doi: 10.20310/1819-8813-2015-10-12-18-22
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ТОРГОВЛИ
ИОДА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ПЕРФИЛЬЕВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Необходимость создания системы внутреннего контроля (аудита) в организациях торговли, включающая соответствующую законодательную базу, анализ эффективного использования ресурсов, применение расчетов снижения рисков и сохранности активов продиктована современными условиями конкуренции на рынке торговых услуг. В работе отражены преимущества и доказана необходимость образования внутреннего аудита на предприятиях торговли. Российское законодательство не регламентирует эту сферу деятельности, и руководителям предприятий предлагаются наиболее эффективные пути решения формирования внутреннего аудита. С образованием предлагаемой системы внутреннего контроля в торговой организации меняется общая деловая концепция возможностей, целей, конкурентных преимуществ, желаемого места на рынке.
Ключевые слова система аудита, внутренний контроль, преимущества аудита, необходимость системы
Деятельность организаций на сегодняшний день обусловлена полной хозяйственной самостоятельностью и ответственностью за конечные результаты. Находясь в жестких условиях конкурентной среды, наличествуют предпосылки для создания органов внутреннего контроля (аудита) в организациях торговли, такие как наличие соответствующего законодательства, необходимость в эффективном использовании ресурсов, снижении рисков и сохранности активов.
Многие специалисты рассматривают наличие системы органов внутреннего контроля как отдельную функцию управления. Внутренний контроль позволяет определить, достигнута их цель или нет, и тем самым «дает зеленый свет» для перехода к последующим действиям, соединяя все структуры или отделы управления в единое целое.
Вот такое обобщающее определение понятия «внутренний контроль организации» дано отечественным ученым В. В. Бурцевым: «Внутренний контроль организации - это осуществление субъектами организации, наделенными соответствующими полномочиями, либо в автоматическом
режиме, заданном указанными субъектами и под их управлением, следующих действий:
а) определение фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);
б) сравнение фактических данных с требуемыми, т. е. с базой для сравнения, принятой в организации, заданной извне либо основанной на рациональности;
в) оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, и степени их влияния на аспекты функционирования организации;
г) выявление причин данных отклонений» [1].
Поскольку основной задачей торговли является организация распределения и движения товаров из сферы производства в сферу потребления, очевидно, что при организации внутреннего контроля, следует сосредоточить внимание на правильной организации учета, позволяющей своевременно получать следующую информацию:
- ход поступление товаров;
- реализация договорных обязательств поставщиками и получателями продукции;
- состоянии товарных резервов, контроль за их сохранностью.
Деятельность организаций торговли складывается из отдельных этапов, среди которых можно выделить следующие:
- определение потребности в товарах;
- выбор поставщиков товаров и установление с ними хозяйственных связей;
- заключение договоров на поставку (куплю-продажу) товаров;
- организация комплекса технологических операций (разгрузка и приемка товаров по количеству и качеству, их хранение и перемещение);
- продажа товаров и оказание услуг покупателям;
- рекламно-информационная работа [2].
При выборе формы внутреннего контроля
торговой организации воздействуют:
- схема организационной структуры;
- правовая форма;
- вид товаров и масштабы деятельности;
- целесообразность контроля различных видов деятельности;
- отношение руководства организации к аудиту [3].
Контрольные мероприятия должны осуществляться всеми участниками торговых отношений в организации. Именно такой подход по созданию эффективно работающей модели системы внутреннего аудита будет способствовать своевременному выявлению и устранению «патологий» при принятии управленческих действий.
Несомненные преимущества создания системы внутреннего контроля заключаются в том, что при проведении процедур внутреннего аудита у организации появляются приоритетные возможности, а именно:
- оценка достоверности информации;
- анализ и оценка эффективности системы управления рисками;
- методы снижения рисков;
- высокая инвестиционная привлекательность.
