Научная статья на тему 'РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СПОСОБ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СПОСОБ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ / НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козенцева Екатерина Александровна, Утнасунова Алтана Геннадьевна, Мучкаева Екатерина Владимировна, Шевченко Алина Викторовна

Настоящая статья посвящена исследованию русских народных сказок как способа нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Показано, что в процессе воспитания большое внимание должно уделяться формированию и всестороннему развитию нравственности, базовых моральных ценностей у ребёнка. Дошкольный возраст - период, когда дети активно воспринимают информацию, поступающую их окружающего мира. При этом они не только копируют модели поведения, предлагаемые взрослыми, но и уже начинают анализировать сюжеты произведений художественной литературы. Особое место в процессе такого воспитания занимают народные сказки, которые в полной мере можно назвать основой фольклора любого народа. Народные сказки, отличаясь вариативностью, развивают в детях базовые понимания о важных нравственных категориях: добре, зле, совести, честности, верности и т.д. Актуальность данного исследования определяется необходимостью углубления и расширения представлений о значении народных сказок в процессе нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Объект исследования представляют народные сказки, которые рассматриваются педагогами дошкольных образовательных учреждениях города Элисты на специальных занятиях для дошкольников. Предметом исследования являются общие и специфические закономерности в применении и эффективности народных сказок как способа нравственного воспитания детей дошкольного возраста города Элисты. В качестве практического материала настоящей статьи выступили данные анкетирования специалистов дошкольных образовательных учреждений города Элисты (22 информанта).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козенцева Екатерина Александровна, Утнасунова Алтана Геннадьевна, Мучкаева Екатерина Владимировна, Шевченко Алина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN FOLK TALES AS A WAY OF MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

This article is devoted to the study of Russian folk tales as a way of moral education of preschool children. It is shown that in the process of upbringing, great attention should be paid to the formation and allround development of morality, basic moral values in a child. Preschool age is the period when children actively perceive information coming from the world around them. At the same time, they not only copy the models of behavior proposed by adults, but are already beginning to analyze the plots of works of fiction. A special place in the process of such upbringing is occupied by folk tales, which can fully be called the basis of the folklore of any nation. Folk tales, differing in their variability, develop in children basic understandings of important moral categories: good, evil, conscience, honesty, loyalty, etc. The relevance of this study is determined by the need to deepen and expand the understanding of the meaning of folk tales in the process of moral education of preschool children. The object of the research is folk tales, which are considered by teachers of preschool educational institutions in the city of Elista in special classes for preschoolers. The subject of the research is general and specific patterns in the use and effectiveness of folk tales as a way of moral education of preschool children in the city of Elista. As a practical material for this article, we used the data of a questionnaire survey of specialists from preschool educational institutions in the city of Elista (22 informants).

Текст научной работы на тему «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СПОСОБ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Русские народные сказки как способ нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Козенцева Екатерина Александровна,

студент, кафедра педагогики, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова E-mail: kozencevakati@gmail.com

Утнасунова Алтана Геннадьевна,

студент, кафедра педагогики, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова E-mail: utnasunova1002@mail.ru

Мучкаева Екатерина Владимировна,

студент, кафедра педагогики, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова E-mail: mu4kaevae@mail.ru

Шевченко Алина Викторовна,

студент, кафедра педагогики, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова E-mail: alya_shevchenko_01@mail.ru.

