РАЗДЕЛ III. ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
УДК 336.02:631
Меликов Ю. И.
О ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОМ МЕХАНИЗМЕ РАЗВИТИЯ АПК
Аннотация
Рассматриваются вопросы функционирования денежно-кредитного механизма агропромышленного комплекса: проблемные вопросы теории денег и кредита, функционального потенциала кредита, выбора оптимального варианта денежно-кредитной политики в отношении агропромышленного комплекса. Показаны возможные пути усиления воздействия денежно-кредитного механизма на ускорение развития АПК.
Ключевые слова
Финансы, эмиссия, денежно-кредитный механизм, денежно-кредитная политика, ценообразование.
JEL: Q14
Melikov Y. I.
MONETARY CREDIT MECHANISM OF AGRICULTURE DEVELOPMENT
Abstract
The issues of functioning of the monetary-credit mechanism of the agriculture complex are considered. The problematic issues of the theory of money and credit, the functional potential of the loan, the choice of the optimal variant of the monetary policy with respect to the agriculture complex are considered. Possible ways of strengthening the impact of the monetary mechanism on accelerating the development of the agriculture complex are shown.
Keywords
Finance, emission, monetary mechanism, monetary policy, pricing.
Введение. Эффективность развития АПК во многом зависит от правильной, научно-обоснованной организации денежно-кредитного механизма, в том числе в области денег, кредита и финансов.
Денежно-кредитный механизм включает в себя следующие элементы: денежный механизм, валютный механизм, ценовой механизм, кредитный механизм, финансовый механизм, механизм налогообложения. В основе функ-
ционирования денежно-кредитного механизма лежит использование денег, валюты, кредита. Денежно-кредитный механизм функционирует при непосредственном участии финансовой системы страны, банковской системы, а также финансово-кредитных организаций, рынка ценных бумаг, обеспечивающих движение денежно-валютных средств между экономическими субъектами, в том числе и на международном уровне. Эффективность денежно-кре-
дитного механизма во многом определяется проводимой денежно-кредитной политикой и требует полного использования функционального потенциала денег и кредита на цели экономического развития страны. Результативность применения денег и кредитов во многом зависит от правильного понимания теоретических основ этих категорий. В настоящее время эти вопросы являются дискуссионными. Недооценка практиками экономической теории отрицательно сказывается на результатах практической деятельности государства и субъектов экономики, о чем свидетельствуют итоги функционирования РФ за последние 25 лет. Не вдаваясь в детали полемики по этим проблемам, автор считает необходимым предварительно изложить собственный подход к вопросам сущности и функционального потенциала денег и кредита как базовых категорий денежно-кредитного механизма.
Методы и результаты. Деньги имеют кредитную природу и происхождение. «Они эволюционировали от то-вара-денег (знака стоимости, соединенного с конкретным материальным обеспечением - золотом, которое выступает общественно признанным залогом) к денежным знакам (валюте), не имеющим реального обеспечения и являющимся долговым обязательством государства-эмитента. Золото в качестве денег как общественно признанного залога и в современных условиях (несмотря на процесс демонетизации золота в международном хозяйственном обороте, инициированного США - эмитентом доллара) продолжает оставаться реальными деньгами (этим объясняется причина накопления мировыми державами золотого запаса» [8, с. 45]. Его величина в тоннах в 2017 г. составляла: США -8134, Германия - 3278, Франция - 2436, Италия - 2452, Китай - 1842, Россия -1680 [1, с. 12]. При этом следует учитывать изменения, произошедшие в функ-
циональном потенциале денег в ходе исторического их развития и использования. В современных рыночных условиях, по мнению автора, деньги, возникшие как единство трех функций (меры стоимости, средства обращения и сохранения стоимости), представляют двухъярусную систему: 1) реальные деньги (золото); 2) деньги текущего оборота (денежные знаки - знаки стоимости золота и долговые обязательства государства) [5, с. 46-47]. По мнению автора, в современных условиях пять функций денег, выделенных К. Марксом, дополняются еще двумя: функцией сохранения стоимости; функцией денежного и ссудного капитала. Эти функции чрезвычайно важны для нормального осуществления предпринимательской деятельности на основе обеспечения экономики в целом и предприятий в частности денежными ресурсами, их эффективного использования в качестве денежного и ссудного капитала хозяйствующими субъектами (заемщиками, кредиторами, в том числе банковской системой). Следует в полном объеме использовать функциональный потенциал денег: функцию меры стоимости и масштаба цен; функцию средства обращения, платежа; функцию средства сохранения стоимости; функцию средства сбережения, накопления, сокровища и создания высоколиквидного резерва (золота); функцию мировых денег; функцию денежного и ссудного капитала. Денежная эмиссия в соответствии с реальными потребностями экономики в денежных средствах является необходимым условием развития и роста ВВП. Посредством денежной эмиссии происходит вовлечение в хозяйственный оборот всех имеющихся и не используемых в экономике материальных и трудовых ресурсов. Такая эмиссия отражает представительную стоимость национального ресурсного потенциала, который еще не используется, но может быть вовлечен в
процесс реального материального производства. В современных условиях эмиссия превращается в средство самофинансирования и самокредитования государством своей экономики, что особенно актуально в рыночных условиях, когда процесс воспроизводства невозможен без денежного капитала на первом и заключительном этапах кругооборота капитала, а также без непрерывной и последовательной смены его функциональных форм. Важная роль в этом процессе принадлежит кредиту, который восполняет недостающий объем капитальных средств.
