Научная статья на тему 'ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ'

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / нравственность / системный подход / ценностная основа / стратегические и тактические задачи / принципы

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амонова Нафиса Юсуповна

В статье рассматриваются особенности воспитания нравственной основы личности путём применения пословиц и поговорок на уроках русского языка и литературы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»



1 |><1

•.¿ТА1_С>1Ы УА ТАООЮОТЬАЯ

Нт«у-и*1иЫу ]итаН

№1 2022

Л Л ^ А'-Ч.

эй* Ы у! Й> >>

щу

щ

шт

- \ )> >)>

3*4 >

Щ

ж ш

ЪЦ*

>

ЭЙ* *ф>

Ы >

^ >4»

ЭЙ* * - 1>

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ

Амонова Нафиса Юсуповна

студентка 2 курса направления «Русский язык и литература» Навоийского государственного педагогического института https://doi.org/10.5281/zenodo.7217525

Аннотация: В статье рассматриваются особенности воспитания нравственной основы личности путём применения пословиц и поговорок на уроках русского языка и литературы.

Ключевые понятия: воспитание, нравственность, системный подход, ценностная основа, стратегические и тактические задачи, принципы.

Источником нравственного опыта всегда служили пословицы, поговорки: они отражают наиболее существенные стороны народного мышления, хозяйственного уклада и быта, морали и нравственности.

Лексика народных изречений отличается общедоступностью, неприхотливостью, ясностью, меткостью и безобидностью. К тому же пословицы - превосходный тренировочный материал для разных видов лингвистического разбора. Главное достоинство - глубокое содержание, афористичность и чёткость.4

Тематическая группа пословиц «Учение»

Не стыдно не знать - стыдно не учиться.

С умным знаться - ума набраться.

Без букв и грамматики не учатся математике.

Красота приглядится, а ум пригодится.

Ученье-лучшее богатство.

Кукушка не ястреб, а неуч не мастер.

Знания в юности - это мудрость в старости.

Знание- родник, который никогда не исчерпаешь.

Учить- ум точить.

Умные речи приятно слушать.

Чужим умом не проживёшь.

Хлеб питает тело, а книга питает разум.

•ЯГ У

ЩУ>

!>)*

3*4 >

яЛгл ]>

Вульфсон Б.Л. Нравственные императивы и задачи воспитания / Б.Л. Вульфсон // Педагогика, №1. - 2006.

67

1 лЧ >

3 я*

Ы:> т>

Ы >

?

>

I >Ъ-

ЗИ >

]>Ж

Ы > Щ >

I Л J-

^ ^ I *

TALQIN VA

TADQIQOTLAR Nol 2022

ilml»-u»luW» jumali

Большой запас нравственных оценок заключён во фразеологических

с

оборотах. Важно не только показать различия между свободным словосочетанием и фразеологическим, но и помочь учащимся вникнуть в те нравственные нормы, к которым имеют отношение многие фразеологизмы, например такие как: держаться до последнего, душа нараспашку, задать перцу, змея подколодная, глаза на мокром месте, горе луковое (незадачливый человек, недотёпа (с оттенком шутливого сочувствия), жить бирюком, ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, оставаясь пассивным; напрасно надеяться на что-либо) и многие другие обороты, передавая то или иное понятие, создавая образ, в то же время выражают отношение говорящего к предмету высказывания. Верно употребляя фразеологизмы, ученик, соответственно, учится и нравственным оценкам, и нормам этических отношений.

Для того, чтобы ученики могли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо рассмотреть ряд следующих понятий: «дружба»-«товарищество»- «приятельские отношения».

В целях формирования нравственных качеств, на уроках русского языка можно провести работу с карточками со словами: честность, правдивость, искренность, лживость, нечестность, неискренность. На доске записана пословица: Кто один раз солжёт, тому в другой раз не повезёт. Вопросы и задания:

1. Как вы понимаете смысл пословицы?

т2>

2. Чему учит пословица? (честности, правдивости, искренности)

3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)

4. Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу: Честность нечестность Правдивость лживость Искренность неискренность

5. Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и различие.

6. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие.

7. Сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать об их значениях?

Важно научить ученика не только объяснять значение нового слова, но и

пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. Например: жадность

Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь / К.М. Хоруженко. - Ростов-на-Дону:Феникс,

1997. - 640 с.

