Экономические ценности как предпринимательский потенциал студенческой молодежи Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко.
The economic value of the entrepreneurial potential of students of the Pridnestrovian state University. T. G. Shevchenko.
Джалая Л.В.
аспирантка 2 курса, к-ра социологии и религиоведения Ф-т истории и социальных наук Российский государственный педагогический университет имА.И. Герцена
г. Санкт-Петербург e-mail: lara24d@mail. ru
Dzhalaya L. V.
Post-graduate student of the department of sociology and religious studies.
Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen, St. Petersburg, Faculty of Social Sciences, Department of Sociology and Religious Studies.
e-mail: lara24d@mail. ru
Аннотация.
Статья базируется на материалах исследования проведенного автором в марте 2017 года. Основным методом сбора данных выступал анкетный опрос.. Всего было опрошено 10% студентов бакалавриата от генеральной совокупности - это 313 респондентов всех представительств факультетов и институтов ПГУ им. Т. Г Шеченко г. Тирасполя. Рассмотрены приоритеты и особенности изучения и анализа экономических ценностей студенческой молодежи ПГУ им.Т.Г. Шевченко. Задача количественной ступени исследования это выявление слоев потенциальных, протопредпринимателей среди студентов и рассмотрение их отличительные признаки от непредпринимательских групп. Представлены результаты исследования экономических ценностей студентов в контексте практики ценностей и выявления влияния современного образования на экономические ориентации студентов, как социального типа представляющегося собой активно стремящегося реализовать себя в бизнесе молодого человека, который является выходцем из различных слоев населения.
Annotation.
The article is based on research conducted by the author in March 2017. The main method of data collection were the questionnaire.. Only surveyed 10% of students from the General population is 313 respondents of all offices of the faculties and institutes of the Department. T. G Shechenko in Tiraspol. Examines the priorities and characteristics of the study and analysis of economic values of student's youth of PSU.T.G. Shevchenko. The objective of the quantitative stage of the study is to identify potential layers, protoperidinium among students and consideration of their distinctive features from non-entrepreneurial groups. The results of studies on the economic values of students in the context of practice values and determine the effect of modern education on the economic orientation of students as a social type presented themselves actively seeking to realize themselves in business young man, who comes from the various segments of the population.
Ключевые слова: экономические ценности, студенчество, студенческая молодежь, предприниматели.
Key words: economic value, student, students, entrepreneurs.
В последнее время происходят кардинальные преобразования как в общественном, так и в индивидуальном понимании, в связи с этим нынешняя система ценностных представлений студентов несколько отличается от той, на которую ориентировались старшее поколение[1].
Наиболее значимыми, какие ценности являются сегодня для студенчества?
Ответы на этот вопрос показали, достаточно прагматическую картину ориентации молодежи. Большинство из опрошенных опираются в своей жизни на себя, так как ощущают нестабильность социальных институтов в нынешней ситуации и, понимая при этом расширяющее значение личной предпринимательской активности и инициативы[2].
Рассмотрим социальный портрет студента ПГУ им. Т.Г.Шевченко. Ответы респондентов допускают сделать вывод, что поступили в университет абсолютно осознанно. Имеют цель обучения: «прагматическую» — это последующее хорошее трудоустройство для карьеры (50,4%) и для финансового благополучия (36,1%).
Устраивает диплом бакалавра немногих респондентов (10,5%), но и не против учиться дальше студенты
(33,8%);
Респондентам предлагалось обозначить весомые ресурсы дохода в семье. Одним из вариантом ответа оказалась в рейтинге альтернатива «открыть собственное дело», представляющая для целей исследования существенный интерес, - ее выбрало 17,5% ответивших.
После завершения учебы студенты хотят работать (67,7%): карьерных устремлений у студентов вуза менее половины (44,4%) опрошенных после получения образования задумываются работать в крупой компании. Еще одна часть (15%) респондентов надеются работать на малой фирме. Небольшой триумф падает на долю государственных организаций (22,3%) и совсем немного желающих трудиться в научном институте (13,4%), другое выбрали 30,35%.
Исследование результатов на вопрос о предполагаемом месте работы показывает довольно высокие амбиции студентов вуза в отношении карьерных устремлений[4].
У студента (15,6%) пока нет связей, они есть у (17%) студентов. Опыт работы есть у (34,4%) студентов. Студенты ПГУ — хорошисты (55,2%); посредственно учатся (10,8%); отличников ( 23,3%) .
Результат опроса демонстрирует, что у теперешнего студентов гораздо выше направленность на предпринимательство, чем на научную деятельность[5].
Курс к научной деятельности имеет наибольшее распространение видимо лишь у тех студентов, родители которых благополучно реализовали себя в этой сфере (предпринимательские настроения запаздывают у этой страты — 1,5%).
