Научная статья на тему 'Духовно-нравственные традиции как основа женского образования'

Духовно-нравственные традиции как основа женского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / ИДЕАЛ / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ФУНКЦИЯ / ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ВОЗРОЖДЕНИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / WOMEN'S EDUCATION INSTITUTIONS / TRADITION / IDEAL / EDUCATION OF WOMEN / EDUCATION / FUNCTION / REVIVAL OF CULTURAL VALUES / LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митропольская Анжелика Владимировна

В статье раскрываются подходы к трактовке понятия «традиции». Уточняются представления о духовно-нравственных традициях. Обобщаются духовно-нравственные традиции воспитания женщин в дореволюционной России, выделяются те из них, которые могли бы быть продуктивно использованы в процессе совершенствования женского образования сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL TRADITIONS AS THE BASIS FOR WOMEN'S EDUCATION

This article describes the approaches to the interpretation of the concept of tradition. The representation of the spiritual moral traditions is scrutinized. The spiritual and moral traditions of education of women in pre-revolutionary Russia are summarized, those that could be productively used in the process of improving women's education today are highlighted.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные традиции как основа женского образования»

УДК 37.013(09)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ОСНОВА ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Анжелика Владимировна МИТРОПОЛЬСКАЯ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель, кафедра общей педагогики и образовательных технологий, e-mail: pimno_tgu@mail.ru

В статье раскрываются подходы к трактовке понятия «традиции». Уточняются представления о духовно-нравственных традициях. Обобщаются духовно-нравственные традиции воспитания женщин в дореволюционной России, выделяются те из них, которые могли бы быть продуктивно использованы в процессе совершенствования женского образования сегодня.

Ключевые слова: традиция; идеал; женское образование; воспитание; функция; женские учебные заведения; возрождение; культурные ценности; образ жизни.

Современная образовательная система развивается в логике новых тенденций, заданных условиями включения в мировой образовательный процесс, возрождая лучшие черты школы дореволюционной России, где образованию женщин уделялось особое внимание. Организованное с учетом развития традиций женское образование приводило к положительному результату. Выпускницы в своем большинстве были девушки скромные, умные и трудолюбивые, верные и заботливые жены, полноценно выполняли функции женщины-матери, женщины-труженицы,

женщины-общественницы.

Неудачные попытки последних лет активизировать женское образование диктуют необходимость обратиться к традициям духовно-нравственного воспитания в системе женского образования, сложившихся в России в XIX - начале XX в., как периоде расцвета деятельности и ярких результатов известных женских учебных заведений. Система женского образования в дореволюционной России богата разнообразными традициями. Сегодня наблюдаются робкие попытки создания женских учебных заведений, однако успешный опыт прошлого пока недостаточно обобщен.

Успех возрождения женского образования зависит от степени изученности и применения традиционных культурных ценностей России. Возникла настоятельная необходимость обратиться к анализу духовнонравственных традиций женских учебных заведений России второй половины XIX в. За основу анализа примем положение о том, что традиционное не может рассматриваться как

простое воспроизводство прошлого, а современное означает отражение новых, возникших сегодня явлений с учетом положительного опыта прошлого.

Особенно остро встает вопрос о духовно-нравственных традициях в воспитании женщины, направленных на восстановление подлинных идеалов русской девушки. Основополагающим и положительным нравственным идеалом для русской девушки дореволюционной России был идеал добропорядочной жены и заботливой матери. В последнее время эта сфера претерпевает искажение и смещение в сторону формирования женщины-профессионала. Назрела потребность подготовки женщин к семейной жизни, полноценному выполнению функции материнства.

В поведении и образе жизни многих современных женщин России ощущаются издержки нравственного воспитания. Заметна утрата главного нравственного охранительного чувства, которое формировало облик русской девушки: целомудрие, толерантность, хозяйственность, жалость, сострадание, милосердие и др. Синтез перечисленных и других качеств составляет особую домашность девушки - будущей жены, матери и хозяйки.

Сегодня в системе женского воспитания это направление утрачено. Со временем стали меняться женские идеалы, а вследствие этого и сам образ женщины. Женщина стала бороться за равные права с мужчиной, доказывать, что она ничем не хуже «сильной половины» общества. Женская эмансипация привела к тому, что женщина стала отожде-

ствлять себя с мужчиной. Ее сфера деятельности стала намного шире, и она старалась войти в нее на равных правах с мужчиной.

Для современных девочек характерны другие идеалы. Это девушка - фотомодель, отличающаяся хорошей внешностью и фигурой. Другой идеал, который завоевывает сегодня огромную популярность, несмотря на очевидную его безнравственность - девушка как блудница. Известно о печальных последствиях этого стиля жизни. Сегодня в России процветает женская преступность, алкоголизм, наркомания, сексуальная распущенность, неумение вести домашнее хозяйство, праздность, детоненавистничество, нетоле-рантность и пр., что приводит к быстрому распаду семьи, снижению рождаемости, неудовлетворенности своей жизнью многих женщин.

