Научная статья на тему 'Нравственные ценности современной российской молодежи: результаты социологического исследования'

Нравственные ценности современной российской молодежи: результаты социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3499
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / SPIRITUALITY / MORAL VALUES / OPINION SURVEY / MATHEMATICAL AND STATISTICAL METHODS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жолудева Вера Витальевна, Панарский Николай Семенович

В данной статье авторы представляют результаты проведенного социологического исследования по определению нравственных ценностей студенческой молодежи города Ярославля. В ходе исследования применялись математикостатистические методы. По результатам исследования сделаны выводы по оценке духовных и нравственных ценностей студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL VALUES OF MODERN YOUNG PEOPLE IN RUSSIA: SURVEY RESULTS

The results of opinion survey about moral values of young students in Yaroslavl are presented in the article. Mathematical and statistical methods were used. The authors give conclusions based on these results.

Текст научной работы на тему «Нравственные ценности современной российской молодежи: результаты социологического исследования»

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ:

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 316: 177.001.818

Вера Витальевна Жолудева,

к.п.н, зав. кафедрой математики и естественно-научных дисциплин, Ярославский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Эл. адрес: VZholudeva@mesi-yar.ru

Николай Семенович Панарский,

к.и.н., доц., зав. кафедрой гуманитарных и экономических дисциплин, Ярославский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Эл. адрес: NPanarskij@mesi-yar.ru

В данной статье авторы представляют результаты проведенного социологического исследования по определению нравственных ценностей студенческой молодежи города Ярославля. В ходе исследования применялись математико-статистические методы. По результатам исследования сделаны выводы по оценке духовных и нравственных ценностей студенческой молодежи. Ключевые слова: духовность, нравственные ценности, социологическое исследование, математико-статистические методы.

Vera V. Zholudeva,

PhD in Pedagogic Sciences, the Head of the Chair of Mathematics and Natural Sciences, Yaroslavl Branch of Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)

E-mail: VZholudeva@mesi-yar.ru.

Nikolay S. Panarsky,

PhD in Historical Sciences, the Head of the Chair of Humanities and Economics, Yaroslavl Branch of Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)

E-mail: NPanarskij@mesi-yar.ru

MORAL VALUES OF MODERN YOUNG PEOPLE IN RUSSIA: SURVEY RESULTS

The results of opinion survey about moral values of young students in Yaroslavl are presented in the article. Mathematical and statistical methods were used. The authors give conclusions based on these results. Keywords: spirituality, moral values, opinion survey, mathematical and statistical methods.

Введение

Духовно-нравственная составляющая личности на протяжении всего исторического развития культуры играла важнейшую роль в становлении и развитии человека и общества.

Коренное изменение общественно-политического строя, произошедшее в России на рубеже веков не могло не оказать существенного влияния на нравственное здоровье людей. Моральная деградация значительной части общества, всеобъемлющий прагматизм, культ потребления, беспринципность и цинизм, подростковая наркомания и алкоголизм, рост молодежной преступности и суицидов - все это свидетельства духовного кризиса социума и утраты смысла жизни многими индивидами. Поэтому попытки обращения государства напрямую и через систему образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайны.

Студенчество представляет собой некую «интеллектуальную верхушку» молодежи, ее наиболее образованную и активную часть. Именно оно, получив соответствующее образование и придя на смену представителям предыдущих поколений в роли управленческого звена различного уровня, будет во многом определять основные направления развития нашего общества.

Значительный интерес вызывает так же изучение нравственных ценностей молодых людей проживающих и обучающихся в провинциальном городе.

Таким образом, современные научные исследования, посвященные нравственным ориентирам молодежи вполне актуальны и своевременны.

Цель данного исследования заключается в определении степени сформированное™ нравственных и духовных ценностей студентов вузов города Ярославля.

