Научная статья на тему 'Массовая форма человеческой жизни'

Массовая форма человеческой жизни Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
156
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЖИЗНЬ / МАССА / МАШИНА / ОБЩЕСТВО / ПРОИЗВОДСТВО / СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК / ТЕХНИКА / ТРУД / ФИЛОСОФИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рахматуллина Ш. М.

В данной статье рассматривается человек как общественное явление. Показаны положительные и отрицательные стороны технизации жизни человека. Большое внимание уделяется отрицательному влиянию техники на нравственные аспекты жизни человека. В современной действительности человек лишается индивидуальности, являясь придатком машины, увлекается и наслаждается тем, что дает ему техника. Автор пытается дать ответ на вопрос: каковы пути выхода из создавшейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Массовая форма человеческой жизни»

УДК 122/129

МАССОВАЯ ФОРМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

© Ш. М. Рахматуллина

Сибайский институт Башкирского государственного университета Россия, Республика Башкортостан, 453640, г. Сибай, пр. Горняков, 10.

Тел.: +7 (34775) 35511.

В данной статье рассматривается человек как общественное явление. Показаны положительные и отрицательные стороны технизации жизни человека. Большое внимание уделяется отрицательному влиянию техники на нравственные аспекты жизни человека. В современной действительности человек лишается индивидуальности, являясь придатком машины, увлекается и наслаждается тем, что дает ему техника. Автор пытается дать ответ на вопрос: каковы пути выхода из создавшейся ситуации.

Ключевые слова: деятельность, жизнь, масса, машина, общество, производство,

современный человек, техника, труд, философия.

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле, уникальное создание, и его жизнь проходит в обществе, что характерно для человеческого бытия. Аристотель пишет: «Что человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчёлы и всякого рода стадные животные, ясно из следующего: природа, согласно нашему утверждению, ничего не делает напрасно...» [1, с. 297].

На современном этапе сущность человека как вида подтверждается, прежде всего, жизнью человека в обществе, в массе.

Эмпирическим свидетельством в пользу такого предположения является, на наш взгляд, рождение массы как весьма распространенной формы жизни современного человека. Само появление современной массовой формы жизни людей явилось в определенной степени следствием той огромной роли, которую играет в современном мире техника. Поэтому мы считаем правомерным охарактеризовать роль техники в жизни современного человека, у которой есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Г. С. Киселёв утверждает: «Есть только одна сила, способная отвести от человечества гибельную участь: его способность к нравственному совершенствованию. Для краткости и удобства понятие «нравственное совершенствование» можно свести к изживанию эгоизма. Чем менее мы - от отдельного человека до целого социального организма - озабочены исключительно собственными интересами, тем более мы нравственно развиты. Не только брать, но и давать, даже больше, чем берешь - без этого нет нравственности. Как в хорошей семье родители дают своему чаду неизмеримо больше, чем получают от него в ответ, так общество должно относиться к индивиду, а успешные страны и регионы к неуспешным. (Тут можно поразмышлять об аналогиях с христианским пониманием любви.)

Таким образом, нравственное совершенствование, очевидно, выступает как императив эволюции» [2, с. 5]

Техника становится ключом, открывающим такие сферы человеческой деятельности, которые расширяют его возможности и ведут к новым открытиям. Но в то же время она требует достаточно крупной организации, потому что лишь на значительных по

своей величине предприятиях может быть достигнута и достаточно экономно осуществлена техническая цель. Поэтому техника коренным образом изменила человеческую жизнь: она насильственно переместила трудовой процесс и общество в сферу массового производства. Это привело к тому, что, как пишет К. Ясперс, «произошел - и происходит, по сей день - полный отрыв человека от его почвы. Он становится жителем Земли без родины, теряет преемственность традиций. Дух сводится к способности обучаться и производить полезные функции» [3, с. 5]. Человек лишается корней, теряет почву и родину для того, чтобы обрести место у машины. Труд человека переместился теперь в сферу массового производства, причем его двойная зависимость от машин и от организации труда, которая, в свою очередь, также является своего рода машиной, приводит к тому, что человек сам становится как бы частью машины. Многие люди оказываются втянутыми в этот процесс, в этот труд, обслуживающий машины, в качестве звена машинного оборудования. Кроме того, техника противостоит единичному человеку своей универсальностью. Создание техники носит универсальный, а не индивидуальный характер. Техника нацелена на типичность и массовую продукцию, а из этого следует, что все становится анонимным: достижения отдельного человека тонут в достижениях коллектива.

Высокая степень централизации, совершенная система разделения труда на предприятиях ведут к такой организации производства, при которой индивид теряет свою индивидуальность и становится быстро изнашивающейся и легко заменяемой деталью машины. «Современный капитализм, - пишет

Э. Фромм в 1956 г., - нуждается в людях, которые могут легко, без сбоев работать вместе, и притом в больших количествах; в людях, которые стремятся потреблять все больше и больше, в людях, чьи вкусы нивелированы, легко поддаются влияниям и легко изменяются. Он нуждается в людях, которые считают себя свободными и независимыми, не подчиненными какой бы то ни было власти или принципам совести, но при этом хотят получать распоряжения, делать то, чего от них ждут; в людях, хорошо прилаженных к социальной машине, которыми можно управлять без принуждения, которых можно вести без вождя, побу-

Вестник Башкирского университета. 2007. Т.12, №4

271

ждать к действию без всякой цели, кроме одной: что-нибудь производить, быть в движении, функционировать, куда-то идти.

