Научная статья на тему 'Репродуктивные установки молодой (студенческой) семьи'

Репродуктивные установки молодой (студенческой) семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
644
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ СЕМЬЯ / STUDENT FAMILY / РЕПРОДУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ / REPRODUCTIVE ATTITUDES / РЕПРОДУКТИВНЫЕ МОТИВЫ / REPRODUCTIVE MOTIVES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковальчук О.В., Лазуренко Н.В., Подпоринова Н.Н.

В статье представлены результаты исследования, проведѐнного в Белгородском государственном национальном исследовательском университете, направленного на выявление специфики репродуктивных установок и репродуктивных мотивов студенческих семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ковальчук О.В., Лазуренко Н.В., Подпоринова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRODUCTIVE INSTALLATIONS OF YOUNG (STUDENT) FAMILY

Deformation of the family structure of the population in Russia is one of the modern demographic problems. A serious impact on changing family structures have rendered the demographic transition, which is orientated on having a small population of se-mew. The article presents the results of a study conducted at the Belgorod State National Research University aimed at identifying the specifics of reproductive attitudes and reproductive motives of student families. In order to identify the factors that affect the state of fertility and conditions that contribute to the reduction of the severity of the demographic problem, the staff of the Department of social work of "BelSU" conducted a sociological study aimed at studying the reproductive attitudes of a young (student) family.

Текст научной работы на тему «Репродуктивные установки молодой (студенческой) семьи»

УДК 316.35

DOI: 10.18413/2075-4566-2018-43-2-349-360

РЕПРОДУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ МОЛОДОЙ (СТУДЕНЧЕСКОЙ) СЕМЬИ

REPRODUCTIVE INSTALLATIONS OF YOUNG (STUDENT) FAMILY

О.В. Ковальчук, Н.В. Лазуренко, Н.Н. Подпоринова O.V. Kovalchuk, N.V. Lazurenko, N.N. Podporinova

Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

Belgorod State National Research University, 85 Pobeda St, Belgorod, 308015, Russia

E-mail: kovalchuk@bsu.edu.ru; lazurenko@bsu.edu.ru; podporinova@bsu.edu.ru Аннотация

В статье представлены результаты исследования, проведённого в Белгородском государственном национальном исследовательском университете, направленного на выявление специфики репродуктивных установок и репродуктивных мотивов студенческих семей.

Abstract

Deformation of the family structure of the population in Russia is one of the modern demographic problems. A serious impact on changing family structures have rendered the demographic transition, which is orientated on having a small population of se-mew. The article presents the results of a study conducted at the Belgorod State National Research University aimed at identifying the specifics of reproductive attitudes and reproductive motives of student families. In order to identify the factors that affect the state of fertility and conditions that contribute to the reduction of the severity of the demographic problem, the staff of the Department of social work of "BelSU" conducted a sociological study aimed at studying the reproductive attitudes of a young (student) family.

Ключевые слова: студенческая семья, репродуктивные установки, репродуктивные мотивы. Key words: student family, reproductive attitudes, reproductive motives.

Деформация семейной структуры населения в России является одной из современных демографических проблем. Серьезное воздействие на изменение структуры семьи оказал демографический переход, который сориентировал население на малодетную семью.

На сегодняшний день значимыми являются репродуктивные установки молодежи, в частности, студенчества, определяющиеся, с одной стороны, направленностью личности, с другой - жизненными реалиями, диктуемыми современным постиндустриальным обществом. Среди молодых семей к числу наиболее приоритетных относятся студенческие семьи. Учитывая то, что студенческая семья является социально уязвимой, комплекс социальных проблем представляется более обширным, нежели у других типов молодой семьи. К числу таких проблем традиционно относят следующие: жилищные; финансовые, психологические; проблемы, связанные с учебой, трудоустройством, рождением и воспитанием детей. В.М.Медков определяет репродуктивные установки как психические состояния личности, которые обусловливают взаимную согласованность разного рода действий, характеризующихся положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей [Медков, 2005, с. 277].

С целью выявления факторов, влияющих на состояние рождаемости, и условий, способствующих снижению остроты демографической проблемы, сотрудниками кафедры социальной работы НИУ «БелГУ» проведено социологическое исследование, направленное на изучение репродуктивных установок молодой (студенческой) семьи.

