Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА'

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ / РАБОТНИК / КАЧЕСТВО / ПОДГОТОВКА / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОУСТАНОВКА / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атанов Иван Вячеславович, Привалов Евгений Евграфович, Габриелян Шалико Жораевич, Шемякин Виталий Николаевич

Рассматриваются проблемы повышения качества подготовки по электробезопасности работников университета при эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В.The problems of improving the quality of training for electrical safety of University staff in operation of electric installations with voltage up to 1000 V.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Атанов Иван Вячеславович, Привалов Евгений Евграфович, Габриелян Шалико Жораевич, Шемякин Виталий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА»

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

УДК 631.31.6

Атанов И. В., Привалов Е. Е., Габриелян Ш. Ж., Шемякин В. Н. Atanov I. V., Privalov E. Е., Gabrielyan S. G., Shemyakin V. N.

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА

IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING FOR ELECTRICAL SAFETY OF EMPLOYEES OF THE UNIVERSITY

Рассматриваются проблемы повышения качества подготовки по электробезопасности работников университета при эксплуатации электроустановок напряжением до 1000В.

Ключевые слова: электробезопасность, работник, качество, подготовка, мультимедийные технологии, электроустановка, университет.

The problems of improving the quality of training for electrical safety of University staff in operation of electric installations with voltage up to 1000V.

Key words: electrical safety, employee, quality, preparation, multimedia technology, electrical installation, university.

Атанов Иван Вячеславович -

кандидат технических наук, доцент,

проректор по учебной и воспитательной работе

Ставропольский государственный аграрный университет,

г. Ставрополь

Тел.: (8652)35-22-83

E-mail: atanovivan@mail.ru

Atanov Ivan Vyacheslavovich

Vice-rector on teaching and educational work, doctor of technical science, docent Stavropol State Agrarian University, Stavropol

Tel.: (8652)35-22-83 E-mail: atanovivan@mail.ru

Привалов Евгений Евграфович -

кандидат технических наук, доцент

Ставропольский государственный аграрный университет,

г. Ставрополь

Тел.: (8652) 72-11-30

E-mail: evgraf.stat@yandex.ru

Privalov Evgeny Evrgafovich

Doctor of technical science, docent Stavropol State Agrarian University, Stavropol

Tel.: (8652) 72-11-30 E-mail: evgraf.stat@yandex.ru

Габриелян Шалико Жораевич -

кандидат технических наук, доцент

Ставропольский государственный аграрный университет,

г. Ставрополь

Teл.: (8652) 71-79-38

E-mail: shaliko69@mail.ru

Gabrielyan Shaliko Zhoraevich

Doctor of technical science, docent Stavropol State Agrarian University, Stavropol

Tel.: (8652) 71-79-38 E-mail: shaliko69@mail.ru

Шемякин Виталий Николаевич -

кандидат технических наук, доцент

Ставропольский государственный аграрный университет,

г. Ставрополь

Te л.: (8652) 71-69-22

E-mail: shi_ma@mail.ru

Shemyakin Vitaly Nikolaevich

Doctor of technical science, docent Stavropol State Agrarian University, Stavropol

Tel.: (8652) 71-69-22 E-mail: shi_ma@mail.ru

Обучаемых на электроэнергетическом факультете работников университета со 2, 3 и 4-ой группой по электробезопасности, ранее проходивших обучение в учебных комбинатах Ставропольского края, научили давать правильные ответы на заранее заданные типовые вопросы, группировать факты, а самостоятельно отслеживать динамику управления процессом эксплуатации электроустановок напряжением до 1000В, например, алгоритмы выполнения организационных и технических мероприятий в полном объеме они не умеют [1-4].

Преподаватели электроэнергетического факультета, входящие в состав постоянно действующей комиссии по электробезопасности, для повышения эффективности учебного и

воспитательного процесса на всех видах занятий используют современные мультимедийные технологии, например, обучающую программу «Электробезопасность в низковольтных электроустановках напряжением до 1000В» с контрольными тестами (режим доступа: http:// uvsiz.spb.ru/). Работники 1 и 2 учебных групп факультетов заранее проинформированы о темах лекционных и практических занятий на личной странице зам. председателя квалификационной комиссии по электробезопасности доцента Привалова Е. Е. (группа «Электробезопасность работников университета») и могут заранее подготовиться к ним [5].

