Научная статья на тему 'Нравственные ценности студенческой молодежи Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко'

Нравственные ценности студенческой молодежи Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
185
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СТУДЕНЧЕСТВО / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / MORAL VALUES / STUDENT / STUDENTS / ENTREPRENEURS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Джалая Л. В.

Статья базируется на материалах исследования проведенного автором в мартемай, июнь 2017 года. Методом сбора социологический информации выступал анкетный опрос. Всего было опрошено 313 респондентовэто 10% студентов бакалавриата от генеральной совокупности всех представительств факультетов и институтов ПГУ им. Т. Г Шеченко г. Тирасполя. Задача исследования в выявлении типов студентов и рассмотрении нравственных ценностей студенческой молодежи ПГУ им.Т.Г. Шевченко и их особенностей Представлены результаты исследования нравственных ценностей студенческой молодежи и выделены по отношению к ним три типа молодых людей. Выявлено, что на нравственные ценности студентов оказывают особенности региона, устоявшиеся народные традиции с учетом варьирования форм и методов гуманитарного образования, изменившаяся социокультурная ситуация, естественная жизненная ситуация в повседневной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Джалая Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral values of students of students of the Pridnestrovian state University. T. G. Shevchenko

The article is based on the materials of the research conducted by the author in March-May, June 2017. The method of collecting sociological information was a questionnaire. A total of 313 respondents were interviewed this is 10% of undergraduate students from the general set of all the faculties and institutes of the PSU. T. Shechenko, Tiraspol. The task of the study in identifying the types of students and considering the moral values of student youth at the PGU named after T.G. Shevchenko and their features The results of the study of the moral values of student youth are presented and three types of young people are singled out for them. It is revealed that the moral values of students are provided by the characteristics of the region, established folk traditions, taking into account the variation in the forms and methods of humanities education, the changed sociocultural situation, the natural life situation in everyday life.

Текст научной работы на тему «Нравственные ценности студенческой молодежи Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко»

Нравственные ценности студенческой молодежи Приднестровского государственного

университета им. Т.Г. Шевченко

Moral values of students of students of the Pridnestrovian state University. T. G. Shevchenko

Джалая Л.В.

аспирантка 3 курса, к-ра социологии и религиоведения Ф-т истории и социальных наук Российский государственный педагогический университет имА.И. Герцена, г.Санкт-Петербург e-mail: larelia24d@gmail. com

Dzhalaya L. V.

Post-graduate student of the department of sociology and religious studies.

Russian State Pedagogical University.

A.I. Herzen, St. Petersburg, Faculty of Social Sciences, Department of Sociology and Religious Studies.

e-mail: [email protected]

Аннотация.

Статья базируется на материалах исследования проведенного автором в марте- май, июнь 2017 года. Методом сбора социологический информации выступал анкетный опрос. Всего было опрошено 313 респондентов-это 10% студентов бакалавриата от генеральной совокупности всех представительств факультетов и институтов ПГУ им. Т. Г Шеченко г. Тирасполя. Задача исследования в выявлении типов студентов и рассмотрении нравственных ценностей студенческой молодежи ПГУ им.Т.Г. Шевченко и их особенностей

Представлены результаты исследования нравственных ценностей студенческой молодежи и выделены по отношению к ним три типа молодых людей. Выявлено, что на нравственные ценности студентов оказывают особенности региона, устоявшиеся народные традиции с учетом варьирования форм и методов гуманитарного образования, изменившаяся социокультурная ситуация, естественная жизненная ситуация в повседневной жизни.

Annotation.

The article is based on the materials of the research conducted by the author in March-May, June 2017. The method of collecting sociological information was a questionnaire. A total of 313 respondents were interviewed - this is 10% of undergraduate students from the general set of all the faculties and institutes of the PSU. T. Shechenko, Tiraspol. The task of the study in identifying the types of students and considering the moral values of student youth at the PGU named after T.G. Shevchenko and their features

The results of the study of the moral values of student youth are presented and three types of young people are singled out for them. It is revealed that the moral values of students are provided by the characteristics of the region, established folk traditions, taking into account the variation in the forms and methods of humanities education, the changed sociocultural situation, the natural life situation in everyday life.

