Научная статья на тему 'Нравственность чиновника - важный ресурс повышения эффективности экономики'

Нравственность чиновника - важный ресурс повышения эффективности экономики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
483
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ЧИНОВНИЧЕСТВО / НРАВСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гончарова Ольга Юрьевна, Сидоренко Иван Николаевич

В статье анализируется влияние нравственности чиновничества на развитие экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственность чиновника - важный ресурс повышения эффективности экономики»

АКТУАЛЬНО

УДК 35.08

Гончарова О.Ю., к. э. н.,

доц., Сидоренко И.Н., к. ист. н., доц.

Нравственность чиновника - важный ресурс повышения эффективности экономики

В статье анализируется влияние нравственности чиновничества на развитие экономики.

Ключевые слова: экономика, чиновничество, нравственность.

Новый этап развития российской экономики, новые вызовы жизни объективно требуют перемен, одним из ответов на которые во многих странах является формирование новой системы управления экономическими процессами, адаптации государственных органов к быстроменяющимся условиям взаимодействия чиновничества и экономики, повышается внимание к этике поведения служащих, принимаются меры к превращению органов государственного управления в открытую «прозрачную» систему

Повышать уровень управляемости в социально-экономической сфере можно лишь, укрепляя качество армии чиновников, замещающих должности в системе исполнительных органов государства. От их профессионализма, компетентности, ответственности зависит качество управленческих актов и практика их реализации.

От профессионализма и уровня нравственности государственных служащих как проводников политики государства во многом зависят не только авторитет государства, эффективность реализации стратегических целей и конкретных управленческих решений на всех уровнях управления, но и социальное самочувствие общества. Единство этих двух взаимосвязанных элементов четко прослеживается в таких забытых в последнее время понятиях, как профессиональная этика, профессиональная совесть, профессиональная справедливость, профессиональное достоинство. А ведь эти понятия несут не только этическую, но и экономическую нагрузку [1].

Нравственность, культура, грамотность в современных условиях становятся важнейшими составными частями профессионализма чиновников, определяющими качествами, обеспечивающими результативность управления экономическими и социальными процессами. Поэтому на первый план выходят вопросы формирования духовно-нравственных основ личности государственных служащих, активной жизненной позиции и ценностных ориентаций личности, представляющих собой мировоззренческие, политические и нравственные убеждения, устойчивые привязанности и принципы поведения [1].

В отечественном и зарубежном научном экономическом сообществе, да и в среде политиков ряда стран, в последние годы все чаще обсуждаются проблемы не только традиционной экономики, но и перехода к «нравственной экономике». В России в разработку современных представлений о «нравственной экономике» как новом типе хозяйствования (поведения бизнеса, властей, граждан и общества в целом в экономической сфере), о взаимодействии экономики с другими факторами, являющимися не менее важными - этикой, культурой религией, активно включились крупные ученые-экономисты О.Т. Богомолов, С.Ю.Глазьев, Д.С.Львов, А.М.Миняйло, В.М.Симчера и др.

Следует отметить, что академик РАН О.Т.Богомолов является научным руководителем междисциплинарного проекта «Взаимовлияние экономики и общественной среды», ведущегося в отделении международных экономических и политических исследований РАН, результаты которого опубликованы в двух сборниках статей, вышедших в 2008 и 2010 гг.

В обсуждении вопросов нравственности экономики активно принимает участие православная церковь. При Патриархе Московском и Всея Руси функционирует Экспертный совет «Экономика и этика», а сам Патриарх Кирилл считает, что «нельзя построить эффективную экономику без нравственного измерения» [2]. К теме нравственных проблем экономики было привлечено внимание Всемирного русского народного собора.

В Белоруссии сделана попытка создать кодекс нравственной экономики. Белорусский профессор Валерий Байнев, один из авторов этого проекта, пишет: «целевой функцией нравственной экономки мы объявили расширенное воспроизводство нации. Не прибыль для избранных ради использования всех остальных в качестве приобретаемого на рынках труда ресурса, наряду со скотом, удобрениями и всем остальным, а именно расширенное воспроизводство нации, когда нас становится больше, когда наши мужчины становятся умнее, когда женщины красивее и добрее, а дети многочисленнее и улыбчивее» [3].

Ю.Г. Швецов, анализируя место нравственности в развитии экономики, делает вывод, что «Будущее - за экономикой более высокого порядка, основанной на непреходящих человеческих ценностях: порядочности, чести, интеллигентности, доброте, великодушии и пр. Только в этом случае возможен резкий импульс в экономическом развитии, основанный на сочетании физических и духовных законов общества и имеющий в качестве конечной цели не только рост благосостояния людей, но и раскрытие их нравственного, духовного потенциала» [4]..

Он утверждает, что назрело время исчерпания потенциала традиционной экономики и наступает период перехода ее в свое новое качество - в направлении ее гуманизации и социализации, демократизации экономических процессов в обществе[4].

