Научная статья на тему 'Нравственное воспитание как объект педагогической науки'

Нравственное воспитание как объект педагогической науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6539
778
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / нравственность / системный подход / ценностная основа / стратегические и тактические задачи / принципы / education / ethics / systematic approach / value-based / strategic and tactical objectives / principles

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Н. Киреев, Н.В. Киреева, Е.Н. Коренева

В настоящей статье рассматриваются особенности воспитания нравственной основы личности. Авторы рассматривают проблему нравственного воспитания как одно из важнейших направлений целостной воспитательной системы. Особое место в статье отводится стратегическим и тактическим задачам в процессе формирования нравственности личности. Авторы уделяют внимание рассмотрению принципов нравственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL EDUCATION AS THE OBJECT OF PEDAGOGIC SCIENCE

The paper under study is devoted to the educational peculiarities of the person’s moral background. The authors examine the problem of moral education as one of the basic concepts of integral educational system. Strategic and tactic tasks in the process of person’s morality formation are of great importance in the paper. The authors pay attention to the discussion of concepts of the moral education.

Текст научной работы на тему «Нравственное воспитание как объект педагогической науки»

УДК 378.13.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

М.Н. Киреев1), Н.В. Киреева2), Е.Н. Коренева3)

Белгородский государственный институт искусств и культуры 1)e-mail: kireymn@mail.ru

2)e-mail: korenevaen@yandex.ru

3)e-mail: korenevaen@yandex.ru

В настоящей статье рассматриваются особенности воспитания нравственной основы личности. Авторы рассматривают проблему нравственного воспитания как одно из важнейших направлений целостной воспитательной системы. Особое место в статье отводится стратегическим и тактическим задачам в процессе формирования нравственности личности. Авторы уделяют внимание рассмотрению принципов нравственного воспитания.

Ключевые слова: воспитание, нравственность, системный подход, ценностная основа, стратегические и тактические задачи, принципы.

Известно, что состояние общества зависит от качества идей, ценностей и смыслов, определяющих его. По мнению ряда ученых, индивидуальная система ценностей является определяющим фактором практически всех жизненных устремлений человека. По мнению Б.Л. Вульфсона, задача состоит в целенаправленном формировании гуманистического сознания индивида, группы, общества и, наконец, всего человечества» на основе индивидуальной системы ценностей1.

К.М. Хоруженко рассматривает ценность как «представление о том, что свято для человека, класса, группы, общества в целом, их убеждения и предпочтения, выраженные в поведении. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей2.

С этой точки зрения мы и будем рассматривать нравственность как ценностный компонент личности, на основе которого формируются другие личностные качества. Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе, как регулятор чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения.

В настоящей статье нравственное воспитание рассматривается нами с точки зрения системного подхода к воспитанию, в рамках которого оно интерпретируется как основное направление в целостной системе воспитания, пронизывающее все остальные.

Сегодня весь мир переживает кризис. Многие ученые, политики, деятели культуры говорят о том, что XXI век может просто-напросто не состояться, если приоритетами его не станут гуманизация и гармонизация как личности, так и

1 Вульфсон Б.Л. Нравственные императивы и задачи воспитания // Педагогика, №1. 2006. С. 8.

2 Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997. С. 533.

социума. И процесс этот может идти только через возврат к нравственным ценностям, так как основным качественным показателем личности является уровень сформированности ее нравственных качеств, которые (при их наличии) наполняют соответствующим содержанием культурный феномен человека, его патриотические, экологические, физические, эстетические составляющие.

Понимание нравственности как основной личностной ценности существовало на всех этапах развития общества, а нравственное воспитание во все времена стояло на первом месте в системе воспитания и считалось основой воспитательного процесса.

В теории системного подхода к воспитанию и системного понимания педагогической действительности ведущее место отводится воспитанию, которое рассматривается как «великое дело: им решается участь человека»3.

