Литература:
1. Астраханцева И.В. Воспитание эколого-ориентированной личности студентов педагогического вуза как активных носителей экологической культуры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ульяновск, 2017. С. 198.
2. Владимиров Н.М. Формирование готовности будущих учителей к экологическому воспитанию школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Сургут, 2004. С. 116.
3. Заборина М.А. Экологическое образование: интеграция в учебно-воспитательный процесс учреждений СПО. Интеграция образования. - Саранск: МГУ им. П. Огарева, 2011. № 2. С. 42-44.
4. Максимова И.М. Экологическое воспитание студентов педагогического вуза на основе системно-деятельностного подхода: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Казань, 2000. С. 60.
5. Соловьева Н.Ю. Подготовка студентов педагогического вуза к осуществлению экологического воспитания школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Липецк, 1999. С. 44.
6. Чуватина Л.К., Черников А.П. Экологическое воспитание старшеклассников на уроках внеклассного чтения. Калуга: КГПИ им. К.Э. Циолковского, 1989. 110 с.
Педагогика
УДК:378.14
ассистент Холмогорова Оксана Ивановна
Московский городской университет (г. Москва)
ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается возможность организации обучения иностранным языкам в вузе в малых группах сотрудничества на основе блог-технологии. По сравнению с индивидуальными или соревновательными методами обучения, в условиях обучения в малых группах сотрудничества студенты достигают более высоких академических результатов, они лучше мотивированы, их самооценка и уверенность в собственных силах возрастает. Отличительные особенности обучения в малых группах сотрудничества от других форм групповой работы: 1) позитивная взаимозависимость участников группы; 2) индивидуальная и общая ответственность за результат; 3) развивающий характер взаимодействия участников группы; 4) обучение студентов навыкам межличностного общения и работы в группе; 5) коллективная самооценка. Новые возможности для реализации обучения в сотрудничестве в вузе представляют сервисы Веб 2.0, активно развиваемые и улучшаемые самими пользователями: вики-проекты, блоги, социальные сети, подкасты, фликр и другие. Простота и доступность блог-технологии позволяют использовать этот сервис как готовую платформу для организации внеаудиторной совместной работы студентов в рамках изучаемой темы по иностранному языку, создав блог учебной группы или блог проекта.
Ключевые слова: обучение в сотрудничестве, информационные и коммуникационные технологии, сервисы Веб 2.0, блог-технология.
Annotation. The paper investigates how to integrate cooperative learning on the basis of blog-technology in foreign language training in higher school. Students in cooperative learning settings compared to those in individualistic or competitive learning settings, achieve more, reason better and gain higher self-esteem. There are some essential elements of cooperative learning distinguishing it from merely arranging students into groups: 1) positive independence; 2) individual and group accountability; 3) promotive interaction, 4) teaching the students the required interpersonal and small group skills: 5) group processing. Web 2.0 services that emphasize usergenerated content, such as wikis, blogs, social networks, podcasts, flickr and others provide new options to implement cooperative learning technology in higher school. Used as a platform in foreign language teaching and learning in a form of students' group blog or project blog, blog-technology supports extracurricular interaction of students in the framework of the topic being studied.
Keywords: cooperative learning, information and communication technologies, services Web 2.0, blog-technology.
Введение. Принятие новых ФГОС ВПО указывает на необходимость пересмотра традиционных подходов к организации учебного процесса в высшей школе, что выражается, в частности, в увеличении доли интерактивного обучения и включение новых информационных технологий в учебный процесс. В этой связи особенно актуальной представляется технология обучения в сотрудничестве, к тому же процессы информатизации общества, новые информационные и коммуникационные технологии создают условия для её творческого переосмысления и применения. «Интерактивное обучение иностранному языку - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают, т.е. происходит формирующее оценивание своей коммуникативной деятельности» [7].
