УДК 37.06
Копейкина Т.А.
магистрант
Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина
(г. Рязань, Россия)
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: данная научная статья рассматривает проблему нравственного воспитания в контексте современного образования. Актуальность данной проблемы обусловлена растущим влиянием негативных факторов на формирование моральных ценностей у детей и молодежи. В статье рассматривается нравственное воспитание в советской педагогике и постсоветский период. Также рассматриваются основные причины, препятствующие эффективному нравственному воспитанию, такие как влияние массовой культуры, социальные проблемы и недостаточное внимание со стороны образовательных учреждений.
Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственные ценности, труд, литература, самовоспитание, родной язык, кризис духовности.
Ценность нравственности являлась основной во все времена. Нравственное воспитание всегда занимало важное место в системе воспитания. В современности оно остается неотъемлемой частью образовательного процесса и рассматривается как великое дело, определяющее судьбу человека. Изменялись уклады жизни общества, политическая система, экономическое развитие, но нравственное воспитание всегда оставалось приоритетом, необходимым для сохранения целостности системы и ее действенности.
Нравственное воспитание - это комплекс воспитательных мероприятий, направленных на формирование у человека с детского возраста значимых моральных ценностей, принятых в обществе. Целью такого воздействия на
человеческое сознание и поведение является развитие ценных качеств, соответствующих общественной морали, нормам и принципам, принятым в обществе. Нравственное воспитание является одной из ключевых задач педагогики, так как от него зависит формирование ценностных ориентаций и морального кругозора каждого человека.
Благосостояние нашего общества непременно связано с тем, какие идеи и ценности закладывают в него. Ведь от этого зависит индивидуальная система ценностей, которая формируется у человека с рождения и играет решающую роль в выборе его жизненных устремлений. Б.Л. Вульфсон утверждает, что «задача нравственного воспитания заключается в целенаправленном формировании гуманистического сознания каждого индивида, группы, общества и, в конечном итоге, всего человечества на основе их индивидуальной системы ценностей»1.
В свою очередь К.М. Хоруженков утверждает следующее: «Ценность -это представление о том, что свято для человека, класса, группы, общества в
целом, их убеждения и предпочтения, выраженные в поведении. Ценности не
" 2
подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей»2.
Система ценностей вкладывается в человека с самого рождения. В это понятие мы можем отнести такие категории, как доброта, взаимопомощь, понимание, сострадание, уважение к старшим и ровесникам, а также умение идти на компромиссы и договариваться и т.д. Про нравственность, как аспект воспитания личности, говорилось всегда. Эта тема была актуальна во все времена. Например, около 5500 лет назад на гробнице фараона была сделана запись: «Молодые строптивцы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали...»3. В настоящее время данная проблема не утратила своей актуальности, а, наоборот, стала еще более значимой. Для решения проблемы воспитания оно должно "изжить" само себя.
Со временем понятие о духовно-нравственно воспитанном человеке постепенно меняется, однако всегда сохраняется определенное сходство - такая
личность обладает моральными и нравственными нормами, соответствующими определенному времени. Обращаясь к педагогическим идеям о нравственном воспитании в период СССР, можем увидеть, что ученые и педагоги делали большой акцент на таких составляющих, как труд, коллектив, литература, родной язык и самовоспитание.
Труд имеет благотворное воздействие, тесно связанное с жизнью в коллективе. Это нравственная составляющая, основанная на принципе ответственности и долга перед обществом и коллективом: «Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние, но только внутренняя, духовная животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья»4.
Литература играла также важную роль в духовно-нравственном воспитании. Она открывает не только окружающий мир своему читателю, но и мир познания, который показывает, что верно, а что нет, что хорошо, а что плохо, воздействует на его эмоциональную сферу жизнедеятельности, заставляя сопереживать и сочувствовать герою. Когда человек читает книгу, он через призму героя и событий начинает понимать самого себя с нравственной, духовной стороны.
Самовоспитание тоже являлось ключевой составляющей нравственного воспитания. Если через книгу человек пытается найти свой идеал, то через поиски этого идеала он учится самовоспитанию. Стремление к идеалу - это первый толчок, без которого невозможна полноценная духовно-нравственная жизнь.
