Научная статья на тему 'Нравственное воспитание дошкольников средствами народной сказки'

Нравственное воспитание дошкольников средствами народной сказки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственное воспитание / народная педагогика / дошкольное воспитание / народная сказка / народное творчество / moral education / folk pedagogy / preschool education / a folk tale / folk art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киркина Елена Николаевна, Щемерова Надежда Николаевна, Тараскина Ольга Игоревна

В научной статье определены возможности и потенциал использования произведений устного народного творчества, в частности сказок, в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Представлены результаты авторского анализа особенностей сказок разных народов. Рассмотрены технологии использования народных сказок в воспитательнообразовательном процессе дошкольных образовательных учреждений. Для сравнительного анализа народных сказок в детском саду предложена технология критического мышления (выстраивание кластера или «фишбоуна», создание синквейна или диаманта, «корзины идей» или «дерева предсказаний»). Авторами обозначены требования к профессиональной готовности педагога к этнокультурному образованию детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киркина Елена Николаевна, Щемерова Надежда Николаевна, Тараскина Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral education of preschool children by means of a folktale

The scientific article defines the possibilities and potential of using the works of oral folk art, folktales in particular, in the moral education of preschool children. The results of the authors’ analysis of the features of tales of different nations are presented. The technologies of using folktales in the educational process of preschool educational institutions are considered. For a comparative analysis of folktales in kindergarten, the technology of critical thinking (building a cluster or “fishbone”, creating a cinquain or “diamond”, a “basket of ideas” or a “tree of predictions”) is proposed. The authors outline the requirements for the professional readiness of a teacher for the ethno-cultural education of preschool children.

Текст научной работы на тему «Нравственное воспитание дошкольников средствами народной сказки»

► НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 37:373.2(045) DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-152-158

ББК 74.100.51

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ СКАЗКИ1

MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF A FOLKTALE

Киркина Елена Николаевна

Доцент кафедры методики дошкольного и начального образования, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева, кандидат филологических наук, доцент

E-mail: kirkinaelena@yandex.ru

Kirkina Elena N.

Assistant Professor at the Department of Methods of Preschool and Primary Education, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, PhD in Philology, Associate Professor E-mail: kirkinaelena@yandex.ru

Щемерова Надежда Николаевна

Доцент кафедры методики дошкольного и начального образования, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева, кандидат филологических наук, доцент

E-mail: nadya.shem@mail.ru

Shchemerova Nadezhda N.

Assistant Professor at the Department of Methods of Preschool and Primary Education, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, PhD in Philology, Associate Professor E-mail: nadya.shem@mail.ru

Тараскина Ольга Игоревна

Студент, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева E-mail: olga.taraskina2001@yandex.ru

Taraskina Olga I.

Student, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev E-mail: olga.taraskina2001@yandex.ru

Аннотация. В научной статье определены возможности и потенциал использования произведений устного народного творчества,

Abstract. The scientific article defines the possibilities and potential of using the works of oral folk art, folktales in particular,

1 Благодарности: исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (МГПУ - ЧГПУ) по теме «Национальные традиции в воспитании и развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Киркина Е. Н., Щемерова Н. Н., Тараскина О. И., 2024

в частности сказок, в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Представлены результаты авторского анализа особенностей сказок разных народов. Рассмотрены технологии использования народных сказок в воспитательно-образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений. Для сравнительного анализа народных сказок в детском саду предложена технология критического мышления (выстраивание кластера или «фишбоуна», создание синквейна или диаманта, «корзины идей» или «дерева предсказаний»). Авторами обозначены требования к профессиональной готовности педагога к этнокультурному образованию детей дошкольного возраста.

in the moral education of preschool children. The results of the authors' analysis of the features of tales of different nations are presented. The technologies of using folktales in the educational process of preschool educational institutions are considered. For a comparative analysis of folktales in kindergarten, the technology of critical thinking (building a cluster or "fishbone", creating a cinquain or "diamond", a "basket of ideas" or a "tree of predictions") is proposed. The authors outline the requirements for the professional readiness of a teacher for the ethno-cultural education of preschool children.

Ключевые слова: нравственное воспитание, народная педагогика, дошкольное воспитание, народная сказка, народное творчество.

Keywords: moral education, folk pedagogy, preschool education, a folk tale, folk art.