Изложение основного материала статьи. Основные принципы технологии «обучения в сотрудничестве» или «обучения в малых группах сотрудничества» (cooperative learning) были разработаны во второй половине ХХ века американскими педагогами (Robert Slavin, David and Roger Johnson, Е. Aronson, Frank T. Lyman, Timothy Hedeen, Palinscar A.S., Brown A.L.). Существует множество различных моделей обучения в сотрудничестве. Из них получили наибольшую популярность Student Team Learning («Обучение в команде»), Jigsaw («Ажурная пила»), Learning Together («Учимся месте»). Независимо от того, какой из моделей данной технологии отдается предпочтение, базовые положения организации обучения в сотрудничестве остаются неизменны:
1. обучение происходит в группах, состоящих из 3-4 студентов, однако состав групп неоднороден: в каждой группе должны быть студенты с разным уровнем подготовки, оптимально сильный, средний и слабый;
2. группе дается одно задание на всех, при этом предусматривается распределение ролей внутри группы. Роли распределяются студентами либо самостоятельно, либо с помощью преподавателя;
3. по завершении выполнения задания важен этап самооценивания, рефлексии участников группы о проделанной работе, её успешных и слабых сторонах;
4. преподаватель оценивает работу всей группы, а не каждого отдельного студента.
В отечественной теории и практике к технологии обучения в сотрудничестве применительно к обучению иностранным языкам обращались Е.С. Полат, М.В. Моисеева, М.Ю. Бухаркина, Е.Г. Иванова, Л.И. Палаева, С.Л. Бояринцева. Е.С. Полат подчеркивала интерактивный и социальный характер данной технологии, поскольку технология обучения в сотрудничестве создает условия для активной индивидуальной и совместной учебной деятельности, способствует социализации учащихся.
Необходимо отметить, что в практике обучения иностранным языкам традиционно используется работа в парах и группах. Это связано со спецификой предмета иностранный язык, где целью обучения являются не основы наук, а виды речевой деятельности: чтение, аудирование, письмо, говорение. Поскольку обучение любому виду деятельности происходит в процессе выполнения этой деятельности, действий и операций с ней связанных [6], важной особенностью предмета иностранный язык является то, что цель обучения реализуется через иноязычную речевую деятельность учащихся, их речевое взаимодействие в процессе работы над учебным материалом.
В отечественной теории и практике преподавания методы совместной учебной работы разрабатывались в рамках «теории коллектива» (А.Г. Ривин, М.Н. Скаткин, В.К. Дьяченко, А.С. Границкая, Й.Х. Лийметс и др.). Под коллективной работой подразумевалась фронтальная, групповая, а также парная работа. Основополагающими признаками коллектива являются: сплоченность участников во имя достижения определенной значимой цели; целостность, особая организация, характеризующаяся распределением функций и ролей между участниками, определенной структурой управления. Ключевым результатом групповой коллективной работы является принцип развития личности вместе с развитием коллектива.
Источником идеи коллективного способа обучения (КСО) послужила методика, разработанная и апробированная А.Г. Ривиным в начале XX века. А.Г. Ривин предлагал 3 этапа учебной работы: поабзацное изучение материала, отработка его в парах и группах, с последующим отчётом по изученному материалу как индивидуально, так и в группе. А.С. Границкая, прилагая принципы КСО к иностранному языку, разработала модель поурочной отработки нового учебного материала. Первая часть занятия посвящалась изучению нового материала, а вторая — его отработке в различного вида парах: статических, динамических или вариационных [3]. Значимость методических приёмов, разработанных Границкой, в том, что они не только позволили увеличить объем продуктивной речевой деятельности учащихся, но и повысить долю самостоятельной учебной работы учащихся, а также их учебного взаимодействия.
Об эффективности речевой группы в обучении иноязычному общению говорит профессор Е.И. Пассов. Под речевой группой Е.И. Пассов понимает «определённое количество учащихся (3-5 человек), временно объединённых преподавателем в целях выполнения учебного задания и имеющих определённую структуру» [5]. Речевые группы используются для решения разных коммуникативных и проблемных задач и способствуют активизации как репродуктивной, так и продуктивной коммуникативной и познавательной деятельности.
Методика обучения в малых группах является неотъемлемой частью интенсивной методики обучения иностранному языку, метода активизации резервных возможностей личности и коллектива Г.А. Китайгородской. Учебной группе предлагается такая современная деятельность, которая была бы личностно-значимой для каждого обучающегося, сплачивала бы учащихся и способствовала активному формированию личности через систему взаимных межличностных отношений. Обучение проводится в форме ролевого общения с использованием коммуникативных и игровых упражнений. Используются следующие способы учебного взаимодействия: работа в парах, в тройках, в микрогруппах, состоящих из четырёх человек, работа в командах. Особенность отношений, которые складываются в рамках учебной коллективной деятельности состоит в том, что от каждого ученика требуется включение в совместную учебную деятельность, объединение умственных усилий для преодоления трудностей и решения проблем.
