Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННЫЙ РЕСУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ СПО В ЭКОВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

НРАВСТВЕННЫЙ РЕСУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ СПО В ЭКОВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственный ресурс / эковолонтерская деятельность / студенты среднего профессионального образования / нравственная идентичность / педагогический инструментарий / moral resource / eco-volunteer activity / students of secondary vocational education / moral identity / pedagogical tools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л Е. Картушина

В статье представлены результаты теоретического исследования, целью которого стало установление нравственного ресурса эковолонтерской деятельности студентов СПО, содействующего формированию у них нравственной идентичности. Опираясь на накопленный информационный массив, отраженный в виде результатов исследовательской деятельности ученых и специалистов-практиков, нами выявлена взаимосвязь между ключевыми параметрами экологической и педагогической деятельности через инструментарий формирования нравственной идентичности личности студентов. Установленная взаимосвязь позволяет разработать педагогическую модель и технологию ее реализации в контексте образовательной деятельности, применение которой возможно в условиях среднего профессионального образования для решения важной задачи – формирования нравственно зрелой личности в системе непрерывного ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL RESOURCE OF PEDAGOGICAL PRACTICE OF STUDENTS OF VOCATIONAL EDUCATION IN ECO-VOLUNTEER ACTIVITY

The article presents the results of a theoretical study, the purpose of which was to establish a moral resource of eco-volunteer activity of students of vocational school, contributing to the formation of their moral identity. Based on the accumulated information array, reflected in the form of the results of the research activities of scientists and practitioners, we have identified the relationship between the key parameters of environmental and pedagogical activities through the tools of the formation of the moral identity of the personality of students. The established relationship makes it possible to develop a pedagogical model and technology for its implementation in the context of educational activities, the use of which is possible in the conditions of secondary vocational education to solve an important task – the formation of a morally mature personality in the system of its continuous development.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННЫЙ РЕСУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ СПО В ЭКОВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

НРАВСТВЕННЫЙ РЕСУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ СПО

В ЭКОВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л.Е. Картушина1'2, преподаватель

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки

Национальный парк «Кисловодский» 1(Россия, г. Ессентуки) 2(Россия, г. Кисловодск)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-11-2-217-220

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического исследования, целью которого стало установление нравственного ресурса эковолонтерской деятельности студентов СПО, содействующего формированию у них нравственной идентичности. Опираясь на накопленный информационный массив, отраженный в виде результатов исследовательской деятельности ученых и специалистов-практиков, нами выявлена взаимосвязь между ключевыми параметрами экологической и педагогической деятельности через инструментарий формирования нравственной идентичности личности студентов. Установленная взаимосвязь позволяет разработать педагогическую модель и технологию ее реализации в контексте образовательной деятельности, применение которой возможно в условиях среднего профессионального образования для решения важной задачи - формирования нравственно зрелой личности в системе непрерывного ее развития.

Ключевые слова: нравственный ресурс; эковолонтерская деятельность; студенты среднего профессионального образования; нравственная идентичность; педагогический инструментарий.

В современной ситуации, сложившейся в организации образовательного процесса со студентами среднего профессионального образования (далее - СПО), результаты которого отражены в сформированности компетенций, первоочередной задачей, на решение которой направлены профессиональные усилия многих исследователей и специалистов-практиков, является формирование нравственной идентичности обучающихся. В рамках сформулированных направлений модернизации образования одним из основных является формирование нравственности и любви к природе, опирающиеся на определенные ценности, устанавливающие цели, задачи и содержание образовательной деятельности. В свою очередь, заданные ориентиры определяют используемый в педагогической практике дидактический инструментарий, позволяющий решить все поставленные задачи, и достичь поставленной цели.

Гипотезой исследования стало предположение, согласно которого формирование нравственной составляющей лично-

сти студентов СПО будет эффективным при условии задействования нравственного ресурса эковолонтерской деятельности, осуществляемой в качестве интеграционного компонента педагогической технологии реализации профессионального образования и способствующей формированию нравственной идентичности учащихся.

