Н.И. Архипова
ЭТИКА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
В статье рассматриваются административные реформы государственного аппарата в условиях рыночных реформ на стыке ХХ-ХХ1 вв., проходившие в условиях неопределенности и недостаточно проработанного законодательства. Цель реформ - создание публичной гражданской службы в условиях формирования гражданского общества. При этом важным шагом к решению вопросов соблюдения требований к гражданской службе было создание соответствующей комиссии как механизма реализации принципов этического поведения государственных служащих. Для проведения таких реформ требовалась огромная законодательная работа по реформированию государственной службы в Российской Федерации в целом и принципов этики в частности, а также возникла необходимость в специалистах с инновационным мышлением. Дана оценка Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации», подготовке и воспитанию кадрового состава для государственного и муниципального управления.
Ключевые слова: государственная служба, государственная гражданская служба, государственное управление, муниципальное управление, этика государственного служащего, этические кодексы, этические нормы, чиновничество.
Рыночные реформы 90-х годов ХХ в., вступление России в начале XXI в. на путь интенсивного развития потребовали коренной перестройки всех областей деятельности государства. Вместе с тем хорошо известно, что любые реформы в государстве невозможны без административных преобразований.
Для реализации любой административной реформы, формирования эффективной системы государственного управления требует-
© Архипова Н.И., 2011
ся проведение политических, организационных, кадровых и других процессов, причем не только в органах государственной власти и управления, но и в обществе в целом. И главное условие эффективности любых реформ - состояние кадрового потенциала, особенно в государственных структурах.
Весьма важно, чтобы государственные институты и служащие государственного аппарата отвечали требованиям, предъявляемым обществом, так как главное их назначение - служить общественным интересам граждан. Работая на государственной службе, человек принимает на себя определенные обязательства. Часть их установлена законодательно, часть - нормами административной этики и морали. Поэтому при определении основных направлений реформирования государственной службы в вопросах культуры взаимоотношений как внутри аппарата, так и во взаимоотношениях с гражданами, обществом огромное значение придается человеческой составляющей и, в частности, этике поведения государственного служащего.
Преобразования в стране в 90-х годах ХХ в. были столь стремительными, что традиционная этика государственных служащих, сформировавшаяся в советский период, во многом перестала работать, выполнять свои функции как внутри государственной службы, так и в ее отношениях с населением. Она перестала успевать за меняющейся ситуацией.
В то же время нравственная ответственность государственных служащих за каждое действие особенно велика в условиях кризиса социальных структур, существенной деформации сознания значительной части общества.
Попавшие в новые условия старый «советский» аппарат, «советский» чиновник не были подготовлены к радикальным изменениям, к работе в новых реалиях и, естественно, не настроены проводить реформы.
Кроме того, следует признать, что реформирование проходило в значительной степени в условиях неопределенности, а также недостаточно проработанного законодательства (Федеральный закон РФ от 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»).
В то время как для проведения реформ требовались специалисты с инновационным мышлением, способные разобраться в тонкостях законодательства, многие опытные компетентные и перспективные работники из аппарата ушли, а адекватной замены не нашлось. К сожалению, это были люди среднего возраста со стажем и опытом работы. Естественно, увеличилось число людей предпенсионного и пенсионного возраста. Пришедшие же извне кандидаты
на государственную службу могли привнести лишь свои знания и опыт работы. Но этого было недостаточно и не решало основного вопроса, поставленного перед реформирующейся государственной службой.
Особенно важным, на наш взгляд, является то, что были утрачены существующие нормы этики и административной морали. Разумеется, эти нормы, своеобразный «этический кодекс» советского аппарата, были во многом несовершенны. Можно упомянуть лишь «приоритет политических качеств над деловыми». Тем не менее нормы этого несовершенного кодекса все-таки ставили определенные барьеры перед злоупотреблениями и нарушениями. Однако с 90-х годов ХХ в. ничего взамен предложено не было, возник некий вакуум, который закономерно приводил к снижению эффективности деятельности государственного аппарата, многие стали забывать или скептически относиться к этической, моральной стороне поведения на фоне прагматичных рыночных отношений.
