Научная статья на тему 'Особенности формирования готовности будущего филолога к экологическому воспитанию школьников'

Особенности формирования готовности будущего филолога к экологическому воспитанию школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧИТЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЛИТЕРАТУРА / ПРИРОДА / ENVIRONMENTAL EDUCATION / TEACHER / EDUCATIONAL PROCESS / MORALITY / LITERATURE / NATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хачикян Елена Ивановна, Заборина Мария Алексеевна, Юданова Виктория Владиславовна

В статье рассмотрены особенности подготовки студентов филологического профиля, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», к экологическому воспитанию школьников. Критическое состояние окружающей среды ставит перед обществом задачи, направленные на подготовку экологически грамотных специалистов в области образования. Педагог должен обладать экологическими знаниями и уметь находить в преподаваемом предмете связи с экологией. Литература дает возможность воспитывать нравственно-эстетическое отношение к окружающей среде, видеть и чувствовать ее красоту, формировать потребность защищать природу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF READINESS OF THE FUTURE PHILOLOGIST TO ECOLOGICAL EDUCATION OF PUPILS

The article analyses the aspects of how philological profile students, studying under the "Pedagogical education" program prepare to the environmental education of schoolchildren. The critical environment condition sets challenges to society aimed at training environmentally competent specialists in the field of education. The teacher has to possess environmental knowledge and be able to find connections with the ecology whilst teaching the subject. Literature provides an opportunity to educate moral and aesthetic attitude to the environment, to see and feel its beauty, to form the need to protect nature.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования готовности будущего филолога к экологическому воспитанию школьников»

Педагогика

УДК 378.14

доктор педагогических наук, профессор Хачикян Елена Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского" (г. Калуга); кандидат педагогических наук Заборина Мария Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского" (г. Калуга); студентка филологического факультета Юданова Виктория Владиславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского" (г. Калуга)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ФИЛОЛОГА К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности подготовки студентов филологического профиля, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», к экологическому воспитанию школьников. Критическое состояние окружающей среды ставит перед обществом задачи, направленные на подготовку экологически грамотных специалистов в области образования. Педагог должен обладать экологическими знаниями и уметь находить в преподаваемом предмете связи с экологией. Литература дает возможность воспитывать нравственно-эстетическое отношение к окружающей среде, видеть и чувствовать ее красоту, формировать потребность защищать природу.

Ключевые слова: экологическое воспитание; учитель; образовательный процесс; нравственность; литература; природа.

Annotation. The article analyses the aspects of how philological profile students, studying under the "Pedagogical education" program prepare to the environmental education of schoolchildren. The critical environment condition sets challenges to society aimed at training environmentally competent specialists in the field of education. The teacher has to possess environmental knowledge and be able to find connections with the ecology whilst teaching the subject. Literature provides an opportunity to educate moral and aesthetic attitude to the environment, to see and feel its beauty, to form the need to protect nature.

Keywords: environmental education; teacher; educational process; morality; literature; nature.

Введение. Современное состояние окружающей среды вызывает особую тревогу общества на протяжении многих десятилетий. Образ жизни, ценности, экономические стратегии, фактически весь ценностный стереотип современного общества и общественное сознание должны радикально меняться в направлении рационального природопользования. Необходимо формирование экологической парадигмы этого сознания, то есть появление такого общепризнанного и воплощаемого в жизнь стандарта мысли и поведения, системы знаний, который бы воплотился в экологизированном производстве, науке, этике. Реализовать эти требования в полном объеме может только система непрерывного образования, как специальный институт, способный наиболее адекватно объективизировать эти требования [5].

В свете сложившейся ситуации возникает острая необходимость готовить экологически грамотных специалистов на всех уровнях профессиональной подготовки, особенно это касается подготовки учительских кадров, поскольку вопросы воспитания детей лежат в плоскости школьного образования и имеют более широкий разновозрастной охват в сравнении с другими уровнями образования. Учитель, непосредственно занимающийся проблемами воспитания детей должен обладать необходимыми экологическими знаниями, чтобы в рамках преподаваемого предмета увидеть связи с экологией, уметь выделить в ней проблемы и донести до обучающихся их воспитательный характер.

Необходимо, чтобы экологическое воспитание стало частью образовательного процесса, осуществлялось в тесной связи с профессиональной подготовкой, поскольку процесс экологического воспитания требует создания мотиваций, без которых невозможно сформировать убежденность, а на ее основе - ответственность за сохранение окружающей среды.

