УДК 657.6
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В.А. Быков, Т.В. Логинова
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы применения международных стандартов аудита на территории РФ, приведены основные этапы становления международных стандартов в российской аудиторской практике. Кроме того, авторы уделяют внимание проблемам в применении международных стандартов аудита российскими аудиторскими организациями.
Ключевые слова: аудит, аудиторская деятельность, международные стандарты аудита.
PROBLEMS OF APPLICATION OF INTERNATIONAL STANDARDS ON AUDITING IN RUSSIA IN MODERN CONDITIONS
T.V. Loginova, V.A. Bykov
Abstract. In the article the authors consider the application of International Standards on Auditing (ISA) on the territory of the Russian Federation, the main stages of the formation of international standards in the Russian audit practice. In addition, the authors paid attention to problems in the application of international audit standards by Russian audit organizations.
Keywords: audit, auditing, International Standards on Auditing.
Основная цель международных стандартов аудита - обеспечить всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единым подходом к пониманию основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудиторов, методов и приемов формирования и выражения независимого мнения аудитора. Стандарты лежат в основе оценки качества проведения аудиторских проверок и определения меры ответственности аудиторов при недобросовестном выполнении функций и процедур аудита.
Среди причин, связанных с развитием аудита в России и применением международных стандартов аудита (далее - МСА), приоритетное значение имеют:
- потребность в защите различных интересов хозяйствующих субъектов, заинтересованных в достоверной финансовой информации и правильной оценке финансового положения организации, даю-
щих возможность представлять свой бизнес как внутри страны, так и за рубежом;
- сложность системы законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность аудиторских организаций, обусловливает потребность в консультациях и методической помощи в области организации учета и отчетности при проведении аудита;
- достоверная оценка отчетности и финансового состояния хозяйствующих субъектов на основе МСА необходима для банков как условие гарантии возврата кредитов;
- действенный механизм банкротства, в том числе и международного, может функционировать только при хорошо организованном аудите и достоверной оценке бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- применение МСА способствует защите организаций от неправомерных действий контролирующих органов, в том числе налогообложения, пенсионного и имущественных фондов, международных бирж и банков;
- регулирование отношений с зарубежными компаниями также невозможно без подтверждения достоверности отчетности аудиторами на основе МСА и др. [6, с. 411-415].
Появление системы международных экономических связей вызвало необходимость гармонизации стандартов аудита на международном уровне с тем, чтобы расширить круг пользователей финансовой отчетности и получить возможность оценивать компетентность и профессионализм аудиторских фирм.
Международные стандарты аудита представляют собой свод правил для профессиональных аудиторов, в котором содержится описание общепризнанных в мировой практике методов и процедур аудита. МСА входят в число Международных стандартов по контролю качества аудита, обзорным проверкам и другим услугам по заданиям, связанным с обеспечением уверенности и сопутствующим услугам.
Международные стандарты аудита как система единых подходов к проведению аудита является тем оптимальным вариантом, который может обеспечить единство оценки деятельности различных компаний, находящихся в разных странах.
Российские и зарубежные инвесторы должны быть заинтересованы в достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности,
подтвержденной заключением аудиторской фирмы. Все это приводит к необходимости единых подходов к аудиту в России и в других странах мира [6 ,с. 411-415].
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» требует применения федеральных стандартов аудиторской деятельности (далее - ФСАД), разработанных на основе международных стандартов аудита (МСА) [1]. Но при этом Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», не содержит каких-либо норм о месте и роли международных стандартов аудита в системе источников нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности.
Изначально, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об аудиторской деятельности», национальные стандарты аудита в России стали разрабатываться по требованиям МСА, что имело немаловажное значение для российских аудиторов, так как многие организации РФ были ориентированы на зарубежных инвесторов и нуждались в проведении аудиторских проверок по требованиям МСА [1]. Отсюда возникла необходимость сближения отечественной и международной систем аудиторских стандартов. Эта необходимость, кроме того, была вызвана параллельным переходом российских стандартов бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) [5, с. 81-85].
На взгляд авторов, с момента начала разработки отечественных стандартов аудита в России прилагались все усилия для того, чтобы сблизить содержание федеральных стандартов аудиторской деятельности с требованиями международных стандартов аудита.
Если рассматривать содержание международных и российских стандартов аудита с точки зрения их соответствия, то можно сделать вывод, что большинство федеральных стандартов соответствуют требованиям международных стандартов аудита. Имеющиеся расхождения МСА и российских стандартов обусловлены, в основном, следующими аспектами:
- различиями в подходах к аудиту (в отличие от российских правил (стандартов) аудита в МСА более четко сформулированы цели аудита, а не его задачи и содержание), при этом цели ориентированы на цели международных стандартов бухгалтерского учета и связаны с прозрачностью финансовой отчетности;
- формальными различиями (например, стиль изложения и оформление документов);
- подробностями изложения;
- практическими примерами и т.п.