6 Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. - М.; Л.: Изд. Академии педагогических наук, 1998. -280 с.

Ы >

j^^s^a ~ ¡gg.

5

№1 2022

Ит|уиИиЫу ¡игпан

ТАЮ1Ы УА

ТАООКРОТЬАР М01 2022

Словосочетания: жадность человека, человеческая жадность, необыкновенная жадность, жадность к деньгам. Предложения: Нет у человека худшего врага, чем его жадность. Богатому жадность не дает покоя. После усвоения новой лексики учащимся можно предложить выполнить творческую работу - написать сочинение- миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии». Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их

личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия. Также

! И*

>

при подготовке к урокам необходимо подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся.

Дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д.7 Эффективно можно применять на уроках такой прием технологии встречных усилий как «Эпиграф». Предлагается учащимся осмыслить текст духовно-нравственного содержания, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной темой занятия.

Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания учителям-словесникам дают пословицы и поговорки русского народа, фразеологизмы, крылатые выражения. Нужно только умело их преподносить детям.8 На уроках русского языка все учителя-словесники обращают внимание на культуру речи, можно проводить внеклассные мероприятия на эту тему, предметные недели, занимательные беседы, учить любить русский язык, раскрывать его красоту, призывать беречь его. И на занятиях ученики с этим соглашаются, даже иногда

очень интересно высказываются по этому поводу. А после занятий они общаются друг с другом СМСками, искажая слова, а то и просто смайликами, забыв, что сами говорили о необходимости сохранять культуру речи. И мы

тя

*

понимаем, что остановить это не можем, это - технический прогресс. Интернет все больше и больше входит в нашу жизнь, заменяет живое общение. Вот еще одна проблема, возможно ли совместить общение через Интернет и сохранение норм речи. Проблем много. Их надо решать. Обучая детей, надо самим учиться

............. ............ш ..........

вместе с ними, показывать пример. На уроках русского языка и литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

просто необходимо показать бережное отношение к русскому слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму

человеческих чувств и отношений, размышления над словом, его анализ, _

7

Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка/под ред. Е.Д. Божович. - М.: Институт практической психологии, (Серия «Психологи отечества») / Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 448 с.

8 Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения / И.Ф. Герберт. - Москва: ГУПИ наркомпроса РСФСР, 1990. - 292 с.

№1 2022

Ит|уиИиЫу ¡игпан

ТАЮ1Ы УА

ТАООКРОТЬАР М01 2022

интерпретация помогают обучающимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации. 9

Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение обучающихся и преподавателя.

От развития речи зависит общее развитие ученика. Мир еще слишком далёк от успокоенности (в этом мы убеждаемся каждый день). Без

I 1>

растревоженности души и успокоенности сердца нет настоящей человеческой

жизни.

Таким образом, если учителем будут использованы все воспитательные возможности русского языка, то эффект от таких занятий значительно повысится. И русский язык не только сыграет большую роль в поднятии грамотности и развития речи, но и окажет огромную помощь в формировании

- -

морально-нравственного облика личности учащегося.

У?

Список использованной литературы:

1. Вульфсон Б.Л. Нравственные императивы и задачи воспитания / Б.Л. Вульфсон // Педагогика, №1. - 2006.

2. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь / К.М.

Хоруженко. - Ростов-на-Дону:Феникс, 1997. - 640 с.

3. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. - М.; Л.: Изд. Академии педагогических наук, 1998. - 280 с.

4. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка/под ред. Е.Д. Божович. - М.: Институт практической психологии, (Серия «Психологи отечества») / Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 448 с.

5. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения / И.Ф. Герберт. -Москва: ГУПИ наркомпроса РСФСР, 1990. - 292 с.

6. Чернявская Н.Э. Цебрикова М.К. Педагогические взгляды (монография) / Н. Э. Чернявская. - Белгород: БГИКИ, 2010. - 157 с.

>1У- Ы >

! >> ,:>Я > гт-^тттт—- „ , .

9 Чернявская Н.Э. Цебрикова М.К. Педагогические взгляды (монография) / Н. Э. Чернявская. -Белгород: БГИКИ, 2010. - 157 с.

—ат^га-а о—-к- >

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.