чить экономию бюджетных средств, необходимых на модернизацию теплогенерационных мощностей и передающих сетей в размере 17 872 817,00 рублей - суммарная величина инвестиций, планируемая к осуществлению концессионерами за счет внебюджетных источников средств. Кроме того, как можно посчитать по данным таблиц, экономия бюджета за счет покупки энергоресурсов-теплоносителей (газа, электроэнергии), осуществляемых концессионерами на собственные средства, составляет весьма значительные величины. Также бюджет получает дополнительную выгоду от налога на прибыль, получаемую концессионерами.
Таким образом, проект концессии в сфере теплоснабжения муниципальных районов должен быть признан экономически эффективным и данная практика может быть рекомендована к применению в других муниципальных образованиях Липецкой области.
Список литературы
1. Шакиров Т. А. Совершенствование механизмов взаимодействия органов власти и бизнеса при реализации проектов государственно-частного партнерства в коммунальном секторе: Диссертация кандидата экономических наук / Т. А. Шакиров. - М. - 2015. - 203 с.
Колесников В. В.
Кандидат экономических наук Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,
г. Липецк, Россия Пятница М. А.
Студент 4 курса бакалавриата Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве РФ г. Липецк, Россия
НУЖЕН ЛИ ВНУТРЕННИЙ АУДИТ РОССИЙСКИМ КОМПАНИЯМ?
Аннотация: В экономически развитых государствах внутреннему аудиту уделяется такое же пристальное внимание, как и внешнему. Если становление внешнего аудита в России, можно сказать, уже состоялось, то отечественный
внутренний аудит сегодня находится еще в «зачаточном» состоянии. В данной статье мы рассмотрим преимущества внутреннего аудита.
Ключевые слова: внутренний аудит, система внутреннего контроля, менеджмент, управление, внедрение.
Kolesnikov V. V.
PhD in Economics Lipetsk branch of the Russian Governmental Financial University, Lipetsk, Russia Pyatnitsa M. A.
4th year student of bachelor Financial University under the Government of the Russian Federation Lipetsk, Russia
WHETHER INTERNAL AUDIT IS NECESSARY TO THE RUSSIAN COMPANIES?
Abstract: In economically developed countries internal audit is given the same attention as external. If the formation of the external audit in Russia, one can say, has already taken place, the domestic internal audit today is still in the «embryonic» state. In this article we will discuss the benefits of internal audit.
Key words: internal audit, internal controls, management, management, introduction.
Внутренний аудит в России - одна из активно развивающихся профессий. Несмотря на то, что стадии развития функции и ее роль по-прежнему сильно варьируются от компании к компании, восприятие внутренних аудиторов как корпоративных полицейских, прокуроров и т. д. усложняет их работу и не дает ожидаемых результатов. В международных стандартах внутреннего аудита (МСВА) дается следующие определение внутреннего аудита - это контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением -службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля [6].
В соответствии с МСА 610 «Использование работы внутренних аудиторов» объем, цели, задачи внутреннего аудита в каждом случае различны и зависят от размера, структуры, масштабов деятельности аудируемого лица и требований его руководства, собственников [7].
Российская модель внутреннего аудита состоит из двух направлений:
1) ревизия, основное внимание которой уделяется проверке сохранности и эффективном использовании активов, а также выявлении и ликвидации задолженностей и недостач;
2) внутренний аудит, цель которого состоит в обеспечении достоверности бухгалтерско-финансовой отчетности, минимизации налогообложения и сохранности активов компании [2].
Сегодня нужны новые идеи и ускорение процесса формирования риск-ориентированной системы внутреннего контроля, являющейся одним из важнейших элементов современного корпоративного управления компании, без которой сдерживается развитие и повышение эффективности внутреннего аудита.
В Европе и США совмещение функций владения и управления бизнесом характерно для малого и отчасти среднего бизнеса. В крупных и многих средних компаниях существует разделение данных функций (эта объективная тенденция начинает прослеживаться и в российских организациях), когда собственники занимаются вопросами определения стратегии и направлений развития компании, не вникая в повседневные детали ведения дел, а для управления компанией нанимают профессиональных менеджеров. Но каким бы профессиональным ни был менеджмент, для собственников актуальным становится вопрос контроля за состоянием дел в компании. Как говориться доверяй, но проверяй. В этом случае одним из действенных инструментов контроля может стать как раз внутренний аудит.
Внутренний аудит необходим не только собственникам, но и менеджменту компании. Задача менеджеров - управлять бизнесом, достигая поставленных целей наиболее эффективным образом. Менеджеры, для которых управление бизнесом - часть повседневной работы, не всегда способны объективно оценить ситуацию.
