2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Аристотель. Этика / Аристотель ; [пер. Н. В. Брагинской, Т. А. Миллер ; вступ. ст. Ф. Х. Кессиди]. - Москва : АСТ : Астрель, печ. 2011. - 492с.
4. Маклюэн, М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн. - М. : Кучково поле, 2007. - 464с/
5. Фромм, Э. Искусство любить / Эрих Фромм ; [пер. с англ. Л. В. Трубицыной, А. В. Ярхо и А. С. Соловейчика]. - [2-е изд.]. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2004. - 219с.
6. Камю, А. Миф о Сизифе / Альбер Камю; [пер. с фр. С. Великовского]. -Москва : ACT : Астрель, 2011. - 218с.
УДК 140.8
Мисюров Дмитрий Александрович Misyurov Dmitry Alexandrovich
Кандидат политических наук Ph.D., Political Sciences Доцент Docent
Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК), Кафедра философии и социально-экономических наук Moscow State University of Geodesy and Cartography (MIIGAiK), Department of Philosophy and Social-Economic Sciences
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ: МОДЕЛИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ ДИАЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ И ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ ФОРМУЛ НА ОСНОВЕ ДВОИЧНОГО СЧИСЛЕНИЯ
DIALECTICAL INTERDISCIPLINARITY: MODELING USING DIALECTICAL DIALOGICAL SCHEMES AND DIALECTICAL FORMULAS BASED ON BINARY NUMBER
Аннотация: Для развития междисциплинарного мировоззрения важно обращаться к диалектике как учению о развитии во взаимосвязи всех элементов. Диалектическая междисциплинарность - это многоуровневое эволюционно-революционное развитие разрешением противоречий, когда одни дисциплины способствуют выходу других на новый уровень. Междисциплинарный подход подразумевает творческую комбинаторику. Используются диалектические диалогические схемы и диалектические формулы на основе двоичного счисления.
Annotation: For the development of an interdisciplinary worldview, it is important to refer to dialectics as a doctrine of development in the interconnection of all elements. Dialectical interdisciplinarity is a multilevel evolutionary and revolutionary development by resolving
contradictions, when some disciplines contribute to the release of others to a new level. An interdisciplinary approach implies creative combinatorics. Dialectical dialogical schemes and dialectical formulas based on binary notation are used.
Ключевые слова: комбинаторика, диалектическая междисциплинарность, творчество, интеллектуальные упражнения, философские вопросы, метод, диалектические диалогические схемы, диалектические формулы на основе двоичного счисления.
Key words: combinatorics, dialectical interdisciplinarity, creativity, intellectual exercises, philosophical questions, method, dialectical dialogical schemes, dialectical formulas based on binary notation.
Междисциплинарность в диалектическом смысле - это тождество и различие дисциплин, их диалектическое единство и борьба. Диалектическая междисциплинарность - это многоуровневое эволюционно-революционное развитие разрешением противоречий, когда одни дисциплины способствуют выходу других на новый уровень.
К междисциплинарному синтезу применим диалектический принцип развития во взаимосвязи всех элементов. Диалектические диалогические схемы и диалектические формулы на основе двоичного счисления [1] созданы с учетом комбинаторики с моделированием многоуровневого прогресса.
Например, междисциплинарное развитие, прогресс в синтезе естественных наук и гуманитарных наук в их диалоге с выходом на новые уровни: Естественные науки - Гуманитарные науки -Естественные науки' - Гуманитарные науки' -И т.д.
Посредством гуманитарных наук естественные науки выходят на новый уровень: Естественные науки - Гуманитарные науки - Естественные науки'.
Новый уровень естественных наук способствует выходу гуманитарных наук на новый уровень: Гуманитарные науки - Естественные науки' -Гуманитарные науки'.
В общем случае диалектическая диалогическая схема:
X - Y -X' - Y' -И т.д.
В прогрессивной модели с символическими весами:
XI - Y2 -X'4 - Y'8 -Etc.
Например, развитие философии и наук: Науки1 - Философия2 -Науки'4 - Философия'8 -И т.д.
Более развитая, более весомая философия способствует выходу наук на новый, более весомый уровень: Науки1 - Философия2 - Науки'4
Новый уровень наук способствует прогрессу философии: Философия2 -Науки'4 - Философия'8.
Имеются научно-философские и философско-научные революционные, переворачивающие прогрессивные скачки.
