечивающих учебный процесс, внесение предложений по совершенствованию их деятельности

Изучение вопросов, связанных с целесообразностью открытия в вузе новых подразделений (методических отделов, кафедр, филиалов кафедр, факультетов)

Анализ результатов методической работы преподавателей с рекомендациями при заключении контракта на соответствующую должность

Разработка и внесение предложений по оптимизации распределения штатов преподавателей и учебно-вспомогательного персонала

Участие в разработке и внесение предложений в нормативные документы, регламентирующие деятельность структурных подразделений вуза

Создание и организация работы вузовского центра управления качеством образования (ЦУКО), обеспечивающим

рейтинговую оценку деятельности структурных подразделений и участие в международном образовательном процессе

Рисунок 5 - Содержание экспертно-методической работы

- тематические планы проведения занятий;

- содержание и методика проведения наиболее сложных видов учебных занятий, в особенности учебно-исследовательских работ;

- активизация учебного процесса по данной дисциплине за счет применения интерактивных методов обучения;

- дополнения, вносимые в частные методики обучения (при необходимости);

- совершенствование организации самостоятельной работы студентов и повышение эффективности консультативной помощи при выполнении контрольных и курсовых заданий;

- анализ итогов контроля занятий по данной дисциплине, результативность промежуточной аттестации.

Основная документация по методической работе кафедры передается в методическую комиссию факультета для координации и контроля.

184

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

В

Помимо методической работы непосредственно по преподаваемой дисциплине, преподаватели могут привлекаться к разработке методических вопросов факультетского и общевузовского уровня (программа непрерывного практического обучения, выполнение комплексных курсовых и дипломных работ и проектов и др.).

Методическая работа преподавателя является достоянием всего коллектива. Поскольку от методической деятельности преподавательского коллектива зависит в целом качество методического обеспечения реализуемых в вузе образовательных программ, система обеспечения качества должна проводить систематический мониторинг методической деятельности каждого преподавателя.

Рисунок 6 - Составляющие учебно-методической работы кафедры

Литература

1. Интерактивные методы в учебном процессе инженерных факультетов / И. В. Атанов,

A. В. Орлянский, А. Т. Лебедев, И. В. Капустин. Ставрополь : АГРУС, 2014. 92 с.

2. Межпредметные связи в учебном процессе высшего учебного заведения / И. В. Атанов, И. В. Капустин, Г В. Никитенко, В. С. Скрип-кин // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 15-17.

3. Интерактивные методы обучения на инженерных факультетах / И. В. Атанов, И. В. Капустин, А. Т. Лебедев, А. В. Орлянский. Ставрополь : АГРУС, 2015. 104 с.

4. Данилов М. В., Атанов И. В., Капустин И.

B. Бально-рейтинговая система оценки знаний студентов // Инновационные векторы современного образования. Ставрополь, 2012. С. 30-34.

5. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов для реализа-

References

1. Atanov, I. V. Interactive methods in the educational process engineering faculties / I. V. Atanov, A. V. Orel squadron, A. T. Lebe-dev, I. V. Kapustin// Stavropol: AGRUS, 2014. 92 p.

2. Atanov, I. V. Interdisciplinary communication in the educational process of higher educational institutions/ V. I. Atanov, I. V. Kapustin, G. V. Nikitenko, V. S. Skripkin//Modern problems of science and education. - 2013. -№ 6. From 15-17.

3. Atanov, I. V. Interactive methods of teaching engineering students / I. V. Atanov, I. V. Kapustin , A. T. Lebedev,A. V. Orel squadron // Stavropol: AGRUS, 2015. 104 p.

4. The point-rating system of knowledge assessment of students /M. V. Danilov, I. V. Atanov, I. V. Kapustin // In.: Innovative trends in education. - Stavropol : AGRUS, 2012. Pp. 30-34.

ции многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В. И. Трухачев, С. И. Тарасова, С. В. Окрут, О. А. Чередниченко, Е. В. Долгих. Ставрополь, 2011. 68 с.

6. Капустина Е. И. Методические основы организации учебного процесса при двухуровневой системе образования // Инновационные векторы современного образования. Ставрополь, 2012. С. 62-67.

7. Организация и контроль самостоятельной работы студентов / В. С. Скрипкин, Е. И. Капустина, И. А. Орлянская, И. В. Капустин, Ю. А. Безгина // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6.

8. Трухачев В. И. СтГАУ: по пути инновационного развития // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 20-28.

9. Система воспитательной работы в вузе: традиции качества / В. И. Трухачев, С. И. Тарасова, Е. В. Хохлова, О. Н. Фе-диско // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 72-80.

10. Щербаков А. В., Петрова Е. А. К вопросу о внедрении интерактивных форм обучения при изучении математики в вузе // Вестн. Тамбовского ун-та. Сер.: Естественные и технические науки. 2013. Т 18, № 1. С. 88-92.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования от 25 мая 2009 г. Номер государственной регистрации ПР-ФГОС-215.

5. Kapustina E. I. Methodological foundations of the educational process under a two-tier education system.//: Innovative trends in education. - Stavropol: AGRUS, 2012. , Pp. 62-67.

6. Organization and control of independent work of students / B. S. Skripkin, E. I. Kapustina, I. A. Orel squadron, I. V. Kapustin, Yu. Bezgina // Modern problems of science and education. - 2013. - № 6.

7. Trukhachev V. I. SSAU: the path of innovative development // Higher education in Russia. -

2009. - № 6. - S. 20-28.

8. Trukhachev V. I., Tarasov S. I., Khokhlo-va E. V., Tedesco O. N. The system of educational work in the University: a tradition of excellence // Higher education in Russia. -

2010. - № 10. - P. 72-80.

9. Shcherbakov, A. V. To the question of the introduction of interactive forms of training in the study of mathematics in the University / V. A. Shcherbakov, E. A. Petrova, Vestn.Tam-bov Univ. Ser.: Natural and technical Sciences. - 2013. - Vol. 18, № 1. - P. 88-92.

10. Federal state educational standard of higher professional education of 25 may 2009, the number of the state registration PR-GEF-215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.