Научная статья на тему 'Формирование культурно-толерантной личности в детских садах посредством народных сказок'

Формирование культурно-толерантной личности в детских садах посредством народных сказок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ САД / КУЛЬТУРНО-ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ / НАРОДНАЯ СКАЗКА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрашова Наталья Владимировна

В статье раскрывается значимость и особенности использования народных сказок в процессе формирования культурно-толерантной личности в современных детских садах. На основе современных достижений педагогической теории и практики охарактеризованы игровые формы и методы формирования культурно-толерантной личности в дошкольном возрасте посредством народных сказок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондрашова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование культурно-толерантной личности в детских садах посредством народных сказок»



SCIENCE TIME

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКИХ САДАХ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Кондрашова Наталья Владимировна, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный

педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск

E-mail: nata-kondrashova@mail. ru

Аннотация. В статье раскрывается значимость и особенности использования народных сказок в процессе формирования культурно -толерантной личности в современных детских садах. На основе современных достижений педагогической теории и практики охарактеризованы игровые формы и методы формирования культурно-толерантной личности в дошкольном возрасте посредством народных сказок.

Ключевые слова: детский сад, культурно-толерантная личность, народная сказка, дошкольное образование, формирование

Дошкольный возраст важный период в формировании базиса культуры личности, в воспитании доброжелательности к другим людям, терпимости и лояльности к различиям окружающих и пр. Именно в дошкольном детстве происходит интеллектуальное и эмоциональное усвоение детьми существующих в обществе нравственных норм, формируются ценностные ориентации, закладываются основы добровольно следовать социально-одобряемым эталонам поведения. Дошкольник наиболее восприимчив для этого. Он не скован стереотипами и открыт для всего нового и для различных социально-нравственных и педагогических воздействий. Все это служит важной предпосылкой для формирования системы нравственных взглядов и убеждений на окружающий мир, в т. ч. и основой для формирования культурно-толерантной личности.

С учетом целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования [12] и особенностей нравственного развития дошкольников, в процессе формирования культурно-толерантной личности в современном детском саду особое внимание следует уделять когнитивным, эмоционально-оценочным и поведенческим критериям.

Когнитивные критерии: понимание важности проявления по отношению друг к другу гуманных чувств и доброжелательного отношения (своего

расположения к другому человеку, симпатии, сочувствия, дружелюбия, дружественности, расположенности, благосклонности, приветливости, сочувствия, выражения радости от успеха сверстника, стремления порадовать его); осознание важности проявления уважения к мнению, идеям и ценностям, значимым для другого; представление о том, что каждый человек равен в правах (на игру, на выражение своего мнения и пр.); убежденность, что надо уважать мнение, культуру, традиции окружающих людей;

Эмоционально-оценочные критерии: гот овност ь сравниват ь свои поступки с нравственными норами межличностного взаимодействия и оценивать других доброжелательно; стремление к оценке состояния человека и к оценке предвосхищению возможных последствий, дальнейшего развертывания ситуации, в которой эмоция выполняет опережающую функцию и побуждает к свершению нравственных действий; способность и желание оценить свои поступки и поступки других людей, опираясь на нормы поведения в общественных местах и т.д.

Поведенческие критерии: ориентировка на этикетные формулы в поведении, самостоятельное их использование в ситуациях стандартизированного речевого общения (умение приветливо здороваться и прощаться при встрече, слушать внимательно и не перебивая товарища, умение обращаться с вежливой просьбой, высказывать слова благодарности, извинения); потребность в комфортном речевом взаимодействии с субъектами общения, а также умение поддерживать доброжелательную атмосферу общения; умение проявлять эмоционально-положительное отношение и познавательный интерес к нормам культурного поведения в театре, транспорте и других общественных места; готовность понимать и принимать чужой образ мыслей, чувств, идей, мнений или верований; откликаться на эмоции близких людей; готовность к сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, убеждению или языку и пр.; проявлять интерес к мнению других, признание за другими людьми права на собственное мнение; лояльно относиться к другим людям; добровольность, свобода выбора и мера бескорыстия при реализации ценностного отношения к окружающим; положительная направленность на партнерство в общении и поведении; доброжелательность в общении со всеми сверстниками; готовность конструктивно и уважительно взаимодействовать с людьми разных национальностей; умение руководствоваться нормами доброжелательного поведения при оценивании различных ситуаций и поступков людей; проявление уважительного отношения к представителям других национальностей, терпимое отношение к их языку, культуре и пр.; проявление гуманных чувств в повседневной жизни по отношению друг к другу и т.д.[7, С. 109-113]

Формирование культурно-толерантной личности в период дошкольного

детства сложный педагогически организованный процесс усвоения и принятия детьми базовых культурных, нравственных и национальных ценностей. При этом важно комплексно использовать разнообразные формы и методы работы для формирования у дошкольников представлений о нормах морали и отношения к ним, воспитания гуманных чувств и обогащения нравственного опыта дошкольников (игровые упражнения, личный пример, приучение, убеждение, викторины, поощрение и т.д.).

