Научная статья на тему 'СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО РЕСУРСА ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ'

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО РЕСУРСА ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волонтерская деятельность / нравственный ресурс / компоненты / студенты / среднее профессиональное образование / volunteer activity / moral resource / components / students / secondary vocational education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Е. Картушина

В статье отражены основные результаты исследовательской деятельности, целью которого стало теоретическое обоснование структурной организации процесса по реализации нравственного ресурса волонтерской деятельности студентов СПО в экологическом воспитании школьников. Кратко представлены источники информации, материал которых послужил в качестве основания для анализа, систематизации и интерпретации исследовательских данных, в результате чего были выявлены и обоснованы структурные компоненты (методологический, функционально-целевой, пространственный, содержательный, ресурсный, технологический, результативный) деятельности по реализации нравственного потенциала в рамках волонтерской деятельности. Результаты исследования могут быть использованы в практике образования для решения актуальных на сегодняшний день проблемных вопросов в области нравственного воспитания студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL COMPONENTS OF THE ACTIVITY ON THE IMPLEMENTATION OF THE MORAL RESOURCE OF THE VOLUNTEER ACTIVITY OF STUDENTS IN THE ENVIRONMENTAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

The article reflects the main results of the research activity, the purpose of which was the theoretical justification of the structural organization of the process for the implementation of the moral resource of the volunteer activity of students in the environmental education of schoolchildren. The sources of information are briefly presented, the material of which served as the basis for the analysis, systematization and interpretation of research data, as a result of which the structural components (methodological, functional-target, spatial, content, resource, technological, and productive) of activities for the realization of moral potential within the framework of volunteer activity were identified and justified. The results of the study can be used in the practice of education to solve the current problematic issues in the field of moral education of students.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО РЕСУРСА ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ»

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО РЕСУРСА ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Л.Е. Картушина1'2, преподаватель высшей категории

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки

2ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский» 1(Россия, г. Ессентуки) 2(Россия, г. Кисловодск)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-10-1-142-145

Аннотация. В статье отражены основные результаты исследовательской деятельности, целью которого стало теоретическое обоснование структурной организации процесса по реализации нравственного ресурса волонтерской деятельности студентов СПО в экологическом воспитании школьников. Кратко представлены источники информации, материал которых послужил в качестве основания для анализа, систематизации и интерпретации исследовательских данных, в результате чего были выявлены и обоснованы структурные компоненты (методологический, функционально-целевой, пространственный, содержательный, ресурсный, технологический, результативный) деятельности по реализации нравственного потенциала в рамках волонтерской деятельности. Результаты исследования могут быть использованы в практике образования для решения актуальных на сегодняшний день проблемных вопросов в области нравственного воспитания студенческой молодежи.

Ключевые слова: волонтерская деятельность; нравственный ресурс; компоненты; студенты; среднее профессиональное образование.

Любая исследовательская деятельность опирается на уже обоснованные научные теории, разработанные и предложенные авторами в рамках исследовательского поля с множеством проблемных аспектов [14]. В нашем случае через призму принципа научности были пропущены результаты исследовательских трудов ряда авторов, в работах которых отражены теоретические и практические стороны организации волонтерской деятельности, в которой реализуется нравственный потенциал ее участников [6, с. 243]. Среди работ, подвергнутых анализу, были научные труды В.А. Андреева, С.Ю. Дивногорцевой, И.В. Метлика, С.В. Пашкова,

И.Т. Петраковой, Н.Е. Щурковой,

О.Л. Янушкявичане, С.И. Абрамова,

Г.И. Веденеевой, Е.Е. Игнатьевой,

И.Ю. Кожевниковой и др.

По результатам изучения исследовательских изысканий перечисленных авторов была осуществлена систематизация и интерпретация информационного матери-

ала, позволившего обосновать структурную композицию процесса реализации нравственного ресурса волонтерской деятельности студентов СПО для последующей его организации.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании структурных компонентов процесса реализации нравственного ресурса волонтерской деятельности студентов СПО в экологическом воспитании школьников.

Для достижения цели исследовательской деятельности были задействованы следующие методы: анализ научной литературы, обобщение опыта образовательной и интеграционной практики

Теоретическое обоснование проблемы исследования. Исследовательская деятельность, осуществляемая нами в контексте заданных проблемой параметров, позволяет свидетельствовать о недостаточности структурно-функциональной организации волонтерской деятельности в образовательном пространстве учебного

заведения, несмотря на обоснованность необходимости ее реализации. В рамках затрагиваемых вопросов большая часть исследований посвящена отдельным проблемным аспектам, изучение которых позволяет решить конкретные задачи вне целостного представления деятельности, системная реализации которой позволит интегрировать весь педагогический инструментарий волонтерской деятельности в непрерывности процесса обучения «школа - среднее профессиональное образование» [3, с. 94]. В контексте конкретной задачи интеграции, на наш взгляд, следует прибегнуть к методу моделирования исследуемого процесса, позволяющему нивелировать негативные факторы сопряжения и системно отобразить весь педагогический процесс с учетом уникальных особенностей организации образовательной и воспитательной деятельности образовательной организации.

Результаты исследования. Накопленный информационный материал по заявленной нами проблеме исследования позволяет уже на первой стадии исследовательской деятельности установить приоритетность методологического компонента, обеспечивающего практическую реализацию ведущих положений личностно-ориентированной парадигмы, тем самым определяя эффективность волонтерской деятельности студентов в формировании этико-ценностной шкалы личностной автономии [5, с. 21]. В пространстве функционально-целевого компонента процесса реализации нравственного ресурса волонтерской деятельности студентов СПО в экологическом воспитании школьников, описана непосредственно функциональная ценность исследуемой деятельности, обобщенной и сформулированной в цели и «сопровождающих» задачи.