В настоящее время отмечается снижение доли студенческих семей в общей структуре молодых семей. Студенческая семья - это семья с большим набором социальных ролей, нежели иные типы молодой семьи. Супруги вынуждены быть включены в различные социальные отношения (студент, супруг, ребенок), которые могут характеризоваться различными нормативными требованиями, предъявляемыми к семье. Так, процесс обучения может негативно повлиять на организацию совместного быта, рождение детей - на учебу и т.д. Ситуация вынужденного выбора между качеством и полнотой выполнения «конфликтующих» социальных ролей является потенциальной угрозой семейному благополучию студенческой семьи и оказывает влияние на формирование негативных репродуктивных установок. На наш взгляд, одной из особенностей студенческой семьи (в том случае, если семья является гомогенной по социальному статусу) является размытость границ между различными областями жизни семьи (учеба, быт, досуг) при максимально постоянном совместном участии в различных видах деятельности, что, безусловно, помогает с меньшими эмоциональными и прочими затратами преодолеть кризисный этап приспособления друг к другу. Супруги в студенческой семье находятся в одном социокультурном поле, разделяют одни традиции, участвуют в одних социальных ритуалах и событиях, что также позволяет им безболезненно организовать единое ценностное, нормативное и упорядоченное поле повседневности, что, в свою очередь, может стимулировать желание иметь детей.

Вышесказанное предполагает решение следующих задач: исследование приоритетов жизнедеятельности современной молодой (студенческой) семьи, особенностей ее функционирования как социального института и малой социальной группы; изучение сущности репродуктивных установок, их места в общей системе репродуктивного поведения молодых супругов; анализ ведущих факторов, детерминирующих формирование репродуктивных установок студенческой семьи; выявление причин негативных репродуктивных установок; выявление гендерных особенностей репродуктивных установок в студенческой семье. Сбор первичной информации осуществлялся посредством (кроме общенаучных методов исследования) анкетного опроса молодой (студенческой) семьи (студенты дневной и заочной формы обучения, состоящие в браке); анкетного опроса экспертов: работников органов социальной защиты населения города Белгорода, работников Центра планирования семьи и репродукции, преподавателей вузов, научная и профессиональная деятельность которых связана с данной проблематикой, работников белгородских ЗАГСов. При определении выборочной совокупности авторы использовали гнездовую и квотную выборки. Критериями квотного отбора явились следующие признаки: пол, факультет, курс обучения, наличие или отсутствие детей (в анкете для студенческой семьи); возраст, образование, профиль образования, стаж и место работы (в анкете для экспертов).

Анкетный опрос студенческих семей проведен в форме массового анкетирования 200 студентов, состоящих в браке. В предлагаемой анкете было выделено четыре блока вопросов, представляющих интерес для выявления репродуктивных установок молодой (студенческой) семьи: блок вопросов, связанных с репродуктивными установками и репродуктивным поведением; блок вопросов, связанных с мотивами рождения детей; блок вопросов, связанных с психолого-педагогическими особенностями родительства; блок вопросов, характеризующих брачность и разводимость. Также в анкету были помещены вопросы оценочного характера, благодаря которым значительно расширился спектр ответов, отражающих положение региональной демографической политики в целом и репродуктивного здоровья, в частности.

Особенностью разработанной авторами анкеты явилось отсутствие формулировок, требующих специальных знаний в области демографической политики.

Анкетный опрос работников органов социальной защиты населения города Белгорода, работников центров планирования семьи и репродукции, преподавателей вузов, работников ЗАГСов города Белгорода предусматривает систему экспертных вопросов для данной профессиональной группы. Они представляют собой отдельный блок вопросов, позволяющих определить степень воздействия государственных органов управления и власти на организацию социальной поддержки молодой семьи на территории муниципалитета; условия и содержание социальной защищенности молодой семьи среднего города; уровень профессиональной подготовки в области демографического прогнозирования, защиты репродуктивного здоровья молодежи, планирования семьи. В анкете содержатся вопросы оценочного характера, в частности, в отношении семейной и демографической политики города и региона. Отдельные вопросы анкеты для экспертов совпадают с вопросами анкеты для студентов, что делает возможным сравнение информации от субъектов и объектов семейной и демографической политики. Предлагаемые вопросы для массового и экспертного анкетирования закрытые либо полузакрытые, в которых один из возможных вариантов предполагает нестандартный ответ, а остальные (как правило, 10, в отдельных случаях 15 вариантов) заранее запрограммированы. Для количественного анализа при обработке эмпирических данных применялись математико-статистические методы. Анализ полученных эмпирических данных включает в себя следующие составляющие: анализ социальных и социоэкономических особенностей жизнедеятельности студенческих семей; анализ репродуктивного поведения и репродуктивных установок студенческих семей; выявление мотивации рождения детей в студенческих семьях; выявление условий повышения рождаемости в студенческих семьях; выявление уровня значимости семьи и детей в структуре ценностных ориентаций студентов, состоящих в браке; выявление экспертного мнения по проблеме исследования. Таким образом, в результате массового и экспертного опросов были получены результаты, позволяющие в комплексе представить уровень и проблемы репродуктивных установок и репродуктивного поведения молодой (студенческой) семьи в условиях отдельного высшего учебного заведения (НИУ «БелГУ»). Анализ полученных данных основывается на следующих методологических положениях:

- эмпирические данные, полученные в ходе анкетирования, носят более или менее субъективный характер, следовательно наша задача - выявить не объективные факторы, влияющие на репродуктивные установки, а их идеальную модель, характерную для студенческих семей, т.е. представления членов студенческих семей о данных факторах, осознанность причин негативных репродуктивных установок;

- факторы, влияющие на формирование репродуктивных установок молодежи не могут быть адекватно оценены экспертами в силу выраженной субъективности первых, следовательно, при анализе данных факторов мы сочли достаточным использовать данные только анкет для студенческих семей;

- анализ не предполагает выявления тенденций, а лишь высвечивает актуальное состояние проблемы.

Таким образом, с учетом вышеуказанных показателей и в их связи с содержанием анкет, а также основываясь на перечисленных методологических положениях, мы можем представить следующие социально-демографические характеристики молодой (студенческой) семьи и факторы, влияющие на формирование её репродуктивных установок.

В исследовании принимали участие семейные студенты 14 структурных подразделений НИУ «БелГУ». Наибольшее количество студентов, вступивших в брак и обучающихся в БелГУ - это молодые люди в возрасте от 19 лет до 21 года, при этом возраст вступления в брак, по результатам исследования, не зависит от пола респондентов. Количество лет в браке от 1 года до 13 лет, при этом основное количество студентов дневного отделения состоит в браке не более 2 лет, что закономерно следует из возраста респондентов. Более половины (70,5%) опрошенных студентов имеют детей, пятая часть семейных пар (21,5%) ожидают ребенка. В исследовании принимали участие студенты всех курсов. Статистику можно представить так: 1 курс - 1,8%, 2 курс - 8,0%, 3 курс - 20,5%, 4 курс - 24,1%, 5

курс 45,5%. Это вполне объяснимо: чем старше курс, тем большее количество студентов имеют семью. Соотношение между размером и составом студенческой семьи выглядит следующим образом (таблица 1):

Таблица 1 Table 1

Соотношение размера и состава студенческой семьи The ratio of the size and composition of the student family

Размер семьи Состав семьи

Муж, Жена Муж, Жена, Ребенок Муж, Жена, родственники Муж, жена, ребенок, родственники Мать, Ребенок, родственники Мать, ребенок

2 человека 38,4% - - - - 2,7%

3-5 человека - 31,3% 0,9% 20,6% 1,8% -

более 5 челвек - - - 6,7%% -

Как видно из таблицы 1, у 85,6% респондентов полная семья, у 7,2% - неполная. В основном же студенческие семьи состоят из мужа и жены или родителей и ребенка. Большинство семейных студентов (65,4%) либо полностью довольны своей жизнью, либо видят определенные трудности, но считают, что они вполне преодолимы. Большинство опрошенных (80,7%) являются не единственным ребенком в семье (т.е. имеют родных братьев и сестер), 86,5% считают семью родителей благополучной, 9,0% - неблагополучной (2,7% инвалид, 9,0% алкоголик). Основные показатели, характеризующие репродуктивные намерения населения, включают в себя «идеальное», «желаемое» и «ожидаемое» число детей. «Идеальное» число детей - это представление индивида о наилучшем числе детей в семье вообще, без учета конкретной жизненной ситуации и личных предпочтений [Бодрова, 2002, с. 97]. Анализ ответов на вопрос об идеальном количестве детей позволяет сделать вывод скорее об осведомлённости респондентов о социальной норме детности. В таблице 2 представлено мнение студентов об идеальном количестве детей в семье в корреляции с полом респондентов.

Таблица 2 Table 2

Представления об идеальном количестве детей в семье (в зависимости от пола респондентов) Ideas about the ideal number of children in the family (depending on the gender of respondents)

Количество детей Мужчины Женщины

1 ребенка 3,8% 12,8%

2 детей 53,8% 65,1%

3 детей 34,6% 12,8%

4 и более детей 7,7% 9,3%

лучше вообще не иметь детей - -

всего 100% 100%

По мнению студентов, в идеальной семье должно быть не менее двоих детей (модель двухдетной семьи). При прямом распределении наибольшее число респондентов - 62,5% -идеальной считают семью с двумя детьми, 17,9% - трехдетную семью. Данные о соотношении идеального и желаемого числа детей не противоречат ответам респондентов на вопрос о желаемом количестве детей (таблица 3). Этот показатель конкретизирует репродуктивные предпочтения респондентов. Желаемое количество детей у наших респондентов в среднем составляет 2.2, что несколько выше идеального количества детей, однако желаемое число детей является индикатором семейных ценностей, представляет собой лишь идеальную теоретическую модель состава семьи [Пышкина, Жабина, Османов, Ведищев, 2011, с. 1532].