Ключевые слова: нравственные ценности, студенчество, студенческая молодежь, предприниматели.

Key words: Moral values, student, students, entrepreneurs.

Главным способом сбора данных выступал анкетный опрос, проведенный в 2017гг. март-май, июнь). Всего было опрошено 313 респондентов в 2017г.- это 10% студентов бакалавриата от генеральной совокупности всех представительств факультетов и институтов ПГУ им. Т. Г Шеченко г. Тирасполя.

Собственно, что нынче происходит со студенчеством, его ценностными установками, кем осознает себя студент в 21 веке. Собственно, что несет в себе прогрессирующе общество, означает ли это установление справедливости и развития для студенческого общества. Как влияет информационное общество с глобализацией на студента.

За последние годы происходят радикальные изменения как в общественном, так и в индивидуальном сознании, и потому нынешняя система ценностных представлений студентов несколько отличается от той, на

37

которую ориентировались их родители. Какие нравственные ценности для студентов сегодня главные? На вопрос: " Что для вас главное в жизни?". Респонденты имели возможность отметить все варианты ответов. В итоге были установлены предпочитаемые ценности опрошенных .

Ответы на вопрос выявили, традиционную картину нравственных ориентаций студенческой молодежи. Главное место в результате ранжирования ответов получили "семейные ценности: семья это главное в жизни, можно не учиться, не делать карьеру, только была бы дружная семья" (48,56%), «традиционные ценности: прежде всего это уважение старших, уважение женщин, любовь к детям» (32%). Это не случайно, студенческая молодежь реагируют на непостоянство социальных институтов в нынешнее время и, понимая насколько важна сейчас в нашей не простой ситуации личная активность и инициатива. Поэтому большинство студенческой молодежи дорожат своей семьей и опираются на ближайшее окружение свое. Естественно что студенты хотят создать и укрепить свой дом, свою семью, семейный очаг, где фундаментом по традиции выступает любовь к семье, к детям, 70% опрошенных респондентов проводят свой досуг в семье.

Рассмотрим более подробно нравственные ориентации наших опрошенных студентов, насколько значимы и важны для них моральные понятия. Нет такой области человеческих ценностей, где не вставал бы вопрос об их справедливости или несправедливости. Справедливость обычно соединяет людей. Стремится к справедливости достойно. В анкету был введен такой существенный индикатор, как «справедливость: всем все поровну» (25,8%), но 8,3% так не считают, и затрудняются 8% респондентов. Как известно справедливость это важнейшее средство в борьбе за свою свободу и развитие. Эта ценность необходима индивиду чтобы самоактуализироваться, реализовать самого себя. Как мы видим не все студенты стремятся полностью себя реализовать, у некоторых студентов видимо это проявляется ярче, чем у других. некоторые видимо ищут ориентир в своей жизни, или же для них ценности заключаются в другом. Стремление к справедливости, как мы можем наблюдать является редкостью но не слишком большой у студенческой молодежи ПГУ им.Т.Г. Шевченко.

На вопрос « Быть хорошим человеком: хотя вы понимаете что «хороший человек»- это не профессия» выбрали для (37,7%) опрошенных, как оказалось для студентов в системе нынешних ценностей одна из главных и достаточно важных— ее выделяют больше трети опрошенных, в то время как 7% респондентов так не считают и 5% респондентов затрудняются с ответом вообще. Но что же остальные 2/3 студентов нравственную позицию не ценят слишком высоком так видимо не считают и это приводит к размышлениям о том, что видимо в трансформирующихся условиях будут идти на компромиссы и на вынужденные сделки со своей совестью.