Почему именно в наши дни обострилось внимание к вопросам «нравственной экономики» и «нравственности чиновников»?

В новейшей истории в общественном сознании сложился негативный образ чиновника - коррупционера - и лихоимца, когда коррупционная статистика пестрит устрашающими цифрами, Именно благодаря чиновничьему беспределу в «черном списке» наиболее коррумпированных государств Россия стоит на весьма непрестижном месте. Это, кстати, больно бьет не только по престижу страны, но и напрямую по ее экономике.

Проблема нравственных оснований экономической реальности к настоящему времени серьезно нависла над экономическими отношениями. Развитие рыночной экономики, особенно в современной России, жесткая конкуренция бизнеса, борьба за экономический выигрыш заразили человеческие отношения, отбросили далеко назад их качество связей между людьми, неизбежно привели к духу соперничества в погоне за прибылью. Духовность и стремление к нравственному развитию меркнет в рыночных интригах экономической реальности.

У многих граждан России еще свежо в памяти время, когда аморальная политика «шоковой терапии», приватизации (окрещенной в народе «прихватизацией») привела к глубоким экономическим и нравственным провалам, подорвала доверие народа к власти. На предвыборном съезде «Единой России» В.В.Путин заявил, что разрушители России, «прорвавшиеся к власти, организовали ее беспрецедентное разграбление в 1990-е годы. Такого вообще в истории не было - по сути уничтожили и промышленность, и сельское хозяйство, и социальную сферу» [5]. (Кстати, большинство из этих «неназванных» живы и благоденствуют, год от года пополняют ряды российских миллиардеров, «забывая» о необходимости развития и обновления производственных фондов.)

Но они не только ограбили материальную базу, но и уничтожили кадры и в производстве, и в научно-технической сфере, и в системе государственного управления. Про-

изошла массовая дисквалификация специалистов, трудящихся, снижение их профессионального уровня. Миллионы квалифицированных мастеров своего дела были выброшены на базар, в ларьки, в охранники и т.п. И сегодня еще повсеместно ощущается дефицит кадров высокой квалификации. Потеряно 20 лет плодотворной работы. Пока мы стремились достигнуть дореформенного уровня, другие страны ушли далеко вперед и мы опять оказались в числе «догоняющих».

Сегодня на государственном уровне заявлена новая модель развития России, провозглашен курс на инновационную модель развития экономики, на формирование общества, основанного на знаниях, когда знания становятся базовым ресурсом, в том числе и в профессиональной управленческой деятельности.

На мировом политическом форуме в Ярославле (сентябрь 2010 г.) Д.М.Медведев заявил: «Мы находимся в таком положении, что невозможно стоять дальше. Закончился запас прочности связанный с сырьевым ростом». Сегодня поставлена цель модернизировать Россию. Но для этого, прежде всего, необходимо по-новому выстроить систему управления делами государства, преодолеть укоренившиеся в ней пороки, повысить доверие граждан к органам власти, сформировать отвечающий новым задачам корпус управленцев, а именно -чиновников. Нужны не только профессионально подготовленные, но и нравственно зрелые управленческие кадры.

Почему акцент делается именно на нравственную зрелость чиновников?

В научной литературе и в публицистике встречаются различные суждения по этому поводу. Остановимся на некоторых из них.

Наличие у чиновника властных и распорядительных полномочий. Он активный участник общественного управленческого процесса. А процесс исполнения закона (управленческого решения) - это волевая деятельность лиц, трактующая тот или иной закон в контексте данной ситуации, политической конъюнктуры и доминирующих в правоприменительной практике акцентов [6]. Это, в свою очередь, требует присутствия у него таких качеств, как решительность, профессионализм, способность к лидерству, умение учитывать социальные последствия принимаемых решений и т.д.

Большинство чиновников являются сотрудниками государственного аппарата, призванного организовать исполнение и контроль исполнения законов, федеральных и региональных программ и планов. Что требует от них наличия таких качеств как приверженность высшим нравственным принципам, верность государству, дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность, и законопослушность.

Возрастание в деятельности чиновников объемов общения обусловливает необходимость коммуникативности, открытости, уважения к чужой точке зрения, умения слушать и слышать, сдержанности, тактичности, воспитанности, культуры речи и т.д.

Публичность службы чиновника. Необходимость постоянно учитывать мнение граждан о чиновнике требует от него ответственности за отступление от стандартов поведения, за личное поведение на службе и вне ее и т.д.

Совокупность требований, предъявляемых к чиновникам, на практике реализуется слишком слабо. Рыночные отношения наложили свой отпечаток и на качественные характеристики государственных служащих. Произошла перекодировка их сознания. Безнравственность достигла критической отметки. Общество потребления рождает тех, кто способен глотать, а не творить. Рынок не икона, на которую нужно молиться. Мы позаимствовали у Запада рынок, а он к нам пришел незваным гостем, да еще и с кризисами, дефолтами, безнравственностью, с идеологией неприкрытого стяжательства и пр.