Одним из наиболее эффективных средств формирования культурно-толерантной личности является сказка, которая воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение дошкольников. Не случайно некоторые исследователи дошкольный возраст называют возрастом сказок.

Как культурное наследие человечества сказка важна для обеспечения нравственной и духовной преемственности поколений, т. к. она передается из уст в уста из поколения в поколение, отражает социокультурную жизнь, лучшие черты этносов, и ориентируют подрастающее поколение на общечеловеческие и народные ценности (в их числе доброта, отзывчивость, чуткость, гуманизм и пр.). Каждая сказка содействует приобщению новых поколений к общечеловеческому и этнокультурному опыту. Она, раздвигая границы индивидуального жизненного пространства дошкольника, обогащает развивающуюся личность в процессе приобщения к опыту человечества, аккумулированному в интернациональном и этническом мире сказок[10].

Рассматривая сказку как источник жизни нельзя не отметить силу ее эмоционального воздействия на детей. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет переживать вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. В педагогической практике очень важно использовать потенциальную способность сказки актуализировать все органы чувств человека[10].

Сказка как произведение искусства становится важным средством психотерапиии, потому что ребенок открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Вариативная природа сказки побуждает личность слушающего к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов, характеристик действующих лиц, их этической оценки, т. е. превращает слушателя из объекта воздействия в соавтора сказки. Кроме того, оптимизм сказок позволяет внушить детям уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом и несправедливостью, что страдания главных героев являются временными и за ними следует радость и счастье как результат их богатого внутреннего мира, гуманизма, толерантности, отзывчивости и чуткости по отношению к окружающим и пр.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки

эффективным воспитательным средством. Сказка активно воздействует на эмоционально-образный потенциал личности. Сюжет очень динамичен, приковывает внимание детей, а живые и яркие образы в сказках придают особую эмоциональность и поэтому заставляют детей сопереживать героям, оценивать их эмоциональное состояние, а самое главное проявлять целую палитру эмоций и пр. Поучительность и назидательность сказок способствуют формированию определенных нравственных ценностей, идеала мужественности и женственности (для девочек это красна-девица (умница, рукодельница и красавица), для мальчиков - это добрый молодец (сильный, смелый, добрый, трудолюбивый и пр.). Кроме того, в сказке все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо очень хорошие, либо очень плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств.

Поскольку для сказок характерна голографичность образных построений (можно представлять мироздание в его трехмерном пространственном (высота, ширина, длина), описывать макромир и микромир небесный, земной и подземный миры, а также неживую, живую природу и человеческое общество, охватывать события в разных временных измерениях (прошлое, настоящее и будущее), в малом являть большое, в локальном представлять глобальное, а в микросюжете отражать макропроблемы), в педагогической практике эта особенность сказки можно использовать для формирования целостного мировоззрения слушателей и их духовно-нравственной культуры.

С целью формирования культурно-толерантной и духовно-нравственной личности сказки можно использовать в разных возрастных группах. К примеру, детей раннего и младшего дошкольного возраста сказка «Теремок» учит простым житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а жить лучше сообща). Сказка «Репка» учит преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Подводит к пониманию того, что взаимоподдержка и дружба - великая сила. Слушая сказку «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним. Дети старшего дошкольного возраста, слушая «Зимовье» понимают, что дружба помогает победить зло. Кроме того эта сказка учит смелости, умению слушать друга и быть трудолюбивым. Сказка «Заяц-хвостун» помогает старшим дошкольникам понять, что необходимо отвечать за свои слова и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается. В сказке «Гуси - лебеди» заложен замечательный воспитательный смысл: помогай другим, и тогда добро вернется добром, но если, даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций

[9].