В научной литературе «.. .кредит, как правило, определяется как система экономических отношений, возникающих в процессе предоставления денежных или материальных средств кредитором во временное пользование заемщику на условия возвратности, срочности и платности» [21, с. 90]. Г. Н. Бе-логлазова определяет кредит «. как определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости на условия возвратности» [4, с. 185]. О. И. Лаврушин, исследуя современные представления о сущности кредита, определяет несколько подходов, которые рассматривают кредит как: 1) движение временно свободных денежных средств; 2) движение товара и денег;
3) движение ссудного капитала и ссудного фонда в виде денежных средств;
4) продукт специфической предпринимательской (банковской) деятельности;
5) отсрочку платежа по долгу. Для выяснения сущности кредита необходимо определить, что является объектом кредитных отношений. Одни экономисты объектом кредита считают только денежные средства, а в качестве кредитора рассматривают банки. Другие выделяют два объекта кредита: денежные средства и товарно-материальные ценности. По мнению автора статьи, который более широко трактует это понятие, объектом кредита являются: денежная
эмиссия; имеющиеся в экономике временно свободные денежные средства, материальные и трудовые ресурсы. Исходя из этого, сущность кредита заключается в межсубъектной передаче во временное пользование объектов собственности на условиях возвратности, платности и иной материальной и нематериальной выгоды.
Поэтому «кредит представляет собой совокупность экономических отношений, связанных с эмиссией денежных средств - долговых обязательств государства и перераспределением имеющихся в экономике временно свободных денежных средств, материальных и трудовых ресурсов разных собственников и хозяйствующих субъектов (предприятий, государства, населения) на условиях возвратности, платности и иной материальной и нематериальной выгоды [8, с. 47].
По вопросу содержания и количества функций кредита среди экономистов отсутствует единая позиция, что связано с неоднозначной трактовкой самого понятия «функция кредита». Анализируя эту проблему, О. И Лаврушин обнаруживает три подхода к пониманию функции кредита, ее рассматривают: 1) как проявление сущности; 2) как проявление содержания; 3) как форму движения. При этом он отмечает, что в экономической и философской литературе функция трактуется по-разному - как действие, свойство, работа, зависимость, назначение и роль. В отличие от этих трактовок, мы рассматриваем функцию кредита как одновременное проявление его сущности и содержания, понимая под ней содержание и направленность действия этой категории [8, с. 48; 9, с. 82-89]. Профессор О. И Лаврушин рассматривает функцию кредита в качестве «.взаимодействие между элементами кредита как целостного экономического отношения», к которым относит кредитора, заемщика и ссуженную стоимость, обосновывает выделение внутрикатегориальных и межкатегориальных функций, а также функций, связанных с взаимодействием кредита с
внешней средой. [6, с. 289-291]. К третьей группе функций он относит и определяемую нами воспроизводственную функцию кредита, которая «... отражает взаимодействие, избирательно направленное на сохранение целостности и кредита, и воспроизводства. Важность этой функции очевидна, так как на базе ее познания можно определить место кредита и специфическую роль, которую он играет в процессе расширенного... воспроизводства» [6, с. 291] Таким образом, О. И. Лаврушин фактически также стоит на позиции множественности функций кредита, хотя их конкретно и не называет. Функции кредита могут быть главными и вспомогательными, как вытекать из сущности и содержания кредита, так и быть обусловленными внешними факторами. Функции всегда тесно связаны с причинами его необходимости и порождаются ими [8, с. 48].
Разные направленность и содержание действия определяют функциональное многообразие кредита. «Кредит тесно связан с отношениями собственности, положением собственников как хозяйствующих субъектов, состоянием и воспроизводством объекта собственности, процессами производственного и личного потребления. Необходимость кредита вызывается противоречием отношения собственности и процессов воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление). Отношения собственности обусловливают распределение объектов собственности (средств производства и предметов потребления) между множеством хозяйствующих субъектов и предопределяют строго ограниченный, фиксированный размер ресурсов каждого отдельного собственника. В этих условиях производственное и личное потребление ограничено рамками закрепленной за хозяйствующими субъектами собственности (ресурсов). Между тем для каждого хозяйствующего субъекта существует объективно необходимый мини-
мальный уровень потребления, без которого его существование, нормальное функционирование и развитие невозможно. Минимальный объем ресурсов, необходимых для такого потребления, называется необходимой потребностью. Ее уровень имеет исключительно подвижный, колеблющийся характер и зависит не только от кругооборота средств хозоргана, но и от других факторов (в том числе случайных), в то время как объему закрепленных за хозяйствующим субъектом ресурсов свойственна большая стабильность (их изменение осуществляется лишь в процессе воспроизводства объекта собственности)» [8, с. 48].
Кредит разрешает противоречие между фактическим наличием в распоряжении хозяйствующего субъекта необходимых ресурсов и потребностью в них в данный период, преодолевает ограниченные рамки отношений собственности каждого хозяйствующего субъекта и обеспечивает использование их совокупных ресурсов, как если бы собственником являлось общество в целом.