Оценивая состояние современного российского общества как больного, развращенного и безнравственного, насквозь пропитанного грубым утилитаризмом, чувствительным исключительно к материальным нуждам и обретениям, профессор РАГС ЛКеримов писал, что когда безраздельно господствует мораль исторически безответственного, потребительски ориентированного человека, чуждого духовности, когда торжествует принцип

«все продается и все покупается», «все имеет свою цену», обессмысливаются, в значительной степени утрачивают право на существование все иные человеческие ценности, все то, что не поддается или почти не поддается измерению в денежном эквиваленте. В подтверждение этого либерального тезиса приведем слова А.Чубайса: «... если инновации продаются - значит, они того стоят. Если нет - то плакать не надо, видать плохие то были инновации» [7].А еще в 17 веке писатель и политик Джордж Галифакс писал: «Те, кто считает, что деньги могут все - в действительности могут все ради денег» [8].

Нас сегодня накрыла волна невежества, необразованности и чудовищной самонадеянности. Бацилла безнравственности и алчности поразила многих чиновников и на федеральном, и на региональном уровне. Безнравственность, как ржа, начала разъедать управленческий организм России, потому, что вседозволенность и бескультурье заразительны. Утрачивается понятие чести, достоинства, авторитета гражданской службы. Нарушения «наверху» - сигнал для более низких этажей власти (если там все можно, то почему нам нельзя). У значительной части чиновников различных уровней система ценностных координат смещена в сторону материальных благ[9].

Об этом свидетельствуют данные многих социологических опросов.

Социологическим центром Российской академии государственной службы при Президенте РФ в 2005 и 2009 годах были проведены исследования, которые показали, что имеет место тенденция значительной девальвации норм административной этики и правил служебного поведения, то есть морально-этическое состояние государственной службы продолжает ухудшаться. Данные опроса свидетельствуют, что по отдельным нормам отмечаются положительные изменения. Но обращает на себя внимание тот факт, что по многим нормам и правилам произошло заметное снижение. Особенно обесценились честность /округлим до целых/ - с 68 в 2005 г. до 22,6% в 2009 г., принципиальность (с 54 до 18%), доброжелательность (с 61 до 28%), открытость (с 32 до 5%), справедливость (с 38 до 18%), дисциплинированность (с 57 до 34%), способность брать ответственность на себя (с 53 до 31%), служебный педантизм (с 19 до 4%) и т.д. [10]. Если попытаться дать характеристику современного чиновничества, то мы вынуждены будем признать, что еще для многих из них присущи такие качества как алчность, беспринципность, непорядочность, отсутствие моральных ориентиров при выборе средств к достижению цели.

Спрашивается откуда взяться честному, нравственному чиновничеству, если в современных условиях на него нет спроса, когда бал правят деньги, когда средствами массовой информации нас приучают к тому, что мы живем в бандитской стране, что в ней царят жестокие нравы, что наш жестокий мир перековывает даже хорошего человека и делает его под стать себе безжалостным и бессердечным.

Сегодня в сознание россиян внедряется «кризис морали»: навязывается мистическое, чувственно-эмоциональное восприятие. После В.И.Вернадского, И.П.Павлова, Г.В.Плеханова, Д.Лихачева...вдруг воспитательное пространство заполонили ведьмы, колдуны, целители, все цвета магии (в том числе и черной). На телеэкране господствуют шоу-бизнес, ток-шоу, поп-арт, пропаганда насилия, растет наркомания, алкоголизм и т.д.

К сожалению, приходится констатировать, что все больше и больше отношения между людьми регулируются личной выгодой, эгоистическими интересами, стремлением к примитивному удовлетворению своих желаний. Все меньше людей прислушиваются к голосу своей совести, не руководствуются чувством чести, принципами честности и порядочности, что влечет за собой негативные последствия во многих областях жизни. Абсолютное большинство респондентов указывают на негативное влияние рыночной экономики на нравственность: 72,7% участников опроса считают, что за последние пять лет нравственность снизилась.

Чиновничество - более чем полуторамиллионная часть общества и поэтому мы можем с полным основанием считать, что приведенные оценки нравственного состояния общества относятся и к нему. Но в силу публичности его положения его нравственные изъ-

яны более заметны для населения. Социологические опросы подтверждают это: более трети респондентов (33,8%) видят причину аморального поведения чиновников именно в падении нравственности в обществе. В то же время люди акцентируют внимание и на личных качествах служащих, которые имеют повышенную социальную опасность. Это нескромность, несправедливость, злоупотребление властью. По мнению населения, злоупотребление властью распространено очень широко. На произвол чиновников указывают все слои населения: рабочие, служащие, предприниматели, пенсионеры, военнослужащие, студенты (от 40 до 20%)[11].