Следует отметить, что руководство страны хорошо понимало эти проблемы и предпринимало попытки улучшить ситуацию. Уже в 1997 г. по распоряжению Президента России была образована комиссия, разработавшая концепцию административной реформы. Ее основные принципы излагались в посланиях Президента Федеральному собранию в 1998 и 1999 гг.
Целью реформы было создание не «государевой», а публичной гражданской службы в условиях формирования гражданского общества. Кроме того, реформа опиралась на опыт действующей в развитых странах merit system (системы заслуг и достоинств), мировых тенденций развития гражданской службы, а также с учетом отечественной специфики.
Наряду с такими основополагающими принципами, как разделение политических и «карьерных» должностей, приоритет профессиональных качеств, компенсируемые ограничения, прозрачность, ориентация на «клиента» и другими, особое внимание было уделено этическим регуляторам поведения, то есть моральным принципам и ценностям служащих.
Ведь именно отсутствие моральных принципов служащих в значительной мере способствует негативным явлениям, злоупотреблениям, коррупции. Это в свою очередь и приводит к падению доверия населения к чиновничеству (впрочем, как и к другим государственным институтам). Однако хорошо известно, что доверие граждан - основа демократии.
К сожалению, это усугубляется тем, что недоверие и неуважение к чиновникам имеет в России глубокие корни и, к сожалению, на-
ходит подкрепление в практике общения с государственным аппаратом и в настоящее время. Классическая русская литература очень рельефно проиллюстрировала негативный образ чиновника - это произведения Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого и других.
Вместе с тем в нашей истории были чиновники, показавшие примеры истинного служения отечеству, «государственники» в самом высоком смысле этого слова. Достаточно вспомнить, например, прогрессивную роль бюрократии в период реформ Александра II, а также деятельность П.А. Столыпина, С.Ю. Витте, М.М. Сперанского, А.М. Горчакова, В.А. Головина, С.А. Муромцева и других.
Чиновничество, несмотря на все пороки, в целом одно из самых древних и важных «изобретений» цивилизации. В глазах населения государственные служащие олицетворяют государство, и поэтому важной задачей является повышение их общественной репутации.
Нравственные идеалы, моральные устои, общие профессиональные идеалы определяют поведение людей в любой профессии и особенно на государственной службе, принимая во внимание то, что государственные служащие - это проводники политики государства, обеспечивающие взаимодействие между ним и его гражданами. То есть речь идет о профессиональной этике, этике государственного служащего, административной этике.
Этика государственного служащего - это система общих ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения на государственной службе между руководителями и подчиненными, коллегами в процессе их совместной деятельности, между государственными служащими и гражданами. Именно государственная этика способствует реализации моральных ценностей служащих при выполнении профессиональных обязанностей.
Этическая составляющая государственной службы оказывает огромное влияние на эффективность деятельности государственной службы, причем порой большее, чем профессионализм и компетентность.
Профессиональная этика государственных служащих тесно связана с такими понятиями, как «профессиональная честь», «профессиональное достоинство», «профессиональный долг». Именно эти понятия определяют значимость этой профессии для общества и государства, формируют внутреннее убеждение человека в том, что работа его значима и необходима для общества и государства. Осознание значимости профессии очень важно для государственных служащих, как для тех, кто уже работает, так и для тех, кто выбирает для себя эту область деятельности.
Именно это формирует профессиональное достоинство, самооценку, профессиональную честь. Не случайно до революции под честью подразумевалось наличие высокого звания, соответствующей должности. В словаре В. Даля в понятие «честь» вкладывалась совокупность высших морально-этических принципов личности.
Кроме того, это понятие подразумевает гражданскую честь (радеть за отечество) и служебную честь (служение государству, отечеству, народу). Профессиональная честь и профессиональное достоинство составляют основу профессиональной нравственности, которая включает в себя и такое понятие, как «профессиональная справедливость».
Основные понятия и принципы профессиональной этики образуют основу этики государственного служащего. Б. Франклин заметил, что главное в государственной службе не выгода, а честь.
Среди условий поступления на гражданскую службу в России в XIX в., наряду с происхождением, возрастом, знаниями, подданством, была и гражданская честь. Чистая совесть и уважение окружающих зачастую важнее денег. Это то, что Адам Смит называл «нравственным чувством».
