ГАРМОНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ ВОСТОЧНЫХ И ЗАПАДНЫХ УЧЕНЫХ
Хилола Нъютонова
1 > | > ;
Магистратура УрГУ Теория и история
Педагогики(по видам деятелъности)
Магистр 1-ступени https://doi.org/10.5281/zenodo.7295873
Щ)> 9J> >
Аннотация: В статъе обсуждается важность нравтвенного воспитания воспитания восточных и западных ученых-ето формирование в человеке хороших качеств и совершенное формирование нравственного воспитания в каждом человеке,в частности, воплощение нравственного воспитания в личности-важная проблема,стоящая обществом.
г-
1Г Т¥*Л¥¥ЛГ»¥ ТА /»Т1АПП» n Û1Л О ТТЛГ\1ЛА ОТТ,
Ключевые слова: вера, добро, зло, стыд, скромность, честь, нравственное
*
сознание, нравственная идеология, национальная ценность, прывичка,
»
воспитание, интернациолизм, честность, справидливость.
*
Annotatsiya: Maqolada Sharq va G'arb allomalarining axloqiy tarbiya orqali
»
m?
insonda go'zal xususiyatlarning tarkib topishi va har bir shaxsda axloqiy tarbiyani mukammal tarzda tarkib toptirish, xususan axloqiy tarbiyaning shaxda mujassam bo'lishi jamiyatning oldida turgan muhim masala ekanligi borasida so'z yuritiladi.
Kalit so'zlar:e'tiqod, andisha, yaxshilik, yomonlik, sharm, xayo, nomus, axloqiy ong, axloqiy mafkura, milliy qadriyat, odat, tarbiya, baynalminallik, insof, adolat.
Annotation: The article discusses the importance of moral education of Eastern end Weastern scholars in the formation of good qualities in a person and the perfect composition of moral education in each person, in particular, the incarnation of moral education in the individual.
Keywords: keywords belief, good, evil, shame, modesty, honor, moral consciousness, moral ideology, national value, habit, upbringing, internationalism, honesty, justice.
m
w-
Нравственность-ето личностная характеристика,объединяющая такие качества и свойсва,как доброто и порядочностъ, дисциплинированностъ и коллективизм.
Григорович.
ЩУ>
1 "1> \ 1> В понимании нравственного воспитания в истории культуры сложилосъ 4
основные традиции:
а » I
] "О.М. М. 1
♦♦ Патерналистская (нравсвенное воспитание как опека со стороны
старших и их почитание, верностътрадиции);
♦♦ Религиозно-церковная (нравственное воспитание как выражение интеллектуальново развития и опоры на собственный разум);
♦♦ Социально-деятельная (нравственное воспитание как деятельное обнаружение человеком своей общественной сущности, формирование активной жизненной позиции).
♦♦ Многообразные концепции ( не всегда, разумеется, в чистом виде)
ети традиции, имели, как правило, философский статус - органичивалосъ постановкой вопроса о принципиалъной возможности и общем направлении
о п
нравственного воспитания.В тех случаях, когда в них(как, например, у Платона, Ж. Ж. Руссо) содержались развёрнутые нравственно воспитателъные программы и конкретные методики, они оказывалисъ утопическими.
Традиционные теории воспитания предполагают, что воспитатели воздействуют на воспитуемых, учат их, целенаправленно передают им свой опыт, знания, умения, навыки. Нравственностъ, однако, не может быть усвоена таким образом, то естъ чисто внешне, она основывается на личностой автономи; нравственный закон, в отличие от всех других предписаний, является законом самой личност. Выход из этого положения обично усматривася в том, чтобы толковатъ нравственное воспитание как своеобразное «повивальное искусство ( Сократ, И. Кант). Это означает, что нравственное воспитание не умещается в привычую схему: воспитателъ-воспитуемый, учитель-ученик.
По мысли философа Протагора, в особых учителях (музыки, гимнастики, математики) учат добродетели. Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив, государство и др.) точно так же,наряду со своим прямым назначением, оказывают и нравственное формирующее воздействие на вовлечённых в них индивидов. Процесс воспроизводства нравственности в обществе вписан во всё многообразие социальной деятльности и осущствлятся попутно. В целом он протекает стихийно и поддаётся целенаправленному воздействию и сознательному контролю-главным образом в форме
самовоспитания, самосовершенствования. Каждый человек как социально
*
VV/V/ А-1Л 1 1*1 IX - V ИЛ V1 I I I V 1 1 VI и Ы1А1 111/1. А V 1ЛЛ\,и,и1 Г 1 1.4^ 1V 1\1Л1\ V V/ -1-», X 1 и^ 1 и 11 V
................................. __ _ _________„_____________
деятельное разумное существо несёт полную от ветственность за собственное
нравственное становление и развитие.
Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку
! К*
жить, вести себя в обществе и т.д. Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись
-¡ЛЧ У> ^ > -
]#ф> - )> >
) J J^
представления о нравственности.приличествующих нормах поведения в общественной среде.