В социологическом исследовании были поставлены и реализованы следующие задачи:

- выявление духовно-нравственных приоритетов и ориентиров студенческой молодежи;

- определение уровня сформированности конкретных нравственных ценностей у исследовавшейся группы респондентов;

- применение математико-статистических методов для выявления основных факторов, влияющих на формирование духовно-нравственных ценностей и определение наиболее значимых из них;

- определение основных проблем, поиск путей их решения, выработка рекомендаций на основе полученных данных.

Объект данного социологического исследования - студенты различных специальностей, обучающиеся в вузах города Ярославля.

Предмет исследования - нравственные и духовные ценности студентов. Сбор информации осуществлялся методом интервьюирования с помощью анкеты, состоящей из закрытых и открытых вопросов.

1. Методология проведения социологического исследования по определению нравственных ценностей студенческой молодежи

Для проведения социологического исследования была сформирована выборка из 290 респондентов. В качестве единицы выборки выступал отдельный студент курса вуза. В исследовании использовалась одноступенчатая выборка, в качестве основного (результативного) фактора выступала сформированность нравственных и духовных ценностей студенческой молодежи.

В ходе исследования были опрошены студенты восьми вузов города Ярославля. При этом, в выборке представлены студенты, обучающиеся в вузах как разного статуса и направлений, так и различных правовых форм.

Студентам было предложено ответить на 36 вопросов анкеты, условно разделенных на три части: персональные данные и личные качества; общее понимание моральных категорий; отношение к разного рода поступкам.

В первой части анкеты респонденты отвечали на вопросы, касающиеся общих сведений (возраст, пол, профиль обучения, социальный статус). Эта часть

анкеты необходима для обоснования репрезентативности выборки.

Вопросы, заданные во второй части анкеты позволяли определить, как респонденты оценивают (понимают) такие моральные категории, как счастье, дружба, любовь. Один из вопросов данной части анкеты позволил определить, удовлетворены ли респонденты различными сторонами жизни (жизнь в целом, страна, отношения с родителями, учеба, общение со сверстниками и т.п.). Важным был вопрос, согласно которому можно было понять, что для современной студенческой молодежи имеет наибольшую ценность непосредственно для себя, и что опрошенные респонденты в наибольшей степени ценят в людях.

Особый интерес представляют вопросы, по которым можно определить факторы, наиболее сильно повлиявшие на личностное развитие респондента.

В третьей части анкеты представлены вопросы, характеризующие отношение респондента к разному роду поступкам, которые позволяют судить о сформированности нравственных и духовных ценностей у ярославских студентов.

2. Анализ результатов анкетирования студенческой молодежи

В результате анализа анкетных данных, складывается обобщенный нравственный портрет современного ярославского студенчества.

По мнению самих опрошенных, их отличает чувство ответственности (это свое качество отметили 70,7% респондентов), хорошие манеры (68,3%), порядочность (66,6%), решительность и настойчивость (54,1%), а также терпимость и уважение к взглядам других людей (50,3%). В наименьшей степени студентам присущи послушание (26,2%), бескорыстие (28,6%), независимость (30,7%) и религиозность (13,8%),

Обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на низкий уровень самооценки религиозности, большинство студентов относит себя к верующим людям. На вопрос «Верите ли Вы в Бога (богов)?» 47,9% молодых людей ответили утвердительно, еще 33,8% считают, что они скорее верят, чем нет. Только 8,3% опрошенных отнесли себя к тем, кто не верит в Бога.

На вопрос, «Какие чувства Вы чаще всего испытываете?» большинство сту-

дентов (49,7%) ответили, что находятся в состоянии обычного жизненного тонуса и ровного настроения. Более трети (37,6%) испытывают эмоциональный подъём, чувство бодрости, 16,2% - состояние неуравновешенности, чувство тревоги, а 8,6% - состояние безразличия.

Далее респондентам предлагалось ответить на вопросы: «Что из нижеперечисленного имеет для Вас наибольшую ценность?» и «Какие качества респондент в наибольшей степени ценит в людях?». Свои ответы отвечавшие оценивали по пятибалльной шкале. Несмотря на существующую неоднородность мнений о степени важности тех или иных показателей, по многим преобладают оценки «5» и «4», что свидетельствует об их высокой значимости для молодёжи.