Стало быть, студенты как социальный тип являют собой инициативных и предприимчивых стремящихся проявить себя в бизнесе молодых людей, которые являются выходцами из различных слоев населения, так как большая часть студентов планирует после окончания университета работать, при этом часть хочет открыть собственное дело.
Одна треть высказали желание продолжить обучение. Для студентов младших курсов учеба в магистратуре и аспирантуре — отдаленная перспектива, может быть к последнему курсу число желающих студентов продолжить обучение увеличится[8].
Итак, рассмотрим локализацию предпринимательской деятельности в дальнейших жизненных стратегиях студентов в опрошенной совокупности .
Выявлено, что менее одной пятой студентов без сомнения отнесена к непредпринимательским слоям: лишь 17,25% респондентов на вопрос о возможности в свое время организовать свое дело отреагировало отказом; еще 6% студентов не сформировали свои намерения в отношении предпринимательской деятельности. Итак, по рекордной оценке доля непредпринимательских прослойки в нашей совокупности составила 23,3%, а совокупный предпринимательский потенциал (по наименньшей оценке) - 76,7%. Рассмотрим состав предпринимательского потенциала студентов вуза более детально. На нынешний момент времени доля латентных предпринимателей составляет (4%) опрошенных респондентов.
В отношении жизненных перспектив по предпринимательской деятельности, то в будущем хотело бы промышлять коммерцией больше половины опрошенных респондентов (52%).
Заметим, что (3,9%) респондентов затруднилась с началом периода времени своей предпринимательской деятельности, после завершения вуза.
Следовательно доля латентных предпринимателей (занимающихся предпринимательской деятельностью в настоящее время) в опрошенной нами совокупности студентов вуза составила 4%.
Доля потенциальных предпринимателей (планирующих сделать это после завершения вуза или немного погодя) - 17,5%.
Доля протопредпринимателей (не отрицающих для себя возможности заняться бизнесом) - 52%.
А доля непредпринимательских слоев (полностью отрицающих для себя возможность открыть дело или сомневающихся в этой возможности) - 23,3% студентов.
Исследуем различия каждого выявленного слоя в отдельности: по социально-демографическим характеристикам, объемам экономического, человеческого и социального капиталов и по самооценке личностных качеств[9].
Студенты вуза являются наглядно гомогенной совокупностью по рассматриваемому признаку, при этом присутствует влияние университетской подготовки на установки студентов согласно перспективы начать свой бизнес, т.к. 45,7% студентов указали, что есть влияние вуза на выбор развития карьеры в будущем, а также на выбор предпринимательства^].
Связь между стремлением начать свой бизнесу студенчества и уровнем образования родителей (40% в/с) отсутствует, но зависимость склонности к предпринимательству от культурного капитала респондентов частично присутствует (является последнюю переменную) являясь следствием гомогенности респондентов по образовательному уровню их родителей.
Итак, совокупный слой латентных и потенциальных предпринимателей (далее анализ латентных предпринимателей рассматривается вместе с потенциальными предпринимателями по причине слабой наполненности первой) на 45,1% состоит из юношей, что составляет менее половины всей выборки (с учетом что
опрошенных юношей вышло на 1,5% меньше в общей совокупности). Сюда вошли более половины всех уроженцев города (73%)и респондентов со средним семейным достатком (56,3%). Это социально-демографический образ потенциального предпринимателя. Что он показывает? Для начала юноши менее предрасположены к предпринимательской деятельности, в свой черед предпринимательские установки коррелируют с измеренным по объективным показателям объемом капиталов: экономического (материальное положение семьи), человеческого (у 4 курса, больше знаний), культурного (тип населенного пункта, в котором прошел процесс социализации)[10].
Больше половины из потенциальных предпринимателей, оценивают свой человеческий капитал (знания 76,3%, квалификация, навыки 63,6%, связи 45,4% и опыт 25,4%) как в полной мере достаточный для налаживания своего бизнеса, таким образом респонденты убеждены в приспособленности своих личностных качеств для бизнеса.
Рассмотрим протопредпринимательский слой. Здесь преимущественно студенты из городов (68%) и обладатели высокого дохода (5,8%). Отличие от потенциальных слоев в том, что среди протопредпринимателей чаще встречаются юноши (55,6%), а не девушки. Если обратиться к личному капиталу, только 3-5% студентов оценивают свои знания и навыки как недостаточные для бизнес-старта. (вряд ли данный факт может являться причиной отсрочки предпринимательской деятельности). Личностный фактор является практически неизменной величиной.
Отметим ценностные ориентации у протопредпринимателей считающих свой бизнес - желательный выбор жизненной стратегии. Свой бизнес для данного слоя, по-видимому это шанс улучшить свое положение в обществе[12].
Далее следуют непредпринимательские слои. Вероятно еще не накопивших достаточного объема знаний, или не пришедших к осмыслению предпринимательства как продвижения карьеры. Юношей большинство (57,5%), это демонстрирует, что гендерные роли респондентов в выборочной совокупности устанавливают нежелание быть предпринимателем. В рассматриваемом слое почти все роддом из средних/малых городов и 1/3 из села, то есть обладатели гигантских объемом культурного богатства.