С развитием СМИ и КТ, социальноэкономическим прогрессом круг интересов стал настолько широк, что постепенно женщина стала удаляться от семьи и своих материнских обязанностей. Одновременно эта проблема была упущена в воспитательном процессе общеобразовательной системы [1]. Растеряны традиции воспитания женщин, наработанные в советской школе, а взамен ничего фактически не предлагается.

Мы считаем, что следует глубже познакомиться с воспитательными традициями женского образования дореволюционной и советской России в целях воспитания женщины матери, жены, общественницы на основе возрождения духовно-нравственных традиций. Для глубокого понимания основополагающего значения традиций в возрождении женского образования необходимо вникнуть в суть данного феномена.

Понятие «традиция» - одно из самых многозначных в научном лексиконе. Многогранность термина обусловила изучение его в различных областях знаний. Понимание традиции как важной формы сохранения и передачи культурного наследия подрастающим поколениям послужило причиной ее исследования педагогами.

Неоднозначны подходы к трактовке понятия «традиция». В толковом словаре русского языка мы находим перевод с латыни «traditio» - передача, повествование. Под традицией понимается «то, что перешло от одного поколения к другому...» [2, с. 224]. В

толковом словаре С.И. Ожегова приведено следующее определение традиции: «1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). 2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту» [3, с. 1130]. В толковом словаре под редакцией А.П. Евгеньевой традиция определяется как «1. Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п.» [4]. Д.И. Ушаков трактует слово «традиция» следующим образом: «1. То, что переходит или перешло от одного поколения к другому, путем предания, устной или литературной передачи. 2. Обычай, укоренившийся порядок [5]. В Большом энциклопедическом словаре мы читаем: «... Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, группах и классах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни» [6]. «Для традиции характерно: бережное отношение к сложившемуся ранее укладу жизни.»; «сложившиеся в обществе традиции, отражая объективные условия его существования, выражают преемственность в общественной жизни и закрепляют в себе наиболее устойчивые моменты» [7, с. 354].

Научно обосновано функциональное значение использования традиций прошлого. В исследованиях Г.Б. Корнетова показано, что духовно-нравственные традиции могут служить основанием анализа историко-педагогических явлений. Автором выявлена иерархия духовно-нравственных традиций, обосновано понятие базисной традиции. Отмечается, что базисные традиции обусловливают характер педагогической деятельности [8, с. 12].

Анализ толкований термина и его функций позволил сделать вывод, что традиции представляют собой элементы социального и культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению в течение длительного времени. Духовно-нравственными традициями пронизана материальная и ду-

ховная культура, социальная и семейная жизнь, все множество систем межличностных отношений. В духовно-нравственных традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентаций, общих представлений, чувств, настроений, привычек, включаемых в родовой потенциал культуры.

В нашем исследовании за основу принято следующее определение духовно-нравственных традиций: это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений на современном уровне развития общечеловеческой культуры.

Актуализация традиций женского образования прошлых лет возможна на основе культурологической концепции образования, рассмотрения области образования и воспитания как механизма сохранения культурного наследия. Однако долгое время образование и воспитание в нашей стране осуществлялись вне контекста культуры, что привело к утрате многих традиций русской интеллигентности, гуманности, духовности, свободомыслия и других черт. В результате сформировался человек, наделенный такими чертами, как авторитаризм, настороженное отношение к окружающим, агрессивность, жесткость и жестокость, страх перед будущим и др.

Изучение духовно-нравственных традиций отечественного образования связано с его переосмыслением с позиций современных ценностных ориентиров российской педагогики и с применением аксиологического подхода. Данный подход соответствует стремлению педагогов обобщить отечественное историко-педагогическое наследие на новом уровне его осмысления, извлечь положительные уроки прошлого, использовать забытые формы и методы работы, актуализировать идеи. Препятствием этому становится утрата форм сохранения наследия. Наиболее распространенным является мнение о том, что формой закрепления значимого социального опыта выступают именно духовно-нравственные традиции.

Духовно-нравственные традиции определяются как «форма самоорганизации, устойчиво воспроизводящаяся из поколения в поколения за счет специфических организованностей культуры (таких как уклад, риту-

ал, обряд, воспитательный обычай, учительные установления, корпус основных текстов и др.) и запечатлевающая в человеке определенный тип работы над самим собой» [9, с. 84], позволяют провести культуросообразный отбор знаний и распределить их согласно устоявшейся ценностной иерархии.

Из всех традиций, влияющих на формирование личности, особую роль ученые отводят духовно-нравственным традициям. Развитие человека осуществляется через усвоение всего предшествующего опыта культуры. Традиции женского образования дореволюционной России - это установившиеся высоконравственные порядки в его организации, содержании и технологиях, основанных на принципе народности, которые в нашем исследовании мы пытаемся применить в современной школе [8].