А.В. Оболонский отмечает, что для многих чиновников характерно весьма смутное или искаженное представление о профессиональной этике или пренебрежительное отношение к ней. Между тем, опыт государственной жизни в XX веке показал, что жизнеспособность и легитимность политической системы страны во многом зависит от того, насколько государственные институты и высшие должностные лица отвечают господствующим в обществе ценностям и идеалам, а их поведение соответствует нормам общественной морали[12].

Однако господствующие в современном Российском государстве ценности и идеалы (либерализма, демократии и индивидуализма) не сориентированы на оценку управленческих действий с нравственных позиций. Безнравственность чиновничества нередко затушевывается и в официальной и в обыденной риторике. Чтобы не так бросались в глаза неприглядные действия управленцев, стало нормой подменять понятия. У нас разрушители стали «реформаторами», мошенники - «бизнесменами». Продажу природных ресурсов страны гордо называют «экономикой», а сокрытие доходов от такой деятельности и вывод их за границу - загадочным словом «оффшор». А возвращение части этих капиталов на Родину для закупки опорной недвижимости или стратегических объектов называется «иностранными инвестициями». Раздача бюджетных денег и выгодных заказов только своим родственникам и друзьям - хозяйственным подходом. Информация населения о крупных взятках чиновникам и демонстрация их последующей безнаказанности называется «борьбой с коррупцией» и прозрачностью работы «правоохранительной системы», в которую уже никто не верит[13].

В реальной же экономической практике это проявляется в разгуле коррупции, бюрократизме, необязательности. Многие чиновники разучились работать на общее благо, сосредоточив все свои заботы на собственных карманах. Поклоняясь золотому тельцу, люди пренебрегают духовностью, стали игнорировать нравственную сущность своих поступков. Это не может не вызвать беспокойства, поскольку сохранение существующих тенденций грозит обществу гибельными последствиями.

В российском законодательстве вопросы нравственности чиновников в основном затрагиваются только при установлении норм, связанных с коррупцией. И это объяснимо. Коррупция одно из самых мерзких проявлений безнравственности. Она является симбиозом стяжательства, продажности, пренебрежения нормами права и морали, интересами других граждан и всего общества. Вряд ли можно добиться успеха модернизации, если платить коррупционный налог, составляющий около 7% ВВП, почти 3 трлн руб. в год. Это, заметим, больше, чем нужно для всего перевооружения нашей армии за десятилетие[14].

Взятки, которые дают многие наши граждане, в девяноста процентах связаны с нежеланием терпеть противоестественные и усложненные бюрократические процедуры. Кстати, довольно часто граждане своим поведением сами провоцируют чиновников на аморальные поступки. Так, треть опрошенных граждан (34,2%) полагают, что взятка ускоряет решение вопросов. А это уже свидетельство низкой правовой культуры и той и другой стороны. Еще вопрос: кто больше виноват в коррупции - чиновники, которые вымогают взятки у предпринимателей, или предприниматели, которые «соблазняют» чиновников тем, что могут дать деньги. За 2011 год в суд с утвержденным прокурором обвинительным заключением направлено 334 уголовных дела коррупционной направленности в отношении 9219 лиц. Среди осужденных за такие преступления 692 человека являются должностными ли-

цами региональных органов государственной власти и местного самоуправления^ 5]. Коррупция морально калечит управленческий слой, заставляет народ презирать чиновников.

Нередко можно слышать, что коррупция - это наследие советского прошлого. Коррупция при Сталине практически исчезла. «И не потому, что расстреливали, а потому, что у высших чиновников не было ничего своего, И даже ложечки на даче были государственными. А если наверху не крадут, можете быть уверены, масштабы воровства внизу будут резко уменьшены» [16].

Даниил Гранин в беседе с корреспондентом обратил внимание на то, что какой бы ни была в советское время мораль, но была внешняя скромность, даже из партии исключали и с должностей снимали с формулировкой «за личную нескромность». Если сегодня посмотреть, каков был быт советской элиты тех времен, какие у них были квартиры, дачи, машины, то они не идут ни в какое сравнение с богатством нынешних элит. Понятно, что на фоне усредненной бедности это казалось роскошным. Но и ту «роскошь» видели немногие, она не выставлялась напоказ. Это была бытовая роскошь, несравнимая с образом жизни чиновников на нынешних аналогичных должностях. Скромно жила не только партийная элита, но и административное, и хозяйственное руководство[17]. Несколько позже Даниил Гранин продолжил эту мысль: «Таких чудовищных контрастов никогда не было! Ну были обкомовские пайки, - давали какую-нибудь красную рыбу к празднику, были госдачи, служебный транспорт... Но такие контрасты как Куршевель, как заработки жен наших министров (министр получает двадцать миллионов, а жена его сто двадцать миллионов!) мы и вообразить не могли. Откуда, почему? Никаких объяснений. Если жена такая труженица может быть ей и работать министром на благо страны» [18].