Таблица 3 Table 3

Соотношение идеального (И) и желаемого (Ж) числа детей Ratio of ideal (I) and desired (D) number of children

И Ж 1 ребенок 2-е детей 3-е детей 4 и более Не задумывался об этом

1 ребенок 8,1% 1,8% 0,9% - -

2-е детей 5,4% 45,9% 6,3% - 4,5%

3-е детей - 3,6% 13,5% - 0,9%

4 и более - 0,9% 1,8% 6,3% 0,9%

лучше вообще не иметь детей - - - - -

всего: 100% 13,5% 52,3% 22,5% 6,3% 5,4%

Следующим показателем являются репродуктивные намерения, выражающиеся в ожидаемом количестве детей - таком количестве, которое обследуемый планирует иметь к окончанию репродуктивного периода [Молодежь в современной России, 2013, б/с]. Здесь прослеживается связь репродуктивных установок с гендерной принадлежностью респондентов (табл. 4).

Таблица 4 Table 4

Ожидаемое число детей в зависимости от пола респондентов Expected number of children according to gender of respondents

Количество детей мужчины женщины

1 ребенка 19,2% 23,5%

2 детей 53,8% 52,9%

3 детей 11,5% 9,4%

4 и более детей 3,8% 3,5%

я не хочу иметь детей 0% 0%

я не знаю 11,5% 10,6%

всего 100 100

Интересно отметить, что одного ребенка хотят иметь больше женщин, тогда как двоих, троих и более детей собираются иметь мужчины. Данный факт объясняется у женщин более реалистичным представлением о проблемах, связанных с рождением третьего ребёнка и распределением домашних обязанностей. Соотнося желаемое и ожидаемое число детей в семье (таблица 5), видим тенденцию к уменьшению количества семей с двумя и тремя детьми (63,2%) и увеличению количества однодетных семей (22,5%), то есть средний показатель ожидаемого числа детей, полученный в нашем исследовании (1,9), соответствует среднему по Белгородской области. На желаемое и ожидаемое число детей в семье влияет ряд факторов. Один из них - представления о путях и способах самореализации личности. Для большинства опрошенных студентов (75,9%) наличие детей в семье является обязательным условием того, чтобы считать свою жизнь состоявшейся. При этом для 45% полноценность жизни определяется, в том числе, наличием двоих детей, что в целом совпадает с представлениями о желаемом числе детей в семье. Корреляционный ан ализ показывает, что существуют гендерные отличия в представлениях о том, сколько надо иметь детей, чтобы считать свою жизнь состоявшейся. Так, женщины ориентируют себя на рождение одного или двух детей (62,8%), а мужчины - троих и более детей (30,7%).

В то же время, для 24,1% всех опрошенных эти понятия не взаимосвязаны, что может свидетельствовать о недостаточной сформированности позитивных репродуктивных установок у четвертой части студентов.

Таблица 5 Table 5

Соотношение желаемого и ожидаемого числа детей в семье The ratio of the desired and expected number of children in the family

Количество детей 1 ребенок 2-е детей 3-е детей 4 и более Я не хочу иметь детей Я не знаю

1 ребенок 10,8% - - - - -

2-е детей 11,7% 41,4% ,9% - - 8,1%

3-е детей 8,1% 8,1% - - 1,8%

4 и более 3,6% ,9% 3,6% - ,9%

лучше вообще не иметь детей - - - - - -

всего: 100% 22,5% 53,2% 9,9% 3,6% - 10,8%

Установка на определенное количество детей в молодой семье определяется также моделью родительской семьи. Результаты исследования показали, что репродуктивные установки значительной части респондентов (39%) совпадают с количеством детей в родительской семье (таблица 6).

