времени собственники российских компаний будут смело пользоваться им, как инструментом повышения эффективности бизнеса [2].
Список литературы
1. Международные стандарты внутреннего аудита (МСВА) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://iia-ru.ru/upload/iblock/391/ 391e76b786d6a846ab0f8cb908af5e70.pdf
2. МСА 610 «Использование работы внутренних аудиторов» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_206951
3. 3. Бурцев В. В. Внутренний аудит компании: вопросы организации и управления [Электронный ресурс] / В. В. Бурцев // Режим доступа: http://www. dis. ru/library/fm/archive/2003/4/697.
4. Грищенко А. В. Почему необходимо создавать службу внутреннего аудита?/ А. В. Гриценко // Справочник экономиста. - № 8. - 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.profiz.ru/se/8_2008/ sluzhba_vnutrenego_audita/
5. Зачем компании внутренний аудит? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/zachem-kompanii-vnutrenniy-audit
6. Зырянова Т. В., Терехова О. Е. Внутренний аудит как оценка надежности и эффективности системы внутреннего контроля внутреннего контроля / Т. В. Зырянова, О. Е. Терехова // Экономический анализ: теория и практика: ООО Издательский дом «Финансы и кредит» (Москва).
Колесников В. В.
кандидат экономических наук, доцент Липецкого филиала РАНХиГС, г. Липецк, Россия Студеникина Л. А., Шкатова Н. Е.
студенты 5 курса направления подготовки «Экономическая безопасность» Липецкого филиала РАНХиГС, г. Липецк, Россия
ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ МСА В РОССИЙСКУЮ ПРАКТИКУ АУДИТА
Аннотация: В данной статье рассматриваются основные вопросы необходимости применения международных стандартов аудиторской деятельности, а так же проблемы, возникающие впоследствии их внедрения в аудиторскую деятельность. Так же в статье затронуты некоторые аспекты, характери-
зующие положительное влияние применения МСА аудиторскими организациями и аудиторами.
Ключевые слова: международные стандарты аудита, федеральные стандарты аудиторской деятельности, аудит, аудиторская деятельность.
Kolesnikov V. V.
Candidate of Economic Sciences, associate professor
RANEPA, Lipetsk, Russia Studenikina L. A, Shkatova N. Е.
students, RANEPA, Lipetsk, Russia
PROBLEMS OF INTRODUCTION OF ISA INTO RUSSIAN PRACTICE OF AUDIT
Annotation: This article examines the main issues of the need to apply international standards for auditing, as well as the problems that arise after their introduction into audit activities.
Keywords: international audit standards, federal standards for auditing, audit, auditing.
В настоящее время международные стандарты аудита приобретают все большее значение, это обусловлено активной интеграцией Российской Федерации в мировую экономику. Международные стандарты аудита представляют собой документы, определяющие единые требования, необходимые для соблюдения и поддержания соответствующего уровня качества аудита и сопутствующих услуг.
На сегодняшний день применение международных стандартов аудита является важным и необходимым условием для России, что способствует повышению качества аудиторских услуг и профессионализму аудиторов. С 1 января 2018 г. было принято решение отменить федеральные стандарты аудиторской деятельности и заменить их международными стандартами, в связи с чем, были внесены изменения в ряд нормативных документов, регламентирующих порядок ведения аудиторской деятельности.
Необходимость внедрения международных стандартов аудита в нашей стране появилась в связи с развитием рыночных отношений, формированием интеграционных процессов в экономике, вхождением отдельных аудиторских организаций в крупные международные группы, введением международных стандартов финансовой отчетности,
которые непосредственно обеспечивают возможность применения общих подходов к аудиту. Применение единых международных стандартов необходимо для того, чтобы бы была достоверная, полная и понятная информация о деятельности экономического субъекта [1].
Из-за существования разницы в международных и российских стандартах переход на единые международные правила будет затрагивать различные аспекты аудиторской деятельности, так например изменения коснутся аудиторского заключения, аттестации аудиторов и т. п. Ключевой проблемой при внедрении международных стандартов аудита является контроль выполнения их аудиторскими фирмами. На сегодняшний день квалификация работников саморегулируемой организации и уполномоченного федерального органа по контролю и надзору не всегда позволяет им разбираться в тонкостях методики аудита. Сегодня государство не может выделить достаточное количество средств на рост штата государственных проверяющих. Некоторые аудиторы высказывают свои опасения в отношении того, что конфиденциальная информация, полученная проверяющими в процессе работы, может быть использована во вред клиентам аудиторов, например, сведения об обнаруженных нарушениях могут быть сообщены органам налогового контроля [2].
В настоящее время уделяется немало внимания обучению аудиторов работе с МСА. Единая аттестационная комиссия скорректировала программу квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, при этом сделав в разделе «Аудит» основной акцент на проверке знания международных стандартов аудита, а также навыков работы с ними.