Эффективный внутренний аудит может снизить затраты компании на внешний аудит, но не сможет отменить необходимость внешнего аудита для компании. Важно также учесть, что не рекомендуется пользоваться услугами внешнего аудитора компании для проведения внутренних аудитов, поскольку подобное совмещение может привести к конфликту интересов внешнего аудитора. В законодательстве некоторых стран такое совмещение запрещено (например, законом Сарбейн-са-Оксли в США; правила внутреннего контроля стали в США гораздо жестче после череды громких корпоративных скандалов и принятия в 2002 г. акта Сарбейнса-Оксли) [3].
Основными этапы внедрения внутреннего аудита на предприятии могут быть следующие. Сначала должно быть принято решение о том, что такая функция в компании нужна. Это решение, как правило, принимается на совете директоров, если он существует, либо на уровне собственников. Потом нужно найти того человека, который бы эту функцию возглавил, обладал бы профессиональными характеристиками и мог бы выстроить эту функцию как управленец.
Есть несколько сценариев - один возможный сценарий, когда функции не существовало и она создается заново, то есть когда принимает решение собственник или совет директоров, что такая функция должна быть создана и процесс достаточно понятен, т. е. ищется ключевая персоналия. Второй сценарий, когда существует функция, которая не называется внутренним аудитом, она может называться функцией ревизоров, она может называться функцией внутреннего контроля, т. е. когда функция уже существует, но называется по-другому. Тогда происходит следующее - кого-то, по всей видимости, нужно привлекать для оценки того, насколько функция, которая сейчас существует соответствует тем требованиям, которые предъявляются к внутреннему аудиту, чтобы определить те области, которые надо перестраивать.
Внутренний аудит не ставит перед собой целью кого-то сосчитать, косвенно какой-то из этих результатов, конечно, может быть, но в основном из-за людей которые выполняют свои функции недобросовестно или являются мошенниками или же злонамеренно что-то делают во вред - естественно, внутренний аудит это все покажет [4]. Сегодня, к сожалению, во многих компаниях отношение к внутреннему аудиту, как правило, находится в стадии осознания, особенно если до этого была ревизорская функция.
Таким образом, внутренний аудит не является обязательным для компаний, хотя недавно в Федеральный закон № 402-ФЗ внесли изменения в отношении проведения мероприятий внутреннего контроля. Однако компания, которая не проводит ни мероприятия контроля, ни аудита, должна осознавать значительные риски, которые могут возникнуть.
В России, в отличие от экономически развитых государств, внутреннему аудиту пока не отводят должного внимания. И если можно сказать о том, что становление внешнего аудита в нашей стране состоялось, то говорить так о внутреннем аудите, к сожалению, пока еще рано. Нет достаточного количества научно-практических разработок, посвященных ему, не развит внутренний аудит в профессиональном и законодательном аспектах. Но интерес к нему усиливается, и возможно, в скором
времени собственники российских компаний будут смело пользоваться им, как инструментом повышения эффективности бизнеса [2].
Список литературы
1. Международные стандарты внутреннего аудита (МСВА) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://iia-ru.ru/upload/iblock/391/ 391e76b786d6a846ab0f8cb908af5e70.pdf
2. МСА 610 «Использование работы внутренних аудиторов» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_206951
3. 3. Бурцев В. В. Внутренний аудит компании: вопросы организации и управления [Электронный ресурс] / В. В. Бурцев // Режим доступа: http://www. dis. ru/library/fm/archive/2003/4/697.
4. Грищенко А. В. Почему необходимо создавать службу внутреннего аудита?/ А. В. Гриценко // Справочник экономиста. - № 8. - 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.profiz.ru/se/8_2008/ sluzhba_vnutrenego_audita/
5. Зачем компании внутренний аудит? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/zachem-kompanii-vnutrenniy-audit
6. Зырянова Т. В., Терехова О. Е. Внутренний аудит как оценка надежности и эффективности системы внутреннего контроля внутреннего контроля / Т. В. Зырянова, О. Е. Терехова // Экономический анализ: теория и практика: ООО Издательский дом «Финансы и кредит» (Москва).
Колесников В. В.
кандидат экономических наук, доцент Липецкого филиала РАНХиГС, г. Липецк, Россия Студеникина Л. А., Шкатова Н. Е.
студенты 5 курса направления подготовки «Экономическая безопасность» Липецкого филиала РАНХиГС, г. Липецк, Россия
ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ МСА В РОССИЙСКУЮ ПРАКТИКУ АУДИТА
Аннотация: В данной статье рассматриваются основные вопросы необходимости применения международных стандартов аудиторской деятельности, а так же проблемы, возникающие впоследствии их внедрения в аудиторскую деятельность. Так же в статье затронуты некоторые аспекты, характери-