Причины существования кредита стандартны и проявляются практически у всех хозяйствующих субъектов (государства, предприятий, населения) с учетом специфики их хозяйственной деятельности. Они порождают кредит как таковой и его функции. По мнению автора, «кредит возникает как единство трех функций, имеющих глобальное значение как для кредитора, так и для должника: перераспределительной; воспроизводственной; как средства получения предпринимательского дохода, прибыли ссудного процента, а также иной материальной и нематериальной выгоды (в том числе конъюнктурной, социальной и политической). Но в дальнейшем он начинает выполнять еще эмиссионную и стимулирующую функции» [8, с. 49]. Перераспределительная функция обеспечивает передачу во вре-
менное пользование временно свободных материальных и денежных ресурсов одних собственников (хозяйствующих субъектов) другим на возвратной и платной основе, превращает бездействующие ресурсы в функционирующие. «Кредитное перераспределение происходит в трех формах: денежной, товарной и арендной. Однако даже в тех случаях, когда кредит предоставляется в денежной форме, он вызывает соответствующее перераспределение в обществе материальных ресурсов в пользу заемщика денежной ссуды» [8, с. 49]. Воспроизводственная функция кредита обеспечивает: 1) воспроизводство собственника как хозяйствующего субъекта и товаропроизводителя; 2) заемщика необходимым капиталом для его деятельности; 3) формирование лучших либо худших для общества условий производства продукции на разных предприятиях-заёмщиках (качество, себестоимость и цена); 4) занятость населения страны; 5) простое и расширенное воспроизводство рабочей силы на предприятиях-заёмщиках и связанных с ним контрагентов: поставщиков и покупателей; 6) непрерывность в обществе (макроэкономике) воспроизводственных процессов, связанных с расчетами, инвестициями (портфельными и реальными), оплатой труда, расширением и сжатием денежной массы в экономическом обороте, ускорением реального накопления, потребления (производственного и личного), доходов населения, предприятий и бюджета; 7) создание в реальном секторе экономики добавленной стоимости, условий для роста ВВП страны и др. Посредством эмиссионной функции осуществляется: 1) бюджетная эмиссия; 2) кредитная эмиссия; 3) формирование необходимого предприятиям денежного и ссудного капитала; 4) монетизация экономики страны, обеспечение её банковской системы ликвидностью, необходимой для
непрерывности платежей в народном хозяйстве; 5) замещение действительных денег (золота) бумажными денежными знаками и кредитными орудиями обращения. Оно проявляется в следующем: а) золото замещается денежными знаками, т. е. банкнотами - долговыми обязательствами их эмитента - государства. Последнее выступает в роли должника, а хозяйствующие субъекты -его кредиторов б) банкноты замещаются кредитными орудиями обращения (векселями, чеками, банковскими переводами и другими платежными инструментами безналичных расчетов). Предприятия, имеющие расчетные счета, являются кредитором банка, а последний - их должником. Нельзя согласится с мнением экономистов, считающих эмиссионную функцию функцией не кредита, а банков как субъектов экономики, так как кредитные отношения, в том числе эмиссия, относятся к межсубъектным отношениям, связанным с возникновением и урегулированием взаимных требований и обязательств кредиторов и заёмщиков. Эмитент - должник, а субъекты экономики - кредиторы, которые за свои товары, услуги, труд и т. п. ценности получают не эквивалент их стоимости, а лишь денежные знаки.
Доходная функция выступает как средство извлечения посредством кредита дохода от материальных и денежных ресурсов, не используемых кредитором в своем хозяйстве. В процессе кругооборота капитала происходит его высвобождение (краткосрочное или длительное). Он бездействует, не приносит доход и прибыль собственнику. Посредством кредита обеспечивается доход предпринимателю-кредитору от высвободившегося и неиспользуемого в его хозяйстве капитала за счет части дохода заёмщика от пользования заемными средствами. В результате кредит способствует росту объемов доходов и прибыли как кредитора, так и заёмщика, а также налоговых поступлений в бюд-
жет и внебюджетные фонды. Стимулирующая функция проявляется путем воздействия кредитом на деловое поведение хозяйствующих субъектов в направлении экономного использования ими собственного и заемного ресурсного потенциала. Кроме того, проводимая государством денежно-кредитная политика (экспансии или рестрикции) нацелена либо на активизацию, либо на сдерживание деловой активности в национальной экономике.
Помимо рассмотренных, автор выделяет следующие функции, которые кредит выполняет у кредитора и заёмщика: 1) мобилизационную; 2) транспортную; 3) трансформационную; 4) страховую; 5) ограничительно-оптимизационного ресурсного регулирования;
6) интеграционно-экспансионистскую;
7) мультипликационную; 8) социально-экономического лифтинга [8, с. 51-52]; 9) средства формирования долговой ловушки для заёмщика. Первая обеспечивает мобилизацию временно свободных ресурсов кредитора в целях последующей передачи взаймы другим собственникам. Вторая опосредствует перемещение ссуженных средств между субъектами экономики - от кредитора к заёмщику и обратно. Третья трансформирует бездействующие ресурсы в работающие, сбережения (накопления) в инвестиции, обеспечивает превращение промышленного капитала кредитора в ссудный капитал. Четвертая предотвращает полную или частичную потерю сужаемой стоимости объекта кредитной сделки от его неиспользования в хозяйстве кредитора (порча и потери, моральный износ, обесценение денег и т.п.). Пятая обеспечивает приведение в соответствие фактического наличия ресурсов с необходимой потребностью в них путем передачи излишних в распоряжение другого собственника, а также для целей концентрации капитала. Шестая обеспечивает влияние кредитора на заемщиков и их хозяйственное и поли-
тическое поведение, завоевание рынков сбыта и сырья, кооперацию и интеграцию кредиторов и должников при определяющей и доминирующей роли кредитора. Седьмая служит для мультипликации платежеспособного спроса на всех стадиях и этапах воспроизводственного процесса (заёмщик - его поставщики - поставщики последних и т. д.). Восьмая гарантирует рост производственного и личного потребления заемщика, его социального статуса и превращение безработного и наемного работника в самостоятельного товаропроизводителя (предпринимателя). Девятая обеспечивает создание кредитором долговой ловушки для заёмщика (должника) с целью завладения объектами его собственности и банкротства.
Рассмотренные функции кредита тесно взаимодействуют, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они развиваются, поэтому дальнейшие исследования не исключают возможности выявления существования и других функций. В частности, имеют хорошие перспективы развития внутрихозяйственные кредитные отношения, когда бывший наемный работник предприятия становится внутрихозяйственным предпринимателем, осуществляющим на своем участке и рабочем месте предпринимательскую деятельность на основе полученного в аренду оборудования и кредита в виде товарно-материальных ценностей, необходимых для осуществления процесса производства продукции. Такая организация внутрихозяйственных кредитных отношений будет способствовать активизации творческой инициативы трудящихся, росту объема, качества и конкурентоспособности продукции, увеличению благосостояния товаропроизводителя.