Ответственное отношение личности к природе представляет собой взаимодействие и взаимосвязь двух основных компонентов: рационально-практического, связанного с пониманием природы как материальной ценности и, духовно-нравственного, обусловленного осознанием природы как идеальной ценности, как источника этических, эстетических и других высших переживаний.

Изложение основного материала статьи. Современное экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование общей экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-ценностном отношении к природе, собственному здоровью и состоянию окружающей среды.

Система экологической подготовки будущего учителя направлена на активизацию познавательных интересов и выработку личной ответственности за состояние окружающей среды. Важную роль в профессионально-педагогической подготовке будущих специалистов занимает выработка умений создавать условия для совершенствования экологической деятельности.

Вопросы подготовки студентов педагогических вузов к экологическому воспитанию обучающихся входят в сферу научного интереса и являются объектом исследований многих современных ученых: Аргуновой М.В., Астраханцевой И.В., Владимирова Н.М., Зиятдиновой Л.С., Максимовой Н.М., Померанцевой Н.Г., Соловьевой Н.Ю. и др.

Так, Максимова Н.М. в диссертационном исследовании «Экологическое воспитание студентов педагогического вуза на основе системно-деятельностного подхода», представляя модель экологического воспитания студентов педагогического вуза, акцентирует внимание на том, что экологическое образование и воспитание является актуальной проблемой общества, для решения которой требуется системно -деятельностный подход [4]. Подтверждение этой мысли мы находим в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее - ФГОС ООО), в основе которого также лежит системно-деятельностный подход, реализация которого находится в области компетенций бакалавров педагогического образования. ФГОС ООО ориентирован на становление личностных характеристик

выпускника («портрет выпускника основной школы»), среди которых мы выделяем качество выпускника, осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды. Следовательно, эта проблема является общей для образования в целом и носит, соответственно, междисциплинарный характер.

Владимиров В.М. видит решение проблемы готовности будущих учителей к экологическому воспитанию школьников в оптимальном использовании возможности базовых учебных дисциплин педагогического вуза и учебного процесса высшей школы, в наполнении новой экологической информацией действующих учебных курсов; проведение интегрированных учебных занятий; дополнение учебных и рабочих программ преподавателей специальной, созвучной с дисциплиной информацией экологической направленности; акцентирование внимания на будущей профессиональной деятельности студентов по экологическому воспитанию школьников; создание в вузе и базовых школах условий для такой деятельности; дополнение содержания программ разных видов педагогической практики экологическими мероприятиями (учебными и вне учебными); разработка методических рекомендаций к ним; в экспериментальном учебном плане выделить время для включения элективных курсов и работы факультативов, направленных на формирование у будущих педагогов готовности к экологическому воспитанию школьников [2].

Интеграция экологического образования в учебно-воспитательный процесс требует тщательной продуманности, поскольку это затрагивает деятельность не только студентов, но и, в первую очередь, подготовку к учебным занятиям преподавательского состава. Интегративный подход позволит направить экологическое воспитание студентов на его всесторонне развитие, разумного труженика и потребителя. Будет способствовать процессу формирования нравственности к окружающему миру [3].

Астраханцева И.В. в диссертационном исследовании «Воспитание эколого-ориентированной личности студентов педагогического вуза как активных носителей экологической культуры» делает вывод, что процесс воспитания эколого-ориентированной личности студентов в педагогическом вузе будет эффективно выполнять свои функции, если он, как минимум, будет удовлетворять следующим требованиям, общим для всех педагогических процессов, а именно:

- организационно-структурным ресурсам управления образовательным процессом;

- условиям, созданным для формирования экологической культуры будущих педагогов в образовательном пространстве вуза, с учетом выполнения общих дидактических принципов;

- требованиям к организации экологического образования, включающим в себя: определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на занятиях; постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы; воспитание на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств и др. [1].

Главной задачей любого воспитательного процесса является найти способ побуждения к той или иной деятельности. Первостепенной задачей экологического воспитания является воспитание нравственности по отношению к природе. Нравственность - чрезвычайно важная категория, отражающая весь жизненный опыт существования человечества, его взаимодействие, как с обществом, так и с природой - живой и неживой.

Существует мнение, что более широкий экологический воспитательный спектр имеется у учителей естественнонаучного направления - биологии, химии, физики, но, тем не менее, известно, что и у учителя -филолога есть большие возможности посредством литературы эмоционально осветить круг проблем в окружающей среде.

В рамках подготовки бакалавров филологического профиля на первый план выдвигается арсенал средств, которыми богата литература. Трудно преувеличить роль литературы в воспитании нравственно-эстетического отношения к природе, в умении видеть и чувствовать ее красоту, в выработке непримиримого отношения ко всякого рода хищничеству, в формировании потребности защищать природу.

