УДК 37.0+17
П. В. Чумаков
соискатель кафедры управления образованием ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный
педагогический университет»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
В статье предлагается авторское определение понятия нравственности на основе анализа генезиса развития этого понятия в различных обществах и культурах. Отмечается, что понимание морали и нравственности исторически конкретно, изменяется с развитием общества. Автором исследуются проблемы нравственного воспитания личности и роль педагога в этом процессе. Подчеркивается, что нравственность как личностная характеристика объединяет такие качества и свойства личности, как доброта, порядочность, дисциплинированность. Нравственное воспитание эффективно осуществляется как целостный педагогический процесс, когда он соответствует нормам общечеловеческой морали и организации всей жизни воспитуемых с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Ключевые слова: личность, воспитание, патриотизм, нравственность, гуманность, нормы морали.
Термин «нравственность» берет свое начало от слова «нрав». По латыни «нравы» звучат как «moralis» - мораль. «Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений» [1, с. 155].
Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д. Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах поведения в общественной среде.
В изучение проблем нравственного воспитания личности большой вклад внесли многие ученые. К примеру, Л.А. Григорович дал следующее определение нравственности: «Нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [2, с. 104].
И.С. Марьенко обозначил «нравственность как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.» [4, с. 7].
И.Ф. Харламов содержание нравственности обозначил в следующих категориях:
1. Отношение к Родине (патриотизм) - любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.
2. Отношение к труду (трудолюбие) - предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.
3. Отношение к обществу (коллективизм) - умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.
4. Отношение к себе - уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.
5. Человеколюбие, или гуманность [7].
Нравственное воспитание пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, что ее главный признак -нравственное воспитание.
Нравственное воспитание становится для человека значимым, а потому и эффективным, если педагог заботится о выполнении следующих условий:
- обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников;
- создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;
- учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения;
- заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания
[8].
Нравственное воспитание эффективно осуществляется как целостный педагогический процесс, когда он соответствует нормам общечеловеческой морали и организации всей жизни воспитуемых с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом этого процесса является формирование личности с ее нравственными чувствами, волей, привычками, поведением.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.
Л.А. Григорович в своих исследованиях содержание нравственного воспитания рассматривал через гуманность. «Гуманность - это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку» [2, с. 104].
Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно-полезной деятельности, особенно таких ее видов, где воспитанники поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены
педагогом. По Л.А. Григоровичу, кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам. Дисциплинированность имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии «культура поведения». Оно включает в себя:
- культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);
- культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки - дома или в общественных местах, от цели общения - деловое, личное и т.д.);
- культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой);
- бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.) [2, с. 105-106].
Нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. А.С. Макаренко указывал на следующие задачи нравственного воспитания: «1) формирование нравственного сознания; 2) воспитание и развитие нравственных чувств; 3) выработка умений и привычек нравственного поведения» [5, с. 163].
По мнению Б. Т. Лихачева, основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является: «... понятие нравственного чувства -постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий» [3, с. 265]. Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно-практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве
нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.
Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность благодаря их чувственному освоению человеком. Нравственность для него, прежде всего, живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и горького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности. Благодаря ему моральное сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл.
Б. Т. Лихачев считает, что результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку. «Нравственная воспитанность - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового коллектива. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе» [3, с. 269].
Большой вклад в изучение проблем нравственного воспитания личности внес В. А. Сухомлинский. В своей работе «Рождение гражданина» он делает вывод, что благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. «Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе. Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе. Источник моральных привычек - в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки
явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки - это азбука моральных идей и убеждений» [6, с. 192].
Таким образом, нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим исполнением, вынужденным только внешними требованиями установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть как не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности, связанные с ними моральные знания, взгляды, убеждения и идеалы. Лихачев так сформулировал порядок поведения человека в зависимости от ситуации: «Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно - чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты» [3, с. 265].
Итак, понятие «нравственное воспитание» имеет широкий социальный, педагогический смысл, направленный на формирование всесторонне развитой, морально устойчивой личности. На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому педагоги, решая сложные задачи воспитания, должны помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Список литературы
1. Бабанский Ю. К. Педагогика. - М., 1988.
2. Григорович Л. А. Педагогика и психология. - М., 2001.
3. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. - М., 1996.
12
4. Марьенко И. С. Нравственное становление личности. - М., 1985.
5. Подласый И. П. Педагогика. - М., 1999.
6. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. - М., 1979.
7. Харламов И. Ф. Педагогика. - М., 1990.
8. Яновская М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный
руководитель. - 2003. - № 4.