Научная статья на тему 'Развитие аудита в России в контексте международной аудиторской практики'

Развитие аудита в России в контексте международной аудиторской практики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
576
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / AUDIT / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА / INTERNATIONAL AUDITING STANDARDS / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА / FEDERAL AUDITING STANDARDS / ДОКУМЕНТЫ / DOCUMENTS / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / РЫНОК АУДИТА / AUDIT MARKET / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / ДОВЕРИЕ / CONFIDENCE / ИНВЕСТОРЫ / INVESTORS / СТАНДАРТЫ АУДИТА / AUDITING STANDARDS / МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ / THE MINISTRY OF FINANOWL / КОМИТЕТ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ / THE COMMITTEE ON INTERNATIONAL STANDARDS / РОССИЙСКАЯ КОЛЛЕГИЯ АУДИТОРОВ / RUSSIAN COLLEGIUM OF AUDITORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варкулевич Татьяна Владимировна, Бембеев Максим Николаевич, Куприянов Богдан Евгеньевич

Независимая проверка финансовой отчетности уже давно зарекомендовала себя как обязательный атрибут экономики в развитых странах. Россия, как крупный субъект международных экономических процессов, постепенно перестраивает концепцию и принципы аудиторской деятельности, приводя их под общемировые стандарты. Целью статьи является стремление показать экономическую обоснованность применения МСА на территории России. Так в статье рассматривается эволюция аудита от федеральных стандартов аудиторской деятельности к международным. Поясняются алгоритмы утверждения МСА, показан весь законотворческий путь данной процедуры. Указаны ведомства, занимающиеся адаптацией МСА в российское правовое поле. В работе проанализирована статистика аудиторских организаций, работающих на территории РФ. Она показывает, что зарубежные компании пользуются большим спросом, так как применяют международные стандарты аудита. Отмечены факторы, которые позволят российским аудиторским компаниям завоевать доверие российских и зарубежных предпринимателей и инвесторов, а значит и поднять российскую аудиторскую деятельность на новый уровень. В статье впервые систематизирован процесс перехода к МСА в России на современном этапе, показан уровень российских аудиторских организаций и уровень доверия к ним. Материалы работы могут быть полезны при рассмотрении деятельности аудиторских организаций в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AUDIT IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL AUDIT PRACTICE

Independent verification of the financial (accounting) has long established itself as an effective in developed countries. Russia, as a major subject of global economic processes, gradually rebuilds the principles and structure of audit activity under the global. The aim of the article is the desire to show the economic feasibility of the use of ISAs in the territory of Russia. So in the article we describe the evolution of the audit by the federal auditing standards to the internanative. ACI algorithms are explained statements, showing the entire legislative path of the procedure. Shown agencies involved in MCA adaptation to the Russian legal field. The paper analyzed the statistics of audit firms operating in Russia. It shows that foreign company in great demand as apply international audit standards. Noted factory, which will allow the Russian audit companies win the trust of Russian and foreign prepreneurs and investors, and thus raise the Russian auditing to the next level. The article first systematized the process of transition to ISAs in Russia at the present stage, shows the level of Russian audit organizations and the level of trust in them. Materials of the work may be useful when considering the activity of auditing organizations in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Развитие аудита в России в контексте международной аудиторской практики»

УДК 657.6

РАЗВИТИЕ АУДИТА В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ АУДИТОРСКОЙ ПРАКТИКИ

© 2016

Варкулевич Татьяна Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Бембеев Максим Николаевич, студент кафедры экономики и менеджмента Куприянов Богдан Евгеньевич, студент кафедры экономики и менеджмента Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток (Россия)