Менялись уклады общественной жизни, политического устройства общества, уровень его экономического развития, но на всех этапах его развития: подъемов и падений, рассвета и упадка - на уровне семьи и государства непременным приоритетом в воспитательно-образовательном процессе оставалось нравственное воспитание, так как его изъятие из воспитательного процесса нарушает целостность системы и делает систему недееспособной. Именно нравственная и духовная опустошённость молодого поколения девяностых годов породила безнравственных «интеллектуалов», лжепатриотов, бездуховных «эстетов» и т.д.

В начале третьего тысячелетия Российское государство характеризуется, наряду с экономической нестабильностью, кризисом в духовной сфере, стремительным процессом социальной, материальной и нравственной поляризацией общества. Человек сегодня переживает кризис из-за отсутствия духовных ориентиров в жизни и утраты традиционных духовных ценностей, когда психология творца и созидателя вытесняется и подменяется психологией потребителя, психологией примитивной, лишённой духовно-нравственного наполнения. Для населения людей характерны «двойная мораль», нравственная глухота и «дегуманизация» поведения, за счёт снижения истинных духовных, нравственных, культурных, национальных ценностей.

Вместе с тем, прогресс общества на всех этапах исторического развития способствовал развитию педагогической мысли, формировал основные концепции нравственного воспитания, требовал научного подхода к проблеме разработки теории нравственного воспитания, определению его социальной роли, обогащая новым содержанием в соответствии с новыми жизненными условиями и принципами.

Безусловно, каждый исторический период накладывает отпечаток на содержание воспитания. Это и так называемый социальный заказ, и деидеологизация процесса воспитания, и исключение целенаправленного воспитания из образовательного процесса, и, напротив, всплеск интереса к проблемам воспитания, в том числе и духовно-нравственного.

Философ-идеалист Сократ (469 - 399 г.г. до н.э.), считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по его мнению, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности4. Платон считал, что приближение к высшей идее блага осуществляется главным образом путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое значение.

3 Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.; Л., 1948. С. 42.

4 Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка/под ред. Е.Д. Божович. М., Воронеж, 1998. С. 25.

В области нравственного воспитания Аристотель, выдвигавший в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках.

Иоганн Герберт считал, что нравственное воспитание должно стоять на первом месте, а единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове «нравственность»5.

Я.А. Каменский в своем трактате «Наставление нравов» цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает». Г. Песталоцци говорил о том, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей.

Проблема нравственного воспитания являлась предметом исследование в трудах русских просветителей, а также А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, которые уделяли особое внимание нравственному воспитанию подрастающих поколений, относя его к важнейшим и самым необходимым условиям гармоничного развития личности.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой. Он считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Вопрос о нравственном воспитании в то время глубоко волновал и Марию Константиновну Цебрикову6. известного педагога, литератора, редактора педагогического журнала «Воспитание и обучение». Целью нравственного воспитания она считала развитие в ребенке «чувства собственного достоинства», которое «предохранит от бесчестных поступков». М.К. Цебрикова придавала огромное значение нравственности. «При сильном нравственном чувстве, - писала

у

она, - развито сознание общественного долга, стремление приносить пользу» .

Становление концепции системного понимания педагогической действительности, ее значения для создания целостной педагогической теории претерпело длительный период в развитии педагогической науки.

В.А. Сухомлинский подчеркивал особую роль правильно организованного воспитательного процесса и отводил ему «ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности». Процесс духовно-нравственного воспитания есть по природе своей процесс непрерывный, осуществляемый в определённой культурно-исторической среде, и рассматривать этот процесс необходимо в конкретной культурно-исторической традиции, в гармоничном синтезе её составляющих констант: государственной, народной, религиозной, национальной.

В наше время духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного воздействия на духовно-нравственную сферу личности человека, являющуюся системообразующей её внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный, системный характер относительно чувств, потребностей, желаний, мнений, личности, поскольку опирается на определённую систему ценностей, заложенную содержанием информационно-образовательного пространства.

5 Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1940.

6 Чернявская Н.Э. Цебрикова М.К. Педагогические взгляды. Белгород, 2010.

7 Артемьева М. [Цебрикова М.] Нравственное чувство // Детский сад. 1876. № 1-2. С. 27.

