самостоятельной жизни, выделяют регулятивные (управленческие) универсальные умения — постановка и решение проблемных жизненных задач; планирование цели и пути их достижения и установление приоритетов; контроль своёго времени и управление им; решение поставленной задачи; принятие решений и ведение переговоров. А самыми важными умениями, которые связанны с самореализацией личности во время обучения в школе, являются самооценка и выстраивание уровней и путей в отношении обучения. Этим можно сказать, что именно регулятивные УУД имеют особое значение при современном обучении учащихся.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: «Просвещение», 2010. - 31 с.
2. Галева, Н.Г. «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии» / Н.Г. Галева. -Москва: «Просвещение», 2006. - 141 с.
3. Жукова, Н.Н. «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков, учащихся на уроках биологии» / Н.Н. Жукова // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 6. - С. 7-12.
4. Зарипова, Р.С. Методика обучения биологии: учебное пособие для студ. учреждений высшего педагогического образования / Р.С. Зарипова, А.Р. Хасанова, С.Е. Балаян. - Набережные Челны: « НИСПТР», 2015. - 175 с.
5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.
Педагогика
УДК 37.034
доктор педагогических наук, профессор Хачикян Елена Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского" (г. Калуга); кандидат педагогических наук Заборина Мария Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского" (г. Калуга); студентка филологического факультета Юданова Виктория Владиславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского" (г. Калуга)
НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАКАЛАВРОВ
Аннотация. В статье рассмотрена специфика литературного образования как средства формирования нравственности бакалавров высшей школы. Литературное образование является неотъемлемой составляющей духовного развития современной личности. Целью литературного образования является воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Ключевые слова: нравственность; духовность; литература; литературное образование; бакалавры; воспитание.
Annotation. The article reviews the specifics of literary education as a mean of forming the morality of higher school bachelor students. Literary education is an integral part of the spiritual development of the modern personality. The purpose of literary education is the education of a spiritually developed personality, the formation of a humanistic worldview, civic consciousness, sense of patriotism, love and respect for literature and the values of national culture.
Keywords: morality; spirituality; literature; literary education; bachelors; education.
Введение. Одной из приоритетных задач в области образования, закрепленной в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», является развитие личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее, Концепция), как ценностно-нормативная основа взаимодействия образовательных учреждений с другими субъектами социализации обучающихся, определяет как, характер современного национального воспитательного процесса, так и цели, задачи и основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи. Обучение и воспитание, как основная деятельность педагогов, лежит в плоскости всех уровней образования. В рамках заявленной проблематики особый интерес для нас представляет нравственное воспитание бакалавров, являющееся частью их образования, следовательно, требования к уровню подготовки бакалавров, должны соответствовать потребностям общества. Социальный заказ, сформулированный в Концепции, как определенная система общих педагогических требований, направленных на обеспечение эффективного участия образования в решении важнейших общенациональных задач, должен обеспечиваться соответствующей подготовкой бакалавров различных профилей подготовки.
Духовность, как единство истины, добра и красоты в человеке, связана с системным осмыслением значимых истин во всех сферах культуры: в науке, философии, образовании, религии и искусстве. Основой для создания и сохранения духовности являются принципы открытости, честности, свободы, равенства и др., т.е. всё то, что способствует развитию человека и человечества.
Изложение основного материала статьи. Наивысшей мерой человечества, безусловно, является нравственность. В словаре С.И. Ожегова, нравственность, определяется, как внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственные качества человека не передаются по наследству, они воспитываются в каждом индивидууме. Духовность и нравственность, являются базисными характеристиками личности.
В нравственном воспитании можно выделить три основных, взаимосвязанных между собой, направления - нравственные чувства, нравственная позиция и нравственное поведение. Сформированные нравственные чувства, такие как, совесть, долг, вера, ответственность, патриотизм и др., способствуют формированию
нравственной позиции: способности различать добро и зло, умению проявлять самоотверженность, готовности преодолевать жизненные испытания. Нравственное поведение начинается с осознания личностью чувства долга, готовности служить людям, Отечеству, проявлению доброй воли и др.
Современному педагогу высшей школы необходимо использовать весь спектр знаний, умений и навыков, необходимых для организации воспитательного процесса студентов. Поиск средств духовно-нравственного воспитания обучающихся занимает здесь особое место. В духовно-нравственном воспитании имеют значение все изучаемые студентами предметы, но особую роль, по нашему мнению, здесь призвана сыграть литература. На литературное образование возлагается особая миссия, поскольку литература, как классическая, так и современная дает большие возможности для формирования таких важных нравственных категорий, как добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, заложенные в образную систему художественного произведения. Литературное образование способствует воспитанию духовно развитой личности, оно направлено на формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе, специально создает условия для полноценного общения с искусством.
Вопрос о связи между искусством и моралью был поставлен еще в эпоху глубокой древности такими известными философами, как Конфуций, Сократ, Платон. В основу основ нравственного воспитания они положили мудрость, знание, при помощи которого учили распознавать благо, добро и справедливость. Аристотель углубляет эту проблему, поставив в «Никомаховой этике» вопрос о синтезе добра и красоты, и этот синтез, по его мнению, осуществляется через искусство.