Роджер и Дэвид Джонсоны сформулировали 5 условий, при которых обучение в малых группах сотрудничества будет успешным [8]:
1. Позитивная взаимозависимость участников группы. Позитивная взаимозависимость реализуется в сотрудничестве и гарантирует, что члены коллектива, стремясь к достижению общих целей, стимулируют и поддерживают друг друга. Позитивная взаимозависимость устанавливается общей целью - группа сплачивается вокруг общей цели и начинает действовать во имя её достижения. «Интерактивные технологии психологически привлекательны для обучающихся; обеспечивают учебную среду, незамедлительно реагирующую на действия обучающихся; позволяют «сжимать» время, передвигаться во времени; повышают у обучающихся интерес к проблемам, моделируемым или проектируемым с помощью игровой технологии; способствуют улучшению отношений между участниками и педагогами; способствуют повышению самооценки участников игры, т. к. у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности; - позволяют изменить отношение к окружающей действительности, снять страх перед неизвестностью» [7].
2. Индивидуальная и общая ответственность за результат достигается за счёт распределения между участниками группы ролей или функциональных обязанностей, постановки общего задания и общей оценки результата работы группы и индивидуальных усилий её членов.
3. Развивающий характер взаимодействия участников группы. В отличие от традиционной схемы обучения, обучения по отдельности, в группах сотрудничества студенты извлекают выгоду используя ресурсы и навыки друг друга, например, обмениваясь информацией, оказывая друг другу поддержку и взаимопомощь, оценивая идеи своих согруппников, организуя дискуссии для обсуждения различных точек зрения на проблему. За счёт этого обеспечивается активное участие каждого в достижении общей цели, в выполнении задания, а также достигается учебная цель - формирование требуемых навыков и умений.
4. Обучение студентов навыкам межличностного общения и работы в группе. Эффект социализации: в процессе обучения в сотрудничестве учащиеся приобретают навыки социального взаимодействия и учебного сотрудничества.
5. Коллективная самооценка. Рефлексия. Самостоятельная оценка учащимися проделанной работы, а также вклада каждого участника в достижение общей цели необходима для повышения эффективности совместной работы.
В соответствии с исследованиями, проведенными Роджером и Дэвидом Джонсонами, в условиях обучения в малых группах сотрудничества по сравнению с индивидуальными или соревновательными
методами обучения студенты достигают более высоких результатов в учёбе, они лучше мотивированы, их самооценка и уверенность в собственных силах возрастает.
В рамках данной статьи хотелось бы рассмотреть возможность использования новых информационных и коммуникационных технологий, сети Интернет для воплощения идей педагогической технологии «обучение в сотрудничестве». Массовое распространение новых информационных и коммуникационных технологий является неоспоримым фактом. Современный студент вряд ли станет листать справочник или энциклопедию, чтобы найти ответ на интересующий его вопрос, а скорее обратится за информацией в Интернет. Молодое поколение наиболее активно в использовании ресурсов Интернета и проводит значительную часть своего времени в сети. С другой стороны, ресурсы сети Интернет, находящиеся в свободном доступе, инструменты Веб 2.0 предоставляют всё новые возможности для решения различных дидактических задач в обучении иностранному языку в вузе.
Возникновение термина Веб 2.0 принято связывать с появлением статьи Тима ОТейлли «Что такое Веб 2.0?» («What is Web 2.0?») в 2005 году, в которой декларируется новый вид информационного наполнения сети Интернет, подкрепленный инновационными технологиями: AJAX, RSS, mash-up, Веб-синдикация, метки (теги) и т.д. Термин Веб 2.0 обозначает платформу для создания проектов и сервисов, активно развиваемых и улучшаемых самими пользователями Интернета, таких как вики-проекты, блоги, социальные сети, подкасты, фликр и другие. В отличие от старой версия веба, Веб 1.0, где пользователь выступал пассивным получателем информации, в центре веба второго поколения находятся пользователи и возможность их самовыражения.