Таблица 6 Table 6

Зависимость желаемого числа детей от числа детей в родительской семье Dependence of the desired number of children on the number of children in the parent family

желаемое число детей 1 брат/ сестра 2 брата/ сестры 3 и более братьев/сестер я один ребенок в семье своих родителей

1 ребенка 10,8% 5,4% 1,8% 4,5%

2 детей 31,5% 8,1% 4,5% 9,0%

3 детей 7,2% 2,7%

4 и более детей 2,7% 0,9%

Я не хочу иметь детей - - - -

Я не знаю 8,1% 0,9% 0,9% 0,9%

всего 60,4% 17,1% 8,1% 14,4%

Отдельная группа вопросов связана с репродуктивным здоровьем студенческой семьи, которое определяется такими факторами: возраст матери, в том числе при рождении первого ребенка, очередность рождения детей, наличие/отсутствие искусственного прерывания беременности, планирование семьи, физическое (соматическое) здоровье мужчины и женщины и др.

Наиболее оптимальным возрастом женщины для рождения первого ребенка по мнению респондентов, не имеющих детей, является возраст 25 лет (33,3%), 22, 23 года (по 18,2%), 24 года (15,2%). Большинство опрошенных семей хотят еще родить ребенка: студенты, уже имеющие ребенка в 61% случаев собираются еще рожать детей. Но 31,2% не хотят больше детей, 7,8% - не задумывались об этом.

Показательным является тот факт, что 15,1% респондентов, не желающих иметь больше детей или не задумывавшихся об этом, указали на перерыв между рождениями детей в 5-7 лет (9,5 %). Это, возможно, связано с тем, что эти респонденты не приняли окончательного решения не иметь больше детей. Результаты сопряжения даны в таблице 7. Примечателен факт, что студенты, имеющие уже ребенка и не желающие больше иметь детей, ответили, что в случае незапланированной беременности оставят ребенка (25% от ответивших на вопрос), еще 25% затруднились дать однозначный ответ, что может свидетельствовать о допущении мысли родить второго ребенка, то есть, по сути, эти 50% ре-

спондентов морально готовы к такому событию и, возможно, подсознательно его ожидают, но в силу сложившихся обстоятельств (материальных, бытовых, семейных) не могут решиться на такой важный шаг самостоятельно.

Таблица 7 Table 7

Зависимость между желанием иметь еще детей и возрастом первого ребенка The relationship between the birth of children and the age at which respondents would like to give birth

возраст ребенка 1 год 2 года 3 года 4 года 5 года 6 года 7 года 10 года 11 года 12 года возраст не важен

хотят еще детей 1,9% 11,3% 13,2% 7,5% 32,1% 7,5% 3,8% 1,9% 1,9% 3,8%

не хотят еще детей 1,9% 1,9% 1,9%

не задумывались 1,9% 5,7% 1,9%

Всего 100% 1,9% 11,3% 15,1% 9,4% 39,6% 1,9% 7,5% 5,7% 1,9% 1,9% 3,8%

Основными мотивами сохранения беременности являются: беременность ради ребенка 80,4%, ради любимого человека 38,2%, ради сохранения своего здоровья 25,5%, хотят родить ребенка для себя 16,7%, руководствуются религиозными убеждениями 9,8%. Эти данные подтверждаются результатами ответов на вопрос о мотивации сохранения беременности в современной молодой семье, предложенного как студентам, так и экспертам (таблица 8).

Таблица 8 Table 8

Мотивация сохранения беременности в современной молодой семье Motivation to preserve pregnancy in a modern young family

мотивация студенты эксперты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

беременность ради ребенка 66,1% 81,0%

беременность от (ради) любимого человека 50,5% 52,4%

беременность по просьбе мужа 15,6% 9,5%

желание родителей (бабушки ждут внуков) 12,8% 14,3%

протест (назло любимому мужчине или родителям) 3,7% 0

беременность ради сохранения отношений с мужчиной 33,9% 28,6%

чтобы начать жизнь с «чистого листа» 3,7% 4,8%

рождение ребенка для себя 33,9% 28,6%

сохранение своего здоровья (вред от аборта или боязнь утраты возможности деторождения в будущем) 27,5% 19,0%

стремление к новым, острым ощущениям 3,7% 0

желание не быть хуже других 1,8% 14,3%

самоутверждение через рождение ребенка 5,5% 9,5%

по религиозным убеждениям 5,5% 19,0%

в семье должны быть дети 1,8% -

всего 266,1% 281,0

По основным позициям мнения экспертов и студентов расходятся незначительно, существенная разница наблюдается лишь в оценке роли религиозных убеждений в мотивации деторождения и ориентации на общественное мнение (желание не быть хуже других): очевидно на мнение экспертов оказывает влияние устойчивый негативный стереотип восприятия современной молодежи.

Репродуктивные мотивы отражают психические состояния личности, побуждающие индивида к достижению разного рода личных целей через рождение определенного числа детей [Медков, 2005, с. 283]. Выделяют экономические, социальные и психологические мотивы рождения детей [Медков, 2005, с. 284].

