Научная статья на тему 'Жизнь как феномен человеческого существования'

Жизнь как феномен человеческого существования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1320
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЬ / LIFE / ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ / LIFE VALUE / ВЕЧНОСТЬ ЖИЗНИ / LIFE ETERNITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Степанова Инга Николаевна

Философско-антропологическое понимание жизни. Проблема жизни в истории философии. Ценность жизни в истории культуры. Проблема вечности жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE AS A PHENOMENON OF HUMAN EXISTENCE

Philosophical and anthropological understanding of life. The problem of life in History of Philosophy. The value of life in the History of Culture. The problem of life eternity.

Текст научной работы на тему «Жизнь как феномен человеческого существования»

http://www.magister.msk.ru/library/philos/ustryalov/ustry019.htm. Дата обращения: 10.01.2013

4 Устрялов Н.В. Под знаком революции. URL: http:// www.magister.msk.ru/library/philos/ustryalov/ustry039.htm. Дата обращения: 11.01.2013

5 Устрялов Н.В. От НЭПа к советскому социализму. URL: http://www.magister.msk.ru/library/philos/ustryalov/ustry035. htm. Дата обращения: 09.01.2013

6 Устрялов Н.В. Наше время: сборник статей. URL: http://www.magister.msk.ru/library/philos/ustryalov/ustry037. htm. Дата обращения: 10.01.2013

7. Дугин А.Г. В комиссарах дух самодержавия // Элементы. 2000. № 8. С.108-115.

8. Устрялов Н.В. Документ мирового резонанса.

URL: http://www.magister.msk.ru/library/philos/ustryalov/ustry023. htm. Дата обращения: 08.01.2013

9. Трубецкой Е.Н. Об истинном и ложном национализме. URL: http://gumilevica.kulichki.net/TNS/tns05.htm. Дата обращения: 11.01.2013

11. Секацкий А.К., Смулянский А. Имперская чувственность и вопросы к ней. URL: http://vimeo.com/11769511. Дата обращения: 14.01.2013.

f

И.Н. Степанова Курганский государственный университет

УДК 30.304

ЖИЗНЬ КАК ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

Аннотация

Философско-антропологическое понимание жизни. Проблема жизни в истории философии. Ценность жизни в истории культуры. Проблема вечности жизни.

Ключевые слова: жизнь, ценность жизни, вечность жизни.

I.N. Stepanova Kurgan State University

LIFE AS A PHENOMENON OF HUMAN EXISTENCE

Abstract

Philosophical and anthropological understanding of life. The problem of life in History of Philosophy. The value of life in the History of Culture. The problem of life eternity.

Index terms: life, life value, life eternity.

Жизнь представляет одну из форм существования материи. Имеются такие типы жизни, как растительная,

животная и человеческая. Функциями жизни являются рост, питание, размножение, реагирование на внешние раздражители, активность. В философии и науке существует множество определений жизни, но ни одно не является самодостаточным, что превращает жизнь в тайну, которую философы и ученые разгадать на протяжении многих веков. В биологии жизнь рассматривается как основной принцип организма, отличающий живое тело от неживого. В культурологии жизнь характеризуется как ценность. В философской антропологии понимание жизни связано с сущностным определением человека, отличающим его от других форм жизни. Различные дефиниции человека в философии задают различную трактовку жизни.

Натуралистическое определение человека как животного приобретает сегодня иное понимание в связи с двумя открытиями: релятивизация ценностей, поскольку отношение значимости как основное свойство ценностей «формируется в Универсуме задолго до появления человека и человеческой культуры» [1,107], и генетическая теория эволюции альтруизма и социального поведения, разработанная У. Гамильтоном (1964), согласно которой кроме отбора, оценивающего изменения индивидуальной приспособленности организма, существует отбор родичей, или kin selection, который основан на «совокупной приспособленности», включающей приспособленность индивида и приспособленность его родичей. Альтруизм как форма поведения возникает в одном случае: «Увеличение приспособленности родственных особей, на которых направлено альтруистическое действие, должно обеспечить передачу в следующее поколение большее число генов (идентичным генам альтруиста), чем теряется из-за уменьшения его индивидуальной приспособленности» [1,105]. Эта теория позволяет определить сущностное свойство жизни в философской антропологии как альтруистическое воспроизводство в пользу родичей.

