Литературное развитие дошкольников в процессе продуктивной деятельности
Киркина Елена Николаевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры методики дошкольного и начального образования Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева E-mail: kirkinaelena@yandex.ru
Щемерова Надежда Николаевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры методики дошкольного и начального образования Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева E-mail: nadya.shem@mail.ru
Ширяева Юлия Геннадьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева E-mail: SirjaewaYulija@mail.ru
В статье затрагиваются вопросы, раскрывающие проблемы литературного развития детей дошкольного возраста. Основной акцент делается на продуктивную деятельность, в которой заложены большие потенциальные возможности для формирования грамотного ребенка-читателя. Обучение рисованию, лепке, конструированию, аппликации способствует всестороннему развитию личности, в том числе и литературному развитию. Периодом наиболее интенсивного формирования ребенка-читателя признан именно дошкольный возраст. Литературное развитие дошкольников эффективнее всего происходит в продуктивной деятельности при соблюдении коммуникативно-деятельностного подхода. Новизна организованной педагогической ситуации, её необычность способствует тому, что дети с особым интересом знакомятся с литературными и фольклорными произведениями, рассматривают, слушают чтение, читают, иллюстрируют.
Ключевые слова: детская художественная литература, литературное развитие, дошкольная педагогика, дошкольный возраст, продуктивная деятельность.
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (МГПУ - БГПУ) по теме «Литературное развитие дошкольников в детском саду и семье».
В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования задача воспитания грамотного ребенка-читателя, его литературного развития является первостепенной. Произведения детской художественной литературы и устного народного творчества должны присутствовать в жизни детей с младенчества, позволяя накапливать их представления об окружающей среде и тем самым формировать мировоззрение. Младший дошкольник, являясь пассивным читателем, с удовольствием знакомится с книгой, рассматривает ее, внимательно слушает читаемые ему произведения. Старший дошкольник, овладевая грамотой, техникой чтения пытается через ознакомление с литературными произведениями познавать окружающий мир, обогащать знания и представления о мироздании, понимать и осознавать взаимосвязи и закономерности в нём [3].
Большие потенциальные возможности в формировании ребенка-читателя заложены в продуктивной деятельности. Она направлена на приобретение практического опыта в процессе собственной деятельности, на социализацию ребенка в возрастной сфере общения и коллективной деятельности. В процессе литературного развития детям предоставляются на выбор разнообразные виды деятельности, предполагающие реальный продукт. Наряду с традиционными формами (лепка, рисование, аппликация, конструирование), дети включаются в такие виды деятельности, как изготовление различных предметов, встречающихся в литературных и фольклорных произведениях из бросового материала.
Одним из предпочитаемым видов деятельности для детей дошкольного возраста является рисование. В частности, в данный возрастной период им особо интересен процесс иллюстрирования литературных произведений, содержание которых знакомит дошкольников с окружающей действительностью, влияет на эмоциональную сферу.
Иллюстрирование литературных произведений дает возможность ребенку самому отразить на бумаге понимание сюжета, задуманного автором художественного произведения [1]. Тем самым посредством осмысления литературных и фольклорных произведений приобрести будущему школьнику представления об окружающей реальности и о самом себе.
Для эффективной организации работы по иллюстрированию литературных произведений предлагается в групповом помещении организовать специальные зоны в соответствии с основны-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
ми видами продуктивной деятельности. Так с помощью некоторых предметов мебели (стеллаж, мягкие модули и другое) можно разграничить пространство групповой комнаты для занятий изобразительной деятельностью «Веселый карандашик в мире книг», театрализованной деятельностью «Театр народного творчества». Такое зонирование группового помещения будет обеспечивать возможности для иллюстрирования художественных произведений, чтения или рассматривания книг, театрализованных постановок по мотивам народных и литературных произведений.
В качестве примера был составлен тематический план образовательной деятельности с детьми 5-6 лет, предполагающий организацию процесса иллюстрирования художественных произведений (Таблица 1). Для удобства тематика непосредственной образовательной деятельности была разбита по основным образовательным областям работы с будущими первоклассниками.
Таблица 1. Тематический план непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Образовательная область Тема Задание для иллюстрирования
«Социально -коммуникативное разви-тие» «Художественно -эстетическое развитие» «Злой и добрый» (с элементами беседы) Злой и добрый персонаж литературного произве-дения (на выбор педагога).
«Нарисуй сюжет сказки и составь рассказ» Тематический сюжет собственной доброй сказки.
«Опиши и нарисуй до -брого литературного героя» Рисование доброго литературного ге -роя по предложенному описанию.
«Город шахмат» Рисование настрое ния положительно го и отрицательно-го литературного героя.
«Доброта и дружба жи -вут среди нас» Любой сюжет волшебной сказки с позитивным по -ступком героя.
«Прояви вежливость и доброту» Нарисуй героя к произведению, которая учит про -явлению вежли -вости.
«Познавательное раз витие» «Что за прелесть эти сказки» Рисование доброго героя животного.
«Путешествие в сказку» Изобрази понравившейся сюжет сказки
«Ковер злого и доброго волшебника» Рисование злого и доброго волшеб -ника.