Аннотация. Независимая проверка финансовой отчетности уже давно зарекомендовала себя как обязательный атрибут экономики в развитых странах. Россия, как крупный субъект международных экономических процессов, постепенно перестраивает концепцию и принципы аудиторской деятельности, приводя их под общемировые стандарты. Целью статьи является стремление показать экономическую обоснованность применения МСА на территории России. Так в статье рассматривается эволюция аудита от федеральных стандартов аудиторской деятельности к международным. Поясняются алгоритмы утверждения МСА, показан весь законотворческий путь данной процедуры. Указаны ведомства, занимающиеся адаптацией МСА в российское правовое поле. В работе проанализирована статистика аудиторских организаций, работающих на территории РФ. Она показывает, что зарубежные компании пользуются большим спросом, так как применяют международные стандарты аудита. Отмечены факторы, которые позволят российским аудиторским компаниям завоевать доверие российских и зарубежных предпринимателей и инвесторов, а значит, и поднять российскую аудиторскую деятельность на новый уровень. В статье впервые систематизирован процесс перехода к МСА в России на современном этапе, показан уровень российских аудиторских организаций и уровень доверия к ним. Материалы работы могут быть полезны при рассмотрении деятельности аудиторских организаций в РФ.

Ключевые слова: аудит, международные стандарты аудита, федеральные стандарты аудита, документы, законодательство, рынок аудита, конкуренция, доверие, инвесторы, стандарты аудита, Министерство финансов, Комитет по международным стандартам, Российская Коллегия Аудиторов.

DEVELOPMENT AUDIT IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL AUDIT PRACTICE

© 2016

Varkulevich Tatyana Vladimirovna, Ph.D., candidate of economical science, associate professor,

head of the department "Economics and management" Bembeev Maksim Nikolaevich, bachelor, student of the department "Economics and management" Kupriyanov Bogdan Evgenyevich, bachelor, student of the department "Economics and management" Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok (Russia)

Abstract. Independent verification of the financial (accounting) has long established itself as an effective in developed countries. Russia, as a major subject of global economic processes, gradually rebuilds the principles and structure of audit activity under the global. The aim of the article is the desire to show the economic feasibility of the use of ISAs in the territory of Russia. So in the article we describe the evolution of the audit by the federal auditing standards to the internanative. ACI algorithms are explained statements, showing the entire legislative path of the procedure. Shown agencies involved in MCA adaptation to the Russian legal field. The paper analyzed the statistics of audit firms operating in Russia. It shows that foreign company in great demand as apply international audit standards. Noted factory, which will allow the Russian audit companies win the trust of Russian and foreign prepreneurs and investors, and thus raise the Russian auditing to the next level. The article first systematized the process of transition to ISAs in Russia at the present stage, shows the level of Russian audit organizations and the level of trust in them. Materials of the work may be useful when considering the activity of auditing organizations in the Russian Federation.

Keywords: audit, the international auditing standards, federal auditing standards, documents, legislation, audit market, competition, confidence, investors, auditing standards, the Ministry of finanowl, the Committee on international standards, Russian Collegium of Auditors.

Аудиторская деятельность имеет большую важность во всех развитых странах, постепенно она становится все более заметной и в экономической жизни России. Опираясь на аудиторские заключения, инвесторы принимают важные экономические решения о вложении ресурсов в деятельность тех или иных субъектов хозяйствования, тем самым обеспечивая рост их экономического потенциала и, следовательно, экономики страны в целом. [1]

С точки зрения действующего законодательства аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуальных предпринимателей. Однако чтобы проводить аудит, необходимо обладать кредитом доверия, актуальной для экономической среды нормативно правовой базой, оптимальными стандартами аудита. [2]

Рассмотрим взгляды на аудит иных авторов. В.И. Подольский размышлял, что аудит как наука - совокупность методов и приемов финансового контроля, проводимого независимыми лицами, а как практика -это управленческая деятельность для эффективного контроля финансовой деятельности и бухгалтерского учета и отчетности. [3]

Э.А. Аренс и Дж.К. Лоббек трактовали аудит - «как

процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям». [4]

Аудиторская деятельность - один из наиболее важных элементов инфраструктуры рыночной экономики. Современный этап функционирования института аудита в РФ характеризуется становлением системы общественного его регулирования и переходом от государственного к саморегулированию. Однако на этом этапе возник ряд проблем, которые не решены до сегодняшнего дня, связанных, прежде всего. С формированием и практическим применением нормативно-правовых актов. Решение проблем осуществлялось в четыре этапа, последний из которых был связан с принятием нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности». В этот период: 2010-2011 годы, Минфин России утвердил 9 новых федеральных стандартов аудиторской деятельности на основе международных стандартов аудита. [5] Стандарты аудита - это базовые принципы, определяющие требования к проведению аудита отчетности и аудиторским заключениям, в них излагаются так же до-