Философ идеалист Сократ считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по его мнению, должно быть не
т j
изучение природы вещей, а познание самого себя, блага осуществляется главным образом путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое значение.[1]
>
! \т-
К.М. Хоруженко рассматривает ценность как «представление о том, что
свято для человека, класса,группы, общества в целом,их убеждения и
тт
предпочтения, выраженные в поведении». Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном для всех людей.
В настоящей статье нравственное воспитание рассматривается нами с точки зрения системного подхода к воспитанию, а рамках которого оно интерпретируется как основное направление в целостной системе воспитания, пронизывающее все остальные. Я.А. Каменскийв своим трактате, «Наставление нравов» цитировал народное изречение «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больще отстает, чем успевает». Г. Песталоцци говорил о том, что нравственное пповедение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных
наклонностей.
т >
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой.Он считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая сеть наука о том,
как жить,делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
г
Вопрос о нравственном воспитании в то время губока волновал и Марию
i :
Константиновну Цебрикову известного педагога, литератора, редактора педагогического журнала «Воспитание и обучение ». Целью нравственного воспитания она считала развитие в ребенки «Чувства
собственногодостоинства», В.А. Сухомлинский подчеркивал особую роль
щ
' ГРГ
*
правильно организованного воспитательногопроцесса и отводил ему ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личностию.
По Демокриту,нравственный человек должен быть мужественным, господствовать над собственными стремиться к добру, не предаваться праздности, легкомысленному образу жизни,стремиться к гармоничности и умеренности своих желаний, сообразуя их с реальными вожможностями. Средством совершенствования нравственных качеств личности считал систематические упражнения в нравственных поступках.[2]
Целью воспитания у Сократа было познание самого себя, совершенствование нравственности.Высшие добродетели по Сократу: сдержанность справедливость Воспитывающее к мудрости обучение должно
*
Ж ^ » i>
помогать обучаемому самому формировать свои знания. В области педагогики большую роль сыграл сократический метод обучения.
Сократический метод - это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника
к
>
противоречию с самим собой и постепенного подведения его к познанию "всеощего" в нравственности как основы истинной морали. Сократ никогда не давал готовых ответов, помогая с помощью наводящих вопросов отыскивать истину:от примеров к правилу, от вещей и конкретных отношений к понятию -
г
этим путем он вел своих собеседников.
Сократ сформулировал педагогические принципы: отказ о принуждения и
Сократ сформулировал педагогические принципы: отказ о принуждения и насилия, использование убеждения, признаваемого им наиболее эффективным методом воспитания.
Платон считал, что воспитание является делом государства в интересах господствующих групп, функция воспитания - ''сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать''. Главная задача педагогики - передать потомкам приципы добродетели и тем самым укрепить разумную часть души: ''Воспитание есть привлечение и приведение детей к такому образу мыслей, который законом признан правильным, и в действительной правильности которого убедились к тому же на опыте люди самые почтенные и престарелыe" Аристотель выделил три стороны воспитания: ^ > Нравственное;
> Умственное;
> Физическое; Нравственное воспитание Аристотель строил, исходя из своих философских этических воззрений, определяя добродетель как хорошую,подчиненную требованиям разума деятельность. Нравственное
воспитание детей основывается на упражнении в нравственных поступках.
Нравственное воспитание становится для человека значимым, а потому и еффективным, если педагог заботится о выполнении следующих условий
• Обеспечивает эмоциональнуюнасыщенность общей деятельности, организует совместый коллективные услуги и переживания, обьедиияющие ее участников;
• Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;
• Учитывает положительное воздействие общественного мнения выполняющего функцию эмоционального заражения;
• Заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.
й> "Ы >
Ш ^ »! •
Нравственное воспитание эффективно осуществляется как целостный педогогический процесс, когда он соответствует нормам общечеловеческой морали и организации всей жизни воспитуемых с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом этого процесса является формирование личности с ее нравственными чувствами, волей, привычками, поведением.
Л.А. Григорович в своих иследованиях содержание нравственного воспитания рассматривал через гуманность. «Гуманность - это интегральная
характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьмы: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию;терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, в готовности прийти на помощь другому человеку».[3]
Нормы морали преобразуются в субьективную нравственность благодаря их чувственному освоению человеком. Нравственность для него, прежде всего, живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и горького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности.
Б.Т. Лихачев считает, что результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эьоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания:моральной образованностью, способностью, анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.
«Нравственная в воспитанность - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового коллектива. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе».
Большой вклад в изучение проблем нравственного воспитания личности внес В.А. Сухомлинский. В своей работе «Рождение гражданина» он делает вывод, что благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. «Без моральной привычки невозможны самоутверждение,
ж »-¡>
самовоспитание, уважение к самому себе. Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе. Источник моральных привычек - в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки - это азбука
моральных идей и убеждений».
