Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ НА ГРУППУ ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА'

АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ НА ГРУППУ ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПЕКТ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СВОДНАЯ ГРУППА ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ / ВЗРОСЛЫЙ ОПЫТНЫЙ РАБОТНИК / БРИГАДА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОУСТАНОВКА / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атанов Иван Вячеславович, Привалов Евгений Евграфович, Габриелян Шалико Жораевич, Шемякин Виталий Николаевич

Рассматриваются теоретические и практические аспекты учебно-воспитательного процесса на вторую и третью квалификационные группы по электробезопасности работников университета при эксплуатации электроустановок лабораторий напряжением до 1000В.Examines theoretical and practical aspects of the educational process on the second and third qualifying group on electrical safety employees of the University in the operation of electrical laboratories with voltage up to 1000V.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Атанов Иван Вячеславович, Привалов Евгений Евграфович, Габриелян Шалико Жораевич, Шемякин Виталий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ НА ГРУППУ ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА»

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

УДК 378.147:621.3:331.46

Атанов И. В., Привалов Е. Е., Габриелян Ш. Ж., Шемякин В. Н. Atanov I. V., Privalov E. Е., Gabrielyan S. G., Shemyakin V. N.

АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ НА ГРУППУ ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА

ASPECTS OF LEARNING IN A GROUP OF ELECTRICAL SAFETY EMPLOYEES OF THE UNIVERSITY

Рассматриваются теоретические и практические аспекты учебно-воспитательного процесса на вторую и третью квалификационные группы по электробезопасности работников университета при эксплуатации электроустановок лабораторий напряжением до 1000В.

Ключевые слова: аспект, учебно-воспитательный процесс, сводная группа по электробезопасности, взрослый опытный работник, бригада, интерактивные технологии, электроустановка, университет.

Examines theoretical and practical aspects of the educational process on the second and third qualifying group on electrical safety employees of the University in the operation of electrical laboratories with voltage up to 1000V.

Key words: the aspect of the educational process, consolidated group on electrical safety, experienced adult worker, brigade, interactive technology, electrical installation, University.

Атанов Иван Вячеславович -

Проректор по учебной и воспитательной работе,

кандидат технических наук, доцент

Ставропольский государственный аграрный университет

г. Ставрополь

Тел.: 8(8652)35-22-83

E-Mail: atanovivan@mail.ru

Привалов Евгений Евграфович -

Кандидат технических наук, доцент

Ставропольский государственный аграрный университет

г. Ставрополь

Тел.: 8(8652) 72-11-30

E-mail: evgraf.stat@yandex.ru

Габриелян Шалико Жораевич -

Кандидат технических наук, доцент

Ставропольский государственный аграрный университет

г. Ставрополь

Teл.: 8(8652) 71-79-38

E-Mail: shaliko69@mail.ru

Шемякин Виталий Николаевич -

кандидат технических наук, доцент

Ставропольский государственный аграрный университет

г. Ставрополь

Te л.: 8(8652) 71-69-22

E-Mail: shi_ma@mail.ru

Atanov Ivan -

Vice-rector on teaching and educational work, doctor of technical science, docent Stavropol State Agrarian University Stavropol

Tel.: 8(8652)35-22-83 E-Mail: atanovivan@mail.ru

Privalov Evgenii -

Doctor of technical science, docent Stavropol State Agrarian University Stavropol

Tel.: 8(8652) 72-11-30 E-mail: evgraf.stat@yandex.ru

Gabrielyan Shaliko -

Doctor of technical science, docent Stavropol State Agrarian University Stavropol

Tel.: 8(8652) 71-79-38 E-Mail: shaliko69@mail.ru

Shemyakin Vitaly -

Doctor of technical science, docent Stavropol State Agrarian University Stavropol

Tel.: 8(8652) 71-69-22 E-Mail: shi_ma@mail.ru

На современном этапе развития регионы Российской Федерации, например, Северного Кавказа ставят достижения социально-экономической стабильности и перспективы развития нашего общества в прямую зависимость от непрерывного повышения образовательного уровня взрослых рабочих и служащих разных возрастных групп.

Индивидуальные знания, умения и навыки работников по правилам электробезопасности, которые необходимо совершенствовать, затрудняет возрастающий объем информации, в результате, электротехнический персонал факультетов и отделов отстает от уровня требуемых работодателем СтГАУ компетенций. Одним из направлений выхода из данной непростой си-

туации является доведение общеобразовательных и профессиональных компетенций взрослых работников до необходимого уровня с помощью интерактивных образовательных технологий.

Интерактивная технология обучения взрослых работников университета должна учитывать свойства и характеристики людей разных возрастных групп, имеющих физиологические и психологические особенности. Такие возрастные группы обучаемых наделены определённым жизненным опытом и социальным статусом, обладают нравственной зрелостью и экономической независимостью, а также уровнем самосознания, достаточным для ответственного самоуправляемого поведения на рабочем месте [1-3].

