VМеждународная научно-практическая конференция
4. Редькович А.В. Информационные технологии в продвижении банковских продуктов // Молодой ученый. - 2020. - №9. - С. 60-62.
5. Роганян С.А., Березниченко Е.И. Способы продвижения банковских интернет-услуг в современных условиях // Управление и экономика в XXI веке. - 2018. - №1. - С. 19-24.
6. Маркова О.М. Основные направления продвижения банковских продуктов в системе банковского маркетенга // Интерактивная наука. - 2018. -№15. - С. 127-131.
7. Солонина С.В. Институциональный подход к оценке функционирования банковской системы региона // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 1. С. 109-116.
УДК 130.3
Гринева Ольга Александровна Grineva Ol'ga Aleksandrovna
к. филос.н., старший преподаватель Candidate of Philosophy, senior teacher, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafev
НРАВСТВЕННОСТЬ И СВОБОДА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ MORALITY AND FREEDOM IN THE MODERN WORLD
Аннотация: В статье раскрываются проблемы свобод человека, его поведения в обществе и качество жизни. В то же время обозначаются нравственные установки современного человека и важность их соблюдения и применения в жизни.
Abstract: The article reveals the problems of human freedoms, their behavior in society and the quality of life. At the same time, there are indicated the moral principles of a modern person and the importance of their observance and application in life.
Ключевые слова: свободные действия, духовное развитие, искушения, уровень мышления, ответственность.
Key words: free actions, spiritual development, temptations, level of thinking, responsibility.
Современная жизнь общества разнообразна и увлекательна, наполнена малоизученными феноменами, и в то же время состоит из примитивных действий и событий. Поэтому данная работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме вседозволенного поведения человека в обществе. Иными словами необходимо понять границы свободных отношений и их суть, а также методом анализа и синтеза, сравнения и обобщения рассмотреть взаимосвязь нравственных и этических компетенций вместе с неограниченной свободой действий человека.
Многие ученые философы, педагоги, писатели и прочие деятели культуры озабочены проблемой общественных отношений в социуме. Значительное внимание уделяется причинам подростковых суицидов, депрессивным состояниям, состоянию отчуждения и безысходности, аддиктивному поведению и чрезвычайному снижению уровня духовного развития человека. По мнению российского ученого И. А. Ильина: «С каждым поколением становится все больше и больше людей, которым мир кажется вещественным и случайным; мысли...оказываются плоскими и мертвящими; цели...являются жадными и короткими. Вся их жизнь становится безыдейной., а сами они остаются игрищем собственных страстей и чужих влияний, приказов и угроз.. .Ими правит не дух, а вожделение» [1].
В связи с ростом информационных технологий и услуг, широким спектром манипуляционных действий со стороны СМИ современному человеку свойственно быть ведомым и поддаваться низким и развращающим искушениям. Основное содержание исследования составляет анализ тем свободы, морали, религии, культуры, экзистенциализма, духовности, коммуникации, которыми на протяжении многих лет занимались как отечественные, так и зарубежные авторы, например: Л. Н. Толстой, Н. А. Бердяев, Ф. Ницше, А. Камю, М. Маклюэн, Э. Фромм.
Бесспорен факт, что постулат «разрешено все, что не запрещено законом» [2] из гражданского законодательства РФ трактуется современными людьми искаженно. На основе среднестатистического уровня жизни приходим к выводу, что лишь малая часть населения задумывается об истинном значении свободы слова, совести и вероисповедания. Общеизвестно, что качество речевой культуры, в большей степени, снижено и примитивно. В речи, как взрослых, так и детей присутствует ненормативная лексика, слова паразиты, обсуждение личных и интимных тем, сплетни. Уровень мышления также скуден. В обществе наблюдается тенденция к шаблонным высказываниям, повторению чужих идей, копирование навязанного стиля и образа жизни, неумение четко излагать собственные мысли и внутренний протест следованию морально-нравственных установок. Примечательно высказывание древнегреческого философа Аристотеля: «Признаком тех или иных нравственных устоев следует считать вызываемое делами удовольствие или страдание. Ведь, кто воздерживаясь от телесных удовольствий, этим доволен, тот благоразумен, а кто тяготится - тот распущен, так же как тот, кто с радостью противостоит опасностям или не страдает от этого, мужествен, а кому это доставляет страдание, тот труслив» [3]. Проанализировав и применив данную цитату к современному миру, подтвердим, что удовольствия и пассивность преобладают над внутренней работой человека и осознанном лишении себя общепризнанных благ. Современный человек ведет малоподвижный образ жизни, так как многие технические девайсы выполняют за него как физическую, так и интеллектуальную работу [4]. Следует отметить, что критериями благополучия и успеха преимущественно являются материальные блага, социальный статус и власть над кем-либо. Однако, притупляется чувство нравственного долга, такта, не соблюдаются этические нормы, принципы иерархичности, где понятие нравственности становится
VМеждународная научно-практическая конференция
весьма неопределенным, но существует шаблонность, копирование, повторяемость.