Значимой, по результатам исследования, оказалась социальная мотивация в структуре репродуктивных установок (таблица 9).

Таблица 9 Table 9

Социальные мотивы рождения детей Social motives for the birth of children

Вопрос Индикатор мотива Студенты Эксперты

Если Вы решите (уже решили) сохранить беременность, то почему? ради ребенка 80,4% -

ради сохранения своего здоровья 25,5% -

по религиозным убеждениям 9,8% -

Мотивация сохранения беременности в современной молодой семье беременность ради ребенка 66,1% 81,0%

сохранение своего здоровья 27,5% 19,0%

по религиозным убеждениям 5,5% 19,0%

Основные мотивы желания иметь ребенка с рождением ребенка появляются новые возможности для самореализации 29,7% 33,3%

в нашем обществе так принято 12,9% 14,3%

я как все 9,9% 23,8%

с рождением ребенка повысится мой социальный статус 2,0% 19,0%

Причины высокого процента внебрачной рождаемости в стране безответственность 51,8% 23,8%

ранние половые контакты 51,8% 19,0%

большое количество гражданских браков 37,5% 42,9%

несерьезное отношение к планированию семьи 35,7% 52,4%

низкая сексуальная культура 34,8% 19,0%

большое количество разводов 28,6% 38,1%

Наряду с социальными мотивами, психологическая мотивация в структуре репродуктивных установок студентов также выходит на первый план (таблица 10). Экономические мотивы рождения детей у студенческих семей выражены очень слабо. Существенными факторами, влияющими на формирование репродуктивного поведения и, в частности, репродуктивных установок, являются представления молодежи о родительстве, идеальный образ родителя и осознание степени собственной готовности к осуществлению роли родителя, а именно соответствие представления о себе как о родителе идеальному образу, сложившемуся на основе имеющегося у человека опыта в родительской семье. Представления о родительстве мужчин по некоторым параметрам отличаются от тех, что свойственны женщинам.

Так, ассоциируют родительство с обеспечением своего будущего 12,8% женщин и лишь 3,8% мужчин, при этом финансовые сложности больше заботят мужчин (23,1%), чем женщин (7%); родительство и семья являются тождественными понятиями для 50% женщин и всего для 26,9% мужчин; родительство несет с собой удовольствие (радость, счастье) для 17,4% опрошенных женщин и для 7,7% мужчин; хорошие отношения с детьми важны для 12,8% женщин, мужчины же не считают их особенно важными (этот вариант ответа в данном вопросе не выбрал ни один мужчина!).

Таблица 10 Table 10

Психологические мотивы рождения детей Psychological motives for the birth of children

Вопрос Индикатор мотива Студенты Эксперты

Причины сохранения беременности ради любимого человека 22,5% -

родить ребенка для себя 16,7% -

по просьбе мужа 15,7% -

Мотивация сохранения беременности в современной молодой семье беременность от (ради) любимого человека 50,5% 52,4%

рождение ребенка для себя 33,9% 28,6%

беременность ради сохранения отношений с мужчиной 33,9% 28,6%

Основные мотивы желания иметь ребенка мне будет о ком заботиться и кого любить 52,5% 38,1%

я стремлюсь продолжить себя в своих детях 47,5% -

в детях смысл моей жизни 46,5% 42,9%

При ответе на вопрос о причинах низкого уровня рождаемости в России студенты на первые места ставят низкий уровень дохода семьи (69,1%), неустойчивое экономическое положение (61,8%) и неэффективную семейную политику (37,3%). Среди существенных причин выделяются также желание сначала сделать карьеру (30,9%) и большое количество разводов (23,6%). Отметим, что мнение экспертов в оценке причин низкого уровня рождаемости в целом совпадает с мнением студентов при некоторой разнице в ранжировании. Так, на первое место эксперты ставят неустойчивое экономическое положение (81%), на второе - неэффективную семейную политику (57,1%), а на третье - низкий уровень доходов семьи (52,4%). Наряду с объективными причинами демографического спада, характерными для общества в целом, каждая отдельная молодая семья сталкивается с присущими только ей проблемами экономического, социального, психологического плана, порождающими, в свою очередь, индивидуальный стиль репродуктивного поведения данной семьи. Сравнительный анализ ответов студентов и экспертов относительно проблем молодой семьи показывает принципиальное совпадение по ключевым позициям (таблица 11). Эти же проблемы, по мнению опрошенных, требуют первоочередного решения (таблица 12).

