Научная статья на тему 'Создание студенческой семьи: мотивация и жизненные стратегии членов молодых студенческих семей (итоги всероссийского межвузовского исследования)'

Создание студенческой семьи: мотивация и жизненные стратегии членов молодых студенческих семей (итоги всероссийского межвузовского исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1266
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ СЕМЬЯ / STUDENT FAMILY / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / LIFE STRATEGIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ростовская Тамара Керимовна

Целью исследования было выявление мотивационных механизмов и характеристика жизненных стратегий членов молодых студенческих семей в образовательных организациях высшего образования Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов; определение проблемных аспектов функционирования студенческой семьи; совершенствование работы по созданию условий жизнедеятельности студенческой семьи. Методы исследования: пилотажное анкетирование, сбор и обработка данных, систематизация, анализ. В процессе проведения анкетирования (выборочная совокупность опроса составила 628 молодых людей в возрасте от 17 до 35 лет) выявлены жизненные стратегии членов молодых студенческих семей, определены проблемные точки функционирования института студенческой семьи на региональном уровне. Эмпирически подтвержден вывод о том, что студенческая молодежь является главным субъектом общественного воспроизводства, так как именно в данной возрастной группе, в основном, сконцентрирован репродуктивный потенциал социума; получены новые эмпирические данные, характеризующие состояние студенческой семьи; разработаны авторские рекомендации по созданию условий жизнедеятельности студенческой семьи на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также на базе образовательных организаций высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A STUDENT FAMILY: YOUNG STUDENT FAMILY MEMBERS'' MOTIVATION AND LIFE STRATEGIES (THE RESULTS OF ALL-RUSSIAN INTERUNIVERSITY RESEARCH)

The aim of this research was to identify the motivational mechanisms and characteristics of life strategies for young student family members in higher educational institutions in Central, Volga and Siberian federal districts; to determine problematic aspects of student family functioning; to improve the work aimed at creating the right conditions for a student family. The methods used in the research included: a pilot survey, data collection and its processing, systematization, analysis. The survey, which addressed 628 young people aged from 17 to 35, has revealed life strategies of young student family members and some associated problems which they experience at the regional level. The paper empirically confirms that students constitute the main subject of social reproduction, as this is the age group where the reproductive potential of society is mainly concentrated. Some new empirical data which characterizes the state of students' families was also obtained. The author presents some recommendations for creating proper living conditions for student families at the federal, regional and municipal levels, as well as at higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Создание студенческой семьи: мотивация и жизненные стратегии членов молодых студенческих семей (итоги всероссийского межвузовского исследования)»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2015, № 4 (40), с. 73-81

73

УДК 316

СОЗДАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ: МОТИВАЦИЯ И ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ЧЛЕНОВ МОЛОДЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ СЕМЕЙ (итоги всероссийского межвузовского исследования)

© 2015 г. Т.К. Ростовская

Российский государственный социальный университет, Москва

rostovskaya.tamara@mail. га

Поступила в редакцию 29.06.2015

Целью исследования было выявление мотивационных механизмов и характеристика жизненных стратегий членов молодых студенческих семей в образовательных организациях высшего образования Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов; определение проблемных аспектов функционирования студенческой семьи; совершенствование работы по созданию условий жизнедеятельности студенческой семьи.

Методы исследования: пилотажное анкетирование, сбор и обработка данных, систематизация, анализ.

В процессе проведения анкетирования (выборочная совокупность опроса составила 628 молодых людей в возрасте от 17 до 35 лет) выявлены жизненные стратегии членов молодых студенческих семей, определены проблемные точки функционирования института студенческой семьи на региональном уровне.

Эмпирически подтвержден вывод о том, что студенческая молодежь является главным субъектом общественного воспроизводства, так как именно в данной возрастной группе, в основном, сконцентрирован репродуктивный потенциал социума; получены новые эмпирические данные, характеризующие состояние студенческой семьи; разработаны авторские рекомендации по созданию условий жизнедеятельности студенческой семьи на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также на базе образовательных организаций высшего образования.

Ключевые слова: студенческая семья, мотивация, жизненные стратегии.

Избранная тема исследования является особо актуальной по ряду причин.

Во-первых, студенческая семья выступает главным стратегическим ресурсом государства, надеждой и опорой, продуктивной в интеллектуальном плане, а также является самой уязвимой, беспомощной аудиторией с точки зрения социально-экономи-ческого положения.

