Научная статья на тему 'О денежно-кредитной политике в рамках российской системы государственного регулирования вывоза капитала'

О денежно-кредитной политике в рамках российской системы государственного регулирования вывоза капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
денежно-кредитная политика / государственное регулирование вывоза капитала / ключевая ставка / аукцион РЕПО / валютный СВОП / валютные интервенции / monetary policy / state regulation of capital export / key rate / REPO auction / currency SWAP / foreign exchange interventions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анастасия Сергеевна Табакова

Статья посвящена денежно-кредитной политике, проводимой Центральным банком России в рамках системы государственного регулирования вывоза капитала. Рассмотрены инструменты денежно-кредитной политики, используемые ЦБ РФ. Проведена оценка влияния отдельных инструментов денежно-кредитной политики на вывоз капиталов из России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About monetary policy within the framework of the Russian system of state regulation of capital export

This article is devoted to the monetary policy pursued by the Central Bank of the Russian Federation within the framework of the system of state regulation of the export of capital from the country. The article discusses the monetary policy instruments used by the central bank of the Russian Federation. The impact of certain monetary policy instruments on the export of capital from Russia has been assessed.

Текст научной работы на тему «О денежно-кредитной политике в рамках российской системы государственного регулирования вывоза капитала»

Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 137—141. Audit journal. 2023;(4):137—141.

ФИНАНСЫ

Научная статья УДК 336.33

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2023-4-1 37-141 NIION: 201 7-0074-4/23-1 73

EDN: https://elibrary.ru/SEAJPF MOSURED: 77/27-021-2023-04-373

денежно-кредитном политике в рамках российской системы государственного регулирования вывоза капитала

Анастасия Сергеевна Табакова

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, tas_007@inbox.ru

Аннотация. Статья посвящена денежно-кредитной политике, проводимой Центральным банком России в рамках системы государственного регулирования вывоза капитала. Рассмотрены инструменты денежно-кредитной политики, используемые ЦБ РФ. Проведена оценка влияния отдельных инструментов денежно-кредитной политики на вывоз капиталов из России.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика, государственное регулирование вывоза капитала, ключевая ставка, аукцион РЕПО, валютный СВОП, валютные интервенции

Для цитирования: Табакова А.С. О денежно-кредитной политике в рамках российской системы государственного регулирования вывоза капитала // Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 137—141. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-137-141. EDN: https://elibrary.ru/SEAJPF.

FINANCE

Original article

About monetary policy within the framework of the Russian system of state regulation of capital export

Anastasia S. Tabakova

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, tas_007@inbox.ru

Abstract. This article is devoted to the monetary policy pursued by the Central Bank of the Russian Federation within the framework of the system of state regulation of the export of capital from the country. The article discusses the monetary policy instruments used by the central bank of the Russian Federation. The impact of certain monetary policy instruments on the export of capital from Russia has been assessed.

Keywords: monetary policy, state regulation of capital export, key rate, REPO auction, currency SWAP, foreign exchange interventions

For citation: Tabakova A.S. On monetary policy within the framework of the Russian system of state regulation of the export of capital // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2023;(4):137—141. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-137-141. EDN: https://elibrary.ru/SEAJPF.

На сегодняшний день в Российской Федерации система государственного регулирования вывоза капитала представлена лишь совокупностью отдельных

© Табакова А. С., 2023

инструментов, направленных на ограничение вывоза капитала, реализуемых посредст-вам проведения денежно-кредитной политики Центрального банка России, налоговой, бюджетной, а также внешнеэкономической политики.

В рамках государственного регулирования вывоза капитала ЦБ РФ проводит денежно-кредитную политику, являющуюся составной частью системы государственного регулирования вывоза капитала. Согласно Федеральному закону от 10 июля 2002 г. № 86 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: «объектами регулирования выступают спрос и предложение на денежном рынке, зависящие от политики, проводимой государственными органами, коммерческими банками, а также небанковскими организациями. Предметами регулирования являются процентная ставка, банковские резервы и валютный курс. Основополагающей целью денежно-кредитной политики ЦБ РФ является

Источник: разработано и составлено автором статьи.