В постсоветские годы, в рыночных условиях появились новые термины: «откаты», «откатинг», норма отката. Такая норма - это ненормально. Глава представительства Всемирного банка в России Педро Альба отметил, что объем откатов при госзакупках в России достиг 32,1 млрда долл., что эквивалентно 2,9 % ВВП [19]. Заметим, что откат только одна из схем кражи денег из государственной казны. А таких схем нашими «креативными» чиновниками придуманы сотни и их арсенал постоянно пополняется. Причем, кроме прямого ущерба от краж государственных чиновников существует еще и косвенный ущерб, который состоит в том, что украденные деньги выводятся из России, работают не на нашу экономику, а на экономику развитых зарубежных стран. В результате эти страны развиваются и богатеют, а наша страна беднеет. Из России вывезено в 2001 году - 17 млрд. долларов, а спустя 10 лет - в 2011 году 84, 2 млрд долл., а за первый квартал 2012 г. - 35,1 млрд долл.. И это накануне нового витка мирового кризиса.

Как при этом не вспомнить многократно цитируемое в российских изданиях высказывание недоброжелателя нашей страны Збигнева Бжезинского: «Россия может иметь сколько угодно ядерных чемоданчиков и ядерных кнопок, но поскольку 500 миллиардов долларов российской элиты лежат в наших банках, вы еще разберитесь: это ваша элита или еще наша?» [20].

Еще одно новое явление характеризует экономические отношения, как правило, на нижнем уровне бизнеса. Это «крышевание». Оно может существовать только в стране с очень высоким уровнем преступности. Преступники обкладывают данью взамен на услуги по защите от «наезда» других преступников, причем не всегда обеспечивая его обещанной защитой. Предприниматели жалуются: «На меня наезжают различные чиновники: санитарная инспекция, пожарная инспекция, налоговая инспекция, и две различные милицейские структуры. Всем им надо платить раз в месяц, Я хотел бы работать честно и платить налоги, но как в таких условиях это сделать? Приходится обманывать государство. Иначе мне просто не выжигь»21.

Мы выбросили девиз «Раньше думай о Родине, а потом о себе» и не нашли более призывного, соединяющего заботу о личном благополучии с интересами экономически крепкого государства. Трудно представить озабоченными укреплением экономической

мощи государства как сформировавшегося чинов ника-эго иста, так и предпринимателя, обеспечивающего любой ценой максимальную прибыль своего дела.

Знаковый характер носят такие события, как авария на Саяно-Шушенской ГЭС, вызванная нарушением регламентов, неэффективностью деятельности чиновников надзорных органов, риском ради прибыли, безответственностью; пожары, охватившие летом 2011 г. европейскую часть страны, а в нынешнем году всю страну, принесшие колоссальные убытки, явившиеся результатом не только природных катаклизмов, но и не продуманностью Лесного Кодекса, разрушившего управление лесохозяйственным комплексом; трагедия в аэропорту Домодедово, ставшая возможной из-за халатного отношения к своим обязанностям чиновников всех служб, призванных обеспечивать безопасность на транспорте. И таких примеров множество.

Замечательный русский философ Иван Ильин писал, что в 1917 году «Россия рухнула, прежде всего, от невежества». Академик Легасов, который в Чернобыле участвовал в ликвидации последствий катастрофы, высказал на первый взгляд неожиданную, но очень глубокую мысль: причина аварии заключалась в том, что нравственный и культурный уровень тех, кто эксплуатировал атомную электростанцию, не соответствовал сложности управления такой техникой. Управленцы, инженеры и техники опирались не на творения Достоевского и Толстого. Конечно, в трудах великих писателей нет установок как управлять территорией, тем или иным промышленным или социальным объектом. Но в их произведениях читатель может найти нравственные ориентиры, воспитывающие, обогащающие ум и душу человека. Без них бал правят ложь, грязь, насилие, жестокость, стяжательство, безответственность. Мысль крупного ученого применима и к политикам и к чиновникам. Им тоже иногда не хватает и нравственности, и культуры и простой грамотности.

С проблемой нравственности чиновников напрямую связаны вопросы воровитости чиновников. В федеральном и региональных бюджетах постоянно ощущается дефицит средств на социальные расходы, развитие инфраструктуры, науки, образования, здравоохранения. Это постоянная головная боль руководства страны и регионов. Но корни этого дефицита не только в недостаточной доходности, но и в неэффективности государственного управления, деятельности государственных органов, в непрофессионализме, безответственности, воровстве, коррупционности чиновников. Необходимо, прежде всего, рационально использовать то, что имеем.