Каковы же последствия? Современный человек отчужден от себя, от своего ближнего, от природы. Он превращен в товар и воспринимает свои жизненные силы как капитал, который должен приносить ему максимальную прибыль. Человеческие отношения становятся, в сущности, отношениями автоматов, отчужденных друг от друга, каждый из которых обеспечивает свою безопасность тем, что не выделяется из толпы, не отличается от других мыслями, чувствами, действиями» [4, с. 154]. При этом значение отдельного человека в общественной жизни заметно снижается. Так, Ст. Цвейг отметил: «Человек всего лишь песчинка, и в наши дни его воля вообще не принимается в расчет. Чтобы в одиночку сопротивляться целой организации, требуется нечто большее, чем готовность плыть по течению, - для этого нужно личное мужество, а в наш век организации и механизации это качество отмирает» [5, с. 10].

В ежедневном труде смысл целого исчезает в качестве мотива, и техника распадается на бесконечно многообразные виды деятельности, теряющие свой смысл для работающего. Без затраты же духовных сил труд обессмысливается. Смысл труда, который, согласно К. Ясперсу, таит самое существенное в продуктах, необязательных для поддержания жизни, а именно в том, «как и в качестве чего человек создает свой мир, в котором он осознает себя, само бытие, трансцендентность и свою сущность» [3, с. 105], пропадает. Он превращается в пустую затрату сил в постоянном напряжении и спешке, после чего наступает изнурение, причем и то, и другое остается неосознанным. В состоянии же усталости действуют только инстинкты, потребность в развлечении и сенсации.

В связи с ростом создаваемых техникой предметов потребления кажется, что масса таких людей как бы бесконечно растет. Т ам, где люди лишены своего подлинного мира, корней и почвы, где они стали управляемыми и взаимозаменяемыми, возникают массы, которые становятся решающим фактором в происходящих событиях. Рассматривая характерные признаки массы, К. Ясперс пишет: «Масса не структурирована, не обладает сознанием, однородна и квантитативна, она лишена каких-либо отличительных свойств, традиции, почвы, она пуста. Масса становится объектом пропаганды и внушения, не ведает ответственности и живет на самом низком уровне сознания» [3, с. 42-43]. Она не способна оценить то, что находится выше ее, а потому путь массы, согласно К. Ясперсу,- это путь вниз. Значит, в перспективе все притязания массового человека не выходят за рамки его витальных потребностей. Кроме того, благодаря усовершенствованию воздействия технических средств на общественное мнение происходит увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же культурной группе. Это так называемая проблема возрастающей индоктринации человечества,

которую К. Лоренц [6, с. 145] называет одним из «смертных грехов» нашей цивилизации.

Названная тенденция в настоящее время существует и достигает все большей интенсивности в следующих своих признаках: горизонт (кругозор) человеческой жизни теряется, он живет со дня на день, без действенных воспоминаний, выполняя бессмысленный труд. Технические достижения своим удобством и комфортом в быту соблазнительны для человека. Роль в человеческой жизни предметов, вещей, созданных техникой, возрастает, они окружают его повсюду, и человека, который сознательно не устанавливает для себя, что они - только средства, они порабощают. Измеряя все их меркой, человек, в конце концов, и сам становится вещью среди вещей. Распространяясь во все сферы человеческого бытия, техника превращает все существование человека в действие некоего технического механизма. Горизонт жизни современного человека при этом необычайно сужается, а его жизнь напоминает действия запрограммированного автомата. «Подъём, трамвай, четыре часа в конторе или на заводе, обед, трамвай, четыре часа работы, ужин, сон; понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, все в том же ритме -вот путь, по которому легко идти день за днем. Но однажды встает вопрос «зачем?». Всё начинается с этой окрашенной недоумением скуки «Начинается» -вот что важно. Скука является результатом машинальной жизни, но она же приводит в движение сознание»,- пишет А. Камю [7, с. 230]. Человек уже не знает, что делать со своим досугом: он заполняет свое свободное время либо развлечениями, либо технически организованной деятельностью. Ему не остается выбирать, как, не размышляя, предаться своему витальному существованию, теряя при этом свою индивидуальность, перспективу прошлого и будущего, и ограничиться узкой полоской неполноценного настоящего. Этому способствует и все возрастающий темп жизни. Она проходит как постоянная нервная взвинченность, обманчивая видимость любви, доверия. Другими словами, существование человека необычайно обедняется, он теряет себя, не проживая подлинной, полноценной жизни. Эти рассуждения были бы абстрактными, если бы в этот образ жизни не стала втягиваться наша российская культура, наш народ.