Активизация роли кредита на основе использования его функционального потенциала создаст условия для ускорения социально-экономического
развития страны и ее регионов. В этой связи нельзя согласиться с рестрикци-онной кредитной политикой, направленной на ограничение кредитных вложений в хозяйство. В условиях бюджетного дефицита, инфляции, стагнации и спада производства, наоборот, необходима политика кредитной экспансии с целью обуздания неблагоприятных факторов за счет кредитования программ, мероприятий, объектов по расширению производства товарной массы, обеспечивающей в короткий срок решение триединой задачи - увеличения количества товарных фондов, роста доходов населения, поступления доходов в бюджет [12, с. 184-185].
При выборе денежно-кредитной политики не следует бояться денежной эмиссии, а следует использовать отечественный и зарубежный опыт в этой области. Так, по расчетам экспертов США, за 8 лет центральными банками стран - эмитентов резервных валют направлено в мировую финансовую систему более 14 трлн долларов США. За последние 3 года, несмотря на то, что ФРС США свернула программу количественного смягчения, объемы эмиссии в мировую финансовую систему не снизились, а, наоборот, выросли до нового рекордного уровня за счет Европейского Центрального банка и Банка Японии. За шесть месяцев 2017 г. эмиссия мировых центральных банков составила 1,5 трлн долларов США. По мнению министра финансов ФРГ В. Шойбле, попытка решения проблемы мировой экономики за счет финансового станка дает лишь краткосрочный эффект, но провоцирует новые финансовые пузыри, которые рано или поздно лопнут [3, с. 24].
РФ, в отличие от западных стран, последние 25 лет проводила рестрикци-онную денежно-кредитную политику (дорогих денег, ограничивая их количество в экономике). Это тормозило экономический рост, решение задач развития и модернизации отраслей реального
сектора экономики, повышение их внешней и внутренней конкурентоспособности. Пора переходить от политики сдерживания к политике активного денежного стимулирования экономики РФ на плановой и программной основе. При этом для предотвращения инфляционных явлений, по мнению автора, необходимо проводить гибридную денежно-кредитную политику (а не одну из двух её альтернатив - рестрикционную или экспансионистскую), не затрагивая ключевую ставку ЦБ РФ. Гибридная политика предполагает одновременное сочетание политики дорогих и дешевы» денег без ущерба для экономики РФ. Она является наиболее правильной не только для РФ, но и для экономик других развивающихся стран. Гибридная денежно-кредитная политика предусматривает два направления: 1) секторально-дифференцированную политику (льготные низкие процентные ставки и достаточные объемы кредитов для развития отдельных отраслей экономики); 2) терри-ториально-дифференцированную политику (низкие льготные процентные ставки и достаточные объемы кредитов для развития отдельных регионов страны). Практическая реализация гибридной секторально-дифференцированной денежно-кредитной политики требует формирования трех специальных фондов льготного антикризисного кредитования: АПК, промышленности и инфраструктуры, а при необходимости еще и дополнительных к ним.
Для развития АПК и других отраслей народного хозяйства необходимо наведение порядка в механизме ценообразования на товарную продукцию. За последние 25 лет структура цены продукции, реализуемой конечному потребителю, претерпела существенные изменения в связи с явлениями криминализации и коррупции в экономике России, внедрения сомнительных схем продвижение товара от производителя к непосредственному конечному потре-
бителю. В современных условиях структура цены выглядит следующим образом: затраты на производство, процент за кредит, налоги, коррупционная составляющая (взятки, откаты), криминальная составляющая (рейдерство, рэкет и т.п.), доходы посредников, от монополизации и картельных сговоров, доходы, связанные с алчностью товаропроизводителей и оптово-розничного торгового звена. Таким образом, на население страны надет ценовой «доильный аппарат», когда фактическая цена выше цен товаропроизводителей в 2-3 и более раз. Следует отметить, что наценки торговых сетей на овощную продукцию составляют от 50 до 300 %, отсутствует законодательное регулирование торговой наценки, предельный размер которой следует установить в диапазоне от 15 до 30 %. Кроме того, свободное ценообразование приводит к резким колебаниям цены на продукты сельхозтоваропроизводителей, делая производство экономически невыгодным. Рост производства и переходящих запасов зерна ведет к падению цен на него, что требует государственного регулирования этих цен, установления их на справедливом уровне. Нерегулируемое государством ценообразование на практике превращается в форму ценового рэкета по отношению к его объекту - подавляющему большинству населения. Это опасное для безопасности страны явление не только с позиции противодействия отмыванию доходов и финансирования терроризма, но и особенно в современных геополитических условиях, когда западные страны стремятся показать, что уровень цен за рубежом (на Украине и других странах) гораздо ниже, чем в РФ. Запредельный уровень цен отрицательно сказывается на международном престиже и привлекательности страны, вот почему необходимо навести полный порядок в ценообразовании на товары на основе государ-
ственного регулирования цен, борьбы с криминалом и коррупцией в экономике. Другим фактором повышения международного престижа и привлекательности РФ является рост доходов и уровня благосостояния ее граждан.