Профилактика негативных явлений на государственной службе основывается в огромной степени на культивировании принципов административной морали, этических принципов. Такого рода принципы, этические нормы закрепляются в кодексах этики.
Этические кодексы призваны задавать нравственные ориентиры. Цель их заключается в том, что человек должен гордиться тем, что на государственной службе он олицетворяет все перечисленные в кодексе принципы. Это своеобразная присяга, которая дает право на профессиональную деятельность в государственных или муниципальных органах.
Принося такую присягу, государственные служащие понимают, что нарушение заложенных в них положений приведет к осуждению коллег или к каким-либо санкциям. В связи с этим можно предположить, что при соблюдении норм, предусмотренных этическими кодексами, злоупотреблений и нарушений станет меньше.
Такие кодексы давно и успешно действуют у врачей и юристов. Как известно, врачи видят свою цель в укреплении здоровья людей, а юристы - в обеспечении законности действий своих клиентов. Цель же управленца - служение государству, обществу, отечеству. Государственные служащие являются гарантом стабильности государства и его лояльности по отношению к своим гражданам. Именно они должны обеспечивать прозрачность и доступность информации для всех групп населения. Преданность кодексу мо-
жет поддерживать на должной высоте репутацию, профессию в целом.
В пользу этических кодексов говорит и тот факт, что бороться с негативными явлениями на государственной службе только карательными мерами вряд ли эффективно, так как не устраняются коренные причины этих явлений. То есть, если сохраняются социально-психологические предпосылки злоупотреблений, коррупции, то явление не исчезает. Вместе с тем социально-психологические нравственные механизмы поведения человека тесно связаны с этическим регулированием. Это очень важно при воспитании честности у служащих, чтобы они сознавали свою ответственность перед государством и обществом. Этические кодексы содержат нормы поведения, отклонения от которых зачастую можно соотнести с административными (грубость, неуважение к гражданам). Вместе с тем законодательное доказательство вины, без которой невозможно применять правовые санкции, составляет большую трудность.
Моральные же санкции (осуждение коллег, учет при продвижении, аттестации) могут быть подчас более эффективными, чем выговор или лишение премии. На государственной службе грань между правом и этикой выглядит зачастую очень размытой. Кроме того, известно, что ряд действий на государственной службе по своей природе не может быть предметом правовой регламентации, а регулируется нормами индивидуальной нравственности или групповой морали.
Этика же в смысле публично одобренных стандартов поведения обращена к нравственной природе человека, нормам групповой морали, а правовые акты предполагают наказание.
Таким образом, между этикой и соответствующими нормативными документами, регулирующими работу государственных служащих, нет непреодолимой стены, зачастую именно этическая трактовка конкретной ситуации является основой для того или иного закона. В свою очередь этические нормы могут опираться на нормы правовые.
Кодексы этики созданы в ряде стран. Так, впервые в США Кодекс этики государственной службы был введен в 1958 г. в виде резолюции Конгресса и носил рекомендательный характер, однако стал основой для правовой регламентации деятельности государственных служащих. На его основе в 1978 г. был принят закон «Об этике служащих государственных органов». Затем этот закон реформировался (1989 г. - закон «О реформе Закона об этике», приказ Президента США № 12731 «Принципы этики поведения должностных лиц и служащих государственного аппарата»).
С апреля 2000 г. в Японии действуют Закон об этике государственных служащих, а также этические правила государственного служащего и нормы административных наказаний за их нарушение.
В 1998 г. Международная организация по экономическому сотрудничеству и развитию опубликовала «Рекомендации по совершенствованию этического поведения в государственной службе», которые содержали основные принципы этического поведения государственных служащих и меры по его стимулированию. В мае 2000 г. Комитетом министров Совета Европы был одобрен «Модельный кодекс поведения государственных служащих», рекомендованный в качестве образца при принятии европейскими странами кодексов поведения государственных служащих.
Учитывая важность повышения доверия общества к государственным институтам и государственной службе, в 2002 г. в России была проведена огромная работа по правовому закреплению принципов служебного поведения государственных служащих, включая моральные аспекты поведения.