Для цитирования: Киркина Е. Н., Щемерова Н. Н., Тараскина О. И. Нравственное воспитание дошкольников средствами народной сказки // Проблемы современного образования. 2024. № 1. С. 152-158. DOI: 10.31862/2218-87112024-1-152-158.

Cite as: Kirkina E. N., Shchemerova N. N., Taraskina O. I. Moral education of preschool children by means of a folktale. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2024, No. 1, pp. 152-158. DOI: 10.31862/2218-8711-20241-152-158.

Тенденции развития современного общества оказывают существенное влияние на определение векторов обновления и совершенствования системы отечественного образования. Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. одной из первостепенных задач в области воспитания подрастающего поколения является воспитание и развитие высоконравственной личности на основе российских традиционных духовных ценностей [1].

Процесс нравственного воспитания ребенка, как целенаправленное и систематическое взаимодействие детей, педагогов и семьи с целью формирования качеств, привычек, знаний, умений, отношений и чувств в сфере нравственности и морали, следует начинать на ступени дошкольного образования, так как дошкольный возраст - это благоприятный период познания и осознания детьми основополагающих позиций морали и нравственности, усвоения общественных норм и требований, формирования положительного отношения и личностной потребности к их выполнению в различных видах деятельности, в ходе активного вхождения ребенком в мир социальных отношений.

Проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста уделялось особое внимание педагогов и психологов (О. С. Богданова, Е. Н. Бондаревская, Б. Т. Лихачев, Н. И. Монахов, М. И. Шилова). Особенности, условия, направления нравственного воспитания, а также методические аспекты раскрыты в трудах Т. Н. Бабаевой, Р. С. Буре, В. Г. Нечаевой, Л. Ф. Островской, Л. П. Стрелковой.

Сегодня можно наблюдать, как обновляется, расширяется содержание дошкольного образования, применяются современные технологии, формы и методы работы с детьми, в том числе и в контексте нравственного воспитания. Особое внимание уделяется использованию средств народной педагогики. Педагоги-практики в рамках осуществления образовательного процесса в детских садах часто обращаются к народным сказкам в работе по достижению целей и задач нравственного воспитания детей. Однако степень системности, целенаправленности и осознанности этой деятельности недостаточна.

Интерес к народному творчеству в работе с дошкольниками объясняется тем, что его содержание наиболее понятно и доступно ребенку. Фольклор помогает ему узнать окружающую действительность, познакомиться с духовным наследием предков, что оказывает значительное влияние на формирование разносторонне развитой личности. Устное народное творчество - это собрание коллективной нравственной мудрости, в которой отражен национальный идеал человека, именно поэтому оно занимает ключевое место в воспитании подрастающего поколения.

Среди многообразия жанров устного народного творчества детьми особо любимы сказки. Современные дети растут в условиях неограниченного доступа к различной информации, которая часто помимо их собственной воли оказывает на них излишнее и не всегда благоприятное влияние. В такой ситуации сказка становится для ребенка своеобразным «убежищем», сосредотачивает его внимание на простых и понятных вещах, мыслях о том, что торжествовать будут непременно истина и добро.

Народные сказки не раз становились объектом исследования ученых-фольклористов (В. П. Аникин, А. Н. Афанасьев, В. Я. Пропп, В. И. Чичеров и др.), отмечавших их художественную выразительность, идейность и возможности их использования в воспитании подрастающего поколения.

Многие отечественные педагоги (Ш. А. Амонашвили, Л. П. Бочкарева, Е. Н. Водово-зова, Т. С. Комарова, А. П. Усова и др.) подтверждали педагогическую ценность народных сказок. К. Д. Ушинский придавал огромное значение народной сказке, включая их в свою педагогическую деятельность.

Ученый-педагог, основатель этнопедагогики Г. Н. Волков считал, что «дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга, и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка» [2, с. 66].

Воспитательное значение сказок отражается в том, что они передают абстрактные идеи, положения, понятия и категории морали в конкретных образах, сюжетах, действиях и поступках героев, что в том числе опирается и на психофизиологические особенности детей дошкольного возраста. Лаконичный, красочный язык сказок наиболее доступен для ребенка. Кроме того, построение народной сказки позволяет детям самостоятельно

без назидания взрослых открывать простые истины, сравнивать сказочный мир с реальным, что оказывает положительное влияние на развитие мышление дошкольника.

