56/2008
_Вестник Ставропольского государственного университета [ЩЁ^
ФИЛОСОФСКИЕ ИНУк и
К ПРОБЛЕМЕ ТРАДИЦИОННОГО И ИННОВАЦИОННОГО В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ
Л.А. Бурняшева
ON TRADITIONAL AND INNOVATION PROBLEM IN SPIRITUAL-MORAL SPHERE OF SOCIAL EXISTENCE
Burnyasheva L.A.
The article suggests the notion of the innovation expressing the transition of the traditional system into a qualitatively new condition. A special emphasis is laid on social-moral traditions which determine human behaviour and their interpersonal, group and social relations in many respects.
В работе предложено понятие инновационного знаменующего переход традиционной системы в качественно новое состояние. Упор сделан на духовно-нравственные традиции детерминирующие поведение людей, во многом определяющие их взаимоотношения - межличностные, групповые и социальные.
Ключевые слова: Традиционное, инновационное, новация, современность, модернизация.
УДК 130.3:316.42
Современное общество продолжает жить традициями предшествующих поколений, в которых немало жизнеспособного, социально и культурно значимого, что оказывает традиционное позитивное влияние на духовно-нравственную сферу социального бытия, помогает людям.
Инновационное знаменует переход традиционной системы в качественно новое состояние. Новое возникает либо на основе предшествующего и оно обусловлено прошлым, либо вопреки прошлому. Именно поэтому невозможно появление абсолютно нового, то есть того состояния, которое не связано с предыдущим.
Необходимо использовать в современной жизни исторически сложившиеся способы социального поведения, которые свидетельствуют о значительном влиянии социокультурного наследия на общественную жизнь.
Традиция, обеспечивая преемственность определенных характеристик человеческого способа существования, выражает тенденцию общественной организации к сохранению и воспроизводству сложившихся социокультурных форм. Однако сохранение и передача накопленного опыта не исчерпывают историческое развитие. Общественно-исторический процесс невозможен без необходимости преодолевать сложившиеся стереотипы, преобразовывать старое, изменять, развивать, творить новые общественные связи и отношения. Значительную роль здесь играют изменяющиеся условия бытия, которые порождают новые социаль-
Бурняшева Л.А.
К проблеме традиционного и инновационного в духовно-нравственной сфере.
ные цели, новые потребности, новые формы деятельности.
Попытаемся установить соотношение традиции и той категории, которая отражает содержание феномена, противопоставляемого ей. В большинстве случаев они разделяются конъюнкцией - логическим «И». В данном случае следует пояснить, что логический смысл конъюнкции - соединительный, но специфическая её функция состоит именно в разделении. В данном случае в науке имеет место определенная терминологическая неопределенность, связанная с такими понятиями как «новация», «инновация», «новаторство», «современность» и т.д. (3, с. 241).
Достаточно уверенное положение в научном аппарате занимает сочетание терминов «традиции» и «современность». Его используют, причем не только не обращаясь к анализу данных категорий, но и не давая вообще каких либо указаний на трактовку их содержания, исследователи в самых различных областях науки: от политики и образования и до проблем добычи и использования природных ресурсов (7, с. 301).
Также следует рассмотреть понятие «модернизация», которое относится к чему-то новому, преобразовательному. В социально-философском понимании модернизация - деятельность, направленная на изменение окружающей действительности, в которой традиция рассматривается как контекст, требующий пересмотра и открытый для вмешательства. Это стратегия на инно-вационность, предполагающую овеществление, создание искусственной среды, в которой постоянен механизм отстранения, опровержения, изменения (связь модернизации с развитием технологий). Для человека действие такого механизма истории оборачивается экзистенциальными последствиями отстранения от близкого, знакомого окружения, «жизненного мира», разрывами с историей, изменением бытия «внутри» истории, подчинения императивам системы действия (связь модернизации с индивидуализацией). Историчность - не только возможность осмыслять «свою» историю во всеобщей, но и чувствовать себя в рамках, в пределах, в
тисках форм времени. Теория модернизации
- результат концептуализации сдвига от традиционного общества к инновационному, которая была ускорена европейской мировой экспансией и сформирована европейской социально-философской мыслью XVIII
- первой половины XX века.