В структуре ценностей студенческой молодежи не малое место занимают «Удовольствия: ваши жизненные планы - это максимум удовольствия» (26,5%) респондентов считают видимо важным для себя такой вид отдых. Судя по ответам не высокое количество студентов отметили данную ценность, видимо перегружены учебой и нет времени на удовольствия и развлечения - это довольно естественно для их молодого возраста. Это довольно традиционная картина ценностей студентов ПГУ им Т.Г. Шевченко.

По проведенным исследованиям студенты согласно опросу (32,2%) студентов проводят досуг в учебном заведении, то есть чувствуют себя в вузе комфортно , 41,2% опрошенных студентов проводят свой досуг со сверстниками, таким образом взаимоотношения дружеские между студентами. Как видно из приведенных показателей, за годы обучения в университете отношения между студентами не стопроцентные и в процессе обучения в вузе отношения межличностные не такие тесные. В связи с взрослением и вхождением во взрослую жизнь тяготения к компаниям, характерное для юношей и девушек в молодом возрасте, со временем теряет былую привлекательность и это естественно.

Можно предположить что тесные взаимоотношения поддерживаются в малых группахиз2-3 студентов, таким образом, может складываться довольно мозаичная структура межличностных взаимоотношений. Также в связи с тем, что многие студенты работают, другие создают семьи, и используют возможности для межличностного общения довольно ограниченные, видимо, поэтому мы наблюдаем некоторую разобщенность в общении.Вероятно общения в коллективах спокойные ровные остаются нормой.

Из числа опрошенных респондентов (31,95%) хотели бы «изменить свою личную жизнь к лучшему с друзьями», (24,2%) «ни в чем и ни где». Наверно в различных социальных обществах - коллективе, в толпе, в семье, такие студенты чувствуют одиночество. Может быть так выражается их состояние неуверенности внутренней, а друзья есть, готовые оказать им помощь в любой момент в случае необходимости. Может стремление стать ответственным и самостоятельным и быть в ответе за свою судьбу и надеяться на себя самого это результат современной жизненной реалии. Здесь по все вероятности реализуются как отрицательные так и положительные жизненные моменты, дает о себе знать взросление и становление в патерналистской семье, ранний отклик идеологии социального становления. Тем не менее студент не должен изолироваться и в человеческом плане социальная независимость не должна оказывать влияние и разделять их.

По данным можно наблюдать, (73,5%) опрошенных респондентов проводят свой досуг с друзьями и этот факт не должен удивлять, так как к неизменным ценностям и постоянным относят общение и дружбу, таким образом для большинства студентов атмосфера складывается благоприятная.

У (23%) студентов опрошенных проблемы во взаимопонимании, у (9,9%) проблемы с друзьями, здесь заметна критическая атмосфера, тенденции к усложнению взаимоотношений, т.е. ощущается некоторый дискомфорт в вузовской среде однокурсников. Судя по ответам веру и надежность человеческих отношений еще не утратили, но ужу пережили разочарование какие-то в студенческой среде и это не малое количество таких студентов из числа опрошенных. Присутствие отчуждения в студенческой среде, видимо увязано с тем, что студенческая молодежь (47%), больше озабочены своим будущим и своей судьбой.

Немалое число (20,7%) респондентов уверены, проблем с друзьями нет, таким образом они определяют степень надежности своих друзей и атмосферы чреватой конфликтами не ощущают. Таким образом атмосферу в коллективе тесные межличностные отношения.

