1 |><1
•.¿ТА1_С>1Ы УА ТАООЮОТЬАЯ
Нт«у-и*1иЫу ]итаН
№1 2022
Л Л ^ А'-Ч.
эй* Ы у! Й> >>
щу
щ
шт
- \ )> >)>
3*4 >
Щ
ж ш
ЪЦ*
>
ЭЙ* *ф>
Ы >
^ >4»
ЭЙ* * - 1>
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ
Амонова Нафиса Юсуповна
студентка 2 курса направления «Русский язык и литература» Навоийского государственного педагогического института https://doi.org/10.5281/zenodo.7217525
Аннотация: В статье рассматриваются особенности воспитания нравственной основы личности путём применения пословиц и поговорок на уроках русского языка и литературы.
Ключевые понятия: воспитание, нравственность, системный подход, ценностная основа, стратегические и тактические задачи, принципы.
Источником нравственного опыта всегда служили пословицы, поговорки: они отражают наиболее существенные стороны народного мышления, хозяйственного уклада и быта, морали и нравственности.
Лексика народных изречений отличается общедоступностью, неприхотливостью, ясностью, меткостью и безобидностью. К тому же пословицы - превосходный тренировочный материал для разных видов лингвистического разбора. Главное достоинство - глубокое содержание, афористичность и чёткость.4
Тематическая группа пословиц «Учение»
Не стыдно не знать - стыдно не учиться.
С умным знаться - ума набраться.
Без букв и грамматики не учатся математике.
Красота приглядится, а ум пригодится.
Ученье-лучшее богатство.
Кукушка не ястреб, а неуч не мастер.
Знания в юности - это мудрость в старости.
Знание- родник, который никогда не исчерпаешь.
Учить- ум точить.
Умные речи приятно слушать.
Чужим умом не проживёшь.
Хлеб питает тело, а книга питает разум.
•ЯГ У
ЩУ>
!>)*
3*4 >
яЛгл ]>
Вульфсон Б.Л. Нравственные императивы и задачи воспитания / Б.Л. Вульфсон // Педагогика, №1. - 2006.
67
1 лЧ >
3 я*
Ы:> т>
Ы >
?
>
I >Ъ-
ЗИ >
]>Ж
Ы > Щ >
I Л J-
^ ^ I *
TALQIN VA
TADQIQOTLAR Nol 2022
ilml»-u»luW» jumali
Большой запас нравственных оценок заключён во фразеологических
с
оборотах. Важно не только показать различия между свободным словосочетанием и фразеологическим, но и помочь учащимся вникнуть в те нравственные нормы, к которым имеют отношение многие фразеологизмы, например такие как: держаться до последнего, душа нараспашку, задать перцу, змея подколодная, глаза на мокром месте, горе луковое (незадачливый человек, недотёпа (с оттенком шутливого сочувствия), жить бирюком, ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, оставаясь пассивным; напрасно надеяться на что-либо) и многие другие обороты, передавая то или иное понятие, создавая образ, в то же время выражают отношение говорящего к предмету высказывания. Верно употребляя фразеологизмы, ученик, соответственно, учится и нравственным оценкам, и нормам этических отношений.
Для того, чтобы ученики могли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо рассмотреть ряд следующих понятий: «дружба»-«товарищество»- «приятельские отношения».
В целях формирования нравственных качеств, на уроках русского языка можно провести работу с карточками со словами: честность, правдивость, искренность, лживость, нечестность, неискренность. На доске записана пословица: Кто один раз солжёт, тому в другой раз не повезёт. Вопросы и задания:
1. Как вы понимаете смысл пословицы?
т2>
2. Чему учит пословица? (честности, правдивости, искренности)
3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)
4. Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу: Честность нечестность Правдивость лживость Искренность неискренность
5. Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и различие.
6. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие.
7. Сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать об их значениях?
Важно научить ученика не только объяснять значение нового слова, но и
/Г
пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. Например: жадность
Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь / К.М. Хоруженко. - Ростов-на-Дону:Феникс,
1997. - 640 с.
6 Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. - М.; Л.: Изд. Академии педагогических наук, 1998. -280 с.