Наибольшую ценность для большинства студентов представляет здоровье (средний балл - 4,51). На втором месте наличие хороших и верных друзей (4,46), а на третьем - любовь (4,34). Относительно меньшую ценность для большинства представляет творчество (3,17). Наиболее ценимыми качествами других людей оказались: доброта (4,36 балла), отзывчивость (4,32), воспитанность (4,1) и юмор (4,08). В относительно меньшей степени их привлекает: сила (2,93), красота (3,04), независимость (3,35).

При этом удовлетворенность различными сторонами жизни студентов представляет собой довольно сложную картину.

Если жизнью в целом удовлетворены полностью 60% респондентов, и еще 34,5% отчасти, то страной проживания и обществом полностью удовлетворены лишь 12,5% ответивших, а еще 49% она устраивает частично. Более трети респондентов (36%) выказали отрицательное отношение к России как стране проживания. Среди других показателей с точки зрения удовлетворения лидируют дружба (78%), отношения со сверстниками (70%), отношения с родителями (67,5%). В целом, надо отметить, что студенты удовлетворены большинством сторон жизни и крайне редко выражали массовое неудовольствие. Более половины опрошенных устраивают любовь (55%), досуг (54,5%), религия (50,5%). Почти столько же респондентов отметили полную удовлетворенность здоровьем (48%) и учебой (47%). Относительно высокое неудовольс-

твие прослеживается лишь для таких показателей как работа (16,5%), город проживания (16%), любовь (15,5%).

Большой интерес вызывает вопрос, связанный с перспективными планами и возможностями их достижения у современной студенческой молодежи. Подавляющее число респондентов хочет добиться и считает, что имеет возможности: получить достойное образование (96%) и престижную работу (93%), создать прочную, счастливую семью (96%), заниматься любимым делом (89%), достичь высот в профессиональной деятельности (79,5%), побывать в разных странах мира (66,5%). Значительная часть респондентов хотела бы стать богатыми (81%) и создать собственный бизнес (78%), но, в тоже время, почти половина из них (44% и 46% соответственно) считает, что они вряд ли смогут этого добиться в жизни. В наименьшей степени студенты хотели бы посвятить себя служению Родине и ведению праздного образа жизни (по 4%), стать знаменитыми (11%) и достичь высот духовного самосовершенствования (30,5%).

Главными слагаемыми достижения успеха в жизни студенты считают: хорошее образование (4,36 балла), сильную волю (4,33), целеустремленность и трудолюбие (4,29), интеллектуальные способности (4,27). В меньшей степени они склонны полагаться на удачное стечение обстоятельств (3,5), деньги (3,51), необходимые знакомства и связи (3,84). В тоже время необходимо заметить, что последние показатели получили оценку выше средней степени важности.

Наибольшее опасение у молодёжи вызывают потеря здоровья (61,4%), возможные войны (53,5%), полная потеря друзей (47,6%) и нищета (45,6%).

Вопрос анкеты «Укажите факторы, наиболее сильно повлиявшие на Ваше личностное развитие» так же предполагал оценку основных показателей по пятибалльной системе. В итоги основными факторами становления их личности студенты считают: родителей (4,52 балла), друзей (3,41) и школу (3,39). В наименьшей степени они испытывают влияние духовных наставников (1,44) и средств массовой информации (1,98).

Особый интерес представляет ответ на вопрос, разделяют ли наши респонденты взгляды своих родителей по различным вопросам. Результаты анкетирования показали, что 78%

Таблица 1. Отношение респондентов к отдельным негативным явлениям

и поступкам

№ п/п Явление Рейтинг

1 Проезд в общественном транспорте без оплаты 2,54

2 Уклонение от воинской службы 2,28

3 Сокрытие доходов (уклонение от налогов) 1,93

4 Ложь в личных интересах 1,73

5 Развод 1,71

6 Засорение общественных мест 1,1

7 Экологические и природоохранные нарушения 0,99

8 Беспорядочные половые связи 0,97

9 Супружеская измена 0,76

10 Управление транспортом в нетрезвом виде 0,65

11 Самоубийство 0,48

12 Употребление наркотиков 0,41

респондентов, разделяют взгляды по отношению своих родителей к работе, 68% - к религии, 80% - к моральным правилам. Отношение к социальным проблемам схожи у 64% опрошенных. Согласны с политическими взглядами своих близких 57% студентов.