Согласно федеральной образовательной программе дошкольного образования в детском саду предполагается знакомство не только с русскими народными сказками, но и со сказками других народов нашей страны и мира. Анализ сказок разных народов позволяет укреплять межнациональные связи и воспитывать уважение, формировать чувство толерантности по отношению к представителям других национальностей на основе идеи единства духовных ценностей.

Например, изучая с дошкольниками мордовскую народную сказку «Вирява»/«Про двух девочек» (в переводе С. В. Аникина), можно не только обратить внимание детей на героиню национального мордовского фольклора Виряву - богиню леса, но и проследить связь этой сказки с русскими народными сказками «Морозко» (в обработке Л. Н. Толстого) и «Баба-Яга».

Так, с русской народной сказкой «Морозко» мордовскую народную сказку «Вирява» связывает единый сюжетный рисунок, состав героев и их характеры. В обеих сказках главной героиней является девочка-сирота, живущая с отцом, мачехой и сводной сестрой. Мачеха, невзлюбившая неродную дочь, приказывает мужу отвезти ее в лес и оставить там. Девочка не пропадает в лесу, а, встретившись с его сказочными обитателями, Вирявой в мордовском варианте или Морозко/Дедом Морозом - в русском, благодаря своим хорошим поступкам и проявлению лучших качеств возвращается домой с богатыми подарками. Мачеха отправляет и свою родную дочь в лес, чтобы и ее одарили, но, попав в ту же ситуацию, что и воспитанная сестра, мачехина дочка оказывается ее полной противоположностью и погибает.

Однако в этих сказках сильно отличаются образы главных волшебных персонажей: Морозко - справедливый и добрый, образ же Вирявы больше схож с образом Бабы-Яги из другой русской народной сказки. И Вирява, и Баба-Яга хотят обманом заманить девочку к себе в гости и съесть. Но девочке, в ответ на ее доброту и щедрость, помогает кот (в русском варианте) или трусочка/ласка (в мордовском варианте). Хитрость и обман злых волшебниц разрушает взаимопомощь и дружба.

В обеих сказках ярко прослеживается противопоставление двух девочек, их нравственных качеств и характеров: трусость и смелость, трудолюбие и лень, доброта и озлобленность, щедрость/бескорыстие и жадность/скупость. Ребенок видит, что добрые поступки ценятся и вознаграждаются, плохие - наказываются.

Особое внимание детей стоит обратить на то, что в сказках разных народов нашей страны прославляются одни и те же ценности, нравственные качества, поступки. Это значит, что, несмотря на разницу традиций и культур, мы имеем единое представление о фундаментальных человеческих истинах, о добре и зле, одинаково отвечаем на вопрос о том, что плохо и что хорошо. Эта идея в ходе сравнительного анализа сказок народов России может стать центральной и послужить основой для успешного выстраивания межнациональных отношений и эффективной адаптации детей в поликультурном образовательном и социальном пространстве.

Для реализации работы по сравнительному анализу сказок в детском саду может быть применена технология критического мышления: совместно с детьми могут выстраиваться кластер или «фишбоун»; создаваться синквейн или диаманта (особые стихотворные

формы); собираться «корзины идей» или «деревья предсказаний», организовываться деловые игры, где дети могут стать исследователями-фольклористами. Кроме более глубокого рассмотрения нравственных идей, заложенных в сказках, это позволит ребятам формировать умения объективно оценивать информацию, выделять плюсы и минусы принятых ре -шений, слабые и сильные стороны сложившейся ситуации, устанавливать достоверность фактов и предположений на основе прослеживания причинно-следственных связей.

Также сравнение идей нравственности в сказках народов нашей страны - поле для разработки детских проектных и исследовательских работ.

Стоит отметить широкие возможности применения технологии театрализации сказок, позволяющей раскрывать и развивать творческие способности детей, воспитывать чувство коллективизма; создавать условия для формирования умений работать в команде. Примеряя на себя роли национальных сказочных героев, дошкольник попадает в ситуацию, моделирующую мир социальных отношений, и реализует различные модели поведения, следит за проявлением нравственных качеств и их влиянием на результаты общения. Кроме того, театрализованная деятельность создает условия для снятия эмоциональной нагрузки и напряжения.

Можно создавать театральные постановки сказок разных народов параллельно, вновь обращая внимание на их отличительные особенности и общие черты. Творческий подход детей и педагога позволит синтезировать, объединить несколько различных сказок в одну, создать новый уникальный продукт, подчеркнув единство идей и духовных ценностей народов России.