Кроме этого, главным в наше время является беспрецендентное нарастание темпов технологического развития и колоссальный скачок инновационной составляющей социального процесса. Поистине инновационные процессы непредсказуемы, а неизвестность всегда чревата опасностью. Поэтому В. Н. Финогентов справедливо указывает, что «повышение степени креативности исторического процесса означает в первую очередь повышение хрупкости бытия человека и человечества» [8, с. 186]. Это делает существование современного человека еще более сложным. Перед ним стоит очень много проблем, что неизвестно, хватит ли у него сил, чтобы с ними справиться.

В связи с этим считается правомерным утверждение, что в современной ситуации под угрозу поставлено само существование личности. Человек в наше время оказался потерянным в повседневной суете: он постоянно куда-то торопится, ему вечно некогда, у него нет времени, чтобы остановиться, подумать и спросить себя: «Куда я бегу?», «Зачем я все это делаю?», «Для чего я живу?».

Но проблема смысла жизни для современного человека перестает существовать. В действительности смысл жизни ощущается, переживается, но сознательно не продумывается. Оставшись нерешенной, проблема смысла жизни оказывается загнанной в бессознательное. По Э. Фромму, включает в себя человека в его целостности «за вычетом той его части, которая соответствует особенностям его общества» [4, с. 350]. Существующие же социальные фильтры препятствуют тому, что у человека возникает чувство бессмысленности жизни, что он гонится за призраком счастья. Ему не хватает свободы делать и думать так, как он считает нужным. Проблема смысла жизни прорывается в сознание человека, и однажды перед ним встает вопрос «зачем я живу?». Этот вопрос беспокоит человека и провоцирует дальнейшее: либо бессознательное возвращение в привычную колею, поскольку, как верно отмечает А. Камю, «мы привыкаем жить задолго до того, как привыкаем мыслить» [7, С. 226]; либо пробуждение. За пробуждением же, как пишет тот же А. Камю, рано или поздно идут следствия: либо самоубийство, либо восстановление человеческого бытия в его подлинности.

Сейчас восстановление человеком собственного бытия в его целостности и подлинности заключается в трудных поисках человеком самого себя, и, как первое главное условие, здесь требуется покончить с массой, которая, по меткому выражению И. В. Гёте, «засасывает, как трясина, закручивает, как водоворот» [9, с. 5].

Все, к чему стремится масса и ее массовый человек, заключается, по сути, в одном: в удовлетворении своих витальных потребностей. Утилитаризм и гедонизм становятся характеристиками современной массовой формы

На первый план человеческого бытия выдвигаются теперь утилитарные ценности, а утилитарное отношение к миру доминирует в жизни современного человека, в том числе российского (утилитарными мы

называем такие ценности, которые удовлетворяют витальному уровню).

Утилитаризм предполагает, что человеческое существование не заключает в себе какого-либо иного смысла, кроме как устроение его собственных судеб на земле. Собственно говоря, утилитаризм - это и есть, на наш взгляд, философия современного массового человека. Он является свидетельством того, что исторический человек разуверился в существовании каких-либо высших целей. Справедливость, долг, красота и истина теперь утратили притягательную силу для человека, и во всем этом он стал искать выгодные для себя стороны. Когда же ощущение удовольствия является средством оценки всего, то природа становится лишь ареной, где ищутся эти удовольствия, а жизнь человека сводится к их исканию. О смысле жизни человек из массы уже не вспоминает, да и какой высший смысл может быть в человеческой жизни, картину которой мы только что нарисовали?

Итак, рассматривая человека как общественное явление, мы доказали, что вся его жизнь проходит в обществе, в массе, где главной силой на сегодняшний день является техника. Т ехника играет в жизни человека как положительную, так и отрицательную роль. Отрицательные стороны - превращение человека в придаток машины, лишение его индивидуальности, стремления к нравственному самоусовершенствованию. В современном обществе выход из создавшегося тупика один - императив нравственного самосовершенствования. Это, прежде всего, зависит от самого человека и от общества, его нравственных ценностей, которые должны быть главенствующими.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуревич П. С. Философский словарь. М.: Олимп; ООО» Издательство АСТ», 1997. - 320 с.

2. Киселёв Г. С. // Вопросы философии. 2006. №°4. С 3-16 .

3. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. - 527 с .

4. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.- 430 с.

5. Цвейг С. Нетерпение сердца: Роман; Новеллы. М.: Дружба народов; Lexica, 1992.- 480 с.

6. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М.: Республика, -(Мыслители ХХ века) .1998.- 393 с.

7. Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартер Ж. П.. Сумерки богов. / Сост. И общ. Ред. Яковлева А. А.: Перевод. М.: Политиздат, 1989. - 398 с.

8. Финогентов В. Н. Лекции по философии: Учебное пособие. Уфа: Изд-е УТИС, 1998.- 205 с.

9. Гёте И. В. Избранные произведения: в 2т. Т.1.Фауст. СПб.: Кристалл, Респекс, 1997. - С. 39.

Поступила в редакцию 13.08.2007 г. Поступила в редакцию после доработки 17.10.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.