в

№ 2(18), 2015

Проблемы аграрного образования

321

Основной отличительный признак предлагаемой обучающей интерактивной технологии состоит в перенесении части ответственности за прохождение процесса обучения на взрослого работника университета, при одновременном предоставлении ему ряда свобод в выборе способов и организационных форм учебно-воспитательной работы в составе группы с нормативно-технической документацией по электробезопасности [4,5].

На электроэнергетическом факультете СтГАУ модульная заочная форма обучения стала мощным ресурсом роста профессиональных компетенций по правилам охраны труда при эксплуатации электроустановок, а также процессов подготовки и переподготовки взрослых работников на вторую и третью группу по электробезопасности. Качество профессиональной подготовки взрослых работников университета разных форм обучения зависит от действующей адаптированной организационно-управляемой модели обучения, уровня реализации передовых технологий и средств обучения, а также эффективности действующих интерактивных форм и методов обучения на базе современной цифровой аудио и видеотехники.

Выбор интерактивных методов зависит от фазы развития знаний и умений группы взрослых работников, обучаемых на вторую и третью квалификационную группу по электробезопасности. В каждой учебной группе возникает своя собственная динамика на практических занятиях, устанавливаются свои правила и нормы относительно того, как должна протекать совместная работа, например, при выполнении технических мероприятий в электроустановках напряжением до и выше 1000В.

При обучении правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок напряжением до 1000В очень важно учитывать основные особенности, отличающие взрослого опытного работника от студента, работающего электриком в университете. Взрослый опытный работник это самостоятельная, самоуправляемая личность, которая критически относится к попыткам неэффективного руководства им в учебно-воспитательном процессе. У такого взрослого обучаемого накоплен определенный важный багаж жизненного, профессионального и социального опыта, на основе которого формируется его мировоззрение, например, в учебном процессе.

Взрослый работник университета в отличие от молодого сотрудника старается при помощи учебы решить свои жизненно важные проблемы и это мотивирует его на успешное очное и заочное обучение. Опытный взрослый работник стремится к безотлагательному применению на практике полученных знаний, при этом его восприятие сопровождается эмоциональной и другой оценкой полученной от преподавателя электроэнергетического факультета информации.

Одним из эффективных методов обучения взрослых работников является групповая ра-

бота в составе комбинированной бригады. Оценим на одну из форм групповой работы -временные кооперации опытных взрослых и других работников, создаваемых для выполнения какой-либо конкретной учебной цели, например, для оказания первой помощи человеку пораженному электрическим током на рабочем месте. В такую временную кооперацию, в состав которой входят от двух до четырех человек, которым присвоена вторая или третья группа по электробезопасности, называют сводной бригадой. Когда задание выполнено всеми членами сводной бригады, она прекращает своё существование и бывшие её работники распределяются по другим временным кооперациям.

На практике, возможны такие сводные взрослые бригады, из которых обучающиеся выходят постепенно, по мере выполнения ими своих заданий. Тогда сводная бригада работников университета продолжает действовать за счет работы всех остальных и пополнения группы новыми членами. Участник, вышедший из одной бригады взрослых работников, переходит в другую сводную группу, которая либо уже существует, либо только формируется и выполняет новое задание по учебной программе.

При такой форме интерактивного обучения, как правило, действуют несколько временных коопераций взрослых работников, отличающихся как осваиваемыми темами по электробезопасности, так и формами, методами работы, численностью и качественным составом. В частности, в одной взрослой учебной группе или бригаде можно одновременно наблюдать все четыре организационные формы обучения правилам электробезопасности: индивидуально-опосредованную; парную; групповую (взаимодействие по типу «один говорит - другие слушают») и коллективную (общение в группе может происходить в парах сменного состава).

Разные взрослые сводные группы - бригады могут изучать одну и ту же тему, например, требования к электротехническому персоналу, которому присвоена вторая или третья группа по электробезопасности. Такую учебную тему проходят по разным методикам, в зависимости от индивидуальных особенностей и целей участников, например, количества опытных взрослых работников с большим стажем. Если содержание какого-либо раздела нельзя изучать по разным учебным траекториям, то в этом случае все участники сводной группы действуют по одному маршруту этой темы.

Разновидностью деятельности сводной взрослой бригады может быть и фронтальная практическая работа по выполнению организационных мероприятий в электроустановках напряжением до 1000В, проводимая непродолжительное время, например, оформление перечня работ на кафедре, выполняемых в порядке текущей эксплуатации оборудования лабораторий.

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

Таким образом, все существующее богатство позитивного опыта, наработанного педагогической теорией и практикой, например, по охране труда при эксплуатации электроустановок, можно использовать либо применительно ко всему коллективу работников университета со второй или третьей группой по электробезопасности одновременно, либо к некоторым сводным взрослым бригадам факультетов, либо к отдельным опытным участникам на кафедрах.