Электротехнический персонал, обучающиеся в соответствии с приказом по университету на электроэнергетическом факультете, знают какие виды занятий предполагают обязатель-

в

: № 3(15), 2014

Проблемы аграрного образования

311

ную самостоятельную подготовку, в чем состоит ее содержание, и каковы основные требования к выполнению практической работы по той или иной теме, например, практическое занятие - оказание первой помощи при поражении электрическим током в электроустановках напряжением до 1000В [6].

Мультимедийные слайд-лекции по темам охраны труда при эксплуатации электроустановок, выложенные на сайте университета, составлены в виде компьютерных презентаций на основе лицензионной программы «Электробезопасность в низковольтных электроустановках напряжением до 1000В», которая позволяет конструировать и демонстрировать набор слайдов, каждый из которых содержит статические изображения, фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, текстовые фрагменты, а также видеофрагменты.

Процесс создания мультимедийных слайд-лекций по электробезопасности для обучения, повышения квалификационной группы и проверки знаний персонала факультетов университета включал в себя несколько этапов. На первом этапе необходимо было: определить и сформулировать тематику слайд-лекций для работников с 2, 3 и 4 группам по электробезопасности; разработать проблемные вопросы по охране труда при эксплуатации электроустановок; определить структуру мультимедийных слайд-лекций; провести сбор и сортировку необходимых для создания мультимедийных слайд-лекции материалов.

На втором этапе по рабочей программе создавались мультимедийные слайд-лекции по темам. На третьем этапе осуществлялась: создание методических рекомендаций на базе разработанных мультимедийных слайд-лекции для каждой темы; создание электронной библиотеки мультимедийных слайд-лекций на личной странице зам председателя комиссии; внедрение созданного комплекта мультимедийных слайд-лекций для работников университета в учебный процесс на базе библиотеки университета.

Преимуществом применения для работников, преподавателей и студентов университета разработанных на кафедре «Электроснабжение и эксплуатация электрооборудования» мультимедийных слайд-лекций является возможность показать большое количество иллюстративного материала при рассмотрении теоретических положений по электробезопасности и их самостоятельная проработка на практике во время практических занятий в специализированных учебных классах электроэнергетического факультета.

Применение в учебном процессе для работников университета мультимедийных слайд-лекций позволяет донести информацию по электробезопасности в наглядной, легко воспринимаемой форме, обеспечить прочное закрепление теоретических и практических знаний по охране труда при эксплуатации элек-

троустановок напряжением до 1000В. Особенно ценны такие лекции, возможностью которых является: показать работникам организационные и технические мероприятия, а также негативные последствия при нарушении правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок напряжением до 1000В.

Применение мультимедийных слайд-лекций осуществляется в специализированных лекционных аудиториях электроэнергетического факультета, оснащенных мультимедийными комплексами, включающими мультимедиа-компьютер, мультимедийный проектор, экран. Мультимедийные лекционные и другие базовые аудитории факультета, дополнительно оснащенные специальной доской, позволяют совмещать в учебном процессе как традиционные, так и мультимедийные технологии.

В процессе обучения и воспитания важно систематическое применение мультимедийных технологий на занятиях, что позволяет работникам приобрести навыки работы с электронными ресурсами университета. Во время занятий преподаватель учитывает, что дублирование основных положений, определений и формул на экране позволяет записывать и усваивать весь материал, даже медленно работающим сотрудникам университета. С точки зрения преподавания, изложение лекционного материала приобретает убедительность, эмоциональность и красочность. Сохраняется хорошая посещаемость лекций и практических занятий, заметно усиливается активность работников, исчезает психологический барьер электробезопасности как «скучной науки».

Следует отметить, что на таких лекциях создаются комфортные условия для работы как электротехнического персонала, так и преподавателя. Анализ наблюдений показывает, что за счет использования мультимедийных слайд-лекций развивается зрительная и письменная память у работников; появляется возможность просмотреть пропущенную информацию на слайдах в случае отставания от общего ритма работы; информация запоминается легче и на более длительный срок; сокращается время объяснения новой темы и фиксирования материала по охране труда; увеличивается самостоятельность в выборе того, что писать в рабочей тетради по электробезопасности; увеличивается объем обсуждаемой информации; легче воспринимаются схемы и примеры; расширяется кругозор по данной теме.

