ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Л.Е. Картушина, преподаватель
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-7-1-106-109
Аннотация. Актуальность темы обусловлена сложившимися на сегодняшний день социально-экологическими проблемами и нерешенными вопросами формирования нравственной идентичности подрастающего поколения. Последние мировые события подтверждают очевидную утрату составляющих воспитания в современных обществах. В связи с этим стремительно возрастает значение формирования у детей нравственного, осмысленного отношения к природе, обществу, событиям. Процесс изменений, происходящий во всех сферах жизни, требует возрождения его духовных основ, глубокого знания ценностей, самодисциплины, нравственности.
Ключевые слова: нравственное воспитание; эковолонтерская деятельность; студенты; нравственная идентичность; экологическая культура; обучающиеся.
Одной из основных задач образования в Российской Федерации является формирование нравственной идентичности обучающихся. Концепция модернизации образования утверждает, что воспитание должно стать не отдельной составляющей педагогической деятельности, а необходимым ограниченным элементом педагогической деятельности, который будет включен в общий процесс обучения и развития. Формирование нравственности, духовности и культуры, самостоятельности и непосредственности, патриотизма и любви к природе - важнейшие задачи воспитания школьников [1].
Воспитание ответственных и сознательных граждан занимает особое место в задачах социального воспитания школьников в России. Нравственное воспитание осуществляется через все социальные институты, но именно школа в целом играет здесь важную роль. Школа - это институт воспитания и социализации, который может дать навыки, педагогические средства и методы воспитания нравственного поведения, но ее ценностная база определяется наиболее широким пространством социума, общественным пониманием, культурой и этикой. Любое образование должно опираться на определенные ценности, которые
определяют его цели, задачи и содержание.
Формирование нравственной идентичности обучающихся - одна из важнейших задач, которая стоит, как и перед системой образования, так и перед обществом в целом. Разработчики Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) утверждают, что в содержание этих параметров входят: уважение к Родине, развитие осознания ответственности и долга перед нашей страной, перед нашей планетой.
Формирование нравственной составляющей личности у обучающихся посредством эковолонтерской деятельности будет проходить наиболее эффективно, при условии:
1. Целенаправленного использования системы знаний об окружающем мире, направленных на формирование нравственного поведения обучающихся.
2. Применение различных методик и форм работы с детьми по формированию нравственности в ходе эковолонтерской деятельности.
В современных условиях вопрос формирования нравственного компонента личности ребенка является одним из важнейших в воспитании школьников, и
ФГОС обеспечивает на уровне начального общего образования основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, привития моральных норм, нравственным установкам и национальным ценностям.
Рассматривая идентичность человека, можно выделить следующие три уровня: социальную, личностную (персональную) и самоидентичность.
Социальная идентичность, также называемая «чувством принадлежности», организуется на основе знания о том, что человек принадлежит к обществу, к природе и идентифицирует себя с ними, эмоциональной значимости принадлежности к своей группе, признания собственных социальных потребностей и расширения средств и методов их реализации.
В то время как социальная идентичность подчеркивает сходство и похожесть на группу, личностная идентичность подчеркивает различие и уникальность [2].
Самоидентичность или "эго-идентичность" относится к частной и личной концепции человека, основанной на опыте, который определяет социальную и личную идентичность, и "характеризуется действительно достижимым, но постоянно пересматриваемым чувством реальности себя в социальной реальности".
В иерархии идентичностей, которые следует учитывать при организации педагогических процессов, необходимо помнить, что социокультурная идентичность имеет тенденцию быть главной в иерархии идентичностей, и что высший уровень развития, самоидентификация, основывается на личностной идентичности как промежуточном уровне. Личностная идентичность социально организована и представляет собой уникальный набор характеристик, которые сводятся к различиям.
Нравственная идентичность - это чувство принадлежности индивида к окружающему миру, которое позволяет общности действовать как коллектив.
В ФГОС НОО программа нравственного развития обучающихся должна включать в себя следующее:
- создать систему мероприятий, в том числе направленных на экологическое
воспитание, позволяющую обучающимся применять полученные знания на практике;
- формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей в том числе и экологическую составляющую;
- формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
Структура нравственной идентичности имеет следующие компоненты:
1. Когнитивный компонент (приобретение информации о принадлежности к окружающему миру, определение показателей, наличие представлений о принципах и основах этого мира, характере отношений с природой и обществом, интерпретация ситуации в соответствии с представлениями о себе как о неотъемлемой части окружающего мира).
2. Ценностные элементы, характеризующие факт принадлежности к природе и обществу, формирование и демонстрация позитивного отношения к природе и обществу, как одному из проявлений эмоционального опыта нравственной идентичности.
3. Эмоциональный компонент (формирование чувства гордости за свою Родину).
К более важным факторам выработки коллективной субъективности нравственной общности относятся:
- самоназвание нравственной общности;
- коммуникация и условия выработки разделяемых смыслов и ценностей;
- общая культура ,созданная на конкретном опыте совместной жизни, закрепляющая основные принципы взаимоотношений внутри совместной общности и ее институционального устройства;
- переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с экологическими аспектами сегодняшней жизни.