Ы >
j^^s^a ~ ¡gg.
5
№1 2022
Ит|уиИиЫу ¡игпан
ТАЮ1Ы УА
ТАООКРОТЬАР М01 2022
Словосочетания: жадность человека, человеческая жадность, необыкновенная жадность, жадность к деньгам. Предложения: Нет у человека худшего врага, чем его жадность. Богатому жадность не дает покоя. После усвоения новой лексики учащимся можно предложить выполнить творческую работу - написать сочинение- миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии». Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их
личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия. Также
! И*
>
при подготовке к урокам необходимо подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся.
Дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д.7 Эффективно можно применять на уроках такой прием технологии встречных усилий как «Эпиграф». Предлагается учащимся осмыслить текст духовно-нравственного содержания, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной темой занятия.
Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания учителям-словесникам дают пословицы и поговорки русского народа, фразеологизмы, крылатые выражения. Нужно только умело их преподносить детям.8 На уроках русского языка все учителя-словесники обращают внимание на культуру речи, можно проводить внеклассные мероприятия на эту тему, предметные недели, занимательные беседы, учить любить русский язык, раскрывать его красоту, призывать беречь его. И на занятиях ученики с этим соглашаются, даже иногда
очень интересно высказываются по этому поводу. А после занятий они общаются друг с другом СМСками, искажая слова, а то и просто смайликами, забыв, что сами говорили о необходимости сохранять культуру речи. И мы
тя
*
понимаем, что остановить это не можем, это - технический прогресс. Интернет все больше и больше входит в нашу жизнь, заменяет живое общение. Вот еще одна проблема, возможно ли совместить общение через Интернет и сохранение норм речи. Проблем много. Их надо решать. Обучая детей, надо самим учиться
............. ............ш ..........
вместе с ними, показывать пример. На уроках русского языка и литературы
просто необходимо показать бережное отношение к русскому слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму
человеческих чувств и отношений, размышления над словом, его анализ, _
7
Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка/под ред. Е.Д. Божович. - М.: Институт практической психологии, (Серия «Психологи отечества») / Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 448 с.
8 Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения / И.Ф. Герберт. - Москва: ГУПИ наркомпроса РСФСР, 1990. - 292 с.
№1 2022
Ит|уиИиЫу ¡игпан
ТАЮ1Ы УА
ТАООКРОТЬАР М01 2022
интерпретация помогают обучающимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации. 9
Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение обучающихся и преподавателя.
От развития речи зависит общее развитие ученика. Мир еще слишком далёк от успокоенности (в этом мы убеждаемся каждый день). Без
I 1>
растревоженности души и успокоенности сердца нет настоящей человеческой
жизни.
Таким образом, если учителем будут использованы все воспитательные возможности русского языка, то эффект от таких занятий значительно повысится. И русский язык не только сыграет большую роль в поднятии грамотности и развития речи, но и окажет огромную помощь в формировании
- -
морально-нравственного облика личности учащегося.
У?
Список использованной литературы:
1. Вульфсон Б.Л. Нравственные императивы и задачи воспитания / Б.Л. Вульфсон // Педагогика, №1. - 2006.
2. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь / К.М.
Хоруженко. - Ростов-на-Дону:Феникс, 1997. - 640 с.
3. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. - М.; Л.: Изд. Академии педагогических наук, 1998. - 280 с.
4. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка/под ред. Е.Д. Божович. - М.: Институт практической психологии, (Серия «Психологи отечества») / Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 448 с.
5. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения / И.Ф. Герберт. -Москва: ГУПИ наркомпроса РСФСР, 1990. - 292 с.
6. Чернявская Н.Э. Цебрикова М.К. Педагогические взгляды (монография) / Н. Э. Чернявская. - Белгород: БГИКИ, 2010. - 157 с.
>1У- Ы >
! >> ,:>Я > гт-^тттт—- „ , .
9 Чернявская Н.Э. Цебрикова М.К. Педагогические взгляды (монография) / Н. Э. Чернявская. -Белгород: БГИКИ, 2010. - 157 с.
—ат^га-а о—-к- >