В настоящее время сто российских семей владеют 70 % богатства страны. При численности трудоспособного населения 80 млн чел. в РФ официально заняты только 58 %, с доходов которых выплачиваются налоги и социальные взносы. При этом уровень их доходов недостаточен и снижается под влиянием инфляции. Уровень реальных доходов снизился в 2014 г. На 0,7 %, 2015 г. - 3,2 %, 2016 - 5,9 %, за январь-октябрь 2017 г. снижение составило 1,3 %. Результаты социальных опросов НИУ ВШЭ показали, что 23 % опрошенных оценивают свое материальное положение как плохое или очень плохое, около 17 % не могут приобретать нужные лекарства, а у 8 % не хватает средств на еду. У 44 % сельских жителей не хватает денег на продукты и товары первой необходимости [22]. В настоящее время 10 % беднейшего населения РФ тратят на продовольствие в 6 раз меньше, чем 10 % самых богатых. В результате показатели душевого потребления мяса отстают от европейских стран на 23 %, от США - на 40 %; молока и молочной продукции - на 23-30 %; фруктов - в 2,5 раза. Поэтому увеличение доходов населения является мощным фактором роста внутреннего платежеспособного спроса и потребления продуктов АПК РФ.
В настоящее время сельское хозяйство является локомотивом экономического роста в стране, на его базе формируется 20 % ВВП в результате взаимодействия с другими отраслями АПК. С 2008 по 2016 год производство мяса, скота и птицы выросло в 1,6 раза, зерна и овощей - в 2,5 раза, свинины и семян подсолнечника - от 20 до 30 %.
Произошло снижение импорта продовольствия и рост его экспорта. В результате роста эффективности доля убыточных хозяйств снизилась до 18,7 % при уровне в целом по экономике 28,1 %. Наряду с достигнутыми успехами АПК необходимо обеспечить рост производства говядины, молока и молочной продукции, фруктов и овощей закрытого грунта. Эти отрасли наиболее капиталоемкие и трудоемкие, они требуют объемных инвестиций. В 2016 г. на финансирование АПК было направлено 240 млрд руб., в том числе 185 млрд руб. на возмещение процентной ставки по кредитам. По предварительным данным, в 2017 г. эта сумма была превышена.
Министр сельского хозяйства РФ А. Ткачев в своем докладе на Втором Всероссийском форуме продовольственной безопасности в г. Ростове-на-Дону отметил опережающие темпы роста за последние годы отечественного АПК, особенно в сегменте производство зерна, мяса, тепличных овощей и фруктов. Перспективным направлением дальнейшего развития земледелия РФ является расширение масштабов органического сельскохозяйственного производства. Если во всем мире в органическом сельском хозяйстве заняты около 45 млн га, то в РФ в результате ввода в оборот около 10 млн га неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения (не получавших удобрения более двух десятков лет) открываются благоприятные перспективы для развития и масштабного расширения органического земледелия. Реализация этих возможностей в условиях роста спроса на экопродукцию позволит завоевать РФ дополнительные рынки сбыта, укрепить свои позиции среди мировых производителей органических продуктов. За последние 7 лет в РФ почти в 10 раз увеличилось число экопроизводителей и площадей, сертифицированных под органическое земледелие. Однако доля РФ
на мировом рынке экопродукции незначительна, составляет десятые доли процента, хотя при правильном научно обоснованном подходе к развитию органического земледелия его доля может достигнуть 15 % [23, с. 19].
Последние 5 лет стремительно развивается строительство тепличных хозяйств, площадь которых увеличилась на 600 га, причем половина прироста приходится на последние 2 года. С 2013 г. было вложено свыше 120 млрд руб. в строительство указанных хозяйств. В результате общая площадь теплиц в РФ на сегодняшний день составляет 2,3 тыс. га, однако для полного им-портозамещения требуется 3,5 тыс. га тепличных площадей. Дефицит финансовых ресурсов на возмещение капитальных затрат на их строительство приводит к замораживанию инвестиционных тепличных проектов. Так, из 50 поступающих заявок на возмещение капитальных затрат удовлетворяются лишь примерно 5. Исполнительный директор Национального союза производителей овощей М. Глушков отмечает, что инвестиции в среднем на одну теплицу площадью 10 га составляют около 2,5 млрд руб., однако эффективная эксплуатация этих теплиц происходит с октября по май, а в летний период, в связи с появлением овощей открытого грунта, их продукция реализуется на уровне себестоимости, порой и в убыток. Завоз импортных овощей обваливает оптовые цены [24, с. 38].
Необходимо осуществить переход к проведению единой, целостной интегрированной денежно-кредитной, валютно-финансовой, бюджетной, налоговой и ценовой политики, позволяющей: 1) обеспечить экономику страны необходимым валютным и денежным капиталом для ускорения и опережающего развития в сложных геополитических условиях; 2) воспрепятствовать негативным процессам декапитализации экономики в результате вывода валют-
ных средств и активов предприятий и банков за рубеж, в т. ч. в оффшоры; 3) обеспечить возврат ранее выведенных из РФ валютных средств (по оценке экспертов, от 2 до 3 трлн долларов США); 4) осуществить вывод инвестированных РФ в ценные бумаги США свыше 100 млрд долларов США, направить их для развития национальной экономики; 5) осуществить переход от плавающего к фиксированному валютному курсу, что позволит стабилизировать ценовые пропорции, сделать предсказуемыми финансово-экономические результаты деятельности всех субъектов экономики РФ; 6) использовать все имеющиеся ресурсы и возможности (а при необходимости - бюджетную и кредитную эмиссию) для формирования бюджета развития (а не бюджета выживания) с целью ускоренного развития всех отраслей реального сектора национальной экономики; 7) ввести государственную монополию на алкоголь и табачные изделия как важный источник наполнения бюджета; 8) ввести прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц, позволяющую обеспечить наполнение бюджета; 9) обеспечить доступность кредита для всех категорий товаропроизводителей реального сектора экономики; 10) проведение экономической политики второй индустриализации и модернизации страны на современной научно-технической и технологической основе; 11) обеспечить справедливые и стабильные цены на продукцию товаропроизводителей; 12) усилить социальную направленность государственной экономической политики, увеличить рост доходов и благосостояния населения страны.