Междисциплинарный подход подразумевает творческую комбинаторику в синтезе дисциплин.
Диалектическая формула на основе двоичного счисления, с доминантами (обозначение прописью, соответствие 1) и недоминантами (строчно, соответствие 0) с эволюционной комбинаторикой на отдельных уровнях, с созданием зрелых противоречий в конце уровней, их разрешением скачком на новый уровень, и т.д. указывает на возможные комбинации: yx (00) - yX (01) - Yx (10) - YX (11) -X'yx (100) - X'yX (101) - X'Yx (110) - X'YX (111) -Y'x'yx (1000) - Y'x'yX (1001) - Y'x'Yx (1010) - Y'x'YX (1011) -Y'X'yx (1100) - Y'X'yX (1101) - Y'X'Yx (1110) - Y'X'YX (1111) -X''y'x'yx (10000) - etc.
Например, в диалектике естественных и гуманитарных наук: ге (00) - гЕ (01) - Ге (10) - ГЕ (11) -Е'ге (100) - Е'гЕ (101) - Е'Ге (110) - Е'ГЕ (111) -Г'е'ге (1000) - Г'е'гЕ (1001) - Г'е'Ге (1010) - Г'е'ГЕ (1011) -Г'Е'ге (1100) - Г'Е'гЕ (1101) - Г'Е'Ге (1110) - Г'Е'ГЕ (1111) -Е''г'е'ге (10000) - etc. Подробнее:
ге (00) - неразвитый синтез естественны и гуманитарных наук. гЕ (01) - доминанта естественных наук. Ге (10) - доминанта гуманитарных наук.
ГЕ (11) - зрелое противоречие естественных и гуманитарных наук.
Разрешение противоречия ГЕ революционным скачком-переворотом с переходом на новый уровень естественных наук:
Е'ге (100) - доминанта новых естественных наук.
Е'гЕ (101) - диалектика доминант новых и старых естественных наук.
Е'Ге (110) - диалектика новых естественных наук и старых гуманитарных
наук.
Е'ГЕ (111) - зрелое противоречие нового уровня естественных наук, старых гуманитарных наук, старых естественных наук.
Разрешение противоречия Е'ГЕ революционным скачком-переворотом с переходом на новый уровень гуманитарных наук: Г'е'ге (1000) - etc.
Модели носят символический характер, с возможностью раскрывать новые образы и смыслы.
Для многоуровневого диалога с вопросами и ответами, прогресс: Вопрос - Ответ -Вопрос' - Ответ' -И т.д.
Эволюция включает рефлексию к предшествующим вопросам и ответам, диалектическое отрицание, диалектическую комбинаторику элементов в
развитии. Известный майевтический вопросно-ответный метод помогает рождению истины и в философии, и в других науках.
Диалектика в моделировании относится к возможным состояниям. Категориально-понятийная комбинаторика - составляющая общей диалектической интеллектуальной тренировки, с учетом алгоритмизации и развития фантазии.
Например: общество (о), человек (ч), пространство (п), время (в).
чо (00) - чО (01) - Чо (10) - ЧО (11) -
Пчо (100) - ПчО (101) - ПЧо (110) - ПЧО (111) -
Впчо (1000) - ВпчО (1001) - ВпЧо (1010) - ВпЧО (1011) -
ВПчо (1100) - ВПчО (1101) - ВПЧо (1110) - ВПЧО (1111) -
И т.д.
Выявленные комбинаторные состояния могут служить общим алгоритмом исследования, философски важно поставить вопросы для лучшего осмысления, например:
чо (00) - каков начальный синтез человека и общества?
чО (01) - что такое общество?
Чо (10) - что такое человек?
ЧО (11) - как соотносятся человек и общество?
Пчо (100) - что такое пространство?
ПчО (101) - как соотносятся пространство и общество?
ПЧо (110) - как соотносятся пространство и человек?
ПЧО (111) - как соотносятся пространство, человек и общество?
Впчо (1000) - что такое время?
ВпчО (1001) - как соотносятся время и общество?
ВпЧо (1010) - как соотносятся время и человек?
ВпЧО (1011) - как соотносятся время, человек и общество?
ВПчо (1100) - как соотносятся время и пространство?
ВПчО (1101) - как соотносятся время, пространство и общество?
ВПЧо (1110) - как соотносятся время, пространство и человек?
ВПЧО (1111) - как соотносятся время, пространство, человек, общество?