пустимые методы, применяемые при аудите финансовой отчетности. Роль стандартов заключается в обеспечении качества аудита и сопутствующих ему услуг. Стандарты содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений и разработок, формируют порядок подготовки аудиторов и оценки их квалификации, кроме того, определяют действия аудитора в конкретных ситуациях. Несомненно, аудиторские стандарты на сегодняшний день составляют основу регулирования аудиторской деятельности как в российской, так и в международной практике. [6]

Исторически сложилось, что для внедрения в российскую среду аудита и его последующего развития потребовалась государственная воля. Органы государственной власти санкционировали появление института аудита в стране, была создана соответствующая нормативно-правовая база.

В Российской Федерации с начала становления института аудита обязательными к исполнению были федеральные стандарты аудиторской деятельности. Формирование стандартов происходило исходя из запросов и потребностей саморегулируемых аудиторских организаций, которые готовили проекты нужных им стандартов и рекомендовали их Совету по аудиторской деятельности. Последний в свою очередь, одобрив стандарт, рекомендовал его для утверждения Министерству финансов. Таким образом обеспечивались потребности пользователей стандартов - индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. Это давало им возможность обеспечивать единство выбранных методик для аудита, что способствовало, несомненно, более качественному подходу к проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих услуг. Принципиально важным является тот факт, что российские документы, регулирующие аудиторскую деятельность, создавались на основе международных стандартов аудита (МСА).

Международные стандарты аудита разрабатываются Комитетом по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации - International Auditing and Assurance Standards Board и насчитывают на сегодняшний момент 36 стандартов. [7]

В России на современном этапе 32 отечественных стандарта соответствуют международным. Однако, в 2004-2009 гг. международные стандарты аудита были серьезно реформированы в ходе проекта «Ясность». Нужно принимать во внимание, что отечественные аудиторские стандарты разрабатывались в основной своей части в более ранний период на основе более ранних версий МСА. С точки зрения практического применения соответствующими действующей версии МСА можно считать лишь текст, но не структуру всего лишь 8 федеральных стандартов аудиторской деятельности, это ФСАД 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 и 9.

Тенденция полного перехода на МСА прослеживается в РФ по следующим двум ключевым событиям:

Во-первых, 22 марта 2012 года Совет по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации определил в качестве основного направления совершенствования системы стандартов аудиторской деятельности применение МСА. Таким образом заменяли предусматривавшиеся в тот период Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД), разработанные на основе МСА.

Во-вторых, 20 декабря 2012 г. Совет по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации принял решение о приостановке дальнейшей разработки федеральных стандартов аудиторской деятельности. Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам было рекомендовано при планировании и ведении своей деятельности руководствоваться соответствующими международными стандартами аудита, в случае, если федеральными стандартами аудиторской деятельности не установлены конкретные требования. 64

[8]

И, наконец, в 2015 году вступает в силу федеральный закон N 403-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Соответственно происходят изменения в Федеральном законе N 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности», после чего в Российской Федерации аудиторская деятельность осуществляется согласно международным стандартам аудита. Требования к аудиторским документам устанавливаются теперь международными стандартами аудиторской деятельности (ранее устанавливались федеральными стандартами) [9]

Порядок признания МСА правительством России определен в Постановлении Правительства РФ от 11 июня 2015 г. N576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации». [10]

Определен состав документов, признание которых подлежащими к применению на территории РФ осуществляется в установленном Положением порядке. Ими стали:

1. Международные стандарты контроля качества;

2. Международные стандарты аудита финансовой информации;

3. Международные отчеты о практике аудита финансовой информации;

4. Международные стандарты заданий по проведению обзорных проверок;

5. Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность, отличных от аудита и обзорных проверок финансовой информации;