Настоящая статья посвящена исследованию русских народных сказок как способа нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Показано, что в процессе воспитания большое внимание должно уделяться формированию и всестороннему развитию нравственности, базовых моральных ценностей у ребёнка. Дошкольный возраст - период, когда дети активно воспринимают информацию, поступающую их окружающего мира. При этом они не только копируют модели поведения, предлагаемые взрослыми, но и уже начинают анализировать сюжеты произведений художественной литературы. Особое место в процессе такого воспитания занимают народные сказки, которые в полной мере можно назвать основой фольклора любого народа. Народные сказки, отличаясь вариативностью, развивают в детях базовые понимания о важных нравственных категориях: добре, зле, совести, честности, верности и т.д. Актуальность данного исследования определяется необходимостью углубления и расширения представлений о значении народных сказок в процессе нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Объект исследования представляют народные сказки, которые рассматриваются педагогами дошкольных образовательных учреждениях города Элисты на специальных занятиях для дошкольников. Предметом исследования являются общие и специфические закономерности в применении и эффективности народных сказок как способа нравственного воспитания детей дошкольного возраста города Элисты. В качестве практического материала настоящей статьи выступили данные анкетирования специалистов дошкольных образовательных учреждений города Элисты (22 информанта).

Ключевые слова: воспитание, нравственное воспитание, дошкольный возраст, формирование нравственности, народные сказки.

о с

CJ

см <о

Сказки являются неотъемлемой частью жизни людей, потому что люди всегда верили в победу добра над злом, в справедливость и честность. Историки, антропологи, этнографы, лингвисты и литературоведы издавна занимались фольклором. Следует отметить, что произведения культуры многих народов различаются значительным числом вариантов, передаваемых устно из поколения в поколение и исходящих из древности [Стеблин-Каменский, 1971: 63].

Само слово «сказка» появилось в 18 веке. До сих пор использовались термины «басень», «басня» (от «баять», что означает «рассказывать»). Первое упоминание связано с летописью полководца Всеволожского, в которой люди, рассказывающие вымышленные истории, подвергались всевозможным наказаниям и даже репрессиям.

В XIX веке возникла необходимость объединить устное народное искусство. Русский писатель и лексикограф В.И. Даль определяет сказку в своих произведениях следующим образом: «Это история с вымышленным сюжетом и персонажами, как главными, так и второстепенными» [Даль, 2006: 167].

В понимании С.И. Ожегова - это «повествовательное, народно-поэтическое произведение о вымышленных людях и событиях, в которых задействованы волшебные, фантастические силы» [Ожегов, 1992: 395].

«Большой толковый словарь» С.А. Кузнецова определяет сказку как «повествовательное произведение устного фольклора о вымышленных событиях с участием волшебных, фантастических сил» [Кузнецов, 1998: 112].

Если сравнить приведённые выше определения, можно обнаружить, что сказки - это повествовательные произведения, персонажи которых вымышлены и обладают фантастическими и магическими способностями.

В русских народных сказках такие ценности, как богатство, не играют большой роли, существуют значительное количество отрицательных героев-богачей. Конечно, богатство необходимо, но только для достижения определённых целей. Другими словами, материальные ценности играют второстепенную роль в народных сказках и считаются злом.

Таким образом, рассмотрев определения понятия «сказка» и выявив некоторые особенности

восприятия некоторых общечеловеческих категорий, можно прийти к выводу, что сюжеты народных сказок могут быть мощным инструментом в процессе воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Обратим внимание, что дошкольный возраст играет особенно важную роль в общем развитии ребёнка. За это время формируются новые психологические механизмы поведения. Это связано со значительными изменениями в эмоционально-волевом и психическом развитии дошкольников, в процессах общения со сверстниками и взрослыми, в сфере мотивации. У старших дошкольников формируются подходы к рефлексии, т.е. способности анализировать собственную деятельность, соотносить собственные действия, мнения и переживания, а также оценки и мнения других. Это делает самооценку детей этой возрастной группы более реалистичной и уместной в их обычных занятиях и ситуациях. В то же время нравственные привычки и навыки, развивающиеся на основе осознанного отношения дошкольников к нравственному содержанию своих действий, достаточно сильны [Богданова, 2013: 117]. Усвоение нравственных идей и представлений в этом возрасте способствует глубокому проникновению в мир взрослых и переходу ребёнка на новую ступень развития. В то же время его отношения со сверстниками и взрослыми уже регулируются некоторыми моральными нормами [Карпова, 2011: 223].