Глава Росфиннадзора Сергей Павленко считает, что проблема бюджетного дефицита может быть урегулирована без сокращения расходов и без повышения налогов, Достаточно решить задачу повышения эффективности. «В какой бы отрасли ни расходовались бюджетные средства, получается «автомат Калашникова» - 6% неправомерного расходования и 19% неэффективного». ...Объемы нецелевого расходования бюджетных средств колеблются в диапазоне от 1 до 1,5 % (нецелевое использование это прямые и осмысленные финансово-бюджетные нарушения, по которым может быть открыто уголовное дело). Он считает, что за экономию бюджетных средств у нас никто не отвечает. Не утверждены критерии эффективного использования бюджетных средств (достаточно вспомнить описанные в средствах массовой информации случаях, когда закупленное за границей дорогостоящее технологическое оборудование, медицинские аппараты и др. не используются длительное время или из-за отсутствия подготовленных кадров, или из-за неподготовленности условий их эксплуатации, или просто из-за разгильдяйства, непрофессионализма и безответственного отношения чиновников к использованию государственных средств).

Например, на финансирование олимпийских строек другие страны тратили от 2 до 4 миллиардов долларов. В России бюджет Олимпиады оценивается в 13-18 миллиардов долларов. ... Один лишь факт: Когда начали строить, оказалось, что в Сочи очень плохие грунты. Такая новость. И теперь требуется дополнительное финансирование. (Экспертизы проектов никем реально не контролировались.) За «правильную», с точки зрения застройщика, экспертизу цена может составить от 50 до 250 тысяч долларов. Это все та же пробле-

ма экспертиз олимпийских объектов, АТЭС и др. Резерв для покрытия бюджетного дефицита очевиден, его можно «потрогать руками» - это порядка 30 процентов госзакупок[22].

На рынке закупок для государственных и муниципальных нужд расходуется в год до 5 триллионов рублей, заключается более 10 миллионов контрактов. Экономический эффект очищения порочных закупок может по самым консервативным оценкам, составить более триллиона рублей. Д.А.Медведев по этому поводу с возмущением заявил: «мы уже сейчас понимаем, что в этой сфере гигантские суммы присваиваются чиновниками, а также недобросовестными коммерсантами, которые в этой сфере работают. В общем надо последовательно наводить в этой сфере порядок, самым внимательным образом разбираться с теми, кто причастен, и сажать в тюрьму, разбираться и сажать в тюрьму» [22].

Одним из элементов нравственности чиновников является справедливость как объективная оценка деловых и личностных качеств людей, их деятельности и поступков. Справедливость, как и право предполагает беспристрастность, исключение личных симпатий или антипатий при ее осуществлении. Как писал О.Хеффе, «... справедливость подразумевает такое строгое требование беспристрастности, которое не позволяет использовать собственные предпочтения, идеалы и ценностные представления в качестве критерия» [23].

Видный представитель консерватизма Ф.фон Хайек отметил, что справедливость предполагает распределение или перераспределение материальных благ, а это со своей стороны предполагает распределителя, который осуществляет этот акт в соответствии со своим субъективным пониманием добра и зла, справедливости[23].

Естественно, что население не считает справедливой деятельность политических чиновников направленную на правовое обеспечение удовлетворения потребностей олигархического капитала, и деятельность чинов ников-управленцев на практике обеспечивающей реализацию несправедливой налоговой политики, финансовую поддержку крупного промышленного и банковского капитала, которые, вопреки интересам России, затем полученные кредиты направляют не на кредитование и развитие российского бизнеса, а выводят их из страны. Не случайно все политические партии, участвовавшие в выборах Думы и Президента одним из основных обещаний в программы включали обеспечение справедливости. Конечно, каждая понимает справедливость по-своему.

В нравственной характеристике чиновника к ключевым критериям можно отнести правдивость, профессиональную честность. Можно ли влиять на экономику, не зная истинного положения дел. Конечно, нельзя. Правдивость - это потребность и необходимость не скрывать от себя и от людей истинное положение дел, говорить правду. Без правды невозможна нормальная работа, принятие и претворение в жизнь решений, затрагивающих интересы огромных масс людей. Недостоверная информация, сокрытие истины губительно сказываются на авторитете власти и чиновничества, вызывают недоверие к ним со стороны общества. Люди всегда чувствуют, где реальные успехи, а где демагогия, самовосхваление, «святая ложь» во имя «высших интересов».

Наличие у чиновника такого качества как профессиональная честность свидетельствует о его самоотдаче в работе, деловой требовательности к себе и людям, нетерпимость к обману, очковтирательству, недобросовестному отношению к своим обязанностям. В подтверждение того, что эти качества еще не утвердились в деятельности чиновников приведем лишь один (из великого множества) пример, относящийся к информации об инфляции.

Первый заместитель председателя Центробанка Алексей Улюкаев заявил, что низкая накопленная в 2011 году инфляция в 6, 1%, о которой сообщил Росстат, не говорит об улучшении ситуации. Не должны обманывать и еще более лучшие статистические данные, которые придут к апрелю-маю. ... низкий показатель достигнут только благодаря благоприятной динамике продовольственных цен и методикам расчета. Если же оценить базовую инфляцию, например, с учетом роста стоимости бензина, то можно увидеть, что снижение цен не произошло[24]. По этому поводу Владимир Симчера со словами «Надоело врать» рассказал, как подтасовываются цифры для нашего видимого благополучия. Говорят о 6-8

процентах инфляций. На самом деле для основной массы населения она держится примерно на уровне 18,27 % [25].