Если 12 августа 2002 г. Указом Президента РФ № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» были определены основные требования к государственным служащим по соблюдению норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения, а также дано определение и рекомендации по предупреждению и разрешению конфликта интересов, то Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2002 г. № 1336 была утверждена уже Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.)», продленная Указом Президента РФ от 12 декабря 2005 г. № 1437 на период 2006-2007 гг. В этом документе рассматривалась необходимость разработки, широкого обслуживания и внедрения в деятельность аппарата Этического кодекса (кодекса поведения) служащего. Это было очень важно, как было сказано ранее, так как ряд действий людей, включая и чиновников, гораздо эффективнее регулируется не юридическими нормами, а нормами морали, как индивидуальной, так и групповой.
Несмотря на то что Кодекс поведения государственного служащего был отклонен Государственной думой после первого чтения, процесс создания подобных кодексов уже идет. Например, приказом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 13 июня 2007 г. № 75 был утвержден Этический кодекс федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы финансово-бюджетного надзора; 7 мая 2009 г. - Этический кодекс государственных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы Алтайского края в органах госу-
дарственной власти и иных государственных органах Алтайского края и др.
Очевидно, что необходимо вернуться к рассмотрению Этического кодекса, модельного этического кодекса государственного служащего Российской Федерации, как одного из действенных способов формирования такой атмосферы на государственной службе, которая искореняла бы злоупотребления.
Кроме того, Этический кодекс способствовал бы внедрению на государственной службе корпоративной культуры, проявляющейся в этических нормах, являющейся инструментом мотивации, формирующей гордость за орган государственного управления и свою принадлежность к нему.
В начале XXI в. в Российской Федерации продолжилась активная законотворческая работа по дальнейшему реформированию государственной службы в целом и принципов этики в частности.
Для успешного продвижения реформы 27 мая 2003 г. был принят Федеральный закон № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», который являлся дальнейшим шагом на пути продвижения к публичной службе.
А уже 17 июля 2004 г. был утвержден Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». Несмотря на все сложности вступления в силу данного закона, представляется, что именно он, по сравнению со всеми ранее принятыми нормативными актами, достаточно детально регулирует основные принципы и требования по прохождению государственной гражданской службы в РФ.
Очень важными с точки зрения соблюдения требований к служебному поведению, этических норм являются разделы этого Федерального закона - об основных обязанностях государственного гражданского служащего (ст. 15), ограничения и запреты, связанные с гражданской службой (ст. 16 и 17), а также урегулирование конфликта интересов на гражданской службе (ст. 19).
В этих нормативно-правовых документах начиная с концепции системы государственной службы (2001 г.), а также Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 855 «Об утверждении общих принципов поведения государственных служащих Российской Федерации» определен механизм реализации принципов, которыми должны руководсвоваться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссии).
В 2007 г. Указ Президента Российской Федерации № 269 «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и
урегулированию конфликта интересов» детально определил задачи комиссии, их состав и порядок работы. Это было важным шагом к конструктивному решению вопросов соблюдения требований к государственной службе.
На данные комиссии возлагались большие надежды, так как нарушение принципов этики на государственной службе, требований к служебному поведению, как указывалось выше, приводит к таким негативным явлениям, как коррупция, конфликты между различными уровнями государственной службы, и в целом подрывает доверие к государственным институтам. Не случайно в Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. (№ ПР-1568), комиссии определены как органы, призванные обеспечивать противодействие коррупции в государственном аппарате.
Однако комиссии как механизмы реализации принципов этического поведения по ряду причин пока не в полной мере справляются со своими задачами и в первую очередь потому, что возложенные на них задачи носят двойственный характер: «соблюдение требований к служебному поведению государственных служащих» и «урегулирование конфликта интересов»1.
Безусловно, вторая часть вытекает из первой и они тесно связаны между собой. Но первая задача - предупредить несоблюдение требований, а вторая требует решения тогда, когда появляется признак личной заинтересованности гражданского служащего, которая может приводить к конфликту интересов (или есть факт, свидетельствующий о наличии конфликта интересов). При этом важно установить факт наличия или отсутствия личной заинтересованности и в случае наличия - проинформировать представителя нанимателя об этом.