Для исследования эффективности использования народных сказок в качестве способа формирования нравственного воспитания у детей дошкольного возраста было проведено анкетирование специалистов дошкольных образовательных учреждений города Элисты. В анкетировании приняли участие 22 информанта.

Первым вопросом, который мы предложили участникам исследования, был вопрос «Считаете ли Вы, что русские народные сказки являются эффективным способом формирования нравственного воспитания детей дошкольного возраста?». При этом все участники анкетирования (22 специалиста, 100% от общего количества опрошенных) дали положительных ответ.

На следующий вопрос: «Используете ли Вы русские народные сказки в своей профессиональной деятельности в качестве способа формирования нравственного воспитания детей?» также были получены положительные ответы со стороны каждого участника анкетирования.

Следующим был предложен вопрос «Какие нравственные качества, на наш взгляд, развиваются у дошкольников в связи с восприятием сюжетов русских народных сказок?». Были получены следующие ответы:

• «доброта» - 22 (100%);

• «честность» - 22 (100%);

• «верность» - 20 (90,91%);

• «милосердие» - 19 (86,36%);

• «ответственность» - 17 (77,27%).

Важно обратить внимание, что в процессе ответа на предложенный вопрос информанты дали ряд пояснений относительно каждого из обозначенных нравственных качеств. Педагоги отмечают, что большинство русских народных сказок развивают в детях доброту и честность. Кроме того, они способствуют формированию представлений о таком важном качестве личности, как верность, на примерах сюжетов, когда предательство оказывается жестоко наказанным. Также специалисты поясняют, что дошкольники активно реагируют на то, как персонажи русских народных сказок, обладающие такими качествами, как доброта и милосердие, в конце оказываются щедро вознаграждёнными. Этот факт, как замечают педагоги, способствует стремлению детей развивать данные качества в себе.

Ещё одним важным вопросом в рамках исследования стал вопрос «Какие русские народные сказки, на Ваш взгляд, являются самыми эффективными в процессе формирования нравственного воспитания детей дошкольного возраста?». Мы получили множество вариантов ответов. Перечислим самые распространённые: «Морозко», «Царевна-Лягушка», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Маша и Медведь», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди» и т.д.

Наконец, участникам анкетирования было предложено ответить на вопрос «Какие методы формирования нравственного сознания посредством русских народных сказок Вы используете в своей профессиональной деятельности?». Нами были получены следующие ответы:

• «чтение педагогом» - 22 (100%);

• «групповое чтение детьми» - 20 (90,91%);

• «обыгрывание сценок по сюжетам сказок» 18 -

(81,82%).

Отметим, что педагоги в своём большинстве считают, что необходимо совмещать все названные методы. Иными словами, для достижения благоприятного эффекта они должны использоваться комплексно, ведь просто слушание текста сказки в некоторых случаях недостаточно. Дошкольники должны сами участвовать в процессе чтения, поскольку такой процесс способствует активному развитию образного мышления. Также информанты подчёркивают, что с некоторой периодичностью важно обыгрывать сценки по сюжетам русским народных сказок, так как это даёт возможность детям «вжиться» в образ, почувствовать настоящие эмоции персонажей, а значит, лучше понять причины их поступков.

Таким образом, было установлено, что сюжеты народных сказок могут быть мощным инструментом в процессе воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст играет особенно важную роль в общем развитии ребёнка. За это время формируются новые психологические механизмы поведения. Это связано со значительными изменениями в эмоционально-волевом и психическом развитии

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

дошкольников, в процессах общения со сверстниками и взрослыми, в сфере мотивации.