Психологическое определение человека как чувствующего существа и как человека бессознательных влечений задает психологическое понимание жизни, которое наиболее радикально выражено в психоанализе З. Фрейда. Он обратил внимание на то, что каждый человек обладает психической энергией, которая может накапливаться и разряжаться. Она накапливается при усилении бессознательных психических влечений человека (Эроса и Танатоса - влечений жизни, любви и смерти, разрушения) и разряжается при удовлетворении этих влечений. Благодаря этому психологическому механизму регулируется индивидуальное поведение, развивается история и культура. Фрейд объяснял поведение человека его стремлением уменьшить то психическое возбуждение, которое вызывается энергетическим напряжением его организма. Фрейдистского человека называют биологической машиной, детерминируемой инстинктами. Но сам Фрейд обращает внимание на влияние на человека социального бессознательного, Сверх-Я, представляющего нормы культуры, которые усваиваются человеком, что означает принцип двойной детерминации человека как природными, так и социальными факторами. Психоанализ Фрейда позволяет определить жизнь как влечение к сексуальности и смерти.

Социологическое определение человека как социального существа задает социологическое понимание жизни, которое выражено в концепции биофилии, разработанной Э. Фроммом. Он понимал сущность человека не субстанционально, а релятивно, как отношение, выражающее проблемность и противоречивость его

бытия: «Сущность человека скорее состоит в вопросе и потребности ответить на него. Различные формы бытия человека не составляют его сущности, это лишь ответы на конфликт, который сам является сущностью человека» [2,89]. Сущность человека выражается в его характере, а тот представляет отношения экзистенциальных и духовных дихотомий. Все характеры людей Фромм разделил на типы биофилов и некрофилов. У биофила преобладает установка на любовь к жизни. «Биофилия, - пишет Фромм, - это страстная любовь к жизни и ко всему живому; это желание способствовать развитию, росту и расцвету любых форм жизни, будь то растение, животное или идея, социальная группа или отдельный человек. ...Он больше ориентируется на бытие, чем на обладание. .Он стремится творить, формировать, конструировать и проявлять себя в жизни своим примером, умом и любовью. .Этика биофила имеет свои собственные критерии добра и зла. Добро - это все то, что служит жизни; зло - все то, что служит смерти» [3, 315-316]. С точки зрения этого подхода, жизнь можно определить как социально детерминированную форму существования человека.

Спиритуалистическое определение человека как духовно-нравственного или религиозного существа задает спиритуалистическое, духовно-ценностное понимание жизни. Его примером служит философская антропология М. Шелера, который считал сущностным свойством человека, отличающим его от животного, дух - теоретический и духовно-иррациональный. «Хотя "жизнь" и "дух" сущностно различаются, - писал он, - оба принципиально рассчитаны в человеке друг на друга. Дух идеирует жизнь. Но только жизнь способна привести в действие и осуществить дух, начиная с его простейшего побуждения и вплоть до создания произведения, которому мы приписываем смысловое духовное содержание» [4, 84]. Таким образом, мы выделили четыре различных определения жизни.

Понимание жизни содержит в себе определенные ценности жизни. Обратившись к натуралистическому истолкованию жизни, мы обнаруживаем, что «акцентирование героики жизни в рамках ее медико-физиоло-гистского истолкования характерно. для Ницше» [5, 9]. Опираясь на дионисийскую традицию греческой культуры, Ницше отождествлял жизнь и культуру, и победу аполлонийского начала в классический период рассматривал как разрыв жизни и культуры, а христианство как упадок жизни. Жизнь трактуется Ницше как одна из форм воли к власти: «Жизнь... есть частный случай, нужно оправдывать всякое существование, а не только жизнь, оправдывающий принцип это такой, из которого объясняется жизнь. .Жизнь... только средство к чему-то: она есть выражение форм роста власти» [5,15]. К характеристикам жизни он относит расширение, стремление к усилию, подъему, борьбу, рост власти и творчество. В. П. Визгин пишет, что «ницшевский витализм изначально активистичен и аксиологичен, что отличает его от витализмов прежних эпох, в которых жизнь понималась как космическое явление, например, от вито-космизма Платона или Бруно» [5,17]. Ницше отвергает нигилизм по отношению к жизни, провозглашая приоритет жизни над смыслом, подчеркивая становление и величие жизни, существующей без поддержки Бога. Но философ биологизировал жизнь, игнорируя ее трансцендентное измерение («Жизнь... кончается там, где начинается "Царствие Божие"» [5,25]) и обожествил ее как витальный космос. В этом качестве жизнь рассматривается им как высшая положительная ценность.