Работу внутри взрослой сводной бригады направляет координатор этой группы, являющийся ее активным участником. В функции такого обучаемого не входят проверка и оценка знаний и умений членов группы - бригады. Опытный работник только ведёт учёт, на основе которого координирует работу обучаемых в составе временных коопераций. Так как по составу сводные группы - бригады непостоянные, координаторы тоже меняются.

Создание сводных групп - бригад повышает эффективность системы очного и заочного обучения в на электроэнергетическом факультете университета. Разная занятость обучаемых - взрослых работников, участие их в различных сводных группах позволяет гибко изменять характер и формы освоения учебного материала и накопления нового опыта при подготовке и сдаче экзамена (зачета) на группу по электробезопасности.

Важным инструментом такой организации обучения взрослых работников является учет участников по группам - бригадам и выполненных образовательных программ на вторую и третью группу по электробезопасности. При ис-

Литература

1. Современные технологии в образовании / А. И. Адошев, С. В. Аникуев, А. В. Галь-вас, В. Г. Жданов, А. В. Ивашина, В. А. Кобозев, Е. А. Логачева, Е. Е. Привалов, Л. И. Тимошенко, И. К. Шарипов // Развитие системы образования - обеспечение будущего : моногр. Одесса, 2013. Т. 2. С. 60-97.

2. Привалов Е. Е. Реализация общеобразовательных и профессиональных компетенций в дисциплине «Электробезопасность» // Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 15, № 2. С. 28-31.

3. Способы реализации компетенций в дисциплинах кафедры «Электроснабжение и эксплуатация электрооборудования» / Е. Е. Привалов, А. В. Ивашина, В. А. Кобозев, А. И. Адошев // Сборник научных трудов Sworld. 2014. Т. 12. № 1. С. 39-42.

4. Повышение качества подготовки по электробезопасности работников университета / И. В. Атанов, Е. Е. Привалов, Ш. Ж. Габриелян, В. Н. Шемякин // Вестник АПК Ставрополья. 2014. № 3 (15). С. 310-312.

пользовании данной формы очного (заочного) обучения взрослых участников, членам университетской комиссии по электробезопасности необходимо планировать время, место, предполагаемый состав учебных групп - бригад, содержание, формы образования, позиции участников процесса (обучаемые, консультанты, эксперты, обучающие и т.п.). На практике, надо отдельно рассматривать образовательные траектории на вторую и третью группу по электробезопасности, а также результаты участников - опытных взрослых и других работников университета.

Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что групповая работа в процессе интерактивного обучения взрослых работников правилам электробезопасности при эксплуатации электроустановок - это такой способ познания, где все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией и совместно решают возникающие проблемы.

В процессе интерактивного обучения взрослые опытные работники, под руководством преподавателя, моделируют типовые и аварийные ситуации при эксплуатации электроустановок, оценивают действия других обучаемых и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем в области электробезопасности, где формируются достаточные коммуникативные умения членов сводных групп - бригад, происходит обмен знаниями и передовым опытом работы в лабораториях факультетов, становление и постоянный рост профессионального мышления работников университета.

References

1. Privalov, E. E. The Development of the education system - ensuring the future. Modern technologies in education: monograph / E. E. Privalov and [etc.] / / Odessa: KUPRIENKO, 2013. - P. 60-97.

2. Privalov, E. E. Implement education and professional competencies in the discipline "safety" / E. E. Privalov // Collection of scientific works]. Proceedings of international conference "Modern problems and ways of their solution in science, transport, production and education 2013" edition 2. Volume 15. - Odessa: KUPRIENKO,

2013. - Quoted: 213 - 238. - P. 28-31.

3. Privalov, E. E. Methods of implementation of competencies in the disciplines of the Department of Electricity and operation of electrical equipment" / E. E. Privalov, A. V. Ivashina, V. A. Kobozev, A. I. Adashev // Collection of scientific works. Proceedings of international conference "Modern trends in theoretical and applied research 2014" -Volume 12. No. 1. - Odessa: KUPRIENKO,

2014. - Quoted: 114-072. - P. 39-42.

4. Privalov, E. E. Improving the quality of training on electrical safety employees of

в

№ 2(18), 2015

Проблемы аграрного образования

5. Привалов Е. Е. Активизация самостоятельной работы студентов в дисциплине «Электробезопасность» электроэнергетического факультета Ставропольского государственного аграрного университета / Е. Е. Привалов // Вестник АПК Ставрополья. 2013. № 2 (10). С.16-19.

323

the University / I. V. Atanov, E. E. Privalov, S. G. Gabrielyan, V. N. Shemyakin // Bulletin of the agriculture of Stavropol. 2014. No. 3 (15). P. 310-312.

Privalov, E. E. Activation of independent work of students in the discipline of "electrical safety" electricpower Department Stavropol state agrarian University / E.E. Privalov // Bulletin of agrarian and industrial complex of Stavropol. 2013. №2 (10). P.16-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.