Все педагоги дошкольных образовательных учреждений убеждены в том, что русские народные сказки являются эффективным способом формирования нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Каждый педагог в тот или иной степени использует их в таком качестве. Большинство русских народных сказок развивают в детях доброту и честность. Кроме того, они способствуют формированию представлений о таком важном качестве личности, как верность, на примерах сюжетов, когда предательство оказывается жестоко наказанным. Дошкольники активно реагируют на то, как персонажи русских народных сказок, обладающие такими качествами, как доброта и милосердие, в конце оказываются щедро вознаграждёнными. Этот факт способствует стремлению детей развивать данные качества в себе. Для достижения воспитательных целей сказки должны использоваться комплексно, так как просто слушание текста сказки в некоторых случаях недостаточно. Дошкольники должны сами участвовать в процессе чтения, поскольку такой процесс способствует активному развитию образного мышления. Также с некоторой периодичностью важно обыгрывать сценки по сюжетам русским народных сказок, так как это даёт возможность детям вжиться в образ, почувствовать настоящие эмоции персонажей, а значит, лучше понять причины их поступков.

Литература

1. Богданова О.С. О нравственном воспитании детей [Текст] / О.С. Богданова, Л.И. Катаева. -М.: Просвещение, 2013. - 213 с.

2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка [Текст]/ В.И. Даль - М.: АСТ, 2006. - 167 с.

3. Карпова Е.В. Психологические особенности развития нравственных представлений в дошкольном возрасте [Текст] / Е.В. Карпова, А.В. Луговская // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 1. - С. 222-225.

4. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка [Текст]/ С.А. Кузнецов - СПб.: Но-ринт, 1998. - 112 с.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь [Текст]/ С.И. Ожегов - М.: Азъ, 1992. - 396 с.

6. Стеблин-Каменский М.И. Фольклор и литература СССР [Текст]/ М.И. Стеблин-Каменский -М.: Наука, 1971. - 63 с.

RUSSIAN FOLK TALES AS A WAY OF MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

Kozentseva E.A., Utnasunova A.G., Muchkaeva E.V., Shevchenko A.V.

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov,

This article is devoted to the study of Russian folk tales as a way of moral education of preschool children. It is shown that in the process of upbringing, great attention should be paid to the formation and all-round development of morality, basic moral values in a child. Preschool age is the period when children actively perceive information coming from the world around them. At the same time, they not only copy the models of behavior proposed by adults, but are already beginning to analyze the plots of works of fiction. A special place in the process of such upbringing is occupied by folk tales, which can fully be called the basis of the folklore of any nation. Folk tales, differing in their variability, develop in children basic understandings of important moral categories: good, evil, conscience, honesty, loyalty, etc.

The relevance of this study is determined by the need to deepen and expand the understanding of the meaning of folk tales in the process of moral education of preschool children. The object of the research is folk tales, which are considered by teachers of preschool educational institutions in the city of Elista in special classes for preschoolers. The subject of the research is general and specific patterns in the use and effectiveness of folk tales as a way of moral education of preschool children in the city of Elista. As a practical material for this article, we used the data of a questionnaire survey of specialists from preschool educational institutions in the city of Elista (22 informants).

Keywords: education, moral education, preschool age, the formation of morality, folk tales.

References

1. Bogdanova O.S. About moral education of children [Text] / O.S. Bogdanova, L.I. Kataeva. - M.: Education, 2013. - 213 p.

2. Dal V.I. Explanatory dictionary of the Russian language [Text] / V.I. Dal. - M.: AST, 2006. - 167 p.

3. Karpova E.V. Psychological features of the development of moral ideas in preschool age [Text] / E.V. Karpova, A.V. Lugov-skaya // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2011. - № 1. - P. 222225.

4. Kuznetsov S.A. The Big Explanatory Dictionary of the Russian Language [Text] / S.A. Kuznetsov. - SPb.: Norint, 1998. - 112 p.

5. Ozhegov S.I. Explanatory dictionary [Text] / C.I. Ozhegov. - M.: Az, 1992. - 396 p.

6. Steblin-Kamensky M.I. Folklore and Literature of the USSR [Text] / M.I. Steblin-Kamensky. - Moscow: Nauka, 1971. - 63 p.

о с

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.