Еще хотелось бы остановиться на изучении родного языка. К.Д. Ушинский придавал этому большое значение, и неспроста. Язык - это отражение народной мысли и чувства, в котором представлены результаты духовной жизни народа.
В советской педагогике духовно-нравственное воспитание занимало значимое место. Особенностью нравственного воспитания в советской педагогике было то, что по мере развития его теории и практики оно все
больше совпадало с идеологическим и политическим направлением воспитательной работы. В советское время люди имели духовно-нравственные образцы и идеалы, в которых заключалось стремление быть полезным обществу, быть частью общества и, следовательно, быть духовно-нравственно воспитанным.
В 90-е годы XX века происходит политический переворот в стране. В это время в страну проникает западный образ жизни и поведения, на которые начинает равняться молодое поколение. После длительного периода существования идеологии, формировавшей мировоззрение многих поколений советских граждан, страна освободилась от нее. На ее место приходит свобода и вседозволенность, которые становятся основными причинами морального упадка общества. Либералы, пришедшие на место коммунистов, с лозунгом «можно все, что не запрещено законом» объясняют эту деградацию. Как утверждает А.В. Юревич: "Сейчас налицо все основные признаки вызревания новой идеологии и, соответственно, новых ориентиров развития общества. В ее основе - идея о том, что у безнравственного общества нет будущего"5. В 90-х начинают разрабатываться различные концепции воспитания (Н.М. Таланчук, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Н.Е. Щуркова, Л.В. Байбородова и т.д.). Они предлагают разные пути выхода из морального кризиса. Центральным компонентом во всем многообразии этих концепций является формирование социально-морального опыта личности.
На сегодняшний момент остается открытым вопрос о нравственном воспитании детей и подростков. Это подтверждают статьи из главных документов в системе образования. Например, в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" (2012 год) говорится о необходимости создания педагогических условий для формирования уважения к другим учащимся и работникам образовательной организации, а также для создания нравственных убеждений и высокой культуры межличностного общения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования также закрепляет необходимость формирования осознанного,
уважительного и доброжелательного отношения к другим людям, их мнению, культуре, вере и прочим аспектам, а также умение вести диалог и достигать взаимопонимания. Необходимо также освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Сегодня мы продолжаем пожинать плоды той утерянной системы воспитания, которая была в советское время. Помимо этого на смену беспризорности и хулиганству пришли новые проблемы: «В начале третьего тысячелетия Российское государство характеризуется, наряду с экономической нестабильностью, кризисом в духовной сфере, стремительным процессом социальной, материальной и нравственной поляризацией общества»6.
Оценка состояния нравственности в обществе позволяет сделать вывод о том, что нравственные ценности не занимают центральное положение в современной системе социально-значимых ценностей. Однако, необходимость нравственного воспитания остается важной для обеспечения спокойного, стабильного и прогрессивного развития общества.
Современная социокультурная ситуация в России характеризуется несколькими факторами. С одной стороны, отмечается отсутствие четко поставленных государством целей для молодежи, отсутствие стабильности в обществе, особенно в финансовой и экономической сферах, неопределенность моральных норм и отсутствие единственных для всех идеалов и ценностей национального характера. С другой стороны, присутствует активное внедрение западных образцов поведения, образа жизни и культуры в целом, которые противоречат российской ментальности и приводят к появлению антиценностей в обществе. Влияние СМИ и доступ к интернет-контенту также оказывают значительное воздействие на формирование нравственного облика общества, зачастую передавая негативные стороны социума и безнравственное поведение. Немаловажным является снижение роли семьи в воспитании ребенка и формировании его нравственных ориентиров.
Ряд факторов влияют на возникновение данных проблем в современном обществе, однако мы не должны упускать из виду значимость влияния нашего
поколения на их разрешение. Воспитание молодежи, их отношение к проблемам, их способность решать эти проблемы во многом зависят от нас. Социальные и нравственные качества ребенка формируются из того, что он видит, слышит, понимает и переживает.
На протяжении последних 20 лет младшее поколение в России стало объектом массированного воздействия кино, где насилие и жестокость стали главным сюжетом. Также продолжают создаваться фильмы, телепередачи, шоу, видеоролики и компьютерные игры, которые противоречат принятым мировым нормам и декларации о правах ребенка. Все вышеперечисленное свидетельствует о трудности формирования нравственной позиции личности и создает угрозу национальной безопасности.