Особое внимание было уделено изучению такой важной составляющей духовно-нравственного облика молодежи как патриотизм. Для этого респондентам был задан ряд вопросов. В результате выяснилось, что:

• на сегодняшний день студенческая молодёжь в своем большинстве (54,1%) не готова с оружием в руках защищать Родину;

• подавляющее большинство респондентов (95,2%) полностью или частично знает слова гимна РФ;

• более половины молодых людей (56,2%) хотели бы выехать на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

• еще больше человек (62,1%) желают работать за рубежом. Последняя группа вопросов дала

возможность выяснить нравственную оценку студентами некоторых жизненных явлений и ситуаций, а также выявить степень сформированности у них некоторых моральных качеств.

Расчет основных статистик показал, что отношение к курению, крепкому алкоголю, пиву, наркотикам и сознательному обману в основном негативное. Особую неприязнь вызывают наркотики. 92% опрошенных не одобряют их употребление. В меньшей степени молодежь не одобряет сознательный обман (68%), курение (63%), употребление крепкого алкоголя (62%) и пива (49%).

Вопрос «Какие из указанных поступков Вы оправдываете?» требовал дать оценку явления по пятибалль-

ной шкале. Результаты исследования представлены таблице 1, где они проранжированы в порядке снижения позитивности оценки.

Вопрос «Чем Вы готовы пожертвовать для спасения друга, любимого человека?» выявил стремление респондентов жертвовать ради друга и любимого человека в первую очередь деньгами (74,5% и 79,3% соответственно) и общественным мнением (по 72,8%), затем - здоровьем (47,2% и 65,9%), занимаемым положением (46,2 и 65,5), свободой (30% и 55,5%) и жизнью (28% и 57,2). Останутся равнодушными к судьбе друга 1,4% респондентов, любимого человека 0,3%.

Данный вопрос кроме прямого значения позволяет еще раз определиться с главными жизненными ценностями современной молодежи. Ведь, как правило, люди жертвуют в первую очередь тем, что для них менее ценно. Исходя из этого положения, мы можем смоделировать по мере возрастания

значимости следующую последовательность: деньги, общественное мнение, здоровье, занимаемое положение, свобода, жизнь.

3. Исследование данных социологического обследования с использованием математико-статистических методов

В данной главе представлены результаты применения корреляционно-регрессионного анализа для реализации основной цели и задач исследования.

В исследовании определялось существование взаимосвязи между удовлетворенностью респондента различными сторонами жизни (жизнью в целом, обществом и страной, своим городом, отношениями с родителями и сверстниками, религией, досугом) и следующими факторами:

- состав семьи респондента;

- социальное положение респондента;

- психологическое состояние респондента.

Для изучения взаимосвязи был применен коэффициент взаимной сопряженности Пирсона. Результаты расчетов приведены в таблице 2.

Полученный коэффициент корреляции между удовлетворенностью респондента жизнью в целом и составом воспитавшей его семьи (0,1267) говорит о слабой связи. На наш взгляд это объясняется тем, что основная масса участвовавших в анкетировании студентов являются финансово зависимыми от родителей и имеют низкую семейную ответственность (не

Таблица 2. Значения коэффициента Пирсона

Характеристика связи Значение коэффициента Пирсона

составом семьи социальным положением семьи психологическим состоянием респондента

связь между удовлетворенностью респондента жизнью и 0,1267 0,167 0,3179

связь между удовлетворенностью респондента страной и обществом в целом и 0,11 0,127 0,174

связь между удовлетворенностью респондента городом и средой обитания и 0,103 0,165 0,264