Нравственное воспитание содействует формированию у человека: нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции и нравственного поведения.

При разработке концептуальных основ нравственного воспитания, исходя из сущности этого процесса, в качестве основной цели выделяется развитие в обществе высокой духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах страны, обеспечения ее жизненно важных интересов и устойчивого развития. Достижение указанной цели осуществляется через решение стратегических и тактических задач.

К стратегическим задачам принято относить:

- усвоение моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении тысячелетней истории;

- воспитание гуманизма, стремления к миру в своём доме, коллективе, в своей стране и на планете в целом; усвоение и применение нравственных традиций своего народа и своего этноса;

- сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

- распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня; гармоничное духовное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям и уважения к.старшим;

- утверждение в обществе, в сознании и чувствах молодых людей социально значимых духовно-нравственных ценностей, взглядов и убеждений;

- сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- формирование духовно-нравственных качеств личности; воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость;

- развитие культуры межэтнических отношений.

К тактическим задачам мы относим:

- изучение истории своей страны, своей местности;

- формирование реалистического представления о природных и исторических истоках национального своеобразия народов России; изучение, охрана и восстановление культурного наследия страны;

- приумножение культурных богатств края; формирование умения подчинять свое сознание и поведение морально-эстетическим требованиям общества;

- утверждение национальных чувств и национального достоинства каждого студента в повседневной жизни и деятельности;

- формирование уважительного отношения друг к другу и преодоление кичливости, эгоизма и чванства;

- формирование чувства ответственности перед коллективом, государством и народом;

В этой связи, методологической основой духовно-нравственного воспитания населения области становятся традиции народной и православной культуры и педагогики, представленные в таких аспектах, как культурно-исторический, нравственно-этический, этнокультурный.

Таким образом, содержание духовно-нравственного воспитания определяется

основными компонентами структуры личности, среди которых в первую очередь необходимо назвать: когнитивный, деятельностный (направлен на формирование соответствующего поведения и деятельности) и личностно-творческий (направлен на формирование соответствующего поведения и деятельности.). Каждый из этих компонентов со своей стороны наполняется содержанием, ориентируясь на отдельное направление целостного процесса нравственного возрождения государства, общества, человека.

Для духовно-нравственного воспитания характерны общие внутренние и внешние закономерности, которые имеют свои специфические проявления. К внешним закономерностям относятся: обусловленность нравственного воспитания социально-экономическими процессами, идеологией и политикой, своеобразием задач, содержания, методов и форм процесса нравственного воспитания. К внутренним закономерностям относятся: связь обучения, воспитания и развития; связь воспитания и самовоспитания, т.е. связи между деятельностью субъектов и объектов; связи деятельности обучения личности и результаты ее развития; связь между возможностями личности (возрастными и индивидуальными) и характером влияния на нее; связь между коллективом и личностью и т.д. Общий характер закономерностей конкретизируется в определенных требованиях к процессу нравственного воспитания; основных положениях, которыми необходимо руководствоваться в его организации и осуществлении, т.е. в определенных принципах.

Принципами духовно-нравственного воспитания являются: принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех структурных подразделений; принцип ценностной ориентации, которые представлены в сознании человека в идеалах, целях, убеждениях, интересах и воплощаются в поступках; принцип адресного подхода в духовно-нравственном воспитании, предполагающий использование особых форм и методов работы с учетом каждой возрастной, социальной и профессиональной групп; принцип активности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения молодых людей и их ценностных установок, ориентированных на интересы государства; принцип универсальности основных направлений нравственного воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним; принцип сохранения исторической памяти народа, предполагающий необходимость сбережения в разных формах всех видов информации о событиях прошлого, о времени и месте свершения этих событий; о конкретных лицах, принимавших в них участие; краеведческий принцип, требующий формирование развития знаний о природе, экономике, истории и культуре своей местности; принцип воспитания на традициях; лингвистический принцип, требующий всемерного сохранения и развития русского языка как средства межнационального общения и языка своей нации, народности, как средства сохранения и воспроизводства культуры своего народа и другие. Все названные принципы взаимосвязаны и реализуются в единой целостной системе всей совокупностью воспитательных средств.