Поскольку на современном этапе система образования стремиться

SCIENCE TIME

базироваться на идеях культурного плюрализма, вариативности и диверсификации, а большинство детских садов полинациональны по составу воспитанников, поэтому целесообразно учитывать идею о триединстве национального, общероссийского и мирового культурного наследия. В этой важны три основных направления приобщения дошкольников к накопленному духовному и культурному достоянию посредством сказок: во-первых, приобщение к историко-культурным ценностям своего народа и родного края, во -вторых - к общероссийскому культурному наследию и к общепринятым в стране нормам межнационального и толерантного поведения (приобщение к этикету, воспитание культуры межнационального общения, деятельности и внешнего вида); в-третьих - к общечеловеческим ценностям и этическим нормам как объединяющим различные культуры нравственным основам (дружба, гуманизм, толерантность, уважение к страшим, патриотизм и пр.). Реализация работы в этих трех направлениях позволит показать не только уникальность культурного наследия родного народа, но и акцентировать внимание на основах, объединяющих разные культуры, а также воспитывать высокие гражданские чувства и уважительное отношение к представителям различных этносов[5].

К примеру, многие сказки содействуют формированию представлений о нормах культуры общения. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» служит для дошкольников образцом вежливого обращения между братом и сестрой; украинская народная сказка «Летучий корабль» и русская народная сказка «Морозко» наглядно учат детей тому, как при общении со взрослыми нужно обращаться вежливо, а также показывают каковы последствия некультурного обращения с окружающими; украинская народная сказка «Врун и подвирала» показывает дошкольникам, что лживость плохое качество и лучше говорить правду, а тайская народная сказка «Болтливая птичка» учит тому, что нужно говорить строго по делу, а не просто «молоть языком» и др. [8]

На современном этапе особое внимание педагогическими коллективами уделяется разработке и апробации инновационных форм и методов работы со сказкой для решения многих воспитательных задач. Опираясь на современные достижения педагогической теории и практики[1-4;6; 11; 13] с целью формирования культурно-толерантной личности предлагаем использовать следующие методы и приемы.

«Волшебные слова» (просмотрев или прослушав отрывок из сказки, детям необходимо отгадать «волшебное слово», которое главный герой «тихо» произнес в адрес своего собеседника, обращаясь к нему с просьбой, благодарностью или за советом, а также подобрать другие уместные в данной ситуации этикетные формулы вежливого приветствия, прощания, извинения и пр.),

SCIENCE TIME

«Двигательный рассказ» может стать для старших дошкольников увлекательным путешествием в мир сказки, в процессе которого будут интересные встречи с любимыми сказочными персонажами, имитационные, мимические и пантомимические движения, считалки, песни и хороводы, позволяющие воспроизвести сказочный сюжет.

«Изобрази свою сказку» (дошкольникам предлагается возможность вообразить себя художником-иллюстратором и рассказать какие картинки они нарисовали бы к сказке, в которой главный герой самый добрый, культурный или толерантный).

«Книга Сказок», составляется из детских рисунков с изображением сказочных героев и может быть использована для обсуждения многообразия и значимости их нравственных поступков.

«Коллаж из сказок» позволяет закрепить знания о героях любимых народных произведений, обсудить их поступки, а также последствия совершенных дел для окружающих.

«Красна девица и добрый молодец» применяются с целью формирования представлений об идеалах мужественности и женственности (с дошкольниками рассматривают иллюстрации или фрагменты диафильмов по мотивам нескольких народных сказок и составляется словесный портрет из добродетелей главных героев).

«Любимые герои сказок» (детям предлагают составить нравственный потрет героя народной сказки и попытаться объяснить, доброжелателен ли персонаж по отношению к окружающим или нет).

«Обмен ролями» следует использовать после театрализованной деятельности по мотивам народных сказок. Суть игрового приема заключается в том, что дети меняются местами и обмениваются игровыми действиями. Это позволяет лучше понять другого, побывать на его месте, а также посмотреть на ситуацию с двух противоположных позиций: 1) с позиции человека, который демонтирует толерантное поведение; 2) с позиции человека, по отношению к мнению и взглядам, которого проявили или не проявили терпимое и лояльное отношение.

«Продолжи сказку» (детей просят придумать продолжение сюжета с учетом возможного изменения обстоятельств, в которые попадут главные герои: ситуации морального выбора между добром и злом, ситуации спасения главного героя, ситуации, требующие проявления толерантного, отзывчивого, доброжелательного отношения к окружающим);

«Путешествие в страну добронравию» (дети отправляются на специальной машине в путешествие, во время которого они делают остановки и имеют возможность понаблюдать за жизнью сказочных героев, а также оценивают увиденное с точки зрения норм культурно-толерантного поведения).