Цель исследования заключается установление нравственного ресурса эково-лонтерской деятельности студентов СПО, содействующего формированию у них нравственной идентичности.

Теоретический анализ проблемы исследования. В идентичности человека, проявляемой им в ходе взаимодействий и жизнетворчества, исследователи единогласно выделяют ряд уровней, которые позволяют дать характеристику деятельности с точки зрения трех разнонаправленных позиций. С социальной идентичностью или с «чувством принадлежности», как правило, соотносят весь накопленный в ходе социальной адаптации человека багаж знаний, позволяющий ему

устанавливать свое место среди взаимодействующих субъектов окружающей среды, посредством инструментария идентификации себя «со своей группой» [2, с. 141].

В противопоставление социальной идентификации выделяется «эгоидентич-ность», соотносимая с уникальной личностной концепцией человека, формируемой на имеющемся опыте, и позволяющей корректировать «свою реальность в социальной действительности» [5, с. 260]. Кроме двух названных кардинально противопоставляемых позиций, устанавливается взаимосвязь, образуемая на протяжении всей жизни человека в рамках деятель-ностных процессов, характеристики и инструментарий которой большинством исследователей относится к социокультурной идентичности [3, с. 29]. Именно одним из таких инструментариев, используемым для поиска и установления балансового взаимодействия личности в структурно-функциональной организации общества является нравственная идентичность.

Нравственная идентичность характеризуется показателями принадлежности индивида к социальным взаимоотношениям, реализуемым в рамках осуществляемой им деятельности, одной из которых можно считать эковолонтерскую, решающую педагогические задачи. Студенты СПО, реализующие потенциал и инструментарий педагогической деятельности в ходе решения задач, сформулированных в ФГОС НОО, используют механизмы нравственного воспитания учащихся через:

- разработку и реализацию системы мероприятий экологического воспитания, тем самым содействуя установлению его практической взаимосвязи с окружающей природной средой;

- формирование целостной концепции восприятия окружающего мира с образовательной средой, объединяющей в себе урочную, внеурочную и внешкольную деятельность;

- развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих ему проявлять дея-тельностную позицию во взаимодействии с окружающим миром [6, с. 82].

Исследовательская деятельность ученых и специалистов-практиков, позволившая сформировать теоретико-методологическую базу знаний о структурно-функциональной организации нравственной идентичности, позволяет представить в ней ряд взаимосвязанных между собой компонентов. Основными компонентами, взаимодействие которых отмечается в ходе реализации педагогической деятельности студентов, являются:

- когнитивный компонент, вбирающий в себя информационный массив, образованный знаниями о показателях и характеристиках окружающего мира, проявленных в принципах и закономерностях взаимодействий индивидуума с природой и обществом;

- ценностный компонент, определяющий характер отношения индивидуума к тому, что его окружает, проявленный в эмоциональном опыте нравственной идентичности личности учащегося;

- эмоциональный компонент, характеристики которого позволяют устанавливать степень позитивного взаимодействия индивидуума с окружающей его природой и социумом [4, с. 242].

Вышеперечисленные компоненты в большей степени позволяют вскрывать характеристики взаимодействий личности к окружающей его действительности, практически не затрагивая «отзыв» самого окружения на отношения к нему со стороны индивидуума. Тем не менее, совместно организуемая деятельность, к которой относится педагогическая и эколоволонтер-ская, предполагает тесный контакт учащегося с сообществом, характер которого формируется с учетом некоторых наиболее значимых факторов, в частности:

- самоназвание нравственной общности;

- ценностно-смысловые условия коммуникативной деятельности;

- коммуникативная культура взаимодействий, созданная в рамках институционального устройства совместной деятельности;

- эмоциональные переживания сообщества, обусловленные состоянием экологии [1, с. 278].