Во-вторых, современная студенческая семья мало изучена, не выделяется на федеральном уровне как особая категория семьи; отсутствует единая правовая база социальной политики в отношении данного типа семьи, что приводит к разрозненным действиям социальных служб в регионах, низкой эффективности деятельности учреждений органов по делам молодежи и социальных программ по поддержке студенческой семьи.

В-третьих, создавать студенческие семьи стало не модно. Это связано в первую очередь со сменой ценностно-нравственных ориентиров в молодежной среде (где на первое место ставятся получение образования, престижная работа, удовлетворение личных эмоциональных потребностей), а также с созданием нетрадиционных для российского общества типов брачно-семейных отношений. Имеются в виду незарегистрированные браки - «сожительства», осно-

ванные на совместной хозяйственной жизни супругов, уклоняющихся (часто по взаимному согласию) от юридического оформления брака.

Безусловно, обозначенные тенденции способствуют снижению роли государственных институтов в формировании позитивного имиджа российской студенческой семьи как особого типа молодой семьи [1, с. 43-49].

Существуют различные научные определения студенческой семьи, однако до сих пор остается спорным вопрос относительно установления возрастного ценза членов студенческой семьи. Кроме того, не ясно, какую семью считать студенческой: семью, в которой оба супруга являются студентами, либо семью, в которой один из супругов - студент.

В этой связи считаем целесообразным при установлении статуса студенческой семьи использовать критерии оценки отнесения к молодой семье, данные в Основах государственной молодежной политики до 2025 года: «Молодая семья - семья, ^стоящая в первом зарегистрированном браке, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых семей возраст супругов увеличивается до 35 лет)» [2]1.

Возраст участников опроса (в %)

■17-25 лет "26-30 лет 30-35 лет 10% 2%

Рис. 1

Всероссийское межвузовское социологическое исследование «Создание студенческой семьи: мотивация и жизненные стратегии членов молодых студенческих семей», проведенное (под нашим руководством) в 2014-2015 гг., было сфокусировано на поддержке студенческой семьи как типа молодой семьи. Целью исследования являлся комплексный анализ института студенческой семьи для получения общей и реальной картины и оценки имеющегося потенциала демографического развития, материального положения молодых семей, их мнения о семье как социальном институте, межпоколенческих отношениях и семейной политике государства.

Для реализации поставленной цели предполагалось решение ряда задач:

а) выявление мотивационных установок членов студенческих семей в контексте улучшения демографической ситуации в Российской Федерации;

б) определение роли государственных институтов и образовательных организаций в формировании позитивных жизненных стратегий членов студенческих семей в современном российском обществе;

в) определение ключевых барьеров, препятствующих созданию студенческой семьи в современном российском обществе;

г) разработка концептуальных подходов (стандартов) государственной политики по созданию и развитию института студенческой семьи в современном российском обществе, а также практических рекомендаций образовательным организациям по социальной поддержке студенческой семьи.

Объектом исследования являлись члены студенческих семей Забайкальского федерального университета (п = 86), Казанского федерального университета (п = 200), Московского государственного гуманитарного университета

им. М.А. Шолохова (п = 150), Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (п = 100), Пензенского государственного университета (п = 40) и Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (п = 150).

Выборочная совокупность опроса составила 628 человек в возрасте 17-35 лет.

Эмпирическим объектом настоящего исследования выступали молодые люди в возрасте от 17 до 35 лет (возрастной контингент респондентов представлен на рис. 1), при этом один из супругов обучался в одном из вышеуказанных университетов.

В опросе приняли участие 70% женщин и 30% мужчин.

По данным исследования, на 1-м курсе обучалось 7% респондентов, на 2-м курсе - 3%, на 3-м курсе - 32%, на 4-м курсе - 26%, на 5-м курсе - 25% и на 6-м курсе - 7%.

Помощь со стороны образовательной организации получают лишь 14.9% опрошенных. Из них 10.3% получили дополнительную стипендию, 3.6% - место в общежитии, 1% - и то, и другое.