Кроме названного, следует признать важность указания соответствующего им инструментария (Е.А. Александрова,

Т.Н. Сапожникова, Л.Н. Бережнова,

В.П. Петров и др.), благодаря действенности которого становится возможным реализация на практике соответствующих (управленческая, информирующая, развивающая, социально-ориентирующая)

функций волонтерской деятельности [2, с. 141].

Социальная направленность волонтерской деятельности обладает всеми характеристиками пространственно-временной организации, о чем свидетельствуют результаты исследовательской деятельности ряда авторов (Д.А. Беликова, М.Е. Луцик, А.В. Осколков и др.), подчеркивающих ее событийность [1, 4]. Указываемая событийность обусловлена характеристиками социального пространства, трансформируемого под влиянием интенсивности, локализации и содержания волонтерской деятельности, обобщенное понимание которых позволяет нам констатировать роль и включенность в исследуемый процесс пространственного компонента.

Значимость реализации всех инструментальных функции волонтерской деятельности обуславливает необходимость включения в процесс содержательного компонента, исполняющего систематизирующую роль, и обеспечивающего целостность и упорядоченность реализуемого процесса педагогического сопровождения. Названная функция, возложенная на вводимый в волонтерскую деятельность компонент, обеспечивается выверенно-стью и обоснованностью взаимосвязей, обеспечивающих достижение максимальной эффективности взаимодействий между субъектами деятельности и оптимальную рефлексию на пути к успешному разрешению задач и достижению цели.

Благодаря следующему - ресурсному компоненту решается задача обеспечения создания и сохранения оптимальных условий для реализации волонтерской деятельности. В нашем случае под ресурсом понимается системная характеристика, проявляющаяся в способности системы взаимодействий к накоплению, осознанию, своевременному и результативному использованию имеющихся ресурсов в решении поставленных задач в ходе реализации волонтерской деятельности. Непосредственное использование в реализуемой деятельности ресурсов обеспечивается технологическим (деятельностным) компонентом, критериями которого являются: концептуальность, системность, управляе-

мость, эффективность и воспроизводи- вать информационный массив по реализа-мость. ции нравственного ресурса волонтерской

И последним компонентом процесса ре- деятельности студентов СПО в экологиче-ализации волонтерской деятельности яв- ском воспитании школьников, предоставляется результативный компонент (функ- лена в качестве результата обоснованности ции диагностики, корректировки и оцен- включения в сам процесс ряда компонен-ки), благодаря инструментарию которого тов, каждый из которых обеспечивает це-осуществляется системная реализация лостность осуществляемых мероприятий, оценочных мероприятий, призванных по- ориентированных на достижение постав-лучить точностную, максимально полную ленной цели. Результаты исследования мои своевременную информацию, интерпре- гут быть использованы в теории и практи-тация которой позволяет установить сте- ки образовательной деятельности, направ-пень эффективности произведенной дея- ленной на формирование и реализацию тельности. нравственного потенциала студентов

Заключение. Исследовательская дея- среднего и высшего профессионального тельность, позволившая систематизиро- образования.

Библиографический список

1. Беликова, Д.А. Событийное волонтерство и его роль в формировании гражданских ценностей молодежи / Д.А. Беликова // Экономика и социум. - 2017. - № 12 (43). - С. 122124.

2. Кременищук, С.Р. Деятельность молодежного организатора по повышению социальной активности старшеклассников через вовлечение в волонтерскую деятельность / С.Р. Кременищук, Н.Г. Еняшина // Сборник работ по результатам Всероссийского фестиваля научного творчества: Инновационный потенциал молодежи - 2020. Составитель и ответственный редактор И.В. Михайлова. - 2020. - С. 138-143.

3. Круподерова, К.Р. Организация волонтерской деятельности в области информационных технологий как способ мотивации к будущей педагогической деятельности / К.Р. Круподерова, Н.С. Барсук, Л.А. Камзолова // Вестник современных исследований. -2019. - № 1.11 (28). - С. 93-96.

4. Луцик, М.Е. Опыт реализации событийного волонтерства в России и за рубежом / М.Е. Луцик, А.В. Осколков // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - № 88-2. - С. 132-135.

5. Методология анализа личности и общества в работах П. Бурдье / С.П. Парамонова [и др.] // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. - 2020. - № 2. - С. 11-30.

6. Нечаева, О.М. Ценностно-смысловая основа управления волонтерской деятельностью как фактор развития готовности к профессиональной деятельности обучающихся вуза / О.М. Нечаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. -№ 76-4. - С. 240-244.

STRUCTURAL COMPONENTS OF THE ACTIVITY ON THE IMPLEMENTATION OF THE MORAL RESOURCE OF THE VOLUNTEER ACTIVITY OF STUDENTS IN THE ENVIRONMENTAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

L.E. Kartushina1'2, teacher of the highest category

1Branch of the Stavropol State Pedagogical Institute in Essentuki

2Federal State Budgetary Institution "National Park "Kislovodsk"

1(Russia, Essentuki)

2(Russia, Kislovodsk)

Abstract. The article reflects the main results of the research activity, the purpose of which was the theoretical justification of the structural organization of the process for the implementation of the moral resource of the volunteer activity of students in the environmental education of schoolchildren. The sources of information are briefly presented, the material of which served as the basis for the analysis, systematization and interpretation of research data, as a result of which the structural components (methodological, functional-target, spatial, content, resource, technological, and productive) of activities for the realization of moral potential within the framework of volunteer activity were identified and justified. The results of the study can be used in the practice of education to solve the current problematic issues in the field of moral education of students.

Keywords: volunteer activity; moral resource; components; students; secondary vocational education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.