Здесь преобладают студенты со средним достатком (58,9%), с доходом респондентов ниже среднего (24,6%) по совокупности среди непредпринимательских слоев, четверть студентов с низким доходом из выборки оказалась в числе не желающих заниматься предпринимательской деятельности как продвижения карьеры на жизненном пути. Касаемо других ресурсов, то больше половины респондентов оценивает свои знания (72,6%) и навыки (57,5%), связи (16,4%) т.е. личностные качества как достаточные для создания своего бизнеса.
Как видим, студенты, оказавшиеся в составе непредпринимательских слоев, менее склонны смотреть на перспективу открытия бизнеса как на признаваемый обществом вариант развития карьеры[14].
Важным показателем, на наш взгляд, является определенность жизненных стратегий, в анкетах можно увидеть единичные случаи ответов « не хочу отвечать», «не знаю, что буду делать», «буду жить, как позволят обстоятельства».
Подведем итог, у студентов довольно ясное понимание об ожидающем их будущем и потому четкие перспективы, даже радужные жизненные стратегии по отношению к экономическим ценностям. Из всех опрошенных респондентов, открыть собственный бизнес могут менее 1/5 студентов, при этом более половины видят себя в дальнейшем в открытии собственного дела. Эти данные свидетельствуют о высокой практичности и малой востребованности научного труда.
Список используемой литературы:
1. Вишневский Ю.Р., Банникова Л.Н., Дидковская Я.Б. Исследование проблем профессионального самоопределения студенчества Свердловской области // Университетское управление. 2000. № 2(13). С. 7480. [online] URL:<http://ecsocman.edu.ru/univman/msg/145151.html>.
2. Гришаев С.В., Немировский В.Г. Социальный портрет молодого предпринимателя// Социологические исследования. 1999. №5. С. 40-43.
3. Кибакин М.В., Лапшов В.А. Социально-типологический портрет студента СГУ //Образование. 2000. №1. С. 14-26. [online] URL :<http://www.dvgu. ru/umu/didj est/edu/year2000/main2000. htm>.
4. Пашинян И. А. Работа и трудоустройство в восприятии студентов //Социологические исследования.-2000. №1. С.130-133.
5. Петрова А. Почему начинают заниматься малым бизнесом. Отчет Ф0М.15.07.2004. [online] URL: <http://bd.fom.ru/report/cat/societas/market_economy>.
6. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М.: Институт человека РАН, 2002.
7. Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // Социологические исследования. 2003. №10. С. 55-60.
8. Тихонова H.E., Чепуренко А.Ю. Предпринимательский потенциал российскогообщества // Мир России, 2004, № 1.
9. Фурсова В.В. Социальные источники пополнения группы предпринимателей //Рубеж (Альманах социальных исследований). 1996. № 8-9. С. 22-48.
10. Чепуренко А.Ю. Лекции по курсу «Социология предпринимательства». Лекция 1:Предмет и место социологии предпринимательства. Предпринимательство - сущность, экономические и социальные функции. 2006.
11. Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в социальном контексте / А.Ю.Чепуренко; Ин-т комплексных социальных исследований. М.: Наука, 2004. - 475 с.
12. Шувалова В.С. Проблемы занятости выпускников учебных заведений / В. С.Шувалова, О. В. Шиняева // Социологические исследования. 1999. №11.С.91-97.
13. Apospori E., Papalexandris N., Galanaki E. Entrepreneurial and professional CEOs:Differences in motive and responsibility profile // Leadership & Organization DevelopmentJournal. 2005. Vol. 26. Iss. 1/2. Pp. 141-163. [online] URL: <http://proquest.umi.com>.
14. Autio E. Global Entrepreneurship Monitor: Report on High-ExpectationEntrepreneurship. 2005. 54 p. [online] URL: <www.gemconsortium.org>.
15. Clarke R.D. Five great business motivators // Black Enterprise. 1998. Vol. 28. Iss. 9. Pp.83-87. [online] URL: <http://proquest.umi.com>.
16. Fox M. Motivations for self-employment: The case of Maori in New Zealand // NewEngland Journal of Entrepreneurship. 1999. Vol. 2. Iss. 2. Pp. 57-64. [online] URL:<http://proquest.umi.com>.
17. Kollinger P., Munniti M., Schade C. Entrepreneurial Overconfidence: Evidence from aC.A.R.T. Approach. Berlin, 2005. 33 p. [online] URL: <www.gemconsortium.org>.
18. Kollinger P., Munniti M., Schade C. «I think I can, I think I can»: Overconfidence andentrepreneurial behavior. Berlin, 2005. 31 p. [online] URL: <www.gemconsortium.org>.