Первым рассматриваемым инструментом является ключевая ставка. По ней Центральный банк России предоставляет кредиты

поддержание ценовой стабильности национальной валюты и экономического роста» [3].

Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ, используемые для регулирования вывоза капитала за рубеж, при условии, когда рынок самостоятельно не может нормализовать работу данного параметра: «ключевая ставка, валютные интервенции, прямые количественные ограничения, аукцион валютный своп «тонкой настройки», аукцион РЕПО «тонкой настройки», операции по предоставлению и абсорбированию ликвидности на длительные сроки» [3].

Подробнее остановимся на влиянии каждого инструмента денежно-кредитной политики на вывоз капитала из страны (табл. 1).

коммерческим банкам, устанавливает процентные ставки по вкладам и кредитам в коммерческих банках как для физических, так и

Таблица 1. Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ

Ключевая ставка (С) Валютные 3 3 У н е в ^ т н 3 Прямые количественные ограничения Аукцион СВОП (установление % ставок) Аукцион РЕПО (ППЛ/ИПЛ) Операции ЦБ РФ с использованием ОБР по ПЛ/АЛ

! 1 ПОКУПКА ПРОДАЖА Lim OK Max % 2 о \ 1 ПЛ ИЛ ПЛ (продажа) ОБР) АЛ (покупка) ОБР)

\ RUB 1 1 1 1 1 ПБЛ 1 ПЛ КБ 1 ЭБО

\ ОК -о ь J Ь 1 ДКБ и Д ДКБ ДКБ i I ДКБ и £ 1 ФС 1 УБС 1 8

\ ИП с с с с 1 N 1 ИП с с к С С С с 1 К С с с с к с с С с к с с

1 ВК и \ ВК 1 ВК N и и N и И * и и \ и и \ и

Примечание: % — ставки банков; ОК — объем кредитования; ИП — инвестиционная привлекательность; ВК — вывоз капиатала; СЭ — стабильность экономики; ДКБ — доходы коммерческих банков; ОКМ — ограничение кредитной маржи; ПЛ/ИЛ — поддержание / изъятие ликвидности; ПБЛ — предложение банковской ликвидности; УБС — уровень банковской ликвидности; ЭБО — эффективность банковских операций.

для юридических лиц. Разница в ставках обеспечивает доход: кредиты одобряются и предоставляются по ставке, выше ключевой, в то время как открытие вкладов ведется по ставке ниже ключевой. Повышение ключевой ставки увеличит процентные банковские ставки, что приведет к удорожанию кредитных финансовых ресурсов, скажется на снижении уровня инвестиционной привлекательности, которым будет руководствоваться инвестор при приложении своих капиталов, следовательно, увеличится объем вывоза капитала. Снижение ключевой ставки ЦБ РФ снизит уровень банковской ставки, повысит инвестиционную привлекательность, что сократит объемы вывоза капиталов. Несмотря на то, что ЦБ РФ снижал ключевую ставку с 2015 по 2021 г. с 17% до 4,45%, объем вывезенных капиталов вырос с 57,7 млрд долл. до 72 млрд долл. [3]. Неэффективность этого инструмента вызвана геополитической обстановкой, сложившейся в тот период.

Вторым инструментом денежно-кредитной политики выступают валютные интервенции, представляя собой «операционную деятельность Банка России, направленную на покупку/продажу иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынках, от которой зависит курс рубля, снижение волатиль-ности валютного рынка, а также суммарный спрос и предложение денежных средств» [3]. Для укрепления национальной валюты Центробанк России осуществляет продажу валютных резервов и покупает рубли, тем самым через стабилизацию курса национальной валюты Банк России добивается стабильности в экономике, что ведет к повышению уровня инвестиционной привлекательности и сокращению вывоза капитала. Валютные интервенции, проводимые ЦБ РФ в 2015 г., а также в 2022 г., не смогли стабилизировать отечественную экономику, курс отечественной валюты лихорадило — с 60,7 руб. в 2015 г. до 120,4 руб. на 11 марта 2022 г., что отразилось в колоссальном оттоке капитала за этот период с 57,5 млрд долл. до 227 млрд долл. [3]. Данный инструмент ЦБ РФ не был эффективен в силу внешних факторов, а именно геополитики, санкционного давления против России со стороны Запада.