Что касается термина «инновация», то в современном российском праве он используется только в контексте деятельности, и прямо называется синонимом термина «внедрение»: «инновационная (внедренческая) деятельность - деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке (в т.ч. организация экспертиз, внедрение и тиражирование изобретений, ноу-хау, научно-технических разработок, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных знаков, проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий; патентно-лицензионная деятельность)» (9, с. 117).
Исходя из этимологии термина, следует понимать, что новации - понятие родовое, в то время как инновации - выступает видовым. Видообразующим признаком, опять таки в контексте этимологии, является приставка «ин», что означает «внутренние», «изнутри», а не «внутрь из вне», как понимают наши экономисты и правоведы. Следовательно, во многих исследованиях, где термин «новации» заменяется на «инновации», имеет место логическая ошибка, ибо следует различать те новации, которые порождаются социокультурным бытием данного общества, и, соответственно, отвечают его внутренним потребностям, поэтому являются собственно «инновациями», и те новации, которые являются пришлыми, часто -навязанными политико-экономической элитой и чуждыми большинству членов данного социума.
Традиция и новация неразрывно взаимосвязаны. Они взаимовлияют и взаимообусловлены. Это составляющие единого процесса, обеспечивающего существование,
56/2008
Вестник Ставропольского государственного университета
функционирование и развитие социальных систем. «Взаимоотношение традиций и инноваций зависят от ритма, развития, свойственного данной культуре в определенную эпоху (2, с. 96)», - пишет Ежи Вятр, используя термин «инновации».
Традиция дает необходимую предпосылку креативных процессов, а новация становится потенциальным источником образования новых традиций. Новации выступают закономерным дополнением традиций, которые, в свою очередь, влияют на содержание и характер новаций, определяют направление новационного процесса и длительность его осуществления.
Особенно велика роль традиций в упорядочивании новационного процесса, часто сопровождающегося непредвиденными последствиями, нарушениями функционального равновесия. Инерционный характер традиции помогает преодолеть деструктивные эффекты распространения мнимых нововведений, упорядочить процесс новаци-онных изменений.
Социально-исторический опыт, результаты практической деятельности и духовной жизни прошлого образуют наследие общества. Рост наследия, по словам Г. Гегеля, «является результатом сбережений всех предшествующих поколений, святилищем, в которое все человеческие поколения благодарно и радостно поместили все то, что им помогло пройти жизненный путь, что они обрели в глубинах природы и духа (4, с. 273)». Богатство и своеобразие социокультурного наследия особым образом, отражается в социальной памяти народа. Если в наследие общества входят различные явления его исторического прошлого, включая и то, что было отвергнуто, переоценено, трансформировано в процессе политико-институционального, социального и духовного развития, то социальная память удерживает те достижения прошлого, которые благодаря своему устойчивому, общезначимому характеру способны удовлетворять потребности новых поколений.
Генезис традиции, с одной стороны, зависит от системы ценностей, отношений уже сложившихся в данном обществе, с дру-
гой стороны, формирование традиций обусловлено новыми потребностями в социокультурном освоении реальности. Сущностные черты традиции - временная длительность, относительная устойчивость. Говоря о традициях, мы имеем в виду ценности, отношения, модели поведения, которые, складываясь и видоизменяясь в ходе истории, являются наиболее стабильными, воспроизводимыми на протяжении длительного периода времени элементами социокультурного опыта.
Весьма показательно, что для широкого круга россиян сегодня понимание традиции, её социальной роли должно стать доступным благодаря различным специализированным и научно-популярным словарям и энциклопедиям. Вместе с тем, в наиболее доступной и даже специальной литературе и мультимедийных источниках далеко не все так однозначно.