Как видно из сравнения, различия не столь значительны, и большинство российских стандартов аудита были разработаны в соответствии с МСА, как и требует Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».
В современных условиях существуют определенные проблемы, связанные с переходом на МСА в РФ:
- трудности, связанные с правильным переводом международных стандартов аудита на русский язык;
- сложности, связанные со структурой и содержанием МСА;
- проблемы, связанные с периодичностью, объемом и сложностью изменений, вносимых в МСА;
- проблемы использования МСА малыми и средними аудиторскими фирмами (по данным, опубликованным на сайте Минфина России, 91 % аудиторских фирм относятся к малым предприятиям);
- сложности с квалифицированными специалистами, которые должны будут применять стандарты в своей деятельности и др. [6, с. 411-415].
Вопросы перехода российских аудиторов на требования МСА начали обсуждаться в Совете по аудиторской деятельности в 2012 г., в связи со сложностью разработки своих собственных федеральных стандартов аудиторской деятельности на основе МСА. Основные трудности были связаны с обеспечением соответствия федеральных стандартов международным стандартам аудита и обеспечение единства проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, разрабатываемых разными саморегулируемыми организациями аудиторов (далее - СРО) и разными специалистами. В этом же году аудиторское сообщество приняло решение о переходе на МСА.
22 марта 2012 г. Совет по аудиторской деятельности при Минфине России принял решение о прямом применении МСА, для чего необходимо было подготовить изменения в Федеральный закон № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности».
С 2013 г. процесс внедрения МСА в систему отечественных нормативных документов получил продолжение. 15 июля 2013 г. Пра-
вительство РФ направило в Государственную Думу подготовленный Минфином России проект № 316841-6 Федерального закона «О внесении изменений в ст. 9 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и Федерального закона «Об аудиторской деятельности», в части введения международных стандартов аудита».
Согласно тексту законопроекта, направленного в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку 18 июля 2013 г., в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» необходимо оговорить, что аудиторская деятельность должна будет осуществляться в соответствии с международными стандартами аудита, которые станут обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов.
23 октября 2013 г. Государственная Дума приняла в первом чтении, разработанный Правительством РФ законопроект, регламентирующий переход к аудиторской деятельности в России в соответствии с Международными стандартами аудита, разработанными Международной федерацией бухгалтеров.
6 июня 2014 г. Комитет Госдумы по финансовым рынкам рекомендовал нижней палате парламента принять во втором чтении законопроект о переходе к осуществлению аудиторской деятельности в соответствии с МСА, принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров. В соответствии с этим, необходимо было внести изменения в Федеральный закон № 307-ФЗ в части порядка признания МСА для применения их в России. При этом стандарты не должны быть приняты автоматически. Порядок признания МСА следовало установить Правительством РФ не позднее 1 августа 2014 г., а само признание МСА должно было произойти не позднее двух лет со дня вступления в силу «Порядка признания МСА».
В связи с этим российские организации аудиторов должны были начать применять Международные стандарты аудита начиная с года, следующего за годом, в котором МСА будут признаны для применения на территории РФ, что и отражено в изменениях к закону № 307-ФЗ.
А в декабре 2014 г. было законодательно закреплено решение о переходе к применению МСА, принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров [4].
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», этот срок установлен до 1 октября 2015 г. При этом Правительство РФ должно было разработать и утвердить всю нормативную базу, связанную с признанием МСА.
В образовавшийся переходный период (то есть до признания МСА) аудиторские организации и индивидуальные аудиторы должны руководствоваться в своей деятельности федеральными стандартами аудиторской деятельности.
11 июня 2015 г. было принято Постановление Правительства РФ № 576 «Об утверждении положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации», в котором был установлен порядок признания МСА на территории РФ.
В Положении указано, что в состав документов, содержащих МСА, должны входить следующие документы, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров:
- международные стандарты контроля качества;
- международные стандарты аудита финансовой информации;
- международные отчеты о практике аудита финансовой информации;
- международные стандарты заданий по проведению обзорных проверок;
- международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность, отличных от аудита и обзорных проверок финансовой информации;
- международные стандарты сопутствующих аудиту услуг;
- иные документы, определенные Международной федерацией бухгалтеров в качестве неотъемлемой части международных стандартов аудита;
- изменения, которые вносятся в документы, указанные в подпунктах «а»-«ж» настоящего пункта [2].