Перечисленные компоненты, представ- проводить мероприятия уже в начальной ленные в педагогическом процессе, и их школе, что делает его универсальным и функциональные проявления во взаимо- значимым в становлении личности как связях, позволяют нам идентифицировать младшего школьника, так и студента - бу-нравственную идентичность в структуре дущего педагога. Эковолонтерская дея-личности, формируемую в рамках меро- тельность - это универсальная площадка приятий эколоволонтерской деятельности для формирования нравственной идентич-как развитого у индивидуума чувства его ности и духовных ценностей, способная принадлежности к окружающему миру че- учитывать потребности и интересы каждой рез формирование личностной значимости личности, т.е. благоприятная среда для к обществу и миру природы. развития личности обучающихся и обуча-

Заключение. Педагогический инстру- емых, для формирования экологического ментарий, применяемый в рамках эколо- сознания у включенных в нее взаимодей-волонтерской деятельности, позволяет ствующих субъектов.

Библиографический список

1. Абдулхаева, Ж.Ж.К. Роль волонтерской деятельности в образовании социальной деятельности молодежи: на примере России / Ж.Ж.К. Абдулхаева // Theoretical & Applied Science. - 2019. - № 2 (70). - С. 278-282.

2. Кременищук, С.Р. Деятельность молодежного организатора по повышению социальной активности старшеклассников через вовлечение в волонтерскую деятельность / С.Р. Кременищук, Н.Г. Еняшина // Сборник работ по результатам Всероссийского фестиваля научного творчества: Инновационный потенциал молодежи. Составитель и ответственный редактор Михайлова И.В. - 2020. - С. 138-143.

3. Мазкина, О.Б. Развитие волонтерской деятельности в молодежной среде / О.Б. Мазкина // Сборник научных статей: Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении. Под редакцией Л.А. Кунаковской, О.Б. Мазкиной, С.В. Поповой. - Воронеж, 2022. - С. 27-31.

4. Нечаева О.М. Ценностно-смысловая основа управления волонтерской деятельностью как фактор развития готовности к профессиональной деятельности обучающихся вуза / О.М. Нечаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-4. -С. 240-244.

5. Федотов, А.С. Роль волонтерской деятельности студентов педагогического вуза в формировании навыков профессиональной деятельности / А.С. Федотов, А.П. Дутнефтер // Материалы II Всероссийской научно-методической конференции с международным участием: Развитие педагогического образования в России. - 2019. - С. 256-261.

6. Gabdrahmanova Sh.T., Tasmukhanova B.T. Formation of professional competence of future teachers on the basis of volunteer activities / Sh.T. Gabdrahmanova, B.T. Tasmukhanova // Вестник науки и образования. - 2021. - № 7-1 (110). - С. 81-85.

MORAL RESOURCE OF PEDAGOGICAL PRACTICE OF STUDENTS OF VOCATIONAL EDUCATION IN ECO-VOLUNTEER ACTIVITY

L.E. Kartushina1'2, Lecturer

1Branch of the Stavropol State Pedagogical Institute in Essentuki 2National Park "Kislovodsk" 1(Russia, Essentuki) 2(Russia, Kislovodsk)

Abstract. The article presents the results of a theoretical study, the purpose of which was to establish a moral resource of eco-volunteer activity of students of vocational school, contributing to the formation of their moral identity. Based on the accumulated information array, reflected in the form of the results of the research activities of scientists and practitioners, we have identified the relationship between the key parameters of environmental and pedagogical activities through the tools of the formation of the moral identity of the personality of students. The established relationship makes it possible to develop a pedagogical model and technology for its implementation in the context of educational activities, the use of which is possible in the conditions of secondary vocational education to solve an important task - the formation of a morally mature personality in the system of its continuous development.

Keywords: moral resource; eco-volunteer activity; students of secondary vocational education; moral identity; pedagogical tools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.