Таблица 11 Table 11

Сравнительный анализ проблем молодой семьи Problems of the young family

виды проблем студенты эксперты

материальные 79,8% 95,2%

жилищные 60,6% 95,2%

безработица 12,8% 33,3%

неполная семья 1,8% 4,8%

социальные девиации (алкоголизм, наркомания, правонарушения и т.д.) 0%5 9,5%

плохое здоровье 28,4% 9,5%

неэффективная работа социальных служб 6,4% 4,8%

нарушение прав человека 2,8% 0%

неблагоприятный климат в семье 10,1% 19,0%

всего 202,8% 271,4%

Помимо общезначимых, для конкретных семей не менее важными являются проблемы здоровья (28,4%) и получения образования (38,7%), что, на наш взгляд, отражает спе-

цифику объекта нашего исследования (студентов, получающих высшее профессиональное образование). Существенным, на наш взгляд, является то, что в качестве проблем, требующих первоочередного решения, и студенты, и эксперты назвали нравственное воспитание (20,7% и 28,6% соответственно).

Таблица 12 Table 12

Проблемы молодежи, требующие первоочередного решения Youth issues that need to be addressed as a matter of priority

проблемы студенты эксперты

материальные 37,8% 66,7%

жилищные 54,1% 66,7%

занятости 36,9% 42,9%

получения образования 38,7% 4,8%

преступности 14,4% 4,8%

нравственного воспитания 20,7% 28,6%

планирования семьи 1,8% 9,5%

здоровья 14,4% 19,0%

репродуктивного здоровья 1,8% 4,8%

организации досуга 9,0% 0%

Всего 229,7% 247,6%

Среди наиболее популярных мер, которые, по мнению респондентов, могут повысить рождаемость, выделяются улучшение жилищных условий (71% ответивших на вопрос студентов и 66,7% экспертов), увеличение доходов семьи (соответственно 53,6% и 33,3%); увеличение пособий на ребенка (42% студентов и 28,6% экспертов). Среди приоритетных мер по повышению рождаемости 31,2% опрошенных студентов выделили увеличение доходов семьи. Условиями рождения двоих и более детей являются следующие: устойчивое материальное положение (43,1% студентов и 52,4% экспертов), обеспечение жильем (50,5% студентов и 61,9% экспертов), стабильность в политике и экономике (31,2% студентов и 57,1% экспертов). Помимо чисто экономических условий, для повышения рождаемости немаловажен, по мнению опрошенных, факт наличия благоприятного психологического климата в семье (студенты) и хорошие взаимоотношения между супругами (эксперты) (таблица 13).

Таблица 13 Table 13

Условия увеличения количества детей в семьях Conditions for increasing the number of children in families

Необходимые условия студенты эксперты

возможность зарабатывать сумму, необходимую для содержания семьи 71,6% 42,9%

улучшение экономической обстановки в стране 31,2% 33,3%

уверенность в завтрашнем дне 45,9% 47,6%

существенное улучшение жилищных условий 47,7% 76,2%

хорошие взаимоотношения между супругами 9,2% 23,8%

существенное увеличение ежемесячных пособий на детей 16,5% 19,0%

введение весомых надбавок к заработной плате при наличии ребенка 17,4% 9,5%

увеличение послеродового оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком 12,8% 9,5%

ничто не повлияет 2,8% -

ответственность молодежи 0,9% -

Повышение рождаемости - проблема общегосударственная. Следовательно, решение ее должно осуществляться при объединении усилий различных социальных институтов - субъектов семейной и демографической политики. Наш опрос (таблица 14) показы-

вает, что ответственность за повышение уровня рождаемости возлагается как студентами, так и экспертами, в первую очередь, на органы государственной власти различных уровней (63,9% и 95,2% соответственно) и на семью (45,9% и 38,1% соответственно).

Таблица 14 Table 14

Усилия государства по решению демографической проблемы State efforts to address the demographic problem

необходимые усилия студенты эксперты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