А. Швейцер в своей концепции благоговения перед

жизнью рассматривает ее как нравственную ценность, призванную облагородить человека, возбудив в нем чувства почитания и признательности. Философ формулирует экологический императив жизни: «Я есть жизнь, которая хочет жить, я есть жизнь среди жизни, которая хочет жить» [6,306]. Жизнь выступает как критерий различия добра и зла и моральности человека. Швейцер критикует этику гедонизма и утилитаризма, расширяя предмет этики, так что она превращается у него в науку о ценности жизни. «Этика, - пишет он, - есть безграничная ответственность за все, что живет» [6,308]. В отличие от Ницше у Швейцера универсальным принципом жизни выступает воля к жизни, которая выражается в противостоянии бездумности, эгоизму и обществу с его принципом подчинения природы. Все этические категории у Швейцера экологически сориентированы.

Жизнь как отрицательная ценность понимается в буддизме, где она трактуется как страдание (первая благородная истина), а венцом правильного пути признается нирвана как конец страдания и конец жизни. При двойном стандарте жизни ценностью считается либо истинное (мир идей Платона), либо подлинное существование (экзистенция у М. Хайдеггера), либо как переход от обычной жизни к подлинной (у Н.А. Бердяева).

В истории культуры нашли воплощение различные представления о ценности жизни. В античности культивировались чувства богатства жизни, ее красоты, божественности, подчеркивался приоритет политической жизни. «Выдающихся людей [закон] включает в государство не для того, - писал Платон, - чтобы предоставить им возможность уклоняться куда кто хочет, но чтобы самому пользоваться или для укрепления государства» [7, 301]. В идеал человеческой жизни не включались рабы, которые рассматривались как косная материя, не имеющая ценности. В условиях кризиса античного общества среди социальных низов был популярен кинический идеал естественной обмирщенной жизни, а у знати стоический идеал внутренней жизни души, освобожденной от страстей и испытывающей состояние безмятежности, отстраненности от внешней жизни, внутренней сосредоточенности.

В средневековой культуре жизнь ценилась благодаря присутствию в ней Бога. Такое понимание отражено в Ветхом Завете, где показывается повсюдность жизни, ее изобилие, избыточность, разнообразие, созданное творением Бога. И. В. Кирсберг считает, что в ветхозаветной антропологии «ценность жизни дана не как соотнесенный с человеком идеальный смысл, а расположенное к Богу живое. ...Живое самоценно -там, в жизнеприсутствии Бога» [8,126]. В христианской антропологии святость жизни рассматривается как свойство христианства: «Бог Дух Святой - жизнепода-тель», «Господь животворящий».

Главными в христианстве являются идеи вечности жизни и спасенияя жизни людей. Иисус Христос говорил о своей роли спасителя: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня если и умрет, оживет; И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовсе» [Ин.,11: 25-26]. В воскресении самого Христа жизнь торжествует над смертью. В отличие от Ветхого Завета в Новом Завете Иисус и его апостолы целенаправленно защищают жизнь людей и указывают им путь спасения. Христианство защищало жизнь не только свободных, но и рабов, уравнивая их в праве на спасение. Но в средневековье высшей ценностью признавалась загробная жизнь и обесценивалась земная, поскольку она считалась греховной, лишь средством для подготовки

к загробной жизни. Христианство предлагало людям аскетическую стратегию жизни.

Возрождение изменило систему ценностей людей, поставив человека в центр культуры и объявив его высшей ценностью. Но гуманизм Возрождения, что подчеркивал Н.А. Бердяев, имел двойственный характер. С одной стороны, он воспевал могущество человека, а с другой - «принижал человека, потому что перестал считать его существом высшего, Божественного происхождения, перестал утверждать его небесную родину и начал утверждать исключительно его земную родину и земное происхождение. Этим гуманизм понизил ранг человека» [9,109]. Многие гуманисты рассматривали антропологические проблемы в натуралистической парадигме. Но некоторые из них, например, Дж. Манетти, сумели соединить в понимании человека идеи его природного происхождения и творческой сущности. «Благодаря выдающейся и исключительной остроте человеческого разума, - писал он, - после первоначального и еще незаконченного (rudem) творения мира, видимо, нами все было изобретено, изготовлено и доведено до совершенства. ... никто не будет отрицать, что большая часть того, что видят в мире, была устроена и упорядочена людьми. . Мы думаем и считаем, что самая характерная черта человека - это познание и действие» [10, 25, 26, 35]. Поэтому Манетти называл человека «смертным богом» и «небесным и божественным животным». Гуманисты распространяли среди образованной части общества идеи индивидуализма, свободы, ответственности, выбора собственной судьбы, ценности земной жизни человека.