Приведенные выше негативные примеры никоим образом не следует трактовать как некое «коллективное обвинение» всего государственного аппарата. Да, приведенные факты имеют место в реальной управленческой практике и вполне объективно характеризуют значительную часть российских чиновников. Но далеко не все чиновничество. В нем было и есть немало честных и даже самоотверженных администраторов, не коррумпированных, да и просто «рабочих лошадок» далеких от передела собственности, и от других «игр», отличающихся профессионализмом, служащих не начальнику, а закону и Конституции, обладающих достаточным набором навыков и знаний, связанных с непосредственно выполняемой деятельностью.

Да, наше чиновничество даже не вполне «дотягивает» до звания «бюрократии» в том смысле, которое оно приобрело после М.Вебера. Для этого ему не хватает как подчиненности закону, так и безличности, минимизации простора для личного усмотрения конкретного чиновника, в рамках нашей традиции, увы, почти равносильного произволу. В нем слишком много «гоголевского». И все же оно вполне подлежит «лечению», то есть рефор-мированию[26].

Сегодня одна важнейших задач в системе «экономика - государство - чиновничество» переориентация чиновников с «кормления» за счет казнокрадства и коррупции к мотивации, основанной строго на их личном вкладе в развитие экономики, на утверждение жесткой персональной ответственности за исполнение служебного долга, создание правового поля препятствующего любым злоупотреблениям и, в тоже время, их эффективный труд должен достойно вознаграждаться, их доходы должны конкурировать с доходами менеджеров аналогииного уровня в частном секторе.

Основные ориентиры нравственности современного чиновничества изложены в основном нормативном правовом акте о государственной гражданской службе - Федеральном законе от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в статье 18 «Требования к служебному поведенною гражданского служащего».

Вопросы нравственного поведения чиновничества поднимались неоднократно в других нормативных документах, в выступлениях руководителей государства, на совещаниях с чиновниками различных рангов.

Заметно активизировалось внимание к нравственному уровню чиновничества и на региональном уровне. Приведем лишь один пример. С 1 мая 2009 года в Алтайском крае вступил в действие «Этический кодекс гражданских служащих Алтайского края». Еще одна мера, призванная повысить престиж государственной власти в обществе. На соответствие ему проверяются при приеме на работу региональные и местные чиновники. К настоящему времени уже во многих субъектах Российской Федерации приняты кодексы этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих. (В Казахстане принят кодекс чести государственных служащих).

Конечно, в современном российском обществе требовать быстрого формирования качественного, нравственного чиновничества наивно - нужно время и условия. (Моисей водил соплеменников по пустыне 40 лет, чтобы умер последний живший в рабстве). Но важно уже то, что эта проблема понята на всех уровнях российского государства и делаются определенные шаги по ее разрешению.

Чтобы чиновник стал человеком, стоящим на страже общественных и государственных интересов, не допускающим расхищения общественных и государственных богатств, у него надо разбудить совесть, то есть сделать ее видной людям, ...поставить его деятельность под прожектор гласности и демократии. В интервью телеканалам 26 апреля 2012 г.Д.А.Медведев заявил: «.. мы должны ставить государственный аппарат в такие условия, когда у него не будет возможности повернуть ни вправо, ни влево, когда его пове-

дение будет регламентировано от и до соответствующими правилами: и законом о государственной службе, и должностными регламентами, и приучать к определенной культуре».

В последние два года заметно активизировалась деятельность Генеральной прокуратуры и других правоохранительных органов по проверке исполнения законодательства в части соблюдения установленной законом обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Как сообщил генпрокурор Юрий Чайка в 2011 году по результатам проверки прокурорами выявлено свыше 41 тысячи нарушений. (Значит, им есть, что скрывать - авт.) В целях их устранения принесено более 1,5 тысячи протестов, внесено почти 9 тысяч представлений. К дисциплинарной ответственности привлечено свыше 6 тысяч виновных лиц, в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов прокурорами направлено 1249 информаций.

Президент потребовал чтобы выявленные проверкой факты были преданы широкой огласке, Надо сделать так, чтобы вся информация была публичной. Наиболее резонансные вещи должны быть доступны для обычных граждан, В это сила такой работы. Если под сукном будет находиться, то тогда можно ничего не проверять. (Данное требование еще одна попытка призвать граждан России к оценке деятельности государственных чиновников, поставить их под контроль общества, минуя высшее руководство и политические партии.) Это указание уже реально выполняется. К примеру, в Российской газете из номера в номер постоянно публикуются сообщения о громких коррупционных делах, об осужденных крупных чиновниках федерального и регионального масштаба.