Пренебрежительное отношение к социальному наследию, опыту поколений в свою очередь приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к потере ценных достижений человечества. Вообще, преемственность, понимаемая нами как «связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы» есть одно из проявлений диалектики отрицания отрицаний закона и перехода количественных изменений в качественные. Она носит объективный и всеобщий характер, проявляясь в природе, обществе и познании. Применительно к обществу следует различать две стороны преемственности: передачу социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, и усвоение этих ценностей каждым новым поколением, каждой новой социальной системой. Преемственность -особый механизм «памяти общества», который осуществляет накопление и хранение культурной информации прошлого, на основе которой создаются новые ценности. Она может быть непрерывной, когда культурные ценности прошлого постоянно функционируют в жизни общества, и прерывной, когда какие-либо ценности на время исчезают из культурного обихода. Преемственность обо-
Бурняшева Л.А.
К проблеме традиционного и инновационного в духовно-нравственной сфере.
значает также всю совокупность действия традиций, воспроизводящих нормы социального поведения, характерные для исторически прошедшей общественной реальности. При этом следует различать наследование подлинных ценностей культуры и сохранение пережитков, зачастую - откровенных рудиментов прошлого, таких как насилие в семье, неуважение к женщине и т.п. На принципе преемственности основаны все социальные институты обучения и воспитания.
Современный духовный кризис надолго может парализовать способность личности к действию, поставить под сомнение ее отношение к добру и злу. Очевидно, впрочем, и то, что этот кризис самым непосредственным образом влияет на всю ситуацию. Следовательно, мы не сможем разобраться в сегодняшней, во многих отношениях резкой социальной динамике, если не проникнем в глубину духовно-нравственных процессов человека, вовлеченного в силу тех или иных конкретных обстоятельств, в социальные перемены. «Необходимо увидеть, как меняется индивид в зависимости от изменений общества и что может потерять само общество, если духовные изменения личности не будут синхронны новым тенденциям развития» (11, с. 172). Имеется в виду то, что устранение внешних условий, которые совсем недавно вовлекали личность в коллективный конформизм, само по себе недостаточно для того, чтобы личность нашла себя и свое место в новой динамике жизни. Нужно также увидеть собственное состояние личности, ее духовного мира и готовность к практическому освоению действительности.
В структуре духовно-нравственных традиций особое место занимают ценности. Они оказывают огромное воздействие на объективную реальность и, главным образом, на социальный мир. Духовно-нравственные традиции детерминируют поведение людей, во многом определяют их взаимоотношения - межличностные, групповые и социальные. Через традиции осуществляется опосредование их производственной, социально-политической, культурно-эстетической деятельности, ее гуманизация и ориентация на общечеловеческие ценности.
В центре внимания духовно-нравственных традиций находятся такие базовые ценности, как истина, добро, красота, чувство долга, совесть. Особенно примечательны здесь слова выдающегося философа И. Канта, который писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением... - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» (8, с. 251).
Религия и нравственность также являются важнейшими составляющими духовной культуры. Испокон веков связь религии и нравственности была нерасторжимой.
И.А. Бокачёв в своей статье «Вера и знание в контексте современных реалий культуры» пишет, что «. вера являет собой феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры» (1, с. 97). «Акт веры, - как вполне справедливо считает А.Г. Спиркин, - это сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода внутреннее «ясновидение», в той или иной мере свойственное каждому человеку» (10, с. 231). Кроме того, у человека существует нравственная или, говоря точнее, нравственно-психологическая необходимость веры: по доказательству ученых -вера в человека заложена генетически, без неё жить не только духовно, но и практически невозможно. Старинная мудрость гласит: «Не только как, но и во что мы верим, выражает сущность духовного мира человека». Скажем, вера в добродетель опирается на чувство ее необходимости, на чувство того, что она слита воедино с моим сокровеннейшим Я, которое нравственно воспитано и социально абсолютно необходимо.
Тысячу лет народная нравственность в России базировалась на ценностях традиционной православной религии. Отказ от этих ценностей в XX веке не сопровождался иной приемлемой ценностной системой, нет альтернативы традиционной православной религии и сегодня.