В Новое время в культуре Просвещения сформировался новый образ человека. Французские просветители подчеркивали такие свойства человека, как разумный эгоизм, способность оптимально согласовывать личные и общественные интересы, И. Кант - духовный характер, Г-В.-Ф.Гегель - диалектическое мышление, Л.Фейербах - красоту и целесообразность устройства органов его тела. В неклассической философии XIX в. понятие «жизнь» становится центральным в направлении философии жизни. Одни из ее представителей акцентируют внимание на природно-биологической стороне жизни человека (воля к жизни, воля к власти), другие - на духовной (способность к символическому общению, ценностное отношение к миру).

В культуре Новейшего времени получили отражение такие социальные явления и процессы, как растущее отчуждение человека, рыночный характер отношений между людьми во всех сферах общественной и личной жизни, утрата религиозности как веры в высшие трансцендентные ценности, измельчание и практичность интересов, деиндивидуализация, обезличенность и стереотипность массового мышления и поведения. В экзистенциализме это было осознано М. Хайдеггером как растворение Я в man, А. Камю - как жизнь в условиях абсурдной свободы, Х. Ортегой-и-Гассетом - как формирование нового антропологического типа «человек-масса», К. Ясперсом - как уподобление человеческой жизни «роению», Ж.-П. Сартром - как абсурдность любого выбора. Общим выводом культуры относительно современного общества являлось утверждение, что научно-технический прогресс автоматически не сопровождается гуманитарным прогрессом, продолжаются войны, к которым кроме геополитических присоединились религиозные, периодически возникают экономические кризисы, обесценилась жизнь человека, наиболее распространенные ценности имеют исключительно прагматический характер - богатство, успех, власть.

В связи с этим возникает вопрос о тех основаниях, которые делают жизнь ценностью за пределами религиозного мировоззрения. Жизни придает ценность то, что она представляет дар, случайный, уникальный, является прорывом неживой материи в сферу духа. Поиски смысла жизни продолжаются в течение всей истории культуры (в религии, философии, художественной литературе). В.А. Конев, имея в виду, вероятно, идеи неокантианцев, что ценности не существуют, а значит, утверждает, что смысл возникает «через отнесение, отсылку, оповещение», и силой, рождающей смысл, является культурная деятельность человека, который выстраивает отнесение себя к природе, обществу, культуре, другим. «Появление смысла, - пишет Конев, - держится разделением сущего и бытия, которое совершается благодаря отнесению. Сущее всегда есть, наличествует, а бытие, о котором оно оповещает должно возникнуть из не-есть, из небытия. Смысл не существует вне сущего, которое его представляет, но он и не сливается полностью с этим сущим, ибо в нем есть нечто "объективное", есть то бытие, которое отличается от того, что оповещает о нем» [11,11]. Так, в ткани флага, которая есть сущее, дано бытие государства.

Философия всегда стремилась дать ответ на вопрос о смысле жизни. Аристотель искал смысл жизни в общем благе, Кант, в нравственном самосовершенствовании индивида, Л.Н. Толстой - в служении высшей цели, которую олицетворяет христианство, В. Франкл - в трансценденции, направленной на другого, и т.д. Но так или иначе следует признать, что ценность жизни повышают творческий труд, гражданская активность, создание семьи и воспитание детей, утверждение общечеловеческой морали, защита природы - все то, что обеспечивает жизнь человека, делает ее плодотворной, осмысленной, освященной нравственным императивом. Если жизнь понимать узко, только как волю к жизни и волю к власти, то ценность жизни как доминирующая ценность содержит отрицательные возможности для существования и развития культуры и общества. Только при широком ее понимании, воплощающем духовные формы жизни, ее можно считать абсолютной ценностью.

Актуальной является и проблема вечности жизни. В культуре существует неоднозначное понимание сути этой проблемы. В христианстве вечность жизни связана с догматом о воскресении людей после второго пришествия Христа на землю. В философии общего дела (Н.Ф. Федоров) разрабатывается идея культа предков и их физического воскрешения с помощью достижений науки и техники. В биологических науках вечность жизни связана с естественным воспроизводством, а сегодня - с криогенизацией и клонированием. В космической философии Э. Циолковского разрабатывалась идея сохранения жизни во Вселенной с опорой на идеи атомистики и панпсихизма. Русские космисты [12] сформулировали целый ряд идей о сохранении жизни: А.В. Сухово-Кобылин предлагал сделать тело человека воздушным, эфирным, В.Ф. Купревич - ликвидировать ген смерти в организме человека, А.К. Манеев - превратить человека в биопсихополе и т.д.

