ФИЛОСОФИЯ
Н.А. ЧАВКИН
аспирант кафедры социально-политических наук Московского государственного технического университета гражданской авиации
Е-mail: [email protected] Тел. 8 916 730 89 14
НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ КАК ПРЕДМЕТ ЭТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
В статье раскрываются нравственные основания традиции и новации как проявления свободного творчества. Определяются основные характеристики традиций и новаций и их диалектическое взаимодействие. Особое внимание уделяется анализу традиций как форме преемственности в развитии нравственной культуры и духовно-нравственных ценностей.
Ключевые слова: традиция, новация, преемственность, духовно-нравственные ценности, нравственная культура, нравственное наследие.
Традиция - это общефилософское понятие, которое пронизывает все этапы развития, все сферы общественной жизни. В этом качестве понятие «традиция» не поддается однозначной интерпретации. Этимология термина означает «передача, предание». Можно выделить несколько подходов к определению этого понятия, сложившихся в современной отечественной науке.
Первый подход объединяет исследователей, которые рассматривают традицию как регулятивное понятие. По их мнению, это центральная характеристика традиции, обеспечивающая ее устойчивость и повторяемость, ее нормативный характер. Традиция рассматривается как закрепившаяся в обществе норма, установка, которая задаёт определенную программу поведения и предписывающая определенный образец действий. Так, Ю.Н. Сафронов даёт следующее определение традиции: «Традиции - это сложившиеся устойчивые и обобщенные нормы и принципы отношений людей в обществе» [5, с.38-39].
Вторая группа ученых рассматривает традицию как специфическую социальную связь индивидов и групп в обществе. При этом обращается основное внимание на процесс социализации, на овладение культурным наследием, на приобщение социальных субъектов к тем культурным достижениям общества, которые соотносятся с современными потребностями социальных
групп. Так, В. Б. Власова определяет традицию как социальную связь людей, которая реализуется через воспроизведение ими групповых стереотипов деятельности для освоения ее новых условий и задач [1].
Третью группу исследователей представляет В.Д. Плахов, который отмечает вовлеченность традиции в систему общественных отношений. Он считает, что в основе традиции находятся отношения в социуме, система взаимоотношений между людьми, традиция выражает то, что в обществе характеризуется стабильностью, типичностью, повторяемостью. По его мнению, традиции - это исторически складывающиеся, устойчивые, повторяющиеся общественные отношения, имеющие нормативный характер и в силу этого регулирующие и упорядочивающие социальное развитие [3,4].
Четвертый подход основан на понимании традиции как информационной характеристики культуры. В таком случае традиция представляется в качестве особой формы фиксации социальной информации, в качестве носителя информационного смысла. Отсюда традиция основанная на накоплении, хранении, передаче наследственной социальной информации, которая ориентирована на воспроизводство прошлых образцов деятельности. При интерпретации традиции устанавливается ее взаимосвязь с такими
© Н.А. Чавкин
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
понятиями, как «информационная программа», «коллективная самокоммуникация», «знак». В современной науке этот подход находит наибольшую поддержку, особенно в связи с ростом интереса к информатизации.
Пятый подход к пониманию традиции, предельно общий, системный, наиболее ярко выражает Э.С. Маркарян, характеризуя традицию как стереотипизированный социальный опыт. Культурная традиция - это выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах [2]. При таком подходе формирование и функционирование социального опыта является результатом действия культурной традиции. На основе такой интерпретации традиция рассматривается как всеобщий, универсальный механизм осуществления культурной деятельности, как способ существования, развития и функционирования культуры. Сегодня большинство исследователей обозначают своё понимание традиции с позиции этого подхода.
Все перечисленные выше подходы выражают разные аспекты традиции, раскрывают ее характерные стороны, однако, на наш взгляд, не охватывают ее во всей целостности. Традиция представляет собой сложное социальное образование, которое имеет универсальный характер. Традиции выступают как необходимое условие исторического развития, которое составляет важный аспект движения общества от прошлого к будущему. Многогранность способов возникновения, существования и развития, форм выражения и проявления традиций, выполняемых ими ролей и функций в социокультурном развитии общества, не позволяет однозначно определить это понятие. Традиция выступает неотъемлемой характеристикой любой общественной системы, ее социальной организации, функционирующей во всех областях общественной жизни. При таком понимании этого феномена традицию можно характеризовать с точки зрения ее свойств и механизма развития.
Традиция представляет собой продукт исторического развития общества, своеобразный результат накопления знаний, опыта, передаваемого от поколения к поколению. Мишель Фуко в
рассуждении о трех типах отношения к другому, необходимых для формирования молодого человека, говорит о наставлении примером: пример великих людей и сила традиции формируют модель поведения [6].