Ко времени опроса брак был зарегистрирован у 50.4% опрошенных, у 46.8% он был официально не зарегистрирован, 2.3% воздержались от ответа. Поскольку опрос был проведен на территории Республики Татарстан, где в исламской культуре существует такое понятие, как «никах» (никах - мусульманский брак, заключаемый в соответствии с шариатом, обряд, который аналогичен венчанию у православных), 0.04% респондентов проживали именно таким «браком» [3, с. 74-83].

В исследовании мы рассматриваем студенческую молодежь в качестве главного субъекта общественного воспроизводства, так как именно в данной возрастной группе в основном

Таблица 1

Сколько детей Вам хотелось бы иметь? (в %)

Вуз Одного Двух Трех и более Ни одного

ННГУ 10 45 38 7

ПГУ 10 67 23 0

КФУ 5 45 48 2

ЗФУ 17 51 24 8

МГГУ 17 51 24 8

РГУФК 53 94 4 0

Таблица 2

Жилищные условия (в %)

Вуз Живём в общежитии Снимаем комнату Снимаем квартиру Живём с родителями Живём в своей квартире

ННГУ 9 11 5 6 4

ПГУ 2 1 7 7 23

КФУ 6 8 57 45 84

ЗФУ 2 4 33 10 15

МГГУ 20 5 40 50 35

РГУФК 49 25 44 22 10

сконцентрирован репродуктивный потенциал социума, который в значительной степени зависит от готовности молодых людей вступить в законный брак и родить ребенка (детей) [4, с. 437-441]. Действия молодых людей и отношения между ними, возникающие в связи с рождением ребенка или отказом от рождения, принято называть репродуктивным поведением молодого поколения.

По своему составу студенческие семьи делятся на две большие группы: имеющие (24%) и не имеющие (54%) детей. 20% респондентов не ответили на вопрос о наличии детей.

Часто термин «репродуктивное поведение» используют, когда говорят о намерении родить ребенка, о желаемом количестве детей и т.д. Репродуктивное поведение в значительной степени определяется уровнем потребности в детях. Различают три основных типа репродуктивного поведения [5]:

- многодетное (потребность в 5 и более детях);

- среднедетное (потребность в 3-4 детях);

- малодетное (потребность в 1-2 детях).

По данным опроса, студенческие семьи Казанского федерального университета (16.9%) относятся к среднедетному типу репродуктивного поведения, студенческие семьи Забайкальского федерального университета (10.1%), Мос-

ковского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова (17.8%), Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского (9.6%), Пензенского государственного университета (4.7%) и Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (7.9%) относятся к малодетному типу (табл. 1).

Причины, по которым значительная часть семейных студентов воздерживается от расширения состава своей семьи, в основном объективные. Главными из них студенты называют учебу, стесненные жилищные условия, материальные трудности, а также трудности, связанные с присмотром за ребенком.

В зависимости от материальных возможностей родительских семей и от степени материальной независимости каждого из супругов чаще всего встречается три варианта начала построения молодой семьи: а) молодожены проживают совместно с родителями одного из супругов; б) молодожены снимают квартиру; в) молодожены сразу имеют отдельную квартиру [6, с. 83].

Таблица 2 показывает, что 21% опрошенных живут с родителями, 23.5% семей с детьми снимают квартиру, 6% снимают комнату, 26.5% живут в своей квартире, 11% живут в общежитии и 12% воздержались от ответа.

Семья для 90.3% респондентов играет положительную роль в жизни. Для 15.4% молодых людей семья выполняет психотерапевтическую функцию, то есть позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, «убежище» от стрессовых влияний внешнего мира. Для 73.5% семья носит репродуктивную функцию, то есть сексуальная потребность, обеспечивающая продолжение рода, и потребность в любви как высшем чувстве существуют нераздельно. Некоторыми семья оценивается негативно: для 2.5% — это обуза во всем и для 2.2% — помеха для самореализации.

На вопрос «Согласны ли Вы с тем, что каждый студент должен вступить в брак, завести семью» лишь 17.6% ответили утвердительно, 27.8% не согласны, 20.3% одобряют сожительство до вступления в брак (табл. 3).