Безусловно, вера возвышает, объединяет людей, в какой-то степени даёт им защиту, опору, жизненные силы для преодоления испытаний. Нормальная жизнь людей
56/2008
Вестник Ставропольского государственного университета
всегда базируется на историческом опыте, на прошлом народа.
Духовная сторона жизни любого общества находит воплощение не только в людях, составляющих его в каждый данный момент, но и в наследии прошлого - традиции, воспроизводимой в историческом сознании и способствующей установлению идентичности общества, его культурного и духовного отличия от «других» (6, с. 83).
Опираясь на традиции христианского сознания, осознавая условность и ограниченность закона как регулятора жизни, русские мыслители (Н. Бердяев, И. Ильин, В. Розанов, С. Франк и другие) считали, что человек, лишённый религиозной веры, живёт её суррогатами, так называемыми социальными «идеями» и «принципами».
В связи с вышесказанным можно заключить, что обращение к духовно нравственным истокам формирования целостной личности в рамках традиционного православия будет реально способствовать разработке новой образовательной парадигмы.
Религиозные традиции способствуют сохранению ценностей и призваны распространять их, транслировать следующим поколениям. Достижение этой цели будет зависеть от того, насколько успешно удастся приспособить традиционные ценности к современным видам деятельности и формам социальной жизни. А это крайне актуально, особенно в России.
Сегодня требуется более предметное понимание того, что «надо брать» в духовности и как ее реализовать в конкретных видах человеческой деятельности? Ответ здесь не может быть простым и однозначным. Очевидно одно: потребность в духовности стала фактом реальной жизни. Это подтверждается в данном исследовании, которое, ставя проблемы духовности в нашей жизни, все чаще говорит о ее подвижных гранях, «предметных опорах, о предметности самого феномена в целом, наконец, о его практических основах» (5, с. 21).
ЛИТЕРАТУРА
1. Бокачев И.А. Вера и знание в контексте современных реалий культуры // Взаимодейст-
вие общества и церкви в решении социальных проблем: Труды межрегиональной научной конференции, посвященной 15-летию сотрудничества Северо-Кавказского государственного университета и Ставропольского Епархиального Управления. (Ставрополь, 6 декабря, 2007). - Ставрополь, 2007. - С. 9-14.
2. Вятр Е. Социология политических отношений. - М.: Наука, 1999.
3. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: Учебник для вузов. - М.: Наука, 2001.
4. Гегель Г. Лекции по истории философии // Соч. Т.9. -М., 2002.
5. Головных Г.Я. Общественно-историческая система ценностей (методологический аспект): Автореф. дисс. ... д-ра филос. наук. -Смоленск, 2002.
6. Ераносов О. И. Соотношение понятий религиозной и христианской духовности в контексте современных социальных проблем России и Европы // Взаимодействие общества и церкви в решении социальных проблем: Труды межрегиональной научной конференции, посвященной 15-летию сотрудничества Северо-Кавказского государственного университета и Ставропольского Епархиального Управления. (Ставрополь, 6 декабря, 2007). - Ставрополь, 2007. - С. 108-113.
7. Иванов Е.А. Логика. Учебник для вузов. - 3-е изд., доп. и перераб. -М.: Логос, 2004.
8. Кант И. Критика способности суждения // Соч.: В 6т. -М.: Мысль, 2003. - Т. 5.
9. Николко В. Н. Творчество как новационный процесс (Философско-онтологический анализ). - Симферополь, 2004.
10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2005.
11. Стефанов И.А. Измерение духовного кризиса // Философские науки. - 2004. - №12. -С. 105-106.
Об авторе
Бурняшева Людмила Александровна, соискатель кафедры философии Северо-Кавказского государственного технического университета. Сфера научных интересов - традиции и их влияние на духовно-нравственные изменения в обществе, традиционализм как социально-философская концепция, этническая идентификация, традиционализм и национальная идеология, национальные идеи и проблемы модернизации общества. [email protected]