ЭКОВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л.Е. Картушина1'2, преподаватель
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки
Национальный парк «Кисловодский» 1(Россия, г. Ессентуки) 2(Россия, г. Кисловодск)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-8-1-13-15
Аннотация. В статье подставлены результаты теоретического анализа, осуществленного с целью научного обоснования волонтерской деятельности как средства личностного развития студентов СПО. По результат исследовательской деятельности был сформулирован вывод о необходимости концептуализации волонтерского опыта как части системных возможностей при разработке учебных программ, позволяющих студентам приобретать образовательный опыт обучения с установлением ценностных ориентиров личностного развития. Оценка опыта волонтерской деятельности расширить границы процесса обучения студентов среднего профессионального образования и выступить средством их личностного развития.
Ключевые слова: волонтерская деятельность, студенты среднего профессионального образования, нравственные установки, личностное развитие.
Волонтерство было определено как вид деятельности, не ориентированной на конечный результат и сосредоточенной на опыте добровольцев участвующей в ней при условии отсутствия вознаграждения [1, с. 280]. Активная гражданская ответственность буквально пронизывает идеологию волонтерства, поскольку предлагает студентам привлекательный способ наращивания своего социального и личного капитала [2, с. 141]. В настоящей работе мы представляем результаты исследовательской деятельности по анализу приобретения опыта студентами среднего профессионального образования (далее -СПО) филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, которые добровольно принимают участие в мероприятиях, организуемых ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский»». Студенты выступают волонтерами в деле экологического просвещения учащихся.
Мотивации волонтерства у студентов СПО значительно отличается - от желания изменить ситуацию к лучшему, до «повысить шансы трудоустройства». В целом, в научной литературе описаны три типа мо-
тивации к осуществлению волонтерской деятельности: альтруистический, утилитарный и социальный [4, с. 65]. Альтруистические, обычно называемые мотивами, основанными на системе ценностных убеждений и установок. Утилитарная мотивация предполагает развитие новых навыков, профессионального опыта и вовлечение в деятельность, направленную на получение выгоды от будущей оплачиваемой работы. Третий тип включает в себя создание и капитализацию социальных мотивов, включая установление новых социальных контактов.
Отмечено, что студенты среднего профессионального образования становятся добровольцами, если волонтерство было связано с альтруистическим типом мотивации. Но, не стоит сбрасывать со счетов и значимость других типов мотивации включения студентов в волонтерскую деятельность.
Социально-политические и социокультурные условия способны оказать значимое влияние на мотивацию добровольцев в их деятельности и отражать социальные характеристики волонтерской деятельности.
Студенты, мотивированные только результатом волонтерской деятельности, получая дополнительные бонусы в профессиональное резюме, осуществляют эту деятельность эпизодически. И наоборот, студенты, придерживающиеся альтруистического подхода, тратят больше времени на волонтерскую деятельность, чаще участвуют в ней.
Привязка волонтерской деятельности к ценностной платформе была определена как устойчивый по своим результатам способ активизации участия студентов в волонтерской деятельности в рамках программ, реализуемых в стенах образовательного учреждения [3, с. 94].
Волонтерство выступает, как безвозмездная деятельность, основанная на нравственной позиции добровольца. Позиционирование студенческого волонтерского опыта в профессионально ориентированных образовательных учреждениях может стать необходимым средством личностного развития.
Таким образом, акт волонтерства в рамках профессионального образования предполагает нечто большее, чем просто приятное времяпрепровождение. В данном контексте крайне важно достичь гармонии требований образовательных организаций и ожиданий студентов, дающей на выходе социально значимый волонтерский труд, способствующий личностному развитию студента СПО.
Существует разнообразие способов восприятия и принятия студентами волон-терства: через перспективу второго порядка и недуалистическую онтологию, т.е. через опыт его участников. Волонтерская деятельность фокусируется на коллективном опыте, а не на индивидуальном. Коллективные «расшифровки» не могут быть поняты изолированно, так как являются частями единого целого. Именно образуемая между составляющими взаимосвязь имеет ключевое значение. Феноменогра-фические исследования позволили выявить категории, представленные в пространстве результатов, демонстрируя взаимосвязь между тем, что переживается, и тем, кто это переживает.