6. Международные стандарты сопутствующих аудиту услуг;

7. Иные документы, определенные Международной федерацией бухгалтеров в качестве неотъемлемой части международных стандартов аудита;

Под признанием международных стандартов аудита применимыми на территории Российской Федерации понимается осуществление следующих действий:

1. Официальное получение от Международной федерации бухгалтеров документа, содержащего международные стандарты аудита;

2. Экспертиза применимости документа, содержащего международные стандарты аудита, на территории Российской Федерации (далее - экспертиза);

3. Принятие решения о введении документа, содержащего международные стандарты аудита, в действие на территории Российской Федерации;

4. Опубликование документа, содержащего международные стандарты аудита. [11]

Разработкой, внедрением и продвижением международных стандартов аудита по всему миру занимается Международная федерация бухгалтеров. Ее целью является развитие и совершенствование бухгалтерской профессии. Международная федерация бухгалтеров тесно взаимодействует с Советом по международным стандартам финансовой отчетности. С российской стороны взаимодействует с Международной федерацией бухгалтеров Российская Коллегия Аудиторов. Коллегия является единственным официально утвержденным органом в России, который занимается переводом стандартов. Вопросы перевода будут затронуты далее в разборе проблем внедрения МСА в России. [12]

В ходе принятия МСА нужно заострить внимание на плане деятельности Министерства финансов РФ на 2014 - 2018гг., который утвержден 27 марта 2014 года министром финансов Российской Федерации Силуановым А.Г.

По направлению «Аудит» запланированы следующие ключевые события и указаны сроки их исполнения:

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» в части введения международных стандартов аудита. 23 октября 2013 года Государственная Дума приняла АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3(16)

Для успешной реализации данных задач предприятиям Российской Федерации необходимо формировать отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой' отчетности и подтверждать ее достоверность на основе применения международных стандартов аудита.

Иностранные компании, интегрируясь в российское бизнес-пространство, стараются минимизировать риски и требуют аудиторские заключения, сформулированные в соответствии с международным стандартам аудита. Более того, зарубежные акционеры и инвесторы отдают предпочтения аудиторским проверкам, которые проводятся именно иностранными аудиторскими компаниями.

Аудиторские фирмы «Большой четверки» - наиболее авторитетные компании в данной области, проводят аудиторскую деятельность в соответствии с требованиями международных стандартов аудита. Их универсальность заключается в возможности применения стандартов вне зависимости от того, как проводится аудит, является ли он независимым обследованием финансовой отчетности прибыльного или убыточного предприятия. Не имеют значения и специфика организации, и ее правовое положение, масштабы деятельности. [20]

Иностранные аудиторы - сотрудники Российских представительств транснациональных аудиторских компаний работают в соответствии с международными стандартами аудита, именно поэтому переход на них необходим российским организациям, и основным мотивом выступает повышение их конкурентоспособности на рынке аудиторских услуг. Однако невозможно не признать тот факт, что доверие к Российским аудиторам со стороны зарубежных инвесторов появится далеко не сразу и аудиторским организациям, зарегистрированным и ведущим свою деятельность в России, потребуются годы, чтобы нарастить преимущественный потенциал перед конкурентами - иностранными аудиторскими организациями. [21]

Рассмотрим ситуацию, сложившуюся на рынке Аудита России к 2015 году, выделим лидирующие компании, и проанализируем, по каким стандартам аудита они работают.

Главным критерием градации компаний в таблице является объем суммарной выручки от аудита и консалтинга. По данным таблицы 1 видно, что все пять лидирующих компаний имеют большую долю выручки от аудита и консалтинга, а значит, они так или иначе связаны с международными организациями аудита, которые в свою очередь пользуются МСА. [22]

Аудиторско-консалтинговая компания «Ernst & Young» (в таблице она указана, как «EY»), является несомненным лидером в России. «EY» это британская аудиторско-консалтинговая компания, входящая в «большую четверку» аудиторских организаций. Термин «большая четверка» представляет собой обозначение четырех крупнейших международных компаний, осуществляющих предоставление аудиторских и консалтинговых услуг. Лидерство «EY» объясняется огромным количество клиентов из числа крупнейших компаний страны, аудиторские проверки для которых «EY» проводит по международным стандартам. Примерно две трети компаний, составляющих рейтинг 400 крупнейших компаний России, являются клиентами «EY».