Наряду с этим в культуре имеются идеи о том, что вечность жизни является негативной ценностью, так как она лишает человека смысла жизни. В средневековых сказаниях существовала легенда об Агасфере, вечном жиде, обреченным Богом на вечную жизнь и скитания, литературно обработанная И. Гёте, поэтами-романтиками, Э. Сю и др. В произведении Дж. Свифта о Гулливере рассказывается о касте бессмертных как из-

гоях общества. Более привлекательной является идея социального и культурного бессмертия человека. В этой связи можно вспомнить известные слова А.С. Пушкина: «Нет, весь я не умру! Душа в заветной лире мой прах переживет и смерти убежит». Эта идея плодотворна по отношению к обществам, в которых хранятся и востре-буются культурные традиции прошлого.

Список литературы

1 Борзенков В.Г. Жизнь и ценности. К обоснованию современного натурализма //Жизнь как ценность. М.,2000.

2 Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу. Гл.6. Свобода, детерминизм, альтернативность // Философские науки. 1990. №8.

3 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.,1999.

4 Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М.,1988.

5 Визгин В.П. Жизнь и ценность: опыт Ницше //Жизнь как ценность.

6 Швейцер А. Культура и этика. - М.,1973.

7 Платон. Государство //Платон: собр. соч.: в 4 т. Т.3. М.,1999.

8 Кирсберг И.В. Ценности жизни в Ветхом Завете // Жизнь как ценность.

9 Бердяев Н.А. Смысл истории. М.,1990.

10 Манетти Дж. Трактат «О достоинстве и превосходстве человека» //Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Саратов,1988.

11 Конев В.А. Онтологические особенности мира человека. Самара, 2003.

12 Русские космисты: Антология философской мысли. М.,1993.

А.В. Чарыков

Уральская государственная юридическая академия, Екатеринбург

УДК 343.132

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ

СПЕЦИАЛИСТА В ПРОВЕДЕНИИ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ

Аннотация

В статье рассматривается проблема безличия предоставляемых специалистом в ходе осмотра места происшествия сведений, а также вопрос об отсутствии фактической возможности привлечения специалиста к ответственности за предоставление заведомо ложных сведений.

Ключевые слова: специальные знания, специалист, осмотр места происшествия, ответственность.

A.V. Charykov Ural State Law Academy, Yekaterinburg

SOME PROBLEMS OF EXPERT PARTICIPATION IN ON-SITE INSPECTION PROCEDURE

Abstract

The article describes the problem of impersonality of information provided by an expert in the course of on-site inspection as well as the issue of absence of possibility to hold an expert liable for providing deliberate misrepresentations.

Index terms: expertise, expert, on-site inspection, liability.

Одним из основополагающих процессуальных действий, обеспечивающих перспективность расследования любого уголовного дела, является осмотр. И если, например, ценность осмотра места происшествия для тактических целей вполне очевидна, то о его доказательственном значении речь идет далеко не всегда. Как правило, протокол осмотра места происшествия фиксирует одно из обстоятельств, подлежащих доказыванию, это место преступления. И здесь, казалось бы, нет нужды утруждать субъекта доказывания излишними сложностями.

Федеральным законом от 04.03.2013 № 23-ФЗ в ч. 2 ст. 176 УПК РФ помимо осмотра места происшествия в перечень следственных действий, проводимых до возбуждения уголовного дела, были добавлены осмотр документов и предметов. И в этом есть своя логика.

Спустя даже недолгое время вернуться к осмотру объектов из обстановки преступления, можно сказать, уже невозможно. Поэтому сведения, содержащиеся в оставленных на месте преступления следах, должны фиксироваться и «сниматься» сразу по прибытии. В этом особенность данного доказательства. Оно всегда опосредованно передает нам сведения о фактах прошлого, превращаясь лишь в протокол, в тех случаях, когда невозможно будет обратиться напрямую к объекту носителю данных сведений. В то время как, например, свидетеля можно допрашивать бесконечное количество раз.

Возьмем за основу гипотезу, поддерживаемую большинством процессуалистов, что фактическая основа любого доказательства представляет собой триединство [1, 126].

Например, это объект - носитель, сведения, форма [2,81]. Сведения содержатся в объектах - носителях по причине всеобщего качества материи - отражения. Форму им придает субъект доказывания, ориентируясь на закон. Носителями сведений в ходе осмотра места происшествия выступают, в частности, предметы обстановки осмотра, то есть окружающая действительность. Но перед этим они должны быть найдены и, как следствие, отражены наивысшей формой материи - человеческим мозгом. На данном этапе познания необходимо обратить внимание на специалистов, участвующих в следственном действии.

Традиционно считается, что в ходе познания по уголовному делу субъект доказывания получает сведения от носителей информации, буквально отражая их в своем сознании, после чего переносит таковые в процессуальную форму [3, 12-23]. В перечень носителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.