SCIENCE TIME

«Сборник Сказок», составляется из детских рисунков с изображением главных героев и может быть использована для обсуждения многообразия и значимости добрых поступков.

«Угадай» (детям предлагается прослушать рассказ педагога о сказочном персонаже и отгадать о ком идет речь, а также обсудить качества, которыми он обладает и чему у него можно поучиться).

«Что дальше?» (дошкольникам предлагают сочинить всевозможные сюжеты и концовки к знакомым сказкам с учетом того, что один из отрицательных героев волшебным образом становиться самым культурным и толерантным и пр.).

Итак, культурно-толерантной личностью, следует считать человека, который: является носителем культурного и этического наследия предков; способен понимать многогранность и неоднозначность окружающего мира; готов к проявлению эмпатии, адекватной и непредвзятой оценке и суждениям о себе и о других людях; обладает внутренней установкой на уважение и позитивное взаимодействие с людьми других культур, взглядов и традиций и т. д.; стремиться проявлять такт, доброжелательное и уважительное отношение к взглядам, убеждениям, верованиям, мнениям, традициям, привычкам и поведению других людей, а также демонстрировать общественно принятые нормы поведения в общении, деятельности, внешнем виде и пр. Сказки являются важным средством формирования культурно-толерантной личности в период дошкольного детства, при грамотном подборе произведений народного творчества с учетом идейно-художественной ценности произведения и возможности вовлечения детей в разнообразную увлекательную совместную деятельность, побуждаемую нравственным содержанием сказок и мотивами взаимной поддержки, помощи, внимания друг к другу, а также при поэтапной реализации методики использования сказок в воспитательной работе, направленной на единство формирования у детей способности ребенка эмоционально откликаться на состояние другого, умений распознавать и правильно выражать сопереживание, толерантность, сочувствие, стремление к содействию и, наконец, оказывать реальное содействие. При этом важно использовать традиционные и инновационные формы и методы использования сказок, содействующие обогащению опыта культурно-толерантного поведения.

Литература:

1. Бабунова Е. С. Концептуально-теоретические и прикладные аспекты системы дошкольного этнокультурного образования: монография. - Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. - 295 с.

2. Беспалова Н. Н. Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях : дис. ... канд. пед. наук: Барнаул, 2002. - 170 с.

3. Дошкольное образование в поликультурном регионе: современные тенденции и перспективы развития: сб. материалов межрегионального семинара / под ред. Е. С. Ошкиной, Саранск, 2011. - 194 с.

4. Кондрашова Н. В. Использование народной педагогики в современных ДОУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 7. - С. 152-153.

5. Кондрашова Н. В. Роль дошкольных образовательных учреждений поликультурного региона в духовно-нравственном воспитании детей // Гуманитарные и социальные науки. - 2013. - № 5. - С. 221-229. - URL: http:// www.hses-online.ru/ Actual.html

6. Кондрашова Н. В. Устное народное творчество в воспитании старших дошкольников // Воспитатель. - 2011. - № 2. - С.113-118

7. Кондрашова Н. В. Формирование культурно-толерантной личности в современном детском саду // Воспитатель ДОУ - 2014. - № 7. - С. 108-114.

8. Кондрашова Н. В., Корчагина С.Н. Использование народной педагогики в процессе формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста // Концепт. - 2014. - № 01.- URL: http://e-kon-cept.ru/ 2014/14011.htm

9. Кондрашова Н. В., Шорчева М. О. Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок // Концепт. - 2014. - № 04. - URL: http://ekoncept.ru/2014/14080.htm

10. Кондрашова Н.В. Турбаева А.А. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок //Концепт. - 2014. - № 03. -http://e-koncept.ru/2014/ 14057.htm

11. Народное искусство в воспитании дошкольников / под. ред. Т. С. Комаровой автор коллк. Т. С. Комарова,Т. А. Ратанова, Г. П. Новикова, Г. В. Быхлцвец, О. А. Соломенникова и др.) . М. : Педагогическое общество России, 2005.- 256 с.

12. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.consultant.ru

13. Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России : сб. нуч.-метод. ст. / редкол. Е. Н. Киркина (отв. ред.); Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2010. - 297 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.