Можно сделать вывод: генезис традиции, с одной стороны, зависит от системы ценностей, отношений, уже сложившихся в данном обществе, с другой стороны, формирование традиций обусловлено новыми потребностями в социокультурном освоении реальности.
Сущностные характеристики традиции:
1) временная длительность,
2) относительная устойчивость.
Говоря о традициях, мы представляем ценности, отношения, модели поведения, которые, складываясь и видоизменяясь в ходе истории, являются наиболее стабильными, воспроизводимыми на протяжении длительного периода времени элементами социокультурного опыта.
Каждый новый этап в историческом развитии нравственности, отрицая предшествующий, необходимо включает все прогрессивное, что приобретено на предшествующих ступенях развития. Человечество, поднимаясь со ступени на ступень по лестнице исторического прогресса, не создает каждый раз заново свою нравственную культуру, а опирается на предыдущие достижения. Поэтому невозможно вычеркнуть из истории нравственной культуры ни один ее этап, так как каждая предшествующая фаза развития оказывает влияние на последующую.
Творческая деятельность отличается от простого репродуцирования тем, что она невозможна без освоения нравственного наследия прошлого. Творчество предполагает подлинное освоение нравственных ценностей прошлого, только на основе которого и возможно создание новой нравственной культуры. Развитие нравственности вообще невозможно без творческого освоения старого, положительного, так как одно лишь репродуцирование еще не создает нравственной ценности. Последняя всегда есть не что иное, как единство традиционности (как проявление обезличенного творчества массы предшественников) и уникальности новизны, которую вносит современная эпоха.
Нравственное наследие - одна из важнейших категорий социальной философии. Будучи нераз-
ФИЛОСОФИЯ
рывно связанной с целым рядом других понятии (нравственные ценности, традиции, обычаи и т.п.) это понятие имеет свой собственный объем, содержание и значение. Понятие «нравственное наследие» работает только применительно к процессам, происходящим обычно в области духовной культуры, то есть намного уже по своему объему от категории «преемственность», которая имеет общефилософский характер.
Понятие «преемственность» выражает объективную связь явлений, в то время как понятие «наследие» предполагает теоретическое осознание консервативности прошлого, т.е. критическую оценку оставшихся от прошлых поколений нравственных ценностей.
Если преемственность носит объективный характер, то отсюда следует, что независимо от желания людей в нравственной культуре каждой новой эпохи содержатся такие компоненты, которые, будучи программными, неизбежно входят в поведение нового поколения, а также компоненты, которые могут оказаться не только бесполезными, но даже и вредными для общественного прогресса. Суть процесса наследования и состоит в том, чтобы, осознав встающие перед обществом задачи (степень этого осознания в разных исторических периодах различна), критически отнестись к тем или иным проявлениям преемственности. Нравственная культура каждого нового поколения, каждой новой исторической эпохи всегда преемственно связана с нравственностью прошлых исторических эпох. Однако это не означает, что все созданное в процессе нравственного творчества прошлых поколений принимает форму объекта наследования в нравственной культуре новой исторической эпохи.
Таким образом, нравственное наследие, рассматриваемое в контексте развития, не есть нечто неизменное: нравственная культура любой исторической эпохи всегда, в каждый данный момент и включает нравственное наследие, и творит его. Возникающие сегодня нравственные связи в создаваемые нравственные ценности, вырастая на почве освоения определенного нравственного наследия, завтра сами превращаются в составную часть нравственного наследия, достающегося новому поколению.
Итак, нравственное наследие - это совокупность доставшихся человечеству от прошлых
эпох нравственных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых в соответствии с конкретно-историческими задачами современности, в соответствии с объективными критериями общественного прогресса.
На протяжении всей истории развития нравственной культуры каждая новая историческая ступень возникла из отрицания предшествующей, порой без учета того, что она во многом опосредствуется ею, обязана ей своим существованием.
Диалектика вскрывает в преемственности механизм самого развития применительно к объектам, в которых уже выделено внутреннее строение, структура. Безотносительно к структуре объекта можно говорить только о простом воспроизведении или уничтожении. В таких ситуациях нет основания для применения категории преемственности. Когда же структура объекта зафиксирована, сопоставление двух ее различных состояний позволяет обнаружить, какие элементы и связи видоизменялись, а какие сохранились, то есть преемственно перешли в новое состояние.
В зависимости от типа изменений объекта содержание преемственности может быть различным. Возникает необходимость выделить и разграничить основные формы преемственности. Так как основные типы развития - это эволюция и скачок (количественные и качественные изменения), то необходимо выделить, прежде всего, преемственность на одном уровне, наблюдаемую в процессе изменений, происходящих в рамках данного, относительно неизменного качества, и преемственность на различных уровнях, связанную с изменениями качественными.