Исходя из вышеизложенного, как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности нравственное воспитание включает ряд приоритетных аспектов, связанных единой целью, общими формами организации и управления, определяющих системность подхода. К таким аспектам принято относить: содержательный аспект системного подхода, который предполагает разработку методологии, подробного описания всех элементов и форм бытования

нравственной культуры; формирования системы нравственного воспитания и образования; возрастной аспект, который дает возможность выстроить комплекс мероприятий по нравственному воспитанию, с учетом возрастных особенностей воспитуемых; институциональный аспект системного подхода, который предполагает одновременное включение нравственной компоненты в воспитательную деятельность всех социальных институтов; кадровый аспект, предусматривающий поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке педагогических кадров в вопросах нравственного, воспитания; организационно-правовой и информационный аспекты, а также экономический и управленческий.

Нравственное воспитание обладает высоким уровнем комплексности, охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности страны, его социальных и государственных институтов. Нравственное воспитание предполагает формирование у студентов общественно значимых ориентации, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Оно должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в воспитательной деятельности, обеспеченной определенной системой мер.

Важнейшей составляющей этих мер является научно-теоретическое и научно-методическое обеспечение, содержание которой заключается в организации исследований в сфере нравственного воспитания и использовании их результатов в практической деятельности; разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития нравственной личности; обогащении содержания нравственного воспитания посредством включения в него культурно-исторического, идеологического и других компонентов на основе важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук; научном обосновании путей приобщения личности к нравственным ценностям, их духовного освоения.

Проблема нравственного воспитания молодежи характерна для любой исторической эпохи, в наше время эта проблема наиболее актуальна. Специфика времени, его особенности на каждом этапе развития общества характеризуются и специфическими задачами. Мы прошли через этап крушения всех нравственных идеалов, когда нравственный вакуум обезличивал человека и целые нации. Особо подвластно духовно-нравственному опустошению молодое поколение, которому суждено определять будущее любой страны. Исходя их этого, сформировалось осознание необходимости последовательно формировать в сознании молодых людей те ценностные новообразования, которые способны не только вытеснить имеющийся негатив, но и заполнить образовавшуюся пустоту нравственным содержанием.

Список литературы

1. Вульфсон Б.Л. Нравственные императивы и задачи воспитания / Б.Л. Вульфсон // Педагогика, №1. - 2006.

2. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь / К.М. Хоруженко. - Ростов-на-Дону:Феникс, 1997. - 640 с.

3. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. - М.; Л.: Изд. Академии педагогических наук, 1948. - 280 с.

4. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка/под ред. Е.Д. Божович. - М.: Институт практической психологии, (Серия «Психологи отечества») / Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 448 с.

5. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения / И.Ф. Герберт. - Москва: ГУПИ наркомпроса РСФСР, 1940. - 292 с.

6. Чернявская Н.Э. Цебрикова М.К. Педагогические взгляды (монография) / Н. Э. Чернявская. -Белгород: БГИКИ, 2010. - 157 с.

7. Артемьева М. [Цебрикова М.] Нравственное чувство // Детский сад. - 1876. - № 1-2.

MORAL EDUCATION AS THE OBJECT OF PEDAGOGIC SCIENCE

M.N. Kireev1), N.V. Kireeva2), E.N. Koreneva3)

Belgorod state institute of art and culture 1)e-mail: kireymn@mail.ru

2)e-mail: korenevaen@yandex.ru

3)e-mail: korenevaen@yandex.ru

The paper under study is devoted to the educational peculiarities of the person's moral background. The authors examine the problem of moral education as one of the basic concepts of integral educational system. Strategic and tactic tasks in the process of person's morality formation are of great importance in the paper. The authors pay attention to the discussion of concepts of the moral education.

Keywords: education, ethics, systematic approach, value-based, strategic and tactical objectives, principles

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.