Вопреки приобретенным и существующим нормам в век технического прогресса для целостного понимания мира, человеку нужно возобновлять творческое начало. Немецкий социолог и философ Э. Фромм описывал благополучие как «способность вести творческую жизнь, осознавать окружающее, реагировать на него, быть независимым и полностью активным, и тем самым достигать единства с миром; заботиться о том, чтобы быть, а не иметь, испытывать радость от самой жизни и рассматривать творчество как единственное, что придает жизни смысл» [5]. Совершенно очевидно, что смысл жизни есть процесс нынешних деяний и собственных ощущений. Очень часто человек живет иллюзиями и мечтами о будущем комфорте и заботится о своей внешности, домашней отделке и антураже, беспрепятственном достижении целей. А также устанавливается, что, вероятно, неправильное понимание человеком собственной свободы (досуговое время, вольготный образ жизни, краткосрочные цели, шаблонное поведение, необязательность перед самим собой) является причиной удрученных состояний человека. Человек оказывается заложником новомодных направлений и не в состоянии самоидентифицировать себя. По словам французского философа А. Камю: «Свобода для рабов заключалась в отсутствии чувства ответственности» [6]. Согласно данной цитате современные люди, в частности молодежь, отстает в духовной зрелости, неспособны сделать качественный выбор и определить главное в той или иной ситуации.
Обратим внимание, как ведет себя современный человек в напряженных и критических ситуациях. Чаще всего большая масса населения начинает защищать и оправдывать свои действия, ругаться, поддаваться общей панике, замыкаться в себе, вызывать чувство жалости, преследовать эгоистические мотивы, вместо того, чтобы рассудительно обдумать предшествующие шаги и попытаться вникнуть в суть конфликта/напряженного состояния. Как правило, современный человек отрицает чувство смирения и терпения, индифферентен к критическому мышлению, безучастен к судьбе других людей и их чувствам, недостаточно владеет самоконтролем и недостаточно понимает, как и в каких ситуациях следует проявлять милосердие и сострадание.
Путем философских методов познания в статье выявлены и раскрыты основные последствия человеческих свобод, состояние и поведение человека. Неотъемлемой частью полноценной личности являются как ответственные действия, так и нравственные качества человека (искренность, доброта, надежность, жизнерадостность, порядочность, заботливость). Таким образом, для полнофункционального и качественного образа жизни человек не может испытывать свободу без ответственности и самодисциплины.
Библиографический список:
1. Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта : Исследование : Т. 1-2 / И. А. Ильин; [Сост. и авт. вступ. ст., с. 3-33, И. Н. Смирнов]. - М. : ТОО "Рарогъ", 1993. - 448 с.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Аристотель. Этика / Аристотель ; [пер. Н. В. Брагинской, Т. А. Миллер ; вступ. ст. Ф. Х. Кессиди]. - Москва : АСТ : Астрель, печ. 2011. - 492с.
4. Маклюэн, М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн. - М. : Кучково поле, 2007. - 464с/
5. Фромм, Э. Искусство любить / Эрих Фромм ; [пер. с англ. Л. В. Трубицыной, А. В. Ярхо и А. С. Соловейчика]. - [2-е изд.]. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2004. - 219с.
6. Камю, А. Миф о Сизифе / Альбер Камю; [пер. с фр. С. Великовского]. -Москва : ACT : Астрель, 2011. - 218с.
УДК 140.8
Мисюров Дмитрий Александрович Misyurov Dmitry Alexandrovich
Кандидат политических наук Ph.D., Political Sciences Доцент Docent
Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК), Кафедра философии и социально-экономических наук Moscow State University of Geodesy and Cartography (MIIGAiK), Department of Philosophy and Social-Economic Sciences
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ: МОДЕЛИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ ДИАЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ И ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ ФОРМУЛ НА ОСНОВЕ ДВОИЧНОГО СЧИСЛЕНИЯ
DIALECTICAL INTERDISCIPLINARITY: MODELING USING DIALECTICAL DIALOGICAL SCHEMES AND DIALECTICAL FORMULAS BASED ON BINARY NUMBER
Аннотация: Для развития междисциплинарного мировоззрения важно обращаться к диалектике как учению о развитии во взаимосвязи всех элементов. Диалектическая междисциплинарность - это многоуровневое эволюционно-революционное развитие разрешением противоречий, когда одни дисциплины способствуют выходу других на новый уровень. Междисциплинарный подход подразумевает творческую комбинаторику. Используются диалектические диалогические схемы и диалектические формулы на основе двоичного счисления.
Annotation: For the development of an interdisciplinary worldview, it is important to refer to dialectics as a doctrine of development in the interconnection of all elements. Dialectical interdisciplinarity is a multilevel evolutionary and revolutionary development by resolving