При количественных изменениях основное содержание преемственности связано со структурой, которая сохраняет, удерживает организацию объекта. При качественных изменениях, когда структура объекта, так или иначе, видоизменяется, содержанием преемственности являются лишь отдельные элементы, составляющие связи первоначально данного объекта. В соответствии с этим в процессе количественных изменений именно преемственность структуры является определяющей чертой развития, тогда как в процессе качественных изменений определяющей чертой развития является преобразование структуры, а преемственность выражается в том, что
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
каждый последующим этап содержит в снятом виде структуру предшествующего этапа. Такое диалектическое снятие может выступать либо в форме преобразований структуры (в этом случае порядок организации остается прежним), либо в форме перехода к организации нового порядка (начальная структура включается в структуру последующего уровня как один из ее моментов, подчиненный ей).
Характеризуя преемственность как удержание положительного содержания элементов структуры прошлых состояний, ряд авторов отмечают, что в развитых состояниях в ядро явления должны входить (в снятом, подчиненном, преобразованном виде) элементы и структурные соотношения прошлых стадий развития. Первая стадия этого движения - стадия «отрицания», во время которой структура призвана обеспечить развитие лишь части первоначально данных элементов. Следующая за ней стадия «отрицание отрицания» обеспечивает развитие всех элементов явления как целого.
Воссоздание на стадии второго отрицания общих черт структуры первого состояния может быть объяснено именно тем, что сохраняются и как бы воспроизводятся в измененном, преобразованном, развитом виде основные элементы первоначального явления, и эти элементы требуют своей структуры. Развитие структуры в этом случае обусловлено развитием и обогащением как первоначальных элементов, так и прежде всего возникновением новых.
В процессе такого развития обнаруживается не только воспроизведение старого, взаимосвязи и взаимопереходы различных, ранее существовавших объектов, но и два направления изменений - прогрессивного и регрессивного порядка. Прогрессивному развитию присуще включение первоначально данного (низшего) и подчинение первоначального последующему. Для регресса характерно обратное - подчинение высшего низшему, что низводит это развитие к деградации. Правомочным поэтому будет ввести разграничение этих двух типов.
Сущность поступательной преемственности состоит в сохранении и развитии на качественно новых уровнях положительных результатов, достигших в предыдущих этапах развития. Таким образом, поступательная преемственность явля-
ется необходимым условием всего общественного прогресса.
Для анализа преемственности в развитии нравственной культуры существенное значение имеет тот факт, что потребности в данной области духовной культуры отнюдь не ведут к аннигиляции соответствующих моральных ценностей, к их исчезновению. Напротив, одни и те же нравственные ценности не только могут служить человечеству на протяжении веков, приобретая общечеловеческое значение, но и более того, в процессе использования зачастую способны обрастать новыми образованиями, находить новые приложения, и, как следствие, прогрессировать в своем значении.
На протяжении веков постоянно происходит возрастание нравственного наследия в деятельности того или иного народа не только в силу естественного роста самого объема моральных ценностей, но и в силу действия целого ряда социальных причин. Эти процессы взаимосвязаны: чем большую роль народ играет в развитии нравственной культуры, чем более непосредственна его деятельность в этом направлении, тем большее значение приобретает нравственное наследие. И, наоборот, все более активное освоение моральных ценностей делает нравственное творчество народных масс более непосредственным по характеру, более масштабным по объему, более весомым по значению.
Одно из важнейших свидетельств прогресса культуры - развитие, понимание культурных ценностей прошлого и культур других национальностей, умение их беречь, накоплять, воспринимать их эстетическую ценность.
Итак, преемственность дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей человечества, обогатив в новых условиях многообразие нравственных ценностей общества.
Далее мы сможем сформулировать основные функции нравственных традиций. В первую очередь, необходимо заметить, что, естественно, глубина и степень действия функций традиций в разные исторические эпохи были неодинаковыми. Но люди с ними считались, как с неписанной Библией народа.
ФИЛОСОФИЯ
В образе жизни людей нравственные традиции выступали вместе и выполняли определенные социальные функции. Социальные функции можно отнести к разряду духовных ценностей. Социальные нормы, выраженные в традициях, проходя через обыденное мировоззрение и закрепившись в нем, выступали мощным средством регуляции поведения человека и коллектива людей. В жизни человека практически не было таких видов деятельности, которые не регулировались бы с помощью разнообразных и различных по значимости и важности социальных норм. Традиции выступали в качестве своеобразного «моста», соединяющего все проявления поведения человека в семье, коллективе, обществе в связи с какими-то событиями и явлениями. Действительно, люди, выполняя те или иные обрядовые ритуалы, регулировали свое поведение и соблюдали особые нормы, присущие только этому событию. В это время они никакой другой деятельностью не занимались, так как иные действия, иное поведение людей осуждались общественным мнением.
