Научная статья на тему 'Исследование мотивационных механизмов и ценностных ориентаций студенческих семей Государственного университета «Дубна»'

Исследование мотивационных механизмов и ценностных ориентаций студенческих семей Государственного университета «Дубна» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
133
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ СЕМЬЯ / МОЛОДЕЖЬ / БРАК / МОТИВАЦИЯ / ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / STUDENT FAMILY / YOUTH / MARRIAGE / MOTIVATION / LIFE STRATEGIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Борадзова Дзерасса Муратовна, Виноградова Ольга Евгеньевна

В статье проведен анализ студенческой семьи, выявлены ее особенности; представлены результаты исследования студенческих семей Государственного университета «Дубна», определены проблемные аспекты их функционирования, описаны факторы, влияющие на успешность студенческого брака, дана сущностная характеристика трудностей, с которыми сталкивается студенческая семья. По итогам исследования сформулирована необходимость преобразования по созданию условий для полноценной жизнедеятельности студенческой семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF MOTIVATIONAL MECHANISMS AND VALUE ORIENTATIONS OF THE STUDENT FAMI-LIES OF THE STATE UNIVERSITY "DUBNA"

The article analyzes the student's family, reveals its features; presents the results of a study of student families of the State University "Dubna", identified the problematic aspects of their functioning, described the factors affecting the success of student marriage, given the essential characteristics of the difficulties faced by the student family. According to the results of the study, the need for transformation in order to create conditions for the full-fledged functioning of a student's family was formulated.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивационных механизмов и ценностных ориентаций студенческих семей Государственного университета «Дубна»»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКИХ СЕМЕЙ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА «ДУБНА»

1 2 Борадзова Д.М. , Виноградова О.Е.

Email: [email protected]

1Борадзова Дзерасса Муратовна - магистрант;

2Виноградова Ольга Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной работы, Государственный университет «Дубна», г. Дубна, Московская область

Аннотация: в статье проведен анализ студенческой семьи, выявлены ее особенности; представлены результаты исследования студенческих семей Государственного университета «Дубна», определены проблемные аспекты их функционирования, описаны факторы, влияющие на успешность студенческого брака, дана сущностная характеристика трудностей, с которыми сталкивается студенческая семья. По итогам исследования сформулирована необходимость преобразования по созданию условий для полноценной жизнедеятельности студенческой семьи.

Ключевые слова: студенческая семья, молодежь, брак, мотивация, жизненные стратегии.

THE STUDY OF MOTIVATIONAL MECHANISMS AND VALUE ORIENTATIONS OF THE STUDENT FAMI-LIES OF THE STATE

UNIVERSITY "DUBNA"

12 Boradzova D.M. , Vinogradova O.E.

1Boradzova Dzerassa Muratovna - Master Student;

2Vinogradova Olga Evgenevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, SOCIAL WORK DEPARTMENT, STATE UNIVERSITY «DUBNA», DUBNA, MOSCOW REGION

Abstract: the article analyzes the student's family, reveals its features; presents the results of a study of student families of the State University "Dubna", identified the problematic aspects of their functioning, described the factors affecting the success of student marriage, given the essential characteristics of the difficulties faced by the student family. According to the results of the study, the need for transformation in order to create conditions for the full-fledged functioning of a student's family was formulated. Keywords: student family, youth, marriage, motivation, life strategies.

УДК 316.6

Актуальность темы исследования: студенческая семья выступает главным стратегическим ресурсом государства, надеждой и опорой, продуктивной в интеллектуальном плане, а также является самой уязвимой, беспомощной аудиторией с точки зрения социально-экономического положения; современная студенческая семья мало изучена, не выделяется на федеральном уровне как особая категория семьи; отсутствует единая правовая база социальной политики в отношении данного типа семьи, что приводит к разрозненным действиям социальных служб в регионах,

низкой эффективности деятельности учреждений органов по делам молодежи и социальных программ по поддержке студенческой семьи.

Студенчество - особая социальная группа, которая формируется из различных социальных образований общества и характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, особым мировоззрением и ценностными ориентациями. В связи с этим студенческой семье присущи иные, отличающиеся от других типов семей подходы к решению вопросов семейно-брачных отношений.

В последние годы сокращается количество семейных пар, где оба супруга студенты. Эта тенденция обусловлена рядом причин. Прежде всего, ухудшением материального положения студенческой молодежи, трудностями в решении жилищной проблемы, неуверенностью в своем будущем, а также расширением и упрощением возможностей удовлетворения сексуальных потребностей вне брака [4].

Чутко реагируя на социально-экономические изменения в стране, студенческая семья изменяется и развивается вместе с обществом. Студенчество является наиболее слабо защищенной частью населения страны, а также ее стратегическим ресурсом, перспективой дальнейшего развития; и именно поэтому социум со студенческими семьями связывает надежды на решение демографических проблем [5].

Был проведен комплексный анализ института студенческой семьи, целью которого является получение общей и реальной картины и оценки имеющегося потенциала демографического развития, материального положения молодых семей, их мнения о семье как социальном институте, семейной политике государства. Было опрошено 234 человека в возрасте от 17 до 26 лет (74,4% женщин и 25,6% мужчин).

Результаты исследования позволяют говорить о том, что в системе ценностей семья по-прежнему остается одним из ведущих ориентиров для молодежи.