связь между удовлетворенностью респондента отношениями с родителями и 0,161 0,382 0,216

связь между удовлетворенностью респондента учебой и 0,113 0,194 0,237

связь между удовлетворенностью респондента общением со сверстниками и 0,247 0,147 0,291

связь между удовлетворенностью респондента дружбой и любовью и 0,1 0,094 0,267

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

связь между удовлетворенностью респондента своим досугом и 0,293 0,11 0,254

связь между удовлетворенностью респондента религией и 0,144 0,156 0,275

участвуют в создании и распределении семейного бюджета). Поэтому респонденты независимо от того, в каких семьях они росли и воспитывались, практически одинаково относятся к своей жизни в целом.

В свою очередь слабая связь (0,167) между удовлетворенностью респондента жизнью в целом и социальным положением семьи респондента определяется тем, что опрошенные студенты родились и воспитывались в семьях с приблизительно одинаковым уровнем дохода. В условиях, когда разница в социальном статусе еще выражена неярко, так как предприниматели как социальная группа сформировались из представителей, ранее существовавших социальных слоев и не успели сильно дистанцироваться от них.

Умеренная связь (0,479) между удовлетворенностью респондента жизнью в целом и его опасениями показывает, что чем выше удовлетворенность респондента своей жизнью, тем выше его опасения потерять свое благополучие. Такая связь, видимо, объясняется общей социально-экономической нестабильностью в России да и во всем мире.

Практически отсутствующая связь между удовлетворенностью респондента страной и обществом в целом и составом семьи, социальным положением, психологическим состоянием респондента соответствует одной из характеристик духовно-нравственного кризиса в стране. Наряду с социально-экономическими проблемами уровень гражданственности и патриотизма оставляет желать лучшего.

Очень слабая связь между удовлетворенностью респондента городом и средой обитания и составом семьи говорит о том, что существующие экономико-социальные, культурные, политические и прочие проблемы местного уровня одинаково затрагивают интересы всех жителей города, независимо от социального статуса.

Слабая связь между удовлетворенностью респондента отношениями с родителями и составом семьи объясняется, на наш взгляд, моделью семьи, характерной для России. У нас присутствует патриархальная модель, согласно которой старшее поколение, обладая высоким авторитетом, опекает своих детей до тех пор, пока имеет такую возможность, то есть на протяжении всей трудовой части жизни.

Умеренная связь между удовлетворенностью респондента отношениями

с родителями и социальным положением семьи полностью согласуется с приведенной выше моделью российской семьи. Дети на протяжении своей жизни видят, сколько труда и средств вкладывают родители в семейное благосостояние и, как правило, более ценят родителей.

Коэффициент Пирсона, равный 0,216, говорит о связи, близкой к умеренной между удовлетворенностью респондента отношениями с родителями и его психологическим состоянием. На наш взгляд, это объясняется тем, что чем лучше внутрисемейные отношения, тем естественно, сильнее психологическая связь с родителями.

Между удовлетворенностью респондента общением со сверстниками и составом семьи обнаружена близкая к умеренной связь. Действительно, при неполном составе семьи респондент в большей степени стремится к общению с взрослыми людьми (и в меньшей степени со сверстниками), так как идет замена (компенсация) социальных ролей и наоборот.

Согласно устоявшемуся мнению, связь между удовлетворенностью респондента дружбой и любовью и составом семьи должна присутствовать, так как если человек воспитывался в полной семье, то, как правило, он растет в любви и у него самого вырабатывается стремление к этому. Наше исследование дало противоположенный результат, и объяснить это можно происходящим в настоящее время в России духовно-нравственным кризисом.

Умеренная связь между удовлетворенностью респондента дружбой и любовью и его психологическим состоянием вполне объяснима, так как чем хуже психологическое состояние человека, тем в меньшей степенью он удовлетворен такими сторонами своей жизни, как любовью и дружбой.