Ответы на вопрос «Для чего студенты вступают в брак, заводят семьи?» (табл. 4) показывают уровень зрелости человека, функции семьи, а также психологический климат семьи. Психологический климат семьи отражает степень удовлетворенности супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения. Функциями семьи в данном анализе выступают репродуктивная,

Таблица 3

Согласны ли Вы с тем, что каждый студент должен вступить в брак и завести семью? (в %)

Вуз ЗФУ КФУ МГГУ ННГУ ПГУ РГУФКСМиТ

Да, каждый студент должен вступить в брак или завести семью на 1-3-м курсе 8 1 6 15 5 0

Да, каждый студент должен вступить в брак или завести семью на 4-5-м курсе 3 17.5 18 13 12.5 28.8

Брак не обязателен, можно просто жить вместе с тем человеком, которого любишь 45 36.5 35 19 37.5 71

Нет, создание семьи — это большая ответственность, на которую студенты еще не способны 16 23.5 70 38 37.5 88.4

Другое 6 21.5 21 15 7.5 0

Таблица 4

Для чего, с Вашей точки зрения, студенты вступают в брак, заводят семьи? (в %)

Вуз ЗФУ КФУ МГГУ ННГУ ПГУ РГУФКСМиТ

Для того, чтобы был благоустроенный быт и уют в доме 7 4 7 7 7.5 8.7

Для продолжения рода, пока молодые и здоровые 22 4.5 15 8 15 3.9

Всегда быть рядом с любимым человеком 35 22.5 75 27 27.5 35

Для постоянного сексуального контакта 10 1 20 23 2.5 3.9

Обрести человека, который поддержит в любой жизненной ситуации, будет заботиться о тебе, и ты о нем 27 60.5 15 22 37.5 33

В браке узнаешь много нового, для получения опыта 4 1.5 3 4 5 1.5

Чтобы не быть одинокими 7 0 8 5 5 11.6

Это престижно 0 0 0 3 0 1.5

Другое 3 6 7 1 0 0

хозяйственно-экономическая, образовательно-воспитательная, сфера первоначального социального контроля, психотерапевтическая.

61.9% опрошенных утверждает, что можно совмещать свои увлечения с браком (табл. 5). 28.1 % готовы расстаться со своими увлечениями, поскольку семья для них дороже всего остального. 7.4% категорически против того, чтобы расстаться со своими увлечениями.

Увлечения могут быть разными. Очень многие люди хотят семейного счастья, не всегда понимая, в чем оно для них заключается, но все же хотят. Чем готов пожертвовать человек ради семейного счастья?

Брак по расчету или по любви - что крепче? На данный вопрос большинство респондентов (51%) ответило, что наиболее прочен брак, заключенный по любви. Но не все заключают брак по любви. В данном опросе (табл. 6) 6% респондентов отметили, что наиболее прочен брак по расчету, 23% назвали брак на основе крепкой хорошей дружбы. 18% анкетируемых утверждали,

что прочный брак - это брак, заключенный в более взрослом возрасте, после окончания института (после 21-22 лет). 0.3% респондентов дали свой вариант ответа, где указали брак на доверии, уважении, заключенный с умом.

Исходя из ответов на данный вопрос, можно проследить, оправдались ли надежды молодых людей на семейное счастье (табл. 7). У 50.3% респондентов надежды на семейное счастье оправдались. Факторами семейного счастья у этих людей являются любовь, уважение, дружба, расчет. Брак по расчету не всегда подразумевает финансовую составляющую, так как есть еще один критерий - психологический (зрелый возраст либо желание иметь детей). У 4.7% респондентов надежды на семейное счастье не оправдались по следующим причинам:

- неготовность к семейной жизни;

- то, что недостаточно «изучили» друг друга до начала совместной семейной жизни;

- неудовлетворенность сексуальными отношениями с супругой (супругом);

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вуз Да, семья дороже всего остального Нет Можно совмещать Свой вариант

ННГУ 35 16 45 4

ПГУ 11 0 29 0

КФУ 70 12 112 6

ЗФУ 11 5 33 3

МГГУ 10 5 30 4

РГУФК 63 6 81 0

Как Вы полагаете, какие браки наиболее прочные? (в %)

Таблица 6

Вуз ЗФУ КФУ МГГУ ННГУ ПГУ РГУФКСМиТ

По любви 46.5 61.5 46.7 38 55 51.9

По расчету 8.1 1.5 8.7 13 2.5 0

На основе крепкой, хорошей дружбы 24.5 23 24 22 17.5 25

Заключенные в более взрослом

возрасте, после окончания ин- 19.8 8.5 20 27 25 23.1

ститута (после 21-22 лет)