В исследовании мы рассматриваем студенческую молодежь в качестве главного субъекта общественного воспроизводства, так как именно в данной возрастной группе в основном сконцентрирован репродуктивный потенциал социума, который в значительной степени зависит от готовности молодых людей вступить в законный брак и родить ребенка (детей). Действия молодых людей и отношения между ними, возникающие в связи с рождением ребенка или отказом от рождения, принято называть репродуктивным поведением молодого поколения. Репродуктивное поведение в значительной степени определяется уровнем потребности в детях

По данным исследования выяснилось, что студенческие семьи Государственного университета «Дубна» относятся к малодетному типу репродуктивного поведения. Причины, по которым значительная часть семейных студентов воздерживается от расширения состава своей семьи, в основном объективные. Главными из них студенты называют учебу, стесненные жилищные условия, материальные трудности, а также трудности, связанные с присмотром за ребенком (рис. 1).

Рис. 1. Диаграмма. Сколько детей Вам хотелось бы иметь

В зависимости от материальных возможностей родительских семей и от степени материальной независимости каждого из супругов чаще всего встречается три варианта начала построения молодой семьи: а) молодожены проживают совместно с родителями одного из супругов; б) молодожены снимают квартиру; в) молодожены сразу имеют отдельную квартиру.

Данные исследования показывают, что 23,8% опрошенных студентов живут с родителями, 20,1% снимают квартиру, 10,4% живут в своей квартире, 44,5% живут в общежитии и 1,2% снимают комнату.

Анализ готовности студентов вступить в брак показывает, что 38,4% опрашиваемых не готовы к вступлению в брачные отношения и полагают, что создание семьи - это большая ответственность, на которую студенты еще не способны. Однако 40,9% считают брак не обязательным, по их мнению, можно просто жить вместе с тем, кого любишь. Отметим, всего 4,9% ответили, что каждый студент должен вступить в брак, завести семью.

Исследование мотивационной составляющей при вступлении в брак, показывает уровень зрелости человека, функции семьи, а также психологический климат семьи. Психологический климат отражает степень удовлетворенности супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения [3].

По данным исследования было установлено: 3,7% опрашиваемых считают, что студенты вступают в брак для удовлетворения бытовых потребностей; 3% вступают в брак для продолжения рода; 19,5% для того, чтобы всегда быть рядом со своим партнером; 7,3% для постоянного сексуального контакта; 35,4% для того, чтобы обрести человека, который поддержит в любой ситуации и будет окружать партнера заботой и вниманием; 3,7% для получения опыта, а 4,9% ответили, что студенты вступают в брак, чтобы избежать одиночества.

Немаловажно и то, готов ли человек отказаться от своих увлечений ради семейного благополучия. Очень многие люди хотят семейного счастья, но не всегда понимают, в чем оно для них заключается. Стоит отметить, что большинство опрошенных утверждает, что можно совмещать свои увлечения с браком, но есть и те, кто категорически против того, чтобы расстаться со своими увлечениями (рис. 2).

100

50

семья не готов (а) можно дороже совмещать

всего остального

0

Рис. 2. Диаграмма. Готовы ли Вы отказаться от своих увлечений ради семьи

Анализируя ответы на вопросы, можно проследить, оправдались ли надежды молодых людей на семейное счастье. У 7.9% респондентов надежды на семейное счастье оправдались. Факторами семейного счастья у этих людей являются любовь, уважение, дружба, расчет.

Брак по расчету не всегда подразумевает финансовую составляющую, так как есть еще один критерий - психологический (зрелый возраст либо желание иметь детей) [2]. 10,4% считают свой брак скорее удачным, 2,4% - неудачным,10,4% затрудняются

ответить и 68,9% не состояли в брачных отношениях. У 2.4% респондентов надежды на семейное счастье не оправдались, как мы полагаем, по следующим причинам:

- неготовность к семейной жизни;

- то, что недостаточно «изучили» друг друга до начала совместной семейной жизни;

- неудовлетворенность сексуальными отношениями с супругой (супругом);

- наличие разных взглядов на жизненные ценности;

- неудовлетворительные жилищные условия;

- вмешательство родителей;

- низкий материальный достаток;

- наличие семейного насилия;

- бытовые трудности;

- постоянная борьба за лидерство в семье;

- то, что недостаточно изучили особенности взаимоотношений в семье своего избранника/избранницы;

- постоянная ревность.

По результатам исследования была выявлена необходимость следующих преобразований по созданию условий для полноценной жизнедеятельности студенческой семьи, на базе образовательных организаций высшего образования:

- создание и совершенствование нормативной базы системной работы со студенческими семьями;

- разработка инновационных социальных технологий по духовно-нравственному воспитанию молодежи, подготовке к семейной жизни и ответственному родительству;

- формирование на базе образовательных организаций высшего образования общественных объединений студенческих семей (клубы студенческих семей, общественные организации «Студенческая семья»);

- рассмотрение возможности поощрения за особые заслуги студентов-родителей и их детей (например, путевки в загородные оздоровительные лагеря);

- активное использования в вузах (в том числе в Государственном университете «Дубна») таких форм работы, как круглые столы с участием представителей конфессий, медицинских работников, семейных пар, имеющих положительный опыт семейной жизни и воспитания детей, мастер-классы и тренинги для молодых родителей.

Список литературы /References

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации».

2. ГаранинаЕ.Ю. Семьеведение. М.: Флинта: МПСИ, 2015. 384 с.

3. Кулагина Е.В. Этика и психология семейной жизни. Омск: ОГИС, 2016. 236 с.

4. Полутин С.В. Молодежь в системе социального воспроизводства: социологический. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2015. 97 с.

5. Тамилина О.В. Проблемы молодых семей и пути их решения в современной России // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки, 2016. № 12 (2). С. 26-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.