Идеи Аристотеля проходят через века и привлекают лучшие умы, в том числе и Г.Э. Лессинга, Ж.Ж. Руссо, И.В. Гете, Ф. Шиллера, А.С. Пушкина, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого и др.
Так, Г.Э. Лессинг в «Гамбургской драматургии» пишет, что в основе всех драматических произведений должно лежать намерение учить нас, как поступать, указать нам отличительные признаки добра и зла, трагичного и смешного.
Ж.Ж. Руссо считал, что главное в искусстве - это общественное содержание, которое должно развивать в человеке его гражданские добродетели и прославлять патриотические подвиги героев.
А.С. Пушкин писал: «Сохрани нас боже быть поборником безнравственности в поэзии». В.Г. Белинский одним из первых обратил внимание на роль литературы в формировании нравственных качеств человека. Он считал, что все поэтические произведения обязаны быть нравственными.
Классическая литература, как духовный опыт поколений, помогает понять и принять нравственные ценности, хранящиеся в ней. Еще В.О. Ключевский утверждал, что высшей задачей таланта посредством произведений дать людям смысл и цену жизни. А великий педагог В.А. Сухомлинский писал, что не просто дать знания, а к чему-то звать, не просто вкладывать понимание добра и зла, а пробуждать стремление делать добро, быть непримиримым к злу.
Русская классическая литература наполнена проблемами нравственных исканий ее героев. Русские поэты и писатели ведут постоянный поиск нравственной основы бытия, о проблемах совершенствования личности, ответственности человека за свои поступки. Поэтому и героев своих они наделяют особыми нравственными чувствами, которыми они познают окружающий мир. Человек в их произведениях - это личность, которая ищет себя в этой жизни, обладает особой духовностью, и нравственные поиски становятся кредом их жизни.
Л.Н. Толстой писал: «Литература народа есть полное, всестороннее сознание его, в котором одинаково должны отразиться как народная любовь к добру и правде, так и народное созерцание красоты в известную эпоху развития». Нравственный аспект анализа литературного произведения, Л.Н. Толстой ставил во главу угла при изучении художественного произведения: «Цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и от этого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету».
И.К. Кузьмичев, рассматривая значение литературы в нравственном воспитании личности, подчеркивает, что литература учит добру, а моральная саморегуляция личности, процесс самоутверждения, особенно в юношеские годы, невозможен без явного или скрытого осознанного или стихийного подражания. Нравственный опыт перенимается молодежью не только от предшествующих поколений, но и от любимых литературных героев [4].
Справедливость этих суждений мы находим в работах современных ученых - А.Г. Адамовой, С.В. Артемова, Бесовой А.К., М.А. Бондаренко, В.В. Дудукалова, А.Е. Кочкиной, И.Ю. Меньшиковой, Б.Г. Мунарбаевой, и др.
Так, М.А. Бондаренко, в диссертационном исследовании «Воспитание нравственных качеств у студентов вузов: На примере отечественной литературы», выделяет следующие принципиальные положения:
- процесс изучения отечественной литературы создает возможности для формирования мировоззрения, взглядов, убеждений и нравственных качеств, необходимых современному человеку;
- нравственный потенциал произведений отечественных писателей порождает особую систему гуманистических ценностей-убеждений;
- в процессе изучения отечественной литературы формируются такие важнейшие нравственные качества личности, как гуманизм, патриотизм, познавательная потребность, эстетический вкус, эмоциональность, толерантность и др.;
- нравственные категории общения являются более важными, чем учебно-теоретические задачи;
- личность преподавателя оказывает непосредственное влияние на формирование ценностного сознания студента;
- основополагающим методом общения между людьми, как в учебной, так и во всякой иной сфере деятельности является духовный контакт и диалог;
- процесс саморазвития и нравственного совершенствования является системным, непрерывным, не прекращающимся с получением высшего образования [2].
Бесова А.К. в рамках экспериментального исследования по теме диссертации «Духовно-нравственное воспитание личности в процессе литературного образования учащихся старших классов» доказывает, что литературное образование способствует духовно-нравственному развитию личности юношей и девушек, меняет характер их межличностных отношений. Эмоциональные связи постепенно трансформируются в содержательные на основе ценностей познаний, полученных при изучении русской литературы, развиваются
содержательные интересы молодых людей и их стремление самосовершенствоваться - интеллектуально, нравственно и духовно [1].
Проблемы нравственного выбора, так свойственные молодому поколению, ищущему ответы на важные жизненные вопросы, раскрываются в литературных произведениях. На конкретных примерах героев художественных произведений молодые люди находят ответы на свои вопросы, определяют свои жизненные принципы и позиции. Школьная программа по литературе не исчерпывается своей содержательной частью в этом вопросе. У выпускников школ появляются новые потребности духовного удовлетворения, и здесь, главное, педагогу высшей школы вовремя направить, подсказать и убедить обучающихся, что литературное образование имеет особенность продолжаться на протяжении всей жизни.