Другое 1.1 5.5 0.6 0 0 0

Оправдались ли Ваши надежды на семейное счастье? (в %)

Таблица 7

Вуз Да Скорее да, чем нет Затрудняюсь ответить Нет

ПГУ 60 25 2.5 7.5

ННГУ 51 29 8 12

КФУ 54.5 34.5 8.5 2.5

ЗФУ 41 0 0 5

МГГУ 41 0 0 5

РГУФК 32.7 36.5 30.8 0

Готовы ли Вы расстаться со своими увлечениями из-за брака? (в %)

- наличие разных взглядов на жизненные ценности;

- неудовлетворительные жилищные условия;

- вмешательство родителей;

- низкий материальный достаток;

- наличие семейного насилия;

- бытовые трудности;

- постоянная борьба за лидерство в семье;

- постоянная ревность.

34% респондентов оценивают свой брак как удачный, 22% называют его скорее удачным, 2.3% - неудачным, 7.4% затрудняются ответить и 34.3% воздержались от ответа. Однако лишь у 35% не появляются мысли о разводе. Появляются такие мысли у 22.4%, затрудняются ответить 9.3%. Но есть ряд причин, которые удерживают молодых людей от развода, главные по значимости среди них:

1) будущее детей;

2) боязнь пожалеть впоследствии о своем решении;

3) собственное будущее.

Для большинства респондентов (66.5%) семья представляет наиболее значимую ценность. Для сравнения: материальные ценности у 32.3%, стабильность в обществе у 14%, друзья у 20.2%, ориентация на успех у 12.7%, профессионализм у 3.9%, свободные отношения у 4.4%, удовольствие у 4.2%.

Иметь детей молодым супружеским парам мешают трудности материального характера (30.4% опрошенных подчеркнули такую отрицательную сторону семейной жизни студента: приходится быстро взрослеть и переходить на самостоятельное материальное содержание, то есть работать, что усложняет учебу в институте); проблемы с жильем (55.2% респондентов живут не в своей квартире), большая загруженность на работе, учебе (для 7% респондентов помеха для карьерного роста и для 46% тяжело совмещать) и неуверенность в завтрашнем дне; поэтому 47.1% опрошенных считает, что не обязательно заводить ребенка в студенческой семье.

В случае беременности 71.9% респондентов считают необходимой регистрацию брака, а 20.8% вовсе так не считают. 2.7% выступают за аборт - как сами девушки, так и молодые люди (готовы дать деньги на прерывание беременности). 0.1% опрошенных - приверженцев мусульманской культуры считают, что близость возможна только после никаха. 0.1% респондентов против свадеб «по залету» и 0.4% - «по ситуации».

Что касается измены партнера, о которой узнал бы анкетируемый от своего лучшего дру-

га (подруги), то 40.9% респондентов, устроив скандал, подали бы на развод, 0.6%, узнав правду, на развод подали бы без скандала, 30.4% поговорили бы со своим партнером, 0.4% утверждают, что такого не может быть, так как это считалось бы прелюбодеянием (ответившие таким образом, несомненно, являются глубоко верующими мусульманами, полностью доверяющими своему партнеру). 4.7% респондентов постарались бы понять партнера; 9.5% ответивших считают, что в жизни бывают разные ситуации и измена иногда вполне допустима; 0.9% осудили бы партнера.

52% опрошенных считают, что мужчина должен содержать семью в любом случае, а женщина тоже может работать, но в первую очередь должна быть душой (хозяйкой) в доме. В исламской семье муж играет главенствующую роль. В обязанности мужчины-мусульманина входят обеспечение жены всем необходимым для нормальной жизни и забота о ее благополучии. 15% опрошенных считают, что оба партнера должны делать одинаковый вклад в финансовую часть семейной жизни. 17.5% хотят, чтобы партнер зарабатывал больше денег, чем они сами, но при этом и сами хотят работать, и 4.4 % респондентов утверждают, что каждый должен сам себя содержать и материально не зависеть от партнера.

Представления молодых людей о будущей семейной жизни стихийно формируются в самой родительской семье - или как стремление к повторению, или как желание сделать все по-другому. У 75% респондентов образ жизни своих родителей вызывает уважение, восхищение. 3.6% осуждают постоянные ссоры своих родителей, у 2.8% образ жизни родителей вызывает раздражение, 3.6% относятся к нему безразлично, 10.5% затрудняются ответить, 4.2% респондентов воздержались от ответа.