Словами авторов донести до обучающихся не только природные катаклизмы, но и деятельность людей, их отношение и переживания относительно того, что происходит вокруг них. Заставить учащихся по-другому взглянуть на окружающий их мир, вызвать желание к созиданию, а не разрушению, призвать к пониманию, что родина у нас одна и ее необходимо беречь, вне зависимости от рода деятельности человека.

Писатель Ю. Нагибин видел непосредственную взаимосвязь того, как относится человек к природе, так он относится и к жизни в целом «...алчное, паразитарное, грубое отношение к природе распространяется ... и на общественную жизнь..». Эти слова являются предостережением обществу о том, что наша жизнь и жизнь будущих поколений зависит от того, какие нравственные качества сформируются у подрастающего поколения сегодня.

Размышления Л. Леонова созвучны с современными проблемами экологического воспитания, в котором он также видит нравственную составляющую, утверждая, что моральная сторона защиты природы заключается в патриотическом воспитании молодежи, поскольку «человек, понимающий природу, благороднее и чище: он не сделает дурного поступка».

Для М. Пришвина природа - это его родина, которая должна быть у каждого человека: охранять природу, значит охранять и беречь свою родину.

Переживания за судьбу страны - давняя и ценная традиция отечественной литературы. Особый смысл она приобретает во второй половине 20 века, когда мировое сообщество подняло тревогу об ухудшении состояния окружающей среды. В 1972 году в Стокгольме состоялась конференция ООН по вопросам окружающей среды, по итогам которой была принята Декларация. Принципы, изложенные в Декларации, показывают возможности для решения экологических проблем, на всех уровнях, государственных, районных, муниципальных, отдельных предприятий и учреждений. Призывают всех путем общих усилий сохранить окружающую среду для настоящего и будущего мира. Впервые обращается внимание на ознакомление подрастающего поколения с проблемами окружающей среды, звучит призыв к рациональному природопользованию.

Прямо или косвенно авторы всегда обращают внимание на красоту природы, воспевают в стихах или прозе, но, несмотря на это, было «не в моде» говорить о проблемах охраны природы. Рассказывая об этом, педагог не может не вспомнить известную в нашей стране сессию Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ), прошедшую в 1948 году, которая провозгласила знаменитый лозунг И.В. Мичурина о том, что мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее -наша задача. Известный русский писатель К.Г. Паустовский не смог остаться равнодушным к услышанному лозунгу, подтверждением которого стали гневные строки в «Повести о лесах», о том, что реки, леса

находятся в ужасающем состоянии, их нужно охранять и беречь от варварского отношения людей. Никто еще так яростно не защищал до этого природу, как К.Г. Паустовский. Изучая произведения этого великого писателя необходимо обращать внимание студентов на то, что Паустовский до боли любил свою Тарусу, городок на Оке, жемчужину русской природы. Природа для него - ключ к пониманию человеческой души, национальной культуры, языка. Он писал, что для полного овладения русским языком недостаточно общаться с носителями языка - русским народом, необходимо проникнуться общением с лесами, птицами, и даже с каждым цветком.

Особое место в экологическом воспитании обучающихся занимает произведение В. Распутина «Прощание с Матерой». Проблемы, поднятые автором в этом произведении глубоко нравственные, поскольку отношения человека с природой - это в первую очередь нравственные отношения. История трагического периода в жизни небольшой деревни Матера тесно переплетена с многовековой историей страны. Проблема нравственного выбора стоит перед жителями деревни: для одних эта земля святая, здесь прошла их жизнь, здесь в могилах лежат их предки, - они не хотят уходить с родной земли, для других, возможность, как они думают, изменить свою жизнь к лучшему. В. Распутин был убежден в том, что говорить об экологии нужно не в направлении изменения жизни, а, наоборот, о ее спасении. Жители Матеры это тонко чувствуют, поскольку позволить затопить водой деревню ради строительства электростанции, значит лишить людей родины, а это, как сказала жительница деревни Анна «самый большой грех на свете -лишить человека его родины».

Интеграция экологических знаний в процесс подготовки педагогов филологического направления возможна посредством использования разнообразных форм проведения учебных занятий по изучаемым дисциплинам: конференции, круглые столы, дискуссии и пр. Так, например, изучая творчество Б. Васильева, целесообразно провести конференцию по его роману «Не стреляйте в белых лебедей», поскольку действие романа не только непосредственно связано с жизнью природы, но и выявляет истинные человеческие отношения к ней. Человек и природа, человек и его совесть, мера ответственности человека за все, что происходит вокруг - важнейшие проблемы, которые ставит автор перед читателями. Обсуждение вопросов конференции позволяет обучающимся понять нравственную красоту людей типа Егора Полушкина, главного героя романа, сделать вывод о его экологическом характере, увидеть оптимизм романа и его воспитательное значение.