Кодекс профессиональной этики аудитора определяет аудит как независимую и объективную консультационную деятельность, направленную на достижение конкретных результатов и улучшений в работе организации [4].
Для выполнения внутренней аудиторской деятельности в средней или малой торговой организации может работать внутренний аудитор с минимальным набором функций. В крупных организациях торговли отделы внутреннего контроля должны являться самостоятельными подразделениями.
Поскольку необходимость формирования системы внутреннего аудита российским законодательством до настоящего времени не регламентирована, цели и задачи внутреннего аудита устанавливаются непосредственно хозяйствующим субъектом.
Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации возложено на Министерство финансов РФ. Изучение основных нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, позволяет сделать вывод, что правовому регулированию внутреннего аудита должное внимание не уделяется.
В Законе «Об аудиторской деятельности» понятие аудиторской деятельности и аудита ориентированно в первую очередь на внешний аудит, а не на внутренний, это подтверждает и тот факт, что для внутренней аудиторской деятельности наличие квалификационного аттестата не обязательно [5]. Соответственно, в отношении регулирования деятельности внутреннего аудита необходимо либо принять самостоятельный нормативно правовой акт, регулирующий внутренний аудит в России, либо доработать Федеральный закон, включив в него отдельную статью, тем самым законодательно закрепив определение внутреннего аудита.
Среди актов, регулирующих аудиторскую деятельность, особое место отводится правилам (стандартам) аудиторской деятельности [6]. Они устанавливают общие требования к проведению аудита, направления аудиторской проверки, виды отчетности по результатам аудита, методологическую основу аудита, а также основные принципы, которыми следует руководствоваться всем представителям этой сферы деятельности, независимо от того в каких условиях осуществляется аудит [7].
В настоящее время существует ряд стандартов аудиторской деятельности применительно к общему аудиту. Следует отметить, что указанные стандарты обязательны исключительно для аудиторских и саморегулируемых организаций, а также персональных аудиторов. Для целей внутреннего аудита стандарты аудиторской деятельности имеют значение прежде всего с методологической точки зрения, поскольку устанавливают требования к организации внутреннего контроля, осуществлению проверок в тех или иных условиях, перечню документов и т. п.
Определение внутреннего аудита дается в Федеральном стандарте аудиторской деятельности № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита». Внутренний аудит - контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его под-
Е. V. ЮЭЛ, Е. V. РЕЯЕТЬУЕУЛ
разделением - службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля [8]. Для внутренних аудиторов стандарт имеет важное значение, показывая внимание со стороны государства в регулировании внутреннего аудита, но не снимает проблему разработки специальных стандартов профессиональной деятельности внутреннего аудита.
Таким образом, на сегодняшний день федеральные стандарты профессиональной деятельности внутреннего аудита отсутствуют. Организации, при создании службы внутреннего аудита разрабатывают такие стандарты самостоятельно. Очевидна необходимость принятия федеральных стандартов по внутреннему аудиту, которые могут быть разработаны на основе международных стандартов внутреннего аудита и которыми руководствуются внутренние аудиторы всех экономически развитых стран [9].
На международном уровне профессиональные требования разрабатываются несколькими организациями, в состав которых входит Международная федерация бухгалтеров (МФБ). Непосредственно аудиторскими стандартами занимается Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), который является постоянным комитетом Совета МФБ [10].
Соблюдение Международных стандартов профессиональной практики внутреннего аудита является важнейшей предпосылкой выполнения подразделением внутреннего аудита и внутренними аудиторами своих обязанностей.
В практической деятельности внутренний аудит в России не должен ограничивается только Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита и Кодексом профессиональной этики аудиторов. Кроме них внутреннему аудиту необходимо учитывать требования российского законодательства.
Рабочая политика внутреннего аудита определяет стратегические моменты функционирования и развития внутреннего аудита и содержит концептуальные вопросы, постулаты, принципы и допущения, а также основные требования, предъявляемые к профессиональным качествам внутренних аудиторов.