Мнение о роли родителей в семейной жизни респондентов выразилось следующим образом: только у 3% респондентов родители вообще не вмешиваются в их семейную жизнь; у 1.7% вносят разлад; у 75.1% респондентов родители оказывают ту или иную помощь по необходимости (табл. 8).

Жилищной программой для молодых семей пользуется 2.7% респондентов. 35.8% опрошенных вовсе не знают о подобных программах, что говорит об уровне их заинтересованности. 21.1% знают, но утверждают, что ими невозможно воспользоваться, и 40.2 % знают, но не пользуются ими.

59.2% респондентов нуждаются в специальных законах, направленных на комплексную

Таблица 8

Какую роль играют родители в Вашей семейной жизни (в %)?

Вуз Воздержались от ответа Вносят разлад Другое Вообще не вмешиваются в нашу жизнь, сторонятся Помогают воспитывать детей Помогают материально Постоянно общаются с нами, дают полезные советы

РГУФК 0 0 0 2 41 70 37

МГГУ 0 2 0 2 10 43 43

ЗФУ 24 2 0 6 8 32 28

ПГУ 0 5 0 10 17.5 25 42.5

ННГУ 58 0 0 0 0 18 24

КФУ 0 2 4.5 7 12.5 27.5 46.5

поддержку молодой семьи, и из них 79.4% считают, что российский институт семьи в настоящее время в кризисе. И кризис, по их мнению, заключается в большом количестве разводов, в снижении уровня жизни российских семей, в увеличении количества незарегистрированных браков и в нежелании иметь детей.

Результаты всероссийского межвузовского исследования позволяют говорить о том, что в системе ценностей семья по-прежнему остается одним из ведущих ориентиров для молодежи.

Выявление особенностей студенческой семьи позволило подтвердить нашу гипотезу о том, что изменения во многом определяют динамику трансформации семьи в современном обществе в целом и данный тип семьи остро нуждается в социальной поддержке.

Чутко реагируя на социально-экономические изменения в стране, студенческая семья изменяется и развивается вместе с обществом. Студенчество является наиболее слабо защищенной частью населения страны, а также ее стратегическим ресурсом, перспективой дальнейшего развития; и именно поэтому социум со студенческими семьями связывает надежды на решение демографических проблем.

По результатам исследования были предложены следующие авторские рекомендации по созданию условий и жизнедеятельности студенческой семьи.

На федеральном уровне:

- разработка и принятие федеральной целевой программы «Молодежь России на 20162020 годы», в рамках которой будут предусмотрены вопросы, связанные с государственной поддержкой членов студенческой семьи;

- совершенствование законодательства по вопросам поддержки молодых студенческих семей в строительстве и приобретении жилья (предоставление субсидий, беспроцентных ссуд, ипотечных кредитов, развитие накопительно-кооперативных схем, внедрение меха-

низмов аренды государственного и муниципального жилья и других способов улучшения жилищных условий молодых студенческих семей);

- совершенствование системы выплат пособий молодым студенческим семьям, имеющим детей, увеличение доли расходов на семейные пособия, включая пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет;

- формирование государственного заказа на производство семейных молодёжных проектов в кино-, теле-, радиоиндустрии и средствах массовой информации (включая Интернет), поддержание и стимулирование внедрения семейной молодёжной тематики в существующие и новые теле- и радиопередачи, издания периодической печати и интернет-проекты.

На региональном уровне:

- разработка и принятие региональных целевых программ (проектов) по оказанию студенческим семьям, в первую очередь малоимущим, материальной и иной помощи в решении социально-экономических, социально-бытовых проблем, обеспечению занятости молодых родителей и формированию здорового образа жизни;

- развитие сети учреждений по делам молодежи на региональном уровне, укрепление их материальной базы, использование в работе эффективных социальных технологий по поддержке студенческой семьи;

- развитие системы целевой подготовки специалистов, владеющих методиками подготовки молодежи к браку и семейной жизни;

- поддержка деятельности общественных организаций семейной направленности, повышение их роли в формировании культуры супружеских и детско-родительских отношений;

- развитие системы целевой подготовки специалистов, владеющих методиками подготовки молодежи к браку и семейной жизни;

- разработка и введение на уровне регионов учета статистических данных, характеризующих состояние студенческой семьи в субъекте Российской Федерации.