А.М. Гольдин выделяет три основополагающих принципа Веб 2.0: интерактивность, синдикация и социализация:
1. интерактивность Веб 2.0 - это платформа, технология наполнения сайта содержанием, когда пользователи активно формируют сайт, добавляя информацию и многократно редактируя её;
2. синдикация (mash-up) - частичное или полное использование в качестве источников информации других сервисов Интернет (например, так называемых RSS-каналов). Образуется сеть совместно интегрированных, зависимых друг от друга сервисов;
3. социализация - использование технологий, позволяющих создавать сообщество, возможность индивидуальных настроек сайта и создания личной зоны пользователя [2].
Рассмотрим блог-технологию как платформу для организации обучения студентов в малых группах сотрудничества. Блог (Blog) - это интернет-дневник пользователя или группы лиц с хронологическим расположением сообщений. Структура блога включает в себя три ключевых элемента: тему, текст сообщения и ссылки, дополняющие указанную в тексте информацию. Одним из важнейших элементов блога являются комментарии, которые могут оставлять читатели, вступая в дискуссию с автором и друг с другом, что превращает блог в интерактивную дискуссионную площадку. Можно выделить следующие варианты учебных блогов: преподавательский блог, блог учебной группы, блог проекта, электронная тетрадь студента.
Простота и доступность блог-технологий позволяют использовать этот сервис как готовую платформу для организации внеаудиторной работы студентов в рамках изучаемой темы по иностранному языку или проекта, например, написание эссе. Обычно такие задания носят долгосрочный характер, на период от одного месяца до семестра.
На предварительном этапе студенты разделяются на небольшие группы по 3-4 человека в каждой, распределяют между собой роли. Преподаватель подбирает и формулирует тему предстоящей работы. Важным моментом здесь является проблемная формулировка темы, чтобы тема заинтересовала студентов и была для них актуальной.
Американский педагог Джон Дьюи разработал приёмы создания проблемных учебных заданий и ситуаций:
• преподаватель указывает учащимся на противоречие и наблюдает за процессом поиска решения;
• сталкивает противоречия практической деятельности;
• приводит примеры неоднозначности мнений по одному и тому же вопросу;
• предлагает анализировать ситуации с помощью сравнения, обобщения и выводов;
• ставит конкретные вопросы;
• ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными данными, с противоречиями, с неопределенностями в постановке вопроса, с заведомо допущенными ошибками) [4].
Преподаватель демонстрирует образец работы, оговаривает со студентами все этапы работы. Во внеаудиторное время студенты создают блоги либо страницы на сервисе ВКонтакте для размещения информации по учебной теме и группу для её обсуждения на иностранном языке. По завершении организуется обсуждение студентами проделанной работы по теме или проекту, её процесса и результата, самостоятельная оценка студентами успехов и недочетов в работе, что является необходимым условием для их исправления в будущем. Итоговая оценка выставляется преподавателем одна на всю группу, причём оценивается не столько сама работа, как усилия студентов.
Выводы. Обучение студентов иностранному языку в малых группах сотрудничества с использованием сервисов Веб 2.0 позволяет достигнуть следующих целей в учебном процессе:
1. развивать иноязычную коммуникативную компетенцию: совершенствовать все речевые умения;
2. развивать умения студентов взаимодействовать с другими участниками группы для решения текущих вопросов, работать в команде;
3. развивать умения студентов самостоятельно искать и анализировать информацию на иностранном языке, а также создавать собственный информационный контент;
4. развивать ИКТ-компетенцию;
5. формировать и развивать собственные учебные стратегии студентов;
6. развивать способность студентов анализировать свою учебную деятельность с целью ее улучшения в будущем.
Таким образом, организация обучения в сотрудничестве на основе сервисов Веб 2.0, блог-технологии открывает новые возможности для решения дидактических задач, которые предстоит реализовать преподавателю высшей школы, и позволяет создать условия для активной совместной учебной деятельности студентов по освоению учебного материала во внеаудиторное время.
Литература:
1. Бояринцева С.Л. Обучение в малых группах сотрудничества в курсе иностранного языка на среднем этапе общеобразовательной школы: на материале английского языка [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: защищена 2007 / Бояринцева Светлана Леонидовна. - М., 2007. - 223 с.