Второе и третье место, по предоставлению в России аудиторско-консалтинговых услуг, занимают британская компания «PwC» и швейцарская компания «КПМГ», которые также являются членами «большой четверки». Обеспечил рост показателей этих организаций, возрастающий спрос российских экономических субъектов на консалтинг.

На четвертой строчке расположилась британская «Делойт и Туш СНГ». Российский филиал является частью «Делойт СНГ Холдингз Лимитед», который в свою очередь входит в «Делойт Туш Томацу Лимитед».

в первом чтении.

2. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита для применения на территории РФ. Срок: 31.03.2015г. Принято

3. Распоряжение Правительства РФ о проведении переговоров и заключении соглашения между Минфином России и МФБ о ее отказе от авторских прав на международные стандарты аудита на русском языке на территории РФ. Срок: 31.03.2015г. Принято

4. Соглашение между Минфином России и МФБ о ее отказе от авторских прав на международные стандарты аудита на русском языке на территории РФ. Срок: 31.12.2015г. Заключено

5. Приказ Минфина России о введении в действие базового комплекта международных стандартов аудита на территории РФ. Срок: 31.07.2016г. Принят

6. Новые международные стандарты аудита введены в действие на территории РФ Приказами Минфина России. Срок: 31.12.2016г. [13]

Переход на использование международных стандартов рекомендован группой двадцати крупнейших государств, МСА сегодня применяются в семидесяти двух государствах.

Согласно этим документам, аудитор должен быть готов к обнаружению нарушений, искажающих сущность и содержание бухгалтерской отчетности, обязан тщательно рассматривать получаемые свидетельства ошибок, неточностей и прямых фальсификаций в учете. Одна из его важнейших задач - оценить надежность системы внутреннего контроля клиента. [14]

Стандарты помогают аудиторским организациям с большей эффективностью оценивать финансово-экономическое состояние той или иной организации, что способно предотвратить банкротство субъектов хозяйствования, а инвесторам позволяет быть спокойнее за свои вложения. [14-18]

Важно иметь в виду, что решение законодательных органов России о реформировании деятельности института аудита продиктовано идеей развития международного финансового центра, который планируется создать в Москве и тесно связано с перспективами его создания и функционирования.

Прежде всего нужно рассматривать решение законодательных органов России с точки зрения развития именно российского рынка аудита в долгосрочной перспективе с учетом тенденций и потребностей рынка аудиторских услуг на международном уровне. Выводы позволят разобраться в ситуации и понять мудрость решения российских властей.

Единственным существенным барьером, на наш взгляд, препятствующим всеобщему одобрению предложенных концепций в профессиональной среде и который, конечно же, нельзя оставить без внимания, является профессиональное суждение экспертов. Однако, принятие во внимание в процессе реформирования аудиторской деятельности опасений экспертов-критиков принятия международных стандартов аудиторской деятельности в РФ и проведение дальнейших реформ с учетом их мнения, дает основания полагать, что в будущем можно надеяться на всемирное признание результатов аудита, проводимого в России.

Первоочередной задачей на современном этапе развития аудита является продвижение отечественных компаний в области аудита и консалтинга на Российском рынке аудита, формирующемся под влиянием активного распространения международной практики. Именно они должны быть движущей силой в обеспечении реального прироста инвестиций в Российскую экономику. Такую задачу поставил Президент Российской Федерации, особый акцент был сделан на иностранных инвестициях. «К 2018 году, несмотря на внешние ограничения, нужно довести годовой уровень инвестиций до 25 процентов от ВВП страны.», отмечает Владимир Путин. [19]_

Таблица 1 - Крупнейшие аудиторско-консалтинго-вые группы, объединения и организации России

Место по 2015 года Место по 2014 года Аудитор-консалтин- Суммарная выру тинга (тыс. руб.) 1ка от аудита и консал- Долявыручки от аудиторских Уровень доверия к присланной ин-