Оценка «конфликта интересов» не является целью данной статьи. Однако следует отметить, что данное понятие остается недостаточно привычным и ясным для российского общества и даже для самих государственных служащих, что отчетливо проявляется в процессе проведения конкурсных и аттестационных процедур. Тем не менее, имея в виду последствия возникновения конфликта интересов, представляющего собой опасность нанесения ущерба государству, в процессе обучения, переподготовки и повышения квалификации следует больше уделять внимания разъяснению понятия «конфликт интересов».
По поводу самих комиссий следует отметить, что здесь необходима дальнейшая проработка. Все решения комиссий носят рекомендательный характер, не совсем понятны их правовой статус и место в системе управления нравственными отношениями на го-
сударственной службе. Они собираются редко (иногда один раз в год) и рассматривают конкретные факты. Не предусмотрено, что в этих условиях комиссии должны осуществлять систематическую работу по профессиональному развитию персонала государственной службы и контролю за соблюдением этических норм. Все это не позволяет комиссиям стать действенным инструментом этико-профессионального развития служащих и противодействия коррупции.
Созданию целостной системы государственной службы Российской Федерации, формированию высококвалифицированного кадрового состава государственной службы в значительной степени способствует и Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 гг.)»2. Программа обеспечивает преемственность реформирования и развития системы государственной службы и направлена на повышение эффективности государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики. Кроме того, реформа способствует повышению авторитета и конкурентоспособности государственной службы как профессионального вида деятельности в интересах общества.
Федеральная программа развивает положение основных нормативных актов формирования государственной службы в части введения антикоррупционных стандартов для государственной и муниципальной службы в виде запретов, ограничений обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе. Особое внимание обращено на совершенствование механизма, обеспечивающего соблюдение государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих Российской Федерации», а также методологического обеспечения деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Кроме того, весьма важным направлением реформы является внедрение в практику работы государственных органов правил, в соответствии с которыми длительное, безупречное и эффективное исполнение должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении на вышестоящую должность, присвоении звания или поощрении.
В федеральной программе четко определено, что наряду с сокращением численности аппарата на государственную службу необходи-
мо привлекать наиболее квалифицированные кадры, создавая современные системы мотивации в зависимости от объема и результатов работы. И наконец, считаем очень важными предложения по формированию программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих.
В ожидаемых результатах реализации реформы вновь предусмотрена разработка норм служебной профессиональной этики и правил делового поведения государственных служащих, а также механизмов, обеспечивающих их соблюдение. Не менее важны внедрение и совершенствование механизмов формирования кадрового резерва, проведение аттестации и ротация государственной службы.
Таким образом, за последние 15 лет создана фундаментальная законодательная основа формирования и функционирования государственной службы. Только с 2004 г. издано 28 нормативных и правовых актов. Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ определяют подходы к формированию кадрового состава, введен конкурсный отбор и квалификационные требования к государственным служащим, обеспечено участие независимых экспертов в аттестационной и конкурсной комиссиях, а также комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной службе. Поэтапно вводятся ведомственные программы профессионального развития государственных служащих, установлены требования к профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации и стажировке гражданских служащих.
Появление такого количества нормативно-правовых актов (свыше 4500) и их преемственность очень важны. Вместе с тем факты свидетельствуют о медленном внедрении требований законодательства. В частности, это относится к выполнению требований к конкурсному отбору, оплате труда и карьерному росту на основе показателей результативности.
Заработная плата государственных служащих до сих пор напрямую не связывается с их личным вкладом, в полном объеме не действует законодательство о социальных гарантиях для них.
Как указывалось выше, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов пока не выполняют свое назначение в полной мере.
Несмотря на все меры, уровень профессиональной культуры государственных служащих остается низким, слабо работают моральные регуляторы профессионального поведения. Результаты социологических исследований говорят о недостаточности принятых мер по реформированию государственной службы, о том, что
результаты не оправдали ожиданий работников. Только 3,1% государственных служащих высказались, что после принятия законов произошли значительные изменения3. В ряде случаев до сих пор отмечаются низкая организационная культура государственной службы и слабая социальная ответственность.