Следует тщательно подходить к выбору источников санации и оздоровления коммерческих банков, которыми должны являться средства их собственников, акционеров и топ-менеджеров, а не налогоплательщиков в виде бюджет-
ных средств (как это имеет место в настоящее время). Собственники (акционеры) и топ-менеджеры должны нести прямую материальную ответственность за результаты принимаемых ими сомнительных решений при выдаче кредитов и выводе активов.
Денежно-кредитная политика АПК является составной частью денежно-кредитной политики страны и должна отражать её гибридный, секторально-дифференцированный характер, не зависеть от величины ключевой ставки РФ. Вместе с тем денежно-кредитная политика АПК во многом зависит от финансово-экономического климата, создаваемого денежно-кредитной, ва-лютно-финансовой, ценовой, налоговой и бюджетной политиками страны.
Важнейшей составной частью денежно-кредитной политики АПК является процентная политика. Последняя должна базироваться на экономическом фундаменте - длительности инвестирования кредитных средств в кругооборот капитала предприятия, учитывать его отраслевые особенности. Так, у сельскохозяйственных предприятий продолжительность кругооборота капитала составляет от 9 месяцев до 1 года, с учетом этого при кредитовании предприятия под 2 % годовых уплаченная сумма процентов за кредит составит 2 % от годового объема кредита и приведет к удорожанию продукции на эту величину. Анализ продолжительности авансирования кредитных средств у заготовительных и оптовых организаций (элеваторы, холодильники, хранилища и т. п.) и перерабатывающих предприятий АПК показал, что длительность кругооборота колеблется от 180 до 270 дней. У предприятий розничной торговли продолжительность кругооборота составляет 30-50 дней. Вот почему необходима отраслевая дифференциация процентной ставки по кредиту, например, сельскохозяйственным организациям - 2 % годовых, заготовительным, оптовым и пе-
рерабатывающим предприятиям - 3 %, розничной торговле - от 12 до 15 %. Во всех этих случаях удорожание продукта не будет составлять более 1-2 %. Что касается централизованного кредитования интегрированных многоотраслевых агропромышленных формирований, у которых сроки кругооборота капитала и авансирования кредита удлиняются, следует применять единую процентную ставку, равную 2 % годовых, по всем видам деятельности и предприятиям разных отраслей. В этой связи следует признать нереально завышенной процентную ставку Сберегательного банка по кредитам личных подсобных хозяйств в размере 17 % годовых.
В условиях санкционного давления на РФ нельзя исключить варианты, связанные не только с ограничением кредита, импорта технологий, машин и оборудования, но и с блокадой экспорта российской сельскохозяйственной продукции. Для страхования от таких внешнеэкономических и геополитических рисков необходимо в кратчайшие сроки ввести в действие новые перерабатывающие предприятия, элеваторы, холодильники, хранилища, обеспечивающие длительное хранение продукции в свежем и переработанном виде. Для этого нужно обеспечить финансирование и кредитование инвестиционных проектов за счет всех без исключения возможных источников: частных, государственных, бюджетных, кредитных и эмиссии. При этом следует обеспечить сплошное финансирование и кредитование таких проектов развития всех вертикально связанных предприятий отраслей АПК по линии растениеводства, животноводства (заготовка, переработка, хранение и сбыт), что позволит комплексно модернизировать по всей вертикальной цепочке основные фонды АПК.
Ограничителем развития сельского хозяйства является зависимость от импортного семенного и племенного
материала, которую необходимо преодолеть в кратчайшие сроки. В настоящее время доля импортного племенного материала в птицеводстве - 80 %, семенного материала: по сахарной свекле -80 %, по подсолнечнику - 50 %, по кукурузе - свыше 40 %. Следует отметить, что Федеральной целевой программой развития аграрного комплекса до 2025 г. предусмотрено выделение 21,6 млрд руб. на разные нужды, в том числе на развитие селекционного дела, что позволит ослабить импортозависимость и снизить затраты валюты на приобретение импортных семян и племенного скота.
Валютно-финансовая политика должна основываться на фиксированном валютном курсе, рассчитанном по паритету покупательной способности (в настоящее время это 19-20 руб. за 1 доллар США). Это позволит осуществлять техническое перевооружение отраслей реального сектора экономики путем импорта необходимого оборудования. При этом в целях пополнения бюджета следует установить акцизный сбор на покупку валюты (например, 20-30 руб. за 1 доллар США). Это даст возможность сохранить преимущества российского товаропроизводителя на внутреннем рынке. Для юридических и физических лиц необходимо ввести налог на перевод валютных средств за рубеж в размере 20-30 % от суммы перевода. При закупке необходимого импортного оборудования и сырья следует предусмотреть возврат ранее оплаченного валютного акциза.
Необходимо развивать как альтернативу банковской системы национальный финансовый рынок и фондовые операции с ценными бумагами. Актуальным вопросом, обсуждаемым в экономической литературе, является использование криптовалют. На самом деле криптовалюта не является деньгами (валютой), однако, как и при эмиссии денег и ценных бумаг, приносит до-
ход эмитенту путем ее покупки за доллары США. По своей сути криптовалю-та является финансовым инструментом, квазитоваром, который абсорбирует из денежного обращения излишнюю долларовую массу. В РФ имеет смысл использовать криптовалюту, номинированную в рублях. Недостаток криптова-люты связан: 1) с рисками невозврата денег, вложенных в нее как в финансовый инструмент; 2) отсутствием контроля за платежами в целях воспрепятствования незаконным операциям.