Наличие умеренной связи между своим досугом и составом семьи объясняется педагогическими и психологическими исследованиями. В полной семье более высокое удовлетворение свободным времяпровождением, так как родители достаточно много времени проводят с детьми. В неполных семьях у детей частичная удовлетворенность, или она полностью отсутствует, потому что у одного родителя, воспитывающего ребенка, как правило, не хватает времени на досуг.

Близкая к умеренной связь между досугом респондента и его психологи-

ческим состоянием также вполне объяснима. Чем больше человек удовлетворен собой и своей жизнью, тем больше у него друзей и тем более качественным является его досуг. Если у респондента есть психологические проблемы, он не ориентирован на отдых.

Кроме того, мы изучили зависимость между результативным признаком у - средний коэффициент того, что является наиболее ценным в жизни для респондента, рассчитанный на основе анкетных данных вопроса 13 и следующими факторами, оказывающими на это влияние: х1 - школа; х2 - родители; х3 - родственники; х4 - друзья; х5 - учителя; х6 - СМИ; х7 - духовные наставники (священнослужители); х8 -книги; х9 - интернет; х10 - ТВ.

Множественный корреляционный анализ проведен с использованием прикладных пакетов Excel.

Проведем интерпретацию полученных результатов:

1) Связь между признаками-аргументами не является тесной, что свидетельствует об отсутствии муль-тиколлинеарности. Это говорит о том, что окончательную модель войдут все показатели.

Уравнение регрессии имеет вид: y = 2,1142 + 0,1313*! + 0,0202*2 + + 0,0452*3 + 0,0543*4 + 0,0843*5 +

+ 0,0343*6 + 0,106*7 + 0,124*8 -- 0,0027*9 + 0,747*ю.

2) Парные коэффициенты корреляции:

rm = 0,3205; ry*2 = 0,668; r* = 0,4384; r* = 0,1862; r* = 0,3865; r* = 0,3016; Гу*7 = 0,2424; V = 0,2874; V = 0,2473; ry*10 = 0,2789.

Все коэффициенты имеют не высокие значения, что говорит о том, что выше перечисленные факторные признаки оказывают по отдельности слабое или умеренное влияние на результативный признак у.

Достаточно высокие показатели парных коэффициентов корреляции между результативным фактором у (средний коэффициент того, что является наиболее ценным в жизни для респондента) и факторными признаками Xj (школа), х2 (родители), х3 (родственники), х5 (учителя) объясняются тем, что школа и семья являются источниками социализации, учителя -агентами социализации (социализация - процесс усвоения человеком норм и правил поведения, принятых в обществе). Поэтому их влияние на респондентов достаточно высокое.

Таблица 3. Корреляционная матрица между средним коэффициентом того, что является наиболее ценным в жизни для

респондента и факторными признаками

у X1 X2 X3 X4 X5 X6 X7 *8 *9 *10

у 1

X 0,3205 1

0,668 0,1087 1

X3 0,4384 0,19 0,2929 1

X4 0,1862 0,1202 0,2951 0,1395 1

X5 0,3865 0,4211 0,038 0,2826 0,173 1

X6 0,3016 0,1403 0,0366 0,253 0,2325 0,32 1

0,2424 -0,026 0,0541 0,2427 0,0574 0,183 0,237 1

*8 0,2874 0,0394 -0,103 -0,035 -0,031 0,2133 0,174 0,083 1

*9 0,2473 0,0365 0,0737 0,146 0,3246 0,2104 0,426 0,186 0,190 1

*10 0,2789 0,157 0,0276 0,1517 0,209 0,2457 0,481 0,141 0,061 0,639 1

Установленное умеренное влияние СМИ на формирование ценностей в жизни для респондентов может быть объяснено следующими моментами. Студенческая молодежь - это представители интеллигенции, им присущ высокий уровень заинтересованности в получении информации (что является характеристикой тенденции перехода от индустриального к информационному обществу).

Слабое влияние друзей заключается в том, что в настоящее время велика роль индивидуального сознания (респонденты склоны в большей степени доверять себе и той информации, которую абсорбируют).