Методические руководства и рекомендации содержат основные необходимые практические приемы, методы и процедуры, применяемые для достижения той или иной цели внутреннего аудита.
Стандарты внутреннего аудита - это основной документ внутрифирменного нормативного регулирования, который характеризуют общие
требования и условия его проведения. Необходимость принятия собственных правил внутреннего аудита обусловлена различием целей и задач и специфики деятельности внутреннего аудитора, а также различной степенью глубины исследования и точности представляемых результатов. При этом стандарты внутреннего аудита необходимо регулярно пересматривать в целях их соответствия и адаптации к изменениям внешней среды.
При создании современных систем внутреннего аудита следует руководствоваться требованиями Международного института внутренних аудиторов и его представителя в России - Некоммерческого партнерства «Институт внутренних аудиторов».
Для достижения независимой оценки внутренний аудит должен занимать в схеме торговой организации соответствующее положение, отчитываясь только перед директорским корпусом или собранием учредителей (при их наличии), а не находиться в составе, положим, экономического отдела или бухгалтерии. Наиболее эффективным представляется формирование внутреннего аудита в качестве отдельного структурного звена в управляющей системе. Базовый метод внутреннего аудита содержит следующие ключевые этапы: проведение качественного аудита, выработка выполнимых и эффективных рекомендаций по устранению выявленных отклонений, контроль выполнения аудиторских рекомендаций.
В разделе 2100 Международных стандартов внутреннего аудита описана сущность работы внутреннего аудита, согласно которому «контролирующая функция «внутренний аудит» должна проводить оценку и способствовать совершенствованию процессов корпоративного управления, управления рисками и контроля» [11]. Иными словами, названные Стандарты разделяют деятельность внутреннего аудита на три составляющие: управление рисками, контроль и корпоративное управление.
Внутренний аудит должен выполнять следующие функции в организациях торговли:
- оценка достоверности информации;
- оценка сохранности и эффективности использования активов;
- всестороннее обследование и анализ бизнес-проектов;
- рекомендации по совершенствованию деятельности.
С образованием системы внутреннего аудита в торговой организации меняется общая деловая концепция компании в части ее целей, возможностей, конкурентных преимуществ, желаемого места на рынке.
Литература
1. Бурцев В. В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. М.: Экзамен, 2000. С. 15.
2. Богачева И. В. Бухгалтерский учет в отраслях: учеб.-практ. пособие. М.: ЕАОИ, 2007.
3. Бурцев В. В. Внутренний контроль в организации: методологические и практические аспекты // Аудиторские ведомости. № 8. 2002.
4. Кодекс профессиональной этики аудиторов. (одобрен Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г., протокол № 4; с изменениями от 27 июня 2013 г., протокол № 9). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Об аудиторской деятельности: федер. закон от 30.12.2008 № 307-Ф3 (ред. от 01.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2015). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Ершова И. В. Предпринимательское право: учебник. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: ИД «Юриспруденция», 2006. С. 522.
7. Шеремет А. Аудит: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра 2004. С. 91.
8. Федеральные правила (стандарты) Аудиторской деятельности (Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Зырянова Т. В. Система внутреннего контроля: цели, методы, интересы / Т. В. Зырянова, Н. И. Дани-ленко, О. Е. Терехова // Журнал «Чиновник». № 6(46). 2006. С. 23.
10. Ерофеева В. А. Аудит: конспект лекций / В. А. Ерофеева, В. А. Пискунов, Т. А. Битюкова. М.: Юрайт, 2010. С. 117.
11. Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита. Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита. (Стандарты) Перевод на русский язык, версия от 12.08.2015. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
12. URL: https://na.theiia.org/standardsguidance-/Pub-lic%20Documents/IPPF%202013%20Russian.pdf
References
1. Burtsev V. V. Organizatsiya sistemy vnutrennego kontrolya kommercheskoj organizatsii [Organization of system of internal control of the commercial organization]. M.: Ekzamen, 2000.