Таким образом, суть нравственной идентичности заключается в чувстве принадлежности индивида к окружающему миру на общей культурной основе. Она имеет личностную значимость и определяет общее отношение к обществу и природному миру. Структура нравственной иден-
тичности содержит три основных элемента: когнитивный (знания о нравственном поведении и его составляющих), ценностный и эмоциональный. Нравственная идентичность является важной задачей в развитии личности. Поэтому о ее развитии необходимо думать, начиная с начальной школы.
Начальная школа - это важное место для формирования нравственной идентичности, где происходит становление личности ребенка, развивается и формируется опыт общения, формируются основы культурного общения, нравственного воспитания и эстетического образования, осуществляются основные ценностные ориентации личности [3].
Проблема воспитания подрастающего поколения выдвигается на первый план в вопросе нравственной идентичности и вытекает из объективной необходимости воспитания граждан, уважающих природу и все живое [4]. Все это является необходимым условием для возрождения нации. Одним из способов формирования нравственной идентичности является эково-лонтерская деятельность. Она является основой и эффективной площадкой для формирования духовных ценностей.
Можно сказать, что все элементы экологического воспитания способствуют формированию нравственной идентичности детей. Но самым действенным инструментом и нравственным ресурсом является эковолонтерская деятельность.
Эковолонтерство - это добровольное и бесплатное участие в решении задач и мероприятий, направленных на решение экологических проблем. В образовательной организации эковолонтерство является внеклассной работой, частью образовательного процесса как в школе, так и вне ее, и в полной мере способствует реализации требований Федеральных образовательных стандартов общего образования. Оно организуется с учетом потребностей детей, которые хотят содержательно проводить досуг, участвовать в общественно полезной деятельности и заниматься саморазвитием.
В соответствии с ФГОС внеурочная школьная деятельность включена в основной учебный план. Время, отводимое на внеурочную деятельность, должно определяться учреждением самостоятельно, исходя из необходимости обеспечения достижения планируемых результатов при реализации основной образовательной программы на основе запросов обучающихся, родителей (законных представителей) и имеющихся кадровых, материально-технических и иных условий.
Правильно организованная система внеклассной работы - это среда, которая позволяет наиболее полно использовать нравственный ресурс каждого ученика и гарантирует свободное развитие личности. Образование ребенка может происходить в любой момент жизни. Однако наиболее продуктивным временем для этого образования является свободное время. Время, отведенное на внеклассную работу, используется в соответствии с потребностями учеников и направлено на отличную от обычной школьной системы форму организации.
Формирование нравственной идентичности у детей основывается на любви к природе, к обществу. Это, в свою очередь, эффективно осуществить через эковолон-терскую деятельность. Нравственное воспитание через эковолонтерство способствует формированию доброго отношения к природе и обществу, сочувствия и сопереживания, желания заботиться и помогать. Чем выше культурный уровень страны и людей в целом, тем уважительнее они относятся ко всему живому. Все эти качества можно и должно воспитывать в детях для формирования нравственной идентичности.
Опираясь на педагогический опыт, можно сделать вывод об эффективности инструментария эковолонтерской деятельности, способствующего формированию нравственной идентичности обучающихся, экологического сознания у включенных в нее взаимодействующих субъектов.
Библиографический список
1. Выскребцова Т.Е. Формирование гражданско-патриотического воспитания в школе на примере патриотического кружка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/ap/library/druqoe/2014/02/17/.
2. Шакурова М.В. Российская гражданская идентичность как личностный результат образования / М.В. Шакурова // Классный руководитель - 2018. - 234 с.
3. Вединяпина, В.А. Воспитание у младших школьников любви к Родине, отче му дому, семье, родителям / В.А. Вединяпина, В.В. Горшкова // Начальная школа. - 2011. - № 2. -С. 55-59. - EDN NXNTLZ.
4. Шакурова, М.В. Формирование российской гражданской идентичности личности: проблема педагога / М.В. Шакурова // Педагогика. - 2014. - № 3. - С. 83-91. - EDN TFPITD.
FORMATION OF MORAL IDENTITY OF STUDENTS THROUGH VOLUNTEER
ACTIVITIES
L.E. Kartushina, Lecturer
Branch of the Stavropol State Pedagogical Institute in Essentuki (Russia, Essentuki)
Abstract. The relevance of the topic is due to the current socio-environmental problems and unresolved issues of the formation of the moral identity of the younger generation. Recent world events confirm the obvious loss of the components of education in modern societies. In this regard, the importance of forming a moral, meaningful attitude to nature, society, and events in children is rapidly increasing. The process of change taking place in all spheres of life requires the revival of its spiritual foundations, deep knowledge of values, self-discipline, morality.
Keywords: moral education; volunteer activity; students; moral identity; ecological culture; students.