Возникает вполне логичный вопрос, как быть тем направлениям профессионального образования, учебным планом которых не предусмотрено изучение литературы. Ответ очевиден, во-первых, здесь имеет место быть институт кураторства, как неотъемлемый элемент в системе организации воспитательной деятельности высшей школы; во-вторых, волонтеры и тьюторы, вовлекающие вчерашних школьников в активную студенческую жизнь: конкурсы, конференции, олимпиады и пр.; в-третьих, самообразование, как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим студентом. Организация досуга студента, коллективное прочтение произведений, с последующим обсуждением, позволяет студенту высказать свою точку зрения на тот или иной поступок героя, найти правильное решение выхода из сложившейся ситуации, «примерить» поступок героя на себя.
Очевидно, что чтение является самым значимым способом освоения мира, во всем его многообразии (научном, социальном, профессиональном, культурном и др.). Однако, одной из проблем современного мира является снижение интереса молодежи к чтению. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (далее, Программа), утвержденная распоряжением Правительства РФ в 2017 году, связывает эту проблему с повсеместной доступностью электронных аудиовизуальных средств массовой информации, развитием социальных сетей и индустрии развлечений. Считается, что именно эти факторы влияют на снижения интереса к чтению у молодежи и последствия этой тенденции пока еще не осмыслены до конца. Среди многообразия представленных в Программе направлений решения данной проблемы, в рамках исследуемой нами темы, мы выделяем следующее направление - включение профессиональных компетенций в сфере приобщения молодежи к чтению в разделы квалификационных требований профессиональных стандартов соответствующих специальностей. Важно, что этот документ носит междисциплинарный, межотраслевой и межведомственный характер. А это значит, что решение проблемы лежит в сферах компетенций всех образовательных и профессиональных организаций, в том числе и на уровне подготовки молодежи к будущей профессиональной деятельности. Деятельность высшей школы в этих условиях приобретает первостепенное значение.
Поскольку нравственные качества человека не передаются по наследству, то педагогу необходимо выстраивать весь образовательный процесс так, чтобы они вырабатывались и становились основополагающими в поведении человека на протяжении всей его жизни. Например, включение в учебный план бакалавров всех направлений подготовки, такой дисциплины, как «Духовно-нравственное воспитание личности: версия русской классики», позволит не только сформировать ценностное отношение к классической литературе, но и ориентировать деятельность обучающихся на творческое начало, приобретение собственного духовно-нравственного опыта. Изучение этой дисциплины позволяет создавать условия для формирования нравственной, духовно развитой личности, способной к самосовершенствованию, поиску смысла жизни, стремящейся к правде, добру, красоте. Университетские модули элективных дисциплин, такие как «Духовный код русской культуры», «Литературное наследие» и др. позволяют студентам, не зависимо от направления подготовки, погрузиться в нравственные аспекты литературного образования.
Выводы. Безусловно, все выше сказанное, приводит нас к выводу о том, что формирование нравственных качеств личности, в том числе и бакалавров высшей школы, посредством литературного образования, важная часть нравственного воспитания. Нравственность - наивысшая мера человечности, она начинается с сознания долга личностью, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. Недаром Чарлз Дарвин в поисках коренного различия между людьми и животными остановился на этом качестве. Он писал: «Нравственным существом, мы называем такое, которое способно сравнивать свои прошлые и будущие поступки и побуждения, одобрять одни, осуждать другие. То обстоятельство, что человек есть единственное существо, которое с полной уверенностью может быть определено таким образом, составляет самое большое из всех различий между ним и низшим животным» [3].
Специфика огромного влияния художественной литературы на становление личности заключается в том, что она воздействует на наше сознание, наш эмоциональный мир постоянно и, можно считать, полифонично. Современный человек живет в мире литературы с первых своих осмысленных шагов. С течением времени незаметно формируется вкус, во многом определяющий последующие ценностные ориентации читателей. Сегодняшнее состояние нашего общества привело к созреванию в массовом общественном сознании понимания жизненной необходимости нравственного оздоровления социальной атмосферы. Проблема развития ценностных ориентаций личности неизбежно возникает в переломные моменты эпохи, требующие от человека определения отношения к целям жизнедеятельности и средствам их достижения. Ориентация личности на позитивные нравственные ценности - важнейший регулятор ее социального поведения [5].
Литература:
1. Бесова А.К. Духовно-нравственное воспитание личности в процессе литературного образования учащихся старших классов: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. Москва, 2000. 230 с.
2. Бондаренко М.А. Воспитание нравственных качеств у студентов вузов: На примере отечественной литературы: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Воен. ун-т. - Москва, 2006. С. 41.
3. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. Выражение эмоций у человека и животных. М.: Академия наук СССР, 1953. Т. 5. С. 649.
4. Кузьмичев И.К. Литература и нравственное воспитание личности. М.: Просвещение, 1980. 176 с.
5. Хачикян Е.И. Специфика формирования ценностных ориентаций учащихся на уроке литературы // Социальное воспитание. 2013. №2. С. 20