2. Bogacheva I. V. Bukhgalterskij uchet v otras-lyakh: uchebno-prakticheskoye posobiye [Accounting in branches: study and practical guide]. M.: EAOI, 2007.
3. Burtsev V. V. Vnutrennij kontrol' v organizatsii: metodologicheskiye i prakticheskiye aspekty [Internal control in the organization: methodological and practical aspects] // Auditorskiye vedomosti. № 8. 2002.
4. Kodeks professional'noj etiki auditorov: odobren Sovetom po auditorskoj deyatel'nosti 22 marta 2012 g., protokol № 4; s izmeneniyami ot 27 iyunya 2013 g., proto-kol № 9 [Code of professional ethics of auditors: protocol № 4 approved by Council for auditor activity on March 22, 2012; with changes from June 27, 2013, protocol № 9]
5. Ob auditorskoj deyatel'nosti: feder. zakon ot 30.12.2008 N 307-FZ (red. ot 01.12.2014) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.08.2015) [About auditor activity: federal law from 30.12.2008 N 307-FL (edition from 01.12.2014) (with amendment and additional, came into force from 01.08.2015)]
6. Ershova I. V. Predprinimatel'skoye pravo: ucheb-nik. Izd. 4-ye, pererab. i dop. [Enterprise right: textbook. 4th edition, rewrited and addited] M.: ID «Yurisprudent-siya», 2006.
7. Sheremet A. Audit: uchebnik. 4-ye izd., pererab. i dop. [Audit: textbook. 4th edition, rewrited and addited] M.: Infra 2004.
8. Federal'nye pravila (standarty) Auditorskoj deyatel'nosti: utverzhdeny Postanovleniyem Pravitel'stva Ros-sijskoj Federatsii ot 23 sentyabrya 2002 g. № 696 [Federal rules (standards) of Auditor activity: approved by the Resolution of the government of the Russian Federation from September 23, 2002 № 696]
9. Zyryanova T. V. Sistema vnutrennego kontrolya: tseli, metody, interesy [System of internal control: purposes, methods, interests] / T. V. Zyryanova, N. I. Danilenko, O. E. Terekhova // Zhurnal «Chinovnik», № 6(46), 2006. S. 23.
10. Erofeeva V. A. Audit: konspekt lektsij [Audit: notes] / V. A. Erofeeva, V. A. Piskunov, T. A. Bityukova. Yurajt. 2010.
11. Mezhdunarodnye osnovy professional'noj praktiki vnutrennego audita. Mezhdunarodnye professional'nye standarty vnutrennego audita. (Standarty) Perevod na russ-kij yazyk, versiya ot 12.08.2015 [International bases of professional practice of internal audit. International professional standards of internal audit. (Standards) Translation into Russian, the version from 12.08.2015].
12. URL: https:// na.theiia.org/standardsguidance-/Public%20Documents/IPPF%202013%20Russian.pdf
E. V. IODA, E. V. PERFILYEVA
* * *
ADVANTAGES AND NEED OF CREATION OF SYSTEMS OF INTERNAL AUDIT IN THE TRADE ORGANIZATIONS
IODA ELENA VASILYEVNA Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
PERFILYEVA ELENA VLADIMIROVNA Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Modern conditions of the competition at the market of trade services dictate the need of creation of system of internal control (audit) for the organizations of trade including the corresponding legislative base, the analysis of effective use of resources, application of calculations of decrease in risks and safety of assets. This article reflects advantages and the author proves need of formation of internal audit at trade enterprises. The Russian legislation doesn't regulate this field of activity and offered the most effective solutions of formation of internal audit for heads of the enterprises. With formation of the offered system of internal control in trade organization the general business concept of opportunities, purposes, competitive advantages, desirable place in the market changes.
Key words: system of audit, internal control, advantages of audit, need of system