Третьим инструментом денежно-кредитной политики Центрального банка РФ выступают «прямые количественные ограничения,

применяющиеся в качестве следующих методов:

• установление лимитов на выдачу кредитов и привлечение средств;

• установление максимальных процентных ставок по кредитам;

• непосредственное ограничение кредитной маржи» [3].

Увеличение ЦБ РФ лимитов на выдачу кредитов и привлечение денежных средств коммерческими банками увеличивает доходы коммерческих банков, повышает уровень инвестиционной привлекательности, в результате чего снижается объем вывоза капитала из России. И, наоборот, снижение лимитов на проведение этих операций сокращает доходы коммерческих банков в РФ, что мотивирует их искать альтернативные источников доходов за рубежом, результатом чего становится рост объемов вывоза капиталов.

Установление максимальных процентных ставок по кредитам увеличивает прибыль коммерческих банков, тем самым препятствуя вывозу капитала из России.

Ограничение кредитной маржи сокращает доходность от кредитных операций банков и побуждает их вывозить капитал из России в целях максимизации прибыли, увеличивая объемы вывоза капитала из России.

Четвертым инструментом денежно-кредитной политики Центрального банка РФ являются «аукционы валютный своп тонкой настройки, которые проводятся от одного до двух дней, совместно с аукционами РЕПО тонкой настройки» [3]. На недельных аукционах — как наполнение фактических остатков корреспондентских счетов в соответствии с требованиями ликвидности, так и управление процентными ставками на денежном рынке. Еженедельно ЦБ РФ проводит аукционы РЕПО, что позволяет поддерживать ликвидность или депозитные аукционы, которые, наоборот, «изымают» ликвидность. В основе решения о проведении того или иного вида аукционов ЦБ РФ лежат результаты прогноза ликвидности банковского спроса. Итогами аукциона является установление процентных ставок для размещения банковских средств, влияние которых неразрывно связано с вывозом капитала и уже описано в статье ранее.

«Операции постоянного действия сроком на один день представляют собой инструменты, ограничивающие волатильность ставок на денежном рынке. Депозитарные операции

проводятся с целью изъятия ликвидности. Передача средств осуществляется при проведении таких операций, как РЕПО и обеспеченные кредиты» [3]. Использование этих инструментов важно для коммерческих банков, в которых зафиксирован краткосрочный дисбаланс, и данную проблему не в состоянии решить межбанковские отношения.

В соответствии с процентными ставками по операциям, проводимым Банком России в течение одного дня, направленным на предоставление или изъятие ликвидности, устанавливаются границы всех процентных ставок Банка России. Границы процентного коридора равнозначно удалены от ключевой ставки. Если ключевая ставка изменяет свое значение, то границы коридора (крайние показатели) изменяются на такое же значение. Масштаб процентного коридора представляет собой диапазон колебаний ставок на денежном рынке страны. Сегодня значение этого показателя составляет 2 процентных пункта.

При возникновении значительной разницы в спросе и предложении на ликвидность банковского сектора ЦБ РФ осуществляет аукционы «тонкой настройки» сроком от одного до шести дней. «Проведение этих операций ставит перед собой задачу не допустить значительных колебаний процентных ставок в рамках процентного коридора. Показатель ликвидности банковского сектора ежедневно анализируется Центральным банком РФ. По итогам проводимого анализа ЦБ РФ принимает решение о необходимости, сроках проведения аукциона «тонкой настройки», а также максимальном объеме предоставления / изъятия денежных средств. Дополнительными инструментами аукциона РЕПО «тонкой настройки» выступают аукционы валютный своп «тонкой настройки». Их проведение обусловлено уже сложившейся ситуацией на денежном рынке, объемами израсходованных средств финансового обеспечения коммерческими банками. Ставка рефинансирования ЦБ РФ равна минимальной (максимальной) ставке по операциям «тонкой настройки» по предоставлению (изъятию) ликвидности» [3]. Таким образом, данные инструменты используются для поддержания уровня ликвидности в банковской сфере, который влияет на принятие решений инвесторов при выборе места приложения своих капиталов. Уровень ликвидности объясняет принятие решений инвесторов в области приложения своих капита-