Успешное развитие АПК во многом зависит от надежности и устойчивости банковской системы РФ, доступности кредита для всех категорий заёмщиков. Устойчивость и надежность банковской системы предполагает наличие стабильной ресурсной базы, источником которой является национальная валюта, а ее эмитентом - государство. Поэтому надежной может быть только государственная банковская система, которая за счет эмиссионного источника всегда обеспечена кредитными ресурсами. В идеальном виде такая система должна быть представлена единым государственным банком РФ с филиалами, отделениями, дополнительными офисами по всей территории страны. Это позволит избежать банкротства частных банков, потери товаропроизводителями и населением денежных средств на счетах в банках. Однако на первом этапе в структуре банковской системе РФ необходимо сформировать три государственные финансово-кредитные корпорации, ответственные за развития основных отраслей реального сектора экономики: 1) агропромышленную финансово-кредитную корпорацию, обслуживающую сельское хозяйство, перерабатывающую промышленность, разного рода элеваторы, холодильники, хранилища, оптово-розничную торговую сеть; 2) промышленно-технологическую финансово-кредитную корпорацию, обслуживающую отрасли
промышленности, транспорта, строительства, новых технологий и т. д.; 3) инфраструктурную финансово-кредитную корпорацию, обслуживающую ЖКХ, строительство коммуникаций, дорог, мостов, железнодорожных вокзалов, аэропортов, газо- и водоснабжение и т. д. Они должны осуществлять комплексное финансирование и кредитование текущей и инвестиционной деятельности предприятий этих отраслей.
Хозяйственная практика порождает новые формы денежно-кредитного механизма взаимодействия городского и сельского населения. В г. Магнитогорске применена интересная форма взаимодействия горожан и сельчан, производящих молоко, под названием «Корова на балконе». Суть её в следующем: городской житель покупает корову (50-60 тыс. руб.) и передает её в аренду фермеру, с которым заключает договор сроком до 7 лет. По истечении этого срока корова становится собственностью фермера. Кроме того, он является также собственником приплода телят. Ежедневно фермер поставляет горожанину 3 л молока или иной вид молочной продукции. По расчетам одного из авторов проекта, из 12 литров молока, ежедневно полученного фермером, 9 остается у фермера. Арендодатель (кредитор) за год получит 1080-1095 л молока по 50 руб. за литр, что составит 54 тыс. руб. и покроет его затраты. В настоящее время таких инвесторов насчитывается 50 человек. Некоторые горожане хотят приобрести корову вскладчину (5-6 чел. по 10 тыс. руб.) [25, с. 12]. Вместе с тем следует учитывать риски, связанные с гибелью животных. Кроме того, у потенциальных арендодателей может не хватать собственных средств на покупку коровы. Решение этой проблемы состоит в предоставлении кредита физическим лицам на указанную цель, что будет являться новым кредитным продуктом для банков. Магнитогорская практика мо-
жет послужить основой для разработки и внедрения такого механизма в других регионах страны.
Заключение. Рассмотренные направления денежно-кредитной политики и денежно-кредитного механизма развития АПК будут способствовать модернизации и техническому перевооружению предприятий отраслей АПК, обеспечению продовольственной безопасности и независимости страны, росту её экспортного потенциала и роли на мировом рынке продовольствия.
Библиографический список
1. Аганбегян А. Что в копилке у государства? // Аргументы и факты. -2017. - № 18. - С. 12.
2. Бочаров М. Блатная экономика // Аргументы и факты. - 2017. - № 45. -С. 10.
3. Германия предупреждает о новом глобальном кризисе // Аргументы недели. - № 40. - 2017. - С. 24.
4. Деньги, кредит, банки / под ред. Г.Н. Белоглазовой. - М.: ЮРАЙТ, 2006.
5. Дробозина Л. А., Окунева Л. П., Андросова Л. Д.Денежное обращение. Кредит. - М.: Финансы, 2015. - 479 с.
6. Лаврушин О. И. Эволюция теории кредита и его использование в современной экономике. - М.: КНО-РУС, 2017.
7. Меликов Ю. И. Активизация функционального потенциала кредита // Terra Economicus. - 2011. - Т. 9 (2). -Ч. 3. - С. 86-89.
8. Меликов Ю. И. Актуальные вопросы теории кредита: новое прочтение теории кредита и банков / под ред. проф. И. В. Ларионовой. - М.: КНО-РУС, 2017.
9. Меликов Ю. И. Антикризисный потенциал кредита // Terra Economicus. - 2009. - T. 7. - № 2-2. -С. 79-82.
10. Меликов Ю. И. Капитал предприятия и источники его формирования в современной России // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2010. -№ 2. - С. 134-144.
11. Меликов Ю. И. Кругооборот капитала АПК РФ и кредит // Финансовые исследования. - 2011. - № 1 (30). -С. 34-41.
12. Меликов Ю. И. О выборе вектора развития банковской системы РФ, влияющего на экономический рост // Глобальная экономика в XXI веке: диалектика и солидарности. - Краснодар, 2017.
13. Меликов Ю. И. Развитие функционального потенциала кредита // Наука о деньгах, кредите и банках: эволюция и современность: сб. научных трудов. - М.: Финакадемия, 2009. - Ч. 1. - С. 82-89.
14. Меликов Ю. И. Усиление роли кредита в управлении развитием АПК // Финансовые исследования. -2015. - № 4 (49). - С. 135-145.
15. Меликов Ю. И. Усиление роли банков и кредита в ускорении экономического роста в условиях глобальных вызовов // Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности. - М.: Фин. университет при Правительстве РФ, 2015. - Т. 4.
16. Меликов Ю. И. Условия укрепления рубля // Российский рубль: перспективы превращения в мировую валюту. - М.: Институт Европы РАН, 2008.
17. Меликов Ю. И. Финансово-кредитные меры стимулирования развития экономики РФ // Россия - ЕС: особенности экономических отношений в современных условиях. - М.: ИЕ РАИ, 2014.
18. Паничев Н. Усталость металла // Аргументы и факты. - 2017. -№ 27. - С. 10.
19. Поляк Г. Б. Финансы, денежное обращение, кредит. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 540 с.