Обращение к народному творчеству в контексте нравственного воспитания в современных условиях дошкольного образования предполагает выдвижение высоких требований к профессиональной готовности педагога. Он должен не только владеть современными образовательными технологиями и основами этнопедагогики, но и гармонично соединять их в работе с детьми, проявляя творческий подход и личную заинтересованность.

В заключение отметим, что использование сказок и других жанров народного творчества возможно не только в рамках решения задач нравственного воспитания дошкольников, так как в них выражены идеи основ человеческого бытия в целом и потенциал их использования в образовательном пространстве неизмеримо велик. Описанный нами подход при знакомстве с народным творчеством может быть спроецирован и на ступень начального общего образования, что обеспечит реализацию принципа преемственности и позволит создать условия для формирования предпосылок к учебной деятельности [3]. Также применение названных выше технологий и методов окажет положительное влияние на формирование основ речевой, читательской и коммуникативной грамотности, а также так называемых глобальных компетенций дошкольников.

Список литературы

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р // Интернет-портал «Российской газеты». URL: https://rg.ru/documents/20l5/06/08/ vospitanie-dok.html (дата обращения: 25.05.2023).

2. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 1999. 168 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // ГАРАНТ.РУ: информационно-правовой портал. URL: https://base. garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 20.05.2023).

4. Горбачева И. С. Формирование основ нравственного воспитания у старших дошкольников средствами приобщения к ценностям родной культуры // Технологии образования. 2020. № 1 (7). С. 71-77.

5. Кондрашова Л. В. Педагогика в вопросах и ответах. М.: Педагогика, 2016. 217 с.

6. Латыпова Е. Р. Этнокультура как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников // Университетское образование: культура и наука: Материалы Международного молодежного научного форума, Ульяновск, 14-15 июня 2012 г. / отв. ред. А. П. Шмакова. Ч. I. Ульяновск: Ульяновский гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова, 2012. С. 133-134.

7. Тарасова С. И. Основы народной педагогики: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2023. 158 с.

8. Фофонова Г. С. Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников: практические аспекты // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2020. № 1 (14). С. 19-22.

9. Харькова О. Л. Использование национально-регионального компонента в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 1 (3). С. 243-245.

References

1. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda: Rasporyazhenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 29.05.2015 No. 996-r. Available at: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html (accessed: 25.05.2023).

2. Volkov G. N. Etnopedagogika: ucheb. dlya stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Izd. tsentr "Akademiya", 1999. 168 p.

3. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart doshkolnogo obrazovaniya: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17.10.2013 No. 1155. Available at: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (accessed: 20.05.2023).

4. Gorbacheva I. S. Formirovanie osnov nravstvennogo vospitaniya u starshikh doshkolnikov sredstvami priobshcheniya k tsennostyam rodnoy kultury. Tekhnologii obrazovaniya. 2020, No. 1 (7), pp. 71-77.

5. Kondrashova L. V. Pedagogika v voprosakh i otvetakh. Moscow: Pedagogika, 2016. 217 p.

6. Latypova E. R. Etnokultura kak sredstvo dukhovno-nravstvennogo vospitaniya doshkolnikov. In: Universitetskoe obrazovanie: kultura i nauka. Proceedings of International Youth Scientific Forum, Ulyanovsk, 14-15 June 2012. Ed. by A. P. Shmakova. Part I. Ulyanovsk: Ulyanovskiy gos. ped. un-t im. I. N. Ulyanova, 2012. Pp. 133-134.

7. Tarasova S. I. Osnovy narodnoy pedagogiki: ucheb. posobie dlya vuzov. Moscow: Yurayt, 2023. 158 p.

8. Fofonova G. S. Organizatsiya raboty po nravstvenno-patrioticheskomu vospitaniyu doshkolnikov: prakticheskie aspekty. Traditsii i novatsii v doshkolnom obrazovanii. 2020, No. 1 (14), pp. 19-22.

9. Kharkova O. L. Ispolzovanie natsionalno-regionalnogo komponenta v nravstvenno-patrioticheskom vospitanii doshkolnikov. Pedagogicheskoe masterstvo i pedagogicheskie tekhnologii. 2015, No. 1 (3), pp. 243-245.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2024, № 1

Статья поступила в редакцию 29.06.2023 The article was received on 29.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.