Дальнейшее наступление на коррупцию, безнравственность, бесхозяйственность, воровство и другие факторы, тормозящие развитие российской экономики многими связывается с существенным обновлением федеральных и региональных политических и административных элит. Во второй половине 2011 и начале 2012 года произошло значительное обновление состава федерального и регионального административного чиновничества. С приходом в регионах новой власти начались одни и те же процессы: выявляется в какой-то мере истинное положение дел, и начались поиски способов жить по-другому. С созданием обновленного управленческого корпуса связаны ожидания своеобразного тока перемен, надежды на развитие экономической и социальной жизни территорий..

Перед новым составом политических и административных чиновников стоит задача обновления системы государственного управления, рекрутирования в государственный аппарат новых кадров, повышения профессионализма, нравственности и ответственности всех чиновников, более широкого использования знаний и опыта научного экспертного сообщества.

В наши дни идет активная работа по формированию стратегии развития экономики страны, модернизации российского общества. Разрабатываются стратегии развития, определяются векторы и «дорожные карты» совершенствования государственного управления, развития конкуренции и предпринимательства, повышения действенности деятельности по предупреждению коррупции.

С одной стороны ужесточается ответственность чиновников за недобросовестное исполнение служебных обязанностей, с другой стороны усиливается внимание к качественному укреплению состава армии управленцев, формирования у них нравственного стержня, нравственной устойчивости. Разрабатываются и внедряются в практику превентивные, упреждающие меры: комплекс правовых, организационных, финансовых, материальных, социальных, методических, воспитательных, образовательных мер. Эффективность провозглашенных решений и намерений зависит от многих факторов и условий :от наличия и проявления политической воли, правового обеспечения, организационной работы, кадрового обеспечения системы государственного управления

Дальнейшее повышение уровня позитивного влияния чиновничества на экономику страны возможно лишь при усилении внимания к формированию у чиновничества и бизне-

са нравственных основ взаимодействия. Для этого необходимо разработать и осуществить целостную систему, комплекс мер по подготовке, отбору кандидатур на гражданскую службу, по воспитанию и поддержанию в потенциальном и реальном чиновнике нравственной культуры, моральной устойчивости, прочности личной позитивной системы ценностей, необходимых профессионально-нравственных качеств, включающих ответственное отношение к службе, неподкупность, бескорыстие, чувство долга, корректность, обладание чувством социальной справедливости. Создавать необходимые условия для усвоения чиновниками и использования ими в управленческой деятельности таких моральных качеств, как законопослушность, ответственность, принципиальность, беспристрастность и непредвзятость, внимательность и чуткость к людям.

Литература

1. http://www.bestreferatru/referat-217890.html.

2. Интервью Патриарха Кирилла украинскому телевидению

3. http://www.rossia.su/ekonomic/13088-belorusskii-kodeks-nravstvennosti-уекопогтЫ

4. Швецов Ю.Г. Понятие нравственности в обществе и экономике.//проблемы учета и финансов.2011 ,№2.С.З.

5. Российская газета.2011.28 ноября

6. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы государственного управления. Курс лекций. Ростов н/Д: «МарТ», 2005.

7. Керимов А. Элитарный недуг //Литературная газета. 2010. 12-18 мая.

8. Малинецкий Г. Доклад о перспективах PФ//http://www.nanonewsnet. ru/articles/2009/georgii-malinetskii-doklad-o-perspektivakh-ru

9. Цит. по: ЬЦр://ктет1т1гоз^1ой.ги/1169052 Мт!

10. Алижанова З.Р. Оценка эффективности управления в системе государственной службы// Социология власти.2010.№2.С.195

11. http://chinovnik/uapa/ru/modem/article.php?id=бl

12. Оболонский ЛМораль и право в политике и управлении/ЛЭбщественные науки и современность.2007.№1.С.бб

13. Подмена понятий. {Электронный ресурс} орега:5

14. Дискин И.Е. Общество и власть: задачи средства эффективного взаимодействия. {Электронный ресурс }http://www. opiv.ru/actions/reports/3844/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Чайка Ю.Дел много.//Российская газета2012.12 января.

16. Бортко В.В. Литературная газета.2011.21-27 декабря.

17. Российская газета. 2007.10 января.

18. Гранин Д. Отступать не куда.//Литературная газета.2011.22-28 июня

19. Российская газета.2011.22 марта.

20. Цит. По: Миронов С . «Бегемот» и Болотная площадь //. Литературная газета.2011.21-27 декабря.

21. http://nideya.narod.ru/rasdell2.htm

22. Российская газета.2011.8 июля.

23. Цит. По: Гаджиев К.С. Политика между профессионализмом и моралью.// {Электронный ресурс} http://uchebnik-besplatno.com/uchebnik-teoriya-politiki/politika-mejdu-р^езз^аНг...

24. Российская газета.2012.20 января.

25. Советская Россия 2011. 1 декабря

26. Оболонский А.В.Без реформы бюрократии административные реформы бессмысленны//Общественные науки и современность. 2005.№6.С.61.

27. Российская газета.2012.27 апреля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.