Наибольшей эстетической силой и философской глубиной проникновения, страстным призывом беречь природу и человека отличается произведение Виктора Астафьева «Царь-рыба». Впервые, после романа Л. Леонова «Русский лес», в нем прозвучало тревожное слово в защиту природы. В. Астафьев писал «Всем строем своей повести я хотел сказать читателю: настало время хранить, а еще вернее - охранять природу. И если нельзя не тратить, то делать это надо с умом, бережно...». Эти слова целесообразно сделать эпилогом круглого стола по изучению повести. Вопросы для обсуждения за круглым столом должны отвечать основной идее книги - идеи бережного, гуманного, разумного отношения к природе, пронизывающую всю художественную ткань произведения, эмоциональное сопереживание и безоговорочный выбор позиции автора.

Одной из интересных форм привлечения внимания будущих филологов к экологическим проблемам является внеурочная форма экологического воспитания средствами литературы. Так, например, заседание литературного кафе на тему «Нарушаем экологию природы, разрушаем экологию души». Чтение стихов о природе, рассказы отрывков из литературных произведений о природе, музыка, просмотр видеофрагментов и пр. - все это способствует духовному и нравственному воспитанию личности, воспитанию чувства гражданственности и гордости за свою родину и формированию гармонично развитой личности.

Одним из эффективных способов постижения обучающимися нравственных аспектов экологических проблем является литературный диспут. Диспут учит мыслить, развивает критическое мышление, способствует творческому освоению материала, формирует способность к самостоятельным выводам и пр. Для диспута, как правило, берутся сложные, неоднозначные проблемы и произведения, одним из которых является роман Ч. Айтматова «Плаха» - вершина писателя на путях осмысления нравственных и экологических проблем. Глубокой философской мыслью о людях, о смысле жизни и назначении человека, что такое совесть и долг, добро и зло, эгоизм и самопожертвование, пронизано произведение. Постигая экологические проблемы, как проблемы нравственные, Ч. Айтматов показывает, что нарушение естественных связей с природой может обернуться опасной деформацией, разрушением человеческой личности. Выражая острую и обоснованную тревогу по поводу дефицита духовности в современном человеческом обществе, писатель утверждает высшее назначение человека на Земле - нести добро и правду, быть созидателем, а не разрушителем [6].

В основе экологического образования лежит нравственная проблема, поэтому вне зависимости от профиля обучения, в том числе и филологического, студенты нуждаются в глубокой методической подготовке, которая поможет им воспитывать настоящих любителей и защитников природы, личностей готовых к экологической практико-ориентированной деятельности.

Безусловно, методы, формы и способы экологического воспитания бакалавров филологического профиля не исчерпываютсяобозначенными аспектами, поскольку любая система экологического воспитания должна быть непрерывной и использовать весь существующий педагогический арсенал.

Выводы. Таким образом, большую возможность для экологического воспитания бакалавров филологического направления дает литература, поскольку тема природы имеет место быть практически во всех произведениях отечественной литературы. Воспитывать тонкое лирическое и глубокое философское отношение к миру, природе, человеку и жизни, можно лишь посредством литературы.

Научно-технический прогресс поставил человека в очень непростые отношения с природой. С одной стороны, нам требуется огромное количество природных запасов, для добычи которых используется самая современная техника, а с другой, мы поставлены перед необходимостью беречь природные ресурсы, охранять, приумножать их. И в этих условиях, как подчеркивается во многих научных трудах, литературных произведениях, многое зависит от нравственного уровня тех, в чьих руках находится современная техника, от чьих решений зависит будущее нашей земли. Еще Аристотель предупреждал «Если мы идем вперед в знании, но уступаем в нравственности, значит, мы идем назад, а не вперед». Отечественная литература неустанно будит общественное сознание, призывая нас очнуться от беспечности, оглянуться вокруг себя, задуматься о нравственном смысле отношений человека и природы.

Литература:

1. Астраханцева И.В. Воспитание эколого-ориентированной личности студентов педагогического вуза как активных носителей экологической культуры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ульяновск, 2017. С. 198.

2. Владимиров Н.М. Формирование готовности будущих учителей к экологическому воспитанию школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Сургут, 2004. С. 116.