>
Единству воспитания нравственного сознания и поведения А.С. Макаренко придавал большое значение, считал,что детей следут вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание сознания. Воспитание нравственного поведения - это формирование нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающие условия,определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка - это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности,имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы,с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы при необходимости дети было способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как
целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенкас учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного цельной
ж.А '
личностив единстве сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек,общественногоценного поведения.
Ш4>
Нравственное воспитание - не заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек поведения.
Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен,когда педагог
<\ 1 >
имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию воспитатель получает толька из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. История человечества помнит многих людей, которые задали достаточно высокую планку нравственной жизни: это и основатели мировых религий (Христос, Магомет, Будда), и множество достойных людей, которые делали это просто потому, что считали это своим личным долгом. Назовем только тех,кто лучше знаком нашим читателям: Махатма Ганди, Мать Тереза, в
-"-^^О^а 1И- й } ч
Ш ^ *4]>
Ы 1> ^ ]> :>
Talqin va tadqiqotlar respublika ilmiy-uslubiy jurnali №9
России - Серафим Саровский, Лев Толстой. В той или иной степени если не о воспитании, то хотя бы поддержании нравственности всегда заботились государство и церковь.
И.С. Марьенко «нравственность - неотьемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существющих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношениик Родине, обществу, коллективу,отдельным людям,к самому себе».[5]
I 1>
С.И. Миропольский не принимал позицию многих современников о
необходимости перенимать опыт Запада. Он считал, что в России накоплен большой опыт, и в теории, и в практике. Основа школы должна быть национальной, сохранять традиции и следовать им. Эти традиции носят православный характер, напровленный на развитие религиозно-нравственных чувств в человеке. Для С.И. Миропольского дело воспитания молодых душ -это святая обязанность каждого, кто посвятил себя социально-педагогической деятельности.
Известно, что классик таджикской литературы поет Абдурахман Джами и основоположник узбекской литературы поет Мир Алишера Навои принадлежат к числу великих мыслителей таджикской и узбекской, художественной педагогической и общественно - политической мысли XV века.Их литературно - педагогическое наследие сыграло огромную роль в деле обучения и воспитания молодёжи многих народов Востока, Центральной Азии.
Нравственный прогресс по Ушинскому лежит в основе любого другого
прогресса. Причем этот прогресс напрямую связан с абсолютным пониманием
ЗмР1
нравственности,с Богом. Духовное понимание нравственности вообше было
гг
присуще нашей национальной культуре. Так, говоря о различии идеала воспитания в русской и западноевропейской культуре, выдающийся русский мыслитель А.С. Хомяков писал:Человеческому духу присуще стремление к идеалу, по совершенству которого он бы смог настраивать свое внутреннее несовершенство Если вы хотите не дрессировать человека, а воспитывать его, дайте ему этот идеал и поставиыте дело так, чтобы в самом этом идеале было сило,притягивающая к себе человеческую волю».
Нравственных проблем К.Д. Ушинский касается в своим главном труде -«Педагогической антропологии». Сейчас идет много споров о месте теории Дарвина в естествознании: одни считают ее единсвенно научной в вопросе происхождения и развития всего живого на Земле, другие полагают, что она противоречит жизни и развития человечества.[7]
Таким образом, нравственным следует считать такого человека,для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем
ж ** »-¡>
истинном значенни нравственность не имеет ничего общего с послушно -
____________________ ________________ ____________________ _______ _______________ ____г____________
механическим исполнением, вынужденным только внешними требованиями установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть как не что иное,как внутренниий категорический императив личности, в качестве
>
Ж:
побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности, связанные с ними моральные знания, взгляды, убеждения и идеалы. Лихачев так сформулировал порядок поведения личности имеет следующии последовательность:жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно - чувсвенное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок.
Итак, понятие «нравственное воспитание»имеет широкий социальный, педагогический смысл, направленный на формирование всестороние развитой, морально устойчивой личности. На современном этапе общество поглощено
проблемами рыночных отнощений, нестабильностью экономики,
___________ ______ ___________- „
политическами сложностями, которые разрушают социальные связи и
*
нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому педагоги, решая сложные задачи воспитания, должны помочь каждому воспитаннику
определить ценностые основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-
воспитательный процесс и составляющее неотьемлемую часть.
п. А" . 2 \ . ^
Список литературы:
~----—------1---^ 1----
1. Бабанский Ю. К. Педагогика. - М., 1988.
2. Марьенко И. С. Нравственное становление личности. - м., 1985.
3. Григорович Л. А. Педагогика и психология. - М., 2001.
4. Яновская М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера
*
личности. - 2003.
*
); ) |
5. Ушинский К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Педагогические сочинения М., 1988.
6. Харламов И. Ф. Педагогика. - М., 1990.
7. Подласый И. П. Педагогика. - М., 1999.
| ]>Щ>:
щу-- Ы >
1М ] - > >
Пй» ^ * >