Рост качества подготовки работников университета по охране труда при эксплуатации электроустановок напрямую зависит от самостоятельной работы лаборантов и заведующих лабораториями кафедр электроэнергетического и других факультетов. Созданные на кафедре «Электроснабжение и эксплуатация электроустановок» методические рекомендации на базе разработанных мультимедийных слайд-лекции для каждой темы, электронная библиотека мультиме-

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

дийных слайд-лекций «Электробезопасность» на личной странице доцента Привалова Е. Е., а также внедрение созданного комплекта мультимедийных слайд-лекций для работников университета в учебный процесс позволили повысить эффективность работы административно-технического и ремонтного персонала при эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В.

Использование мультимедийных технологий при изучении курса «Электробезопасность» имеет большое психолого-педагогическое значение, так как положительно воздействуют не только на умственную, но и эмоциональную деятельность работника, чем облегчают запоминание и способствуют формированию конкретных теоретических представлений. Крайне важным оказывается и то, что включение мультимедийных технологий в учебный процесс стимулирует познавательную деятельность электротехнического персонала университета.

Создание мультимедийных слайд-лекций по электробезопасности на электронных носителях позволяет широко использовать их работникам университета не только в специализированных аудиториях кафедр электроэнергетического факультета, но и самостоятельно вне университета.

Оценка эффективности лекционных и практических занятий с применением мультимедийных слайд-лекций осуществлялась на основании результатов тестовых испытаний работников по охране труда при эксплуатации электроустановок, проводимых в конце учебных сборов. Полученные балльные оценки явились объективной оценкой изменения уровня усвоения работников тем по электробезопасности по сравнению с предыдущей проверкой и показали достоверный рост уровня освоения и понимания учебного материала.

Литература

1. Хорольский В. Я., Таранов М. А. Эксплуатация систем электроснабжения. М. : ФОРУМ: ИНФРА-М., 2013. 288 с.

2. Хорольский В. Я., Таранов М. А. Эксплуатация систем электроснабжения. Ставрополь : АГРУС, 2013. 256 с.

3. Хорольский В. Я., Таранов М. А. Управление электрохозяйством. М. : ФОРУМ,

2013. 256 с.

4. Хорольский В. Я., Таранов М. А. Управление электрохозяйством. Зерноград : АЧ-ГАА, 2013. 336 с.

5. Таранов М. А., Хорольский В. Я., Привалов Е. Е. Электробезопасность эксплуатации сельских электроустановок : учебное пособие. М. : ФОРУМ: ИНФРА-М.

2014. 96 с.

6. Привалов Е. Е. Активизация самостоятельной работы студентов в дисциплине «Электробезопасность» электроэнергетического факультета Ставропольского государственного аграрного университета // Вестник АПК Ставрополья. 2013. № 2 (10). С. 16-19.

7. Трухачев В. И. Опыт применения технологии е-!еагп1пд в системе аграрного образования // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 75-80.

8. Трухачев В. И. ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» качество, профессионализм, международное сотрудничество // Стандарты и качество. 2010. № 9. С. 106-107.

References

1. Khorolsky V. Ya., Taranov M. A. Operation of power supply systems. M. : FORUM: INFRA-M, 2013. 288 p.

2. Khorolsky V. Ya., Taranov M. A. Operation of power supply systems. Stavropol : AGRUS, 2013. 256 p.

3. Khorolsky V. Ya., Taranov M. A.. Management of electrical equipment. M. : FORUM, 2013. 256 p.

4. Khorolsky V. Ya. Taranov. Management of electrical equipment. Zernograd : ACHGAA,

2013. 336 p.

5. Taranov M. A., Khorolsky V. Ya., Privalov E. V. Electrical operation of rural electrical installations : the manual . FORUM: INFRA-M,

2014. 96 p.

6. Privalov E. E. Activation of independent work of students in the discipline of «Electrical safety» electric power Department Stavropol state agrarian University // Bulletin of agrarian and industrial complex of Stavropol. 2013. № 2 (10). P. 16-19.

7. Trukhachev V. I. Experience of using e-learning technologies in the system of agricultural education // Higher education in Russia. 2009. № 11. P. 75-80.

8. Trukhachev V. I. Stavropol State Agrarian University quality, professionalism, international cooperation // Standards and Quality. 2010. № 9. P. 106-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.