Примером такой совместной практической работы экологического просвещения может служить ежегодный экологический КВЭСТ, проводимый на базе Национального парка «Кисловодский», 2023 году в котором приняли участие более 100 учащихся из различных образовательный организаций. Студенты выступили на этом мероприятии волонтерами и помощниками организаторов в деле экологического просвещения учащихся.
Такая организация мероприятия предусматривала применение положений междисциплинарного подхода к деятельности по приобретению волонтерского опыта. По окончанию экологического КВЭСТА нами были опрошены студенты с целью установления основных мотивов их участия в волонтерской деятельности.
Несмотря на то, что акцент сделан на приобретение волонтерами ценностного опыта, а не на их академическую успеваемость, наши результаты продемонстрировали наличие положительной взаимосвязи волонтерской деятельности с углубленным пониманием приобретаемых в ходе образовательной деятельности знаний.
У студентов СПО закрепилось желание приобретать новые и использовать уже имеющиеся знания и навыки, учиться друг у друга.
Предоставление студентам возможности участвовать в концептуализации деятельности и приобретении социального опыта создает пространство для инноваций и развивает способность быть активными личностями, вовлеченными в процесс волонтерской деятельности.
Исследования обозначенной темы высветили причины участия студентов в эко-волонтерской деятельности - от аутентичного и взаимного обучения, где преимущества сосредоточены на развитии навыков и приобретении практических умений, до возможности продемонстрировать свои знания и поучиться у других. Полученные результаты могут лечь в основу программы повышения эффективности обучения студентов СПО, когда они осознают, что могут приобрести опыт эковолонтерской деятельности и внести личный, обще-
ственно значимый вклад в дело сохране- также между ними и более широким со-ния окружающей среды. обществом.
Таким образом, можно констатировать, Оценка опыта волонтерской деятельно-
что волонтерский опыт может быть кон- сти как части целостной разработки учеб-цептуализирован как часть системных ной программы может создать условия для возможностей при разработке учебных расширения опыта обучения студентов программ, позволяющих студентам приоб- среднего профессионального образования ретать опыт обучения, а также являться и стать средством личностного развития средством личностного развития студен- студентов: интеллектуального, духовного, тов. Волонтерский опыт создает связи нравственного. между студентами и их сверстниками, а
Библиографический список
1. Абдулхаева Ж.Ж.К. Роль волонтерской деятельности в образовании социальной деятельности молодежи: на примере России / Ж.Ж.К. Абдулхаева // Theoretical & Applied Science. - 2019. - № 2 (70). - С. 278-282.
2. Кременищук С.Р., Еняшина Н.Г. Деятельность молодежного организатора по повышению социальной активности старшеклассников через вовлечение в волонтерскую деятельность / С.Р. Кременищук, Н.Г. Еняшина // Сборник работ по результатам Всероссийского фестиваля научного творчества: Инновационный потенциал молодежи. - 2020. -С. 138-143.
3. Круподерова К.Р., Барсук Н.С., Камзолова Л.А. Организация волонтерской деятельности в области информационных технологий как способ мотивации к будущей педагогической деятельности / К.Р. Круподерова, Н.С. Барсук, Л.А. Камзолова // Вестник современных исследований. - 2019. - № 1.11 (28). - С. 93-96.
4. Политикова И.С. Волонтерская деятельность как платформа для будущей профессиональной деятельности / И.С. Политикова // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции: Социальная ответственность: аспекты деятельности гражданских активистов, неформальных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций. - 2016. - С. 64-66.
ECO VOLUNTEER ACTIVITY AS A MEANS OF PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION
L.E. Kartushina1'2, Lecturer
1Branch of the Stavropol State Pedagogical Institute in Essentuki 2National Park "Kislovodsk" 1(Russia, Essentuki) 2(Russia, Kislovodsk)
Abstract. The article presents the results of a theoretical analysis carried out with the aim of scientific substantiation of volunteering as a means of personal development of SVE students. Based on the results of the research activities, a conclusion was formulated about the need to conceptualize volunteer experience as part of the systemic capabilities in the development of curricula that allow students to acquire educational learning experience with the establishment of value orientations for personal development. Evaluation of the experience of volunteering to expand the boundaries of the learning process for students of secondary vocational education and act as a means of their personal development.
Keywords: volunteering, students of secondary vocational education, moral attitudes, personal development.