улучшение государственной политики по отношению к семье 29,1% 10,0%

повышение заработной платы 23,6% 15,0%

увеличение детских пособий 29,1% 20,0%

экономическая и социально-политическая стабильность в стране 14,5% 15,0%

жилищный вопрос 41,8% 30,0%

повышение жизненного уровня 7,3% 35,0%

просветительская работа с молодежью 1,8% 10,0%

проблема занятости 3,6% 5,0%

обеспечение льготами матерей 1,8% -

охрана здоровья женщин 1,8% -

никаких 1,8%

изменение общественных установок в отношении семьи 10,0%

социально-экономическое стимулирование молодой семьи 5,0%

всего 156,4% 155,0%

Среди мер, которые должно предпринять государство, опрошенные в первую очередь называют решение жилищного вопроса (41,8% студентов и 30% экспертов), улучшение государственной политики в отношении семьи (29,1% студентов), увеличение детских пособий (29,1% студентов и 20% экспертов), повышение жизненного уровня (25% экспертов), повышение заработной платы (23,6% студентов). Настораживает практическое отсутствие внимания как студентов (1,8%), так и экспертов, вообще не отметивших этот вариант, к охране репродуктивного здоровья женщины, а также тот факт, что респонденты не видят необходимости в дополнительных льготах матерям для стимулирования рождаемости (1,8% - студенты, 0% - эксперты). Однако, отвечая на вопрос о субъектах решения проблемы рождаемости (таблица 15), респонденты отмечают весомую роль в решении демографической проблемы учреждений здравоохранения (31,5% и 23,8%), а также социальных служб (31,5% и 28,6%), осуществляющих поддержку семьи. Логично, что существенной помощи ждут молодые семьи от служб планирования семьи (37,8% опрошенных студентов), в то время как эксперты, к сожалению, не придают должного значения этой деятельности (этот вариант ответа выбрали всего 9,5% экспертов).Результаты исследования опровергают еще один сложившийся в массовом сознании миф о тотал ьном иждивенчестве современной молодежи. Выше мы уже упоминали, что среди основных субъектов решения демографических проблем молодые супруги называют семью.

Однако наше исследование показало, что значительная часть молодых людей готова брать на себя ответственность за решение собственных проблем, в том числе и проблем, связанных с рождением детей. Так, 48,6% опрошенных стремятся овладеть хорошо оплачиваемой специальностью и получить высокооплачиваемую работу, 56,8% хотят, из-

менив свое отношение к жизни, научиться самостоятельно решать возникающие проблемы и 22,9% - получить хорошее образование. Только 1,8% ждут помощи от родителей и родственников, и менее 1% считают, что от них самих ничего не зависит.

Таблица 1 5 Table 15

Роль субъектов в решении проблемы рождаемости The subjects solving the problem of birth rate

субьекты студенты эксперты

органы государственной власти 45,9% 71,4%

органы местного самоуправления 18,0% 23,8%

социальные службы 31,5% 28,6%

учреждения здравоохранения 31,5% 23,8%

службы планирования семьи 37,8% 9,5%

школа 5,4% 4,8%

церковь 2,7% 0%

рождение детей - личное дело родителей 45,9% 38,1%

воспитание в семье - 4,8%

всего 218,9% 204,8%

Заключение

Анализ проведенного нами исследования с убедительностью доказывает, что современная молодая, в том числе студенческая, семья нуждается во всесторонней квалифицированной помощи, направленной на подготовку молодежи к семейной жизни, сохранение репродуктивного здоровья мужчин и женщин, способных родить здоровых детей, на поддержку семьи в бурном пространстве современной жизни: психосоциальную, правовую, социальную, социально-медицинскую, социально-педагогическую, материальную. Не решив проблемы молодой семьи, нельзя обеспечить воспроизводство населения (хотя бы на уровне простого типа), социальную устойчивость и стабильное развитие области в перспективе. Положительная динамика в реализации семейной политики в части социальной поддержки молодой семьи, стимулирования рождаемости, охраны репродуктивного здоровья, планирования семьи, формирования позитивных репродуктивных установок молодежи возможна при условии разработки и осуществления совокупности разнонаправленных мер на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях.

Список литературы References

1. Бодрова В.В. Репродуктивное поведение как фактор депопуляции в России // Социологические исследования, 2002, №6, С.96-102.

Bodrova V.V. Reproductive behavior as a factor of depopulation in Russia / / Sociological research, 2002, №6, p. 96-102 (in Russian).

2. Медков В.М. Демография - М.: ИНФА-М, 2005, С 277.

Medkov V.M. Demography - M.: INFA-M, 2005, p.277 (in Russian).

3. Молодежь современной России - ключевой ресурс модернизации. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013, 230с.

Young people of modern Russia are a key resource of modernization. - Vologda: itsed RAS, 2013, 230 p. (in Russian).

4. Пышкина А.С., Дабина У.В., Османов Э.М., Ведищев С.И. К вопросу о репродуктивных установках современной студенческой семьи // Вестник ТГУ, Т.16, вып.6, 2011, с.1532-1534.

Pyshkina A.S., Dabina U.V., Osmanov E.M., Vedishchev S.I. On the question of reproductive installations of the modern student family // Vestnik TSU, Vol. 16, v.6, 2011, p. 1532-1534 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.