20. Поляков В. П., Московкина Л. А. Основы денежного обращение и кредита. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 192 с.
21. Финансовые рынки и финансово-кредитные институты / под ред. Г. Белоглазовой, Л. Кролевецкой. -СПб.: Питер, 2014. - 384 с.
22. Чуйков А. Бедные люди. Интервью с экспертом по социальной политике А. Гудковым // Аргументы недели. - 2017. - № 50.
23. Ткачев: доля органических продуктов из РФ может составить 10-15 % // АПК-эксперт. - 2017. - № 6. - С. 19.
24. В деле вытеснения турецких помидоров Россия надеется на теплицы // АПК-эксперт. - 2017. - № 6. - С. 36-38.
25. Богданов Т. Корова на балконе // Аргументы и факты. - 2017. -№ 4.
Bibliographic list
1. Aganbegyan A. What's in the treasury of the state? // Arguments and Facts. - 2017. - № 18. - P. 12.
2. Bocharov M. The Blight Economy // Arguments and Facts. - 2017. -№ 45. - P. 10.
3. Germany warns about a new global crisis // Arguments of the week. -2017. - № 40. - P. 24.
4. Money, credit, banks / ed. G. N. Beloglazova. - M.: Yurayt, 2006.
5. Drobozina L. A., Okuneva L. P., Androsova L. D. Money circulation. Credit. -M.: Finance, 2015. - 479 p.
6. Lavrushin O. I. Evolution of the theory of credit and its use in the modern economy. - M.: Knorus, 2017.
7. Melikov Y. I. Activization of the functional potential of the loan // Terra Economicus. - 2011. - Vol. 9 (2). - Part 3. -P. 86-89.
8. Melikov Y. I. Actual questions of the theory of credit: A new reading of the theory of credit and banks / ed. by Prof. I. V. Larionova. - M.: Knorus, 2017.
9. Melikov Y. I. Anticrisis potential of the credit // Terra Economicus. - 2009. -Vol. 7. - № 2-2. - P. 79-82.
10. Melikov Y. I. The capital of the enterprise and the sources of its formation in modern Russia // Bulletin of the Rostov State Economic University (RINH). -2010. - № 2. - P. 134-144.
11. Melikov Y. I. Circuit of capital of the agrarian and industrial complex of the Russian Federation and the credit // Financial researches. - 2011. - № 1(30). -P. 34-41.
12. Melikov Y. I. About a choice of a vector of development of the banking system of the Russian Federation influencing economic growth // Global economy in the XXI century: dialectics and solidarity. - Krasnodar, 2017.
13. Melikov Y. I. Development of the functional potential of the loan // Science of money, credit and banks: evolution and modernity: collection of scientific papers. - M.: Finacademy, 2009. - Part 1. -P. 82-89.
14. Melikov Y. I. Strengthening the role of credit in the management of the agricultural development // Financial Research. - 2015. - № 4 (49). - P. 135-145.
15. Melikov Y. I. Strengthening the role of banks and credit in accelerating economic growth in the face of global challenges // Economic Policy of Russia in Conditions of Global Turbulence. - M.: Finance University under the Government of the Russian Federation, 2015. - Vol. 4.
16. Melikov Y. I. Conditions for strengthening the ruble // The Russian ruble: the prospects of becoming a world currency. - M.: Institute of Europe, RAS, 2008.
17. Melikov Y. I. Financial and credit measures to stimulate the development of the Russian economy // Russia -EU: the features of economic relations in modern conditions. - M.: EI RAI, 2014.
18. Panichev N. Fatigue of metal // Arguments and Facts. - 2017. - №. 27. -P. 10.
19. Polyak G. B. Finance, monetary circulation, credit. - M.: Finance and Statistics, 2014. - 540 p.
20. Polyakov V. P., Moskovkina L. A. Fundamentals of monetary circulation and credit. - M.: INFRA-M, 2014. - 192 p.
21. Financial Markets and Financial Institutions / eds. G. Beloglazova, L. Kro-levetskaya. - St. Petersburg: Peter, 2014. -384 p.
22. Chuykov A. Poor people. An interview with an expert on social policy A. Gudkov // Arguments of the week. -2017. - № 50.
23. Tkachev: the share of organic products from Russia may reach 10-15 % // Agricultural expert. - 2017. - №. 6. -P. 19.
24. In the case of displacement of Turkish tomatoes Russia hopes in the greenhouse // Agricultural expert. - 2017. -№ 6. - P. 36-38.
25. Bogdanov T. Cow on the balcony // Arguments and Facts. - 2017. - № 4.
УДК 369.5+368.914
Ширяева Н. М., Зима Ю. С.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В СФЕРЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ
Аннотация
В статье рассмотрены негосударственные пенсионные фонды как некоммерческие организации, которые выступают в качестве структур, обеспечивающих аккумуляцию пенсионных накоплений. Сделан вывод о том, что наличие обширного мирового опыта негосударственного пенсионного обеспечения с различными видами моделей может стать фундаментом развития негосударственной системы страхования путем его эффективной адаптации к экономике России.
Ключевые слова
Негосударственное пенсионное страхование, налогообложение, стимулы развития, пенсионные системы зарубежных стран.
JEL: G22
Shiryaeva N. M., Zima Yu. S.
TRANSFORMATION OF FOREIGN EXPERIENCE IN THE SPHERE OF RUSSIAN NON-STATE PENSION PROVISION
Abstract
Non-state pension funds are considered as nonprofit organizations that serve as structures for the accumulation of pension savings. The conclusion is drawn that extensive global experience of non-state pension provision with different types of models can be a foundation for the development of the private insurance system, through its efficient adaptation in the Russian economy.
Keywords
Non-state pension insurance, taxation, development incentives, pension systems of foreign countries.