И т.п.
Осмысление междисциплинарности, например, когда времени соответствует комплекс исторических дисциплин, пространству -географические, геоинформационные науки, а исследование человека и общества, исходя из социо-гуманитарного синтеза, может указать и на биологические, физико-химические, технические и прочие науки. Но в таком методе первичны философские связи и отношения ключевых понятий и соответствующие уточняющие вопросы.
Возможный базовый набор вопросов, к примеру, для материи (м), сознания (с), качества (к), количества (о): см (00) - сМ (01) - См (10) - СМ (11) -Ксм (100) - КсМ (101) - КСм (110) - КСМ (111) -Оксм (1000) - ОксМ (1001) - ОкСм (1010) - ОкСМ (1011) -ОКсм (1100) - ОКсМ (1101) - ОКСм (1110) - ОКСМ (1111) -
И т.д.
Вопросы:
см (00) - в чем состоит первичный синтез материи и сознания?
сМ (01) - что такое материя?
См (10) - что такое сознание?
СМ (11) - каковы отношения материи и сознания?
Ксм (100) - что такое качество?
КсМ (101) - как соотносятся качество и материя?
КСм (110) - как соотносятся качество и сознание?
КСМ (111) - как соотносятся качество, материя и сознание?
Оксм (1000) - что такое количество?
ОксМ (1001) - как соотносятся количество и материя?
ОкСм (1010) - как соотносятся количество и сознание?
ОкСМ (1011) - как соотносятся количество, материя и сознание?
ОКсм (1100) - как соотносятся количество и качество?
ОКсМ (1101) - как мерно соотносятся количество, качество, материя?
ОКСм (1110) - каково соотношение количества, качества, сознания?
ОКСМ (1111) - каково соотношение количества, качества, сознания, материи?
Творческая интерпретация такой символической диалектической комбинаторной модели: сочетание наук о языке, математических наук, комплекса исследования сознания и научных направлений, связанных с изучением различных уровней материи, и т.п.
И.И. Лапшин в работе «Философия изобретения и изобретение в философии» [2] по сути постоянно обращается к творческой комбинаторике. Наука и философия, упорядочивая хаос итоа, исходя из своей рациональной, диалектической генетической связи, уточняет комбинаторный путь с помощью диалектики, выявления и разрешения противоречий разумными моделями, теорией и практикой. Так называемый искусственный интеллект должен быть диалектичным, учитывать взаимодействие диалектических спиралей, и т.п.
Национальные проекты, осуществляемые в России, важно диалектически согласовывать между собой в развитии. Определение их соотнесенности, качественно-количественной меры взаимодействия - актуальная и перспективная задача.
В связи с «Цифровой экономикой» появятся новые междисциплинарные проблемы и междисциплинарные направления.
В отношении ценностей, не только аксиология повлияет на цифровизацию, но и цифровизация на аксиологию. В прогрессе:
Цифровизация - Аксиология -
Цифровизация' - Аксиология' -
И т.д.
Имеется несколько уровней как цифровизации, так и аксиологии.
Осмысление бытия в развитии:
Цифровизация - Онтология -
Цифровизация' - Онтология' -
И т.д.
Модель для эстетики: Цифровизация1 - Эстетика2 -Цифровизация'4 - Эстетика'8 -И т.д.
Цифровизационная этика, этическая цифровизация: Цифровизация - Этика -Цифровизация' - Этика' -И т.д.
Логика цифровизации и цифровизация логики: Цифровизация - Логика -Цифровизация' - Логика' -И т.д.
Символично использование в диалектических формулах на основе двоичного счисления двоичного кода, который сейчас широко используется в информационно-коммуникационной сфере.
Эволюционно-революционная роль цифровизации может проявиться в полной мере с учетом качественно-количественных, диалектических, подразумевающих критику трансформаций общественного бытия и сознания, с взятием ценного у диалектически отрицаемого. В диалектической цифровизации не только отображение, копирование мира, но его интерпретация с созданием моделей преобразования мира. От тренировки философского творческого диалектического мышления можно переходить ко все большей конкретике междисциплинарности в науке, и т.п.
Библиографический список:
1. Мисюров Д.А. Моделирование развития с помощью диалектических формул на основе двоичного счисления. Москва, МАКС-Пресс, 2013. - 352 с.
2. Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. (Введение в историю философии). - Пг. : Наука и школа, 1922. - 228 с.