говая группа■ объединение / аудиторская 2015 год За 2014 год Прирост за 2015 год, (%) проверок, 2015 год, (%) формации

1 1 ЕУ (Британия) 17185546.0 15658730 9,75 н.д. II

2 2 (Бри- 12392857,7 11363018 9,06 44,4 П

3 3 КПМГ (Швейцария) 10473375,3 969S745 7,99 61,0 IV

4 - (^Целойти ТУШ СНГ» (Британия) 7835094,0 НЛ н.д IV

5 4 БДОЮни-гия) 5516393,3 5823213 -5,27 37,1 IV

б 6 «ФинЭкс-пертиза» (Россия) 4598203,8 4305434 41,6 ш

«Инг ер-

7 S Аудит» (Россия) 4497186,3 4150123 28,9 IV

S 11 «РСМ Русь» (Британия) 4447389,4 3719163 15,6 IV

«Развитое

9 7 (Росли) 4398132,3 4190252 4,96 29,5 IV

10 5 НЬВЬш-(брт™) 4324970,3 4520768 -4,33 213 IV

11 10 .Дело.™ Профиль» (ООГ) (Рос™) 4295623,4 3997251 44,9 ш

12 9 2К (Россия: 4152116,0 3999908 3,81 15,0 ш

13 12 елавцеБИ Ко. ЕшаАшЗИ» (Россия) 3460747,7 3347427 22,9 IV

14 14 «кск (Россия) 2202942,4 2028479 8,6 15,4 IV

15 13 «Нексна СиАй Эс» (Британия'США) 2195780,9 2175150 0,95 21,2 I

Бельгийская аудиторская организация «БДО Юникон», является пятой по объему суммарной выручки от аудита и консалтинга в России. «БДО Юникон» -официальный представитель на территории Российской Федерации от международного объединения аудиторских и консультационных компаний «BDO International». «BDO International», в свою очередь занимает пятое место в мире, после «большой четверки».

Несомненно, все международные компании, стоящие во главе Российского рынка аудита, используют международные стандарты аудита. Если углубиться в историю, то можно заключить, что данные компании ведут аудиторскую деятельность очень давно, и имеют колоссальный опыт. [23]

Справедливости ради следует заметить, что данные компании используют именно МСА, а не национальные стандарты, когда начинают функционировать на территории той или иной страны. Именно поэтому иностранные акционеры и инвесторы доверяют их аудиторским заключениям.

Чтобы составить этим «гигантам» Российского аудита должную конкуренцию, российским аудиторским организациям нужно переходить на МСА и нарабатывать опыт ведения аудита в условиях российской экономики. Серьезным критерием значимости в глазах иностранных акционеров и инвесторов является признание компаний, занимающихся аудитом, со стороны влиятельных международных организаций. Регистрация, к примеру, в таких советах, как: совет по надзору за аудитом и бухгалтерским учетом в публичных компаниях США (PCAOB), совет по профессиональному учетному 66

надзору Великобритании (POB), несомненно, являются важным аспектом для доверия к аудиторским заключениям. Нужно четко понимать, что наиболее влиятельные международные аудиторские ассоциации принимают компании в свои ряды при соблюдении определенных условий. Важнейшим, из которых является соблюдение международных стандартов аудита компаниями, которые стремятся занимать лидирующие позиции на рынке аудиторских и консалтинговых услуг.

Отсюда понятно, что решение законодательных органов РФ о переходе на обязательное применение МСА, исходит из интересов развития именно Российского аудита, который будет модернизироваться под унифицированные формы лучших по качеству международных стандартов. Государство искренне заинтересованно, чтобы Российский рынок аудита расширялся и развивался по правилам национальных компаний, разумеется, в условиях конкуренции с международными аудиторскими организациями. Конкуренция, как известно, является залогом качества. [24]

Однако нужно понимать, что ввиду геополитических столкновений с западными партнерами в Россию сокращается объем иностранных инвестиций. Но внешнеполитическим распрям когда-нибудь придет их логическое завершение, и российские аудиторские организации должны быть подготовлены к новым инвестиционным волнам. В условиях сокращения инвестиций у отечественных компаний по предоставлению аудиторских услуг есть прекрасная возможность наращивать свой опыт и совершенствовать потенциал в применении МСА.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Пархоменко Л.В., Родина Л.Н. Прошлое и настоящее аудита // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2006. №2.