Современное российское государство характеризуется экономической нестабильностью и кризисом в духовной сфере. Все это приводит к потере духовных ориентиров, которые ранее служили основой для развития личности и общества. Психология потребителя заменяет психологию творца и созидателя, что вызывает кризис в сознании человека. Люди проявляют двойные стандарты, нравственную глухоту и потерю значимости национальных, культурных ценностей.
В то же время, прогресс общества способствовал развитию педагогической мысли и формированию концепций нравственного воспитания. Непрерывная научная разработка этой области, ее адаптация к новым жизненным условиям и принципам способствуют дальнейшему развитию и обогащению теории нравственного воспитания. Каждый исторический период оказывает свое влияние на содержание воспитания, что требует политического заказа в области воспитания, исключения его идеологизации, а также повышенного интереса к духовно-нравственным проблемам.
Российскому обществу требуются компетентные, образованные и морально нравственные личности, стремящиеся внести пользу и достичь результатов в социальной сфере, обладающие положительными характерными чертами. Первое, что педагогу нужно знать для понимания воспитания детей, -
это что такое нравственность и мораль.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вульфсон Б.Л. Нравственные императивы и задачи воспитания / Б.Л. Вульфсон. - Текст: электронный // Педагогика. - 2006. - №1. - С. 1-11. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15516936 (дата обращения: 18.02.202);
2. Киреев М.Н. Нравственное воспитание как объект педагогической науки. / М.Н. Киреев, Н.В. Киреева, Е.Н. Коренева. - Текст: электронный // Наука. Искусство. Культура. - 2016. - №2. - С. 132-138. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26561652 (дата обращения: 18.02.2024);
3. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Краевский. - 2-ое изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 256 с. - ISBN 5-7695-2341-7. - URL: https://lib.agu.site/upload/iblock/7bd/General%20principles%20of%20pedagogy.pdf (дата обращения: 19.02.2024). - Текст: электронный;
4. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения : в 2-х т. / К. Д. Ушинский, ред. А. И. Пискунов. - Москва : Педагогика, 1974. - Том 1. Теоретические проблемы педагогики. - 584 с. - (Педагогическая библиотека). -Режим доступа: по подписке. -URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87496 (дата обращения: 24.02.2024). - Текст : электронный;
5. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь / К.М. Хоруженко. - Ростов н/Дону: Феникс, 1997. - 640 с. - ISBN 5-222-00121-8. -Текст: непосредственный;
6. Юревич А.В. «Асоциальная социализация» как основа нравственной деградации общества / А.В. Юревич. - Текст: электронный // Вестник РАН. -2011. - Т. 81. - № 1. - С. 3-10. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16374162 (дата обращения: 18.02.2024)
Kopeikina T.A.
Ryazan State University named after S.A. Yesenin (Ryazan, Russia)
MORAL EDUCATION AS ONE OF CURRENT PROBLEMS OF MODERN EDUCATION
Abstract: this scientific article examines the problem of moral education in the context of modern education. The relevance of this problem is due to the growing influence of negative factors on the formation of moral values in children and young people. The article examines moral education in Soviet pedagogy and the post-Soviet period. It also examines the main reasons that hinder effective moral education, such as the influence of mass culture, social problems and insufficient attention from educational institutions.
Keywords: moral education, moral values, work, literature, self-education, native language, spiritual crisis.
1 Вульфсон Б.Л. Нравственные императивы и задачи воспитания // Педагогика, №1. 2006. С. 8;
2 Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997. С. 533;
3 Краевский В.В. Общие основы педагогики: Уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-ое изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - с. 39;
4 Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1974. — с. 78;
5 Юревич А.В. «Асоциальная социализация» как основа нравственной деградации общества // Вестник РАН. - 2011. - Т. 81. - № 1. - С. 9;
6 Киреев М.Н. Нравственное воспитание как объект педагогической науки. / М.Н. Киреев, Н.В. Киреева, Е.Н. Коренева. - Текст: электронный // Наука. Искусство. Культура. - 2016. - №2. - С. 133