С большей степенью вероятности можно говорить о том, что успех административных реформ будет зависеть от кадровой сферы государственной службы. Необходима новая система формирования кадрового состава, которая позволит привлечь на государственную службу наиболее талантливых, творчески мыслящих людей.
В связи с этим при формировании кадрового состава государственной службы необходимо, во-первых, создать условия для подготовки и роста своих сотрудников (кадровый резерв), способных к управленческой деятельности и понимающих специфику «служения» государству и обществу, и проводить с ними систематическую работу. Включаемые в резерв должны обладать высоким уровнем профессионализма, самоорганизации, результативности, творчества. Во-вторых, необходимо обратить особое внимание на вузы, осуществляющие подготовку по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Университеты - поставщики чиновников в России. Уже 400 учебных заведений готовят специалистов по государственному и муниципальному управлению. Однако по мнению работодателей - представителей государственных структур только выпускники 10-15 ведущих университетов обладают необходимым уровнем знаний, компетенций, необходимых для служащих государственного аппарата. Среди них Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Высшая школа экономики, Финансовая академия, Российский государственный гуманитарный университет и ряд других.
Механизм реализации соблюдения этических требований, требований к служебному поведению дает результаты только в случае, когда это станет внутренним убеждением каждого служащего. Воспитание чувства долга, ответственности служения государству и обществу должно формироваться еще до поступления на государственную службу, а затем и на самой службе.
Именно высшие учебные заведения, призванные культивировать в рамках стандарта подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления принципы академической культуры, осуществляя обучение в атмосфере подготовки служению государству и обществу прилагают усилия по этическому и нравственному воспитанию будущих чиновников.
Необходимо проводить обучение будущих чиновников в атмосфере создания престижа государственной службы и госу-
дарственного служащего как ее полномочного представителя. Для осуществления этого необходимы квалифицированный профессорско-преподавательский состав «государственников», привлечение действующих чиновников к процессу обучения, а также более лояльное и ответственное отношение государственных учреждений к студентам-практикантам. Преподавательские кадры вузов должны постоянно повышать квалификацию в органах государственного и муниципального управления, весьма полезно их участие в качестве независимых экспертов в конкурсных, аттестационных процедурах.
При обучении студентов больше внимания следует уделять лучшим образцам служения государству, обществу. Хорошо зарекомендовали себя на факультете управления Российского государственного гуманитарного университета спецкурсы по истории чиновничества в России, теории бюрократии, организационной культуре и этике государственных служащих. Как показывает опыт РГГУ, весьма полезно студентам активно принимать участие в конференциях по проблемам государственного и муниципального управления, организации круглых столов «Моя профессия - управление городом» или «Этика государственной службы». В программы повышения квалификации государственных служащих необходимо активнее включать темы по этике поведения.
Этическое образование является важнейшей составляющей профессионального развития гражданских служащих, обеспечивает необходимый уровень знаний в области профессиональной этики и делового этикета, навыков их использования в профессиональной деятельности.
В США этическое обучение ежегодно проходят 400-600 тыс. федеральных служащих. В ряде стран (Германия, Япония) в аппарате создаются «кружки качества», в которых государственные служащие повышают свои профессиональные знания, изучают правила общения с посетителями, тайм-менеджмент и др.
Наряду с огромной работой по законодательству, которая проводится и будет совершенствоваться в дальнейшем, следует иметь в виду, что все нормативные акты должны успевать за происходящими изменениями, учитывать результаты мониторинга практики применения законов на местах и иметь четкий механизм их реализации. Это будет эффективным только в том случае, если войдет в практику правильное, четкое и последовательное пользование действующей законодательной базой, коренным образом изменится существующее подчас порочное отношение к закону, который как-то можно обойти.
Наверное, нам нужно чаще вспоминать о том, что основа общественного бытия определяется нравственными идеалами, а государственное управление должно руководствоваться прежде всего благом своего народа.
Примечания
1 Шувалова Н. Почему бездействуют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению в конфликте интересов // Государственная служба. 2009. № 2. С. 35, 36.
2 Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 11. Ст. 1277.
3 Магомедов К. Эффективность системы власти. Социологический ракурс // Государственная служба. 2009. № 2. С. 33.