На муниципальном уровне:

- разработка и принятие специальных муниципальных программ, направленных на поддержку общественных организаций семейной направленности, семейных клубов, клубов молодых семей, на содействие семейному досугу и семейному отдыху, на проведение мероприятий, посвященных Международному Дню семьи, а также Дню семьи, любви и верности;

- организация просветительской работы с молодыми гражданами по вопросам сохранения семейных ценностей, семейных родословных и династий, подготовки к вступлению в брак, репродуктивного здоровья, воспитания детей; открытие муниципальных школ подготовки молодежи к семейной жизни, приглашение на занятия в этих школах опытных специалистов-семьеведов, родителей с большим стажем семейной жизни, психологов в сфере семейных отношений, педагогов, медиков, юристов, работников администраций городов и районов, курирующих разные сферы деятельности, в том числе жилищную, молодежную политику, образование, воспитание детей;

- предоставление льгот для детей из студенческих семей при поступлении в дошкольные образовательные учреждения;

- повышение квалификации специалистов, работающих с молодежью, студенческими семьями;

- проведение ежегодных (традиционных) культурно-массовых мероприятий для молодых семей, проживающих на территории муниципального образования;

- разработка и введение на муниципальном уровне учета статистических данных, характеризующих состояние студенческой семьи в муниципалитете.

На базе образовательных организаций высшего образования:

- создание и совершенствование нормативной базы системной работы со студенческими семьями;

- разработка инновационных социальных технологий по духовно-нравственному воспитанию молодежи, подготовке к семейной жизни и ответственному родительству;

- формирование на базе образовательных организаций высшего образования общественных объединений студенческих семей (клубы студенческих семей, общественные организации «Студенческая семья»);

- рассмотрение возможности поощрения за особые заслуги студентов-родителей и их детей (например, путевки в загородные оздоровительные лагеря);

- использование наглядной агитации на тему семьи, семейных ценностей;

- возобновление использования в вузах таких форм работы, как беседы, встречи, круглые столы с участием представителей конфессий, медицинских работников, семейных пар, имеющих положительный опыт семейной жизни и воспитания детей.

Примечания

1. Данное определение было предложено нами в проект Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Список литературы

1. Ростовская Т.К., Ростовская Н.А. Роль массовой коммуникации в социализации молодежи и молодых семей // Информационное общество. 2014. № 2. С. 43-49.

2. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 15.12.2014. № 50. Ст. 7185.

3. Ростовская Т.К., Нурисламова А.Р. Особенности и проблемы функционирования студенческой семьи на примере Республики Татарстан (по результатам социологического исследования) // Вопросы политологии и социологии. 2015. № 1. С. 74-83.

4. Ростовская Т.К. Трансформация репродуктивного поведения российской молодежи // Институты развития демографической системы общества: сборник материалов V Уральского демографического форума с международным участием. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2014. С. 437441.

5. Медков В.М. Демография: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 448 с.

6. Здравомыслова О.М., Арутюнян М.Ю. Российская семья на европейском фоне (по материалам международного социологического исследования). М.: Эдиториал УРСС, 1998. 172 с.

CREATING A STUDENT FAMILY: YOUNG STUDENT FAMILY MEMBERS' MOTIVATION AND LIFE STRATEGIES (THE RESULTS OF ALL-RUSSIAN INTERUNIVERSITY RESEARCH)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

T.K. Rostovskaya

Russian State Social University

The aim of this research was to identify the motivational mechanisms and characteristics of life strategies for young student family members in higher educational institutions in Central, Volga and Siberian federal districts; to determine problematic aspects of student family functioning; to improve the work aimed at creating the right conditions for a student family.

The methods used in the research included: a pilot survey, data collection and its processing, systematization, analysis. The survey, which addressed 628 young people aged from 17 to 35, has revealed life strategies of young student family members and some associated problems which they experience at the regional level.

The paper empirically confirms that students constitute the main subject of social reproduction, as this is the age group where the reproductive potential of society is mainly concentrated. Some new empirical data which characterizes the state of students' families was also obtained. The author presents some recommendations for creating proper living conditions for student families at the federal, regional and municipal levels, as well as at higher educational institutions.

Keywords: student family, motivation, life strategies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.