Новация знаменует переход традиционной системы в качественно новое состояние или возникновение такого системного образования, которое не существовало в прошлом. Для того, чтобы раскрыть сущность новации, необходимо изучить ее объективные основания, установить ее зависимость от предшествующего традиционного основания. Новое возникает либо на основе предшествующего, и оно обусловлено прошлым, либо вопреки прошлому. Именно поэтому невозможно появление абсолютно нового, то есть состояния, совершенно не связанного с предыдущим. Говоря об абсолютно новом, имеют в виду только одну качественную особенность многопланового объекта или явления.
Другие особенности нового неизбежно обнаруживают в нем сохранение или повторяемость черт или свойств, общих с предшествующими объектами или явлениями. Новация может характеризоваться появлением свойств, фаз, этапов развития, новых именно для данного процесса, когда в рамках уже существующей, сохраняющейся системы отдельные структурные элементы преобразуются в новое качество. Такая новация имеет модифицирующий характер, она призвана модернизировать уже имеющиеся средства и
способы удовлетворения общественной потребности, частично изменяя качественное состояние системы. Если изменения, совершающиеся в рамках модифицирующей новации, имеют обратимый характер и происходят в соответствии с заранее заданным набором возможностей, то радикальная новация предполагает более глубокие перемены содержания социокультурной информации, не предусмотренные в заданных вариантах ее модификации. Радикальные новации изменяют не отдельные элементы структурной целостности, а преобразуют ее основу, нарушая сложившиеся структурные связи, переводя всю систему в качественно новое состояние. Они создают принципиально новые формы и способы жизнедеятельности, открывающие качественно новые пути решения общезначимых проблем.
Проблема понимания новаций состоит в определении её значимости, в том, чтобы отличить ложные, мимикрирующие, формальные новации от тех новшеств, которые являются действительным проявлением прогресса, выводят на качественно новый уровень развития. Мнимые новации воспроизводят старые представления и модели поведения, маскируя эти традиционные формы при помощи нового обличья. В этом случае имеют место лишь формальные признаки новации, которые не наполнены соответствующим новым содержанием. Псевдоновации не меняют содержания старых форм и способов деятельности, изменяя только их внешнее проявление.
От степени изменения, которую предполагают нововведения, зависит скорость их распространения и полнота осуществления.
Одной из предпосылок новационных изменений является фиксируемое в обществе состояние дезинтеграции, неудовлетворенности сегодняшним положением вещей, социальная напряженно сть.
Таким образом, новационный процесс - это возникновение, распространение и существование новации. Новация появляется в ответ на определенные общественные потребности, возможно - потребности весьма малой группы, например, части экономической элиты, которые невозможно удовлетворять старыми, традиционными способами. Пока традиционные установки способствуют решению социальных задач, они эффективно используются. Но новые требования
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
жизни порождают иные образцы социальных отношений, и старые рамки традиции становятся тесными для новых форм и способов деятельности. Рамки старой традиции сохраняются до тех пределов, в которых возможно изменение традиционных установок. В. Б. Власова отмечает, что существует определенная граница совмещения формы и содержания традиции, дальше которой
изменение содержания представленных в традиции норм грозит разрушением самой формы. Старая традиция исчерпывается, когда следование старым установкам и образцам поведения не приводит к решению насущных социальных задач.
Библиографический список
1. Власова В.Б. и др. Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке: [Монография]; Рос. акад. наук, ин-т философии. М.: ИФРАН, 2003.
2. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции. М., 1990.
3. Плахов В.Д. Западная социология Х1Х-ХХ вв.: от классики до постне-классической науки. Эпистемологическое обозрение: учеб, пособие для студентов вузов; Юрид. ин-т. СПб.: Изд-во Юрид. ин-та, 2003.
4. Плахов В.Д. Традиции, их роль и место в общественных отношениях. Л., 1970.
5. СафроновЮ.Н. Общественное мнение и религиозные традиции. М.: Мысль, 1970.
6. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. С-Пб.: «Университет-ская книга», 1997.
N. CHAVKIN
MORAL TRADITION AND INNOVATION AS A MATTER OF ETHICAL ANALYSIS
The article deals with the moral foundation of tradition and innovation as a manifestation of free creativity. Identifies the key characteristics of the traditions and innovations, and their dialectical interaction. Particular attention is paid to analysis of tradition as a form of continuity in the development of moral culture and moral values.
Key words: tradition, innovation, continuity, but a spiritual and moral values, moral culture and moral heritage.