Предпочтение ценностям контркультуры: девиантное поведению, терпимое отношение к тунеядству, наркомании, алкоголизму отдают (6,7%) опрошенных студенчества, (19,8% ) опрошенных против таких ценностей , и (9,27%) опрошенных студентов затрудняются с ответом. Настораживающих пределов не достигает такое смещение норм ценностей в сторону контркультуры, но об этом свидетельствует. Но в зону риска и опасности определенное, но небольшое количество уже вступило студентов. Здоровье является наиболее важной жизненной ценностью. Потребление вредных веществ и ведения девиантного образа жизни отрицательно сказывается на здоровье и сознание молодого поколения. Социологические исследования по данной проблеме не могут носить абсолютно точный характер, а лишь статистический, и позволяют установить лишь степень приобщенности студенчества, оценит проблему и спрогнозировать тенденцию возможности приобщения студенческой молодежи к опасным веществам. Кроме этого выявляется проблема воздействия на личностные качества студентов.

Студенты характеризуются активной жизненной позицией, являясь носителем генератором форм и идей массовой культуры и отдельно взятых субкультур. Взаимодействие со сверстниками играет важную роль в процессе формирования и развития нравственной культуры. Молодые приобщают друг друга к своему внутреннему миру -мыслями, интересами, увлечениями. Именно дружеские отношения создают благоприятную почву для осмысления и

реализации собственного понимания главных компонентов нравственной культуры студента. Чем выше нравственная культура студенчества, тем выше его социальная восстребованность и значимость для общества

На нравственные ценности студентов оказывают особенности региона, устоявшиеся народные традиции с учетом варьирования форм и методов гуманитарного образования, изменившаяся социокультурная ситуация, естественная жизненная ситуация в повседневной жизни

Таким образом можно выделить следующие типы студентов:

1 .традиционный (семьянин, честный, хороший человек, уважающий старших, любящий детей )

2. гедонист (любящий удовольствия)

3. девиант-нарушитель (предпочитающий ценности контркультуры)

Итак, можно утверждать, что студенчество шагает в ногу со временем и его новым веяниям.

Список используемой литературы:

1. Черкасова А.А. Жизненные ценности в представлениях студенческой молодежи России и США: социологический анализ / А.А. Черкасова // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - № 1. С. 231-240 (0,5 п.л.).

2. Молодёжь новой России: Какая она? Чем живёт? К чему стремится? // Аналитический доклад Российского независимого института социальных и национальных проблем по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта/ Л. Бызов, Н. Давыдова и др.; рук-ль группы М. Горшков. — referat.kulichki.net/000/07/more2.html

3. Никольский Д. Социология молодёжи (Молодёжный экстремизм и молодёжная субкультура)/ www.romic.ru/referats/0703.htm

4. Перов И.М Неформальные молодёжные объединения/ www.romic.ru/referats/0701.htm

5. Никольский Д. Социология молодёжи (Молодёжный экстремизм и молодёжная субкультура)/ www.romic.ru/referats/0703.htm, стр.5

6. Леденева, Л.И. Профессионально-миграционные намерения российских студентов, обучающихся за рубежом / Л.И. Леденева. - // СоцИс. - 2006. - № 10. - С. 69 - 71.

7. Социальная направленность личности. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Ось - 89, 2007. - 344 с.

8. Социальные трансформации в России: теории, практики. Сравнительный анализ. / Под ред. В.А. Ядова. -М.: Социум, 2005. - 362 с.

9. Soviet youth culture/Ed by Riordan J.-London. Macmillan. 1989. -280 p.

10. C.Naughton.D Moral vision an introduction to ethics.-Oxford:N.Y.Blacwell. 1988.-214p.

11. Moral philosopy. Second Englarged Edition.D.D.Ralhnel,Oxford, 1994. 230 p.

12. Stuhr J John.Classical American philosophy. 1987.N.Y.-475 p.

13. Herman B.The practice of moral judgment. 1993.Cambridge. 252 p.

14. Ethics in Practice.//Edited by Kenneth R.Andrews. 1989. Boston.294 p.

15. Celeste M. Brody and James Wallace. Ethical and social Issues in professional education.N.Y.-278 p.

16. Kohlberg L. Stages of Moral Development as a Basis for Moral Education. Moral Development, Moral Education and Kohlberg. 1980. 290 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.