лов. Чем выше этот показатель (уровень банковской ликвидности), тем привлекательнее будет банковская среда для размещения в ней денежных средств, и напротив, снижение уровня банковской ликвидности отразится в увеличении объемов вывоза капитала из банковского сектора в целях приложения его в более привлекательной банковской сфере за рубежом.

Четвертый инструмент начал использоваться ЦБ РФ с июня 2015 г. по 2022 г. Его неэффективность была вызвана геополитической нестабильностью, а также санкционной войной, развернутой США против России.

Среди набора основных инструментов Центрального банка РФ пятым инструментом служат «операции по предоставлению или абсорбированию ликвидности на длительные сроки. Структурный профицит ликвидности ЦБ РФ интегрирует средства банков на долгосрочный период через аукционы, на которых размещаются облигации Банка России (ОБР). Выпуск ОБР проводится сроком на три, шесть, 12 месяцев, купонный период при этом равен трем месяцам» [3]. Начисление купонного дохода на облигации производится ежедневно в течение всего периода действия и основывается на действующей ключевой ставке ЦБ РФ. Среднесрочный избыток ликвидности абсорбируется Банком России при помощи выпуска ОБР. Облигации Банка России в том числе увеличивают эффективность проведения на денежном рынке основных операций на процентные ставки. При возникновении необходимости повышения показателя ликвидности коммерческие банки имеют право досрочной продажи ОБР на вторичном рынке. Кроме того, коммерческие банки могут воспользоваться ОБР ЦБ РФ как залогом при проведении операций на денежном рынке и в случае рефинансирования в ЦБ РФ. Центральный банк РФ занимается «организацией и проведением аукционов по предоставлению кредитов под залог нерыночных активов сроком на три месяца» [4]. Стоит подчеркнуть, что по-средствам ОБР происходит регулирование предложения денег. Несмотря на то, что ОБР являются эффективным инструментом в регулировании объемов кредитования и устойчивости банковского сектора, что в свою очередь повышает инвестиционную привлека-

тельность в глазах инвесторов, с 2015 по 2023 г. рост инвестиций в этот инструмент не превысил 10,3% в 2016 г. и снизился до 7,7% к 2023 г. Слабая эффективность этого инструмента связана с внешними геополитическими факторами, санкционным давлением.

Несмотря на разнообразие инструментов денежно-кредитной политики ЦБ РФ, позволяющее использовать сразу несколько из них, не всегда достигается требуемый результат. Это подчеркивает необходимость создания эффективного механизма государственного регулирования вывоза капитала в рамках проводимой в стране денежно-кредитной политики Центрального банка РФ в целях улучшения инвестиционного климата страны как одного из основополагающих факторов, определяющих поведение инвесторов при выборе страны — приложения своих капиталов, что в свою очередь позволит сократить объемы вывоза капиталов.

Список источников

1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

2. Сысоев И.Н. Валютно-финансовая политика международных монополий. М.: Мысль, 2017.

3. http://www.cbr.ru

4. https://www.rbc.ru/economics

5. https://minfin.gov.ru

References

1. Federal Law No. 86 of July 10, 2002 "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)".

2. Sysoev I.N. Monetary and financial policy of international monopolies. M.: Mysl, 2017.

3. http://www.cbr.ru

4. https://www.rbc.ru/economics

5. https://minfin.gov.ru

Информация об авторе

А.С. Табакова — аспирант кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Information about the author A.S. Tabakova — Postgraduate Student of the Department of State and Municipal Finance of Plekhanov Russian University of Economics.

Статья поступила в редакцию 24.10.2023; одобрена после рецензирования 10.11.2023; принята к публикации 24.11.2023.

The article was submitted 24.10.2023; approved after reviewing 10.11.2023; accepted for publication 24.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.