В отличие от государственных органов СРО аудиторов могли бы наладить систему взаимопроверок качества аудита и соблюдения стандартов среди своих членов, таким образом, чтобы работа менее опытных аудиторов проверялась более опытными. Решился бы и вопрос финансирования таких проверок, например, за счет членских взносов участников объединений. Квалифицированные специалисты, разбирающиеся в методике и стандартах аудита, в сезон пониженной нагрузки аудиторов могли бы по согласованному графику проверять друг друга. Однако возникают опасения, что такие проверки будут недостаточно строгими.
Другой острой проблемой, связанной с внедрением международных стандартов аудита в российскую практику, является то, что российским аудиторам сложно понять полную сущность международных стандартов аудита из-за отсутствия должной практики. Проецируемый
факт подтверждается статистикой проверок контроля качества работы аудиторов и аудиторских организаций Федеральным казначейством. По данным проверки были выявлены факты нарушения Федерального закона «Об аудиторской деятельности», в частности несоблюдение федеральных стандартов аудиторской деятельности установлены в ходе 188 проверок (191 - в 2015 г.). По результатам этих проверок Федеральным казначейством принято 188 решений о применении мер воздействия:44 предписания, обязывающего аудиторские организации устранить выявленные нарушения (34 - в 2015 г.);120 предупреждений о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности (149 -в 2015 г.);13 предписаний о приостановлении членства аудиторских организаций в саморегулируемых организациях аудиторов (5 -в 2015 г.);11 предписаний об исключении аудиторских организаций из саморегулируемых организаций аудиторов (3 - в 2015 г.) [4].
Помимо всего ранее сказанного, Федеральным казначейством было составлено 29 протоколов об административных правонарушениях (24 - в 2015 г.), за которые ответственность предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля, а также за представление сведений в неполном объеме или же искаженные).
Федеральным казначейством приняты меры воздействия, доля проверок аудиторских организаций, по итогам которых в общем количестве составила в 2016 г. 79 % (81 % - в 2015 г.). Контрольная деятельность данного казначейства оказывает существенное дисциплинирующее воздействие на аудиторские субъекты, которые способствует повышению надежности финансовой информации и повышения доверия к ней пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Надлежащее качество исполнения обязанностей аудиторов в целях формирования безошибочного мнения о финансовой отчетности должны обеспечивать международные стандарты аудиторской деятельности, которые являются основным документом, контролирующим и регулирующим аудиторскую деятельность. Переход на международные стандарты не только добавит объем работы аудиторам, но и потребует более разносторонне подходить к проверке, т. е. учитывать множество аспектов в работе аудируемой компании, выявлять всевозможные риски для бизнеса, составлять более подробную информацию о проделанной аудиторской работе. Все эти изменения в итоге приведут к удорожанию стоимости аудиторских услуг, а также поспособствуют повышению конкурентоспособность аудиторских компаний [3].
Таким образом, одним из преобладающих направлений развития аудита в мире в настоящее время является стандартизация аудиторской деятельности, унификация всех существенных моментов проведения аудита, т. е. единых подходов к аудиту в России и за рубежом, а международные стандарты нужно рассматривать, прежде всего, как эффективный инструментарий для выхода на международные рынки капитала, как новый комплексный подход к формированию финансовой информации.
Список литературы
1. Об аудиторской деятельности: федеральный закон РФ от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ (ред. от 01 мая 2017 г.). - Режим доступа: http://www. consultant.ru
2. Гайдаров, К. А. Сравнительный анализ федеральных стандартов аудиторской деятельности и МСА: вопросы контроля качества аудиторских организаций / К. А. Гайдаров // Аудитор. - 2014.- № 6. - С. 45-49.
3. Мерзликина, Е. М. Никольская, Ю. П. Аудит: учеб. пособие / Е. М. Мерзликина. - М.: Изд-во ИНФРА-М, 2009. - С. 367.
4. Отчет за 2016 год: контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов от 21 июля 2017 г. - Режим доступа: https://www.minfin.ru
Кудряшов В. С.
кандидат экономических наук, доцент кафедра менеджмента Северо-Западный институт управления РАНХиГС
при Президенте РФ, Санкт-Петербург
СТРУКТУРА ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Аннотация. В статье представлена сущность экономического кластера, а также его структура. Определены главные положения теории Майкла Портера. Рассмотрены аспекты жизненного цикла кластеров, а также их виды. Отражены основные элементы структуры формирования кластера. Рассмотрены основные аспекты кластерной политики зарубежных стран.
Ключевые слова: кластер, структура, экономика, конкурентоспособность, кластерная политика, регион, Россия.