2. Суглобов А.Е. Бухгалтерский учет и аудит: Учебное пособие. - М.: Кнорус, 2007.

3. Аудит / Под ред. Подольского В.И. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Аудит, 2008. 580 с.

4. Аренс Э.А., Лоббек Дж.К. Аудит / Под ред. Соколова Я.В.. М.: Финансы и статистика, 1995. 560 с.

5. Черемисина С.В. Развитие аудита в России// Проблемы учета и финансов. Серия: Экономика и экономические науки. 2014. №4 (16).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Богданова Н.А., Рябова М.А. Основы аудита: учебное пособие// Ульяновск: УлГТУ. 2009. С. 229.

7. Макарова И.В. Международные стандарты аудиторской деятельности: значение, содержание и применение в России // Аудитор. 2012. №11 (СПС «Консультант Плюс».- Версия Проф., сетевая).

8. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год (приложение к письму от 6 февраля 2015 г. № 07-04-06/5027) // Министерство финансов РФ. Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности URL: http://www.minfin.ru/common/upload/library/2015/02/ main/Rekomendatsii_-_2014.pdf

9. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-Ф3 (с изменениями на 3 июля 2016 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/902135946

10. Гайдаров К.А. Сравнительный анализ федеральных стандартов аудиторской деятельности и МСА: вопросы контроля качества аудиторских организаций // Аудитор. 2014. № 6.

11. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2015 г. N 576 "Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации"// Гарант. Информационно-правовое обеспечение. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71079302/paragraph/1:0

12. Суглобов А.Е., Бобошко В.И. Состояние и проблемы адаптации международных стандартов аудита в

России // Международный бухгалтерский учет. 2010. № 2. С. 20 - 31.

13. Законопроект № 316841-6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части введения международных стандартов аудита)// Официальный сайт Государственной Думы РФ. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka New%29?OpenAgent&RN=316841-6&02

14. Василенко М.Е., Варкулевич Т.В. Система внутрихозяйственного контроля как инструмент повышения эффективности деятельности компаний // Проблемы современной экономики. 2014. № 2. С. 148 - 151.

15. Мамушкина Н.В. Внутренний аудит как эффективный метод управления организацией // Вестник НГИЭИ. 2013. № 1 (20). С. 48-63.

16. Батова В.Н., Юдаева Н.Ю. Роль внутреннего аудита в обеспечении экономической безопасности предприятия // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 142-148.

17. Игошина Ю.А. Система внутреннего контроля как элемент управленческого учета // Вестник НГИЭИ. 2014. № 1 (32). С. 59-69.

18. Шнайдер О.В., Агуреева Т.П. Система внутреннего аудита качества и её влияние на прибыль предприятия // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 110-114.

19. 15Послание Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года// Официальный сетевой ресурс Президента России. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/47173

20. Маренков Н.Л., Веселова Т.Н. Международные стандарты бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита в российских фирмах. Изд. 5-е. М.: Едиториал УРСС, 2004. 200 с.

21. Козменкова С.В., Кемаева С.А. Аудит: проблемные вопросы и пути развития // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 3.

22. Список крупнейших аудиторско-консалтинго-вых групп, объединений и организаций России по итогам 2015 года// Эксперт РА рейтинговое агенство. URL: http://raexpert.ru/rankingtable/auditors/2015/main/

23. Ханферян В. Контроль уходит в регионы// Российская газета. Рубрика: Экономика. 2015. № 6644 (73).

24. Руф А. Профессионализм и доверие - основа взаимодействия аудита и бизнеса// Торгово - промышленные ведомости. Издание торгово-промышленной палаты РФ. 2014. URL: http://old.tpp-inform.ru/analytic_ journal/4463.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.