В соответствии с этим документом, под признанием МСА применимыми на территории РФ понимается процесс введения каждого документа, содержащего международные стандарты аудита, в действие на территории РФ, заключающийся в последовательном осуществлении следующих действий:
- официальное получение от Международной федерации бухгалтеров документа, содержащего международные стандарты аудита;
- экспертиза применимости документа, содержащего МСА, на территории РФ;
- принятие решения о введении документа, содержащего МСА, в действие на территории РФ;
- опубликование документа, содержащего МСА.
При этом отмечалось, что документ, содержащий МСА, признается подлежащим применению на территории РФ, только если он соответствует основам регулирования аудиторской деятельности, установленным законодательством РФ (прежде всего, Федеральным законом № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности») и представлен на русском языке.
Официальным опубликованием документа, содержащего МСА, считается первая публикация его текста в официальном печатном издании, определяемом Министерством финансов РФ, или первое размещение на официальном сайте Министерства финансов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет [2].
В настоящее время вопрос применения МСА на территории РФ решен окончательно, так как приказами Минфина РФ от 24 октября 2016 г. № 192н и № 207н от 9 ноября 2016 г. введено применение 48 МСА на территории России.
23 октября 2017 г. появилось Постановление Правительства РФ № 1289 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ», которое вступает в силу с 1 января 2018 г. [3]. В этом Постановлении говорится о том, что федеральные стандарты аудиторской деятельности будут отменены, и аудит полностью переходит на требования международных стандартов аудита.
Окончательный переход на МСА на первом этапе применения может вызвать определенные сложности как для аудиторов, так и для аудируемых лиц, так как увеличится количество аудиторских процедур, необходимо будет заполнять новые рабочие документы аудитора, различные формы и таблицы, то есть трудоемкость проведения аудиторских проверок увеличится на 30-50 %, а в связи с этим увеличится и стоимость аудиторских услуг.
Очевидно, что появится и новая форма аудиторского заключения, которая будет содержать не только оценку финансовой отчетности (с точки зрения достоверности отчетности), но и будет обращать внимание на наиболее важные моменты в деятельности
аудируемых организаций, то есть необходимо будет давать более детальную информацию для различных пользователей отчетности.
Подводя итоги, можно отметить, что международные стандарты аудита давно требуют легализации в РФ. Фактически только международный аудит вызывает доверие у пользователей разных стран.
МСА являются обобщением лучшей мировой практики и обеспечивают более высокое качество проведения аудита, а также способствуют повышению прозрачности, надежности и сопоставимости финансовой информации в мире. Представляется, что одним из направлений развития методического инструментария оценки качества и надежности как показателей финансовой отчетности, так и собственно результатов аудиторской деятельности, могло бы стать внедрение в практику оценки качества аудита методических подходов, раскрытых в трудах научно-педагогических работников Московского финансово-юридического университета МФЮА [7].
Поэтому чем быстрее Россия начнет реально применять на территории РФ международные стандарты аудита, тем быстрее проводимый в России аудит, упрочит свои позиции не только в стране, но и на мировом уровне, что повысит статус отечественного аудита и его конкурентоспособность.
Библиографический список
1. Федеральный закон № 307-Ф3 от 30 декабря 2008 г. «Об аудиторской деятельности» // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 23.09.2017).
2. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2015 г. № 576 «Об утверждении положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации» // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 23.09.2017).
3. Постановление Правительства РФ от 23 октября 2017 г. № 1289 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 23.09.2017).
4. Информационное сообщение Минфина России от 3 декабря 2014 г. «Об изменениях Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"» // СПС «Гарант». URL: http://www. garant.ru/ (дата обращения: 23.09.2017).
5. Антонов С.В., Быков В.А. Перспективы применения в российской практике учета международных стандартов финансовой отчетности //
Вестник Московского финансово-юридического университета. 2015. № 2.
6. Логинова Т.В. Международные стандарты аудита: проблемы признания и применения в России // Экономика и предпринимательство. 2015. № 11. Ч. 2.
7. Колесов Р.В. Надежность финансово-экономического обеспечения военных поставок в системе экономической безопасности службы горючего ВС РФ: дис. ... канд. экон. наук. Ярославль, 2006.
В.А. Быков
кандидат экономических наук
доцент кафедры экономических дисциплин
Ярославского филиала Московского финансово-юридического
университета МФЮА
E-mail: vab_fin@mail.ru
Т.В. Логинова
старший преподаватель кафедры экономики и финансов Ярославского филиала Финансового университета при Правительстве РФ E-mail: logtam53@bk.ru