3. Заборина М.А. Экологическое образование: интеграция в учебно-воспитательный процесс учреждений СПО. Интеграция образования. - Саранск: МГУ им. П. Огарева, 2011. № 2. С. 42-44.

4. Максимова И.М. Экологическое воспитание студентов педагогического вуза на основе системно-деятельностного подхода: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Казань, 2000. С. 60.

5. Соловьева Н.Ю. Подготовка студентов педагогического вуза к осуществлению экологического воспитания школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Липецк, 1999. С. 44.

6. Чуватина Л.К., Черников А.П. Экологическое воспитание старшеклассников на уроках внеклассного чтения. Калуга: КГПИ им. К.Э. Циолковского, 1989. 110 с.

Педагогика

УДК:378.14

ассистент Холмогорова Оксана Ивановна

Московский городской университет (г. Москва)

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается возможность организации обучения иностранным языкам в вузе в малых группах сотрудничества на основе блог-технологии. По сравнению с индивидуальными или соревновательными методами обучения, в условиях обучения в малых группах сотрудничества студенты достигают более высоких академических результатов, они лучше мотивированы, их самооценка и уверенность в собственных силах возрастает. Отличительные особенности обучения в малых группах сотрудничества от других форм групповой работы: 1) позитивная взаимозависимость участников группы; 2) индивидуальная и общая ответственность за результат; 3) развивающий характер взаимодействия участников группы; 4) обучение студентов навыкам межличностного общения и работы в группе; 5) коллективная самооценка. Новые возможности для реализации обучения в сотрудничестве в вузе представляют сервисы Веб 2.0, активно развиваемые и улучшаемые самими пользователями: вики-проекты, блоги, социальные сети, подкасты, фликр и другие. Простота и доступность блог-технологии позволяют использовать этот сервис как готовую платформу для организации внеаудиторной совместной работы студентов в рамках изучаемой темы по иностранному языку, создав блог учебной группы или блог проекта.

Ключевые слова: обучение в сотрудничестве, информационные и коммуникационные технологии, сервисы Веб 2.0, блог-технология.

Annotation. The paper investigates how to integrate cooperative learning on the basis of blog-technology in foreign language training in higher school. Students in cooperative learning settings compared to those in individualistic or competitive learning settings, achieve more, reason better and gain higher self-esteem. There are some essential elements of cooperative learning distinguishing it from merely arranging students into groups: 1) positive independence; 2) individual and group accountability; 3) promotive interaction, 4) teaching the students the required interpersonal and small group skills: 5) group processing. Web 2.0 services that emphasize usergenerated content, such as wikis, blogs, social networks, podcasts, flickr and others provide new options to implement cooperative learning technology in higher school. Used as a platform in foreign language teaching and learning in a form of students' group blog or project blog, blog-technology supports extracurricular interaction of students in the framework of the topic being studied.

Keywords: cooperative learning, information and communication technologies, services Web 2.0, blog-technology.

Введение. Принятие новых ФГОС ВПО указывает на необходимость пересмотра традиционных подходов к организации учебного процесса в высшей школе, что выражается, в частности, в увеличении доли интерактивного обучения и включение новых информационных технологий в учебный процесс. В этой связи особенно актуальной представляется технология обучения в сотрудничестве, к тому же процессы информатизации общества, новые информационные и коммуникационные технологии создают условия для её творческого переосмысления и применения. «Интерактивное обучение иностранному языку - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают, т.е. происходит формирующее оценивание своей коммуникативной деятельности» [7].

Изложение основного материала статьи. Основные принципы технологии «обучения в сотрудничестве» или «обучения в малых группах сотрудничества» (cooperative learning) были разработаны во второй половине ХХ века американскими педагогами (Robert Slavin, David and Roger Johnson, Е. Aronson, Frank T. Lyman, Timothy Hedeen, Palinscar A.S., Brown A.L.). Существует множество различных моделей обучения в сотрудничестве. Из них получили наибольшую популярность Student Team Learning («Обучение в команде»), Jigsaw («Ажурная пила»), Learning Together («Учимся месте»). Независимо от того, какой из моделей данной технологии отдается предпочтение, базовые положения организации обучения в сотрудничестве остаются неизменны:

1. обучение происходит в группах, состоящих из 3-4 студентов, однако состав групп неоднороден: в каждой группе должны быть студенты с разным уровнем подготовки, оптимально сильный, средний и слабый;

2. группе дается одно задание на всех, при этом предусматривается распределение ролей внутри группы. Роли распределяются студентами либо самостоятельно, либо с помощью преподавателя;

3. по завершении выполнения задания важен этап самооценивания, рефлексии участников группы о проделанной работе, её успешных и слабых сторонах;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.