2. Гольдин А.М. Образование 2.0: модный термин или новое содержание? [Электронный ресурс] / А.М. Гольдин — Москва, 2009. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/03/21/1268220901/goldin.pdf
3. Границкая А.С. Научить думать и действовать: адаптивная система обучения в школе [Текст] Книга для учителя. Учебное издание. / А.С. Границкая - М.: Просвещение, 1991. - 175 с.
4. Дьюи Дж. Демократия и образование [Текст] / Джон Дьюи - М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 384 с.
5. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению [Текст] / Е.И. Пассов - М.: Русский язык, 1989. - 278 с.
6. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка [Электронный ресурс] / Е.С. Полат. - Москва, 2001. - Режим доступа: http://distant.ioso.ru/library/publication/3.htm
7. Сороковых Г.В., Каппушева Х.Х., Герасимова Н.И., Оленикова Н.А., Короткова И.П., Баранова Е.А., Наджафов И.А. Интерактивные технологии в иноязычном образовании: исследование стратегий и опыта применения [Текст]: Коллективная монография / Сороковых Г.В. - Москва, 2013. - 172 с.
8. Cooperative learning [Электронный ресурс] / Интернет-энциклопедия - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Cooperative_learning
9. Web 2.0 [Электронный ресурс] / Интернет-энциклопедия — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%B1_2.0
Педагогика
УДК: 371.011
кандидат педагогических наук, доцент Черемисина Александра Анатольевна
Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация. В статье рассматривается концепция социально-правового воспитания, способствующего формированию правовой компетентности обучающихся как насущной потребности современной личности, дающей возможность проектировать и реализовывать различного рода отношения в процессе жизнедеятельности, позитивно социализироваться в современном правовом поле. Автором представлены имеющиеся противоречия на основе анализа теории педагогики и реальной педагогической практики социально-правового воспитания обучающихся в образовательных учреждениях. Представлены особенности концепции социально-правового воспитания обучающихся как фактора обеспечения защиты прав несовершеннолетних. Рассмотрен опыт реализации социально-правового воспитания обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования как фактора обеспечения прав несовершеннолетних.
Ключевые слова: социально-правовое воспитание, право, права несовершеннолетних, правовая защищенность, социализация, правовая компетентность, правовая социализация.
Annоtation. The article deals with the concept of social and legal education, contributing to the formation of legal competence of students as an urgent need of modern personality, which makes it possible to design and implement various kinds of relationships in the process of life, positively socialize in the modern legal field. The author presents the existing contradictions on the basis of the analysis of the theory of pedagogy and real pedagogical practice of social and legal education of students in educational institutions. The features of the concept of social and legal education of students as a factor of protection of the rights of minors are presented. The experience of realization of social and legal education in the conditions of establishment of additional education as a factor of ensuring the rights of minors is considered.
Keywords: social and legal education, law, juvenile rights, legal protection, socialization, legal competence, legal socialization.
Введение. В настоящее время ситуация развития российского общества и происходящее реформирование образования требуют решения проблемы социально-правовой защиты несовершеннолетних. Актуальность исследования проблемы социально-правового воспитания обучающихся, являющегося ведущим фактором обеспечения защиты прав несовершеннолетних, обусловлена сложившейся социально-экономической ситуацией, изменениями, политического и культурного развития страны в связи со становлением гражданского общества, требующими правовой воспитанности участников демократических социальных процессов. Современное общество характеризуется социальным расслоением, что ведет к усилению негативных явлений (рост числа неблагополучных семей, нарушение прав несовершеннолетних в семье, в образовательных учреждениях, в учреждениях здравоохранения и др.).
Деятельность различных социальных институтов, направленная на профилактику, социально-правовую защиту несовершеннолетних, на предупреждение безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних сегодня является наиболее актуальной и востребованной.
Государству в условиях постоянной трансформации экономики (кризисные явления, безработица, снижение престижа рабочих профессий, увеличения числа граждан, находящихся в социально опасном положение, распространение негативных явлений в молодежной среде, нарушений прав несовершеннолетних и др.), изменений в политической сфере (санкции, нестабильность в отношениях между государствами и др.) необходимо иметь юридически грамотное население страны, способное на законных основаниях не только получать блага от государства, являющегося социальным, но и создавать такие общественные блага. В соответствии с этим приоритетное внимание в процессе воспитания подрастающего поколения уделяется социально-правовому воспитанию, правовой компетентности как насущной потребности современной