Окончание
Образовательная область Тема Задание для иллюстрирования
«Художественно эстетическое развитие», «Речевое развитие» «Рисуем любимого ге роя» (нетрадиционная техника) Рисование люби мого героя с помо -щью ладошки.
«Готовим атрибуты к те атрализованному представлению» Изготовление атри -бутов. (Литератур -ное произведение на выбор педагога)
«Рисуем героя мультфильма» Рисуем доброго героя мультфильма.
Примечание: Тематика непосредственной образовательной деятельности с детьми может варьироваться каждым педагогом по-своему
Эффективность процесса литературного развития дошкольников в продуктивной деятельности обеспечивают следующие педагогические условия:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при формировании представлений о литературных и фольклорных произведениях в продуктивной деятельности;
- систематическое использование различных видов продуктивной деятельности в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста с целью литературного развития, в рамках освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»;
- отбор и систематизация продуктивных видов деятельности для формирования представлений о литературе и фольклоре у детей дошкольного возраста [2].
Прослеживается тесная взаимосвязь продуктивной деятельности и познания окружающего мира. В рамках такой деятельности дети знакомятся с книгами, разнообразными свойствами различных материалов (картона, бумаги, карандашей, краски, глины и т.д.), познается связь действий с полученным результатом. В процессе продуктивной деятельности уточняются и закрепляются зрительные представления детей о книгах, иллюстрациях, об окружающих предметах, их соотношении друг с другом, размере, форме, цвете [5]. При этом ненавязчиво развивается активный и пассивный словарь ребенка. Все виды продуктивной деятельности имеют огромное значение в подготовке детей к чтению и письму, литературному развитию.
Продуктивная деятельность предполагает использование разнообразных материалов: пальчиковые краски, гуашь, пластилин, бумага различного качества, разноцветный скотч, крупы, песок, вода, глина. Они дают ребенку возможность познать себя, проявить творчество, выплеснуть эмоции, снять излишнюю активность. Такая деятельность развивает эмоциональную сферу будущего первоклассника, способствует выработке навыков самоконтроля. При этом основная цель такой деятельности не сделать что-то за ребенка, а нау-
чить ребенка это делать самому. Она является базой в умении пользоваться ручкой и карандашом, необходимыми умениями при обучении чтению и письму.
Стоит отметить, что любая деятельность, предполагающая в конце создание какого-либо продукта, эффективно развивает познавательную и эмоциональную сферы, а это, в свою очередь, формирует грамотного ребенка-читателя [4]. Разнообразие материалов позволяет развивать детское воображение, фантазии, тем самым дает неисчерпаемые возможности для творчества. В качестве продуктивной деятельности подразумеваются сочиненные дошкольниками сказка, небылица или даже стихотворение, рисунок, поделка, поставленный спектакль, показанный проект и все, что смогут сделать и представить дети.
Таким образом, продуктивная деятельность предполагает большие потенциальные возможности для формирования грамотного ребенка-читателя, кроме того дает возможность стать ему усидчивым и доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи, быть внимательным, проявлять инициативу и др.
Литература
1. Адамов, Е.Б. Иллюстрация в художественной литературе. М.: Искусство, 1959. 88 с.
2. Гриценко, З.А. Методика приобщения детей к чтению. М.: Академия, 2004. 320 с.
3. Гурович, Л.М. Ребенок и книга. СПб.: Детство-Пресс, 1996. 128 с.
4. Кириллова, О.С. Иллюстрирование сказочной литературы для детей. Волгоград: Перемена, 2004. 175 с.
5. Комарова, Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 144 с.
LITERARY DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS IN THE PROCESS OF PRODUCTIVE ACTIVITY
Kirkina E.N., Shchemerova N.N., Shiryaeva Yu.G.
Mordovian State Pedagogical University
The article touches upon issues that reveal the problems of literary development of preschool children. The emphasis is on productive activity, which has great potential for the formation of a child who wants to read. Teaching drawing, modeling, designing, applications contributes to the comprehensive development of personality, including literary development. Preschool age is recognized as the period of the most intensive formation of a child who wants to read. The literary development of preschoolers is most effective in productive activities while observing the communicative-activity approach. The novelty of the organized pedagogical situation, its uniqueness contributes to the fact that children get acquainted with literary and folklore works with special interest, consider, listen to reading, read, illustrate.
Keywords: children's imaginative literature, literary development, preschool pedagogy, preschool age, productive activity.
References
1. Adamov, E.B. Illustration in imaginative literature. Moscow: Art, 1959. 88 p.
2. Gritsenko, Z.A. Methods of introducing children to reading. Moscow: Academy, 2004. 320 p.
3. Gurovich, L.M. The child and the book. Saint-Petersburg: Childhood-Press, 1996. 128 p.
4. Kirillova, O.S. Illustrating fairy tale literature for children. Volgograd: Turn, 2004. 175 p.
5. Komarova, T.S. Color in children's fine arts of preschoolers. Moscow: Pedagogical Society of Russia, 2005. 144 p.