Особенно важно отметить, что духовнонравственные традиции обладают двумя взаимоисключающими, но на самом деле органично синтезированными признаками: постоянством и динамичностью. Постоянство заключается в прочном укорененном в сознании личности базировании на вечных объективных ценностях мироздания - истине, добре и красоте, отраженных в накопленном человечеством культурно-историческом

опыте, и осмысленном постижении объективной реальности, проверенной временем и получившей оценку. Динамизм традиций проявляется в их циклическом раскрывании или спиральном развертывании (воспроизведении) и принятии в качестве необходимого условия культурной идентификации личности осознания своей сопричастности к семье, роду, социальной группе, исторической общности и т. д. Совершаемый с определенными временными и пространственными интервалами процесс повторения традиции является залогом жизнеспособности культуры - главного фактора жизнедеятельности народа и важного условия непрерывности образования как формы культуры.

Реализация духовно-нравственной традиции имеет несколько этапов. В процессе раскрытия духовно-нравственных традиций совершается соединение культурно-исторических пластов современности с прошлым, осуществляется духовная связь времен и поколений. В ходе развертывания и воспроизведения традиций осуществляется рефлек-

сия - погружение в содержание традиций с целью критического осмысления себя самого, своих предпосылок и своего предназначения, рассмотрения традиций в разных ракурсах и с учетом уже вынесенных им оценок, принятие этой оценки (или неприятие) в соответствии с конкретными социокультурными условиями, суждение.

На последнем этапе принятия или отвержения традиций выстраивается пирамида общечеловеческих ценностей и определяется стратегия организации образования. Если традиции принимаются, то ценностная пирамида и стратегия организации образования развиваются по принципу конструктивной спирали, разворачивающейся по часовой стрелке, каждый виток которой аналогичен предыдущему, но находится уже на качественно ином уровне, что ведет к положительному становлению личности и ее культурной и социальной идентификации. В случае отвержения традиций можно наблюдать обратный эффект деструктивной спирали и отсутствие идентификации [10, с. 69-70].

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: приоритет духовно-нравственных традиций, рассматриваемых как знание, в непрерывном образовании обусловлен самим способом познания - получением знаний, который предусматривает раскрытие и принятие традиции через целенаправленное оглядывание в прошлое и осознание своего духовного и культурного наследия. Итогом такого познания становится совершенствование женского образования в современных условиях на основе возрождения духовнонравственных традиций дореволюционной школы.

Анализ литературы и педагогический опыт позволили сформулировать представление о сущности и значении духовнонравственной традиции женского образования следующим образом. Исследуемые традиции обеспечивают преемственность и связь женщины и семьи, женщины и детей, женщины и общества, а также связь со своей Родиной и судьбой (историей), извлечение опыта организации своей жизни и деятельности, как труженицы, жены и матери.

Традиции женского образования сохранены преимущественно в двух формах:

- психологическая (душевный и умственный склад, установки, ценностные иерархии, идеалы, святыни);

- материально-знаковая (язык, коммуникативно-знаковая среда; инвариантные черты исторической жизни; устоявшиеся способы реагирования на вызовы).

Духовно-нравственные традиции выражают совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа на основе духовно-нравственных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе и мн. др.

Говоря о духовно нравственных традициях в системе женского образования, целесообразно рассматривать отдельные древние формы, обычаи, порядки, правила поведения, фольклорную ценность, передаваемые от одного поколения к другому или определенные линии преемственности в исторической жизни народа. На наш взгляд, предлагаемый подход позволяет образовательной системе аккумулировать, сохранять, передавать и воспроизводить историко-педагогический опыт и интерпретировать его в соответствии с новыми конкретно-историческими условиями.

1. Тихонова А.Е. Женщины в меняющемся мире: история и современность. Ижевск, 1996.

2. Крысин С. П. Толковый словарь иностранных слов. М., 2008.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка М., 2010.

4. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1981-1984.

5. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. М., 2005.

6. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1991. Т. 1.

7. Словарь по этике / под ред. И. Кона. М., 1981.

8. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М., 1994.

9. Захарченко М.В. Культура и образование в

перспективе традиции. Традиция как предмет теоретического осмысления: монография.

СПб., 2007.

10. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969.

Поступила в редакцию 15.05.2012 г.

UDC 37.013(09)

SPIRITUAL AND MORAL TRADITIONS AS THE BASIS FOR WOMEN’S EDUCATION

Anzhelika Vladimirovna MITROPOLSKAYA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor, General Pedagogics and Educational Technologies Department, e-mail: pimno_tgu@mail.ru

This article describes the approaches to the interpretation of the concept of tradition. The representation of the spiritual moral traditions is scrutinized. The spiritual and moral traditions of education of women in pre-revolutionary Russia are summarized, those that could be productively used in the process of improving women's education today are highlighted.

Key words: tradition; ideal; education of women; education; function; women's education institutions; revival of cultural values; lifestyle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.