Слабая связь между у и х8 (книги) еще раз подтверждает то, что современные студенты в качестве источника информации предпочитают современные технологии (интернет, социальные сети и т.д.), нежели книги.

3) Множественный коэффициент корреляции R2 = 0,5543. Сравнительно невысокий показатель множественного коэффициента корреляции показывает, что в корреляционную модель должны быть включены неучтенные объясняющие факторы.

Заключение

Проведенное исследование дает возможность сделать следующие выводы.

1. Опрошенными студентами признается несомненная большая важность нравственных ценностей.

2. Подавляющее большинство студентов придерживаются общечеловеческих норм морали.

3. Среди нравственных ориентиров у современных студентов четко прослеживается значительный крен в сторону предпочтения тех моральных ценностей, которые напрямую связаны с удовлетворением эгоистических потребностей.

4. Духовно-нравственные ценности коллективистского плана развиты у респондентов значительно хуже.

5. Наиболее значимым фактором формирования нравственных ценностей выступает семья, в которой респонденты получают базовые установки по всем областям жизни.

6. Для большинства молодых людей важнейшими жизненными ценностями являются наличие семьи, друзей, любимого человека, интересной работы (именно так 93% опрошенных определили понятие счастья).

7. Современные студенты планируют многого добиться в жизни и рассчитывают, в основном, на свои силы. При этом более половины из них готовы пойти на нарушение норм морали.

8. Молодые люди не считают себя психически подавленными. Подавляющее большинство респондентов (более 87%) считают, что находятся в обычном жизненном тонусе, или испытывают эмоциональный подъём.

9. Современная жизнь создает дефицит ряда человеческих качеств, которых не хватает как самим студентам, так и окружающим их людям.

10. Главным фактором, оказывающими наиболее сильное влияние на нравственное становление студентов продолжают оставаться родители.

11. В ходе проведения исследования выяснилось, что произошла эволюция не только самих нравственных ценностей, но и наполняемости моральных категорий. Студенческое понимание терминов «порядочность», «развод», «хорошие манеры» и ряда других значительно отличалось от общеупотребительной трактовки.

12. В целом все вышесказанное свидетельствует о том, что современная студенческая молодежь, в основе своей, восприняла нравственные ценности либеральной идеологии.

В настоящее время духовно-нравственное состояние молодежи находится в переходном положении. С одной стороны достаточно сильны нравственные ценности предшествующих поколений, воспитанных в Советском Союзе. С другой стороны в обществе все с боль-

шей силой утверждаются либеральные ценности капиталистического общества. И те и другие имеют свои сильные и слабые стороны. Главной задачей современного этапа можно считать необходимость развития наиболее значимых, гуманистических составляющих и той и другой нравственных систем.

Во многом от политики государства в сфере образования зависит будущее нашей страны, то, по какому пути будет двигаться развитие подрастающего поколения. Лишь обретя думающую и независимую молодежь, наша страна будет способна конкурировать с другими странами. Тогда и только тогда, когда духовность и нравственность нашего общества будут первоочередными при воспитании детей, привнося в их души и умы бескорыстие, честность и порядочность, Россия снова сможет стать поистине великой страной, такой, какой она всегда и являлась.

Литература

1. Кремер Н.Ш. Математическая статистика. - М.: Экономическое образование, 1992.

2. Мхитарян В.С., Трошин Л.И. Исследование зависимостей методами корреляции и регрессии: Учебное пособие/ Моск. эконом.-стат. ин-т. - М.,

1991.

3. Конюшевская К.О., Москаленко К.С. Формирование выборки для опроса молодежи // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. № 6. С. 123-125.

References

1. Kremer N.Sh. Mathematical Statistics. - Moscow: Economic Education,

1992.

2. Mhitarian VS., Troshin L.I. Depend-ancy Analysis on Correlation and Regression Methods.: Study guide/ Moscow Statistical Institute - Moscow, 1991.

3. Konyushevskaya K.O., Moskalenko K.S. The sampling for the survey of young people // Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. 2012. № 6. S. 123-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.